Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта К.Д.
В стихотворении создается картина спящего зимнего леса. Поэт не стремится к «ботанической» точности, но использует тему зимней природы как повод для того, чтобы широко развернуть игру лирического воображения. По сути дела, содержание стихотворения — мозаика мимолетных, рожденных фантазией поэта образов. Каждая последующая строчка не столько расширяет сферу изображения, сколько варьирует на разные лады первоначальное мимолетное впечатление. Внутренняя выразительность стихотворения — в преображении статичной картины застывшего леса в динамичный, беспрерывно меняющийся поток образов. Природные стихии — ветер, метель, лес — оживлены характернейшим для Бальмонта приемом — олицетворением: в стихотворении все движется, чувствует, живет. Образы вольных стихий (ветра, моря, огня) в художественном мире Бальмонта приобретают прозрачность и глубину символов. Они передают ощущения свободной игры сил природы, легкости, воздушности, раскованной дерзости, в конечном счете — вольности человека в мире. В «Фантазии» за быстро меняющимися, калейдоскопически мелькающими ликами зимней ночи — легкокрылое воображение художника, его ничем не скованная творческая воля.
Внешние очертания бальмонтовских образов утрачивают графическую четкость. Тончайшими касаниями поэт наносит лишь контуры предметов, заставляя их будто пульсировать под лунным освещением. Для лирических пейзажей Бальмонта вообще характерны мотивы дрожания, вибрации, трепета, придающие образному строю качества зыбкости, переменчивости, мимолетности. Выделим в стихотворении словосочетания этой семантической группы: «трепещут очертанья», «роптанья ветра», «дождь струится», «искры лунного сиянья» (продолжите этот ряд самостоятельно).
«Фантазия», как и большинство других стихотворений Бальмонта, пронизана радужной свето-воздушной игрой. Создаваемые образы (сосны, ели, березы и т. д.) утрачивают вещественность, приобретают летучую невесомость, будто растворяются в «светлом дожде», в «лунном сиянии». Этому способствует любимое поэтом нанизывание многочисленных эпитетов, в цепочке которых тонет определяемое ими существительное.
Другая заметная в стихотворении особенность бальмонтовской поэтики — интенсивная, порой гипертрофированная музыкальность. Словесно-звуковой ряд в «Фантазии» создает впечатление баюкающего плескания, нежного журчания. Тишина лунной ночи оттеняется всполохами шепота, вздохов, моления. Излюбленный ритмический ход Бальмонта — повторы разных типов. He менее заметна и другая грань звуковой организации стиха — широчайшее использование аллитераций и ассонансов. Особенно любит Бальмонт инструментовку на шипящие и свистящие согласные: по стихотворению прокатываются звуковые волны ж-ш-щ-ч, с-з; велика роль сонорных л-р-м-н. He проходит поэт и мимо возможности эффектно использовать ассонансы: например, в третьем стихе в пяти из восьми ударных позиций оказывается е, а в шестом — четырежды использован ударный а. Бальмонту присуще умение придать традиционному стихотворному размеру новый ритмический оттенок. Так, хорей, которым написана «Фантазия», пользовался в русской поэзии репутацией энергичного, стремительного размера. За счет сильного удлинения стиха (поэт растягивает его до восьми стоп) ритмическое движение приобретает качества сонливой замедленности, певучей медлительности, размеренной ворожбы.
Общие ощущения от лирики Бальмонта — непосредственность реакций поэта на мир, неиссякаемая жажда все новых впечатлений, его умение поэтически возвысить непостоянство настроений и вкусов, импрессионистичность видения и сильнейшая тяга к внешней музыкальности.
Развитие образов в композиции
Для ранних стихов мастера характерно настроение грусти и неустроенности, сознательного устремления к мистическим переживаниям, не случайно эпиграфом к первому сборнику он выбрал сточку поэта начала XIX века Николауса Ленау: «Божественное в жизни всегда являлось мне в сопровождении печали». Поиск гармонии внутреннего мира, успокоение мятежных порывов страждущего духа — вот что является темой прекрасной «Фантазии».
Название стиха, написанного в жанре философской лирики, словно предполагает сравнение с музыкальным произведением, и действительно, ряд особенностей текста придают ему сходство с пьесой. Поэт берёт два мотива: зимнюю лунную ночь в лесу и беспорядочный, парадоксальный полёт человеческого духа — и начинает импровизировать с ними, создавая в воображении читателя волшебную, очень мелодичную, завораживающую картину.
Первая часть, спокойная и распевная, рисует мягкие очертания деревьев, мерцающей в серебристом свете луны метели, лёгкого шелеста ветра в ветвях спящего леса. Тайные грёзы и воспоминания упомянуты лишь намёком, но уже со второй части именно эта звенящая тема выходит на первый план, волнение нарастает, мелодия звучит всё ярче, ускоряется и усиливается, не оставляя и следа от изначальной тишины. И вдруг, достигнув кульминации, обрывается, словно отступая перед уверенной мощью зимнего сна природы — последние четыре строки возвращаются к плавному, умиротворяющему ритму. Мелодичность поэзии Бальмонта отмечали многие критики.
Мне казалось, что вся певучесть русского языка заключена в этих стихах.
К. Паустовский
Обращение к таинственным, нечётким, многозначным образам характерно для поэзии символистов, которые ставили целью передать мимолётные впечатления, а не реалистичную картину, описать внутренний мир, а не пейзаж за окном. Разбор по пунктам стихотворения «Фантазия» показывает, что молодой поэт К. Бальмонт пользуется самыми распространёнными символами, наделёнными всем понятным смыслом, например:
- луна, лунный свет — на языке мистической поэзии обозначает активное присутствие потусторонних сил, другого мира, иного измерения, более значимого, чем земное;
- лес (неслучайно дважды назван «вещим») — это символ дикой природы, тёмной силы подсознания, которая издревле сильнее слабого человеческого разума и знает то, «что людям не приснится, никому и никогда»;
- ночь символизирует сложный период в жизни личности, время страданий, сомнений и тревоги, «духи ночи» — это мрачные мысли, тяжёлые воспоминания, не отпускающие лирического героя, который жаждет обрести покой и веру;
- зима — это образ завершения жизни, а ветер и метель играют роль вестников приближающейся смерти, несущей «чары ясных, светлых снов» избавления от душевных мук.
Главная тема стихотворения
Темой стихотворения «Снежинка» является в широком смысле красота природы, в каждом, даже таком микроскопическом, как снежинка, её проявлении. В философском смысле можно усмотреть в теме стихотворения жизненный путь любого живого существа от расцвета и развития до ухода. Но главной героиней стихотворения автор делает именно снежинку — неодушевленное, в сущности, создание, которое неведомым человеку способом рождается где-то в небесах, получается невероятно красивым и гармоничным, совершает медленное красивое падение и тает.
Снежинки «производит» сама природа, и они — воплощение удивительной симметрии, конечно, если каждую из них внимательно рассмотреть. В большинстве же случаев человек не рассматривает снег, который для него просто осадки, зачастую мешающие комфортной жизни. Потому поэт и одушевляет свою снежинку — наделяет её теми качествами, которые может иметь только человек:
- смелость («такая чистая, такая смелая),
- целеустремленность («легко проносится, на землю просится»),
- способность чувствовать, способность испытывать эмоции, взаимодействовать с окружением («дрожит», «взметается», «утешается», «ветром лелеется»).
Поэт будто делает открытие для каждого, кто прочитает стихотворение: снег — это миллионы снежинок, каждая со своим жизненным циклом, и каждая кристально чиста, как чист новорожденный, как ангел (налицо символистические традиции). Развернутое олицетворение снежинки, выделение её в потоке падающего снега — основной стилистический прием данного стихотворения.
Авторские эмоции — светлая грусть. Все знают, что происходит со снегом, достигающим земли, — он тает, его красоты не замечают. Была ли миссия снежинки выполнена, да и есть ли цель у её существования, если быстротечный ветер несет её, беззащитную, на верную гибель? Этого автор не знает, но смелая чистая снежинка вполне может вдохновить кого-то на поиск красоты вокруг себя.
Лунный свет
«Лунный свет» написан в 1894 году и был опубликован в первом значительном сборнике избранных произведений Бальмонта «Под северным небом», который издали в том же году в Санкт-Петербурге. Фактически это было уже не первое издание стихов поэта, но первая книга, которая понравилась читателям и получила положительные отзывы. Настроение этого сборника в целом довольно печальное, в нем наблюдаются черты декаданса, поэзии упадка, опустошения и побега от реальности в таинственные волшебные мистические миры. Молодой поэт сконцентрирован на исследовании тайн собственной души, погружается в иллюзии, в мечтания о выходе на тонкие планы бытия.
Развитие темы в композиции сонета
Стих о лунном свете также посвящен наблюдению за полётом чувственных ощущений и следующих за ним размышлений. В первом катрене, как это и предполагается делать в сонете, поэт дает завязку темы, а именно показывает восход луны с наступлением ночи.
Но описание пейзажа полностью игнорируется: нет ни малейшего намека, который бы позволял читателю понять, где именно находится герой и что его окружает; можно лишь предполагать, что он дома и луна светит в окно. Интересно сравнить это начало с первыми строками стихотворения «Лунный свет» Якова Полонского, написанного на полвека раньше: «На скамье, в тени прозрачной тихо шепчущих листов, слышу — ночь идёт, и — слышу перекличку петухов».
В них обозначена та же тема, но всего несколько деталей — скамейка, листва, крики петухов — позволяют представить себе вполне конкретный сельский уголок, где встречает вечер этот поэт.
Анализ стихотворения Бальмонта показывает, что оно написано от первого лица и уже с третьей строки автор переходит к исследованию своих смутных настроений. Лунный свет выступает здесь некой отвлеченной субстанцией, с которой взаимодействует впечатлительная душа поэта, получая как бы импульс космической энергии любви для полёта в пространстве ночного неба. Далее развитие темы идет по схеме:
- Второй катрен продолжает размышления о возвышении мечты над миром и заманчивой притягательности игры человеческого воображения. В этой части произведения звучат и тревожные нотки — герой словно где-то в глубине души осознает опасность такой экзальтации и сравнивает себя с «духом больным». Этот конфликт заставляет плакать, пусть даже «сладко».
- В первом из терцетов грустный мотив отступает, и разум поэта испытывает только чистый восторг от выхода души на тонкий уровень от общения с молчанием Вселенной. Во сне ли это происходит или наяву, не ясно. Скорее всего, где-то на грани, когда человек засыпает, погружаясь в сновидения, и в эту минуту осознает безграничность своего подсознания.
- В заключительном трехстишии сонета описано уже состояние сна, необыкновенной легкости, покоя, отрешенности от всех своих забот и от проблем близких людей.
Особенности поэтического языка
Литературному стилю Константина Бальмонта присуще богатое разнообразие выразительных средств, мастерски создающих изящный музыкальный стих. Виртуозность владения поэтическим словом признавал за ним любой, даже тот, кто не был поклонником его творчества. В раннем стихотворении «Лунный свет» можно выделить некоторые приемы создания образности:
- эпитеты — блистательный, нежный, безмятежный — красочные определения, украшающие стихотворение;
- сравнения — «как эльф» и «как будто дух больной»;
- интересные метафоры — выражения в переносном смысле и в большом количестве. Например, «мчусь в мечтах», «сетка из лучей», «дышу — Луной», «я — облачко»;
- подбор слов, задающий определенный ри; эта цепочка однородных членов предложения словно рисует линию движения вверх, на взлет, на отрыв от земли.
Таким образом, краткий анализ стихотворения Бальмонта «Лунный свет» демонстрирует несомненный поэтический дар молодого поэта, которому предстояло занять свое почетное место в истории русской литературы. И хотя этому образцу типичной поэзии символизма, возможно, недостает живой искренности и реалистичности, присущих лучшим традициям русской поэзии, стремление к философскому осмыслению жизни души и подсознания человека вызывает у читателя некоторое сопереживание и подталкивает его к собственным размышлениям о вечных ценностях.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Мечта» является стансом. Пять строф объединены одной идеей, но каждая из них имеет свою законченную мысль, что является основной отличительной чертой данной жанровой формы.
Константин Дмитриевич принадлежал к течению старших символистов, хотя его можно было бы причислить и к импрессионистам, но стиль этот не перерос в отдельное направление в литературе, а стал неким бликом в произведениях авторов, принадлежащих различным течениям. Эти блики мы замечаем и в поэзии Бальмонта. Символисты своим творчеством стремились указать на прекрасное, идеальное в Мире, что замечается мимолетно, чем мгновенно вдохновляешься и уже забыть не имеешь возможности.
Данное стихотворения – это яркий пример импрессионистично-символистичного творчества Бальмонта. Стихи поэта отличаются музыкальностью, напевностью.
Размер стихотворения «Мечта» – шестистопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.
Главные средства художественной выразительности
Аллегория
Аллегория – использование запоминающегося образа или сюжета для иносказательного выражения универсальной идеи, реальных (исторических) проблем и/или событий. Используется в романах, в .
Например, антиутопия Оруэлла «Скотный двор» – это аллегория событий, предшествовавших русской революции и сталинской эпохе. По сюжету, животные на ферме практикуют анимализм (отсылка к коммунизму). Многие персонажи соответствуют реальным историческим фигурам.
Другой пример: басня Крылова «Стрекоза и муравей», где стрекоза символизирует беспечность и легкомыслие, а муравей – трудолюбие.
Аллюзия
Аллюзия – это намёк или косвенная ссылка на лицо, событие или идею, имеющие место вне рамок основного произведения. Многие аллюзии отсылают к ранее созданным художественным произведениям.
В поэме «Петербургский роман» Бродский обращается к главному герою пушкинского «Евгения Онегина»:
Алогизм и парадокс
Алогизм – утверждение, в котором нарушены логические связи. Используется для создания более яркого зрительного образа, нередко – в детской литературе.
Парадокс – это утверждение нелогичное или противоречащее здравому смыслу на первый взгляд, но по сути оказывающееся истинным или правдоподобным.
В качестве примера можно привести известную фразу из повести Оруэлла «Скотный двор»:
Анафора
Анафора – это многократное повторение звука, слова или словосочетания в начале строк или предложений на протяжении всего текста. Используется как в прозе, так и в поэзии. Служит для усиления эмоционального воздействия на читателя.
Пример фонетической анафоры:
Пример лексической анафоры:
Анахронизм
Анахронизм возникает, когда автору нужна намеренная ошибка в хронологии или временной шкале. Это может быть персонаж, появляющийся не в тот период времени, когда он на самом деле жил, или технология, используемая до того, как она была изобретена. Анахронизмы часто используются для создания комедийного эффекта.
В сатирическом романе «История одного города» Салтыков-Щедрин для усиления комичности использует путаницу в датах и часто допускаемые летописцем анахронизмы наподобие ссылок на Герцена и Огарева.
Композиция
Стихотворение «Мечта» состоит из 5 четверостиший. Композиционно его можно разделить также на пять частей, так как каждая строфа имеет свою законченную мысль.
1 строфа – поэт только начинает касаться образами нашего воображения. Мы видим происходящее со стороны. Стихотворение автор начинает с описания поверхности воды, затем обозначаются нежные взгляды. Последняя строка возводит нас в ранг свидетелей зарождения светлого чувства.
2 строфа – автор позволяет заглянуть глубже, в мысли влюблённых
Теперь мы знаем, как они выглядят в глазах друг друга, нам передаётся трепет их сердец, который не позволяет им открыто обмениваться взглядами.
3 строфа – это рассуждения поэта о юной влюблённости, о лёгкости пребывания в этом состоянии, об очарованности этим чувством.
4 строфа – вновь наше внимание приковано к двум конкретным влюблённым, которым не нужны слова для объяснений, которым хорошо и просто вдвоём без красивых речей, которые легко впустили светлое чувство в сердце и также легко выпустили его, сохранив тёплое, приятное воспоминание о нём.
5 строфа замыкает цепь рассуждений автора. Лёгкую влюблённость автор сравнивает с«мечтой», сопоставляет её с «Севером», а знойную страсть — с «Югом»
Поэту ближе «бледный Север», нежели «светлый Юг».
Также можно предположить, что стихотворение имеет не пять, а две части.
- Первая часть – это первые четыре строфы-воспоминания, в которых автор рассуждает о влюблённости.
- Вторая часть – последнее четверостишие, в котором автор возвращается к реальности, подводит итог своим рассуждениям, приходя к выводу, что «Север» ему милее «Юга».
История создания
История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, другу-художнику Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин страдал от одиночества.
Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой очень ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в черствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.
Анализ философского смысла стихотворения
По смыслу содержания стихотворение Ивана Бунина «Слово» относится к философской лирике гражданско-патриотической направленности. Его тема — значение слова и речи для сохранения культуры высокого духа. Творение поэта делится на две части. Первая раскрывает значение слова в сохранении наследия прошлого. Вторая часть призывает беречь родную речь.
Поверхностный смысл текста автора довольно прост. От уже давно исчезнувших народов и цивилизаций осталось множество артефактов, захоронений и останков. Их культура уникальна и удивительна. Но они не передают нам мыслей и чувств людей, живших сотни и тысячи лет назад. Лишь дошедшие до наших дней легенды и записи в существенной мере доносят до нас то, чем в глубине своей души жили древние люди.
Но особенности используемых формулировок открывают более глубокий смысл произведения Бунина. «Лишь слову жизнь дана». «Дар бессмертный — речь»
Эти фразы отсылают внимание читателя к знаменитой библейской цитате: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (От Иоанна, 1:1). Здесь делается акцент на высших духовных ценностях — Боге, смысле жизни, любви, культуре
Написание слова «Письмена» с заглавной буквы и метафоры «древняя тьма», «мировой погост» дополнительно усиливают связь с Библией. Эти метафоры сравнимы со следующими цитатами. «Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19). «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5). Здесь подчёркивается, что отрицательным сторонам материального мира могут быть противопоставлены лишь духовные силы и ценности.
Такие сравнения не случайны. Именно речь, язык, слова, являются квинтэссенцией, или душой народной культуры. В любом языке есть слова, которые нельзя однозначно перевести на язык другого народа. Человек думает на языке, на понятиях родной речи. Культура любого народа имеет свои уникальные особенности. И сохранение культуры родного языка является одним из главных средств сохранения родной культуры. А сохранение положительного наследия родной культуры является источником гармонии с окружающим миром, с Природой, Богом.
Стихотворение «Слово» Бунин написал в особо трагическое для России время, в 1915 году. «Дни злобы и страданья», — возглашает Иван Алексеевич в своём стихотворении. Разгоралась Первая Мировая война. В России назревали предпосылки анархии и революции. В среде народа росли безверие, злоба, цинизм, прагматизм и жестокость. Именно от этой тьмы пытался предостеречь русский народ великий поэт. Перед лицом бед и испытаний он призывает сохранять традиционные духовные ценности.
Тропы и образы
Основной троп первого катрена – олицетворение. Бальмонт повторяет призыв «люби» как песню берёз, цветущей сирени и роз. Эпитеты и метафоры (розы пылают, сирень в цветной пыли
) создают яркий образ поздней весны – традиционной для поэзии поры любви.
Второй катрен – призыв уже не природы, а лирического героя. Неологизм «безлюбье» в контексте обозначает не только отсутствие, но и отрицания любви. Безлюбье и бесстрастие, угрозы которого надо бежать, — состояние, приводящее к бессмысленности существования. Возможно, именно о таких строфах, как второй катрен, критик Николай Банников писал, что они хорошо передавали атмосферу и настроение, «но при этом страдал рисунок, пластика образов». Второй катрен очень музыкален, аллитерации звуков стр, зл, гр, гл создают образы враждебной угрозы. Бальмонт – мастер повтора слов, особой музыкальной пластики стиха. В первом катрене корень люб
повторяется 4 раза, во втором – 3.
Метафоры «твой полдень вмиг вдали» и «твою зарю теченья зорь сожгли» передают быстротечность и бессмысленность человеческой жизни, где полдень и заря – символы её периодов, не лишённые также своего прямого значения. Огонь и грёзы противопоставлены как разные состояния человеческой души: действие и бездействие, деятельность и мечтания, динамика и статика, разрушение и созидание, эмоции и разум.
Первый терцет – эмоциональный перелом, после которого лирический герой не увещевает читателя, не призывает его любить, а обвиняет в беззаконии. Это не просто закон природы, о котором говорится в первой строфе (весеннее побуждение и природы). Первый терцет – скрытая цитата «Божественной комедии» Данте, в которой описана «любовь, что движет солнце и светила». Невозможно понять смысл сонета, не распознав скрытую цитату, не поняв подтекст. Ведь Данте говорит не о природной, физиологической любви, а о любви божественной. Такая любовь сопряжена со страданиями, о чём последний терцет.
Метафора бессмысленно прожитой жизни «он в каждом часе слышит мёртвый звон» — свидетельство того, что тот, кто не любил, как будто и совсем не жил, просто терял время на земле, а в будущем будет наказан. Слово высокой лексики «возмездье» — это усиление обещанной во втором катрене угрозы.
Последняя строка противопоставлена остальным пяти строкам двух терцетов. Она описывает того, кто любит. Поэт характеризует любящего только одним словом – он счастлив. Последнее коротенькое предложение отсылает читателя к образу Иисуса Христа, который был распят за человечество, любя каждого человека. Счастье, с точки зрения Бальмонта, сопряжено с чувством любви. Так поэт решает философский вопрос счастья.
История создания
Константин Дмитриевич Бальмонт – один из знаменитейших поэтов Серебряного века, творчество которого заслуживает того, чтобы ознакомиться с ним как можно лучше. Свою знаменитость и значимость он получил не только как поэт, но и как первоклассный переводчик. Свое первое стихотворение юный поэт написал в десятилетнем возрасте, но подвергся критике со стороны матери, после чего перестал писать на долгие шесть лет. Но такой ранний старт не облегчил тернистый путь автора. Всему виной был его достаточно взбалмошный характер, благодаря которому он был исключен из университета, а так же непростая судьба автора. Свой первый сборник сочинений Бальмонт уничтожил, далее последовал неудачный брак, безденежье и попытка самоубийства. Поэт выбросился из окна, но к счастью остался жив. Спустя долгое восстановление, у Бальмонта жизнь начинает налаживаться.
Благодаря работе над переводами, поэту удается накопить денег и издать несколько своих стихотворений. Одним из них и было стихотворение «Фантазия».
Стихотворение «Фантазия» он написал в 1893 году. Оно очень отличается от других стихотворением своим легким и прозрачным написанием. Весь текст пронизан таинством и очарованием зимнего пейзажа. Мысленно читатель переносится в эту зимнюю сказку и наслаждается пушистыми лапами елей, которые серебрятся в лунном свете.