Знаки препинания при обобщении в середине предложения

Виды знаков препинания, которые есть в русском языке

Чтобы вспомнить, какие именно разделительные символы применяются в русском, стоит вспомнить любой урок о пунктуации. На нем обязательно упоминалось о большинстве подобных элементов. Все они делятся на две категории: парные и непарные.

Первых значительно меньшее количество: кавычки «», скобки (), 2 запятые и 2 тире.

Они служат для выделения какого-то слова, словосочетания или части предложения и всегда применяются вместе, функционируя как единое целое.

При этом кавычки также используются для выделения названий на кириллице и как обозначение прямой речи.

Кстати, самые распространенные ошибки в пунктуации парных знаков — это забыть поставить второй из них.

Непарных пунктуационных символов значительно больше. Они делятся на группы, согласно своим прямым функциям. Причем некоторые из них способны выполнять не одну, а сразу две роли.

Анализируя вышесказанное, можно заметить, что ничего не было сказано об апострофе. Однако данный символ относится к орфографическим, а не пунктуационным. Поэтом речь о нем в данном контексте быть не может.

Двоеточие и тире

Сложнее всего школьникам писать диктанты и сочинения. Функции знаков препинания не знают даже некоторые взрослые. Чаще всего проблемы возникают с запятыми, но и расстановка двоеточия и тире может вызывать затруднения.

Варианты для первого знака:

  • выражение причины действия;
  • пояснение или дополнение;
  • глаголы-предупреждения;
  • прямой вопрос;
  • название и конкретизация темы.

Двоеточие необходимо в предложениях, где вторая часть означает причину действия, которое совершает субъект из главной фразы (в дороге молчали: болтать мешала тряска). А также знак необходим в конструкциях, где одна составляющая дополняет или объясняет другую. После глаголов-предупреждений тоже нужно ставит двоеточие, а еще перед прямыми вопросами. Это правило касается и пояснения тем (сообщение: зачем нужно знать правила пунктуации).

Тире ставится в нескольких случаях:

  • быстрая смена событий;
  • резкое противопоставление;
  • выводы из первой части во второй;
  • опущены некоторые союзы;
  • изъяснительные значения;
  • выражается сравнение.

При быстрой смене происходящего нужно поставить тире: загремели ворота — раздался собачий лай. Необходим знак и в конструкциях с резким противопоставлением: я рад служить — прислуживаться тошно. Когда во второй части предложения есть вывод из первой, то также нужно ставить тире. Пример: она умирает — ей ни к чему лгать.

Это требуется и в предложениях, где опущены союзы: ехала туда — пшеница уже желтела, он знал — начнется гроза. Подобным образом нужно писать конструкции со сравнениями. Пример: она слово молвит — соловей поет. Между основной частью и присоединительной конструкцией также нужно ставить тире: на стене нет образа — плохой знак.

Эпилог

О пользе знаков препинания

(А. Каневский)

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще.

За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал — так он разучился мыслить и дошёл до точки.

Какими бывают однородные члены предложения

Однородными, как уже было сказано ранее, могут быть любые члены предложения: и главные, и второстепенные. В одном предложении легко можно обнаружить несколько однородных членов из разных категорий. Принцип их формирования везде одинаковый. Однако чтобы наиболее глубоко разобраться в теме, стоит детально разобраться с каждым видов.

Пример однородных подлежащих

Подлежащее обозначает главное действующее лицо в конкретном высказывании. В любом предложении их может быть два и более. Например:

«Вася» и «Володя» в данном случае являются однородными подлежащими. Они отвечают на один и тот же вопрос (кто?) и относятся к одному сказуемому «пошли».

В этом случае присутствует уже целых три однородных подлежащих: «козы», «коровы» и «гуси».

Еще несколько примеров с однородными подлежащими в тексте.

Пример однородных сказуемых

В случае со сказуемыми все происходит аналогичным образом. В качестве примера можно привести следующее высказывание:

В этом высказывании целых три однородных сказуемых: «складывали», «умножали» и «вычитали». Все они выражены глаголами, отвечают на вопрос «что делали?» и относятся к одному слову — подлежащему «мы».

Сказуемых в предложениях также может быть неограниченное количество. Еще несколько примеров фраз с однородными сказуемыми:

Пример однородных дополнений

Дополнения также могут быть однородными. Это два слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному сказуемому. Например:

«Музыку», «книги» и «театр» здесь дополнения. Они выражены существительными, стоят в винительном падеже, отвечают на вопрос «что?». Вопрос к ним задается от слова «люблю», которое в данном предложении является сказуемым.

Еще несколько примеров предложений с однородными дополнениями:

Пример однородных обстоятельств

Два или более обстоятельства в предложении могут быть однородными. Например:

«Быстро» и «стремительно» в данном случае — однородные обстоятельства. Они выражены наречиями, отвечают на вопрос «как?» и относятся к одному и тому же слову.

Еще несколько примеров предложений с однородными обстоятельствами:

Пример однородных определений

Определения, как и остальные члены предложения, могут быть однородными. Например:

«Красные», «синие» и «зеленые» в данном случае — однородные определения. Они выражены прилагательными и отвечают на вопрос «какие?»

Еще несколько примеров предложений с однородными определениями:

Принципы

В нынешнее время концепция расстановки знаков неудовлетворительна и не отвечает общему принципу русской лингвистической науки.

Мнение русских ученых о правилах расстановки знаков препинания расходятся. Для одних — интерпункция строится на логическом принципе, другие уверяют, что на грамматическом, для третьих – это семантико-грамматический принцип, четвертые заявляют, что расстановка знаков препинания опирается на интонационный. Но, какими бы взгляды ученых не были, принципиальные основы русской расстановки знаков препинания остаются без изменений.

Логический принцип.

Логический принцип интерпункции, он же смысловой, указывают на смысловое деление речи и выражают различные дополнительные смысловые оттенки. Определенные логические элементы, закрепленные в предложении, могут изменяться.

Смысловой принцип:

  1. Определяет грамматическое значение предложения.
  2. Показывает характер мысли.
  3. Выражает дополнительную информацию.

Таким образом, логический принцип гарантирует нам восприятие текста.

Интонационный принцип.

Интонация направлена больше на живую речь. С помощью нее мы можем повысить или понизить голос. Чтобы отразить тональность речи на письме необходимы знаки препинания. Основой интонации может служить точка, тире, двоеточие, многоточие, точка с запятой, кавычки, скобки, восклицательный и вопросительный знаки. Например, предложение может быть разделено запятыми, но эмоциональность ему придает именно восклицательный знак.

Таким образом, интонационный принцип — эта таже мелодика речи, только на письме.

В русской языке интересным случаем остается, когда есть запятая, но нет паузы, например перед “но, он, если, что” и наоборот — запятой нет, а пауза есть.

Важно понимать, что все принципы расстановки знаков взаимосвязаны, а разделяют их только для того, чтобы легче было изучать

Расстановка запятых. Как помочь себе?

Если вас озадачил вопрос собственной грамотности, и не на шутку захотелось поднять свой уровень знаний или хотя бы немного освежить правила в памяти, мы можем предложить несколько способов. Первый и самый очевидный метод – заглянуть в учебник и пересмотреть правила, прописанные в нём. В век Интернета можно запросто отыскать в сети грамматический справочник. Второй способ не менее действенный – чтение. Возьмите в библиотеке книгу, перечитайте что-то из классики. Это не только кладезь грамматически верных конструкций, но и копилка слов, а расширение словарного запаса тоже благотворно повлияет на уровень эрудированности.


И последнее – практика. Мало просто посмотреть правила и закрыть учебник, так они забудутся довольно быстро, их вытеснит другая информация. Достаточно хотя бы нескольких написанных предложений в день. Наверняка у каждого найдётся хотя бы полчаса в день на спасение и укрепление своих знаний.

Как научиться правильно ставить знаки препинания

  1. Обособленные определения.
  2. Обособленные обстоятельства.
  3. Однородные члены.
  4. Обращения.
  5. Предложения с прямой речью.
  6. Сложные предложения.

Вам надо понять, какие слова выделяются знаками (как раз обособленные определения и дополнения, обращения и пр) и как «видеть» границы сложных предложений. Если освоите этот материал – в 90 % случаев будете ставить знаки правильно.

Чтобы это сделать – рекомендую вам вот этот учебник русского В. В. Бабайцевой. В нем собрана вся теория с 5 по 9 класс, учебник написан понятным языком. Купите и прочитайте.

Еще есть справочник Розенталя – тоже хорошая вещь, но более углубленная. Вам может быть сложновато его читать. Детям в школе – тем более.

Двоеточие и тире

В литературе встречаются и более сложные варианты. Слова, характеризующие какое-либо явление, могут находиться внутри предложения. И тогда они должны быть выделены с двух сторон.

Если предложения с обобщенными словами не заканчиваются однородными членами, то уместно использование и двух знаков препинания. Двоеточие ставится перед однородными членами, тире – после них.

  • Повсюду: на стенах, потолке и даже снаружи – горит, буйствует пламя, нещадно поглощая все на своем пути.
  • Все оттенки красного цвета: алый, розовый, коралловый, бордовый – несуразно пестрили в ее наряде.

В отдельных случаях перед тире может стоять также запятая. Но такой дополнительный пунктуационный знак обусловлен особенностями контекста, то есть соблюдением другого правила.

С большим уважением относились в школе все к старому учителю: и дети, и молодые практиканты, и другие учителя, – и не только с почитанием к солидному возрасту, но и с искренним расположением.

Однородные члены предложения

Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, относящиеся к одному члену предложения и связанные между собой сочинительной связью. Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость.

Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

Однородные члены могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Распространенные имеют при себе зависимые слова. И подошёл он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.

В предложении может быть не один ряд однородных членов. Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.

Однородными членами предложения не являются:

  • повторяющиеся слова, произносимые с интонацией перечисления. Зимы ждала, ждала природа. Слова ждала, ждала  употребляются в предложениях для того, чтобы подчеркнуть множество предметов или длительность действия. Такие сочетания слов рассматриваются как один член предложения;
  • два глагола в одной форме, выступающие в роли единого сказуемого (при втором слове стоит частица не или так). Кричи не кричи, хочешь не хочешь, гулять так гулять.
  • устойчивые сочетания с двойными союзами и … и, ни … ни. Например: и так и сяк, ни взад ни вперёд, ни рыба ни мясо.
  • парные сочетания синонимического, антонимического или ассоциативного характера, например: шито-крыто, пошло-поехало, житьё-бытьё, любо-дорого, худо-бедно и т. п.; вопросы-ответы, купля-продажа, вверх-вниз, вперёд-назад и т. п.; хлеб-соль, (по) грибы-ягоды, (по) рукам-ногам, братья-сёстры, внуки-правнуки и т. п. Такие сочетания не разделятся запятой, а соединяются дефисом;
  • два глагола в одной форме, указывающие на движение и его цель или образующие смысловое целое. Идём себе разговариваем. Присядь отдохни.

Однородные члены связываются при помощи сочинительных союзов и интонации или только при помощи интонации.

Однородные члены предложения соединяются сочинительными союзами:

  • соединительными (и, да (= и), ни … ни):  А цветы белые да пышные;
  • разделительными (или, то … то, либо и др.): Он с подозрением посматривали то на хозяина, то на вожатого;
  • противительными (а, но, да (= но), однако и др.): Она говорила мало, но толково.

В предложении с повторяющимися союзами всегда на одну запятую меньше, чем однородных членов.

Однородные и неоднородные определения

Определения бывают однородными тогда, когда каждое из них относится к определяемому слову, т. е. когда они соединены между собой сочинительной связью и произносятся с перечислительной интонацией. Однородные определения характеризуют предмет или явление с одной и той же стороны (по цвету, материалу, свойствам и т. д.). Могучий, буйный, оглушительный ливень хлынул на степь.

Неоднородными определения бывают тогда, когда они характеризуют предмет с разных сторон. В этом случае между определениями нет сочинительной связи и они произносятся без перечислительной интонации. Скворцы служат образцом доброй трудолюбивой семейной жизни.

Таблица «Различение однородных и неоднородных определений»

В таблице представлены правила различения однородных (запятая между ними ставится) и неоднородных (запятая не ставится) определений.

Однородные члены предложения и обобщающие слова

При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Обобщающее слово стоит или перед однородными членами, или после них. В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады.

После обобщающего слова перед однородными членами могут быть слова как- то, а именно, например, которые указывают на идущее далее перечисление. Вся усадьба Чертопханова состояла из четырёх ветхих срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани.

После однородных членов перед обобщающим словом могут быть слова, имеющие значение итога (словом, одним словом). Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

Таблица «Однородные члены предложения»

В таблице приведены правила постановки или отсутствия запятой при однородных членах, словник одиночных, повторяющихся и двойных союзов, которые необходимо опознавать в тексте для точного применения правила. Краткий словарик фразеологизмов, синонимичных, антонимичных, ассоциативных пар и другие синтаксические конструкции, похожие на однородные члены предложения, помогут не ошибиться в выявлении однородных членов.

Конспект урока «Однородные члены предложения». Следующая тема: «Обособленные члены предложения

Что такое вводные слова

Начнем, как всегда, с определения — разберемся, какие слова называются вводными и зачем они нужны. Школьники сталкиваются с ними, начиная с 5 класса, хотя подробно изучают только в 8 классе. Это не сложная тема, если у вас хорошая зрительная память — правил относительно вводных слов в русском языке очень мало, и какие-то вещи придется просто запомнить.

Вводные слова — это единицы предложения, которые не несут отдельной смысловой нагрузки, но усиливают эмоциональную оценку, уверенность или сомнения говорящего

Также они могут указывать на последовательность событий, привлекать внимание и т. д

Существует несколько типов вводных слов, но все они обладают следующими особенностями:

  • выделяются в тексте запятыми, скобками или с помощью тире;
  • не имеют грамматических связей с другими членами предложения;
  • могут быть вычеркнуты из текста без потери смысла.

Важно!
Вводные слова не являются членами предложения. Их следует отличать от совершенно таких же слов, которые выступают в роли обстоятельства, определения или дополнения

Разница заключается в том, что к вводной конструкции нельзя поставить вопрос.

Рассмотрим на примере:

  • Саша все-таки пришел, правда, опоздал на полчаса.
  • Саша подтвердил, что все написанное — чистая правда.

Итак, у нас есть слово «правда», которое в первом предложении выступает вводным, поскольку к нему нельзя поставить вопрос. Во втором предложении оно же является сказуемым. Мы можем поставить вопрос: «все написанное — это что?».

  • Я, верно, теперь не скоро доберусь домой.
  • Весь класс верно решил эту задачу.

Как видите, во втором предложении к «верно» можно поставить вопрос «как?». Следовательно, это слово не является вводным.

Такие же правила распространяются и на составные вводные слова

Они тоже могут замаскироваться под различные члены предложения, и важно научиться их распознавать

Сравните:

  • Он каждое утро просыпался с радостным предвкушением, одним словом, был счастлив. — Одним словом вы не сможете никого убедить, нужны поступки.
  • Морской воздух и обилие солнца, без всякого сомнения, помогают быстро восстановиться после болезни. — Миша с детства мечтал о небе, и поэтому без всякого сомнения выбрал летное училище.

Еще один способ отличить вводные слова — убрать их вовсе и посмотреть, не потеряет ли предложение свой смысл. Попробуем это сделать на одном из наших примеров:

  • Саша все-таки пришел, правда, опоздал на полчаса.
  • Саша подтвердил, что все написанное — чистая правда.

Понятно, что в первом случае смысл остался тем же, а вот во втором — он был утерян. Это подтверждает, что в первом предложении мы имеем дело именно со вводным словом.

Пунктуация при однородных членах предложения

Постановка зна­ков пре­пи­на­ния меж­ду одно­род­ны­ми чле­на­ми зави­сит от спо­со­ба их соеди­не­ния в пред­ло­же­нии. Между одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния может быть как союз­ная, так и бес­со­юз­ная связь.

Для нагляд­но­сти пред­ста­вим пунк­ту­а­цию при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния в виде сле­ду­ю­щей таб­ли­цы.

Вид свя­зи Союзы Правила пунк­ту­а­ции Примеры
Союзная Одиночные соеди­ни­тель­ные или раз­де­ли­тель­ные (и, да =и, или, либо) Между одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния перед оди­ноч­ным сою­зом запя­тая не ста­вит­ся Я укра­си­ла вазу ракуш­ка­ми и мор­ски­ми камеш­ка­ми.
Одиночные про­ти­ви­тель­ные (а, но, да=но), усту­пи­тель­ный (хотя) Перед сою­зом ста­вит­ся запя­тая Девушка сму­ти­лась, да отве­ти­ла на вопрос пра­виль­но.
Повторяющиеся (то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.) Перед вто­рым и после­ду­ю­щи­ми сою­за­ми ста­вит­ся запя­тая Не то ветер, не то дере­во за окном шумит.
Бессоюзная Между одно­род­ны­ми чле­на­ми все­гда ста­вит­ся запя­тая Сверху тури­сты смот­ре­ли на зда­ния ста­ро­го горо­да, купо­ла церк­вей, мосты через реку.

Перед одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния может упо­треб­лять­ся обоб­ща­ю­щее сло­во, кото­рое выра­жа­ет родо­вое поня­тие (одно­род­ные чле­ны — видо­вое) или обо­зна­ча­ет­ся место­име­ни­я­ми и наре­чи­я­ми (все, всё, вез­де, повсю­ду, все­гда, нику­да и пр.) Тогда после после него ста­вит­ся двое­то­чие.

Если обоб­ща­ю­щее сло­во сто­ит после одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, то перед ним ста­вит­ся тире.

Итог

  • одно­род­ные чле­ны — это оди­на­ко­вые чле­ны пред­ло­же­ния;
  • одно­род­ные чле­ны зави­сят от одно­го и того же сло­ва;
  • одно­род­ные чле­ны свя­за­ны меж­ду собой сочи­ни­тель­ной свя­зью и инто­на­ци­ей.

Однородные и неоднородные определения

К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.

1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.

В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:

Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).

Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.

Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже

Он владел немецким, французским, английским языком. Он владел немецким, французским и английским языком. Он владел и немецким, и французским, и английским языком.

2. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.

На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин).

У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).

3. Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

Рассмотрите примеры на иллюстрации.

Почему ты не надеваешь свое новое платье? Наконец мы дождались первых теплых дней.

4. Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.

Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.

Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов). Ясные дни сменились холодными, синевато-серенькими, беззвучными (Бунин).

Что такое пунктуация простыми словами

Пунктуация – это схема расстановки знаков препинания. Она действует в любом языке. Знаки препинания (точки, запятые, восклицательные и вопросительные знаки) помогают усилить и лучше передать смысл написанного.

Простыми словами, пунктуация – это правила по корректной расстановке знаков препинания. Точки отделяют одну мысль от другой. Запятые помогают сделать паузу, остановиться, вдуматься в смысл написанного. Вопросительный и восклицательный знаки передают интонацию. Дефис – служит для связки слов. Тире – делает паузу

Двоеточие – красный светофор перед важной мыслью

Если вы смотрели фильмы с субтитрами на испанском или изучали его – наверняка обратили на это внимание. Это удобно – в самом начале понятно, что предложение будет иметь вопросительный характер

Для того, чтобы правильно расставить знаки препинания, можно воспользоваться онлайн сервисами для проверки пунктуации. По аналогии с проверкой текста на орфографию, достаточно вставить материал в поле для ввода. Программа проведет анализ и укажет на возможные ошибки.

Все замечания носят рекомендательный характер – знаки препинания могут ставиться автором свободно. Чаще всего свободное распределение знаков препинания характеризует литературные произведения. Автор хочет сделать паузу или, напротив, ускорить чтение, чтобы передать динамичность и скорость мысли.

Если ошибок не будет – редактор или владелец сайта/блога потратит меньше времени на проверку и публикацию материалов. Соответственно, ваш статус как профессионала вырастет. Вы сможете рассчитывать на большее количество заказов и на более высокую оплату.

До ее возникновения все тексты были сплошными, и часто были написаны без пробелов между словами. А в начале 16 века появилась запятая, которая помогла придать тексту больше выразительности. Историки связывают развитие письменности с усложнением всех тех мыслей, которые хотели передать наши предки.

Один из неявных знаков пунктуации – красная строка. И это понятие знакомо всем нам со школы. Вспомните, как на диктантах и проверках учитель говорил нам: «Пишем с красной строки». Пунктуация – расстановка знаков препинания. Вдумаемся в сам термин «препинание». Это перерыв, пауза. И красная строка логически отделяет отрывки друг от друга.

Скобки и кавычки

Кавычки нужно ставить в предложениях, где слова не принадлежат автору. Обычно они ограничивают цитаты или прямую речь героев. Порой писатели заключают в этот знак слова, которые хотят выделить как общепринятые или неудачные. Такой подход позволяет подчеркнуть непрямое значение фраз. Иногда кавычки используют для выражения иронии или презрительного выражения.

Очень важно упомянуть в сочинении-рассуждении на тему роли знаков препинания функции скобок. Их используют, чтобы вставить в текст фразу, несущую дополнительную информацию

Не стоит злоупотреблять такой пунктуацией, так как перегруженные скобками предложения кажутся неважными. Читатель не воспринимает их как серьезные. Иногда этот знак используют для того, чтобы оторвать содержание одной части фразы от другой. Так точнее передается смысл конструкции.

Пунктуационное оформление перечней

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаютсяс заглавных букв, а заголовки последующих уровней —со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

Обратите внимание на знаки препинания в конце

заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе. Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Согласованность элементов списка

При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными

Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.

Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, мы привели основные правила построения и оформления ­перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.

Списки позволяют красиво структурировать текст, заострить на чем-то внимание читателя, выделить важную мысль, словом, их использование в статье – это хорошо. Но остается дело за малым: грамотное оформление

Давайте разберемся со знаками препинания и прочими трудностями.

Чаще всего нарушается согласованность. Каждый пункт перечисления должен быть в одном роде, падеже и числе, а также согласовываться с обобщающим словом перед списком. Например, неправильно:

  • умывание, чистка зубов,
  • заправьте постель,
  • готовка завтрака,
  • выпить кофе.

Правильнее вот так:

Что нужно сделать утром перед выходом на работу:

  • умыться, почистить зубы,
  • заправить постель,
  • приготовить завтрак,
  • выпить кофе.

Итак, не забывайте задать один вопрос каждому пункту и проверить грамматическую согласованность

Постановка двоеточия

Большинство людей хорошо знает, что если ОС предшествует перечислению, то перед ним (или уточняющим союзом) должно ставиться двоеточие. Этому обучали всех еще в средних классах школы. Однако следующие примеры помогут вспомнить, как правильно должно выделяться ОС на письме:

  • «Мальчик читал художественную литературу самых различных жанров: комедию, драму, приключения».
  • «Мне довелось увидеть таблицу с множеством непонятных записей: формулами, примерами, уравнениями».
  • «Произведение было насыщенно различными художественными средствами: олицетворениями, эпитетами, метафорами — поэтому я с большим удовольствием читал его».

Во-вторых, если перед ОС находится простой или производный предлог, что чаще всего однородные члены, которые будут находиться после двоеточия, будут также иметь его при себе. Однако некоторые писатели нередко опускают предлоги в данном случае. Такой ход не считается чем-то ошибочным, однако предложение выглядит гораздо более понятным, если является полным.

В-третьих, если предложение не заканчивается после перечисления, то необходимо поставить тире, а уже потом продолжать мысль. Даже если человек привык ставить перед «поэтому» запятую (третий пример), то в этом случае правило о знаках препинания при обобщающем слове и после перечисления требует постановки именно тире.

Ну и последний нюанс. Схема предложения с обобщающим словом выглядит следующим образом: : . Это полезно знать для того, чтобы выполнить упражнение, связанное с синтаксическим разбором предложения. Однако не стоит забывать, что если конструкция не заканчивается после ряда однородных, то в схему необходимо обязательно внести тире (после квадратной скобки).

Подведем итоги

Необходимо заучить, как правило, что обобщенно-личное предложение – это односоставное предложение с главным членом – сказуемым

Важно, что глагол-сказуемое в них имеет значение действия, которое может выполнять какое угодно лицо. В речи обобщенно-личные предложения чаще всего употребляются, когда говорящему необходимо подчеркнуть важность совершаемого действия

Причем это действие не привязано к конкретному временному промежутку и может выполняться любым человеком. Именно по этой причине очень много подобных конструкций входит в тексты художественных предложений. Многие предложения перешли в статус афоризмов, пословиц и поговорок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: