Анализ стихотворения «россия» 1908 александра блока

«Русь», анализ стихотворения Блока

Краткая история создания. Стихотворение «Русь» написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики Блока. В этом произведении чувствуются отголоски творчества Гоголя, образы из фольклора и старинных преданий.

Тема стихотворения. С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока.

Сюжет. На улице ночь и автор находится в легком состоянии дремоты, где переплетаются грани реальности и сна. Мысленно он пытается перенести нас в те далекие времена, когда Русь была «необычайна»: «где ведуны с ворожеями», «и ведьмы тешатся с чертями». Все стихотворение пропитано духом древности. И даже вихрь поет нам «преданья старины». Но вместе с необычайностью своей Руси поэт с грустью замечает «страны родимой нищету» и лоскутки «ее лохмотий». Мы видим Русь разную: и сказочную, и волшебную, и убогую, но все же необычайную.

Художественные средства.

  • стихотворный размер, четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Схема: Ты/ и/ во/ сне?/ не-/о-/бы-/ча?й-/на. Тво-/е?й/ о-/де?ж-/ды/ не/ кос-/ну?сь. Дрем-/лю?/ — и/ за/ дре-/мо?-/той та?й-/на, И/ в та?й-/не/ — ты/ по-/чи?-/ешь/, Ру?сь. _ _ /_ _?/_ _ /_ _?/_ _ _?/_ _?/_ _ /_ _? _ _?/_ _ /_ _?/_ _?/_ _ _?/_ _ /_ _?/_ _?
  • рифма перекрестная (АбАб), чередуются мужская (ударение падает на последний слог) коснусь-Русь и женская (ударение на предпоследнем слоге) необычайна-тайна рифмы. По точности созвучия рифма считается богатой, т.к. совпадают опорные согласные звуки. … необычайна.(А)
  • … коснусь.(б)
  • … тайна,(А)
  • … Русь.(б)

тропы:

  • гипербола (преувеличение) опоясана реками, дебрями окружена. Блок показывает нам, насколько велика Русь.

олицетворение (персонификация) Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала.
метонимия (переименование) горящих сел.

стилистические фигуры:

  • кольцо (повтор речевой конструкции) — в данном случае повторяется целая строфа. С нее начинается стихотворение, ею и заканчивается. Таким образом, автор выделяет главную мысль, что Русь была и будет всегда непостижимой тайной.

эпитеты (образные определения) мутным взором, ночные хороводы, снеговых столбах, утлое жилье, злого друга, живой клюкой, голых прутьях, страны родимой, тропу печальную, ночную, первоначальной чистоты.

Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы», «ведуны с ворожеями», «ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга», «утлое жилье», «девушка», «злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота.

Лирический герой стихотворения. Он влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная — его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна».

Литературное направление. Блок относится к поэтам-символистам. В его стихотворениях, посвященных Родине, наблюдается глубина эмоций и переживаний. Блоковское понимание России трагическое, лиричное и очень личное. Автор идеализирует прошлое, в котором переплелись сказочные и реальные события.

  • «Незнакомка», анализ стихотворения
  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
  • «Фабрика», анализ стихотворения Блока
  • «Летний вечер», анализ стихотворения Блока
  • «Рассвет», анализ стихотворения Блока
  • «На железной дороге», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стихотворения Блока
  • «Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока
  • «Коршун», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Осенний день», анализ стихотворения Блока
  • «В ресторане», анализ стихотворения Блока
  • «Скифы», анализ стихотворения Блока
  • «Соловьиный сад», анализ поэмы Блока
  • «Ветхая Избушка», анализ стихотворения Блока

По произведению: «Русь»

По писателю: Блок Александр Александрович

Образы и символы

  1. Образ Руси . В густо раскинувшихся лесных дебрях, в журчаще разлившихся речных водах, в покрытых мхом липких болотах – во всём вокруг скрывается покойное таинство русской земли. Древняя чаровница Русь прошла долгий путь от волшебных времён зловещих колдунов и тешащихся с разной нечистью на огненных шабашах ведьм до современной чудной России с богатейшими традициями и крепчайшими основами, унаследованными от многочисленных населяющих её и слившихся воедино народностей. При этом облик страны вовсе не идеализируется, она возвышенно-благородна одновременно с тем, что крайне бедна и облачена в нищенские ветхие лохмотья.
  2. Во второй части произведения раскрывается образ лирического героя . Речь его схожа с искренней исповедью, в которой он предаётся размышлениям о собственном пройденном жизненном пути, оценивая всё уже случившееся с ним сквозь судьбу и характер своей необычайной родины. Главная загадка, ответ на которую он ищет на протяжении всего стихотворения, – как Россия может переживать столько многовековых сложностей и невзгод, и при этом не только сама оставаться чистой и нетронутой, но и постоянно спасать души своих людей от губительного порока, ужасающего тем, что от него нет никакого возврата?

Средства выразительности

Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:

  • Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
  • Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
  • Сравнение – “как слезы первые любви”.

С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Родная деревня» анализ стихотворения Тукая по плану кратко – история создания, тема, идея

Следующая

Анализ стихотворений«Я пришел к тебе с приветом» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, идея, жанр

Александр Блок: «Незнакомка», знакомая всем

Имя Александра Блока напрямую связано с одним из интереснейших периодов русской литературы – Серебряным веком, романтическим, возвышенно-прекрасным и таким же трагическим. Его «Незнакомка» вошла в сокровищницу нашей классики как визитная карточка поэта, как символ драматической несовместимости высокой мечты, идеала и приземлённой пошлой действительности. Этот конфликт, невозможность примирить «розу белую с чёрной жабой», как писал современник Блока великий Есенин, стал причиной внутренних противоречий многих творческих личностей, противоречий трагических и неразрешимых. Не избежал их и сам автор «Незнакомки».

Немного об истории создания


Начало нового века воспринимал настороженно и недоверчиво Блок. «Незнакомка», входя в стихотворный цикл «Свирель запела на мосту», являющийся частью цикла «Страшный мир», как нельзя более ярко отражает трагические мироощущения поэта. Первая русская революция и её жестокое подавление, идеи мистицизма, витающие в воздухе, напряжённые духовные поиски русской интеллигенции, стремящейся выйти из кризиса – таковы общественно-политические предпосылки создания произведения. Однако не только жестокие цепи бездушного мира сковывают горло. Душевную драму личного характера переживает Блок. «Незнакомка» писалась под впечатлением разрыва его с женой, Любовью Дмитриевной. Их непростые отношения, в которых во многом был виноват и сам Александр Александрович, некогда попытавшийся подменить литературно-философской идеей живую действительность, реальные чувства и семейную жизнь, в конце концов зашли в тупик. Любовь Дмитриевна увлеклась другом и собратом мужа по перу – Борисом Бугаевым, писательский псевдоним которого (Андрей Белый) гремел тогда по литературным Москве и Петербургу. Её уход был крайне болезненным, о чём не раз вспоминал сам Блок. «Незнакомка» повествует о состоянии безысходности и отчаяния, неприкаянности, бесприютности, которые охватили поэта. Он бродит по дешёвым кабачкам Петербурга, наведывается в привокзальный ресторанчик Озерков – небольшого дачного посёлка под Северной столицей. Словно потеряв кого-то, Блок часами просиживает за столиками, нехотя цедя вино стакан за стаканом и всматриваясь в окружающую жизнь. А она отталкивающе безобразна и пошла: пьяницы «с глазами кроликов», вульгарные «дамы» с визгом вместо смеха, «испытанные», т. е. заезженные остряки с их глупыми, бессмысленными шутками. И над всем этим миром цинизма, продажности, глупости, разврата равнодушно проплывает луна, символ поэзии, романтизма, творчества. В такой обстановке и живёт поэт, сам уподобляясь обитателям этого страшного мира. И всё же есть нечто, чем от них всех отличается Блок: Незнакомка, Загадочная Дева, которая является ему и которую не может видеть никто другой из завсегдатаев кабаков и пивных. Его муза, тайна, мечта, его спасительница, мираж, который, при всей призрачности, всё же не даёт опуститься на дно, пропасть окончательно.

Кто она – загадочная дева?

А действительно, кто она – «Незнакомка»? Блок стих, текст которого известен каждому грамотному человеку, сам того не желая, зашифровал в духе символизма. Его главная героиня воспринимается и как фантом, и как вполне реальная, хоть и несколько приукрашенная романтическим антуражем дама. Прообразом Женщины в Шелках является, несомненно, и героиня картины Крамского «Неизвестная» — такая же загадочная, утончённая и прекрасная.


И Царевна-Лебедь Врубеля – поэт особенно любил это полотно. Фотография картины украшала кабинет Блока в Шахматове. Легендарные, прекрасно-трагические женские образы романов Достоевского, и прежде всего Настасья Филипповна из «Идиота» — тоже узнаваемы в стихотворении. И, конечно же, новая муза, которой посвятил свою строгую рыцарскую любовь Александр Блок, незнакомка в снежной маске из метели – Наталья Волохова. Все они, каждая по-своему, трансформировались в поэтическом сознании Александра Александровича, благодаря чему мы можем наслаждаться возвышенно-прекрасными строками его удивительного стихотворения.

Стихотворению «Незнакомка» уже почти 107 лет. Много, не правда ли? А оно, как хорошее вино, со временем не стареет и любимо по-прежнему ценителями истинной Поэзии.

Сочинения

Со словом Родина каждый из нас знаком с самого детства. Но понимаем ли мы глубину этого слова? Скорее всего нет. Ведь осознание Родины приходит гораздо позже, и это чувство формируется годами. Тема Родины волновала почти каждого писателя и поэта, каждый из которых по-своему пытался осознать глубину этого слова. Тему Родины затрагивал в своем творчестве и Блок. Более того, эта тема стала важнейшей в его творчестве.

Родина в творчестве Блока

Только пережив революцию и став свидетелем революционных потрясений, Блок начинает все чаще и чаще посвящать свои работы теме Родины, которая постепенно вытесняет остальные тематики, становясь главной в его творчестве. При этом мы замечаем эволюцию Родины в лирике Блока, где с каждой последующей работой ее образ становится все многогранней. Если в раннем творчестве поэта мы видим спящую страну, как например в стихе Русь, то с годами, ее сказочность сменяется повседневностью. Здесь царит пошлость и бездушность, а примерами тому могут стать стихотворения поэта Грешить бесстыдно, непробудно и Фабрика. Здесь мы видим измученных рабочих и барина кровососа. Несмотря на все изъяны образов Родины, Блок все равно любит свой край, ведь и такая страна ему дороже всего.

Анализируя творчество поэта, мы понимаем, что тема Родины в лирике Блока действительно поглотила писателя полностью и бесповоротно

Он погрузился в тематику настолько, что решил посвятить ей всю свою жизнь, а все потому что для Блока этот вопрос был первейшей важности

Блок настолько увлекся тематикой Родины, что образ земли перестает существовать в виде абстрактной величины. Родина в творчестве Блока — конкретный и осмысленный образ, который представляет существующую реальность. При этом автор не ограничивается пространством, поэтому мы можем видеть и горестные ноты в образе Родины, и радостные. Мы видим противоречивость и даже двойственность ее натуры. Главное, в отличие от остальных авторов, которые ассоциировали образ Родины с образом матери, Блок проводит параллели родного края и прекрасной девушки. Порой читаешь стих и думаешь, что автор пишет о своей возлюбленной, и лишь потом понимаешь, что речь идет о Родине, которую поэт боится потерять.

Заканчивая урок по теме Родины в лирике Блока, и завершая свое сочинение, в заключение хочется сказать о том, что писателя интересовала не только современная ему Россия. Писатель интересовался событиями прошлых лет, привнося исторических красок в свои стихи. Например, написав свое стихотворение На поле Куликовом

Самое важное, что Блок верил в лучшее будущее, и эта вера была настолько сильной, что и рождались из-под его пера бессмертные произведения

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.

История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты – «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Часть 1

Река рас­ки­ну­лась. Течет, гру­стит лениво И моет берега. Над скуд­ной гли­ной жел­того обрыва В степи гру­стят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен дол­гий путь! Наш путь — стре­лой татар­ской древ­ней воли Прон­зил нам грудь.

Наш путь — степ­ной, наш путь — в тоске безбрежной — В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы — ноч­ной и зарубежной — Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Оза­рим кострами Степ­ную даль. В степ­ном дыму блес­нет свя­тое знамя И хан­ской сабли сталь…

И веч­ный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степ­ная кобылица И мнет ковыль…

И нет конца! Мель­кают вер­сты, кручи… Останови! Идут, идут испу­ган­ные тучи, Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степ­ная кобылица Несется вскачь!

Подготовка сторон

Для того, чтобы противостоять Орде более 30 русских княжеств отправили своих воинов в войско Дмитрия Ивановича. Практически каждый мужчина, который был способен держать оружие — пришли в его войско. Мамай тоже готовился. Он заключил союзы с князем литовским Ягайло, который был заинтересован в расширении торговли с Ордой. Кроме того, промамаевскую сторону занимал рязанский князь Олег. Правда Олег был хитер: он выражал подобострастие и хану, и сообщал в Москву о телодвижениях Мамая.

Кроме союзов, Мамай включил в свою армию крымских татар, и наемников с Северного Кавказа. Также ходят упорные слухи, будто был он нанял в Генуе тяжелую генуэзскую конницу.

Анализ стихотворения «Русь» Блока

Революция 1905 г. оказала большое влияние на А. Блока. Она раскрыла всю несостоятельность его революционных идеалов. Одновременно кровавые события показали поэту настоящую картину действительности. С этого времени он начинает постепенно отходить от символизма. Вместо туманных и неясных образов в его творчестве появляются темы, имеющие непосредственное отношение к реальной жизни. Одной из них становится тема Родины. Образ многострадальной России очень увлек Блока. Он видел в нем возможный выход из тяжелой ситуации. Тема национального единства выглядела спасением для общества, которое раздирали противоречия. В 1906 г. поэт написал стихотворение «Русь», которое проникнуто огромной любовью к своей стране.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения весьма интересны и незаурядны.

  • Основная тема — историческое развитие страны. Автор описывает тернистый путь Руси, ее парадоксальную и многогранную природу. Родина в его представлении — магическая, таинственная, но блаженная и нищая. Она прошла долгий путь и добилась феноменальных результатов, которыми стоит гордиться.
  • Тема природы тоже затрагивается автором: краса Руси заключена в ее фауне и флоре. Она скупа на краски, но богата загадочным содержанием и прекрасным скромным одеянием.
  • Мотив дороги . Помимо темы богатства русской природы и исторического развития величественного государства, в стихотворных строках «Руси» заключены и более духовные жизненные вопросы, раскрытию которых служат конкретные образы. Очень ярко выделяется образы верного пути и опасных распутий. Лирический герой, в котором так легко распознать самого Александра Блока, вспоминает протоптанные по всей русской земле и проверенные клюкой паломников и простых странников тропинки, многие из которых действительно опасны.
  • Подобно этим благочестивым и не знающим усталости искателям веры и правды, каждый живущий человек пытается прийти к выверенности своего пути и обрести своё истинное место на земле. Так поднимается тема смысла человеческого существования , места человека в необъятном мире.
  • Тема родины . Примечателен и образ самой России, которую поэт наделяет утончёнными женскими чертами. Лирический герой боготворит родную землю и считает себя, равно как и весь русский народ, недостойным её, ведь она божественно непорочна и соединяет в себе материнскую любовь и всепрощение, сестринскую поддержку и понимание, нежность и теплоту дорогой, близкой и родной сердцу возлюбленной.
  • Проблема войн и потрясений. Разумеется, такая большая страна не может не сталкиваться с серьёзными проблемами, заставляющими её испытывать болезненные душевные терзания. Спокойствие древней Руси, и современной России то и дело нарушается самими людьми, постоянно выясняющими свои взаимоотношения. Но даже раздираемая трагическими войнами и распрями, необычайная и сильная духом страна готова в любой момент поддержать своих людей, исцелить их израненные души и стать им надёжным подспорьем и укрытием от всех печалей.

Тема родины в лирике А. А. Блока

1. Вечная тема лирики А. С. Блока. 2. Образ Родины в стихотворениях разных лет. 3. Вера поэта в будущее России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — и жизнь и смерть, счастье или погибель. А. А. Блок Образ России у А. А. Блока сложен и многогранен. Он вобрал в себя все: и радость, и горе, двойственность и противоречивость

Родина имеет важное значение в жизни народа и каждой отдельной личности. Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее

Любовь к своей стране дает поэту мощный творческий толчек, она вызывает восторг даже скромными приметами: «наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе…». Россия может быть нищей, но нет страны дороже ее сердцу Блока. Тема родины звучит уже в ранних стихотворениях поэта. В «Осенней воле» (1905) образ родины неотделим от родной русской природы. И пусть этот осенний пейзаж невзрачен, поэт восклицает: Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! Стихотворение «Русь» вышло в свет в 1906 году, оно посвящено России. В нем Русь представляется как нечто святое, священное. Она древняя, заколдованная, языческая: Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна… Молитвенная тональность стихотворения завораживает читателя: Она и в снах необычайна. Ее одежды не коснусь. Лирический герой благодарит Русь за спасение души: Живую душу укачала, Русь, на своих просторах ты, И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты. Поэт говорит о постижении тайны духа русского народа, духа Руси, которым она жива. Образ России поэт отождествляет с женщиной. В цикле стихотворений «На поле Куликовом» он восклицает: О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Никто из поэтов до А.. А.. Блока так не обращался к России. Блок сравнивает Русь с женщиной, женой, с которой ему предстоит проделать долгий путь, полный лишений, разочарований и потерь. «На поле Куликовом» — предчувствие грядущих бурь, трагедий. Поэт видит весь путь страны — «от поля Куликова» до современных дней. Блок придает исключительное значение Куликовской битве как историческому событию. Он называет ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди. Ряд символов передает нам переживания лирического героя, полные тревоги, внутренней силы и энергии: И нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Образ России многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей», «Твой лик нерукотворный». Образ Руси отождествляется и с образом Богоматери.

Образы у Блока имеют глубокую внутреннюю наполненность, а символы обретают новые смыслы:

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали… Много тревоги, тяжелых предчувствий. Неоднократно встречаются словосочетания «вековая тоска», «тоска могучая». Как бы ни описывал поэт настоящее своей отчизны, он всегда верил в ее будущее. В пятом стихотворении цикла «На поле Куликовом» лирический герой предвидит «начало высоких и мятежных дней». Тревога, беспокойство подчеркнуто словами «как бывало». Последняя строфа звучит как предостережение: Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. — Молись! Любовь к Родине, к народу А, А. Блок выразил в стихотворении «Россия», датированным 1908 годом. Это произведение сочетает в себе реалистическое начало и романтическую приподнятость: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! Реальный образ России лишен ярких красок: Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи… Но поэт верит в родину, он восхищается ей: Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты… И вновь Блок сравнивает Россию с женским образом: Ну что ж? одной заботой боле — Одной слезой река шумней, А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей… Несколькими словами поэт рисует яркий, знакомый образ. В судьбе и творчестве А. А. Блока Россия — совершенно особенная тема. Именно Россия стала счастьем и болью поэта, надеждой и утешением. По словам В. М. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель — с отвлеченной идеей, а как поэт — с интимной любовью». Россия в творчестве А. А. Блока предстает как стихия, как страна еще непознанной энергии и силы. Она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее.

Анализ текста

Стихотворение написано в жанре лирики, поскольку в нем на первом плане находятся переживания героя. Поэт детально описывал жителей села, что позволило ему лучше выразить свои чувства. В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Рассказ о возвращении на родину.
  2. Описание перемен.
  3. Раскрытие предназначения поэта.

Стих Есенина посвящен общественным переменам. Сергей Александрович показал, что не всегда изменения приводят к хорошим результатам. Но если им нельзя противостоять, тогда остается только смириться.

При написании стихотворения Есенин использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — Есенин описывает пилигрима угрюмым, сторону далекой, а «пиита» скандальным;
  • метафоры — автор рассказывает о кипящей жизни, рое дум в голове, новом свете поколения;
  • сравнения — поэт сравнивает сбор у волости со службой в церкви, босые ноги — с телками под воротами.

Если сделать анализ «Руси Советской» Есенина, то можно выделить главную мысль стихотворения — перемены неизбежны и их нужно принимать.

Основная идея

Главная мысль стихотворения — человек может по-настоящему любить только свою отчизну и лишь от нее ждать взаимности. Основная идея произведения одновременно является ответом на вопрос, возникший в голове лирического персонажа, когда он шел в полусне на кладбище. Герой приходит к выводу, что у русской земли силы бесконечные, ведь она черпает их в том, что все отдает своему народу.

Этим автор старался выразить мысль, что Русь разделяет с народом все беды и этим исцеляет сразу две души — свою и его. Когда родина дарит людям необходимую помощь, она сама набирается сил. Россия неразрывно связана со своим народом и ее душа выражается в нем. И как бы страна ни заплутала на своем пути, ей все равно придется пройти этой длинной, многострадальной дорогой, ведь только она праведна.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения весьма интересны и незаурядны.

  • Основная тема — историческое развитие страны. Автор описывает тернистый путь Руси, ее парадоксальную и многогранную природу. Родина в его представлении — магическая, таинственная, но блаженная и нищая. Она прошла долгий путь и добилась феноменальных результатов, которыми стоит гордиться.
  • Тема природы тоже затрагивается автором: краса Руси заключена в ее фауне и флоре. Она скупа на краски, но богата загадочным содержанием и прекрасным скромным одеянием.
  • Мотив дороги . Помимо темы богатства русской природы и исторического развития величественного государства, в стихотворных строках «Руси» заключены и более духовные жизненные вопросы, раскрытию которых служат конкретные образы. Очень ярко выделяется образы верного пути и опасных распутий. Лирический герой, в котором так легко распознать самого Александра Блока, вспоминает протоптанные по всей русской земле и проверенные клюкой паломников и простых странников тропинки, многие из которых действительно опасны.
  • Подобно этим благочестивым и не знающим усталости искателям веры и правды, каждый живущий человек пытается прийти к выверенности своего пути и обрести своё истинное место на земле. Так поднимается тема смысла человеческого существования , места человека в необъятном мире.
  • Тема родины . Примечателен и образ самой России, которую поэт наделяет утончёнными женскими чертами. Лирический герой боготворит родную землю и считает себя, равно как и весь русский народ, недостойным её, ведь она божественно непорочна и соединяет в себе материнскую любовь и всепрощение, сестринскую поддержку и понимание, нежность и теплоту дорогой, близкой и родной сердцу возлюбленной.
  • Проблема войн и потрясений. Разумеется, такая большая страна не может не сталкиваться с серьёзными проблемами, заставляющими её испытывать болезненные душевные терзания. Спокойствие древней Руси, и современной России то и дело нарушается самими людьми, постоянно выясняющими свои взаимоотношения. Но даже раздираемая трагическими войнами и распрями, необычайная и сильная духом страна готова в любой момент поддержать своих людей, исцелить их израненные души и стать им надёжным подспорьем и укрытием от всех печалей.

Отношение поэта к России

Год написания Блоком «Руси» является 1906-й. В то время поэт поддерживал революционеров и верил в их идеи. Поэт видел, что простой народ угнетают, дворянство и интеллигенция мельчают, и он надеялся на то, что революция вернет мир и спокойствие в страну.

Позже поэт осознает, что до того светлого будущего, на которое все надеялись, еще неблизко. Что предстоит много работы, и стране нужно преодолеть наступившую после революции разруху. Блок был из тех людей, которым всегда было важнее благополучие страны и простого народа, нежели карьера или материальные ценности

В своем стихотворении поэт словно предчувствовал, что непростые времена для России впереди, и людям важно не забывать о ее величии

Почему же поэт назвал стихотворение именно «Русь», а не «Россия»? Возможно, таким образом он хотел, чтобы люди не забывали о культурном наследии страны, ведь на Руси еще не было той бедности, которая заставила людей забыть о сказках и других преданиях. А. А. Блок принимал Родину любую: таинственную и загадочную, даже волшебную и с нищетой, и «в лохмотьях». Для него Русь всегда была непостижимой, чистой и удивительной.

https://youtube.com/watch?v=_ZSyQFw9y_o

Тематика, проблематика и настроение

Особое внимание следует уделить тематике и проблематике стихотворения. Автор поднимает такие проблемы и темы, которые остаются актуальными по сей день:

  • Проблема жизни и смерти является ключевой в произведении. Вернувшись в родные края, поэта посещают мысли о том, насколько быстротечна жизнь. Пейзажи села кардинально изменились. Где-то вдалеке уже нельзя было разглядеть рыбака, который через всё озеро протянул свою удочку, нет тех старушек, которые по-доброму ворковали около своих домов. Однако Пушкин не грустит об этом. Рядом со старыми соснами он замечает молодые деревья, которые становятся олицетворением нового поколения. Александр Сергеевич понимал, что смена поколений неизбежна, и на место старого всегда приходит новое.
  • Темой произведения становится «связь человека и природы». Именно из-за наблюдений за пейзажами родного села появилось стихотворение «Вновь я посетил». Красота природы стала отправной точкой для размышлений поэта о смене поколений.
  • Изначально может показаться, что произведение имеет печальный оттенок. Однако на протяжении всего стихотворения настроение поэта меняется. Он начинает принимать текущий порядок бытия, а в конце и вовсе чуть ли не воспевает его.

История создания

Создание стихотворения Блок закончил осенью 1906 года. Эта работа относится к раннему периоду творчества поэта. Позже стих был отдан для публикации во втором томе лирики Блока. Свою «Русь» Александр Александрович написал в период Первой русской революции. Он сильно переживал за народ и думал о трагической судьбе своей страны. Во время революции правительство жестоко разгоняло выступления рабочих и подавляла любое инакомыслие.

Как со стороны митингующих, так и со стороны властей чувствовалась страшная жестокость. Поэт считал, что Россия, несмотря на высокий уровень развития, в этот период вернулась к дикому первобытному состоянию, ведь не могла отыскать своего пути.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: