Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. причастный оборот: определение, правило, примеры

Понятие причастия

Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.

Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

  • Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
  • Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

  • Страдательные причастия настоящего времени.
  • Страдательные причастия прошедшего времени.
  • Действительные причастия настоящего времени.
  • Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

  • Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
  • Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

  • Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник. То есть подарок испытывает действия именинника, но он сам действие не выполняет.
  • Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок испытал действия именинника.

А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.

Типы синтаксических ошибок

Наиболее характерные нарушения здесь — это:

нарушение порядка слов:

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках.

(Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)

В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

нарушение норм управления:

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:
О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)

б) нарушение управления при синонимичных словах

— уверенность в победу.

Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в) нарушение управления при однородных членах предложения

— покрывает и потворствует дурным наклонностям.

Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? )им;

г)  нанизывание падежей

— располагает составленным агентом списком.

(Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом).

ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) неверное соединение

  • в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий: учебная и перспективная задача;
  • видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты;
  • перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки;
  • существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами;
  • причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;
  • причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;

б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд:

Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья.;

из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);

в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения:

детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье;

прочитал не только книги, но и законспектировал их, — нужно: не только прочитал, но и ….

ошибки при употреблении причастных оборотов:  

а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма):

по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;

б) неверный порядок слов:

На столе лежала отредактированная рукопись редактором.

Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись.

неверное употребление деепричастного оборота:

а) не учитывается вид деепричастия:

Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:

Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно.

Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.

ошибки при построении сложного предложения:

а) загромождение предложения однотипными придаточными:

Он высказал предположение, что его неверно поняли читатели, сказав, что ему представляется совершенно иная трактовка событий.

Нужно: Он высказал предположения, что его неверно поняли читатели, потому что он совершенно иначе представляет трактовку событий.

б) разнотипность частей сложного предложения:

Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту.

Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.

в) смещение конструкции:

Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата.

Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата.

г) неверное употребление союзов и союзных слов:

Но однако тем не менее мы должны сказать.

Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.

д) неправильный порядок слов в сложном предложении:

Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене.

Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.

Наша презентация

Предлагаем разгадать онлайн кроссворд и видекроссворд по речевым ошибкам — здесь

Правила построения предложений с причастными оборотами

Обороты следует грамотно вплетать в предложения, чтобы не потерять общий смысл высказывания. Разберем самые распространенные ошибки.

1. Причастие с зависимыми словами отделено от ОС

Неправильно: Книга была очень популярна, написанная неизвестным автором. Налицо нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Правильно: Книга, написанная неизвестным автором, была очень популярна.

2. ОС разбивает оборот

Неправильно: Появившиеся капельки росы ранним утром блестели на солнце.

Правильно: Появившиеся ранним утром капельки росы блестели на солнце.

3. Причастный оборот не может стоять в сослагательном наклонении

Неправильно: Мой друг решил не исполнять на концерте песню, вызвавшую бы неоднозначную реакцию слушателей.

Правильно: Мой друг решил не исполнять на концерте эту песню, поскольку она могла бы вызвать неоднозначную реакцию слушателей.

4. Причастие должно быть согласовано с определительным словом в роде, числе и падеже

Неправильно: Он подошел к одной из женщин, отдыхавшим на крыльце. Это распространенное нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Правильно: Он подошел к одной из женщин, отдыхавших на крыльце.

5. Оборот и определительная часть сложноподчиненного предложения не могут быть однородными конструкциями

Неправильно: Певица, прибывшая в город и которая планировала дать концерт в местном театре, неожиданно отменила выступление.

Правильно: Певица, которая прибыла в город и планировала дать концерт в местном театре, неожиданно отменила выступление.

Обособление причастных оборотов

Причастие, распространенное зависимым словом или словами, образует причастный оборот. Это явление более характерно для письменной речи, в устной же встречается гораздо реже.

В отличие от деепричастного оборота, который на письме всегда выделяется запятыми, причастный оборот обособляется не всегда. Необходимость обособления определяется в зависимости от позиции оборота по отношению к определяемому слову.

1. Причастный оборот (ПО) стоит после определяемого слова (ОС)

Пример:

  • Ее глаза, уставшие от долгого чтения при свечах, закрывались сами.

2. Причастный оборот относится к личному местоимению. В этом случае позиция по отношению к определяемому слову роли не играет.

Пример:

  • Он, искренне изумленный недружелюбным приемом, поспешил тут же откланяться.

Пример:

Ободренные поддержкой начальства, они с энтузиазмом продолжили свое исследование.

Исключение: если причастный оборот по смыслу и грамматически тесно связан и с подлежащим, и со сказуемым, то запятые не ставятся.

Пример:

Мы вернулись домой промокшими до ниточки.

Здесь упор делается не на сам факт возвращения домой, а на то, что домой вернулись именно промокнувшими. Такая тесная связь причастного оборота со сказуемым указывает на то, оборот не требуется отделять запятыми.

3. Причастный оборот стоит до определяемого слова, но при этом имеет обстоятельственное значение, чаще всего причины. В этом случае оборот можно преобразовать в придаточную часть сложноподчиненного предложения.

Пример:

Обрадованный столь явным успехом, Александр решил не обращать внимания на мелкие недочеты. = Александр решил не обращать внимания на мелкие недочеты, так как был обрадован столь явным успехом.

4. Причастный оборот стоит до определяемого слова, но отделен от него другими членами предложения.

Пример:

  1. Омытые солеными волнами, на берегу моря блестели камни.

Причастный оборот не обособляется:

  1. Если причастный оборот в предложении стоит перед определяемым словом, выраженным именем существительным, и при этом не несет в себе обстоятельственного значения.
  2. Пример:
  3. Читающий на ходу книгу мальчик чуть не врезался в прохожего.

Одиночные определения, их обособление

Несколько правил их обособления:

Если имеет соответственную смысловую нагрузку и приравнивается к придаточному предложению:

«Восхитительной девице, влюблённой, никак не проболтаться подружкам».

Если существует дополнительное обстоятельственное значение:

«Подол невесты постоянно задирается, и обе подруги, обеспокоенные, поправляют его».

Если находится отдельно от определяемого существительного:

«Ольга Алексеевна вновь заключила в объятия Катюшу, назвала её красоткой и, радостная, стала накрывать обед».

Когда объект конкретизируется:

«Спустя полчаса начался ливень, затяжной».

Одиночное определение не обособляется, если:

Сказуемое связано с определением:

«Я лежала, окунувшись в полное разочарование»,

Находится в винительном падеже:

«Я застал его уже лежащего на диване»,

Не согласовано с местоимением:

«Я наблюдал её задумчивую у мольберта»,

Если текст не побудительный:

«Ой ты умница!».

Правильное употребление деепричастного оборота в предложении

1) Сказав это, он вышел.
  1. основное действие — вышел
  2. кто? — он
  3. добавочное действие — сказав. Что еще он сделал? — Сказал.
  4. Он сказал, и он же вышел. И деепричастие, и сказуемое относится к одному субъекту – правильно.
2) Машина, промчавшись, оставила много дыма.
  1. глагол – оставила.
  2. Кто/что оставил? Машина оставила.
  3. деепричастие — промчавшись. Что еще сделала машина? — Машина промчалась.
  4. Машина промчалась.  и Машина оставила.
  5. Логично. Значит, составлено корректно.
3) Войдя в комнату, мы можем увидеть роскошный кабинет.
  1. Глагол – можем увидеть.
  2. Кто может увидеть? — Мы.
  3. Деепричастие — войдя. Что еще мы сделаем? Мы войдем в комнату.
  4. Мы сможем увидеть, если войдем в комнату.
  5. Логично. Корректно.
4) Читая много текстов, стала замечать…
  1. Глагол – стала замечать.
  2. Кто стал замечать? Я – автор говорит от первого лица.
  3. Деепричастие — читая. Что еще я делаю? — читаю.
  4. Я читаю. Я стала замечать.
  5. Логично. Корректно.
5) Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу…

Глагол – предадимся (бегу).
Кто предастся? Мы (автор с другом милым). Мы (давай) предадимся бегу.
Деепричастие — скользя. Что еще мы делаем? Мы скользим

Или будем скользить – сейчас неважно.
Мы скользим/будем скользить. Мы предадимся бегу.
Логично

Правильно, Александр Сергеевич.

На этом корректные предложения заканчиваются. Остальные 6 составлены неверно.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками.

Информация, которую нужно запомнить

Различают несколько видов синтаксических ошибок. Для удобства мы объединили их в таблицу.

Тип ошибки Пример некорректного употребления Правильный вариант
Неверное употребление падежных форм
Некорректное управление зависимыми словами. Описывать о случившемся Описывать случившееся
Неправильное употребление предлогов вопреки, согласно, благодаря. Согласно обстоятельств Согласно обстоятельствам
Некорректное употребление слов с предлогом по в значении «после чего-то, в результате чего-то». По окончанию, по приезду По окончании, по приезде
Нарушение правил употребления двойных союзов вместе с однородными членами предложения
Неверное соединение членов предложения двойными союзами. Понимание основной мысли текста является не только важным для писателя, но и для читателей. Понимание основной мысли текста является важным не только для писателя, но и для читателей.
Замена частей двойного союза. Существенные изменения наблюдались как в культурной сфере, а также в промышленных отраслях. Существенные изменения наблюдались как в культурной сфере, так и в промышленных отраслях.
Некорректное употребление однородных членов предложения
Неверное построение предложения с однородными членами. Сотрудник нашел и радуется своему решению. Сотрудник нашел решение и радуется ему.
Ошибка в употреблении однородных членов после обобщающих слов. Особенности быта русских людей описаны в произведениях многих писателей: Толстой, Гоголь, Тургенев. Особенности быта русских людей описаны в произведениях многих писателей: Толстого, Гоголя, Тургенева.
Пропуск предлога при перечислении однородных членов. Осенние листья были везде: на центральных улицах, парках. Осенние листья были везде: на центральных улицах, в парках.
Объединение родовидовых понятий при перечислении однородных членов. Он положил в сумку помидоры, картошку, овощи, термос с чаем. Он положил в сумку термос с чаем и овощи: помидоры, картошку.
Неверное употребление в предложении имен собственных
Неправильный выбор падежа имени собственного. В спектакле «Спящей красавице» великолепное музыкальное сопровождение. В спектакле «Спящая красавица» великолепное музыкальное сопровождение.
Некорректное построение предложения с причастным оборотом
Несогласованность причастия с определяемым словом. Одно из самых интересных мест в нашей стране, привлекающих любителей природы со всего мира, — озеро Байкал. Одно из самых интересных мест в нашей стране, привлекающее любителей природы со всего мира, — озеро Байкал.
Разрыв причастного оборота определяемым словом. Прибывшие представители компаний на семинар проходят регистрацию. Представители компаний, прибывшие на семинар, проходят регистрацию.
Употребление в качестве однородных членов причастного оборота и определительного придаточного. Молодой человек, стоявший посреди комнаты и который громко читал стихи, не мог остаться незамеченным. Молодой человек, стоявший посреди комнаты и громко читающий стихи, не мог остаться незамеченным.
Ошибочное построение сложноподчиненных предложений
Несогласованность подлежащего и сказуемого в частях сложноподчиненного предложения. Все, кто знаком с русской классикой, знает Тургенева. Все, кто знаком с русской классикой, знают Тургенева.
Некорректное присоединение придаточной части предложения, вызывающее искажение общего смысла. В послании сообщалось, что на завод направляется прокурор, которым управляет В. В. Иванов. В послании сообщалось, что на завод, которым управляет В. В. Иванов, направляется прокурор.
Некорректная замена прямой речи косвенной
Неправильное употребление косвенной речи в придаточной части сложного предложения. Пушкин писал, что «я памятник себе воздвиг нерукотворный». Пушкин писал, что он памятник себе воздвиг нерукотворный.
Нарушение согласования между подлежащим и сказуемым
Неверное определение рода сложносокращенного слова. ООН был основан в 1945 году. ООН была основана в 1945 году.
Нарушение согласования между подлежащим, в роли которого выступает сложное существительное, и сказуемым. Кресло-качалка была неисправна. Кресло-качалка было неисправно.

Алгоритм проверки себя

Чтобы увериться, что вы не допустили ошибки в предложении с деепричастным оборотом:

  1. Найдите существительное — подлежащее (отвечает на вопрос кто/что?).
  2. Если предложение безличное (нельзя определить, кто выполняет действие), убедитесь, что глагол находится в инфинитиве (что делать/что сделать?)
  3. Если предложение определенно-личное, найдите глагол — сказуемое (что делает?).
  4. Найдите деепричастный оборот (что делая/что сделав?).
  5. Убедитесь, что глагол и деепричастие относятся к одному лицу/объекту.
  6. Если действие и добавочное действие выполняют разные объекты, а в безличном предложении глагол использован не в форме инфинитива, перепишите.

Примеры исправления ошибок смотрите в таблице.

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
Приехав в аэропорт, обнаружилось, что паспорт остался дома Когда мы приехали в аэропорт, то обнаружили, что паспорт остался дома
Подъезжая на парковку, приглянувшееся место уже было занято Когда водитель подъезжал на парковку, приглянувшееся место уже было занято
Сидя на подоконнике, коту было интересно Сидя на подоконнике, кот был заинтересован
Начиная научную работу, у нас завязался спор Когда мы начали научную работу, у нас завязался спор
Выпив кофе на ночь, мне не спалось Мне не спалось, потому что я выпил кофе на ночь

Здесь можно проверить себя и убедиться, что вы умеете работать с деепричастными оборотами.

Хорошие новости: достаточно один раз вникнуть в правила и понять их — и вы больше не будете ошибаться!

Из хороших новостей еще: до весны осталось меньше месяца. Трудимся и ждем

Почему взрослые делают ошибки в деепричастных оборотах

Тест 10

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Внезапно крики прекратились, группа людей. взволнованно загудела и, перекликаясь, неловко заспешила к выходу.

2) Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые.

3) Близких нужно любить и заботиться.

4) Учитель сказал, что, мол, сегодня я не буду проводить опрос.

5) Павел написал нам, что он стал победителем конкурса «Новое поколение» в номинации «Лучшее конструкторское решение».

6) На деревья набросился короед, за несколько месяцев превратив сотни гектаров зрелых ельников в мёртвый лес.

7) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода.

8) Озеро Байкал глубок и полноводен.

9) Собирая грибы, нам нисколько не надоело.

Внимание:       

Задание 7 принесёт целых 5 баллов тому, кто с ним справится. 

В курсе «ЕГЭ-навигатор» более 500 примеров к заданию 7. Система формирует для вас варианты при каждом новом обращении, проверяет вашу работу, выставляет оценки, показывает вам допущенные ошибки, сохраняет все выполненные вами тесты и отражает всю информацию в вашей личной «Истории тестирования». 

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.

Верный вариант:

Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.

Пример 2

Предложение:

Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.

Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1:

Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.

Верный вариант 2:

Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.

Пример 3

Предложение:

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.

Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».

Верный вариант:

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.

Пример 4

Предложение:

Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1:

Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Верный вариант 2:

Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Примеры предложений

Для закрепления правил расстановки знаков препинания при причастных оборотах приведём примеры предложений.

  1. Зимой в деревне так тихо вокруг, идёшь и прислушиваешься, только свежевыпавший снег под ногами хрустит.
  2. Нагулявшиеся и набегавшиеся на улице малыши лучше и дольше спят.
  3. Учуявший след пёс подал знак своему хозяину и повёл нас за собой.
  4. Открытка, нарисованная ребенком, будет долго храниться в специальной коробке, как самый дорогой подарок для мамы.
  5. Молодая учительница, замещавшая Ирину Петровну, быстро нашла общий язык с детьми и стала всеобщей любимицей.
  6. «Земля, земля!» — закричал матрос, увидевший на горизонте едва заметный берег.
  7. Кирилл, выигравший олимпиаду по шахматам, учится в седьмом классе, а занявший второе место ученик — в девятом.
  8. Сашин папа, работающий таксистом, часто рассказывает нам смешные истории про пассажиров.
  9. Висевшие на дереве груши манили нас сильнее тех, что уже валялись на земле.
  10. Его коллеги, оставшиеся работать с новым начальником, стали быстро расти по карьерной лестнице.

В школьной программе вместе с причастным оборотом изучается деепричастный оборот.

На сайте можно подобрать предложения и подобрать словосочетания к словам в режиме онлайн.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: