С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях
Разделы: Литература
Класс: 5.
Цели урока:
- обучение сравнительному анализу стихотворений;
- развитие умения находить художественные изобразительные средства и выявлять их функцию;
- развитие монологической речи учащихся;
- воспитание чувства прекрасного.
Оборудование урока:
Слайды:
- Репродукции картин В. Поленова
- Фотографии дома С. Есенина. Рязанские пейзажи
- Портрет С. Есенина
Карточки-опоры на каждого ученика: сравнительный анализ стихотворений.
Оформление доски:
Тема: Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы.
Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве. С. Есенин
- Эмоции – душевные переживания, чувства.
- Эмоциональный – насыщенный эмоциями.
- Лиризм – чувствительность в переживаниях, в настроениях.
- Интимный – сокровенный, задушевный; глубоко личный.
- «Половодье» чувств поэзии Есенина. (Половодье – весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда).
- «Олицетворение наоборот» – то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы.
- Рифма: мужская (последний слог ударный), женская (предпоследний слог), дактилическая (третий с конца), трехсложный размер, анапест.
III. Слово учителя
Родина, родная природа. Человек издавна признается ей в любви, воспевает ее красоту в своих произведениях. Мы восхищались мастерством в изображении природы поэтами XIXв.: Афанасием Афанасьевичем Фетом и Федором Ивановичем Тютчевым.
Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве поэта ХХ века Сергея Александровича Есенина и его отношении к родному краю, родному дому.
Продолжим учиться анализировать поэтический текст, побываем в творческой мастерской С. Есенина, проанализируем, какие приемы использует этот поэт, чтобы донести до нас интимные чувства в изображении Родины и родной природы.
IV. Ассоциативный ряд
Задание в тетради. Напишите 5-7 слов, которые вызывают в вашем сознании образ Родины, родного дома.
Уч-ся зачитывают слова.
V. Сообщение учеников
Такие образы ассоциируются у вас с образом Родины. А какой предстает наша Родина на полотнах художников? Какие чувства художников переданы?
Репродукции с картин В. Поленова.
VI. Учитель
Свои чувства к Родине, к природе родного края можно передать не только на полотне. Свои эмоции, свое отношение к Родине можно передать с помощью художественного слова. Так делают поэты. Сегодня мы говорим о Сергее Есенине.
VII. Работа со статьями учебника
Вы читали статьи учебника о С. Есенине.
- Что повлияло на формирование характера Есенина, на становление его творчества? (Какие факты биографии Есенина вы можете привести, из которых видно, как формировался характер Есенина, как развивалось его творчество?)
- Каков же внутренний мир Есенина?
- он любил жизнь и природу;
- свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы природы.
- Найдите ключевые фразы (из второй статьи), смысл которых мы подтвердили стихотворениями Есенина.
- Поэзия С. Есенина – искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах.
- Поэт мысленно воссоздает картины родных мест. При этом в стихотворных посланиях он сливается с природой родных мест.
VIII. Учитель
С. Есенин пришел в поэзию как глубоко лирический поэт, все творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родины.
Обращаемся к эпиграфу.
Это слово «Родина» Есенин мог бы написать с одинаковым правом и с прописной буквы, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время было не только Константиново – это была вся Русь.
Литературный анализ
Стих «Слезы» написан в жанре философской лирики, размер – хорей, рифмовка перекрестная (слезы – печаль – грезы – даль). В роли лирического героя сам Сергей, который пытается в четырех строфах ответить на вопрос, почему так больно жить.
В стихотворении несколько раз встречаются риторические вопросы, а для красоты слога и выразительности используются эпитеты:
- Горькие слезы.
- Разбитые грезы.
- Бесконечная даль.
- Грустные звуки.
- Холодная могила.
Несколько раз встречаются многоточия, который усиливают эффект выражения грусти.
Стихотворение показывает один из переломных моментов в жизни Есенина, когда он делает шаг из подростка во взрослую жизнь и уже в 16 лет имеет измученное в печали сердце.
Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу. ».
Это стихотворение написано С. Есениным в 1921 году. В ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Немного несвоевременно, не так ли? Ведь по-настоящему у поэта не наступил еще полдень жизни, а он уже грустит о ее закате. Но сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: “Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь”. Это стихотворение — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он вполне может рассчитывать. Не знаю, как у других, но у меня такая иллюзия все же возникает. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства захватывают, пленяют и покоряют своей простотой и искренностью. Может быть, потому, что Есенин здесь представляется частью природы. Если пользоваться словами М. Пришвина, это “видение души человека через образы природы”. Как талантливый художник, Есенин умело пользуется всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки: “страна березового ситца”, “пламень уст”, “гулкая рань”, “розовый конь”. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность. Казалось бы, розовый цвет какой-то неопределенный, маловыразительный* промежуточный, несколько разбавленный. И тем более интересно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая не свойственную ей выразительность. Ведь именно одно слово “розовый” создает и усиливает ощущение прошедшей юности, красоты, свежести:
Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
Песенность этого стихотворения несомненна. Музыка звучит в каждой строфе. Эпитеты, сравнения, метафоры существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. Прошлое (“страна березового ситца не заманит шляться босиком”), настоящее (“дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст”), грустные думы о будущем (“увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым”) — все сливается в единую картину человеческой осени. Есенин задает себе вопрос: “Жизнь моя, иль ты приснилась мне?”, прислушиваясь к себе с тревогой, смятением, неуверенностью и беспокойством. Ох, как не хочется ему в ото верить, и он делает попытку если не преодолеть это мучительное состояние, то хотя бы попытаться осмыслить новое для него настроение. Кстати, эта его знаменитая строка-вопрос не сразу, но все же приводит к поговорке: “Только во сне сдало-ся, что на свете жилося”. Это еще раз напоминает о народных корнях поэта. И, чувствуя себя неотделимым от природы, от этого великого вечного движения, связанным с рождением, расцветом и увяданием, с вечным обновлением, поэт обретал мудрое, философское отношение к жизни. Я не могу причислить себя к поклонникам творчества С. Есенина, быть может, от того, что стихи его написаны очень простым языком, без подтекста, без возможности прочтения их как-то по-другому. Но все же одно меня привлекает именно в этом стихотворении — искренность и еще раз искренность. Читаешь и безоглядно веришь человеку, написавшему: “Не жалею, не зову, не плачу. ”.
30661
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Анализ стихотворения «Закружилась листва золотая…»
В стихотворении «Закружилась листва золотая…» (1918) природа предстает гармоничной, целостной. Это тонкий акварельный рисунок с преобладающими светлыми тонами. Интонация — «теплая», задушевная. Первая строфа — «запевная», завораживает своей красочностью («листва золотая», розоватая вода на пруду) и неожиданностью сравнения:
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду. Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.
Во второй строфе появляется ролевой герой — «ветер-отрок» — и действует смело, решительно по отношению к очеловеченной красавице-березке. Третья строфа не такая яркая, как две первые, она более реалистическая. Только сравнение синего сумрака со стадом овец нарушает равновесие обычной картины умолкающего, утихающего деревенского вечера. «Прохлада» — «синий сумрак» — «смолкший сад» — звучащий и замирающий бубенец — образы-реалии, традиционные, как сама жизнь, называются влюбленным в них автором.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Дул север. Плакала трава Фета
В позднем творчестве Афанасий Фет фактически отказывается от пейзажной лирики, он описывает только личные переживания, вся его лирика становится интимной.
- Анализ стихотворения Мандельштама За гремучую доблесть грядущих веков
Произведение по жанровой направленности относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной тематики рассматривает трагическую судьбу творческой личности, живущей в страшную и жестокую сталинскую эпоху.
- Анализ стихотворения Бог и дьявол Бальмонта
Поскольку Бальмонт является поэтом серебряного века. Именно ему как никому другому удавалось писать произведения на тему мироздания. Каждый писатель по-своему понимал и понятие «Дьявол» и «Бог»
- Анализ стихотворения Возвращение Некрасова
Некрасов в мае 1864 года вынужден отправиться за границу, его поездка была около трех месяцев, на протяжении которых он находился в Париже. Произведение «Возвращение» было написано Николаем Алексеевичем на момент приезда в родную страну.
- Анализ стихотворения Муза Некрасова
Некрасов дает оценку своему собственному творчеству, поэтому в 1852 году он пишет стихотворение «Муза», здесь он старается пояснить, что именно вдохновляет его на создание великих произведений.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку
Обновлено: 2011-05-09
Посмотрите
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
Спасибо за внимание.
. Полезный материал по теме
Историко-биографический материал
История создания и дата написания стихотворения
В 1918 году Есенин переезжает из Петрограда в Москву. Там выходят его сборники.
Место стихотворения в творчестве поэта
Тема России является главной в творчестве Есенина. Чувство любви к родине, восхищение красотой неброского, но милого сердцу поэта, среднерусского пейзажа – основной мотив ранней лирики.
Главная тема стихотворения
Тема родины
Проблема стихотворения
Одиночество, кровная привязанность к своей малой родине.
Композиция стихотворения
Как и свойственно творчеству Есенина, личные переживания облечены в образы природы. Такую схему мы видим в каждой строфе.
Лирический герой
Лирический герой предан своей малой родине. У него сильные и глубокие чувства к этому месту. Он давно покинул его и теперь не знает, когда ему доведется вновь вернуться, что весьма угнетает его дух.
Преобладающее настроение, его изменение
Психологический пейзаж передает такие настроения, как светлая грусть, радость, умиротворение, восхищение красотой. Тоска по покинутому дому, прерванной родственной связи. Далее настроение более тревожное и беспокойное, проникнуто чувством одиночества.
Философская лирика
4 строфы. Четверостишия
Основные образы
Человек и природа слиты воедино.
«Голубая Русь». Голубой цвет усиливает ощущение необъятности просторов. Также голубой у Есенина является символом божественности, святости.
Клен – хранитель очага. Также клен поэт сравнивает с собой, подчеркивая свое одиночество.
Лексика стихотворения
Использованы слова, придуманные самим поэтом – «теплит», «яблонный».
Изобразительные средства иносказания
цветовой эпитет «голубая Русь», метафора «золотою лягушкой луна», сравнение «словно яблонный цвет».
Инверсия. Восклицание усиливает передачу переживаний героя.
Звукопись
Ассонанс с «о» и «у».
Трехударный дольник. Стопа разносложная с ударением на разных слогах.
Ритм и рифма. Способы рифмовки
1я – 3я строфа – перекрестная.
4я строфа – отсутствует рифма.
Лейтмотивом выступала тоска по малой родине. В юности он покинул Константиново. А немногим позже создал произведение, в котором выразил грусть и одиночество, испытанное вдали от родного дома. Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина — тема этой статьи.
Произведение поэт создал в возрасте двадцати трех лет. Его творчество поразительно тем, что почти не основано на жизненном опыте. В этом стихотворении он передал чувства, которые, человек, как правило, испытывает на закате своей жизни, переосмысливая пережитые годы.
Образы и символы
У стихотворения довольно небольшой размер. Несмотря на это, лирик ввел в него множество различных образов:
- Лирический герой является патриотом, он скучает по своей деревне и сравнивает разлуку с ней с пургой. Он ностальгирует по «голубой» России и чувствует вину, потому что его родители остались одни.
- Родители Сергея Есенина — это центральные образы произведения. Он с любовью вспоминает о матери и подмечает, что она и отец уже начали заметно стареть. У отца в бороде видна седина, что так похожа на цвет яблони. У поэта нередко возникали с ним разногласия, но Сергей всегда любил его. Воспоминаниями о родных людях Есенин подчеркнул свое нежное к ним отношение.
- Ближе к концу в стихотворении появляется образ старого клена. Автор сравнивает себя с ним, говорит, что они похожи «головами». За счет такого сравнения создается символ надежды на то, что пока поэт будет вдали от дома, его малая родина останется практически неизменной. В сильном дереве лирический герой видит своего наместника, которому будет под силу защитить родную землю и напомнить людям о нем.
- «Голубая Русь» Есенина — это образ прошлого России. Он присутствует как в начале, так и в конце произведения. Для поэта Русь — это крестьянские угодья, просторные поля, реки и озера, по которым он давно скучает. Голубой цвет — это чистое небо, водная гладь и другие необъятные дали. Русь для Есенина — символ святости и умиротворения. Ее образ неразрывно связан с деревенскими пейзажами.
Образы природы и людей тесно переплетаются в произведении, мать находит утешение в березняке, луна и звезды распластались на воде «золотой лягушкой». Сам же лирический герой, покидая родной дом ради города, оказывается оторван от гармоничной жизни и своих корней. Ведь в городе природа и человек всегда разобщены.
Тема и идея
Главная тема стихотворения — Родина. Поэт тосковал по селу, в котором он вырос, рассказывал о своей привязанности к дому, отцу и матери. Эта тема присутствует во всем творчестве Сергея Александровича. Отечество значит для него очень много, ведь в этом понятии заключается все то, что он любит и помнит с малых лет. Поэт тоскует по отчему дому, испытывает грусть, поэтому предается воспоминаниям о природе, среди которой раньше жил, рисует перед читателем иллюстрации прекрасной «голубой Руси» с ее красотой. Вспоминает оставленный дом и мать, которая стала заметно старее.
Родина для Есенина заключалась во всем, что было вокруг: и в березняке, и в цвете яблони, и в клене, который стережет Русь. Семья и Родина всегда были святынями для Сергея. Эти понятия неразделимы, ведь как невозможно забыть отца и мать, так и нельзя стереть память о том, откуда ты родом.
Поэт также поднимает социальные вопросы. После переезда перемены начались не только в жизни Есенина, но и в образе той самой Руси. В стране происходила смена власти, поэтому Сергей понимал, все уже не будет по-старому, все, что остается, — это воспоминания. Перемены коснулись всего, даже когда-то казавшихся нерушимыми основ патриархальной сельской жизни.
Ключевая идея стихотворения — человек не может жить без своих корней. Семья, традиции и места, где он вырос, становятся духовной опорой для личности на всю ее жизнь. Без памяти об этом человек кажется одиноким и беззащитным перед трудностями, что готовит судьба
Оттого и важно хранить эти ценности, не позволяя кому-то их разрушить
Мысли поэта были сосредоточены не только на личных волнениях, но и на общественных. По его мнению, революция не могла спасти крестьянство, она лишь подавляла его, навсегда меняя образ села. В 1918 году автор не мог дать точную оценку происходящему, ведь новая страна только начинала свой путь. Поэтому в произведении видно не протест системе или ее осуждение, а лишь грусть по прошедшим временам и слабый страх настоящего.
О, Русь — далекая и близкая…
Короткие, красивые стихи Сергея Есенина о Родине
Руси
Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую. Гляжу в простор твоих полей, Ты вся — далекая и близкая. Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая. Цветёт болотная купель, Куга зовёт к вечерне длительной, И по кустам звенит капель Росы холодной и целительной. И хоть сгоняет твой туман Поток ветров, крылато дующих, Но вся ты — смирна и ливан Волхвов, таинственно волхвующих.
***
Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы… Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать. С. Есенин
Топи да болота…
Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Вззвенивает лес. Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится Гомон косарей.
По лугу со скрипом Тянется обоз — Суховатой липой Пахнет от колес. Слушают ракиты Посвист ветряной… Край ты мой забытый, Край ты мой родной.
Село
(Из Тараса Шевченко)
Село! В душе моей покой. Село в Украйне дорогой, И, полный сказок и чудес, Кругом села зеленый лес.
Цветут сады, белеют хаты, А на горе стоят палаты, И перед крашеным окном В шелковых листьях тополя,
А там все лес, и все поля, И степь, и горы за Днепром… И в небе темно-голубом Сам бог витает над селом.
Деревенская избенка
Ветхая избенка Горя и забот, Часто плачет вьюга У твоих ворот.
Часто раздаются За твоей стеной Жалобы на бедность, Песни звук глухой.
Все поют про горе, Про тяжелый гнет, Про нужду лихую И голодный год.
Нет веселых песен Во стенах твоих, Потому что горе Заглушает их.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Под венком лесной ромашки Есенина Произведение, относящееся к любовной лирике поэта, использует фольклорные мотивы и образы русской деревни, с помощью которых автор в стиле народной песни обыгрывает потерю любимой.
- Анализ стихотворения Андрея Белого Родине (Рыдай, буревая стихия) Произведение, написанное после революции 1917 года, выражает видение автором России, произошедших в ней изменений и его мысли о будущем страны.
- Анализ стихотворения Уступи мне, скворец, уголок Заболоцкого Отношения человека и природы – одна из основных тем пейзажной лирики Н. А. Заболоцкого. Любование окружающим миром у поэта неотделимо от философских размышлений о подобии человека всему сущему на Земле.
- Анализ стихотворения Блажен незлобивый поэт Некрасова Это стихотворение – часть сатирической и гражданской лирики Некрасова. Тут, конечно, поднимаются и вопросы о предназначении поэта.
- Анализ стихотворений Высоцкого
Сюжета и композиция
Сюжет развивается в стихотворении линейно и поэтапно, в нём нашлось место тоске о матери и отце, а с особой теплотой Есенин тоскует о покинутой природе Рязанской губернии.
Для Сергея Александровича Родина – это не страна Советов, а место, где он родился и прожил лучшие годы.
Это:
Это:
Свою малую Родину автор называет голубой – в неё раздолье рек и озер, в ней все настоящее и неподкупное.
В третьей строфе Есенин пишет:
Он заранее знает, что обречен на одиночество без своих полей и рек, но делает в шаг в противоположную от них стороны, так как хочет покорить Москву и стать знаменитым.
Казалось бы, откуда такая противоположность – бежать от любимого в сторону нелюбимого? Тут все просто, Сергей не любил Москву, но хотел с её помощью прославить красоты своей малой Родины стихами. Его стихотворения должны были передавать красоты природы обитателям городских джунглей и вызывать у них трепет зависти.
Забегая вперед скажем, что не вышло в желаемой мере, так как каждый абориген славит свою Родину, а житель городских трущоб никогда не полюбит всем сердцем писк комаров и мычанье коров.
Есенин кладет себя на плаху творчества, ради чего и покидает деревню, но в его сердце она останется родной до самого Англитера, когда сердце поэта сделает свой последний удар.
Краткий анализ
История создания
— стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нем отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.
Тема
— стих отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.
Композиция
– линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережет голубую Русь”
, так любимую Есениным.
Жанр
— произведение относится к жанру лирического стихотворения.
Стихотворный размер
— произведение состоит из четырех строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.
Метафоры
— “березняк над прудом теплит… грусть”
, “Золотою лягушкой луна распласталась…”
, “седина у отца пролилась в бороде”
.
Олицетворения
– “долго петь и звенеть пурге”
, “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге”
.
Эпитеты
– “голубую Русь”
, “Золотою лягушкой”
, “на тихой воде”.
Сравнение
— “Словно яблонный цвет, седина”.
Сильнее времени
Память о детстве и отрочестве сильнее времени, её не стирает ничто, это фундамент, на котором стоит Есенин. Пусть мир трижды перевернётся, но домик детства никуда не денется, он словно заколдован, законсервирован и запечатан.
Анализируя текст стихотворения, мы видим, что в начале произведения поэт показывает нам свой домик с голубыми ставнями и отвешивает ему поклон, после чего переключается на описание природы. Это позволяет создать в стихе нужную атмосферу и дать почувствовать себя читателю на рязанских просторах, где втору строк дорог даже кривой ракитник и дешевенький ситец берез. В последней строфе автор вновь возвращается к дому, как будто, обойдя округу и ещё раз с ним прощается:
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Дул север. Плакала трава Фета
В позднем творчестве Афанасий Фет фактически отказывается от пейзажной лирики, он описывает только личные переживания, вся его лирика становится интимной.
- Анализ стихотворения Мандельштама За гремучую доблесть грядущих веков
Произведение по жанровой направленности относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной тематики рассматривает трагическую судьбу творческой личности, живущей в страшную и жестокую сталинскую эпоху.
- Анализ стихотворения Бог и дьявол Бальмонта
Поскольку Бальмонт является поэтом серебряного века. Именно ему как никому другому удавалось писать произведения на тему мироздания. Каждый писатель по-своему понимал и понятие «Дьявол» и «Бог»
- Анализ стихотворения Возвращение Некрасова
Некрасов в мае 1864 года вынужден отправиться за границу, его поездка была около трех месяцев, на протяжении которых он находился в Париже. Произведение «Возвращение» было написано Николаем Алексеевичем на момент приезда в родную страну.
- Анализ стихотворения Муза Некрасова
Некрасов дает оценку своему собственному творчеству, поэтому в 1852 году он пишет стихотворение «Муза», здесь он старается пояснить, что именно вдохновляет его на создание великих произведений.
Особенности рифмования
Для создания своего неповторимого мира лирик Есенин выбирает трехсложный анапест. Особенности рифмования:
- Рифмование есть в строчках как точное (вода — борода), так и неточное (в нем — клен). В анапесте ударение падает на последний слог — это красивый и неповторимый ритмический рисунок.
- Анапест хорошо подходит для передачи лирического настроения стихотворения. Сквозное настроение повествования — это легкая грусть, которая не может стихнуть. Детство невозвратно ушло, что очень печалит Есенина.
- Рифма использована мужская. Во всех катренах применяется перекрестная рифма: первая и третья, вторая и четвертая строка.
Сейчас лучшие стихи Есенина можно слушать в исполнении известных актеров. Они наиболее искренне и масштабно передают и образы, и музыкально-поэтический характер анапеста в стихотворении. Некоторые выступления можно скачать на свой телефон и слушать через наушники.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Никитина Встреча зимы Стихотворение «Встреча зимы», написано в 1854 году. Его создателем является знаменитый русский писатель Никитин Иван Саввич. Этот поэт знаменит своими простыми, легкими и интересными произведениями, написанными для детей.
- Анализ стихотворения Блока Коршун Концепция, изречения в элегии, были исходом воспоминаний и волнений творца от наблюдения страстей войны, которая терзала народонаселение России в населенных пунктах и деревеньках. Блок в период длительной эпохи позиционировался
- Анализ стихотворения Бунина Крещенская ночь Бунин в свои года был великим человеком и поэтом. В его жизни было написано много прекрасных произведений которые давали людям надежду и любовь. Его стихотворения вызывают разные впечатления, от них может быть грустно и в тоже
- Анализ стихотворения Некрасова Перед дождем Николай Алексеевич Некрасов — народный поэт, который любил русский народ, остро переживал из-за несправедливости и неравноправия в обществе. Поэтому тема социального неравенства стала главной в его творчестве.
- Анализ стихотворения Лермонтова Расстались мы но твой портрет Писатель Михаил Юрьевич Лермонтов всегда был скрытной, но с другой стороны, достаточно романтичной личностью. Будучи совсем молодым человеком, писатель без памяти влюбился в девушку, которая в свою очередь, не видела его в роли ухажера.
Не забыть мне тебя никогда, — Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали, Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый, Да разбойные слышали свисты, От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними Уж не юные веют года… Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. Low house with blue shutters Do not forget I «ll never — Too were the recent Died away in the twilight years .
Until today, I also dream Our field , meadows and woods, Prinakrytye greyish chintz These poor northern skies.
Cheering since I do not know And the gulf would not want to off the beaten path , But perhaps forever have Tenderness melancholy Russian soul.
I loved the gray crowned crane With their skinny kurlykane in given Because in the vastness of the fields They are hearty breads have not seen .
Only saw birch yes Color , Yes broom , curve and bezlisty , Yes robbery heard whistles From which it is easy to die .
As much as I would like and dislike , I still can not learn , And by that a cheap chintz You»re sweet to me , darling howl .
Because of recent days and I do not blow the young of the year … Low house with blue shutters Do not forget I «ll never .
Есенин свою малую родину, село на Рязанщине, в стихах вспоминал часто. Его ранние произведения идеализировали деревню, приукрашивали, накидывали на нее романтический флер. Стихотворения двадцатых годов, последнего периода жизни рано ушедшего поэта, напротив, пронизаны глубокой печалью, как бы покрыты «сереньким ситцем», который трудно отличить от савана. Одно из произведений последних лет — «Низкий дом с голубыми ставнями», дата написания которого, 1924 год, проставлена по времени первой публикации.
Темы и проблемы
Главной темой стихотворения становится тема Родины. Данная тема проходит практически через все творчество поэта. Родина была для поэта самым ценным достоянием. Он безумно любил её, ценил и берег в своем сердце. Родимый дом – это, пожалуй, самые ценные воспоминания, которые он пронес в своем сердце на протяжении всей жизни. Эти чувства очень хорошо прослеживается в творчестве Сергея Есенина.
Поэтому разлука с родным краем давалась поэту очень тяжело, он постоянно испытывал чувство грусти, ностальгии и одиночества. Основной темой стихотворения становится тоска по голубой Руси, которую автор оставил в родном селе Константиново.
Присутствует в стихотворении и социальная тема. Ведь стоило поэту покинуть отчий дом, как начались значительные перемены в жизни страны. Это не могло не отразиться и на нерушимых патриархальных устоях, которые царили в жизни деревни. Сергей Есенин понимает, что прежняя жизнь осталась лишь в его воспоминаниях, что снова приводит его к унынию и тоске.
Еще одна тема стихотворения – это любовь к своей семье. Мать и отец были им горячо любимы, поэтому он в своем произведении сравнивает их с явлениями природы. У Сергея Александровича были две святыни – это семья и Родина, которые для него становятся единым целым.
Тих мой край после бурь, после гроз…
Сергей Есенин: стихи о Родине и природе
Гляну в поле, гляну в небо…
Гляну в поле, гляну в небо — И в полях и в небе рай. Снова тонет в копнах хлеба Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасеных Неизбывные стада, И струится с гор зеленых Златоструйная вода.
О, я верю – знать, за муки Над пропащим мужиком Кто-то ласковые руки Проливает молоком.
О верю, верю, счастье есть!..
О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть. О верю, верю, счастье есть.
Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуёмный ветер! Блажен, кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь.
Люблю я ропот буйных вод И на волне звезды сиянье. Благословенное страданье, Благословляющий народ. Люблю я ропот буйных вод.
Край любимый! Сердцу снятся…
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на перемётке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в чётки Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.
Всё встречаю, всё приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришёл на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.
Гой ты, Русь, моя родная…
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах весёлый пляс.
Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая Дайте родину мою!»
Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пой же, пой. На проклятой гитаре Пальцы пляшут твои в полукруг. Захлебнуться бы в этом угаре, Мой последний, единственный друг.
Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь — зараза, Я не знал, что любовь — чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума.
Пой, мой друг. Навевай мне снова Нашу прежнюю буйную рань. Пусть целует она другова, Молодая красивая дрянь.
Ах, постой. Я ее не ругаю. Ах, постой. Я ее не кляну, Дай тебе про себя я сыграю Под басовую эту струну.
Льется дней моих розовый купол. В сердце снов золотых сума. Много девушек я перещупал, Много женщин в углах прижимал.
Да! есть горькая правда земли, Подсмотрел я ребяческим оком: Лижут в очередь кобели Истекающую суку соком.
Так чего ж мне ее ревновать. Так чего ж мне болеть такому. Наша жизнь — простыня да кровать. Наша жизнь — поцелуй да в омут.
Пой же, пой! В роковом размахе Этих рук роковая беда. Только знаешь, пошли их на… Не умру я, мой друг, никогда.
1922 год