Жанр, направление и размер
Произведение Тютчева «Молчи» кажется сложным для восприятия, ведь, как уже было отмечено, Фёдор Иванович писал стихи только для себя, и соответственно, только он знал смысл слов, написанных им. По жанру данное произведение имеет название «лирическое стихотворение», что означает отсутствие сюжета, действующих лиц, и выражается ясностью и краткостью содержания.
Данный текст – чистейшая философская лирика, посвященная размышлениям человека над вечной темой. В данном случае – о необходимости предохранять свой внутренний мир от внешних посягательств любопытного окружения. Чтобы жить в гармонии с собой, нужно таить чувства и мысли от посторонних.
Стихотворный размер произведения — это четырехстопный ямб (с включением анфибрахия), для его получения автор использовал парную рифмовку и небогатую рифму. В таком виде стихотворение лучше воспринимается и хорошо запоминается. Воздержанность в оформлении показывает идею автора о том, что не так важен внешний вид произведения, как внутренний посыл и смысл.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Силентиум» заключается в том, что слияние слов и музыки возможно лишь в молчании. Поэт пытается вернуться к началу, к тем временам, когда его уста ещё не могли говорить, но при этом его мысль уже была чиста и понятна. Он считает, что эта способность ясно выражать мысли, делая свои строки подобными нотам, дана ему от рождения, и он должен вернуть ее и, подобно Афродите, остаться в тишине «морской пены».
Смысл стихотворения «Силентиум» можно истолковать и так: идеал не должен воплощаться в конкретной форме, иначе он потеряет свое совершенство. Пусть он остается недосягаемым и эфемерным, как морская пена. Каждый представит свою Афродиту, выходящую из нее, и будет прав.
История возникновения шедевра «Молчание»
Создано стихотворение Федором Ивановичем Тютчевым в конце 1829 или начале 1830 года. Размещалось оно трижды в различных средствах информации. Впервые стих увидел свет спустя три года после его создания, а именно – в марте 1833 года. Напечатала шедевр газета «Молва», в 33 своем выпуске. Следующая публикация увидела свет в 1836 году в журнале «Современник», которым руководил Александр Сергеевич Пушкин. Третья публикация также была сделана в «Современнике».
Произведение «Молчание» нравилось многим литературным деятелям того времени. К примеру, оно было одним из самых любимых у Л.Н. Толстого. Именно данный мировой писатель включил шедевр в список стихов, которые обязательно должен прочесть каждый человек. В сборнике Толстого стих «Молчание» было отмечено буквой Г, указывающей на широкую философскую мысль, а также присутствие особенной глубины лирического направления. Следует отметить, что произведение пришлось по душе и Менделееву, который даже цитировал его в предисловии к известной на весь мир таблице.
Иное название шедевра «Молчание» — это «Silentium», которое в переводе с латыни обозначает тишину. Многие критики того времени и современности выдвигали и выдвигают предположения возникновения такого названия. Некоторые исследователи утверждают, что слово пошло с Германии, где в момент написания находился Ф.И. Тютчев. Такое слово использовалось коренными жителями для того, чтобы привлечь гостей перед озвучиванием тоста, а также призыву студентов в учебных заведениях соблюдать тишину во время выступления преподавателя.
Вышеописанное толкование не понаслышке знакомо Ф. И. Тютчеву. Ведь автор с 22-го года находился и служил в качестве посла в Мюнхене (Бавария). Он работал в госколлегии по иностранным делам и весьма часто посещал различные лекции, сформированные на базе местного университета. Название «Silentium» призывает читателя к сосредоточиванию на сюжете и мысли произведения, а также к полной концентрации внимания на строках.
История создания
Данное произведение появилось в 1830 году, но также существует мнение, что оно было написано раньше. Стихотворение носит название «Silentium», что в переводе с латинского означает «Молчание». Тютчев много раз изменял это произведение, так как для него оно было слишком личным.
Свадьба с Элеонорой Петерсон послужила вдохновением для написания этого интересного стихотворения. Поэт был действительно влюблён в свою избранницу и считал себя по истине счастливым.
Несмотря на это, его не покидало невыносимое чувство беспокойства и тревоги. Поэтому, само стихотворение посвящено именно осмыслению предчувствия приближающейся беды, попытке выяснить, почему у него появляется чувство беспокойства. Кроме того, Тютчев был сдержанным и закрытым человеком, и многие дамы могли принять его спокойствие за холодность. Чтобы убедить невесту в обратном, он написал эту исповедь, где признался, что таит эмоции и мысли, дабы не опошлить их неосторожным словом или делом. Так избранница лучше поняла его стеснительную душу.
Темы и проблемы
- Основная тема этого произведения – необходимость сохранения и защиты внутренних ощущений и мыслей от внешнего воздействия. Оборона внутреннего мира происходит путём молчания, и «невысказывания» своих сокровенных переживаний кому-либо.
- Тютчев также пишет о том, что людей разделяет разница восприятия, то есть поднимает тему индивидуальности. Познание мира — это явление исключительно индивидуальное, и нет смысла говорить о своих познаниях другому человеку, ведь что истина для одного, то ложь для другого.
- И еще одна тема – самодостаточность и независимость личности. Для достижения полного удовлетворения от своих внутренних ощущений, людям не нужно показывать их, делиться ими с кем-то, чтобы получить положительный отзыв, или одобрение. Человек, который уверен в своих чувствах, не нуждается в посторонних комментариях
Проблематика этого стихотворения состоит в восприятии обществом проблем другого человека. Во-первых, оно не в силах понять его, во-вторых, любая попытка добиться невозможного чревата замутнением внутренних источников, загрязнению самого себя ложью.
- Тютчев поднимает очень серьезный социальный вопрос влияния общественного мнения на личность. Оно уже ранних стадиях искажает то, что человек пытался сказать. Люди не могут понять других и будут лишь лицемерно поддакивать, тем самым снижая ценность сказанного до праздной болтовни.
- Несоответствие внутреннего и внешнего миров. Автор говорит о том, что не стоит выставлять свои чувства и переживания напоказ, куда лучше промолчать, ведь уже в формулировке тайны зарождается ложь: сами люди не могут высказать того, что лежит у них на сердце. Они не найдут нужных слов и лишь опошлят содержание своей души.
Композиция
Стихотворение по структуре делится на три части – три строфы. Композиция кольцевая: автор начинает и заключает послание одним и тем же призывом к молчанию.
Поэт противопоставляет внешний и внутренний миры: в первой строфе он описывает, что в души мысли и чувства подобны звездам, а во второй уже упоминает, что «мыль изреченная есть ложь». То есть, в зависимости от нахождения в одном из миров, наши эмоции и убеждения меняют качество: то они были красивы и таинственны, то превратились в ложь.
Третья строфа посвящена подведению итогов столкновения: слова портят мысли, а не выражают их. Если чем-то дорожишь, скрой это в своей душе.
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
Вряд ли какое-либо другое произведение Федора Ивановича Тютчева (1803—1873) подвергалось такому множеству противоречивых интерпретаций, как его гениальное стихотворение «Silentium!» («Молчание!») (не позднее 1830 года). Стихотворение состоит из 18 строк, разделенных на три шестистишия, каждое из которых относительно самостоятельно и в смысловом, и в интонационно-синтаксическом отношениях. Связь этих трех частей — только в развитии лирической темы.
Из формальных средств в качестве скрепляющего эти три части начала можно отметить однородные концевые рифмы — точные, сильные, мужские, ударные — и рифмуемые ими последние в каждом из трех шестистиший строки. Главное, что соединяет все три части в художественное целое, — интонация, ораторская, дидактическая, убеждающая, призывная и приказывающая. «Молчи, скрывайся и таи», — непререкаемое повеление первой же строки повторяется еще трижды, во всех трех шестистишиях. Первая строфа — энергичное убеждение, приказ, волевой напор.
Во второй строфе энергия напора, диктата ослабевает, она уступает интонации убеждения, смысл которого в том, чтобы разъяснить решительные указания первой строфы: почему чувства и мечты должны таиться в глубине души? Идет цепочка доказательств: «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймет ли он, чем ты живешь? / Мысль изреченная есть ложь». Речь идет о коммуникабельности, о возможности одного человека передать другому не свои мысли — это легче, — а жизнь своей души, своего сознания и подсознания, своего духа, — того, что не сводится к разуму, а гораздо шире и тоньше. Чувство, оформленное в мысль словом, будет заведомо неполным, а значит, ложным. Недостаточным, ложным будет и понимание тебя другим. Пытаясь рассказать жизнь своей души, свои чувства, ты только все испортишь, не достигнув цели; ты только встревожишь себя, нарушишь цельность и покой своей внутренней жизни: «Взрывая, возмутишь ключи, — / Питайся ими — и молчи».
В первой строке третьей строфы содержится предостережение о той опасности, которую несет в себе сама возможность соприкосновения двух несовместимых сфер — внутренней и внешней жизни: «Лишь жить в себе самом умей. ». Это возможно: «Есть целый мир в душе твоей / Таинственно-волшебных дум; / Их оглушит наружный шум,/ Дневные разгонят лучи». «Таинственно-волшебные думы» возвращают мысль к первой строфе, так как они аналогичны «чувствам и мечтам», которые, как живые существа, «и встают, и заходят», — то есть это не мысли, это мечтания, ощущения, оттенки душевных состояний, в совокупности своей составляющие живую жизнь сердца и души. Их-то и может «оглушить» «наружный шум», разогнать «дневные» «лучи» — вся сумятица «дневной» житейской суеты. Поэтому и нужнб беречь их в глубине души; лишь там они сохраняют свою гармонию, строй, согласное «пенье»: «Внимай их пенью — и молчи!»
Таково содержание этого совершеннейшего создания тютчевской философской лирики. Оно целостно и гармонично
Стоит сосредоточить внимание только на афоризме «Мысль изреченная есть ложь», и стихотворение будет говорить уже о вечной разобщенности людей, и в таком качестве будет живо и актуально для человека всех эпох, потому что поведает нам о том, что коренится в самой природе человека
Основная идея
Главная мысль произведения кроется в самом названии — «Молчание». По мнению Ф.И. Тютчева, именно в нем хранятся самые тайные и сокровенные мечты, желания и чувства человека. Именно так нужно охранять душу от постороннего вмешательства, чтобы сохранить себя и свои думы от пошлости и грязи окружающего мира.
Смысл стихотворения, бесспорно, состоит в том, что окружающим не дано понять то, что чувствует другой человек. Ведь что является верным и истинным для одного, оказывается совершенно неправильным для другого. Кроме того, мы сами не можем правильно высказать свои убеждения, ведь внутренний мир на то и внутренний, что не может быть снаружи. Любая попытка лишить себя внутреннего уединения обернется непониманием.
Композиция
Стихотворение «Силентиум» делится на несколько смысловых частей.
- В первом четверостишие поэт обращается к «ней», скорее всего, под этим местоимением он подразумевает богиню Афродиту и чувство любви, символом которого она является. Лирический герой предчувствует «ее» появление и говорит о том, что именно «она» является первородной всего — и музыки, и слова, и жизни в целом.
- Во втором четверостишии поэт противопоставляет спокойствие и тайну темной морской бездны и «бледной сирени» пены дню, который светит «как безумный», словно разрушая этим светом всю загадочность появления на свет Афродиты.
- В третьей части стихотворения лирический герой выражает желание вернуться к основам жизни и обрести ту «кристаллическую ноту» и чистоту, что дана ему и всему живому от рождения.
- В заключении произведения «Силентиум» поэт призывает Афродиту не рождаться, а так и остаться пеной, он хочет, чтобы всё в мире вернулось к первоосновам, ведь только так возможно обрести истину и познать жизнь.
История создания
О точной дате написание стихотворения история создания умалчивает, но традиционно оно датируется 1830 годом. Однако у данного произведения было сразу несколько редакций – его дважды печатали в “Современнике” и один раз – в газете “Молва”. Именно в этом издании оно и было опубликовано впервые в 1833 году. Любопытно, что при второй публикации в “Современнике” в 16-й строфе была допущена ошибка.
Интересно, что его названию, которое переводится как “Молчание” придается еще один оттенок смысла – именно этим латинским словом студентов немецких классических университетов призывали к порядку. Таким образом, его можно истолковать не только как призыв к молчанию, но и как указание на необходимость слушать. Такая трактовка основана на том, что Тютчев в свое время долго жил в Германии и посещал множество лекций в главном университете Мюнхена.
Композиция
Стихотворение «Silentium» состоит из 18 строк, разделенных на три шестистишия. Каждое из них относительно самостоятельно как в смысловом, так и в интонационно-синтаксическом отношении. Однако развитие лирической темы скрепляет их единое композиционное целое. Из формальных средств автор избирает однородные концевые рифмы
Это точные, мужские, ударные рифмы, которые акцентируют внимание читателя на основных моментах произведения
- В первой строфе лирический герой обращает к читателю пламенную речь с призывом хранить искренние чувства и мысли в глубинах души.
- Во второй строфе повелительная интонация становится убеждающей, она разъясняет, почему искренние порывы ума и сердца нужно сдерживать и скрывать. Автор логически доказывает свою точку зрения.
- В третьей строфе автор сформулировал угрозу, которая сулит неприятности тем, кто захотел выложить всю свою подноготную:
«Таинственные думы» возвращают мысль к первой строфе, они аналогичны «чувствам и мечтам» , которые, как живые существа, «и встают, и заходят», — то есть это не мысли, а оттенки состояний души, чувств и грез. Их то и могут «разогнать» лучи и «оглушить» наружный шум.
Композиция произведения
Стих состоит из 18 строчек и делится на 3 строфы, каждая из которых является самостоятельной частью и при желании могла бы даже оказаться самостоятельным произведением. Однако единая тема и основная мысль связывают строфы в единое целое. Если рассматривать стихотворение с формальной точки зрения, то каждая строфа заканчивается словом «молчи», при помощи которого произведение делится на отдельные части.
В третьей строфе автор показывает, что может произойти с тем, кто всё-таки решится поделиться своими переживаниями и обнажить душу перед другим человеком. Тютчев рассказывает о тех проблемах, которые могут последовать после такого раскрытия своего внутреннего состояния всему миру. Выходом из подобной ситуации он также считает молчание, чтобы обезопасить себя от последующих нападок со стороны общества.
Темы, проблемы, настроение
Тема невыразимого — основная в стихотворении «Силентиум», об этом говорит само название произведения, которое переводится с латинского как «тишина». Так же, как и Тютчев в практически одноименном стихотворении «Silentium!», Мандельштам говорит о том, что некоторые вещи можно познать лишь в их первоначальном виде. Тютчев призывает оставлять мысль лишь мыслью, не выражая её в словах, ведь только молчание говорит верно, и язык не может передать всех тонкостей человеческого сознания. Мандельштам же просит любовь не принимать какую-то конкретную форму, оставаясь пеной, ведь она красива и правильна именно в своем изначальном состоянии. Себя поэт тоже просит умолкнуть, ведь настоящая музыка может родиться только из молчания.
Тема любви — тоже одна из центральных в произведении «Силентиум». Поэт выражает мысль о том, что любовь — это начало всего в этом мире. Подобную идею он высказывал и в другом своем стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», в нем он «завязал» любовь, творчество и море в один «узел», показав прямую взаимосвязь между этими вещами: «И море, и Гомер — всё движется любовью…». Здесь же в самом первом четверостишие он говорит о том, что любовь служит основой и для творчества, и даже для самой жизни.
Проблема стихотворения «Силентиум» заключается в том, что не всё в мире может быть выражено в какой-то определенной форме. Истина всегда заключена в истоках и для того, чтобы ее познать, к ним нужно вернуться.
Настроение у стихотворения «Силентиум» философское и задумчивое, таким его делают мысли лирического героя, направленные на понимание сути своего творчества и жизни.
История создания
Стихотворение «Силентиум» было впервые опубликовано в журнале «Аполлон» в 1910 году, когда его автору было всего лишь девятнадцать лет. В то время Мандельштам был в самом начале своего творческого пути и уже публиковался в журналах, параллельно посещая лекции в Гейдельбергском университете в Германии.
В этот период своей жизни поэт много путешествовал по Европе, был в Италии, в Швейцарии и во Франции. В Париже Мандельштам впервые встретил Гумилева — основоположника акмеизма и впоследствии творил именно этом литературном направлении. Фундаментальное филологическое образование, полученное в университете, позволило поэту практически в каждом своем стихотворении оставлять отсылки к мировой культуре и литературе, что сделало его творчество уникальным, хоть и принадлежащим только к одному литературному течению.
В названии стихотворения «Силентиум» есть явная отсылка к философскому стихотворению Ф.Тютчева «Silentium!», написанному в 1830 году. В этом стихотворении Мандельштам поднимает те же философские темы, что и его предшественник, тем самым продолжая его путь и отдавая ему дань уважения.
Анализ стихотворения «Silentium!»
Стихотворение «Silentium!» (в переводе с латинского «Молчи!» «Силентиум») написано в 1830 году, относится к раннему творческому периоду Федора Тютчева. Нужно отметить, что молодой поет, не был амбициозным в своем таланте, этот человек с прекрасным образованием занял достойное место в дипломатической работе, будучи государственным деятелем. В поэтических строчках Тютчев выражал свое внутреннее состояние, свои личные мысли и чувства, он не задумывался о литературном успехе в светских кругах. Именно поэтому в стихотворении «Молчи!».
Предполагается, что вдохновило поэта к написанию именно переживания в период женитьбы на Элеоноре Петерсон, которую поэт безгранично любил и был счастлив. Но предчувствие от неминучей беды в глубине сознания не давали покоя поэту, он вел с собой внутренний диалог и в «Silentium!» искал причину своих тревог и переживаний.
И вероятней всего, автор обращается к себе, ищет ответы на вопросы в своем внутреннем мире, в своей огромной творческой душе. В начале произведения поэт призывает молчать, скрываться, таить свои чувства и мечты. Призыв довольно резок и однозначен, можно сопоставить с особенностями дипломатической деятельности автора. Но далее проявляется неудержимый романтизм и чувственность души поэта, он просит любоваться восходящими и заходящими звездами.
В центральной части стихотворения Тютчев задает одни вопросы, философские, глубокие, диалог между сердцем и здравым умом, взаимопонимание внутри себя и с окружающим миром. Но в итоге, как прежде, призыв молчать. Как будто бы предчувствие чего-то тревожило душу, но сказать об этом вслух, было бы ложью. Он охраняет и бережет свои мысли глубоко внутри себя, не дает им вырваться наружу, питается и живет своим внутренним пространством.
В финальной части стихотворения поэт обращается также к себе, но это обращение можно отнести и к женщине, любимой и желанной, к той, с которой готов проживать жизнь, к своей будущей жене. Понятно, что в каждой строчке есть невысказанность вслух и это объясняется страхом потери своего безграничного счастья. Поэт даже после женитьбы не мог поверить в такой подарок судьбы, он молчаливо наслаждался семейАнализ стихотворения Федора Тютчева «Silentium!».
Силентиум это стихотворение было написано Тютчевым, в период женитьбы на
Петерсон и в нем он искал ответ на тревогу внутри души. В центральной части
стихотворения Тютчев задает много философских вопросов. В конце стихотворения
автор обращается к своей возлюбленной, с которой готов разделить всю свою
жизнь.
Название и выразительные средства
Анализировать «Силентиум» Мандельштама невозможно, не понимая, что означает название. Латинское слово silentium означает «молчание». В этом названии явная отсылка к стихам другого знаменитого поэта — Федора Тютчева. Однако у него произведение называется Silentium! — восклицательный знак придает форму повелительного наклонения, в связи с чем название правильнее всего переводится как «Молчи!». В этих стихах Тютчев призывает наслаждаться красотой внешнего мира природы и внутреннего мира души без лишних слов.
В своем стихотворении «Силентиум» Мандельштам вторит словам Тютчева, однако избегает прямого призыва. Из этого можно сделать вывод, что «молчание» или «тишина» — и есть гармония красоты, которая «еще не родилась», но вот-вот должна появиться в умах и сердцах людей, позволив им безмолвно, в «первоначальной немоте» наслаждаться окружающим жизнь великолепием естественных чувств и эмоций.
Основными выразительными средствами данного стихотворения являются синкретизм и циклические повторения («и музыка и слово — и слово в музыку вернись», «и пены бледная сирень — останься пеной, Афродита»). Также используются характерные для всей поэзии Мандельштама живописные образы, например «бледная сирень в черно-лазоревом сосуде».
Мандельштам использует четырехстопный ямб и свой излюбленный способ цикличной рифмовки.
Источники вдохновения
Написав «Силентиум», Мандельштам впервые раскрывается как серьезный самобытный поэт. Здесь он впервые использует образы, которые затем вновь и вновь будут возникать в его творчестве. Одним из таких образов является упоминание древнеримских и древнегреческих тематик — поэт не раз признавался, что именно в сюжетах мифов видит столь желанную для него гармонию, которую он постоянно ищет в окружающих его вещах. «Рождение Венеры» Боттичелли также натолкнуло Мандельштама на использование образа Афродиты.
Море стало главным явлением, которым вдохновился поэт. «Силентиум» Мандельштам окружил морской пеной, уподобив молчание Афродите. В структурном отношении стихотворение начинается с моря и морем заканчивается, а благодаря звуковой организации гармоничный плеск слышится в каждой строке. Поэт считал, что именно на морском берегу можно ощутить, насколько безмолвен и мал человек на фоне стихийности природы.