Выпускная квалификационная работа: основное понятие, назначение, как сделать

Магистерская диссертация и дипломная работа бакалавра: различия

Между магистерской и дипломной работой много общего. Однако актуальным представляется рассмотрение вопроса о том, чем отличаются эти работы:

  • Чтобы получить диплом магистра студент должен написать и защитить магистерскую диссертацию – это является обязательным требованием итоговой аттестации. При этом, устный государственный экзамен может быть не предусмотрен программой вуза. Для получения диплома бакалавра – наоборот – чтобы его получить его, достаточно сдать итоговый устный государственный экзамен. Написание дипломной работы может не предусматриваться программой вуза.
  • Поскольку бакалавриат и магистратура являются разными ступенями современной системы высшего образования, очевидно, что к данным выпускным квалификационным работам должны предъявляться различные требования: к работе магистранта такие требования должны быть выше, чем к работе бакалавра.

Можно выделить следующие основные отличия между магистерской работой и работой бакалавра:

  1. Глубина научного исследования. Магистерская диссертация – это углубленное исследование по выбранной теме, предполагающее доскональный анализ научных теорий, концепций, судебной практики, эмпирических материалов и т.д. К дипломной работе таких требований, как правило, не предъявляется – достаточно осветить теоретические научные положения с иллюстрацией примеров из правоприменительной практики с позиции критического анализа.
  2. Формулировка темы. Как правило (но не всегда), темы ВКР для бакалавров сформулированы более упрощенно, чем для ВКР магистрантов. Например, для сравнения: «Понятие и признаки предпринимательской деятельности» – для бакалавров и «Вопросы совершенствования правового режима предпринимательской деятельности в налоговой сфере» – для магистрантов.
  3. Объем работы. Для дипломной работы объем может быть установлен на уровне от 40 страниц, в то время как для магистерской диссертации он начинается от 60 страниц и может достигать 120 страниц.
  4. Количество использованных источников. Для дипломной работы бывает достаточно порядка 40 и более использованных источников, для диссертации – не менее 80.
  5. Исследование источников по теме. В магистерских диссертациях выпускники, как правило, должны раскрыть степень изученности темы, т.е. осветить научные труды в какой-либо области. Для бакалавров такое требование, как правило, не устанавливается.
  6. Требования к оригинальности (уникальности) работы при проверке по системе Антиплагиат. Для магистерских диссертаций устанавливаются повышенные требования к уникальности работы, начиная от 60% и заканчивая 90%. В то время как для работ бакалавров такая проверка может вообще не предусматриваться, либо начинаться в районе 20-30%.
  7. Формулировка выводов и предложений. Пожалуй, основное отличие данных работ заключается в следующем. В магистерской диссертации выпускник должен сформулировать положения на защиту, обладающие научной новизной. Это предполагает постановку и доказательство научной гипотезы, выявление проблем теоретического и практического характера и формулировку новых положений, направленных на совершенствование правовой сферы. Данные положения студент должен отстоять (защитить) публично перед членами аттестационной комиссии. Дипломная работа не предполагает формулировку новых авторских предложений. Для данного вида работы достаточно выявить проблемы научного и практического характера и наметить пути дальнейшего развития выбранного института.
  8. Защита ВКР. Безусловно, что отстоять свои авторские предложения на защите магистерской диссертации гораздо сложнее, чем вкратце раскрыть перед аттестационной комиссией содержание своей дипломной работы. Поэтому еще одним отличием между данными работами является повышенная сложность защиты своей работы магистрантом. Кроме этого, в государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») в качестве обязательного требования, которое подлежит учету и влияет на итоговую оценку – это речевая культура выпускника при защите магистерской диссертации по юриспруденции. Таким образом, магистранту недостаточно просто написать хорошую магистерскую диссертацию – он должен проявить навыки ораторского искусства на защите своей работы.

В качестве итогового вывода можно сказать, что своему по своему уровню и требованиям работа бакалавра ближе к курсовой работе, а магистерская диссертация – к кандидатской диссертации.

Отличия магистерской диссертации от других ВКР

Поскольку работы
выполняются на разных уровнях образования, очевидно, что требования к ним
поэтапно ужесточаются. В таблице 1 мы приводим усредненные параметры,
выведенные на основе анализа локальных нормативных актов разных вузов.

Сравнение ВКР на разных уровнях высшего образования

Критерий

Бакалаврская

Магистерская

Аспирантская

Объем 60-80 страниц 70-120 страниц 150-180 страниц
Количество использованных
источников
30-60 наименований 80-100 наименований 100-120 наименований
Время на подготовку 1-1,5 семестра Весь второй курс Не менее года
Наличие публикаций Не нужны Желательно* Нужны (2-3 статьи, в зависимости
от направления)

*Приказ Минобрнауки №636 от 29.06.2015 не содержит
требований к наличию у магистранта научных публикаций. Однако для допуска к
защите нужно в полном объеме выполнить индивидуальный план. В него как раз по
инициативе вуза и могут быть включены обязательные публикации.

Но главное отличие
заключается в содержании. Дипломному проекту присущ поверхностный характер.
Автор анализирует общеизвестную теорию, выполняет довольно очевидные
практические действия. По сути, это курсовая повышенной сложности.

Магистерская диссертация
по своей природе ближе к научной работе. Она должна иметь мощный
исследовательский компонент. Это выражается в:

  • более узкой
    области исследования;
  • концептуальной
    оригинальности;
  • наличии
    новизны;
  • присутствие
    практической значимости для сферы деятельности, а не только для будущей работы
    самого автора.

В аспирантской ВКР все
перечисленные факторы в разы усиливаются. Она является полноценной научной
работой, на основе которой можно писать кандидатскую диссертацию. Ее результаты
должны быть выведены автором самостоятельно и иметь теоретическое и / или
прикладное значение для своей научной области.

Цель работы и задачи исследования

Цель и задачи исследования — обязательная составляющая введения дипломной работы.

Цель работы связывается с одной стороны – с предметом исследования, а, с другой – со сложностями, преодолеваемыми в случае применения полученной информации. Цель формулируется развёрнуто, и должна содержать хотя бы три позиции. Первая из них заключается в теоретических новинках, которые малоизвестны, вторая касается выбранной методологии научных исследований, а третья посвящается перспективам дальнейших разработок  (это  обязательно для ВКР на квалификационный уровень магистра).

Задачи исследования обозначаются так, чтобы каждая из них относилась к решению определённой цели. Логичнее перечислять задачи последовательно, от простой к более сложным, причём хорошо, когда решение предыдущей задачи является основанием для работы над следующей.

Задачи исследования должны опираться на математический или статистический аппарат, который соответствует общей методологии, описанной ранее.

Возможно, вам будет интересно: Как написать хороший реферат.

Научная новизна и практическая ценность

Диплом, не содержащий научной новизны, практических выводов и рекомендаций, высокой оценки от ГЭК не получит. Пункты, касающиеся научной новизны, должны базироваться на полученных результатах, которые ещё неизвестны в данной отрасли. Подтверждением этому служат:

  1. Публикации в специализированных научных сборниках (для ВКР это должны быть категорированные сборники, распространяемые минимум в СНГ).
  2. Доклады на региональных, федеральных или международных студенческих конференциях.
  3. Работы, занявшие призовые места на завершающих этапах студенческих олимпиад.
  4. Патенты (хотя бы декларативные), или, как исключение, положительные решения по ним.

Ссылки приводятся в приложениях к пояснительной записке, и в списке использованной литературы.

В качестве элементов практической ценности выступают:

  1. Акты внедрения результатов исследований.
  2. Акты положительных испытаний разработанного устройства или методики.
  3. Благоприятные отзывы руководителей предприятий и организаций, где применены  основные положения проекта.

Введение является мостиком к конкретной  реализации всех положений, перечисленных выше.

Советуем прочитать также: Пример введения к отчету по производственной практике.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ:

Что такое диплом

Дипломная работа — это письменное научное исследование на относящуюся к специальности выпускника тему, в котором он демонстрирует соответствие освоенного объема теоретических знаний и практических умений федеральным образовательным стандартам.

ВКР, или диплом, специалиста, в зависимости от специфики направления обучения может выполняться в виде:

  • дипломной работы — ее в большинстве случаев пишут студенты, изучающие естественные, гуманитарные, общественные науки или осваивающие творческие профессии, с целью систематизировать приобретенный в вузе теоретический багаж и показать владение навыками, необходимыми для самостоятельной работы;
  • дипломного проекта — его делают, как правило, выпускники технических вузов и прикладных специальностей, так как он подразумевает выполнение расчетов, подтверждающих предложенное автором решение конкретных практических задач, или содержит элементы проектирования — разработку методик, моделей, инструкций, программ, технологий, бизнес-планов.

Написать дипломную работу могут и «технари», если исследование носит фундаментальный академический характер, к примеру, в области физики, и, наоборот, гуманитариям по силам сделать полноценный проект с образцом инновационного алгоритма проведения соцопроса или прогрессивной методологией сбора и обработки данных.

Думать о том, как писать диплом, не надо только студентам-медикам — для подтверждения квалификации они сдают госэкзамены и проходят первичную профессиональную аккредитацию (за редким исключением: например, будущие врачи и провизоры, осваивающие свои специальности на факультете фундаментальной медицины МГУ, все-таки пишут дипломы). Остальным выпускникам высших учебных заведений для успешного окончания обучения без написания ВКР специалиста (или бакалавра, магистра) не обойтись.

Вступление дипломного сочинения

Театр начинается с вешалки, а дипломную работу открывают содержание и введение.

Содержание ВКР включает номера страниц введения, глав, параграфов, пунктов, заключения, списка литературы, приложений. Необходимо написать названия глав, параграфов, пунктов.

Введение дипломной работы четко структурировано (незначительно отличается в разных учебных заведениях) и включает блоки:

  • Формулировка темы;
  • Цель дипломной работы;
  • Задачи;
  • Методы исследования;
  • Объект исследования;
  • Предмет;
  • Гипотеза;
  • Степень изученности вопроса;
  • Новизна темы;
  • Актуальность.

Уточним: цель исследования — зачем оно пишется, задачи – через решение каких вопросов цель достигается.
Когда студенты пишут введение самостоятельно, то часто путают предмет и объект

Правильно считать объект главным, на что обращено внимание исследователя, а предмет – изучаемой частью, областью объекта.
Рекомендуем написать введение после завершения текста ВКР: в процессе изучения зачастую происходят изменения, корректировки первоначального плана, задач, методов и целей, объекта, предмета исследования

Советуем почитать: Как правильно написать введение к дипломной работе.

Какую информацию должна содержать рецензия

Если студента интересует вопрос, что это за анализ ВКР, прописанный в правилах написания и сдачи дипломной работы, то это и есть рецензия на проект. Рецензия – это анализ дипломной работы и краткий отзыв руководителя практики о проделанной работе учащегося. Внутри рецензии должны присутствовать общепринятые структурные элементы – заголовок, введение, содержание и заключение.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Заголовок

В заголовке рецензии на контрольную работу студента заочника или дипломную работу учащихся обязательно должны присутствовать следующие данные:

  • тема дипломной работы, которую будет рассматривать и изучать студент;
  • кафедра и факультет обучения;
  • фамилия, имя и отчество автора дипломной работы;
  • номер группы, в которой он обучается.

Оформление первой титульной страницы должно соответствовать требованиям методического пособия ВУЗа или же универсальным нормам, описанным в ГОСТ.

Введение

Далее автору отклика к работе студента необходимо указать сразу несколько важных пунктов:

  1. Актуальность ВКР и темы проекта – в 2-3 предложениях после обозначения темы рецензент должен дать оценку актуальности исследования и проблем.
  2. Цель – описывается цель дипломного проекта, а также оценка того, соответствует ли содержание работы установленной цели. Объем этого пункта также составляет 2-3 предложения.
  3. Структура – автор рецензии описывает кратко, сколько глав, параграфов и подразделов есть в дипломном проекте, сколько источников литературы было использовано, какие присутствуют приложения.

Оценка качества дипломной работы

Чтобы оценить качество дипломной работы, рецензенту нужно расписать содержание, но только вкратце в виде обзора. – внешняя оценка дипломной работы в коротком изложении, начиная от введения и до самого заключения. Рецензенту нужно подчеркнуть, чем обусловлена актуальность темы, какие проблемы установил автор, кратко описывает разделы работы  значение работы в целом. Здесь стоит также указать число схем, таблиц и других наглядных материалов.

Заключение: общая оценка работы. Положительные стороны и недостатки дипломной работы

В этой части работы автору рекомендательного отклика нужно рассмотреть несколько пунктов:

  1. Оценка работы в целом – здесь можно указать общую оценку касательно соразмерности глав и подразделов, логика материала, присутствие умозаключений и выводов автором в каждой структурной части, присутствие терминологии, наличие наглядного материала. Первую главу диплома можно оценить на уровень научного стиля текста, вторую главу – глубину анализа, третью – на умение применения практических навыков.
  2. Достоинства – рецензенту нужно оценить компетентность автора дипломной работы в выбранной тематике, к каким результатам он пришел по итогу, насколько работа правильно оформлена, какие новые сведения были выявлены.
  3. Недостатки – не бывает идеальных работ, поэтому в таком отзыве должны описываться слабые стороны диплома, возможно, опечатки, ошибки в тексте или расчетах, недочеты в форматировании текста и наглядных материалах.

Сведения о рецензенте

Рецензиатор — это сторонний специалист, который составляет отчет о проделанной студентом работе. В конце написания рецензии обязательно обозначаются данные касательно автора этого отклика. Это фамилия, имя и отчество рецензента, его должность и если присутствует научная степень. После этого ставится подпись того, кто выдает такой документ, а также печать организации.

Что включает Положение о магистерской диссертации

В каждом вузе свои
представления о том, как должен выглядеть итоговый труд магистра. Но структура
положений, где все это подробно расписано, обычно включает следующие разделы:

  1. Общие положения
    (законодательная база, основные понятия).
  2. Общие
    требования к ВКР (цели и задачи, назначение, место в структуре аттестационных
    мероприятий).
  3. Правила,
    касающиеся темы исследования (выбор, утверждение, возможность изменения).
  4. Научные
    руководители (требования, функции, порядок утверждения и замены).
  5. Рецензирование
    (требования к рецензенту, структура отзыва, порядок ознакомления с ним).
  6. Требования к
    структуре и объему диссертации.
  7. Порядок сдачи
    готовой работы (требования к печатным и электронным экземплярам,
    сопроводительные документы).
  8. Предзащита,
    если она предусмотрена (порядок проведения, условия допуска к защите).
  9. Порядок
    проведения защиты (заседание ГАК, требования к

    выступлению

    и презентации,
    голосование и выставление оценок, возможность повторной защиты).

  10. Порядок
    подачи апелляций.
  11. Правила
    хранения работ на кафедре и в архиве вуза.

Написание ВКР

Вполне очевидно, что выпускная квалификационная работа – это заключительная часть обучения в вузе. ВКР представляет собой самостоятельный научно-исследовательский труд выпускника, подводящий итоги его учебной и научной деятельности в университете.

Важно помнить, что написание выпускной квалификационной работы состоит из нескольких этапов:

  • выбор и утверждение темы ВКР;
  • консультации с научным руководителем, курирующим написание выпускной квалификационной работы;
  • составление и утверждение плана ВКР;
  • изучение научной литературы по теме выпускной квалификационной работы;
  • самостоятельное написание текста ВКР с опорой на научную литературу и результаты самостоятельно проведенного исследования;
  • оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с методическими указаниями Вашего вуза.

При написании ВКР выбор темы играет ключевую роль. После того, как тема утверждена, студент должен ознакомиться в библиотеке с уровнем и глубиной ее научного изучения и освещения в литературе

Кроме того, важно помнить, что наличие в библиотеке значительного количества научных трудов по теме ВКР может, как свидетельствовать о ее важности и облегчить работу с исследуемым материалом, так и вызвать значительные трудности при написании выпускной квалификационной работы. Например, может возникнуть следующее затруднение: наличие большого количества трудов по теме ВКР приведет к тому, что студент не сможет самостоятельно выявить недостаточно изученные аспекты заданной темы и определить нерешенные проблемы

В сложной ситуации нужно помнить, что, насколько бы ни была изучена тема ВКР, нерешенные проблемы и неизученные аспекты всегда имеют место.

Написание ВКР включает в себя составление плана работы. Проект плана выпускной квалификационной работы студент согласовывает с научным руководителем и только после его одобрения приступает к работе.

Каждый студент должен помнить, что написание ВКР носит творческий характер. В связи с этим, нельзя дословно переписывать тексты из книг, журналов и тому подобное. Более того, совершенно неприемлемо переписывать или копировать тексты чужих авторефератов и диссертаций. При этом выдавать чужие мысли за свои, в надежде, что преподаватель не читал этот автореферат или диссертацию, по меньшей мере, недальновидно и нецелесообразно. Творческая самостоятельность студента очень высоко ценится преподавателями и аттестационной комиссией. Именно наличие самостоятельных выводов и рассуждений в ВКР показывает уровень развития таких умений как: способность разбираться в имеющихся спорных мнениях, навык поиска самостоятельных аргументов в пользу отстаиваемой позиции, анализировать материалы первоисточников и использовать результаты анализа для формулирования теоретических выводов.

Несомненно, обязательно соблюдать все нормы и правила русского языка при написании выпускной квалификационной работы. ВКР должна быть написана грамотно, четко и научным языком. Смешение различных стилей при написании ВКР не допускается.

Основная часть

Основная часть дипломной работы содержит главы, параграфы. Необходимо написать три главы по 2-3 параграфа. Правильно, если объемы каждой части равны.

При написании дипломного сочинения самостоятельно помните: первая глава основной части — общетеоретические сведения по изучаемому вопросу, определения, взгляды, идеи, мнения ученых, предшественников. Вторая глава — анализ изучаемого вопроса, основанный на теоретических исследованиях, практических материалах. Третья глава дипломной работы — практическая: включает предложения, идеи, мнения, суждения выпускника.

Приведем примеры основной части выпускного квалификационного сочинения студента педагогического или экономического направления обучения:

Тема: «Санкции в отношении России: пути преодоления негативного воздействия»
Глава 1. Мировая история санкций
1.1 Происхождение понятия «санкция»
1.2 Мировая история применения санкций
1.3  Применение санкций против России
Глава 2 Влияние санкций на экономику России
2.1 Негативное влияние санкций
2.2  Позитивное влияние санкций
Глава 3 Способы, методы нивелирования отрицательного влияния санкций
3.1 Внутренние способы, методы
3.2 Внешние способы,  методы

Тема работы: «Формы взаимодействия с «особенными» детьми. Инклюзивное образование»
Глава 1 Инклюзивное образование в России, мире
1.1 Обзор понятия «инклюзивное образование»
1.2 Развитие инклюзивного образования в мире
1.3  Инклюзивное образование в России
Глава 2 Опыт работы с «особенными» детьми
2.1 Инклюзивное образование: особенности работы
2.2 Инклюзивное образование: трудности «особенного» ребенка
2.3 Инклюзивное образование: сложности взаимоотношений
Глава 3. Инклюзивное образование: практика взаимодействия с «особенными» детьми
3.1. Инновационные формы работы с «особенными» детьми
3.2   Формирование базовых основ работы при инклюзивном образовании: пример МОУ «СОШ №72».

ВКР должна содержать термины, специфические особенности предмета, по которому пишется. Например, экономическая тематика подразумевает использование формул, расчетов,  педагогика требует большего внимания к практической части.

Цитируя, не забудьте написать авторов цитаты, указать источник. Приведем образец, как правильно оформить ссылки в дипломной работе:
•    Книга: Рыбаков А.В. Специфика экономики России. СПб., 2003. С.34
•    Периодическое издания: Жариков А. Ю. С чего начинается детство // Вестник Марийского педагогического института. 2007. Вып. 3(24). С. 50.
•    Электронная статья: Практика для чайников: Что такое «социальные инвестиции» // Ведомости URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2013/07/02/chto-takoe-socialnye-investicii (дата обращения: 27.01.2017).

Гипотезы и теории

Проект, даже рядовой, не обходится без научной базы. При этом способы решения конкретных задач должны соответствовать возможностям выпускника. Например, применение  сложного программного комплекса для решения сравнительно простой проблемы  может вызвать у членов ГЭК и рецензента ненужные подозрения, не говоря уже о нецелесообразности «стрельбы из пушек по воробьям».

Более  высокий уровень сложности гипотез допустим тогда, когда автору светит поступление в аспирантуру. Но и здесь следует быть осторожным. Существующие программы выявления текстового плагиата (а их может использовать рецензент) могут поставить крест на амбициях, которые лелеет автор,  как ему кажется, высоконаучной выпускной работы.

Ещё одна опасность возникает тогда, когда магистрант вторгается на запретную территорию – использует гипотезы и/или теории от другой научной школы, которая конкурирует с той, что принята  в родной alma mater. Это характерно для проектов особо амбициозных исполнителей.

Возможно, вам будет интересно: Пример заполнения дневника по практике.

Алгоритм написания дипломной работы

Перед началом работы рекомендуется спланировать последовательность действий, что значительно упростит процесс написания диплома. Типовой алгоритм написания диплома выглядит следующим образом:

Хорошо изучить тему и собрать актуальную информацию по ней из различных источников.
Сформулировать проблему работы с учетом имеющейся информации.
Разработать свои подходы к разрешению сформулированной проблемы

В работе необходимо обязательно раскрыть степень раскрытия информации по теме.
Акцентировать внимание на том, что решение проблемы придумано и разработано автором и указать на то, что оно нигде еще не использовалось.
Подробно описать этапы работы: содержание возникших проблем и способы их решения, результаты анализа собранной информации и так далее.
Правильное оформление полученных результатов и акцент на актуальность и эффективность разработанного решения проблемы. . Не стоит пренебрегать рекомендациями и советами научного руководителя, поскольку их учет будет означать более охотное и положительное восприятие работы комиссией

Не стоит пренебрегать рекомендациями и советами научного руководителя, поскольку их учет будет означать более охотное и положительное восприятие работы комиссией.

Как собрать диплом?

Нередко студенты пишут диплом по частям, оставляя какие-то неясные моменты на потом. Чтобы разобраться, что за чем следует, нужно по методичке собрать дипломный проект в одно целое:

Например: глава называется «Теория Дарвина», подраздел имеет имя «Определение и обоснование теории Дарвина», но в пунктах уже будут подобные выражения, как «На чем строится теория Дарвина», «Отличия теории от других» и т.д. То есть, каждый более меньший пункт по иерархии должен быть менее ёмким, но более детализированным по части полезной информации.

Есть полезная рекомендация от бывалых, – лучше начинать писать диплом в одном документе, настроив сразу все стили по параметрам характеристик. Если по частям переносить главы, то есть вероятность смещения документа, стили будут применены не ко всему тексту, а заново провести форматирование – всё равно, что удалить все буллиты, списки и разрывы страниц.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: