Анализ стихотворения «редеет облаков летучая гряда» пушкина

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания природы. Герой видит, как редеют облака в небе, и становится видна вечерняя звезда. Ее свет окутывает равнины, скалы, водную гладь. Именно звезда так нравится лирическому герою.

Ее свет напоминает ему о далекой мирной стране. С восходом солнца становятся видны высокие и тонкие тополя, мирт и кипарисы. Природную тишину разбавляет только шум волн, которые разбиваются о берег. Это умиротворяющий пейзаж, который приводит в состояние покоя.

Дальше герой вспоминает, как проводил время в прогулках и размышлениях. В это время ночь как раз спускалась на землю, только одна девушка все искала ту же звезду и называла ее имя. Через этот образ герой вспоминает о даме, которая очаровала его сердце. Он словно тоже пытается найти ее и снова встретиться.

Тема и проблематика

Романтическое увлечение поэта оставило след в душе, но не имело продолжения после Гурзуфа. Мария Раевская стала невестой генерала Сергея Раевского. Это самая популярная версия о том, кому именно посвящено стихотворение. Факты из его истории таковы:

  • другие названия — «Таврическая звезда», «Эпиграмма во вкусе древних»;
  • создано под влиянием чувств, охвативших поэта во время отдыха в Гурзуфе;
  • загадка, кем навеян образ девы, которая появляется в последних строках, — Марией Раевской, Екатериной Карамзиной, Марией Голицыной;
  • текст произведения помог выразить чувства поэта на переломном этапе жизни — первая южная ссылка, красоты юга, прелестная девушка, ставшая его музой.

При проведении анализа «Редеет облаков» Пушкина следует отметить, что чтение вслух напевное и напоминает романс. Главной темой является описание красивой природы крымского побережья, которое объединяется с волнующим рассказом об античной истории. Пораженный роскошью мест отдыха, лирический герой словесно рисует живописные образы. Отдельное место занимает любовная лирика. В последних строках легкими штрихами Пушкин изображает портрет своей музы, имя которой остается тайной до сих пор.

Тема стихотворения — тоска об ушедших счастливых днях, былой любви. Все, что случалось в прошлом, остается частью личности человека. В определенные моменты под влиянием природы рождаются воспоминания, которые бередят душу или, наоборот, возвращают к жизни. Основная мысль текста заключена в том, что романтик всегда будет искать вдохновение, стремиться к покорению неприступных вершин.

Натура лирического героя сложна и противоречива.

Консультация «Анализ лирического стихотворения А. С. Пушкина»

Самостоятельный анализ лирического стихотворения — работа вдумчивая, сложная, требующая немалых знаний и умений. Допустим, что, работая над «своим» стихотворением, вы остановились в затруднении перед одним из пунктов плана общего анализа и принесли этот вопрос на консультацию. Вопрос первый. Место, время, история создания стихотворения «Редеет облаков летучая гряда. »; обстоятельства жизни и общественное положение поэта. Ответ. Элегия «Редеет облаков летучая гряда. » написана А. С. Пушкиным в самом начале южной ссылки: летом 1820 года. Жестокая воля царя вырвала поэта из привычного и близкого круга друзей, отправила в глушь южной степи, обрекла на негласный полицейский надзор. Но случилось так, что проезжавший на юг с семьей генерал Н. Н. Раевский, герой Отечественной войны 1812 года, предложил поэту, заболевшему лихорадкой, присоединиться к их путешествию по Черноморскому побережью Крыма с длительной остановкой в Гурзуфе.

Три счастливые недели Пушкин провел среди дружного семейства Раевских. Каждое утро поэт по крутым каменистым склонам спускался к морю наслаждаться свежестью утра и жадно вдыхать запах моря. Об этом он впоследствии рассказал в письме к брату (из Кишинева, 24 сентября 1820 года):

«Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства: жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался,- счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение,- горы, сады, море. »

Здесь поэт пережил первое в своей жизни глубокое чувство к одной из дочерей генерала Раевского. Есть основания думать, что это была младшая — Мария. (Впоследствии она вышла замуж за декабриста Сергея Волконского и последовала за мужем в ссылку.)

В элегии «Редеет облаков летучая гряда. » есть строка, в которой говорится, что юная девушка среди светил южного неба ищет дорогую поэту звезду и называет подругам эту звезду своим именем:

  • И дева юная во мгле тебя искала
  • И именем своим подругам называла.

Литературоведы доискались, что в далекой старине, в средние века, планету Венеру, ярко горящую в небе, называли «звездою Марии». А может быть, уважая тайну поэта, не надо гадать, к кому обращено стихотворение-к Марии или ее сестре Екатерине?

Важно другое: поэт заставляет читателя вместе с лирическим героем пережить и эту тихую ночь с одинокой яркой звездой, и тоску любящего сердца в разлуке. Тот же вопрос в отношении стихотворения «Узник»

Тот же вопрос в отношении стихотворения «Узник».

Ответ. Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году в Кишиневе. Переулки, мощенные крупным булыжником, «касы» — молдавские домики с плоскими крышами, многочисленные кофейни.. . Разноязыкая толпа — молдаване, арнауты, греки и армяне. Но и русской речи здесь предостаточно! Генерал Инзов, наместник царя в Бессарабии, был добрым, отзывчивым человеком и не утруждал Пушкина казенной службой. По утрам поэт делал канцелярскую работу по службе, читал книги из богатой библиотеки полковника Липранди; днем — прогулки по окрестностям. Встречая цыганский табор, внимательно слушает их песни; вечером — встречи с друзьями, молодыми офицерами штаба, разговоры о конституции, о крушении деспотизма. .. Звучат эпиграммы, «Вольность», «Пока свободою горим. . .». Да, Кишинев не был скучным городком. И все же это была неволя!

Александр I давно сбросил маску либерального государя. Трон окружили церковники-изуверы; просвещение подвергалось неслыханным притеснениям; слово «конституция» запрещено было произносить. Аракчеевские военные поселения насаждались по Волхову, по Ильменю, в Бессарабских степях: однообразные серые селения; барабанная дробь по утрам; солдаты-земледель цы, замученные муштрой и полевыми работами.

Из-за границы шли вести о революционных настроениях в ряде стран. В Италии действовали карбонарии — члены тайного общества, готовившие восстание против австрийского владычества. В Испании Риего возглавил народное движение против королевской власти. В феврале 1821 года в Греции вспыхнуло восстание против турецкого владычества. Начал его офицер русской службы Александр Ипсиланти, с которым Пушкин неоднократно встречался в Кишиневе.

Все это объясняет, почему в лирике Пушкина периода южной ссылки особое место заняла тема свободы. Это понятие, которое поэт относил к разряду высших человеческих ценностей, постоянно встречается в его стихах: гроза — «символ свободы» («Кто, волны, вас остановил. »), океан — «свободный» («Приветствую тебя, свободный океан. »), море — «свободная стихия». В стихотворении «Узник» тема свободы дана в ее трагическом повороте.

Средства выразительности

Стихотворение написано простым языком. При этом поэт использует несколько видов средств выразительности, которые помогают ему образно поведать читателям о собственных переживаниях. Наиболее значимые из них:

  • олицетворения — дремлет мирт, разбудил думы;
  • эпитеты — печальная (звезда), нежный (мирт);
  • метафоры — сладостно шумят волны, летучая гряда облаков.

В метафоре «над морем я влачил задумчивую лень» использован старославянизм. Он позволяет читателю понять, чем был занят поэт на отдыхе: гулял, размышлял, принимал участие в светских мероприятиях. Метонимия «увядшие равнины» определяет время происходящего. Описаны два времени года — осень и лето, два разных места — в Крыму и в Черкасской области. Время суток — вечер, когда вслед за ушедшим за горизонт солнцем на небе разгорается Венера. Звезда любви пробуждает светлые воспоминания, которыми делится с читателями лирический герой Пушкина.

Сравнения не употребляются поэтом, поскольку текст основан на развернутом пространственном олицетворении. Вечерняя звезда, которую своим именем называла юная дева, является мостиком между прошлым и будущим. Глядя на нее на берегу осенней реки, он вспомнил о прекрасном времени, проведенном в ласковом краю, где растут «стройны тополы».

Краткий анализ

Как и многие знаменитые произведения А. С. Пушкина, текст стихотворения положен на музыку. Романс с одноименным названием сочинил композитор Н. А. Римский-Корсаков. Музыкальную композицию можно использовать дополнительно во время подготовки презентации к уроку, посвященному произведению. Также потребуется кратко изложить анализ произведения в письменной форме. Разбор проводят по плану:

  1. История написания. Стих создан в ноябре 1820 года во период южной ссылки Пушкина. Его идея навеяна отдыхом в крымском поселке Гурзуфе с семьей Раевских в августе — сентябре этого же года.
  2. Тема. Воспоминания лирического героя о прекрасной стране, где все для сердца мило, и былых романтических чувствах.
  3. Композиция. Состоит из условных частей с описанием природы и навеянных вечерней звездой воспоминаний лирического героя.
  4. Жанр. Романтическая элегия.
  5. Размер. В произведении четыре строфы, написанные ямбом (двусложным размером с ударением на второй слог). Использованы рифмы — точная, неточная, женская, мужская.
  6. Метафоры. Задумчивую лень, увядшие равнины.
  7. Эпитеты.Стройны тополы, полуденные волны.
  8. Олицетворение. На хижины сходила тень, слабый свет.

Описанные лирическим героем реалии мира погружают читателей в состояние задумчивости, покоя, рождают свои воспоминания. Его обращения к звезде подчеркивают близость к природе, рождают ощущение тишины и покоя. Нотку тоски приносит воспоминание об утраченной любви, которое не смогло стереть время. Таковы особенности лирики А. С. Пушкина. Знакомство с произведением позволяет оценить его художественные достоинства и богатство созданных образов.

Тематика и проблематика

При проведении анализа поэтического текста очень важно правильно определить тему и основную мысль произведения. Тема — это то, о чем говорится в стихотворении

Чтобы ее выявить, бывает достаточно несколько раз послушать или прочитать текст. Идея — это авторские мысли, которые заключены в строчках. Для ее раскрытия простого знакомства недостаточно, следует провести анализ формы и содержания, рассмотреть особенности лирического героя и остальные образы.

Основной темой лирического произведения, напоминающего своим напевным звучанием классический романс, является описание красот южной природы, которое переплетается с рассказом об античной истории. Герой настолько поражен открывшимся его глазам великолепием, что готов словесно рисовать его образ, однако не испытывает единения с природной прелестью.

Звучит в строфах и тематика любовной лирики. В трех последних строчках поэт рисует легкими штрихами образ своей возлюбленной, юной девы, которая, как полагают исследователи, имела реальный прототип. Известный факт — когда Пушкин давал согласие на публикацию, то просил убрать три последние строчки, но это сделано не было. Поэт пришел в ужас от того, что тайна его сердца будет известна не только широкой публике, но и той самой «деве».

Основная мысль поэтического текста — сердце романтика всегда будет искать новых свершений и пытаться покорять очередные вершины. Даже великолепие природы и любовь к прекрасной девушке не в состоянии заставить его успокоиться. Таков лирический герой, сложный и противоречивый, он искренне наслаждается красотой и тишиной, но понимает, что покой недолог.

Жанр и композиция

«Летучая гряда» — стихотворение не об описании облаков. В художественном произведении показан пример печальной и овеянной романтическим ореолом лирики поэта. Здесь образ героя точно совпадает с его мнением о себе

При анализе композиции важно выделить ее основные части:

Текст состоит из четырех строф, в каждой из которых по четыре строки. Передать свои чувства автору помогает стихотворный размер ямб. Им используются два вида рифмы: точная (равнины — вершины, светило — мило) и неточная (лень — тень, вознеслись — кипарис). Вариант рифмовки — парный (по схеме рифмуются 1-я и 2-я, 3-я и 4-я строки).

Жанр и тропы

При разборе поэтического текста в классе или при выполнении домашнего задания очень важно определить жанровую особенности стиха. Это образец романтической элегии, в первых строках которой поэт рисует легкими штрихами красивый вечерний пейзаж, побуждающий в душе его лирического героя воспоминания

Все в этой красоте дышит спокойствием и умиротворением: здесь произрастают удивительной красоты деревья, мирты и кипарисы, возвышаются горделивые горы, слышится шум морского прибоя.

Тоска по потерянному идеалу, присущая романтической поэзии, появляется ближе к концу текста, когда и возникает женский образ, нежный и чистый. Неудивительно, что стихотворение было положено на ноты. Одноименный романс, знакомый многим любителям классической музыки, был написан Римским-Корсаковым.

Размер стихотворения — любимый Пушкиным шестистопный ямб с обилием пиррихиев и чередованием мужских и женских рифм. Рифмовка парная, текст состоит из восьми двустиший.

Хоть поэт обращается к обычной и понятной каждому простой разговорной речи, он задействует несколько видов тропов, позволяющих наиболее ярко и образно выразить свое настроение и собственные переживания. Наиболее значимые тропы:

  1. Олицетворения (дремлет мирт, разбудил думы).
  2. Эпитеты (нежный мирт, печальная звезда).
  3. Метафоры (летучая гряда облаков, сладостно шумят волны).

Сравнения поэт не употребляет, но они и не требуются, поскольку текст построен на развернутом распространенном олицетворении. Венера, вечерняя звезда — это своеобразный мостик между прошлым и настоящим, ее созерцание заставило лирического героя вспомнить о том, что уже прошло. Не зря перед читателем предстает сложный образ, словно относящийся к двум разным пространственно-временным отрезкам. Венера словно становится связующим звеном между героем и оставшейся в его прошлом девушкой.

Благодаря использованным изобразительно-выразительным средствам природа предстает живой, становится действующим лицом текста, выполняет не просто роль красивой декорации, но и позволяет выразить чувства и мысли лирического персонажа. Туч, грома и молнии в образной системе нет, все описанные автором реалии окружающего мира погружают в задумчивость, рождают ощущение умиротворения, тишины, покоя. Его постоянные обращения к окружающим объектам природы (звезда печальная… твой луч, я помню твой восход) помогают подчеркнуть близость к ней.

Таковы особенности лирического романса А. С. Пушкина, образца его романтической поэзии. Даже если прочесть всего полтекста, все равно станут очевидными его художественные достоинства и богатство образов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: