Сказки м.е. салтыкова-щедрина

Краткое содержание

В истории нет конкретных героев и не указано место действия. В ней идет речь о человеке, который был либералом. Ему всегда было до всего дело, он везде лез и все узнавал. Считал своим долгом предупреждать об опасных последствиях.

По его мнению, в основе общественности лежат три вещи — идеалы, обеспеченность, самодеятельность. Его раздражали люди, которые не понимали своей роли и не хотели быть творцами своей судьбы. Либерал пытался им внушить собственные идеалы. Его стремления все прощали.

Главный герой ничего не требовал, предлагал по мере возможности помощь. Его идеи были очень расплывчатыми, но он не спешил наполнять их смыслом. Либерал обратился к знающим людям, и они ему посоветовали действовать в пределах.

С этого момента главный герой начал действовать просто — то урвет, то урежет, то спрячет. Его соратники молчали и давали возможность исполнять задуманное. Позже сведущие люди признали, что им тяжело выдерживать идеалы либерала. Он смирился с их решением и время от времени старался что-то урвать.

Потом героя и вовсе попросили забыть об идеалах. Через некоторое время либерал шел с другом по улице и почувствовал брызги.

Темы и мотивы

  • жизнь в подводном царстве;
  • взгляды либеральной прослойки;
  • пассивность.

Автор постарался подчеркнуть, что ценность либеральных воззрений ничтожна, если человек не принимает во внимание ту обстановку, что есть. Чтобы соблюсти ограничения, налагаемые цензурой, писатель вводит в произведение жителей подводного мира

Всё действие разворачивается под водой. В сказке несколько героев:

  1. Щука. Сильная рыба, которая уверена в себе и никого не боится.
  2. Ёрш. Нервный персонаж, скептично относится к жизни, разочарован и недоволен ею.
  3. Карась. Задумчивый, тихий. Рассуждает о равенстве и справедливости, думает, как было бы хорошо, если бы общество стало мудрым и начало жить в соответствии с идеалами.

Следующие 5 высказываний -— это цитаты из сказок Салтыкова-Щедрина:

  1. «Бывают дураки легкие. Выбегут на улицу и прыгают. Вот таких надо беречь, они даже губернаторам нужны» («Дурак»).
  2. «Закроет глаза баран, и морда у него серьезная делается. Проходят мимо люди и говорят: «Да не баран это, а бургомистр!» («Баран-непомнящий»).
  3. «Где правда?» — «У Господа на небе. Забрал и не пущает» («Путём дорогою»).
  4. «Без паспорта ходить нельзя. А то все могут разойтись, работу забросить — не отбиться от таких бродяг тогда» («Рождественская сказка»).
  5. «Из хищников, которые водятся в умеренном климате, волк менее великодушен» («Бедный волк»).

Молодёжная аналитическая группа

***

Источник

Жанр и смысл названия сказки

Сказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.

Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.

Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.

Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).

Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.

Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина

М.Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы очерки сказки. Почти все произведения Салтыкова-щедрина имеют сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество не справедливое отношение господ к рабам покорность простого народа к высшим чиновникам. В своих произведениях автор высмеивал пороки и несовершенство русского общества. Ярким и доступным для читателя примером безнравственности общества в творчестве Салтыкова-щедрина являются сказки, казалось, такой литературный жанр как сказки предназначен для детского понимания добра и зла. Но сказки Салтыкова-Щедрина проникнуты иронией, в них заключена проблема русского общества, которую автор хочет разрешить на простом примере, высмеивая в отдельных моментах поступки своих героев. В романе «История одного города» Щедрин отражает наиболее ужасные стороны жизни русского общества. В своем произведении писатель не напрямую рассказывает о проблемной ситуации в нашей стране. Не смотря на название за образом народа города Глупова, где проходит жизнь главных героев, скрывается целая страна, а именно Россия. Таким образом, Салтыков-Щедрин открывает новые приемы и способы сатирического изображения в литературе. Сатира-вид пафоса, основанный на комическом сюжете. В романе «История одного города» показано резкое отрицательное отношение автора в сложившейся ситуации в обществе, выражающееся в злой насмешке. «История одного города» — сатирическое произведение, где основным художественным средством в изображении истории одного города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск-прием соединения фантастического и реального, создающий комические ситуации. С помощью использования гротеска с одной стороны Салтыков-Щедрин показывает читателю повседневную жизнь каждого человека, а с другой слепую нелепую фантастическую ситуацию главными героями которой являются обыватели города Глупова. Однако роман «История одного города» -реалистическое произведение, Салтыков-Щедрин использовал гротеск, чтобы показать уродливую реальность современной жизни. В описании градоначальников автор также использовал гротеск. Например, давая характеристику одному из градоначальников-Органчику, автор показывает качества не свойственные для человека. Органчик имел в голове механизм и знал только два слова — «не потерплю» и «разорю». При чтении произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» в отличие от других сатирических произведений, читатель сам должен понимать, какая же реальность скрывается за полуфантастическим миром, который показан в романе. Использование писателем в своих произведениях такой прием сатирического изображения как «Эзопов язык» подтверждает то, что за тайной, которую хочет скрыть автор, утаивает его подлинные мысли. Практически полностью на иносказании построен роман Салтыкова-Щедрина «История одного города». Например, под городом Глуповом скрывается изображение всей России. Тогда, следовательно, напрашивается вопрос: «Кто такие глуповцы?» — обыватели губернского города Глупова. Нет. Как ни тяжело признавать, но глуповцы это россияне. В произведении «История одного города» кроме указанных иносказаний есть более конкретные свидетельства: Беневоленский-Сперанский. Угрюм-Бурчеев-Аракчеев, в образе Негодяева таится образ Павла I. Итак «Эзопов язык» помогает понять глубокий образ действительности, а значит, лучше понять саму жизнь. В произведении «История одного города» при описании градоначальников , да и на протяжении всего романа в целом автором показано преувеличение тех или иных свойств. Это называется еще одним способом для изображения сатиры гиперболой. То, что один из градоначальников оказался с фаршированной головой, это является преувеличением автора. Писатель использует в романе гиперболу для придания эмоционального настроя читателю. Обличающий пороки и показывающий нелепость реальной жизни. Салтыков-Щедрин передает читателю особую «злую иронию» по отношению к своим героям. Всю свою творческую деятельность писатель посвятил борьбе с недостатками и пороками России.

«Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина»

Салтыков-Щедрин был и остается крупнейшим мастером социальной сатиры в русской литературе. Его творчество направлено на обличение пороков общества.

М. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для писателя. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) наполнено все его творчество. Выбрав форму сказок, писатель наполняет привычную народную форму новым содержанием. Произведения Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок. Они раскрывают классовые противоречия в России второй половины 19 века.

Темы сказок различны. Это и тема деспотической власти («Медведь на воеводстве»), господ и рабов («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужи двух генералов прокормил»), тема страха как основы рабской психологии («Премудрый пескарь»), тема каторжного труда («Коняга») и другие.

В сказках Салтыкова-Щедрина противостоят две социальные силы: народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), их угнетатели — в образах хищников.

Символом замученной крестьянской России является образ Коняги из одноименной сказки. Коняга — крестьянин, труженик, источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел — вечный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смыл его существования» , — утверждает сатирик. Эта сказка — гимн трудовому народу России, и неслучайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину демократическую литературу. Рисуя каторжную жизнь крестьян, писатель показывает покорность народа, его смирение перед угнетателями. Писатель горько смеется над тем, что мужик по приказу генералов сам вьет веревку, которой они его затем связывают.

В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет — помещик кричит: «Моя вода!», курица за околицу выберется — помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух — все его стало!»

В сказке «Премудрый пискарь» показан образ до смерти перепуганного обывателя, который «все только распостылую жизнь свою бережет». Может ли для человека быть смыслом жизни лозунг — «выжить и щуке в хайло не попасть»?

Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается образ труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни.

Над вопросом о путях изменения общественного строя России тщетно бьются Левка-дурак в сказке «Дурак», сезонные рабочий из «Путем-дорогою», ворон-челобитчик из одноименной сказки, карась-идеалист и многие другие.

Ворон-челобитчик обращается по очереди ко всем высшим властям своего государства, умоляя улучшить невыносимую жизнь ворон-мужиков. Но в ответ слышит лишь жестокие слова о том, что сделать они ничего не могут, ибо при существующем строе закон на стороне сильного. «Кто одолеет, то и прав», — наставляет ястреб. «Посмотри кругом — везде рознь, везде — свара», — вторит ему коршун. Все попытки «исправления» собственнического общества обречены на неудачу.

Удивительная актуальность произведений Салтыкова-Щедрина порой даже пугает. Благодаря своему таланту и любви к России писатель создал произведения, которые были интересны не только современникам писателя, но и нам.

Основная тема и мысли автора

Характер сказки сразу бросается в глаза, он очень яркий и разоблачительный. Читателю становится ясно, что она направлена против реалий существующих порядков, запрещающих свободу слова. Образ Богатыря, спящего беспробудным сном тысячелетия, передает абсолютизм, а Иванушка-дурачок — яркий представитель простого народа.

За период сна Богатыря в его родной стороне произошло много трагических событий, но он даже не приоткрыл свои глаза и не заметил этой боли. Земля стонала от страшных вражеских нашествий, но это не помешало сну спящего богатыря. Автор хотел, чтобы читатель увидел в образе Богатыря существующую власть, которая не замечает (или не хочет увидеть) народные страдания, войны и голод. Это очень удобная позиция.

Иванушка видит, что пока Богатырь спал, его тело почти обглодали. Такое разложение существующих властей приводит к непременному упаду и регрессу государства. И такое положение было во все времена. Для выражения этой основной мысли автор использует весьма точные и хлесткие слова и выражения. Это помогает понять, что чувствовал народ, какие у него были эмоции в период тяжелых для страны испытаний.

В сказочной манере Салтыков-Щедрин пытается показать, что пора разбудить спящего Богатыря, из-за которого страдает государство и его народ. Он высказывает свое недовольство смирением с существующей действительностью и ее недостатками.

Однако это совсем непросто. Автор прекрасно понимает, что для изменения подобной ситуации может потребоваться не одно десятилетие или даже столетия. От этого становится особенно обидно и грустно, ведь человеческая жизнь очень коротка, и глупо ждать наступления следующей эпохи.

Иванушка представлен в сказке не особо умным парнем, однако и он понимает непростую ситуацию с крепко спящим Богатырем. Возникает вопрос, мог ли простой парнишка изменить ситуацию. Иванушка представляет русский народ, в привычках которого смирение и подчинение существующим порядкам. Власть не позволяет обществу высказывать свое мнение и выражать недовольство даже в самых критических ситуациях.

Писатель выражает надежду и желание, чтобы народ, наконец, перестал быть похожим на этого Иванушку, который замечает неладное, но не смеет высказать свое мнение. На глобальные изменения порой нельзя повлиять, но существующую обстановку исправить в силах социума.

Суть: о чём сказка?

Основные события сказки «Премудрый пескарь» повествует нам о жизни одного пескаря

В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

Совесть и справедливость — основа Мировоззрения Человека

Сказки Салтыкова-Щедрина поучительны ещё и тем, что ставят перед читателем сложные вопросы, найти ответ на которые невозможно, опираясь на так называемые прописные истины. Автор утверждает, что поведение человека напрямую зависит от его жизненной позиции и, соответственно, мировоззрения. И с этим нельзя не согласиться.

Моральных проблем Щедрин так или иначе касается во всех своих сказках. И среди последних есть такие, которые посвящены осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде принципов нравственности. Это — «Пропала совесть», «Добродетели и пороки», «Дурак» и другие. Эти сказки — ядовитые памфлеты на моральные принципы привилегированных социальных групп (тех, кого зовут «элита»). Сатирик показывает извращение нравственности в паразитическом обществе. Здесь совесть — «негодная тряпица», от которой каждый старается избавиться («Пропала совесть»). Здесь добродетели ловко уживаются с пороками на почве лицемерия («Добродетели и пороки»). Здесь высокие человеческие достоинства признаются ненормальными («Дурак»).

Мультфильм по сказке «Пропала совесть»


Кадр из мультфильма по сказке «Пропала совесть»

Остановимся на сказке «Пропала совесть».

Во многих сказках звучит вера в торжество положительных идеалов. Так, в сказке «Пропала совесть» рассказывается, как из мира людей была изгнана совесть. Её выбросили, как ненужную старую тряпку. Писатель выражает уверенность, что только попав в колыбель, где лежит маленький ребенок, совесть найдет наконец своего защитника.

Совесть говорит своему последнему владельцу:

В сказке «Пропала совесть» сатирик клеймит весь мир хищников-паразитов, лишившихся этого важного человеческого достояния. Эта сказка — сигнал тревоги

Значит в мире что-то не так, если живут во лжи, а не по совести. Ложь, кривда — это закон общества. Ложь — «торжествующая свинья», правящая миром.

Таким образом, писатель говорит, что надо с рождения воспитывать Человека и прививать ему общепризнанные каноны моральных ценностей, в том числе — Совесть и Справедливость.

Главный герой, разбор сюжета

Салтыков-Щедрин создавал свои сказки в годы жесткой литературной цензуры. Все произведения, неблагонадежные с точки зрения власть предержащих, запрещались. Авторам, если они хотели донести свои мысли до читателей, приходилось использовать метафоры и другие художественные средства, скрывающие от цензуры настоящий смысл литературных произведений.

Основным персонажем в сказке является безымянный представитель либеральных взглядов. Он активно пропагандирует идеологию, суть которой выражается в:

  • абсолютной свободе,
  • народной самодеятельности,
  • всеобщей обеспеченности.

На самом деле это всего лишь слова, лишенные четкого содержания, и их никак нельзя использовать практически — для устройства общественного порядка. Окружающие хорошо относятся к главному герою, понимая и поддерживая его стремление улучшить жизнь людей, но при этом проявляют снисхождение. Им понятно, что лозунги — всего лишь слова, которые вряд ли будут подкреплены действиями из-за расплывчатости формулировок.

Либерал, видя бесполезность своей пропагандистской деятельности, решает обратиться за советом к «знающим людям» — так образно Салтыков-Щедрин представил в сказке господствующий класс — людей обеспеченных, хорошо устроенных в жизни. Они уверили либерала, что не меньше его переживают за общество, и поддерживают идеи свободы, самодеятельности и обеспеченности — но только в установленных пределах.

Даже «по возможности» оказывается слишком революционным и неприемлемым для «сведущих людей». Всемогущие чиновники убеждают главного героя довольствоваться «хоть чем-нибудь». Это удобный для них масштаб, и бюрократы настаивают на нем, намекая, что иначе героя постигнут негативные последствия. Либерал послушно подстраивается к государственной политике и утешается тем, что сам он мудр и благороден несмотря на то, что его идеалы стали трактоваться «относительно к подлости».

Основные аспекты сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Итак, приступим к анализу данной сказки

Основными аспектами, на которых следует акцентировать внимание, в этой сказке М. Е

Салтыкова-Щедрина являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 440 руб.
  • Реферат Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 240 руб.
  • Контрольная работа Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Тема и мотивы. Основным мотивом данной сказки можно назвать аллегорический образ, аналогичный образу в сказке «Премудрый пескарь». Так, как и в этой сказке присутствует аллегория, то выделить можно не одну, а сразу несколько тем: позиция либеральных взглядов; жизнь «подводного общества».
  2. Проблемы данной сказки. Основными проблемами данной сказки можно назвать: идею социального равенства, разделение людей на «слабых» и «сильных», лицемерие, реализм и многие другие.
  3. Герои сказки «Карась-идеалист». По названию сказки читатель может предположить, что главные герои этой сказки — рыбы. Образы рыб аллегоричны и соответствуют образам людей; рыбы у Салтыкова-Щедрина носят некоторые человеческие черты характера. Главных героев трое: карась, ерш и щука. Карась чист, наивен, много размышляет о либеральном обществе, слепо верит в либерализм и равенство, забывая о действительности. Карася можно назвать идеалистом и максималистом, потому что он не принимает реальность такой, какая она есть, наивно полагая, что его взгляды что-нибудь изменят. Ерш — также либерал, однако, в отличии от карася, он трезво смотрит на вещи. Он понимает, что пустые слова ничем не помогут обществу и никого не изменят. Он пытается открыть глаза карасю на полный опасностей мир, но безуспешно. Щука — это хищник, так называемая «сильная мира сего». Она — хозяйка положения в подводном царстве, ее все боятся и уважают. Щуке наплевать на взгляды карася, ее не трогают либеральные идеи. Спор щуки и карася длился три «этапа»: в первый карася пожалели, во второй он ушел искалеченным, а в третий щука его проглотила. Так карась и поплатился за слепую веру в свои идеалы и полное отрицание действительности. Второстепенными образами в этой сказке являются человеческие образы, а также образы других рыб.
  4. Идея и смысл. Идейный замысел произведения заключается в том, что любые взгляды хороши, если они учитывают реальное положение вещей. Салтыков-Щедрин в своей сказке осуждает карася за то, что тот не видит реальности, опасности, а доверяет только придуманному.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Композиция данной сказки проста, последовательна и логична. Элементом фольклора в ней является прием трехкратности: карась трижды приходил спорить с щукой. В завязке читатель знакомится с главными героями: карасем и ершом, а также узнает о щуке — хозяйке подводного царства.

Дальше идет развитие действия сказки — карась спорит с щукой. Кульминации, как таковой, в этой сказке нет. Развязка проста: щука проглатывает карася. Аллегорически, это может означать полную провальность либеральных взглядов без учета реальности, которая совсем не так проста. Общество (то есть остальные жители подводного царства) не хотят менять привычный уклад вещей: им не жалко карася, напротив, они интересуются у щуки, вкусно ли ей было. Это означает нежелание общества меняться, вестись лишь на одни лозунги — людям, народу нужна стабильность.

Данное произведение имеет место быть в целом ряду подобных произведений Салтыкова-Щедрина. Его жанр — это сатирическая сказка, так как произведение содержит в себе как элементы фольклора, фантазийности, так и вполне реальный, хоть и аллегорически представленный, смысл.

Замечание 1

Сказку никак нельзя назвать «детской» — в ней содержатся вовсе недетские темы и проблемы.

Объект сатиры

Если в начале ХІХ века в России либералами называли тех, кого подозревали в сочувствии французским революционерам, то есть радикальных декабристов, то в середине ХІХ в. в России либералами стали называть не революционеров, а постепенцев-реформаторов, стремящихся к компромиссу с властями — именно о таких либералах и писал М. Е. Салтыков-Щедрин.

Начиная с 1860-х годов Салтыков-Щедрин неустанно преследовал либералов, так в очерке «Наши бури и непогоды» он высмеивал умеренного либерала, который перестает доверять своей собственной политической благонадежности и решает «самообыскаться». Но именно в сказке «Либерал» сатирик особенно последовательно изобразил либерала.

В письмах того времени Салтыков-Щедрин нередко нелестно характеризовал либералов: «…Хоть бы одна либеральная свинья выразила сочувствие!

» — писал он по поводу закрытия «Отечественных записок», «Нет животного более трусливого, как русский либерал ».

Исследователь творческого наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина, литературовед, академик АН СССР А. С. Бушмин писал, что в сказке «Либерал» Щедрин со всей присущей его перу силой и резкостью раскрыл до крайних пределов тенденции либерального ренегатства, неизбежно ведущего к лакейству перед буржуазией и реакционным правительством:

В то же время А. С. Бушмин заметил, что из сказки, однако, не следует заключать, что таково было отношение Салтыкова-Щедрина к российскому либерализму вообще: писатель, понимая, что либерализм в своих лучших проявлениях был ещё действенной силой общедемократического движения, различал в среде либералов честных, пусть и ограниченных в своих требованиях, деятелей — например, он достаточно определённо сближался с ними в ряде вопросов в «Письмах к тётеньке», а честные наивные мечтатели среди либералов отражены в сказке «Карась-идеалист».

Также отмечал и русский литературный критик Ю. И. Айхенвальд: что только «те либералы, которые свой либерализм тратят экономно и „применительно к подлости“; рыцари пустословия и „обильного словотечения“ — они в руках Салтыкова побывали».

Карась-идеалист

Сказка «Карась-идеалист» раскрывает заблуждения русской интеллигенции. Используя эзопов язык, Щедрин высмеивает либералов, которые считают социальное зло простым заблуждением умов. Карасю-идеалисту кажется, что и щуки к добру не глухи. Он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук. И вот карась развивает перед щукой свои социалистические утопии. Два раза ему удаётся побеседовать с хищницей, отделавшись небольшими телесными повреждениями

В третий раз случается неизбежное: щука проглатывает карася, причём важно, как она это делает. Первый вопрос карася-идеалиста:

заставляет хищницу разинуть пасть от удивления, машинально потянуть в себя воду, а вместе с ней так же машинально проглотить карася.

Этой деталью Салтыков-Щедрин подчёркивает, что дело не в «злых» и неразумных щуках: сама природа хищников такова, что они проглатывают карасей непроизвольно — у них «комплекция каверзная».

А теперь давайте зададим себе откровенный вопрос:

Разве нет трусости, корысти, рабской психологии, праздной мечтательности? Да, эти явления живы, более того, живучи, спокойно перекочёвывают из века в век, соседствуют с нами до сих пор. И, обличая мир обывателя, Салтыков-Щедрин при помощи своих сказок ведёт своеобразный диалог с читателями, он спрашивает нас, живущих в XXI веке:

«Убежище Монрепо»

Обреченность барства, процветавшего на почве крепостничества и отступившего перед натиском буржуазии, — основная тема романа «Убежище Монрепо» (1879). Владелец усадьбы Монрепо, название которой в переводе с французского значит — «мой покой», раскрывает свою историю. Мирный уют этого «культурного человека», ведущего в деревне «безмятежное растительное существование» на лоне природы, нарушает блюститель «порядка» — становой Грацианов. Чтобы доказать свою благонадежность, «культурный человек» подлаживается к вкусам полицейского начальства, сближается с мироедами и кабатчиками, постепенно уступая свое место в жизни Разуваеву и Колупаеву. Торжество этих сельских буржуа, вместе с полицией обирающих и угнетающих крестьян, показано в романе с реалистической убедительностью и сатирическим блеском. Грозно «предостережение», заключающее «Убежище Монрепо»: «изноет и мироедский период».

Основные темы и проблемы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки — итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка. Эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо. Форму народной сказки использовали многие писатели. Литературные сказки в стихах или прозе воссоздавали мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, например сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Салтыков-Щедрин в 1869-м, а также в 1880-1886-х годах. Среди огромного наследия Щедрина они пользуются едва ли не наибольшей популярностью.

В сказках мы встретим типичных для Щедрина героев: здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”).

Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе.

Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе “мелкие, срамные” злодеяния или “крупные кровопролития”, как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя. Деятельность Топтыгина, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили мужики”, “посадив на рогатину”. Его деятельность оказалась бессмысленной, ненужной. Даже Осел говорит: “Главное в нашем ремесле — это: laissez passer, laisses faire (позволять, не мешать). И сам Топтыгин спрашивает: “Я даже не понимаю, зачем воевод посылают! ” Сказка “Дикий помещик” — произведение, направленное против общественного строя, основанного не эксплуатации мужика. На первый взгляд это лишь забавная история глупого помещика, который ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки и прочих своих кормильцев, совершенно одичал, а хозяйство его пришло в упадок. Даже мышонок его не боится.

Изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Он уподобляет его “рою” трудолюбивых пчел, живущих бессознательной стадной жизнью. “…Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья”.

Несколько иную социальную группу населения России рисует сатирик в сказке “Премудрый пискарь”. Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос о смысле и назначении жизни человека.

Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.

Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. «Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.

Комментарии

Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова)

А Сидороввалуа
позавчера в 21:43

Россия — США: история трагической любви

Александр Сибиряк
18 мая в 17:34

Делегация Газпрома прибыла на переговоры по «Северному потоку — 2» в форме 1945 года

Александр
13 мая в 13:46

О значении красного флага и бело-сине-красного триколора

Кирилл_Москва
12 мая в 17:42

18+ Вот с чем воюет Россия! Фашизм-нацизм не пройдёт!

Валерий
11 мая в 13:43

Ах, Наташа! Что нам делать? «Везде надзор, везде конвой — Хоть бейся в стенку головой»!

Валерий
11 мая в 13:04

В Радоницу вспомним об ушедших

Валерий
11 мая в 09:24

Что день грядущий нам готовит?

Алексей Михайлович
28 апреля в 21:34

О происках Ватикана на Украине в деле становления «антимоскальского украинства»

vodjanitsa
26 апреля в 00:11

Приёмы развития (построения) общества

Валерий Вагин
23 апреля в 06:20

Строительство социализма (коммунизма)

СБ СССР
22 апреля в 08:29

Виртуальный человек

А Сидороввалуа
21 апреля в 15:36

Только на исконных ценностях Народа!

Валерий
20 апреля в 12:29

«Русский мир»: что стоит за этими словами в настоящем и в будущем, часть 2

Slava
19 апреля в 15:35

Если меняется общество, то прежние способы управления становятся невозможными. Русскость — что это?

Георгий
18 апреля в 20:09

Виктор Ефимов про ФКТ-Алтай

Влад
16 апреля в 09:24

Возле войны 2.

Валерий
14 апреля в 09:52

Бабушка и Знамя Победы

Александр Сибиряк
12 апреля в 03:35

Через Совбез да и в Лондон!

Александр Вершинин
8 апреля в 06:46

Неожиданный взгляд на исторические корни евроамериканского фашизма и нацизма

Алексей Михайлович
6 апреля в 23:21

Газ за рубли. Таки ура?

Александр собянинбуржец
6 апреля в 21:39

Новый человек- posthuman

Эраст Эрастов
6 апреля в 12:46

«Русский мир»: что стоит за этими словами в настоящем и в будущем

Slava
5 апреля в 09:35

Технология общения

Эраст Эрастов
4 апреля в 14:27

«Нежданчики» и Оружие Победы

Валера Балабанов
4 апреля в 14:11

Будущее Украины

А Сидороввалуа
2 апреля в 18:25

Ласточка в пороховом дыму Предать Россию невозможно!

А Сидороввалуа
1 апреля в 20:24

Они демаскировались! Соловьев и Симоньян против Матвейчева

Кирилл_Москва
1 апреля в 16:06

Азбука суверенной экономики

Mstislav
30 марта в 05:48

Моё достоянье на все времена!

Валерий
26 марта в 23:08

Искусство жить или искусство выживать

Александр Вершинин
25 марта в 21:11

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector