Патриархальная теория происхождения государства и права

Классификация эмоций

Согласно рассматриваемой психологической теории государства и права, эмоции разделяются на 2 вида: моральные и, собственно, правовые. Первые Петражицкий называет односторонними. Он связывал их с осознанием индивида своей обязанности, долга. Моральные нормы рассматривались в концепции как внутренние императивы.

Поясняя свои идеи, автор приводит следующий пример. Если человек подает милостыню из чувства долга, то у него не возникает представления, что нуждающийся в деньгах имеет право требовать их. Иная ситуация с правовыми эмоциями. Чувство обязанности (долга) сопровождается представлением о наличии у других лиц правомочия (равно как и наоборот).

Правовые эмоции, согласно исследуемой психологической теории права, являются, таким образом, двусторонними. Нормы, возникающие из них, обладают атрибутивно-императивным (предоставительно-обязывающим) характером.

Основываясь на этих рассуждениях, Петражицкий формулирует следующий вывод: право является закрепленной за индивидом, принадлежащей ему (как его добро) обязанностью другого лица.

Теория насилия

Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако, идейные предпосылки зародились лишь в эпоху рабовладения.

Как самостоятельное учение возникла в 19 веке. Л. Гумплович, К. Каутскиий, Е. Дюринг.

На этом этапе первоначального формирования они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, то есть завоевание одного племени другим. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы.

Однако, государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически запрещенное неравенство между победителями и побежденными.

Фактор насилия рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества – внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции).

Насилие рассматривается не как некое ограниченное и локальное, а как глобальное и естественное явление. Оно порождает определенные социально-экономические последствия (рабство, частная собственность, изменение государственного строя). Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что многие государства и правовые системы создают и развиваются не только в результате завоеваний или революций.

В целом, насилие как причина возникновения государств носит вторичный характер. Однако, в определенные периоды может стать доминирующей (ВОВ, 2МВ – социальные государства в Европе).

Е. Дюринг:

Основа общественного развития – политические отношения (экономические – производные от политики).

В качестве доказательства: в интересах нормального развития любое решение общества может приниматься большинством голосов. Меньшинство обязано подчиняться большинству.

Возникновение права собственности, классов и самого государства – рост насилия одной части над другой.

Л. Гумплович, К. Каутский:

Государство возникает в результате завоевания одного племени другим – рабство – частная собственность, классы.

Насилие – это глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов победителей и побежденных, правящих и управляемых. Эти функции влекут за собой необходимость решения новых социально-экономических вопросов – дальнейшее развитие по пути демократии.

Теория завоевания

Автор этой концепции возникновения государства — австрийский ученый Людвиг фон Гумплович. Эта теория уже не исходит из веры, она сугубо рациональна. Один народ, наиболее дерзкий и брутальный, завоевывает другой народ, наименее дерзкий и брутальный. Завоеватели образуют правящий класс, завоеванный — класс управляемых.

В дальнейшем происходит смешение и народ-завоеватель «растворяется» в завоеванном народе. Теория завоевания справедлива больше для всемирной истории, чем для истории России. Ведь общеизвестно, что норманны не завоевывали древних славян, а просто возглавили русские земли, причем усвоили не только местную культуру, но и язык. Доказательством тому служит первый договор Олега с Византийцами. Его текст составлен на греческом и славянском языках, а не на норманнском.

А вот Англия, к примеру, образовалась путем завоевания. Более подробные видеоуроки и презентация по истории средневековых государств смотрите в VIP-комнате.

Понятие и предпосылки патриархальной теории происхождения государства

В основе патриархальной теории лежит суждение о государстве как о большой семье, во главе которой стоит отец-патриарх. Термин «семья» в понятии этой теории означает не просто супругов и детей, но общество, построенное на основе нескольких кланов с общими предками.

Примечание 1

Основателем теории считается китайский философ Конфуций, который еще в VI-V вв. до н.э. сравнил государство с большой семьей, где чтят старших и следуют традициям. А правитель заботится о своих подданных, как отец.

Концепцию Конфуция развил древнегреческий философ-гуманист Аристотель. Он считал, что люди, стремясь достичь счастливой жизни, подсознательно пытаются объединиться и стать большой семьей.

Аристотель пытался описать идеальное государство с идеальным обществом. Он сразу отверг возможность «многонаселенного» государства. Особенностью этого общества людей, знающих друг друга, равных, способных участвовать в жизни страны, является отсутствие в нем иностранцев. В результате, создается модель государства, в основе которого лежит семья, преемственность поколений и взаимное уважение между правителем и обществом.

Впоследствии патриархальная теория получила развитие в трудах английского мыслителя Роберта Филмера (1588-1653) и публициста Николая Константиновича Михайловского (1842-1904).

Работы последнего часто вызывают неоднозначное отношение. В его сочинениях «Что такое прогресс?» и «Борьба за индивидуальность» семья характеризуется как «зародыш…рода, общины, племени, государства» и «элементарная общественная единица». И в то же время Михайловский не считает патриархальное государство идеальной моделью устройства общества.

Договорная

Представители: А. Н. Радищев, В. С. Соловьев, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс, П. И. Новгородцев, Г. Гроций, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье.

Второе название теории – естественно-правовая. Основная мысль в данной теории – договорное начало между обществом и государством, основанное на естественном и позитивном (обозначенном в документах, писаном) праве. Договор осуществляется по разумной воле народа, который объединился для взаимных интересов, реализации свободы и ее рамок.

Правовая договорная система объясняет социальные процессы таким образом:

  • естественные права есть у каждого человека (на жизнь, свободу, достоинство), они не зависят от воли государства, поэтому не нуждаются в законодательном закреплении. Наделяется общество такими правами Богом, поэтому они имеют высшую справедливость;
  • позитивное право создается государственными органами и закрепляется в законодательных нормах. Писаные права не противоречат естественным.

Теория не учитывает экономическую составляющую, и основывается только на социальных и политических процессах. Договор, который существует между государством и личностью, включает в себя взаимные права и обязанности. Они прописываются в Основном Законе – Конституции.

Основная мысль концепции основывается на правомерности процессов, определении рамок, свободном волеизъявлении, но при этом сторонами взаимно устанавливаются приемлемые моральные и нравственные рамки, определяются права и обязанности. Каждый человек, став совершеннолетним, самостоятельно решает вопрос о том, остаться ему в государстве или выйти из него. Соглашение имеет также целью преодоление социального неравенства, провозглашение гражданских прав и свобод.

Теологическая теория

Это одна из старейших теорий, в которой дается попытка объяснить, как возникло право.

Ее сторонники придерживаются мнения, что существуют высший божественный закон и основанное на нем естественное право, а все нормативные акты, принимаемые законодателями, должны этим нормам соответствовать.

Сторонником этой теории был живший в XII-XIII веках Фома Аквинский. Но эта теория была создана задолго до него в обществах с иными религиозными взглядами. Например, в Древнем Египте в эпоху царствования фараонов обязательность исполнения правовых норм объяснялась тем, что власть правителям была дана богами, и законы принимаются согласно их воле.

Естественно-научные теории

К первой большой группе теорий возникновения государств можно отнести гипотезы, авторы которых старались объяснить все процессы фундаментальными закономерностями и естественными природными циклами.
Рис. 1. «Без вести пропавший». Автор А. П. Горский

Органическая теория

В рамках этого подхода государство рассматривается как живой организм, то есть оно рождается, растет, достигает расцвета и потом медленно умирает. Подобные идеи можно встретить еще в трудах античных философов, которые имели смутное представление о природе, Но пик их популярности пришелся на XIX век, когда Герберт Спенсер изложил подробное видение “государственной эволюции”.В его понимании страна — это организм, а люди — клетки. Если в этой структуре нарушается баланс, государство заболевает, как следствие — либо претерпевает серьезные изменения, либо умирает. Современные политологи и ученые не воспринимают данную гипотезу всерьез.
Рис. 2. Теории происхождения государства

Диффузная теория

Основоположник — Фриц Гребнер. Сторонники этой гипотезы считают, что государство, как территориальная и социальная единица, возникает в результате взаимодействия разных народов.Кратко ее суть можно описать следующим образом — все народы стремятся к развитию и имеют равный генетический потенциал. Единственная разница между этносами обусловлена климатическими условиями их проживания (как следствие — у них отличаются специализации). То есть одни народы находятся в выигрышном положении, а другие — вынуждены довольствоваться скромными ресурсами.По мере сближения этносов происходит обмен опытом, вследствие чего уровни их развития выравниваются. Государство здесь рассматривается как носитель этой цивилизации.

Кризисная теория

Автор — Анатолий Борисович Венгеров. Согласно данной концепции, первые государства появилось после неолитической революции, то есть в результате перехода первобытного социума от собирательства к более сложной экономической модели, предполагающей разделение труда.
Рис. 3. «Враг остановлен». Автор Ф. П. УсыпенкоВ качестве основной причины этих перемен Венгеров называет экологический кризис — значительное ухудшение климатических условий, которое ориентировочно произошло около 12 тыс. лет назад.Идея состоит в том, что люди уже не могли прокормиться привычными методами, поэтому были вынуждены сообща подстраивать окружающую среду для обеспечения своих растущих потребностей в продуктах.
Рис. 4. Признаки государства

Расово-антропологическая теория

Автором этой идеи является француз Жозеф А. Гобино. В основе данной гипотезы находится допущение о том, что определенные этносы от природы имеют физическое и интеллектуальное преимущество. Соответственно — одни народы буквально созданы, чтобы править массами и развивать цивилизацию, а остальные этносы имеют способность лишь к примитивному труду и подчинению. В результате такого взаимодействия сильных и слабых как раз и формируется государство.

Космическая гипотеза

В XX веке на свет появилась новая теория происхождения государства с претензией на научность. В свое время ее активно отстаивал писатель-фантаст Эрих фон Дэникен.Сторонники этого подхода считают, что государственное устройство люди унаследовали от представителей инопланетной цивилизации. То есть на рубеже неолитической революции произошел контакт между землянами и представителями иного рода, которые обучили наших предков различным ремеслам и основам построения социума.

Сфера распространения концепции

Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.

В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности. Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом. В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.

Критика

Разработанная ученым психологическая теория происхождения права не была принята в юридическом сообществе. Критиковались идеи и в отечественной литературе

Правоведы указывали на абсурдность некоторых положений концепции, не принимая во внимание, что автор ставит теоретическую проблему. Ключевая цель ученого состояла в выработке универсальной формулы права

По задумке Петражицкого, она должна была охватить различные типы понимания юридической науки, известные истории (в том числе и договоры с дьяволом). Разработанная им психологическая теория права стала практически первой, во многом незрелой попыткой проследить формирование норм в правосознании индивида.

Различия патриархальной и патримониальной теорий

Патримониальная теория происхождения государства

Патримониальная теория происхождения государства кардинальным образом отличается от патриархальной, несмотря на сходство названий. Она впервые появилась в трудах швейцарского ученого-мыслителя Карла Людвига Галлера. Он берет за основу землю, территорию, на которой происходит образование общин. Земля – главный ресурс, который помогает человеку в его существовании и развитии. Тот, кто обретает права на землю, становится правителем. Для Галлера идеалом была вотчинная монархия, а единственным средством против злоупотреблений монарха он считал религию. Две созвучные теории имеют совершенно разные подходы к пониманию образования стран и общин.

Основоположник патриархальной теории государства и права

Основоположником патриархальной концепции можно считать древнегреческого философа Аристотеля (384 – 322 до н.э.), который полагал, что основной причиной возникновения государства является потребность человека в общении и это самое общение имеет результат в виде образования поселений, а в итоге и государства. Взаимосвязь и взаимоотношения отца в семье с другими членами общины вырастают в отношения правителя с его подданными, который должен по-отечески проявлять заботу о населении, защищать их, а они в свою очередь должны почитать и слушаться монарха.

Аристотель пытался осмыслить, какой тип политического устройства мог бы быть универсальным для большинства государств. Согласно его утверждениям, когда общение возникает ради всеобщего блага между семьями и родами, тогда возникает государство для того, чтобы жить счастливо. В свою очередь, общество диктует, какими качествами будет обладать его гражданин, поэтому если необходимо создать идеальное общество, то необходимо позаботиться о создании идеального государства.

Также Аристотель отмечал, что государство должно стремиться стать «большим», а не «многонаселённым», и, так как эти понятия для него имели разные значения, «большое» государство – сильное и устойчивое, обладает большим количеством граждан, способных в полной мере участвовать в политической жизни общества. А понятие «многонаселённое» государство приравнивалось к понятию слабого, неполноценного государства, большую часть его граждан составляют мужчины-иностранцы, женщины, ремесленники и прочее население, не имеющее права влиять на политическую жизнь внутри страны. Умеренное количество людей, которые способны влиять на политическую жизнь внутри государства, которые знают друг друга и сильный аппарат управления – вот формула идеального государства по Аристотелю.

Современная наука и юридическая практика опровергает патриархальную теорию, поскольку семья и государство возникают практически в одно время в результате разложения строя первобытных общин. Семья – это первоисточник общества, но не государства. Являясь более прогрессивной моделью построения государства, в отличие от теологической концепции, все же данная теория содержит некоторые пробелы. Например, вопрос легитимности власти правителя: в теологической доктрине власть государь дарована Богом, а вот в патриархальной – источник власти необходимо найти и обосновать, в противном случае – неповиновение подданных, не дано объяснение тому, по каким параметром нельзя считать племя государством. К тому же существует ряд некоторых противоречий. Например, что все жители государства не могут быть друг другу родственниками, в то время как семья действительно связана родственными связями, в истории имели место быть случаи, когда монарха приглашали из чужого государства, соответственно родственных связей с гражданами у него быть не могло, власть отца – неформальна, в то время как власть монарха формализована и может носить опосредованный характер через весь аппарат управления, законодательные акты.

Читать о других теориях происхождения государства и права:

  1. Теологическая теория государства и права
  2. Патриархальная теория государства и права
  3. Договорная теория государства и права
  4. Марксистская теория (классовая) государства и права
  5. Теория насилия государства и права
  6. Органическая теория государства и права
  7. Расовая теория государства и права
  8. Теория инцеста государства и права
  9. Ирригационная теория государства и права
  10. Феноменологическая теория государства и права
  11. Экзистенциальная теория государства и права
  12. Историческая теория государства и права
  13. Потестарная теория государства и права
  14. Школа позитивного права
  15. Школа естественного права

Основные концепции

Существует несколько основных концепций происхождения власти и права:

  1. Теологическая (или как ее еще называют — божественная, религиозная). Она управляла сознанием людей в Средневековье. Суть этой теории заключалась в том, что все возникает по воле Бога. По этой причине власть считается святой, незыблемой. Ее представители являются исполнителями божественной воли на земле.
  2. Патриархальная. Любой человек — коллективное существо, стремящееся создать собственную семью. Государство является высшей ступенью, когда многие семьи объединяются вместе под предводительством одного отца, старейшины, лидера.
  3. Договорная. Государство образовали индивиды, которые хотели сохранить то что имеют на данный момент, не воевать друг с другом, но для этого нужно было заключить договор, согласно которому все отказывались от благ для достижения общей цели.
  4. Органическая. Государство — целостных организм, клетками которого являются отдельные люди. Чтобы организм работал правильно, клетки должны объединиться и действовать сообща.
  5. Психологическая. Основана на людях, которые хотят подчиняться и личностях, склонных к управлению.
  6. Теория насилия. Государство образовалось благодаря одной группе единомышленников, которые силой подчинили себе других людей. Для управления государством, его насыщения также требуется проявлять насилие (поборы, казни).

Существуют и другие теории (гидравлическая, диффузная, спортивная, инцестная), но они не получили большой популярности среди исследователей, общества.

Суть и история развития направления

Психологическая концепция права показывает, что государство было основаны не на материальных ценностях, как утверждала марксистская доктрина. Они появились благодаря ряду психических качеств, переживаний и эмоций людей. Лев Петражицкий утверждал, что отдельные социальные группы не могут длительное время существовать без правовых переживаний. Государство может образоваться только по причине определенного состояния психики разных групп индивидов.

Суть этой теории заключается в том, что индивид имеет психологическую потребность в том, чтобы быть в организованном обществе, где его действия ограничиваются социальными рамками. При этом он должен ощущать, проявлять активность в рамках коллективного взаимодействия.

Сторонники направления считают, что общество образовалось благодаря психологическому развитию человека.

Исследователи сравнивали общество с биологическим организмом, в котором отдельные части связаны между собой. Между отдельными индивидами есть психологическая связь, позволяющая им объединяться в группы для достижения общей цели. По этому утверждению можно понять, что солидарность становится главной чертой характера человека, но одинаковых индивидов не существует. По физическим качествам есть сильные, слабые личности. В зависимости от психических качеств выделяется две группы индивидов:

  1. Личности, подражающие авторитетам. Им свойственно подчинение другим. При исполнении приказов со стороны руководства, они становятся спокойными, веря, что поступают во благо правому делу.
  2. Люди, стремящиеся управлять другими. Они не умеют выполнять приказы, имеют собственное мнение на многие вещи, не признавая слов других. Их умение подчинять окружающих своей воле позволят добиваться руководящих постов.

Возникла эта теория в середине 19 века, но большую популярность она получила только к началу 20 столетия.

Недостатки и преимущества идеологии

Основоположник не выделял в теории положительных и отрицательных моментов. Их стремились найти критики и ученые, предлагающие другие теории.

Плюсы и минусы кратко можно изложить, разобрав саму суть идеологии Аристотеля. Семья и государство – неравнозначные понятия. Не все отношения, возникающие внутри семейной ячейки общества, находят отражение в государственной власти. Одно из основных чувств людей, на котором строится жизнь, – любовь. В государственном строении она не обязательна. Если рассмотреть современные страны, то аппарат политического устройства очень сложен, его нельзя сопоставить с семьей.

Важно понимать, что семья – это единица, давшая начало государству только на уровне первобытных эпох. Постепенно, структурная единица начинает развиваться по своим законам, не сходным с огромным объединением родственников на одной территории

Что мы узнали?

Мы познакомились с основными положениями патриархальной теории происхождения государства, ее сути и отличия от патримониальной идеологии. Изучили кратко идеи ученых – основоположников теории. Выяснили, что по патриархальной идеологии государство произошло из семьи, где главенствует мужчина.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Теории возникновения государства

Помимо договорной теории происхождения существуют также и другие, получившие меньшее признание. К части их относятся:

  1. Теологическая теория — в основе её лежит вера в то, что истоки любого государства есть не что иное, как божественное вмешательство.

  2. Патриархальная — сторонники этой теории считают, что государства возникли в результате объединения множества отдельных семей под руководством одного человека. В результате чего образовались государства с монархом во главе.

  3. Теория насилия — основная её идея заключается в доказательстве того, что все державы возникли на основе более удачливых племён, поставивших себя во главе побеждённых общественных объединений.

  4. Органическая — суть её заключается в принятии государственного аппарата, как отдельно живущего организма, где руководители являются чем-то вроде мозга, а подчиняющиеся им населения — средством для обеспечения нормального функционирования организованного общества.

Патерналистская теория

Теория происхождения государства, патриархальная суть которой ужесточилась с течением времени, преобразовалась в новую концепцию — патерналистскую. Суть последней состоит в том, что она прямо соотносит государство и семью. При этом не допускается никаких отклонений от этой, главной концепции. вне зависимости от политического строя и формы правления, всегда является отцом, а сама держава — страной. Подобная теории была выдвинута Конфуцием. По его мнению, управление государством должно быть основано на следующих добродетелях:

Забота о младших;

Уважение младшими старших;

Патерналистская теория очень нашла своё подтверждение во время существования Русской Империи. Отношения в государстве строились на вере в «царя-батюшку».

Государство и процесс его изучения

Процесс возникновения и становления государственности всегда вызывал множество разногласий и споров. Каждая теория опирается на мнение и взгляды различных социальных групп, слоев общества, наций. Патриархальная теория строится на аналогии с семьей во главе с отцом, который имеет власть над домочадцами.

Государство — политическая организация, обладающая властью и аппаратом воздействия на общество, выполняющая законодательную функцию на определенной территории.

Сам термин был введен итальянским философом Никколо Макиавелли только в XVI веке, хотя первые государства зародились еще в IV-III веках до н.э. Автор знаменитого «Государя» дал термину определение «политическое состояние общества».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Возникновение государственности было обусловлено потребностью общества в принципиально новой системе управления народом и территорией, отличной от систем кланов и племен.

Процесс формирования государства у разных народов происходил разными способами. И часто этот вопрос вызывает разногласия, поскольку появляются новые исторические или этнографические факты, влияющие на причины возникновения государственности на той или иной территории.

Наиболее известными теориями происхождения государства являются:

  • теологическая;
  • патриархальная;
  • договорная;
  • теория насилия;
  • органическая;
  • материалистическая;
  • марксистско-ленинская;
  • психологическая.

Такое многообразие обусловлено различным мировоззрением создателей теорий и сложностью самого процесса создания государственности, что мешает верному восприятию этого процесса.

Выделяют экономические, политические и социальные причины появления государств. Среди них можно назвать:

  • переход от присваивающей к производящей экономике;
  • появление избыточного продукта;
  • возникновение частной собственности;
  • классовое расслоение;
  • обострение межклассовых отношений;
  • возвышение вождя племени и его ближайшего окружения;
  • появление аппарата власти.

Государство является главным институтом политической системы нашего общества. Его цель — создание и реализация законов, контроль за их соблюдением, обеспечение порядка в социальной жизни общества. Процесс изучения государства сложен и важен для понимания сущности политических, экономических и правовых явлений, их роли в общественной жизни.

Суть и история развития направления

Психологическая концепция права показывает, что государство было основаны не на материальных ценностях, как утверждала марксистская доктрина. Они появились благодаря ряду психических качеств, переживаний и эмоций людей. Лев Петражицкий утверждал, что отдельные социальные группы не могут длительное время существовать без правовых переживаний. Государство может образоваться только по причине определенного состояния психики разных групп индивидов.

Суть этой теории заключается в том, что индивид имеет психологическую потребность в том, чтобы быть в организованном обществе, где его действия ограничиваются социальными рамками. При этом он должен ощущать, проявлять активность в рамках коллективного взаимодействия.

Сторонники направления считают, что общество образовалось благодаря психологическому развитию человека.

Исследователи сравнивали общество с биологическим организмом, в котором отдельные части связаны между собой. Между отдельными индивидами есть психологическая связь, позволяющая им объединяться в группы для достижения общей цели. По этому утверждению можно понять, что солидарность становится главной чертой характера человека, но одинаковых индивидов не существует. По физическим качествам есть сильные, слабые личности. В зависимости от психических качеств выделяется две группы индивидов:

  1. Личности, подражающие авторитетам. Им свойственно подчинение другим. При исполнении приказов со стороны руководства, они становятся спокойными, веря, что поступают во благо правому делу.
  2. Люди, стремящиеся управлять другими. Они не умеют выполнять приказы, имеют собственное мнение на многие вещи, не признавая слов других. Их умение подчинять окружающих своей воле позволят добиваться руководящих постов.

Возникла эта теория в середине 19 века, но большую популярность она получила только к началу 20 столетия.

Государство и процесс его изучения

По своей сути государство — это сложная социально-политическая формация, которая обладает рядом, присущих только ей факторов, а именно:

Суверенитетом;

Политической властью;

Специфическим аппаратом управления;

Территорией;

Аппаратом принуждения.

Другими словами, государство является формой взаимосвязи социума. Этот механизм появляется вследствие деятельности самого человека. Проще говоря, государство исходит от общества, а не наоборот. В процессе изучения государства многие учёные выдвигали разные версии происхождения этого социально-политического механизма. Таким образом, появились определённые теории, каждая из которых по-своему объясняет процесс возникновения государства. Одну из таких теорий выдвинул древнегреческий философ Аристотель. Патриархальная изобретённая им, имеет ряд характерных особенностей, о которых будет рассказано ниже.

Одни из самых первых авторов основных исторических теорий происхождения права: причины, сущности, пути теории

Право формировалась вместе с развитием общества. Уже в ранние периоды государственности появились первые концепции его происхождения. К ним можно отнести патриархальную, теологическую и регулятивные теории происхождения.

Патриархальная

Старейшая модель появления права – патриархальная теория. Ее основанием считается Аристотель, а среди последователей М.Н. Покровский и Н. К. Михайловский. Сущность в следующем: в ее рамках государство и прав тесно связаны. Государство происходит из первичной ячейки – патриархальной семьи и становится единственной формой организации общества.

Оно же возникает, развивается и существует вместе с ним. Монарх становится аналогом отца для семьи – граждан. Эта теория не оставляет свободы для человеческой воли и социальной активности, она далека от демократичности.

На видео-теории происхождения права кратко:

Теологическая

Одна из наиболее старых теорий появления права – теологическая. Самые известные ее представители Ж. Маритен, Форма Аквинский и И. Волоцкий. Концепция базируется на убеждении в том, что право – вечное явление, в основе которого лежит проявление высшего разума или воли Бога. Общества древней Греции, Рима и Египта были глубоко пропитаны религиозными убеждениями. По их верованиям боги могли вступать в контакты с людьми, лично выражать свою волю и карать за проступки. Мораль и право были неразрывно связаны.

Законодательство устанавливалось волей богов, а наказание за нарушение наступало от их имени. Эта теория тесно переплетает правовые и государственные аспекты. В итоге и власть, и право настолько плотно переплелись с религией, что Демосфен назвал его изобретением и даром богов.

Регулятивная

Регулятивная теория возникла на заре государственности. В ее рамках право тесно связано с государством, так как возникает из необходимости построения и сохранения порядка на всей территории страны. Под порядком понимается комплекс отношений, все более усложняющийся в ходе развития общества. По мере развития жизни общества все сферы общественной жизни все регулируются все более жестко, и формируется право.

Спорные моменты

При использовании социологического подхода возникает риск размывания самого понятия «право». Если в качестве него рассматривать реализацию норм, то теряются четкие признаки неправомерного и правомерного поведения, поскольку исполнение положений может быть и законным, и незаконным.

Согласно концепции, основными субъектами нормотворчества выступают администраторы и судьи. При таком подходе формируются благоприятные условия для злоупотребления полномочиями этими лицами.

Социологический подход не имеет прочной нормативной базы. В этой связи, юридические споры решаются, главным образом, в пользу политически и экономически сильных субъектов.

Положительные стороны концепции

В рамках социологической теории учитываются процессы, происходящие в сфере правового регулирования. Они изучаются с использованием конкретных методов социологического познания.

В концепции приоритетными считаются общественные отношения. Другими словами, содержание превалирует над юридической формой.

Безусловно, социологический подход имеет большое практическое значение для исследователей и законодателей. Для формирования правильного представления о правовой доктрине, оценки эффективности норм необходимо изучать положения в жизни, при непосредственной их реализации.

Теологическая теория происхождения государства

К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.

Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.

Теологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основателем теологической концепции является Фома Аквинский, который жил в середине 13-го века и для появления того или иного государства он считал волю Бога.

Плюсами божественной сути государств, являются:

  • объяснения, что появление госструктур тесным образом связано с единой религией граждан;
  • последствия установления на основе религии общественного порядка;
  • отражения объективных решений теократического сообщества. И все это подтверждено исторической действительностью, что первые государства – это теократические образования.

Минус один и он состоит в том, что эта теория не является научной и поэтому ее нельзя как доказать, так и опровергнуть, так как она основана на вере.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: