Тема страшного мира в лирике а.а. блока

Разбор творчества

Писатель А. А. Блок был чувственным человеком, который восприимчиво относился к окружающему миру. Лики страшного мира в поэзии Блока стали основой стихотворений третьего тома в одноименном цикле (1910—1916). Эту тему писатель связывал с обличением буржуазного мира, а также проблемы города, его без духовности и социальных противоречий.

Иногда, кажется, что эти произведения предстают перед читателями из отдельных разделов целого произведения: «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Черная кровь». Последовательность их публикации также логична. В первой части поэт описывает бессмысленную жизнь, следом за ней идет рассказ о судьбе человека и завершает этот цикл внутреннее состояние личности.

Особое впечатление производит стихотворение «Черная кровь». Произведение состоит из монолога лирического героя, который ранен низменной страстью. История включает в себя 9 частей и описывает двух героев. Концовка сочинения трагична, так как возлюбленную главного героя убивают.

Стихи Блока в «Страшном мире» основываются на угасании человеческих проявлений, а поэт все же теплица надеждой и пытается возродить личность.

История создания

Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил её не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он всё же не мог её не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, как раз об этом.

К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое всё же возможно.

“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907–1916 годов написания.

Глава 1. «Страшный мир» в поэтической картине реальности эпохи «Серебряного века»

1.2 Духовный путь А. Блока как поэта-символиста

А. Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой рус­ской литературы XIX в. и как зачинатель новой русской поэзии XX в.; в аспекте реалистических традиций и как наследник и продолжатель традиций романтических; как автор вдохновенных «эсхатологических» пророчеств о гибели старого мира — и как создатель первой поэмы об Октябрьской революции. Все эти подходы оправданы богатством и многогранностью творчества Блока. Однако в этой многообразной и многогранной картине особо значимо место Блока в том литературном окружении, которое он с считал для себя наиболее органичным, те связи, которые в значительной мере определили самооценку поэта и разрыв с которыми на определенном этапе эволюции был основным событием его духовного развития. «Нет сомнений, что таким литературным направлением для Блока явился символизм, а такой средой — символистская».

Цит. по: Минц З. Г. Блок и русский символизм // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1. М., 1980. С.97.

Доступа нет, контент закрыт

Аккаунт доступа «PREMIUM»

    • PREMIUM_30
  • 599
  • Премиум доступ на 30 дней

Приобрести

  • PREMIUM_60

999
Премиум доступ на 60 дней
Приобрести

  • PREMIUM_90

1599
Премиум доступ на 90 дней
Приобрести

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Тема

Свое стихотворение автор посвящает простой на первый взгляд теме, рассказывая о жизни обычных рабочих в городских условиях. Но в данном случае важна не столько тема, сколько идея: Блок показывает расслоение общества, которое в конечном итоге приведет к бунту, показывает жизнь низших слоев, которые своей работой обеспечивают хорошую жизнь высшему классу.

Именно с “Фабрики” начинается переход поэта от романтических произведений к бытовым, революционным. В ней уже видно, как именно он относится к классовому неравенству. В произведении ощущаются первые ростки восторга, с которым он примет революционные идеи.

«Юному поэту» анализ стихотворения Брюсова по плану кратко – тема, история создания, средства выразительности

Глава 3. Философские уроки «Страшного мира»

Начиная с 1909 года, лирика А. Блока в обрисовке темы «страшного мира» приобретает относительную простоту. Происходит не утрата символа, а избавление от прихотливой образности, появляется сжатый оборот, экспрессия глаголов, повышается уровень обобщения, появляются приёмы сведения воедино различных пространственных и временных точек, конкретизированный пейзаж, внутренний конфликт стихотворения приобретает больший масштаб.

Доступа нет, контент закрыт

Аккаунт доступа «PREMIUM»

    • PREMIUM_30
  • 599
  • Премиум доступ на 30 дней

Приобрести

  • PREMIUM_60

999
Премиум доступ на 60 дней
Приобрести

  • PREMIUM_90

1599
Премиум доступ на 90 дней
Приобрести

«Страшный мир» в творчестве А.Блока.

Творчество Блока пришлось на самые сложные годы в истории страны. Он стал творить на рубеже двух эпох. Поэт говорил: «Век может простить художнику все «грехи», кроме единственного – измены духу времени». Блок ждал перемен от жизни, ибо его волновала судьба страны, он видел нищету и страдания большого количества людей и самодовольство и роскошь властьимущих. Поэт не только презирал, ненавидел и проклинал «страшный мир» капитализма, но и пророчил ему неизбежную гибель. Замечательно в этом отношении одно из самых сильных стихотворений Блока – «Фабрика». Само его название символично. Фабрика – это целая эпоха рубежа 19-20 веков. Здесь показана обреченность рабочих на тяжелый труд в то время, как кто-то пользуется их непосильной работой:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

В стихотворении «Сытые» презрение высшего общества прослеживается еще сильнее. Для поэта эти люди слишком искусственны, бездушны и расчетливы. Они не способны думать, анализировать, да и вообще чувствовать:

К чему-то вносят, ставят свечи,

На лицах – желтые круги,

Шипят пергаментные речи,

С трудом шевелятся мозги.

Здесь поэт находит беспощадно-точную характеристику этому обществу:

Так – негодует все, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

Этот мир не знает, в чем смысл жизни, в чем назначение человека на земле. Но пришло новое время, когда «жгут им слух мольбы о хлебе и красный смех чужих знамен!»

Лирический герой тяжело воспринимает несправедливость, которая окружает его. Все его существование сводится к постоянным преодолениям трудностей. Жизнь героя – это постоянная борьба, но эта борьба не становится для него счастьем:

Вздохнешь, глядишь – опасность миновала…

Но в этот самый миг – опять толчок!

Запущенный куда-то, как попало,

Летит, жужжит, торопится волчок!

Подобная жизнь не может быть счастливой. Она только еще сильнее убеждает лирического героя в мысли о жестокости и суровости жизни:

Когда ж конец? Назойливому звуку

Не станет сил без отдыха внимать…

Как страшно все! Как дико! – Дай мне руку,

Товарищ, друг! Забудемся опять.

«Страшный мир» не только вокруг лирического героя, но и в его душе. Он уже не верит, что наступят лучшие дни, его внутренний мир пуст. От этой пустоты создается ощущение страха:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, — который раз?

Жизнь человека – это страдание, не имеющее под собой основы. Люди несправедливо, по мнению Блока, терпят столько горя и боли.

На мой взгляд, в этих стихах поэта чувствуется его собственная внутренняя, душевная боль, которая не позволяет ему чувствовать всю красоту мира:

Что счастие? Короткий миг и тесный,

Забвенье, сон и отдых от забот…

Очнешься — вновь безумный, неизвестный

И за сердце хватающий полет.

Вершинным произведением этого периода, на мой взгляд, является стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Здесь лучше всего ощущается эмоциональное состояние самого поэта. Я думаю, в этом стихотворении автор говорит об обреченности человечества. Складывается впечатление, что люди идут в никуда, ибо все в нашем мироздании повторяется, и ничего нового и лучшего не происходит:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Тоска и одиночество – вот что является действительным и реальным в настоящее время для лирического героя. Но самое страшное в том, что герой не видит выхода из сложившейся ситуации. Он смирился с несправедливостью:

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Я считаю, что данные стихотворения были написаны Блоком в одни из самых сложных лет в истории России. Поэтому подобные размышления были свойственны для многих людей того времени.

Тема «страшного мира» в поэзии А. А. Блока

А. А. Блок со всей присущей его поэтическому соз­нанию впечатлительностью переживал все изменения в общественно-политической жизни страны. Фев­ральская революция дала поэту свежие силы, надеж­ды на новое, светлое будущее России, что нашло отра­жение в стихах того периода. Но наступившая вслед за этим полоса реакции, по словам Блока, «закрыла от нас лицо жизни, проснувшейся было на долгие, быть может, годы».

Поэт в своем творчестве уже отошел от поиска Ми­ровой Души — идеала, присутствующего почти в каж­дом стихотворении Блока-символиста, но упования на обретение нового смысла жизни не оправдались. Окружающая действительность пугает поэта пошло­стью буржуазного быта, но он не может найти ей дос­тойное противопоставление, мучаясь от неразреши­мых противоречий. Именно в этот период он создает цикл стихотворе­ний, получивший название «Страшный мир». Лири­ческий герой этого цикла бредет во тьме, уже не испы­тывая никаких желаний. Он пережил все: и «иго стра­сти безотрадной», и «мрачные, порочные услады / Вина, страстей, погибели души».

Жизнь становится «мученьем», а сам он «мертве­цом», идущим кругами Дантова ада: Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться.

Блок понимал, что человек, поддавшийся соблаз­нам этого мира, грешен, душа его, утратив мечту, опустошается. Он сравнивает себя с матросом, не при­нятым на борт, так же, как этот матрос, поэт «идет, шатаясь сквозь буран», потеряв основной смысл сво­ей жизни.

Потеря духовных ценностей, и, как следствие это­го, бессмысленность бытия угнетает Блока.

В «страшном мире» нет красоты и гармонии. Его жителям неведома радость чистой любви, там воспе­вается «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», «попиранье заветных святынь».

Как первый человек, божественным сгорая, Хочу вернуть навек на синий берег рая Тебя, убив всю ложь и уничтожив яд.

Но ты меня зовешь! Твой ядовитый взгляд Иной пророчит рай! — Я уступаю, зная, Что твой змеиный рай — бездонной скуки ад. Лирический герой стихотворений наделен чуткой душой, воспринимающей все многообразие жизни, он умен и проницателен, но невозможность разделить хоть с кем-нибудь богатство внутреннего мира угнета­ет его. Осознавая безысходность своего бытия, Блок делает героями своих стихотворений то «стареющего юношу», то «мертвеца», то демона, несущего смерть.

Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим.

В «страшном мире» отталкивают даже картины природы: там «диск большой, Заливавший все в при­роде нестерпимой желтизной». Всегда таинственный лунный свет, превратившийся в «нестерпимую жел­тизну», является одним из показателей трагического мироощущения поэта, его отвращения ко всему во­круг. Природа кажется лирическому герою враждеб­ной:

Вон месяц, как палец, над кровлями громад

Гримасу корчит мне.

В цикле «Жизнь моего приятеля» Блок раскрывает глубины своего отчаяния. Это его жизнь полна «ме­лочных забот», а на дне души, «безрадостной и чер­ной, Безверие и грусть». Вымышленный «приятель» помогает Блоку со стороны посмотреть на себя, выска­зать то, о чем болит душа. «Бессмысленность всех дел, безрадостность уюта» — вот удел тех, для которых «светлые мысли» остались «воспоминанием смут­ным».

Лирический герой цикла «Страшный мир» оди­нок, как и сам поэт. Мир, описанный Блоком, навева­ет тоску и чувство безысходности. «Мертвецы», «ске­лет», «безносые женщины», «пляска смерти» — оби­лие таких мрачных образов невольно заставляет думать о смерти. Смерть рефреном идет через весь цикл, подводя к мысли о том, что в «страшном мире» жить невозможно. Смерть духовная неминуемо ведет к смерти физической. Бессмысленное существование противно человеческой природе. Трагизм поэта в сти­хотворениях этого периода безграничен, однако уже в цикле «Ямбы» мы видим, как меняется мироощуще­ние Блока, обретшего новые силы на борьбу со злом: О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Идеальный герой «Прекрасной Дамы»

Герой является лирическим, идеальным, что живет в невероятном, волшебном мире. Он способен любить, имеет пылкое сердце и широкую душу. И его основная цель заключается в том, чтобы найти ту, кому сможет быть предан. По сути, это, пока что, всего лишь образ, но, герой верит, что она живет в реальном мире. Спустя время, герой начинает испытывать разочарование, спускаясь с небес на землю, и попадает в этот самый «страшный мир». Здесь живут такие же разочарованные личности, их очень много.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Решение задач Контрольные работы Эссе

Что вообще подразумевает цикл стихов «Страшный мир»? Если рассматривать внимательно, можно увидеть следующий перечень смысла:

  • автор словно бы убирает все радужное с жизни человека, показывая этим реальность. Он сам с болью осознает, что под радужной оболочкой есть только черная грязь, пошлость, но самое ужасное, так это то, что он сам принимает участие в этом всем. Так что же собой представляет этот мир, который описывает Блок? На это есть разные мнения;
  • для Блока самым страшным и опасным представляется в виде «мертвецов». Это те люди, что потеряли основное в жизни. Они лишились своей души, живут по зову плоти, чтобы быть принятыми в обществе. Это отравляет других, ведь ужасные поступки не могут пройти бесследно, задевая тех, кто живет рядом;
  • цикл «Жизнь моего приятеля» рассказывает, что, подходя к тридцати годам жизни, человек начинает понимать, что у него нет сердца. Но как быть дальше? Ведь такой человек не способен испытывать любовь, и это ужасно;
  • в мире, о котором идет речь, природа точно такая же. К примеру, луна донельзя желтая, настроена враждебностью и пошлостью к повседневности. Тот, кто не имеет сердца и души, видит мир только в ужасных оттенках.

Если вернутся к циклу стихов «Жизнь моего приятеля», то здесь можно отметить, что Блок выставляет напоказ отчаяние, что символизирует страшный грех. Полагает, что нет ничего хуже, чем отчаяние. Причем, поэт, понимает, что данный процесс омертвения происходит и с ним самим, но не хочет верить в то, что в его жизни есть данный грех, что он катится по наклонной.

К примеру, черти считают, что они ангелы, если посмотреть на них как на толпу. Они бы так не считали, если бы в мире жили люди, что имели чистую душу, живущие не только как велит им плоть. И в этом заключается ужас мира, где даже черти считаются ангелами.

Тема «Страшного мира»

Идея и тема пути в третьем томе трилогии Блока получают дальнейшее развитие. Третья книга – это высший, завершающий этап сложного, порой мучительного пути, пройденного поэтом. «Теза» первого тома и «антитеза» второго сменяется «синтезом». Третий том – это новая ступень, более высокая, осмысления действительности, которая отвергает предыдущие и в то же время соединяет в себе некоторые их черты

Это важно иметь ввиду, так как есть достаточно популярное и распространенное представление о пути А. Блока как о неуклонном прямолинейном движение «вперед и выше»

Между тем, сам Блок говорил, что «восхождение» его шло не по прямой, а по спирали.

Третий том «Трилогии вочеловечения» состоит из следующих циклов:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  • «Страшный мир»
  • «Возмездие»
  • «Ямбы»
  • «Итальянские стихи»
  • «Разные стихотворения»
  • «Арфы и скрипки»
  • «Кармен»
  • «Родина»
  • «О чем поет ветер».

Открывает трилогию цикл «Страшный мир», написанный в период с 1906 по 1916 гг. «Страшный мир» является своеобразным вступлением. Трагические интонации, характерные для этого раздела, обусловлены обостренным чувством всеобщей греховности, неблагополучия и позора. Мироощущение безысходности, подавленности, тоски и скуки пронизывает этот сборник. В произведениях этого цикла подобное мироощущение носит доминирующий характер, хоть и не исключает попытку и стремление обрести другое состояние души и другие миры. Метафора в заглавии сборника обозначает мир катастрофической реальности и демонологической душевной действительности в их единстве и сложных взаимоотношениях. Здесь лирическое «я» Блока становится вместилищем этого «страшного мира». Живущий в этом мире человек находится под страшным тлетворным воздействием и «умирает». В этом сборнике появляются библейские мотивы, возникает тема падшего ангела и дьявола. Поэт обращается к миру потустороннему, но этот мир мертвецов – не загробная жизнь. Поэт наблюдает за людьми, которые находятся в его окружении, и замечает, что большинство из них уже «мертвы».

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Третья книга Блока: все сущее — увековечить 490 ₽ Реферат Третья книга Блока: все сущее — увековечить 230 ₽ Контрольная работа Третья книга Блока: все сущее — увековечить 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Тема духовной смерти человека пронизывает весь первый цикл третьего тома трилогии.

Следует вывод, что после духовной смерти люди не могут заново возродиться, они уже мертвые внутри, ждут физической смерти, проводя однообразные и скучные дни. Также здесь вновь возникает тема двойников, которые прежде всего явление пути. Мифологема о двойниках появилась еще в первом томе трилогии, однако именно в «Страшном мире» она получила особое развитие.

Цикл «Страшные миры» показывает начало конца пути поэта. Он увидел весь ужас окружающего мира. Здесь Блок пишет про ад, а большая часть стихотворений связаны со смертью.

Продолжает тему «Страшного мира» цикл «Возмездие»

Заглавие этого сборника говорит о важном переломном моменте в творчестве поэта на рубеже 1900-1910 гг. В это период упоение «метелями» и страстями «Снежной маски» и «Фаины» сменилось сознанием глубочайшего духовного кризиса

Основной темой цикла становится тема памяти. Память – это возмездие, которого человеку не удастся избежать. По Блоку, возмездие, это в первую очередь осуждение человеком самого себя, это суд собственной совести. Главной виной лирического героя является его измена данным священным обетам, измена своему предназначению, высокой любви. Расплатой за это стала усталость от жизни, душевная опустошенность и покорное ожидание смерти. Такие мотивы звучат во всех произведениях цикла.

Возникновение третьего цикла тома тесно связано с работой Блока на поэмой «Возмездие». Поэт из черновых работ произведения выделил ряд стихотворений. Сборник «Ямбы» полон позывов к мятежу, революционных предчувствий. Этот цикл достаточно небольшой. Мотивы произведений различны – это тоска об ушедшей жене, выражение любви сводной сестре, революционное настроение.

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Тема «Страшного мира»

Идея и тема пути в третьем томе трилогии Блока получают дальнейшее развитие. Третья книга – это высший, завершающий этап сложного, порой мучительного пути, пройденного поэтом. «Теза» первого тома и «антитеза» второго сменяется «синтезом». Третий том – это новая ступень, более высокая, осмысления действительности, которая отвергает предыдущие и в то же время соединяет в себе некоторые их черты

Это важно иметь ввиду, так как есть достаточно популярное и распространенное представление о пути А. Блока как о неуклонном прямолинейном движение «вперед и выше»

Между тем, сам Блок говорил, что «восхождение» его шло не по прямой, а по спирали.

Третий том «Трилогии вочеловечения» состоит из следующих циклов:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Третья книга Блока: все сущее — увековечить 480 руб.
  • Реферат Третья книга Блока: все сущее — увековечить 270 руб.
  • Контрольная работа Третья книга Блока: все сущее — увековечить 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • «Страшный мир»
  • «Возмездие»
  • «Ямбы»
  • «Итальянские стихи»
  • «Разные стихотворения»
  • «Арфы и скрипки»
  • «Кармен»
  • «Родина»
  • «О чем поет ветер».

Открывает трилогию цикл «Страшный мир», написанный в период с 1906 по 1916 гг. «Страшный мир» является своеобразным вступлением. Трагические интонации, характерные для этого раздела, обусловлены обостренным чувством всеобщей греховности, неблагополучия и позора. Мироощущение безысходности, подавленности, тоски и скуки пронизывает этот сборник. В произведениях этого цикла подобное мироощущение носит доминирующий характер, хоть и не исключает попытку и стремление обрести другое состояние души и другие миры. Метафора в заглавии сборника обозначает мир катастрофической реальности и демонологической душевной действительности в их единстве и сложных взаимоотношениях. Здесь лирическое «я» Блока становится вместилищем этого «страшного мира». Живущий в этом мире человек находится под страшным тлетворным воздействием и «умирает». В этом сборнике появляются библейские мотивы, возникает тема падшего ангела и дьявола. Поэт обращается к миру потустороннему, но этот мир мертвецов – не загробная жизнь. Поэт наблюдает за людьми, которые находятся в его окружении, и замечает, что большинство из них уже «мертвы».

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Замечание 1

Тема духовной смерти человека пронизывает весь первый цикл третьего тома трилогии.

Следует вывод, что после духовной смерти люди не могут заново возродиться, они уже мертвые внутри, ждут физической смерти, проводя однообразные и скучные дни. Также здесь вновь возникает тема двойников, которые прежде всего явление пути. Мифологема о двойниках появилась еще в первом томе трилогии, однако именно в «Страшном мире» она получила особое развитие.

Цикл «Страшные миры» показывает начало конца пути поэта. Он увидел весь ужас окружающего мира. Здесь Блок пишет про ад, а большая часть стихотворений связаны со смертью.

Продолжает тему «Страшного мира» цикл «Возмездие»

Заглавие этого сборника говорит о важном переломном моменте в творчестве поэта на рубеже 1900-1910 гг. В это период упоение «метелями» и страстями «Снежной маски» и «Фаины» сменилось сознанием глубочайшего духовного кризиса

Основной темой цикла становится тема памяти. Память – это возмездие, которого человеку не удастся избежать. По Блоку, возмездие, это в первую очередь осуждение человеком самого себя, это суд собственной совести. Главной виной лирического героя является его измена данным священным обетам, измена своему предназначению, высокой любви. Расплатой за это стала усталость от жизни, душевная опустошенность и покорное ожидание смерти. Такие мотивы звучат во всех произведениях цикла.

Возникновение третьего цикла тома тесно связано с работой Блока на поэмой «Возмездие». Поэт из черновых работ произведения выделил ряд стихотворений. Сборник «Ямбы» полон позывов к мятежу, революционных предчувствий. Этот цикл достаточно небольшой. Мотивы произведений различны – это тоска об ушедшей жене, выражение любви сводной сестре, революционное настроение.

Глава 1. «Страшный мир» в поэтической картине реальности эпохи «Серебряного века»

1.2 Духовный путь А. Блока как поэта-символиста

А. Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой рус­ской литературы XIX в. и как зачинатель новой русской поэзии XX в.; в аспекте реалистических традиций и как наследник и продолжатель традиций романтических; как автор вдохновенных «эсхатологических» пророчеств о гибели старого мира — и как создатель первой поэмы об Октябрьской революции. Все эти подходы оправданы богатством и многогранностью творчества Блока. Однако в этой многообразной и многогранной картине особо значимо место Блока в том литературном окружении, которое он с считал для себя наиболее органичным, те связи, которые в значительной мере определили самооценку поэта и разрыв с которыми на определенном этапе эволюции был основным событием его духовного развития. «Нет сомнений, что таким литературным направлением для Блока явился символизм, а такой средой — символистская».

Цит. по: Минц З. Г. Блок и русский символизм // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1. М., 1980. С.97.

Доступа нет, контент закрыт

Аккаунт доступа «PREMIUM»

    • PREMIUM_30
  • 599
  • Премиум доступ на 30 дней

Приобрести

  • PREMIUM_60

999
Премиум доступ на 60 дней
Приобрести

  • PREMIUM_90

1599
Премиум доступ на 90 дней
Приобрести

Жанр, направление и композиция

В цикле стихов «На поле Куликовом» имеется единая сюжетная линия. Также можно отметить лирические переживания героя. Вместе с тем, здесь упоминаются события многовековой истории Руси. Поэтому произведение относится к лиро-эпическому жанру.

Стихотворение принадлежит к литературному направлению символизм, которому А. Блок посвятил своё творчество.

Цикл состоит из пяти стихов. Каждый имеет свой сюжет:

  1. В первой части образ степной кобылицы, несущейся вперёд, является символом Родины, неумолимо идущей своим путём. Никто не может её остановить.
  2. Во второй части два друга воина готовятся к битве с татарами. Они настроены умереть, защищая свою землю. Родина уже становится подобна светлой жене.
  3. Третья часть повествует о том, что ночью в тревожном сне перед сражением людям слышался голос родной земли в криках лебедей. Они не зря считаются символом верности и любви. С неба сходит Богородица, чтобы вселить в души смелость, мужество и отвагу.
  4. В четвёртом стихе цикла герой возвращается в своё время. На душе его тревожно. Он слышит отзвуки прошлой битвы и мечется в поисках способа защитить свою Родину.
  5. В пятой части взор обращается в будущее. Оно туманно, но чувствуется, что скоро снова будет битва. Остаётся только надеть доспехи и помолиться.

Все части объединяет идея пересечения прошлого, настоящего и будущего времени.

Кажется, что лирический герой, ощущая тревожное состояние за судьбу Родины, попадает в прошлое и вместе с древними воинами готовится к битве.

Образы героев

Анализ цикла страшного мира Блока указывает на то, что некоторые его стихотворения воспринимаются как отдельные части, собранные воедино. К таковым вполне можно отнести «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Чёрную кровь». Последовательность их имеет неслучайный характер. Она наделена вполне логичным смыслом:

  • в первом — картина бессмысленности бытия;
  • во втором — предопределение человеческой судьбы;
  • в третьем — внутренний мир личности.

Яркое впечатление оставляет после прочтения стихотворение Блока «Чёрная кровь». Оно являет собой монолог несчастного человека, глубоко поражённого страстью, которая впоследствии стала причиной страшной трагедии. Очень хлёсткий образ цивилизации обрисован в стихотворении «Фабрика». Мысль о роковом жизненном круговороте весьма проницательно передана в одном из самых узнаваемых произведений автора «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Обзор всех стихотворений позволяет выделить тот факт, что даже попытки обрести своё личное счастье лирический герой отождествляет с греховностью. Так, в строках своей «Незнакомки» Блок наделяет художественные образы символическим подтекстом.

Сочинение Страшный мир в поэзии Блока

В поэзии Блока легко увидеть тот самый Страшный мир. Он и сам по себе страшен, но ещё ужасней становится по контрасту с Идеалами Блока, например, с его Прекрасной дамой. Существует и цикл стихов с эти названием, и сборник.

Вот в стихотворении «За туманом…» уже и луга печальны, возможно, от несбыточности мечты. (Это, правда, из цикла о Даме.) Из сборника о Страшном мире наиболее известно стихотворение «В ресторане». Здесь вечная любовь, знакомство с прекрасной девушкой. Что страшного? Но сама обстановка… Цыганка визжит о любви, смычки скрипок какие-то иступленные, зал переполнен… и сама незнакомка, по моему ощущению, связана – закована в условности. Она бросает взгляды умоляющие на поэта, но для других насмехается над ним.

Стихотворение «Авиатор» показывает трагедию – крушение воздушного судна. В финале поэт задаёт риторические вопросы погибшему пилоту. Зачем был этот полёт? Чтобы в войнах будущего бомбы скинуть, чтобы «продажная» женщина восхитилась? Или это просто человеческая гордыня…

Пугает «Униженье», где описано что-то вроде притона (тут подлецы, шулера, которых Блок за людей не считает – «не людская рука»). Но именно тут происходит встреча поэта и его «вчерашнего ангела». Её шлейф напоминает ему змею, закат заставляет думать об эшафоте, всё кажется автору грязным. И закат «бьет», и свист «замогильный», а герой в сердце, как будто, получает удар каблуком.

В «Песне Ада» как раз прямо говорится о Страшном мире. Его основные черты: маски притворства и лести, мерзость всякая, пошлость, мрак… И ещё страшней, но уже фантастично: вокруг трупы друзей, которые ещё молят героя о помощи. А поэт идёт во мраке, потеряв надежду, идёт ужасам навстречу. Жутко.

Здесь два стихотворения с названием «Демон». В одном повествование от лица этого существа, которое разговаривает со своей жертвой, чей ужас его только вдохновляет. Он грозится заколдовать её, унести высоко-высоко. И предчувствует, смеясь, что жертву он сбросит вниз – в бездну. В другом тоже Демон размышляет вслух, вспоминая Тамару – мотивы Лермонтова. И это злое существо смеётся, что Деву никто не спасёт, для жениха есть чеченская пуля.

Также демон упомянут в стихотворении «Черная кровь». Там это образ чего-то нехорошего в сознании. (Говорят ведь, мол, мои демоны.) Почему-то влюбленному хочется ударить возлюбленную, задушить… Но он всё это объясняет влиянием демонов.

Мир Блоку кажется страшным, когда вокруг обыденность и пошлость. Кроме того, мир этот полон мистики, страшных для человека существ. Но во всем этом ужасе Александр Блок, я думаю, видел, как поэт, определенную красоту. Иначе, он не стал бы так в неё «всматриваться», она тянула его, как бездна.

11 класс

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: