Анализ 3
В повести «Очарованный странник», вышедшей в свет в 1873 году, представлен образ человека удивительной судьбы. На пароходе, плывущем на Валаам, черноризец-паломник, назвавшись мирским именем Иваном Северьяновичем Флягиным, рассказывает попутчикам о скитаниях, которые ему довелось вынести, Внешностью он напоминал русских былинных богатырей. Его удивительный, поэтический народный язык и манера повествования – старинный русский сказ, последовательность и изложение событий его жизни похоже на канонический древнерусский жанр жития. Попутчиков Иван покоряет искренностью рассказов о своих скитаниях.
Многие критики, современники Лескова, восприняли это произведение враждебно, упрекали автора в том, что нет в его повести ни логического сюжета, ни правдивости в описанном им национальном характере, ни основы любви героя к русской земле. Все повествование главного героя о своих странствиях оценивали, то ли как «от дурака откровение», то ли от «умного речь», а самого главного героя представляли, как пародию на человека с русским характером. Однако, образ главного героя при кажущейся внешней простоватости, многогранен и сложен. Лесков, познавая таинственную глубину русской души, ищет нравственные порывы в поступках грешного человека, неистового правдоискателя, который, часто ошибался, но страдая, не теряя веры, приходит на путь покаяния. Лесков показал, что русскому человеку не совсем присуще христианское смирение, ему свойственно согрешить ради справедливости.
Главный герой с детства был родителями завещан Богу, потому что был долгожданный и вымоленный ребенок. И по предсказанию ему было суждено уйти в монастырь. Много испытаний выпало на долю Ивана: крепостная повинность, побег, скитания без документов и денег, десятилетний плен у иноверцев, пятнадцатилетняя рекрутская служба на Кавказе, где за отвагу был пожалован Георгиевским крестом и офицерским чином. Он невольно стал причиной смерти трех человек: монаха, свалившегося под колеса телеги, татарина, бившегося за коня, цыганки, обезумевшей от ревности. Довелось ему побывать конэсером, нянькой, лекарем, солдатом, справщиком в конторе, актером в балагане. Сам герой считает себя страшным грешником, но пройдя через искушения и испытания, находит успокоение в служении и вере. Последний приют он находит в монастыре, но и там ему скучна спокойная жизнь. Его душа в поиске, она жаждет обрести цель жизни. Он очарованный жизнью бродяга с чистой, как у младенца душой, но сильным и независимым характером.
Сочинение Очумелов в рассказе Хамелеон (характеристика и образ героя)
В произведении А. П. Чехова Хамелеон есть много героев, как хороших, так и плохих. Очумелов, чья фамилия говорит сама за себя, является главным героем произведения Антона Павловича, в котором содержится вся суть хамелеона.
Сочинение Жестокая реальность. Как вы понимаете выражение?
Увы, жизнь далеко не всегда справедлива. Люди не всегда получают по заслугам – достаточно часто их обвиняют в том, чего они не совершали либо в том, что не хотели совершать, но все же сделали под напором внешних обстоятельств.
Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для подросткового возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся специфические знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.
Очарованный странник — сочинение по произведению
Многие не могут понять кто такой русский человек, вот только он может показать все свои эмоции и русский характер. Именно ими и славятся русские люди. Порой он способен на такие подвиги.
На фоне всего этого Лесков решил создать произведение, где герои исповедываются и рассказывают обо всем, что с ними происходило все это время. Они путешествуют по всему миру, и где бы они не находились везде им встречаются и поджидают беды и несчастья. Но встречают они их с высоко поднятой головой, и именно поэтому очень быстро с ними расправляются, и двигаются дальше, не смотря ни на что. Конечно, и маленькие дети встречаются с трудностями, но переступая через них, да еще и при помощи родителей им это удается сделать, и они двигаются дальше. Когда с ними плохо обращаются да еще когда они видят что происходит вокруг они сами не ведая, начинают также относиться ко всему этому и считают это нормальным состоянием.
А вот наш главный герой по имени Иван видел в жизни только добро и всегда старался во всем помогать окружающим людям и никогда никого не обижал. Но все равно повсюду происходило огромное количество бед и несчастья, но парень не становился таким. Но сколько бы он не старался, но один раз все-таки не сдержался и допустил большую ошибку. А для того чтобы ее исправить он решает отправиться на войну.
Многие могут позавидовать воспитанию и характеру Ивана, ведь он является мужественным и храбрым мужчиной, который появлялся в нужный момент рядом с тем человеком, которому необходима помощь. За все это время он познакомился с огромным количеством новых людей и благодаря этому стал сильным и мужественным мужчиной, который справится с любыми преградами и препятствиями.
Постепенно Иван становится праведником, он старается улучшить жизнь других людей, а вот то, что портиться его жизнь мужчина даже не замечает. И делает он это все не понимая. Кроме этого он постоянно старается разыскать причину, по которой он совершил ошибку и сделать все для того чтобы это все исправить.
На фоне всего этого парень превращается в настоящего мужественного человека, который все понимает и готов меняться. И этим автор решил показать читателям то, что на ошибках каждый человек учиться и набирается опыта.
Композиция
Структура книги – не что иное, как модернизированная и композиция сказа (фольклорного произведения, которое подразумевает устный импровизированный рассказ с определенными жанровыми особенностями). В рамках сказа всегда есть пролог и экспозиция, которые мы видим и в «Очарованном страннике», в сцене на судне, где путешественники знакомятся между собой. Далее следуют воспоминания рассказчика, каждое из которых имеет свою сюжетную канву. Флягин повествует сказание о своей жизни в той стилистике, которая свойственна людям его сословия, более того, он передает даже речевые характеристики других людей, что являются героями его историй.
Всего в повести 20 глав, каждая из которых следует, не повинуясь хронологии событий. Рассказчик выстраивает их по своему усмотрению, основываясь на случайных ассоциациях героя. Так автор подчеркивает, что всю жизнь Флягин прожил также стихийно, как и рассказывает о ней. Все, что произошло с ним, — череда взаимосвязанных случайностей, как и его повествование – вереница историй, связанных смутными воспоминаниями.
Лесков не случайно добавил книгу в цикл легенд о русских праведниках, ведь его творение написано по канонам жития – религиозного жанра, в основе которого лежит биография святого. Композиция «Очарованного странника» это подтверждает: сначала мы узнаем об особенном детстве героя, наполненном знаками судьбы и знамениями свыше. Потом описывается его жизнь, наполненная аллегорическим смыслом. В качестве кульминации выступает сражение с искушением и бесами. В финале Бог помогает праведнику выстоять.
Анализ повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”
Герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1873) — крепостной крестьянин, выросший на графской конюшне. В начале своей жизни это щедро одаренный «дичок», своего рода «естественный человек», изнемогающий под бременем неуемной жизненной энергии, которая толкает его порой на самые безрассудные поступки.
Огромная природная сила, которая «так живчиком и переливается» по его жилам, роднит молодого Ивана Северьяныча с легендарными героями русских былин Ильей Муромцем и Василием Буслаевым. Сходство с первым из них автор отмечает на первых же страницах повести.
Таким образом, сразу дается понять, что это характер «почвенный», имеющий глубокие корни в русской жизни и русской истории. Долгое время богатырская сила Ивана Северьяныча как бы дремлет в нем.
В азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, которые ему еще предстоит пережить.
Однако свойственный «очарованному богатырю» прирожденный артистизм со временем выводит его на новый, более высокий уровень существования.
Органически свойственное Ивану Северьянычу чувство прекрасного, развиваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием — оно обогащается чувством горячей привязанности к тем, кто вызывает у него любование.
Пережитое очарование Грушей дает возможность полностью раскрыться душе Ивана. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.
Гибель Груши, не вынесшей измены любовника-князя, была так сильно пережита Иваном, что, по существу, снова сделала его «другим человеком», а того, прежнего, всего «зачеркнула». Он поднимается на новую нравственную высоту: на смену своеволию, случайности поступков приходит целеустремленность всех действий, подчиненных теперь высокому нравственному побуждению.
Иван Северьяныч думает только о том, как бы ему «постраждовать» и тем самым отмолить грех. Повинуясь этому влечению, он отправляется на Кавказ вместо молодого новобранца. За воинский подвиг его представляют к награде, производят в офицеры, но Иван недоволен собой.
В конце жизни Иван Северьяныч одержим идеей героического самопожертвования во имя отечества. Он готовится пойти на войну. Спокойно и просто он говорит своим случайным попутчикам, что ему «за народ очень помереть хочется».
Созданный писателем образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение, позволяющее осмыслить настоящее и будущее народа. По мысли автора, народ — это младенец-богатырь, только выходящий на сцену исторического действия, но имеющий необходимый для этого неисчерпаемый запас сил.
https://youtube.com/watch?v=Rvjpg05d8aY
Понятие «артистизм» сопряжено у Лескова не только с природной одаренностью человека, но и с пробуждением его души, с крепостью характера. Истинный художник, в представлении писателя, — это человек, одолевший в себе «зверя», примитивный эгоизм своего «я».
Творчество Лескова, сумевшего по-своему глубоко осознать противоречия современной ему русской жизни, проникнуть в особенности национального характера, живо запечатлеть черты духовной красоты народа, открыло новые перспективы перед русской литературой.
Анализ «Очарованного странника», главный герой
События повести происходят на Ладожском озере, где повстречались путешественники, целью которых является Валаам. Познакомимся с одним из них — конэсером Иваном Северьянычем, который облачен в подрясник, он и поведал остальным, что с юности имеет чудесный дар, благодаря которому может приручить любую лошадь. Собеседникам интересно послушать историю жизни Ивана Северьяныча.
Герой «Очарованного странника» Иван Северьяныч Флягин начинает рассказ с того, что его родина — Орловская губерния, родом он из семьи графа К. В детстве ужасно полюбил лошадей
Как-то раз забавы ради он так избил одного монаха, что тот умер, откуда видно отношение главного героя к человеческой жизни, что важно в «Очарованном страннике», анализ которого мы сейчас делаем. Далее главный герой рассказывает о других событиях своей жизни — удивительных и странных
Очень интересно в общем отметить последовательную организацию повести. Почему можно определит её, как сказ? Потому что Лесков построил повествование как устную речь, которая имитирует импровизационный рассказ. При этом воспроизведена не только манера главного героя-рассказчика Ивана Флягина, но и отражена особенность речи других персонажей.
Всего в «Очарованном страннике» 20 глав, первая глава — это некая экспозиция или пролог, а другие главы рассказывают непосредственно историю жизни главного героя, и каждая из них оконченная история. Если говорить о логике сказа, то видно, что ключевую роль здесь играет не хронологическая последовательность событий, а воспоминания и ассоциации рассказчика. Повесть напоминает канон жития, как высказываются некоторые литературоведы: то есть сначала мы узнаем о детских годах героя, затем последовательно описывается жизнь, также видно, как он борется с соблазнами и искушениями.
2 вариант
Повесть Н.Лескова «Очарованный странник» является своего рода исповедью главного героя этого произведения. Иван Флягин странствует по миру, на его пути встречаются, казалось бы, непреодолимые препятствия, но справляясь со всеми трудностями, он продолжает свой путь. Где только не побывал главный герой произведения, какие только новые профессии ему не довелось освоить. Он был и кучером и солдатом, и даже артистом.
Странником автор называет Ивана Флягина потому, что он отнюдь не обычный искатель приключений, склонный к постоянной перемене мест и не обыкновенный турист. В своих странствиях Иван познает самого себя, испытывает на прочность и пытается докопаться до истинного смысла жизни. А очарованный он потому, что будучи настоящим богатырём внешне, напоминавшим чем-то легендарного Илью Муромца, он испытывал настоящий восторг, наблюдая за красотой тех мест, где ему довелось побывать, был дружелюбен с людьми, которых довелось повстречать. А особенно Иван был очарован лошадьми. Он восхищался их грациозностью, силой и верностью.
Тяжёлые испытания пришлось переживать Ивану с самого раннего возраста. Он видел всё: унижения, побои, зачастую не имел крыши над головой, испытывал и голод, и боль, и обиду. Но всегда, при любых обстоятельствах, он не терял силы духа, не озлоблялся на людей и весь мир и твердо шел к намеченной цели.
Иван Флягин пользовался уважением у других людей благодаря своему благородству, готовностью пожертвовать собой ради ближнего. Его не надо было уговаривать о помощи, он всегда первый рвался в бой, если видел, что кто-то отчаянно нуждается в защите. А врождённая сила и отвага приводят его к наградам на войне.
Такому герою, как Иван хочется подражать. Обладая недюжинной силой этот человек не растерял по дороге таких важных чувств, как сострадание, жалость и любовь. Когда Иван по стечению обстоятельств был вынужден стать нянькой для маленькой девочки, он до тех самых пор, пока не отдал её матери, защищал и оберегал малышку и по-настоящему к ней привязался. А когда герой совершал какую-либо ошибку, он не сетовал на судьбу, а старался как можно быстрее её исправить.
Вечный скиталец, несмотря на все тяжёлые испытания, выпавшие на его долю и невзирая на то, что многие, встретившиеся ему на жизненном пути люди, бывали к нему незаслуженно жестоки, в конце концов приходит к жизни праведника. И это даже не удивительно, ведь во время своих скитаний по свету, он сам того не осознавая, совершенно бескорыстно оказывал помощь любому, кому она была необходима.
Вариант 2
Автором произведения «Очарованный странник» является Н.С. Лесков. Именно во время путешествия по Ладожскому озеру появилась задумка создания повести. Писал повесть Лесков на одном дыхании. Меньше года ушло на это творение.
Главным действующим персонажем повести является выходец из простого народа — Иван Флягин. Родился он в семье дворовой челяди. Как-то, из-за забавы, он избил монаха до смерти. После этого покойный начинает преследовать Ваню, являясь ему во снах, и, предрекая в далёком будущем службу богу.
В скором времени Иван покидает дом хозяина, прихватив с собой верёвку и коня. Понимая своё никчемное существование, он решает повеситься. Но осуществить свой план ему так и не удается. Спасает его цыган, перерезав верёвку.
После долгих скитаний по незнакомым землям, герой попадает к татарам. Недолго думая, он становится участником местного обычая, смысл которого заключался в следующем – двое садились напротив друг друга и начинали бить соперника плетями. Тот, кто продержится дольше, в качестве выигрыша забирал себе коня. Иван воодушевлено борется с соперником, желая получить чудного коня. Но он перестарался, и ненароком насмерть забил противника. За этот опрометчивый поступок, татары калечат ему ноги. С этих пор он начинает прислуживать им.
Волей случая в татарское поселение приезжают приезжие. Воспользовавшись случаем, Ивану удаётся сбежать. Долго странствуя, он добирается до Астрахани. Но оттуда его ссылают обратно к бывшему хозяину. Тут он начинает присматривать за его лошадьми. В округе за Ивана распространяется слух, как о волшебнике, так как он безошибочно, с первого взгляда, мог определить хорошего коня. Вскоре, об этом узнаёт местный князь. Он желает воспользоваться его знаниями и берёт Ивана на должность конэсера.
Значимым моментом в жизни главного героя становится знакомство в трактире с красавицей-цыганкой Грушенькой, Несмотря на то, что она приходилась любовницей князю, молодые люди влюбляются друг в друга. Князь заготовил девушке страшную судьбу. Вскоре он должен был жениться, а Грушу, как уже неугодную, задумал отправить в пчелиный лес на верную погибель. Цыганка сбегает с княжеского двора и приходит к Ивану со страшной просьбой – она просит утопить её, так как другого выхода у неё нет. С долгими раздумьями он совершает этот ужасный поступок. Теперь, оставшись совсем один, Ваня решает уйти на войну, где, по его мнению, и закончит свою жизнь, погибнув от рук врага.
На поле битвы Ивану так и не удаётся найти смерть. Вернувшись с войны, он пробует сначала себя в качестве рабочего в адресном столе, а затем – артиста, но и тут не находит себя. Отчаявшись во всём, он уходит в монастырь. Именно в этом месте главный герой обретает покой, понимая, что принял единственное правильное решение за всю свою долгую жизнь.
В «Очарованном страннике» Лесков показал все жизненные трудности, с которыми сталкиваются простые люди, делая особый акцент на негативных аспектах жизни.
История создания
Планы о создании повести о жизни монахов посетили Лескова во время его путешествия по Ладожскому озеру. Во время поездки Лескову пришлось побывать на островах Валаам и Корелу – в то время это было место поселения монахов. Увиденные пейзажи способствовали появлению идеи о написании произведения по поводу жизнедеятельности этих людей. К концу 1872 года (почти через полгода после путешествия), повесть была написана, однако ее публикация не была столь скорой. Лесков отправил повесть в редакцию журнала «Русский Вестник», редактором которого в то время был М. Катков. К сожалению, редакционной комиссии эта повесть показалась недоработанной и они не стали ее публиковать.
В августе 1873 повесть все же увидели читатели, но уже в газете «Русский мир». Ее название изменилось, и было представлено в развернутой форме: «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». К повести также было добавлено посвящение – Сергею Кушелеву – именно в его доме впервые была предоставлена повесть широкой публике.
Символичность названия
Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак». Однозначно ответить на вопрос, почему было выбрано такое специфическое название, невозможно. С первым словом – «черноземный» все вполне логично – Лесков планировал подчеркнуть территориальную принадлежность главного героя и ограничил его диапазон действия областью распространения чернозема как типичного вида грунта. С «Теломаком» дела обстоят несколько сложнее – в античной мифологии Телемак – сын Одиссея и Пенелопы. Он приступает к поискам своего отца и помогает ему избавиться от женихов матери. Сложно представить сходство Телемака и Ивана. Однако, все же оно присутствует и заключается в поиске. Телемак ищет своего отца, а Иван – свое место в мире, позволяющее гармонично существовать, «очарование самой жизни».
Однако при этом Флягин не испытывает крайнего неудовлетворения свей судьбой, он воспринимает каждый новый поворот на жизненном пути как волю рока, предопределение в жизни. Поступки главного героя, повлекшие значительные изменения в его жизни, всегда происходят как бы неосознанно, герой не обдумывает их и не планирует, они происходят спонтанно, как бы по воле колдовства, своеобразного «очарования».
По мнению исследователей в повести есть еще один эпизод, позволяющий говорить об «очарованности» главного героя – мать Ивана еще до рождения «обещала Богу своего сына», чем предопределила его судьбу.
Герои
Все главы-рассказы «Очарованного странника» объединены личностью Ивана Северьяныча Флягина (Головина), который рассказывает необычную историю своей жизни.
Вторым по значимости в повести является образ цыганки Груши. Девушка стала предметом неразделенной любви Флягина. Неразделенная любовь Груши к князю не позволила рассмотреть девушке чувства Флягина по отношению к ней и способствовала ее гибели – Груша просит Флягина ее убить.
Все остальные персонажи имеют обобщенные черты характера – они представлены типичными героями в их социальной прослойке.
- Граф и графиня из Орловской губернии – помещики, к владениям которых принадлежал Флягин с самого рождения.
- Барин из Николаева – мужчина, у которого Флягин служил нянькой – присматривал за его маленькой дочкой.
- Мать девочки – родная мать девочки, порученной Флягину, сбежавшая с неким офицером от мужа.
- Офицер – молодой человек, влюбленный в мать девочки. Он предлагает Флягину деньги за то, чтобы он отдал им ребенка. Помогает Флягину финансово после его побега от барина.
- Человек обладающий «магнетизмом» – случайный знакомый Флягина, который загипнотизировал его на предмет алкогольного опьянения и зависимости.
- Князь – помещик у которого Флягин служит конэсером.
- Евгения Семеновна – любовница князя.
- Цыгане – обобщенный образ цыганской общины.
- Татары – обобщенный образ.
- Наташи – две жены Флягина, которые появились у него во время жительства у татар.
Идейно-художественное своеобразие повести Лескова «Очарованный странник»
Н. С. Лесков в своих произведениях отражает противоречия, мятежный дух времени, неутомимость в поисках истины. Лесков обладает неповторимой и самобытной творческой манерой. Герои его произведений всегда неожиданны и необычны:
- праведники и злодеи, одержимые страстями;
- бунтари и чудаки;
- странники и изгои.
Лескова привлекают все, кто стремится вырваться из будничной, серой жизни, при этом сохранив в своей душе неповторимые черты русского характера. Многие герои произведений Лескова готовы пойти на самопожертвование во имя счастья других. Именно таким является главный герой повести «Очарованный странник» Иван Флягин.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Поиск истины в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» 410 руб.
- Реферат Поиск истины в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» 240 руб.
- Контрольная работа Поиск истины в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Определенный смысл заложен уже в названии повести. Странничество является важным элементом русского национального сознания. По безграничным просторам Руси издавна ходили бродячие, «калики перехожие», проповедники. Главный герой повести Иван Флягин тоже не имеет своего дома. Он ищет царство Божие, хоть и с самого детства знает, что он «молитвенный сын» — предназначен по обету монастырю. «Очарованный» в названии повести означает «околдованный», человек, на которого снизошло очарование.
Именно в этих двух словах – «странник» и «очарованный» и заключается сущность Ивана Флягина. Ему всю жизнь суждено скитаться по миру, не находя покоя, до тех пор, пока не попадет в монастырь. Флягин многое в своей жизни делал по «родительскому обещанию», а «не своею волею». Предначертание оказывает сильное влияние на жизнь главного героя, а исполнение этого предначертания становится сюжетом произведения. «Очарованность» — вторая сторона образа героя. Автор сравнивает своего героя с русским богатырем.
Замечание 1
В произведении соотносятся две линии – мифологическая и национальная.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Действие мифологического элемента определяется заклятием, наложенным на Ивана монахом. Судьба Ивана необычна. Он чудом остается в живых после падения в пропасть при спасении господ, проводит годы неволи у татар, далее его ждут: жизнь в артистах, служба на Кавказе и в конце – уход в монастырь. Кажется, нет ничего, чего бы Иван Флягин не умел: он может и нрав дикой лошади усмирить, и за грудным ребенком присмотреть, и вылечить его.