Краткий анализ сказки салтыкова-щедрина «бедный волк»

Краткое содержание Самоотверженный заяц. Салтыков-Щедрин для читательского дневника

В образе зайца передан русский народ, который предан до последнего своим царским господам – волкам. Волки же, как истинные хищники, издеваются и едят зайцев.

Заяц торопится на помолвку к зайчихе и не останавливается перед волком, когда тот просит. За это волк наказывает его сидеть под кустом и ждать участи, в последствии и его свата тоже сажает.

В сказке показано как можно больше самодурство царей.

Краткое содержание Салтыков-Щедрин Самоотверженный заяц

Сказка является прямым показателем того, как жил народ во время революции (образ зайца). Холодное и издевательское отношение царской семьи в виде волков, которые играли с ним и наказывали его.

Сказка начинается с того, что заяц бежит по лесу, торопится на свадьбу и пробегает мимо волчьего логова. Волк кричит ему, чтобы тот остановился, но заяц еще больше прибавляет ход. Тогда волк догоняет его и хватает.

По решению волчицы и волка, заяц должен сидеть под кустом и ждать своей смерти, потому что сейчас волки сыты и кушать не хотят.

Обратите внимание

Зайца трясет от страха, но убежать он не в силах, так как волк догонит его в пару прыжков. Все это время волк и волчица подшучивают и издеваются над ним, проходя вальяжно мимо него и обсуждая, что они с ним сделают.

Однажды ночью к зайке прибегает его кум, который уговаривает сбежать, но заяц же дал слово, что не убежит. Все это слышит волк и хватает обоих. Решает съесть их, но кум поведал о том, что зайца ждет невестка и ему нужно на свадьбу.

Волчица уговаривает волка отпустить на пару дней косого, и тот соглашается, оставив в залог кума. Заяц мчится к невесте и по приходу они сразу же празднуют свадьбу. Его умоляют остаться, но заяц отказывается, ведь он дал свое слово вернуться и спасти кума.

На обратном пути ему встречается множество преград, которые задерживают его и заставляют сделать большой крюк, чтобы попасть обратно к болоту.

Автор хочет рассказать, как сложна жизнь революционера, и что царский режим издевается над простым народом своими решениями и приговорами. В образе волка-царь, а в образе зайца-народ. Несмотря на все страхи, народ честный и своему слову хозяин.

Даже будучи под гнетом, рабски предан своему хозяину.

Краткое содержание сказки

Однажды заяц торопился к своей невесте-зайчихе, но, на свою беду, пробежал мимо волчьего логова. Волк крикнул ему остановиться, но тот не послушал, а только быстрее побежал. Тогда волк догнал его и поймал. За то, что зайчишка посмел его ослушаться, он приговорил его к съедению. Но поскольку в данный момент и волк, и его жена-волчица, и их дети были сыты, а запаса еды у них хватало ещё на пять дней, он велел зайцу сидеть под кустом и ждать своей очереди. А потом, может быть, волк его и помилует.

Заяц покорно остался сидеть под кустом и ждать неминуемой смерти. Волки наблюдали за ним из своего логова, посмеивались. У зайчишки же были простые мысли и мечты: никогда он так не любил жизнь, как теперь, и больше всего думал о своей невесте. Может быть, она уже нашла другого, а то и вовсе попалась в лапы хищнику…

Но вскоре прибежал к нему другой заяц — невестин брат. Он рассказал, что невеста помирает, узнав, что жених её попал в неволю. Он начал уговаривать узника сбежать, но тот только смотрел на волчье логово и отвечал: «Не могу, волк не велел». В это время хищник вышел из логова и поймал их обоих. И жениху, и брату бедной зайчихи надлежало умереть.

Но волчица, узнав, как сильно заяц хочет увидеть свою невесту, сжалилась над ними. Она сказала, что, если заяц зайчиху любит, значит, у них будет много зайчат, а следовательно, больше корма для волчьей братии. Поэтому волки решили отпустить его попрощаться с невестой, но только чтобы через двое суток к шести часам утра он прибежал обратно. Невестиного брата же оставили у волков в качестве аманата.

Что есть духу побежал заяц к невесте: он должен был успеть и преодолеть большое расстояние, и подготовиться, и жениться, и обратно к волку прибежать. Он собирался во что бы то ни стало сдержать данное волку слово и вернуться, пусть даже ценой своей жизни. Наконец, он прибежал. Его невеста была так рада, что мигом выздоровела. Сыграли свадьбу, но заяц рассказал всё своей заячьей родне, и все решили, что ему действительно нужно возвращаться, ведь зайцы никогда не пускают слов на ветер.

https://youtube.com/watch?v=5nn18A1eH9U

Анализ произведения

Проанализируем сатирическую сказку Михаила Салтыкова-Щедрина.

Основная мысль

Заключается в нехотении правящей элиты учитывать интересы простых людей, что может привести к гибели как самой элиты, так и государственности в целом.

В народе говорят проще – «нельзя пилить сук, на котором сидишь».

Композиция сочинения состоит из трех частей и представляет собой стандартный план художественного произведения:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Объем произведения небольшой. Сказка занимает всего три страницы текста.

Жанр и направление

Рассказ искусственно стилизован под произведение устного народного творчества. Жанр — сатирическая сказка, направление — эпос.

«Дикий помещик» является примером острой социальной сатиры. Это оригинальный эпос, который не теряет своей актуальности и в наши дни.

Сказочные элементы, использованные автором в рассказе, и небольшой объем произведения делают историю понятной и интересной для разной возрастной категории.

Особенности сюжета

Используя яркие сатирические приемы, автор обличает пороки нашего общества и ставит перед читателем ряд важных вопросов, ответы на которые ему придется искать самому.

В отличие от народных сказок, в повествовании видна работа писателя с текстом.

Образы и характеры персонажей прописаны емко и красочно. В произведении легко найти примеры иронии не только в адрес помещика, но и социального устройства царской России.

В произведении в полной мере использованы такие выразительные средства как:

  • ирония;
  • гротеск;
  • аллегория;
  • сравнение;
  • алогизм;
  • гипербола.

Проблематика

Несмотря на кажущую простоту, сказка имеет много скрытых смыслов и скорее ставит вопросы, чем дает ответы на них. Вдумчивое чтение текста приводит к размышлению о сложных философских категориях. Что есть глупость, человеческая мораль, справедливость и Бог, государство и народ? Чему учит сказка?

Как говорили древние пророки – «человек может отвернуться от общества, но если общество отвернется от человека, наступит его полная деградация».

Основная тема и идея произведения – отношение власти к простым людям, которые являются фундаментом любого государства.

Скрытый смысл детской сказки «Теремок»

Смысл сказки «Теремок» заключается в том, что лучше быть всем вместе, а не одному. Если ты один, то трудно будет. Сказка учит также радушию, дружелюбию.

Сказка «Теремок» в которой медведь-пригнётыш, т.е

разрушил домик — учит очень важному — всему и во всём должна быть мера

Существует несколько версий сказки Теремок, где изменяется число персонажей и конец сказки: например — медведь раздавил домик и звери разбежались, или, строят все зверушки вместе новый домик, лучше прежнего. Другие варианты сказки Теремок» — это 18 русских вариантов сказки, латышский, украинский и белорусский варианты, а также обработки сказки для детских изданий и авторские произведения для детей, созданные на сюжет «Теремка»:

  • «Череп-терем » («Была муха-горюха…»). Записано от М.Д. Кривополеновой.
  • «Терем мухи» сборник Афанасьева, № 82. Записано в Арханг. губ. А. Харитоновым.
  • «Терем мухи» («Ехал мужик с горшками…»). Сборник Афанасьева, № 83. Место записи неизвестно.
  • «Терем мухи» («Лежит в поле лошадиная голова…»). Сборник Афанасьева, № 84. Записано в Московском уезде.
  • «Теремок» («Шел мужик по дороге…»). Записано М. Серовой в Карелии. Обработка И. Карнауховой.
  • «Звери в решете» («Ехал мужик с решетом…»). Записал А. Смирнов от крестьянки Аксиньи Юдиной.
  • «Шел бурлака, рукавицу потерял…» Записано в 50-е гг. XIX в. в Вятской губ.
  • «Домок» («Ехал мужик да корчажку уронил…»). Записано от крестьянина Ив. Петрова, 1874 г., Нижегородская губ.
  • «Муха» («Жил был старик со старухой…»).
  • «Терем-теремок» («Вез старик воз с горшками…»). Записано от М.С. Медведевой в с. Шуньга Н.Ф. Онегиной, А.Т. Токконен.
  • «Решето» («Бежало решето по дороге…»). Записано от Н.Е. Отчуковым, Олонецкая губ.
  • «Вошиная хата» («В одном городе там вошь жила…»). Записано от А.А. Шахматова, Олонецкая губ.
  • «Краюшка хлеба» («Жили старик со старухой…»). Записано в с. Варгуза от Е.Д. Коневой.
  • «Терем-теремок» («Ехал мужик с решетьем…»). Записано в с. Варгуза от Е.Д. Коневой.
  • «Мышка-норушка» («Вот едет мышка-норушка…»). Записано от М.Ф. Заборщиковой..
  • «Теремок» («Поехал мужик на пашню, потерял дорогой рукавичку…»). Сборник М.В. Красноженовой.
  • «Теремок-теремок» («Бежит мышка..»). Записно в Литве от О.Д. Баланки.
  • «Кто в тереме живёт?» («Ехал решетник на базар..»). Записно в Литве от А.Л. Парфеновой.
  • «Рукавичка» украинская народная сказка в переводе Г. Петникова;
  • «Муха-певуха» белорусская народная сказка в переводе Г. Петникова;
  • «Рукавичка» латышская сказка в переводе М. Крупниковой;
  • «Старик с квашней и звери» латышская сказка в переводе М. Крупниковой;
  • Обработки для детских изданий выполнены К.Д. Ушинским, А.Н. Толстым, О.И. Капицей, А. Нечаевым, М. Булатовым, В.И. Далем, Е.И. Чарушиным

Материалы для изучения сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Бедный волк»

вывод: “Не может волк, не лишая живота, на свете прожить – вот в чем его беда!”. Таким образом, вероятно, автором подчеркивается, что название сказки выбрано им не случайно, что в нем заложено авторское понимание единства и борьбы Добра и Зла в жизни людей, понимание невозможности их существования друг без друга. В конечном итоге Салтыков-Щедрин рассматривает Волка как неотъемлемую часть мироздания. Именно с этой точки зрения существование Волка оказывается столь же необходимым, как и существование всех остальных живых существ: “И лошадь, и корова, и овца, и волк – все “живут”, каждый по-своему”.

“Ничего сам собой зверь не может: ни порядка жизни изменить, ни умереть. Живет он, словно во сне, и умрет – словно во сне же”. Волк невольно оказывается заложником собственной природы, собственной невозможности жить по-другому. И то, что этот Волк, как отмечает автор, “. был одним из немногих хищников, который почти никогда не голодал”, только углубляет поистине трагическое противоречие, определяемое невозможностью не убивать живые существа, лежащее в основе волчьей природы.

Примечателен в этом плане спор-диалог Волка и поймавшего хищника Медведя, в ходе которого Волк убежденно отстаивает свое право жить так, как он живет, мотивируя это именно невозможностью жить по-другому: “Никто своей жизни не враг, и я в том числе. Так в чем же тут моя вина?” Моральная позиция Волка в этом споре намного предпочтительнее, он более убедителен. Потому что Волк, говоря словами Медведя, “правду-матку ему режет”, тогда как последний вынужден в чем-то лицемерить – прекрасно понимая правоту Волка, он все же требует, чтобы тот хотя бы раскаялся. “Не в чем мне, ваше степенство, каяться”, – говорит Волк, и единственное, что может сказать Медведь, – это призвать его к лицемерному раскаянию: “Да ты хоть пообещай!”

деле ничего не желая менять в своем поведении. Прекрасно понимая, что измениться он не сможет, Волк до конца отстаивает свое право быть самим собой. Может показаться, что весьма обоснованная жизненная позиция Волка не может быть изменена никогда.

Во всяком случае, внешние факторы не могут поколебать убежденность Волка в собственной правоте – даже перед лицом смерти, когда Медведь может его казнить, он продолжает настаивать на своем. Но сатирик показывает и внутренний конфликт, который, в конечном счете оказывает решающее влияние на мировосприятие Волка, на оценку им и самого себя, и итогов собственной жизни. Вероятно, поворотным моментом в жизни постаревшего и утратившего былую сноровку Волка можно назвать эпизод, когда он отпускает ягненка-несмышленыша.

“А вот и малыш – а поди как плачет: хочется ему жить! Ах, видно, и всем эта распостылая жизнь сладка! Вот и он, волк, – стар-стар, а все бы еще годков с сотенку пожил!” Вспомнив слова Медведя, утверждавшего, что Волк должен был бы предпочесть смерть своей безнравственной жизни, герой отпускает ягненка. Любопытно, что и подобного рода интерпретация аллегорической сюжетной линии “Сила-слабость” встречается также и в хорошо известной в мировой литературе притче Леонардо да Винчи “Волк и Ягненок”.

В этом произведении рассказывается о том, что голодный Лев не посмел растерзать брошенного к нему в клетку Ягненка, принявшего хищника за мать и доверчиво потянувшегося к нему. Царь зверей, можно так сказать, оказался на высоте положения, он был достоин своего титула, потому что не ответил злом на добро. Однако с помощью образа Волка традиционно изображается Сила, лишенная Благородства, поэтому поступок героя Салтыкова-Щедрина может восприниматься как еще одно доказательство нетрадиционного, индивидуально-авторского толкования сатириком известного в фольклоре и литературе аллегорического образа.

Волк, ранее не обращавший внимания на проклятия, которые со всех сторон неслись в его адрес, воспринимает их теперь совсем по-другому. Так происходит потому, что он сам признал право тех, кто его проклинает, относиться к нему именно так. Волк сам ощутил себя “проклятым”. От этого страшного ощущения никто и ничто не может его избавить: “Что ж в том, что он за собой вольной вины не знает? Ведь проклятий-то все-таки не заглушить!” Даже никуда не исчезнувшее понимание того, что он не может жить по-другому, которое раньше помогало ему жить, сейчас помочь не может. Потому что это понимание остается только доводом разума, который не способен повлиять на чувства: “Положим, несправедливо его проклинают, нерезонно: не своей волей он разбойничает, – но как не проклинать!

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

Салтыков-Щедрин. Все произведения

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Основная мысль и идея

Как показывает краткое содержание, зайцев волки считают кем-то вроде своих рабов или подчинённых, ни во что их не ставя. Разумеется, те тоже привыкли к такой жизни, поэтому раболепствуют перед хищниками, обращаются к ним «Ваше благородие» и очень их боятся. В образе зайца автор, используя приёмы иронии и юмора, описывает психологический портрет простого русского народа и высмеивает присущие ему качества: трусость, покорность, иллюзорные надежды на помилование, неспособность к сопротивлению, приспособленчество к насильственному режиму. Всё это годами укоренялось в душах людей, угнетённых классовым неравенством.

О том, что в сказке затронуты столь важные общественно-политические мотивы, можно судить и по тому, как заяц отказывается от мысли побега, говоря: «Волк не велел», и по его мимолётному сну, который приснился ему, пока он находился в томительном ожидании под кустом: «Снится ему, будто волк его при себе чиновником особых поручений сделал, а сам, покуда он по ревизиям бегает, к его зайчихе в гости ходит». Именно такие мелкие чиновники как раз и не смеют перечить вышестоящим чинам, угодливо трясутся перед ними и проявляют слепую покорность к проявлениям несправедливости и угнетения.

Основная мысль произведения — необходимо всегда помнить о чувстве собственного достоинства и о том, что человек должен оставаться свободным и независимым. Прогибаясь под желания вышестоящих лиц, можно потерять собственное лицо, предать свои личные интересы и нажить проблемы.

Другая идея сказки — нужно всегда держать своё слово. Если бы зайчик остался вместе с семьёй и не вернулся к волчьему логову, он поступил бы подло и нечестно по отношению к своему куму, оставленному в качестве аманата. Но он показал высокие качества своей души, сдержав обещание и даже восхитив этим волка. Сам же хищник, в отличие от него, и не думает сдерживать слово: он лишь забавляется и даёт ложные надежды на помилование.

Совесть и справедливость — основа Мировоззрения Человека

Сказки Салтыкова-Щедрина поучительны ещё и тем, что ставят перед читателем сложные вопросы, найти ответ на которые невозможно, опираясь на так называемые прописные истины. Автор утверждает, что поведение человека напрямую зависит от его жизненной позиции и, соответственно, мировоззрения. И с этим нельзя не согласиться.

Моральных проблем Щедрин так или иначе касается во всех своих сказках. И среди последних есть такие, которые посвящены осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде принципов нравственности. Это — «Пропала совесть», «Добродетели и пороки», «Дурак» и другие. Эти сказки — ядовитые памфлеты на моральные принципы привилегированных социальных групп (тех, кого зовут «элита»). Сатирик показывает извращение нравственности в паразитическом обществе. Здесь совесть — «негодная тряпица», от которой каждый старается избавиться («Пропала совесть»). Здесь добродетели ловко уживаются с пороками на почве лицемерия («Добродетели и пороки»). Здесь высокие человеческие достоинства признаются ненормальными («Дурак»).

Мультфильм по сказке «Пропала совесть»

Кадр из мультфильма по сказке «Пропала совесть»

Остановимся на сказке «Пропала совесть».

Во многих сказках звучит вера в торжество положительных идеалов. Так, в сказке «Пропала совесть» рассказывается, как из мира людей была изгнана совесть. Её выбросили, как ненужную старую тряпку. Писатель выражает уверенность, что только попав в колыбель, где лежит маленький ребенок, совесть найдет наконец своего защитника.

Совесть говорит своему последнему владельцу:

В сказке «Пропала совесть» сатирик клеймит весь мир хищников-паразитов, лишившихся этого важного человеческого достояния. Эта сказка — сигнал тревоги

Значит в мире что-то не так, если живут во лжи, а не по совести. Ложь, кривда — это закон общества. Ложь — «торжествующая свинья», правящая миром.

Таким образом, писатель говорит, что надо с рождения воспитывать Человека и прививать ему общепризнанные каноны моральных ценностей, в том числе — Совесть и Справедливость.

Главные герои

Основных персонажей в сказке всего двое — волк и медведь. По сюжету они олицетворяют две противоположности — добро и зло. На первый взгляд, всё просто и понятно. Волк — злой хищник, который убивает животных и людей, а медведь — разумный лесной гигант, с чувством справедливости и милосердия.

Медведь не убивает волка, а даёт ему возможность повиниться и оправдаться. Однако слова хищника ставят медведя в тупик. С одной стороны, тот совершает плохие поступки, с другой — у волка просто нет выбора. Здесь нельзя осудить или оправдать серого убийцу, так как прямой его вины в злодеяниях нет — его таким создала природа. Именно поэтому медведь не может решить, что с ним делать, поэтому отпускает.

Налицо параллель с действующей властью. Писатель показывает, какой должна быть справедливость, которой так недостаёт людскому обществу. Но, даже разобравшись в ситуации, не всегда можно вынести правильное решение, потому что многие обстоятельства порой не зависят от самого́ человека.

Волк изначально описывается как убийца, который не испытывает сожаления от того, что лишает жизни другое существо. Он даже гордится своими успехами на охоте. Но если долго внушать кому-то, что он плохой, то, в конце концов, он и сам начинает в это верить. Так и произошло с волком. Он раскаялся в своих поступках, в которых был не так уж и виноват. Но по-другому жить хищник не умел, поэтому нашёл для себя единственный выход из положения — смерть.

Медведь на воеводстве

Источник

С такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачает монархию в сказке «Медведь на воеводстве». Лев в своё дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения «внутреннего супостата». Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода злодеяниями: первый Топтыгин — мелкими (чижика съел), второй — крупными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). Третий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьян против своих угнетателей, а также неспособность либералов управлять государством.

Салтыков-Щедрин показал, что недовольство народа обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью всей самодержавной системы.

Сатирик не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. В сказке «Орёл-меценат» выдающийся писатель показал отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один вывод,

В нашей современной действительности мы на себе ощутили реформы в сфере образования таких Орлов (ВШЭ и прочие либералы в правительстве, загубившие эффективную советскую систему образования).

Источник

И вот тут чиновнику (Богатырю) противопоставляется Народ из сказки «Богатырь»

Снаружи — это история о силаче, проспавшем всю жизнь в дупле, заместо того, чтоб защищать собственный люд от ожесточенных набегов чужеземцев. Но под видом Богатыря, пугавшего одним своим храпом всех в окружении, просматривается вложенная писателем другая мысль. Тут обличается недальновидность правящего класса, несоответствие поступков вершины ожиданиям и потребностям обычного люда. О том, что происходит, если «элита» перестаёт выражать интересы народа, мы писали в статье «Последняя ли Смута на Руси? 18—19 августа 1991 (часть 1)»

В стране сказочной, пока спал Богатырь, «свои» сами друг дружку так изводили, что «чужим» бы и не снилось. Когда же вражьи силы напали на страну, где силач в дупле почивал, оказалось, что издавна он погиб, и змеи съели тело его в дупле, где спал. Не оправдаются надежды народа на неизвестного богатыря. Никто не выручит людей от захватчиков, потому на защитников сказочных не полагайся, а сам становись таким защитником, чтобы о тебе слагали былины и сказки.

Описанная аллегорически ситуация открывает идею: полагаясь на звучные обещания высокопоставленных заступников, люд околпачивает сам себя. Не защиту, а только разграбление несёт обычным людям «элитарные» притязания некоторых индивидов. Ну и гнилостная она, в корне собственном. И об этом забывать нельзя, чтоб в деньки бедствия не оказаться неподготовленными либо ослабленными своими же правителями, что и реально показали лихие 90-е.

Краткий сюжет

Читатель привык, что персонаж волка всегда злой, жестокий и именно поэтому его не любят. В произведении «Бедный волк» Салтыков-Щедрин показал этот образ немного по-другому. Он заставил свою аудиторию понять, что это животное — хищник и без мяса он выжить не сможет, единственный выход — убивать других. После такого можно сделать вывод, что ненависть к животному неоправданна.

Если провести подробный анализ сказки «Бедный волк» Салтыкова-Щедрина, можно понять, что не один серый хищник проявляет жестокость, но и люди, которые охотятся на него.

Произведение относится к позднему периоду творчества автора. Он часто придумывал рассказы аллегорического характера, где животные являлись главными героями. Но эта сказка имеет тяжелое содержание и особенную тему. Автор описывает понятие жестокости, и по каким причинам она возникает. А также он пишет о хороших и плохих людях.

Вот однажды медведь решил поймать волка и судить его. Он объяснял, что в лесу его все боятся и ненавидят. Хищник в свое оправдание признался, что если не будет охотиться, не сможет выжить и прокормить свою семью. Поговорив с ним, косолапый понял, что нельзя судить того, кто просто живет по своим правилам и законам. После этого медведь отпустил его. Пока у волка была сила и прыть он охотился и питался.

Через время зверь постарел, ослаб и не мог догнать даже зайца. Подумал он и решил выйти к охотникам, чтобы принять смерть.

В сказке всего 2 основных персонажа:

  1. Волк — разбойник и душегуб, который раскаялся и признался, что не может жить иначе.
  2. Медведь Топтыгин — мудрый и справедливый.

Описание сюжета

Современным читателям не всегда понятны термины, которые использует в своём произведении «Бедный волк» Салтыков Щедрин. Краткое содержание простыми словами поможет ученикам лучше понять смысл сюжета и прочувствовать атмосферу повествования.

Жизнь матёрого лесного волка сводилась к постоянному добыванию пропитания. В охоте не было ему равных. Зверь никогда не сидел голодным, всегда знал, где и чем можно поживиться. Не брезговал он и походами в деревню, чтобы утащить домашний скот. Иногда его добычей были неосторожные люди.

Лесные звери не любили и боялись волка. Называли его душегубом и бандитом. Не было у зверя естественных врагов кроме медведя. Вот как-то попался он к топтыгину в лапы. Но лесной гигант был не только сильным, но и мудрым животным. Убивать он волка не хотел, решил сначала поучить злодея уму разуму. Просил он пообещать, что не будет больше серый хищник лишать зверюшек жизни, но волк отказался.

Объяснил он медведю, что врать не умеет, поэтому обещать ничего не будет. Убивает он не для развлечения, а для пропитания. В его рацион входит только мясо, и он не виноват, что ничем другим волки питаться не могут. И дело даже не в нём самом, иногда нужно и волчице с волчатами еду приносить. Не может отец оставить голодным своих детей.

Медведь его слушал и понимал, что серый бандит прав. Не ради забавы он убивает зверей, а ради того, чтобы выжить. Так уж в природе заложено — один должен умереть, чтобы жил другой. Не смог медведь волка убить, отпустил его на все четыре стороны. А тот опять за своё взялся. Зверей убивать, да у людей скот таскать.

Однажды утащил с поля маленького несмышлёного ягнёнка. Пока волок его к лесу, малыш просил его отпустить. Да так слёзно кричал, что тронул душу старого волка. Вспомнил хищник слова медведя и, наконец, понял их смысл:

  • убивать нельзя;
  • каждая жизнь бесценна;
  • даже самая глупая зверушка тоже хочет жить.

Понял он, что единственный выход — это собственная быстрая смерть. Но у животного даже рук нет, чтобы их на себя наложить. Не может, он получается, даже умереть по собственному желанию. Хотел сначала к мужикам выйти, да испугался, что замучают его пока не умрёт, поэтому лежал и выл в логове по ночам, призывая к себе лёгкую смерть.

Однажды смерь сжалилась над раскаявшимся хищником и послала в лес охотников с ружьями. Волк увидел их и пошёл прямо на выстрел. Последнее что он помнит — это удар в лоб и осознание свободы.

Произведение хоть и считается сказкой, но имеет глубокий подтекст. На примере мыслящих зверей автор хотел показать, что не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд. Именно поэтому для разбора лучше использовать краткое содержание. «Бедный волк» был написан в 1883 году. Для современного читателя в сказке многие термины не совсем понятны, а это может исказить смысл произведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: