Обществознание

Что это

Само понятие появилось в Конституции в конце 20 века, хотя формирование данной ветви происходило во время создания первых стран. На данный момент можно выделить несколько синонимов, позволяющих понять смысл термина. Среди них – правительственная, министерская, управленческая и административная. Первые два описывают, какие органы власти ведут свою деятельность, а последние – описание понятия.

Исполнительная власть – система структур, которые контролируют общество и государственное имущество, а также следят за выполнением всех законов, указанных в Конституции. Деятельность ведется для решения как внешних, так и внутренних проблем.

Особенности

По поводу президента к общепринятому мнению ученые не пришли. Одна сторона относит главу государства к исполнительной власти, другая придерживается мнения, что президент не относится ни к одной из них. Теория разделения властей предусматривает только три основных направления, однако в научном мире до сих пор ведутся дискуссии по поводу их количества. Особенно это касается положения президента. Вопросы возникают не только по поводу главы государства. Например, прокуратура: на конституционном уровне ее относят к судебной власти, однако фактически этот орган нельзя отнести к данной ветви. Существует множество теорий, которые касаются правового положения органов прокуратуры. Одни юристы без сомнений относят их к судебной власти, другие – к исполнительной, третьи — ни к одной из представленных ветвей. Тем не менее разделение властей – важнейший механизм защиты граждан, и при этом без реализации подобного разграничения невозможен демократический строй в государстве.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В чем суть механизма сдержек и противовесов

Джеймс Мэдисон работал над тем, чтобы разработать эффективную модель реализации разделения властей. Здесь и появился механизм сдержек и противовесов, суть которого заключается в частичном совпадении полномочий ветвей власти. В Америке такой механизм используется и по сей день. Самый простой пример следующий: президент – это исполнительная власть, но тем не менее он имеет право вето и может использовать его в отношении издаваемых законов. Такие же сдержки есть и у судебной власти: суд может признать законодательный акт недействительным, если тот противоречит положениям Конституции. Благодаря таким механизмам другие ветви власти могут сдерживать законодательную. Также конгресс, который представляет законодательную власть, ратифицирует решения президента по поводу назначения в органы судебной и исполнительной власти. В итоге мы имеем дело с четким балансом между тремя ветвями власти, который обеспечивают они себе сами. Только благодаря взаимодействию, взаимоограничению и тому, что реализуется этот механизм только при помощи правовых мер, мы можем говорить об эффективной работе 3 ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Исторические примеры

В древние века считалось, что вся власть должна находиться в руках монарха, который выпускал указы и законы, ему подчинялись суды. Во время эпохи Просвещения многие ученые и философы доказали, что это абсолютно невыгодно стране во всех сферах.

Англичанин Джон Локк первым озвучил идею разделения ветвей власти. По его мнению власть должна была делиться на федеративную, исполнительную и законодательную.

В XVIII веке французский философ и духовный просветитель Шарль де Монтескье предложил термин «разделение властей». Также он первый придал теории Джона Локка современную концепцию, разделив ветви на исполнительную, законодательную и судебную.

По теории Монтескье основной целью разделения властей будет предотвращение злоупотребления авторитетом. В стране будет сохраняться политическая свобода, потому что ветви власти будут контролировать друг друга.

В России особое внимание теории разделения властей уделял М.М. Сперанский

В своей работе «Введение к уложению государственных законов» он предлагал два варианта самодержавной власти на основе закона и принципа разделения властей.

Первый вариант предполагал лишь формальное действие теории разделения властей, настоящая же власть принадлежала бы самодержавию; во втором варианте самодержавие не прикрывалось бы только внешними формами — оно действовало бы и фактически, а не только формально.

Так, в 1991 году учреждение института Президентства РФ и образования Конституционного суда свидетельствовало о реальном выделении и укреплении в механизме государственной власти России наряду с законодательной — исполнительной и судебной властей.

Конституция РФ 12 декабря 1993 г. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепляло за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

Определение государственной власти

Итак, как уже стало понятно, государственная власть является ядром политической сферы общества. Она возникла с появлением первых государств и полностью сформировалась в процессе развития человечества. Государственная власть отличается от других видов власти тем, что она основана на законах, принятых данным государством.

Выясним на примерах, что можно считать проявлением государственной власти.

  1. Отец запретил сыну играть в компьютерные игры, из-за того что сын получил двойку в школе;
  2. Тренер наказал игрока баскетбольной команды, отстранив его на день от тренировок, за нарушение правил игры;
  3. Полиция задержала угонщика автомобиля;
  4. Староста класса Саша Иванов убедил своих одноклассников прогулять контрольную по физике;
  5. Член итальянской мафии отказался давать показания в суде против мафиозного клана, так как знал, что он его накажет за нарушение закона (члены мафиозного семейства клянутся не давать показаний в суде друг против друга).

О государственной власти можно говорить лишь в 3 примере, так как полиция применяла свою силу, основываясь на законах государства.

Другие основные отличия государственной от остальных видов власти:

  1. Распространяется только на территории данного государства;
  2. Основывается на принятых в государстве законах;
  3. Общеобязательна для всего населения, вне зависимости от желания или нежелания отдельных жителей государства подчиняться приказам, распоряжениям;
  4. Имеет собственный аппарат принуждения (суд, полицию, армию);
  5. Разделяется на три главных направления (ветви): законодательную, исполнительную и судебную власть

Определение! Государственная власть – это учреждения, организации, государственные органы, люди, управляющие жизнью общества, власть которых осуществляется на основе закона. Эти законы закреплены в специальных документах — Конституции, кодексах.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово — премьер-министр). Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума. 

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; 

2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

4) Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;

5) Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

6) Осуществляет управление федеральной собственностью;

7) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

8) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

9) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

10) Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;

11) Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

12) Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

13) Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

14) Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Законодательная

Несмотря на механизм сдержек и противовесов, законодательная власть в любом случае имеет первостепенное значение и считается верховной. Ее суть в том, чтобы выражать волю и суверенитет народа. В Российской Федерации эта ветвь власти представлена Федеральным Собранием, что закреплено на конституционном уровне. Этот орган состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первая палата включает в себя представителей каждого из субъектов государства. Ее полномочия заключаются в утверждении границ между частями России, указов президента о введении военного или чрезвычайного положения. К полномочиям Совета также относится назначение судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, председателя и заместителей Счетной палаты

Еще одно важное полномочие Совета — в том, что представители имеют право на отрешение от должности президента. Что касается госдумы, то ее представители избираются народом

Главной сферой деятельности второй палаты считается объявление амнистии, выдвижение обвинений к главе Федерации, выражение недоверия правительству. Государственная Дума может назначить председателя Центробанка, а также уполномоченного по правам человека. Несмотря на немаленький перечень полномочий, первоочередной задачей парламента является принятие федеральных законов. Из всех 3 ветвей власти государства законодательная считается первоочередной.

Органы

Для решения всех поставленных задач сформированы определенные органы власти. Каждый из них отвечают за определенные направления и позволяют более точно контролировать их работу. Деление достаточно простое – на федеральный и региональный уровень.

Федеральные

Федеральные министерства работают над реализацией политики государства и контролем общественной жизни. Основными документами, контролирующими деятельность, являются различные правовые и нормативные акты, а также законы. Федеральные службы следят за работой в конкретной сфере. Цель федеральных агентств – оказание госуслуг и управление госимуществом, а также контроль и надзор.

Региональные

Деятельность территориальных органов контролируют руководители федеральных органов, служб и агентств. В правовых актах перечисляются определенный перечень дозволенных действий для решения поставленных задач. Также в них указываются возможности для взаимодействия с другими структурами и органами, а также полномочия отдельно взятых руководителей. Количество и размер региональных органов зависит от размеров региона и деятельности, которая ведется на его территории.

12.6. Эффективность государственной власти в современной России

Государственная власть, как правило,
является легитимной лишь при условии эффективного управления. Акцент по этому
поводу был сделан Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию
в 2005 г. В.Путин сказал: «…задачей номер один для нас по-прежнему остается
повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение
чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг
населению».

Только эффективная власть способна обеспечить государственный суверенитет и
достойную жизнь граждан.


Различают технологи­ческую и
социальную эффективность государственной власти. Технологическая
эффективность
государст­венной власти определяется степенью ее
бюрократической раци­ональности, адекватностью структур и институтов власти
целям преобразований, характером их реакции на изменяющуюся си­туацию.
Социальная эффективность
определяется соотношением затрат и полученных
результатов, что находит отражение в соци­альной цене реформ. Социальная
эффективность государствен­ной власти во многом зависит от того, насколько цели,
средства и результаты ее управляющего воздействия соответствуют ожида­ниям и
интересам управляемых.


Для современной России характерна
ситуации социальной неопределенности и ограниченности ресурсов управления,
поэтому необходима такая модель, при которой государственная власть в наибольшей
мере может проявить свою технологическую и социальную эффектив­ность. Одной из
таких моделей управления может быть «инициирующе-резонансная» модель, большое
влияние на формирование которой оказывают идеи синергетики. Эта модель
ориентирует государственную власть не на поиск идеалов социального разви­тия, не
на конструирование его желательных образов в соответ­ствие с имеющимися уже
образцами, а на использование законов самоорганизации в целях наиболее
эффективного управляющего воздействия.


Синергетические представления об
эффективном управлении основаны на двух принципах. Во-первых, управление есть
выбор целей и вариантов развития, которые ограничены спектром по­тенциально
возможных структур управляемой системы. От этого выбора зависит социальная
эффективность государственной власти. Во-вторых, управление — это резонансное
воздействие на систему, связанное с поиском «точек роста», который позволя­ет
при наименьших затратах получать максимальный результат. От направления и
характера такого воздействия зависит техно­логическая эффективность
государственной власти. При этом цели и результаты реформы должны
соответствовать социокультурному пространству, в котором они осуществляются,
т.е. быть обусловлены менталитетом различных социальных групп.


В соответствии с этой моделью
государственная власть долж­на не «строить» или «перестраивать» социальную
систему, а с помощью инициирующего воздействия выводить ее на собствен­ный и в
то же время желательный уровень социального разви­тия. При этом управление будет
эффективным в том случае, если государственная власть окажется в состоянии
согласовать цен­ностные ориентации и социальные интересы различных групп
на­селения не только по поводу целей, но и средств развития, и не допустить
перерастания социокультурных противоречий раскола в необратимый процесс
социально-политической дезорганизации. Эти условия проведения реформ тесно
связаны между собой, поскольку речь идет прежде всего о ценностном обосновании
со­циальных инноваций и реформаторской деятельности самой госу­дарственной
власти.


Недостаточная эффективность государственной власти в
со­временной России обусловлена несколькими факторами:


использование российскими реформаторами такой модели
модернизации, которая ориентируется на положительные примеры других стран, без
учета ценностных ориентаций, способствующих такой модернизации;


проведение реформ основе нормативистского,
про­граммно-целевого подхода в управлении, слабо учитывающего социокультурные
возможности управляемой системы и исходя­щего из иллюзии о всесильности  власти;


блуждание между реформацией и реставрацией, представляющее
собой циклы реформ, где движение по пути демократии и законности прерывается
контрре­формами, связанными с восстановлением в той или иной форме начал
авторитаризма и вседозволенности, мотивированной соображе­ниями практической
целесообразности;

препятствие реформам со стороны бюрократического аппарата,
который, по выражению Президента, «представляет собой замкнутую и подчас просто
надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».

Структура

Структура исполнительной власти достаточно проста – в ее состав входит ряд министерств, агентств и иных организаций. У каждого из них имеются отдельные задачи, за выполнение которых отвечают ответственные лица. Работа ведется на разных уровнях – от отдельного населенного пункта до государства в целом.

За каждым ответственным лицом закреплен определенный круг задач и полномочий. В случае каких-либо нарушений в их отношений проводится внутреннее расследование, после которого выбирается мера наказания, а затем проводится специальная профилактическая работа по предотвращению таких проблем в будущем.

Зачатки идеи

Теоретической разработкой разделения властей занимался англичанин Джон Локк. Он полагал, что деление полномочий между отдельными субъектами крайне необходимо. В узурпации власти одним или небольшой группой лиц он видел реализацию и охрану только частных интересов, а также отсутствие правовой защиты личности. Локк считал «приоритетной» ветвью законодательную власть, но при этом ее преимущество, по его мнению, не должно быть абсолютно. Остальные течения, исполнительные и судебные, должны занимать отнюдь не пассивное положение. Уже через столетие после обоснования этой модели Локком разделение властей было зафиксировано в важнейшем документе – Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 году. В тексте акта указывалось, что государство, которое не использует при управлении эту модель, не имеет конституции. В дальнейшем идеи Локка изучал и развивал француз Шарль Луи Монтескье. Он видел в разделении властей спасение общества от злоупотреблений властью государями, от узурпации и концентрации управления в одном органе, от деспотизма. Помимо деления полномочий, Монтескье разработал положение о системе сдержек и противовесов.

Функции федеральной, региональной и муниципальной власти

Существует несколько ветвей власти, в том числе, законодательная, исполнительная и судебная. У каждой из них имеются определенные органы управления на каком-либо уровне. С точки зрения федерального уровня законодательная власть в России реализована высшим законодательным органом под названием Федеральное собрание, который состоит из следующих структур:

  1. Верхняя палата (Совет Федерации).
  2. Нижняя палата (Государственная Дума).

Федеральный Совет реализует полномочия власти путем издания законов и законодательных актов, которые распространяют свое действие по всей территории страны в ее государственных границах. Исполнительная власть федерального уровня является системой, в которую включены федеральные органы, то есть Правительство Российской Федерации и Федеральные подразделения исполнительной власти, а именно:

  • федеральные агентства;
  • территориальные подразделения;
  • федеральные службы;
  • министерства.

Органы государственной власти взаимодействуют между собой и осуществляют возложенные на них функции, что обеспечено Президентом Российской Федерации. Он играет роль гаранта Конституции и стоит во главе государства.

Судебная власть с точки зрения федерального уровня представляет собой систему, в которую включены суды федерального значения, в том числе, Конституционный, Верховный и другие судебные органы федерального уровня. На региональном уровне сформированы самостоятельные законодательные органы власти, которые отличаются структурными особенностями, что объясняется национальными и историческими признаками конкретного региона.

Примечание 

Курултай является представителем Государственного Собрания в Республике Башкортостан. Аналогичную роль играет Народный Хурал, расположенный в Республике Бурятии.

Согласно федеративному строению Российской Федерации, сформировано 85 парламентов в регионах, которые исполняют функции законодательных органов власти республик. Избрание представительных органов регламентировано принципами единого равного и прямого избирательного права, которое предусматривает срок действия в 4 или 5 лет (если голосование проходит тайно). Полномочия, характерные для парламентов республик:

  1. Конституционное управление подразумевает принятие конституции, кодексов, законодательных актов, решение вопросов, связанных с устройством государства, изменением, внесенных в границы республик, организацией референдумов на соответствующем уровне, выборов, по результатам которых назначают глав республик и депутатов.
  2. Экономическое управление определяет политику в экономической сфере в рамках республики, утверждение государственного планирования, республиканских программ, направленных на развитие экономики, принятие государственного бюджетирования.
  3. Социально-культурное строительство, которое заключается в утверждении государственных планов и республиканских программ относительно развития в социальной и культурной сферах.
  4. Внешние отношения, определяющие связи между странами, ратифицируют и денонсируют международные контракты.

Власть на муниципальном уровне представлена органами местного самоуправления, особыми форматами представительной и прямой реализации народной власти, осуществляемой в муниципалитетах в виде поселений городского или сельского типа, сел, городов, некоторых частей мегаполисов. Выполнение функций местного самоуправления определяется с помощью референдумов, выборов или в других форматах, в рамках которых граждане прямо выражают свою волю за счет органов местного самоуправления.

В зоне ответственности подразделений местного самоуправления решение таких задач, как:

  • содержание и эксплуатация объектов недвижимости, жилой и коммерческой, принадлежащих муниципалитету;
  • финансирование учреждений дошкольного, среднего, профессионального образования, медицинских предприятий;
  • охрана общественного порядка;
  • содержание объектов коммунального хозяйства;
  • финансирования строительства и обслуживания дорог;
  • благоустройство территорий и прочие вопросы.

Федеральное собрание высший орган законодательной власти

Россия является страной с ассиметричными по правам субъектами, следовательно орган законодательной власти – двухпалатный, то есть имеет два уровня.

Федеральное Собрание делится на:

  1. Совет Федерации – уполномоченные люди из субъектов (по два человека от каждого региона).
  2. Государственную Думу – избираемое учреждение, состоящее из четырехсот пятидесяти мест. Выборы производятся по парламентским спискам.

У обеих палат свой перечень задач. К основным целям Совета Федерации относятся:

  • официальное указание линий между субъектами,
  • решение относительно применения вооруженных сил России за границами нашего государства,
  • ратификация и денонсация международных нормативных актов.

К задачам ГосДумы относятся:

  • утверждение планируемого баланса между доходами и расходами, а также налоговых сборов,
  • объявление амнистии,
  • приглашает и лишает прав на пост председателя Центробанка и Счетной палаты, а также Уполномоченных по правам человека и ребенка.

Как принимаются федеральные законы

Законотворческий процесс состоит из шести стадий, в которых задействованы несколько органов власти:

  1. Законодательная инициатива – идея нового нормативного акта.
  2. Обсуждение в Государственной Думе три раза. В первый рассматриваются общие принципы, во второй – нюансы и корректировки, в третий – итоговый вариант.
  3. Принятие ГосДумой по голосованию, действует принцип большинства, то есть основная часть депутатов должны проголосовать положительно.
  4. Согласие Совета Федерации – больше половины членов обязаны дать одобрение.
  5. Подписание Президентом. Ему предоставляется четырнадцатидневный срок, в рамках которого он может либо наложить вето, либо одобрить законопроект.
  6. Публикация и реализация.

Принятие федеральных законов осуществляется в строго регламентированном порядке. А изменение положений Конституции посредством всенародного референдума.

Исполнительная власть

Исполнительная власть является одной из немногочисленных, которые обладают независимостью и значительными полномочиями в управлении в делах государственной власти. Единственной задачей, которая ставится перед данной ветвью власти, является слежение за исполнением установленных законов. Осуществляется это при помощи не только служебных полномочий, но еще и при помощи административного права. В Российской Федерации данный тип власти составляют 5 основных  исполнителей федерального назначения:

  1. Министерства.
  2. Комитеты.
  3. Департамент.
  4. Главное управление.
  5. Федеральные агентства и службы.

Рис. 4. Структура Правительства Российской Федерации

Признаки исполнительной власти

  1. Является ветвью государства, которая ограничена в полномочиях, но при этом имеет право на самостоятельное существование.
  2. Для органов государственной политики она является проводником в реальность.
  3. Структура и задачи регулируются действующим законодательством.
  4. Объективное развитие в виде организационной власти государственного значения.
  5. Непрерывность действий и распорядительный характер.
  6. Носит статус полноценного обладателя материальных ресурсов.
  7. Возможность применения административного наказания по отношению к нарушителю.
  8. Административный контроль над деятельностью граждан.
  9. Обеспечение безопасности мирного населения и порядка в стране.
  10. Обеспечение представителей государственной власти необходимой информацией.

Органы государственной власти определение, признаки и структура

Орган госвласти является частью аппарата, который принимает участие в реализации определенных задач и обладает рядом преимуществ.

К основным признакам относятся:

  • осуществление деятельности от государства, а также его территориальной единицы – субъекта,
  • все действия регулируются нормативными актами, главным из них является Конституция РФ,
  • выполняемые цели строго ограничены компетенцией ведомства,
  • проявляется внутренняя структура и иерархия,
  • принятые решения имеют общеобязательный характер и санкционируются государством.

Говоря о структурной системе органов, можно их подразделить на группы по нескольким признакам:

  • по масштабу: федерального центра и регионов,
  • по теории подразделения: судебные, исполнительные и законодательные,
  • по территории: центральные и региональные,
  • по компетенции: общие и отраслевые.

Каждое ведомство имеет пирамидальную структуру с главой и подчиненными ему. Все региональные ведомства одинаковы по принципу сложения, так как повторяют центральный вид.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: