Анализ стихотворения тютчева есть в осени первоначальной

«Неохотно и несмело» Ф.Тютчев

«Неохотно и несмело» Федор Тютчев

Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы, Дальный гром и дождь порой. Зеленеющие нивы Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя —

Пламень белый и летучий Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля — И в сиянье потонула Вся смятенная земля.

Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело»

Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна

Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше самому любить, чем быть любимым

И, бесспорно, куда как более важно уметь замечать изящество окружающего мира, который безупречен в своем совершенстве.

Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Федора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение. Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным. И в этой фатальности есть свое очарование, противостоять которому так же бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять.

Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Федором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы».

Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома. Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия.

С особым мастерством Федор Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира словно бы переносит читателя в мир мифов и суеверий, заставляя напомнить о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя ее способностью выбирать себе жертву среди людей, какая их за грехи. Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она выступает не в роли судьи, а в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни.

Его капли становятся все тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя ее как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь.

Поэту не чужды метафоры, поэтому он наделяет солнце человеческими качествами. На время уступив бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок. И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы.

Особенности композиции

Стихотворение лишено излишней эмоциональности, автор дает понять, что настоящая любовь к родной стране не выражается внешне, поскольку перед ней не стоит цель покорить слушателя. Это личное чувство каждого и, в зависимости от человека, у нее свое проявление.

Композиция стихотворения по своей структуре поделена на 2 части:

  1. В первой лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания понятия родины. Она отрицает излишнюю экспрессию в проявлении любви к ней.
  2. Во второй части она объясняет, что же для нее значит родина и в чем она проявляется.

Опытному читателю сразу станет заметна схожесть между стихотворением Ахматовой и «Родиной» Михаила Лермонтова. В каждом из них авторы в первых строках отрицают пафос и патриотизм, смыслом которого является прославление и пение гимнов.

Поэты показывают иную любовь к отечеству, ее не нужно доказывать стихами и ладанками на груди. И ни к чему, гордо выпрямив спину, кричать окружающим о своем патриотизме, как о чем-то великом. И Лермонтов, и Ахматова говорят, что настоящая любовь к родине лишена внешних проявлений чувств. Ей не нужен зритель, поскольку это интимное чувство для каждого человека, оно не похоже на то, что переживают другие.

История создания

Сразу после окончания Московского университета Федор Иванович вплотную занялся государственной дипломатической службой и был определен в Мюнхен. Будучи прекрасно образованным человеком, он стремился познакомиться с лучшими умами Европы, регулярно посещал лекции выдающихся ученых своего времени. Однако ностальгия по родине давала о себе знать.

Не имея возможности поговорить с кем-либо заграницей на родном языке, молодой дипломат восполнял эту пустоту написание стихов. Тоска по дому, которая лишь усиливалась осенней погодой, подтолкнула Тютчева к написанию невероятно лиричного, волнующего и чуть меланхоличного произведения.

История создания произведения

Несмотря на то, что между влюбленными разница в возрасте составляла 23 года, их чувства были искренними и пылкими. О романе быстро стало известно в обществе. От обсуждений и постоянных пересудов скрыться было невозможно, ведь знаменитый поэт всегда был примерным семьянином. Связь с молодой возлюбленной все считали аморальной, но пара решила пожертвовать своей репутацией во имя любви.

Роман длился более 14 лет, пока от болезни не скончалась Елена Денисьева. За этот период она родила троих детей поэту, несмотря на оскорбительное положение и осуждающие взгляды со стороны.

Обо всех своих переживаниях автор рассказал в стихотворении «Последняя любовь». В каждой строчке чувствуется безмерная нежность, трепетность по отношению к юной особе. Вспыхнувшая симпатия была не просто страстью и мимолетным желанием, а пронизывающим до глубины души чувством.

Отношения не были лишены ни романтики, ни желания заботиться друг о друге. Будучи в зрелом возрасте, поэт понимал, что значит полюбить по-настоящему, глубоко, пронзительно, взаимно. Человеку, умудренному жизненным опытом, дважды вступавшему в брак, было невероятно страшно потерять то, что так дорого сердцу.

Сам автор относится к этому этапу в своей жизни, как к настоящему подарку судьбы. Понимая, что эта любовь обречена, Федор Иванович передавал легкую грусть с нотками безнадежности в строках стихотворения: ««О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней…». В письмах своему лучшему другу поэт признавался, что даже представить не мог о таком сильнейшем чувстве в своей жизни.

Список стихотворений:

  1.  Федор Тютчев — Она сидела на полу

  2. Федор Тютчев — О, как убийственно мы любим

  3. Федор Тютчев — Не то, что мните вы, природа

  4.  Федор Тютчев — Зима недаром злится

  5.  Федор Тютчев — Есть в осени первоначальной

  6.  Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)

  7.  Федор Тютчев — Весенние воды

  8. Федор Тютчев — Silentium (Силентиум, Молчание)

  9.  Федор Тютчев — Я встретил вас, и все былое

  10.  Федор Тютчев — Умом Россию не понять

  11. Федор Тютчев — Как весел грохот летних бурь

  12.  Федор Тютчев — Еще земли печален вид

  13. Федор Тютчев — Декабрьское утро

  14. Федор Тютчев — Первый лист

  15. Федор Тютчев — Поток сгустился и тускнеет

  16. Федор Тютчев — Последний катаклизм

  17.  Федор Тютчев — Полдень

  18.  Федор Тютчев — Осенний вечер

  19.  Федор Тютчев — В небе тают облака

  20.  Федор Тютчев — Неохотно и несмело

  21.  Федор Тютчев — Наш век

  22.  Федор Тютчев — Нам не дано предугадать

  23. Федор Тютчев — Море и утёс

  24. Федор Тютчев — Близнецы

  25.  Федор Тютчев — Летний вечер

  26. Федор Тютчев — Листья

  27. Федор Тютчев — Конь морской

  28. Федор Тютчев — Как океан объемлет шар земной

  29. Федор Тютчев — Бессонница

  30. Федор Тютчев — Как неожиданно и ярко

  31. Федор Тютчев — Безумие

  32. Федор Тютчев — Еще томлюсь тоской желаний

  33. Федор Тютчев — Два голоса

  34.  Федор Тютчев — День и ночь

  35. Федор Тютчев — Видение

  36. Федор Тютчев — Вечер

  37. Федор Тютчев — Весь день она лежала в забытьи

  38.  Федор Тютчев — Весна

  39. Федор Тютчев — Я помню время золотое

  40. Федор Тютчев — Что ты клонишь над водами

  41.  Федор Тютчев — Эти бедные селенья

  42. Федор Тютчев — Чему бы жизнь нас не учила

  43. Федор Тютчев — Цицерон

  44.  Федор Тютчев — Последняя любовь

  45.  Федор Тютчев — Предопределение

  46.  Федор Тютчев — Природа сфинкс

  47.  Федор Тютчев — С поляны коршун поднялся

  48. Федор Тютчев — Сон на море

  49. Федор Тютчев — Утро в горах

  50.  Федор Тютчев — Певучесть есть в морских волнах

  51.  Федор Тютчев — Фонтан

  52. Федор Тютчев — Тени сизые смесились

Анализ стихотворений Тютчева: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Создание стихотворения

В 1924 году Есенин написал стихотворение, и его опубликовали сразу в двух изданиях — «Бакинский рабочий» и «Красная нива». Главной темой произведения стала осень, размышления о прошедших днях и о жизни в целом. Стихотворение считается поздним творчеством Есенина, вскоре поэт скончался. История создания произведения берет свое начало с родного села Есенина — Константиново.

Писатель в стихотворении описывал раздумья над жизнью. Одновременно он использовал описание пейзажей, например: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком». В его рассказе имеются два главных персонажа — лирический герой и осенняя роща. Начальная строфа состоит из описания рощи, которая сбросила осенние листья.

Если делать разбор по плану или писать конспект на эту тему, можно понять, что в одном стихотворении объединено сразу несколько тем и идей, а именно:

  • красота природы;
  • быстротечность жизненных событий;
  • сущность человеческой жизни в целом.

В произведении присутствуют размышления, которые касаются только лирического героя. Он вспоминает свое прошлое. Но, кроме этого, описываются общие характеристики. Пейзажи и философские мысли плавно пересекаются на протяжении всего стихотворения. Творение Есенина имеет небольшой размер и состоит из шести катренов.

Это интересно: Земля – наш общий дом

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводил в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Анализ стихотворения Тютчева «Осень»

Анализ стихотворения Тютчева «..Есть в осени первоначальной»

Описание: В статье подробно (до последних многоточий) разбираются: основные темы, идеи автора, а также рассматривается композиция стихотворения.

Детально изучив лирику Тютчева, внимательный взор сумеет отыскать ряд тем, значимых для поэта и повторяемых им в течение всей его жизни. В его творчестве заметно выделяется образ осени. Несмотря на то, что Тютчев ее недолюбливал, осень является для него временем творческого подъема и одной из основных тем во всем творчестве. Недаром во времена глубокой осени поэт впервые написал свое знаменитое: ”Умом Россию не понять…” Тютчев написал стихотворение во время дорожной поездки из родного села Овстуга в Москву в 1875

году. Но впервые опубликовано оно было лишь год спустя в отечественном журнале “Русская беседа”. Стоит отметить, что произведение относится к последнему третьему периоду творчества Тютчева1850- 1870х годов. Необходимо начать с композиции целого стихотворения. В нем сочетаются строки с различным количеством стоп (разностопный ямб) Рифма мужская и женская. Перекрестная в первых четверостишьях, а в последнем опоясывающая.Тютчев максимально разнообразил стихотворение, чтобы через него передать изменчивость самой жизни. Здесь всего3 четверостишия. Изначально кажется, что они совсем не связаны между собой и можно раздробить стихотворение на три отдельных кусочка. Это неверно. Пейзажной лирике Тютчева свойственна философская направленность. Лишь сложив четверостишия и прочитав все целиком можно понять подлинный смысл и идею произведения. Становится заметно, что автор в произведении озвучивает ряд проблем, таких как: • Круговорот жизни во времени • Нелегкий труд крестьянина, рабочего • Неизменность течения жизни, но невозвратность событий уходящего года. Признавая наличие живой души в природе, он подобным же образом отражал ее и в описании пейзажа в определенное время года: живо, ярко, патетично. Обычно осень – дождливая пора неизбежного увядания всего живого. .Но у Тютчева эта “дивная пора” становится легкой и наполняется пустотой, возносясь над всем бренным и земным (“день хрустальный”, “лучезарны вечера”) Поэт воспевает хрупкое недолговременное спокойствие ранней осени: Недаром автор сравнивает прозрачный день с хрусталем. Ведь в следующих строках он напоминает нам, что ничто не вечно. В жизни неумолимо происходят изменения, и это становится видно по окружающей обстановке. Там где раньше «…серп гулял и…» под рукою человека «..падал колос» теперь лишь висит одиноко тонкий волос паутины. Золотая осень превращается у Тютчева в нечто большее, чем просто сезон преображения природы. Под красивыми эпитетами (“бодрый серп“, ”на праздной борозде”) в стихотворении скрывается мирообразующая функция, показывающая нам саму человеческую жизнь и ее неразрывную связь с окружающей природой. Наиболее яркое олицетворение во втором четверостишии (“…серп гулял», «колос падал») передает определенный импульс, интенсивность человеческого труда. Осень – время истинного покоя. Это хорошо заметно в третьем четверостишии, где показано “отдыхающее поле” после сбора урожая. Поэт будто бы подводит итог всей проделанной за год людской работе. После длительного рутинного труда все затихает, смолкает, и “птиц не слышно боле”. Сама природа чутко реагирует и подстраивается под течение жизни: Летом зной, солнце палит и иссушает все вокруг, из-за раскаленного воздуха становится трудно дышать. Осенью же наконец наступает ожидаемая прохлада. Теперь на землю льется лишь “чистая и теплая лазурь”(это метафора, причем удачно подобранная) В завершение отдельно стоит указать на многоточия. Существует много мнений, указывают ли они на недосказанность автора или на глубину его размышлений. Скорее всего, это определит сам читатель.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Последняя любовь.История создания – Стихотворение написано в 1852–1854 годах и посвящено Елене Денисьевой.

Тема стихотворения – Сильное и глубокое чувство любви, которое возможно лишь в зрелом возрасте.

Композиция – Стихотворение условно разделено на три части, в каждой из которой автор заключил определённый смысл.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмы.

Эпитеты – «последней», «вечерний», «прощальный».

Олицетворения – «полнеба обхватила тень», «бродит сиянье».

Лексические повторы – «продлись, продлись», «помедли, помедли».

Вариант №3

Тютчев не любил осень. Для него это время года ассоциировалось со старостью, увяданием, приближением смерти. Если бы поэт обладал возможностями Бога, он бы с удовольствием избавил бы землю от осени. То, что нравится одному, может вызывать ненависть у другого. И если Пушкину осень была мила, то Тютчеву наоборот. Люди разные, и даже гении разные. Ничего не попишешь.

Из-за антипатии, которую вызывала у него осень, Тютчев предпочитал проводить её за границей, в более подходящем климате и обстановке. Но был такой период у этого времени года, который Тютчеву очень нравился. Только он один стоил терпения. Речь идёт о бабьем лете. О последних днях тепла, которые выпадают как раз на осень. И о них повествует стихотворение «Есть в осени первоначальной».

Тютчев отмечает, что время бабьего лета короткое, но при этом удивительное. Стоит хрустальный день – прекрасный эпитет, просто непередаваемо красивый. А вечера лучезарны. Ещё тепло, ещё хорошо. С полей собрана вся пшеница, остались только пустые стебли, и сами поля пустые. Взгляд приковывает паутинка на остатках колосков.

Птиц уже не слышно, они улетают в тёплые края, как и заведено у птичьего рода. Воздух пустеет – насекомых тоже почти нет, они прячутся, потому что тоже чувствуют наступление холодов. И всё-таки холода будут ещё нескоро. До морозных бурь ещё далеко. И осеннее солнце всё ещё согревает воздух. Оно светит на поле, которое дало свой урожай и постепенно погружается в спячку. На улице всё ещё хорошо и вольготно.

Вот такое бабье лето. Да, Тютчев не любил осень, о чём говорил открыто и неоднократно. Он говорил, что эта пора года вызывает у него одну лишь тоску и напоминает о смерти. А помнить о смерти не всегда приятно, хоть и необходимо. Если бы поэт мог, он бы вычеркнул осень из года, оставив освободившиеся месяцы лучшей поре. Но природу не победишь.

Приятные дни бабьего лета ассоциировались у Тютчева со зрелостью, пришедшей с годами мудростью и великим учителем опытом. Бабье лето для Тютчева – время передышки, подведения итогов перед вступлением в горькую пору старости. И ещё оно заставляло поэта чувствовать себя свободным, наслаждаться красотой природы, её бесконечной мудростью. Мир вокруг будто замер, последние краски скоро увянут, но пока всё вокруг по-летнему красиво.

Поэтому Тютчев из осени любил только бабье лето и посвятил ему стихотворение «Есть в осени первоначальной».

5, 6, по плану 7, 9 класс, кратко

Вариант №3

Любовные отношения Тютчева были очень непростыми. В конце концов, личная жизнь поэта превратилась в настоящую трагедию, но, несмотря на это Тютчев относился к судьбе философски и был благодарен тем женщинам, которые подарили ему свою любовь и которых сам он любил всем сердцем.

Поэт был женат два раза. Первая супруга, подарив мужу трех дочерей, умерла рано. Муж тяжело переживал эту утрату. Второй раз Тютчев женился лишь спустя несколько лет. Новые отношения осложнились тайным увлечением Тютчева, превратившего брак в любовный треугольник продолжительностью в 14 лет. Роман поэта завершается ужасным скандалом. Выяснилось, что любовница поэта, являющаяся воспитанницей института благородных девиц, ждет от него ребенка.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим», написанное в 1851 году, Тютчев адресует своей избраннице. В нем он выказывает искреннее сожаление о том, что по его вине доброе имя девушки оказалось опороченным. Он раскаивается и просит прощение за то, что не смог уберечь ее от скандалов, пересудов и людской молвы. Любовь к Тютчеву заставила несчастную девушка пройти через все унижения падшей женщины, к которой светское общество причисляло возлюбленную поэта. Ей пришлось отказаться от собственной семьи. Тютчев не отвергает девушку, не отстраняется от нее, поэт испытывает к ней чувства любви и нежности. Однако в своем стихотворении автор поражается тому, что сделали с ней тяжелые переживания и публичные порицания, которым девушка подверглась из-за любви к нему. С лица исчез румяней, глаза потускнели, улыбка угасла. Красивая, молодая и полная сил девушка заметно постарела за короткое время.

Тютчев акцентирует внимание на том, что раскаивается в содеянном — своей любовью он погубил ни в чем не повинное создание. Девушка ничем не заслужила эти страдания и эту боль, в которые превратились ее искренние чувства к поэту

Единственное, что может утешить в этой истории – это светлые воспоминания о некогда пережитых моментах счастья. Но дело в том, что они также загублены беспощадной толпой, втоптаны ею в грязь. В результате душа героине остановится опустошенной, в ней не остается ничего, кроме боли и страдания.

Таким образом, Тютчев называет любовь к своей избраннице убийственной, ведь она полностью разрушила судьбу бедной девушки. Потомственная дворянка, девушка из высшего общества вынуждена была стать жертвой неприглядных сплетен и жестоких пересудов. А после рождения ребенка путь в высший свет был для нее полностью закрыт.

Анализ по плану

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» | Литерагуру

Поэт золотого века русской поэзии Фёдор Иванович Тютчев смотрел на природу через призму философии, мастерски перенося мистическую многогранность пейзажей в текстовую форму.

Стихотворение «Весенняя гроза» стало неким каноном изображения природных явлений.

В нём присутствует эта глубокая концептуальность, гармонично вплетённая в образы, порожденные, пожалуй, самым вдохновляющим временем года.

История создания

Данное лирическое произведение имеет интересную судьбу: появившись в чужом краю, но воспевая прелесть российской весны, оно возникло в сознании юного поэта-дипломата и переродилось через четверть века.

Фёдор Иванович написал «Весеннюю грозу», будучи в Германии на дипломатической службе в 1828 году.

На тот момент поэту было всего 25 лет, однако, будучи даже в другой стране, он так ярко и точно описал великолепие российской природы, будто видел всё это воочию.

Впервые произведение появилось в московском журнале «Галатея». Впрочем, самое удивительное, что Тютчев вновь обратился к данному стихотворению в 1854 году, через 26 лет, переписав начальное четверостишье и дополнив его вторым.

Жанр, направление и размер

«Весенняя гроза» – лирическое произведение, оно ёмко, мелодично и изящно, в нём сконцентрировалось обширная палитра настроений, здесь чувствуется и мощь, и лёгкость, и игривость. Такая динамичность непривычна для пейзажной лирики.

Интересно то, как увеличивается темп по ходу прочтения стихотворения, меняется интонация. Это достигается за счёт стихотворного размера – четырёхстопного ямба и перекрёстной рифмовки.

Смысл названия

На первый взгляд название стихотворения понятно и однозначно, однако Тютчев озаглавил это произведение не просто «гроза», а подчеркнул, что данное явление относится именно к весеннему периоду, и это очень важная деталь, раскрывающая глубинный замысел поэта.

После суровой и беспощадной зимы, наступает, наконец, пробуждение, происходят перемены, всё обновляется, закладывается новое начало для жизни. А первые весенние грозы – предвестники этой зарождающейся силы, несущей радость. Настроение стихотворение может быть понято аллегорически: его ощущает всякий человек на пороге внушительных перемен.

Образы и символы

Данное стихотворение предстаёт перед читателем в виде чувств лирического героя, выражающего их в монологе, он сообщает нам о потаенных символах, заложенных в природе, а именно — в весенней грозе.

Это самый яркий и главенствующий образ произведения.

Интересно то, что автор превозносит и воспевает это явление, наделяя его не просто человеческими качествами, а некой божественной силой, что ясно проглядывается в заключительной строфе, где фигурируют герои из мифологии Древней Греции.

Лирический герой общается с окружающим миром, посылающим ему весточки через раскаты грома, пение птиц, лучи света, шумные потоки ручьёв, прохладные капельки дождя.

Темы и настроение

Основная тема «Весенней грозы» заключается в самом названии. Кроме того, здесь присутствует философский подтекст – единство природы и человека, отождествление мира внутреннего и окружающей реальности.

Жизнерадостность — квинтэссенция настроения стихотворения. Триумф весны, врывающейся шумным громом в унылый мир, в закостеневшие души людей с целью оживить и исцелить то, что было уничтожено холодами, тяготами и невзгодами. Каждая строка стихотворения словно кричит нам: «Живи! Радуйся каждому дню! Стремись вперёд! У тебя столько лет впереди!».

Стихотворение Тютчева – это тёплый бальзам, согревающий заледеневшее сердце, яркий мотив неугомонных звуков, призыв к переменам, стимул идти вперёд и наслаждаться моментами мощной бури, поднимающейся в душе.

Идея

В стихотворении Тютчева два параллельных мира, реальный и идеальный, сосуществуют рядышком и находят отголоски друг друга в проявлении своей энергии. Сплетение этих начал порождают новую стихию.

Здесь очевидна идея — запечатлеть живую картину, звучащую в унисон с внутренним «я», его желаниями, его мечтами, порывами, стремлениями и душевным состоянием. Весенняя буря – это отражение переживаний и надежд лирического героя.

Он ждет перемен и радуется их вестнику – грому, изменяющему все вокруг.

Автор показал, что нерушимая связь природы и человека рождает мировую гармонию.

Весенний пейзаж предстаёт перед нашими глазами как нечто мимолетное, меняющееся каждое мгновение, но при этом он застыл на века, чтобы потомки могли видеть ту первую и пленительную тютчевскую грозу, способную всколыхнуть потаённые чувства, оживить в памяти юность, беззаботность, радость. Стихотворение заставляет задуматься о месте человека в этом громадном, бушующем и неподвластном мире.

Литературное направление

Жанр стихотворения определяет принадлежность к литературному направлению. Элегия воплотила в себе основные качества, свойственные поэтам эпохи романтизма.

В элегии поэт-романтик может в полной мере излить глубокие душевные переживания, поведать о своих страданиях.

Жуковский, чье творчество неразрывно связано с романтизмом,  опирается на опыт Байрона, который неоднократно обращался к элегическим мотивам.

Дата написания первой элегии Василия Андреевича «Сельское кладбище» 1802 год. Это произведение написано в духе сентиментализма.

А спустя 20 лет Жуковский создает «Море», содержащее черты романтизма. В произведении автор рисует символические образы неба и моря.

Основная идея

Природа одухотворяется автором, в ней есть живое и божественное начало. В этом мире живут незримые силы, облаченные в фольклорные образы — нимфы, лесные духи, которых охраняет Пан. Все вокруг находится в вечном слиянии и взаимодействии, гармонии. Это и есть главная мысль стихотворения «Полдень».

Стихотворение проникнуто нежностью, ощущением легкости, оно похоже на дневной сон с мечтательными грезами в жаркий летний день. Сразу ощущается дуновение теплого ветра, шелест трав, стрекот насекомых, журчание лесного ручья, солнечные блики, играющие на листьях, сияющие и искрящиеся в водоемах. Представляется идиллическая, застывшая во времени картина, медовые луга и образы из греческих мифов и легенд. Ощущение красоты и божественности природы, окружающей нас, — это и есть смысл стихотворения «Полдень».

Краткий анализ стиха «Есть в осени первоначальной» Ф.И. Тютчев

Вариант 1

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева изображает картины русской природы. Стихотворение “Есть в осени первоначальной…” было написано в одна тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году. В этом произведении запечатлён замечательный осенний пейзаж.

Стихотворение является образцом художественного стиля поэта. Здесь Фёдор Иванович Тютчев делится чувствами, которые дарит красивая осень. Одиночество и чувство утраты, спокойствие и немая радость царят в душе поэта. Изображая то, что открывается взгляду поэта, и представляя прошлое и будущее, Ф. И. Тютчев раскрывает свои мысли и чувства.

Произведение богато эпитетами: ” в осени первоначальной”, “дивная пора”, “день хрустальный”, лучезарны вечера”, “бодрый серп”, “паутины тонкий волос”, “праздная борозда”, “чистая и тёплая лазурь”, “отдыхающее поле”.

Эпитеты позволяют глубже раскрыть пейзаж. Автор вкладывает глубокий смысл в короткие строки:

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Эпитеты позволяют читателю самостоятельно домыслить эти образы, представить осенний пейзаж. Такое может быть, когда солнце светит ярко, но ласково, спокойно, а вечером на небе появляются яркие оранжевые и жёлтые облака.

Вместе с тем эпитеты служат для передачи авторского отношения и чувств. Автор грустит о той поре, когда “бодрый серп гулял”. Теперь ему становится тоскливо оттого, что “паутины тонкий волос блестит на праздной борозде”.

Это произведение является ярким образцом творчества русского поэта. Любовь к родине, изображение красоты русской природы — основные мотивы творчества Фёдора Ивановича Тютчева.

Вариант 2

Пейзажной лирике Тютчева Федора Ивановича стоит приделить большое внимание. Это непросто описание природы, это целый момент жизни пережитый, описанный и наполнен смыслом

Невозможно читать стихотворение автора и не представлять ту красу, о которой идет речь. Большого внимания требует стихотворение «Есть в осени первоначальной…», потому как автор не любил осень и считал ее, символизирующей смерть живой природы.

Но не восхищаться ее красой он также не мог. Поэтому 22 августа 1857 года возвращаясь с дочерью в Москву, он был поражен красотой окружающей природы и сделал черновик данного стихотворения. Относят его уже к более зрелой лирике поэта.

Период, описанный в стихотворении, еще не совсем наступившая осень, а последние теплые деньки, называемые в народе «бабьим летом». Автор использует много красивых эпитетов, делая тем самым стихотворение сказочным и запоминающимся. День в него приобретает хрустальный цвет, а вечера стаю лучезарными. Также видна взаимосвязь человека и природ. Появляется образ поля, где гулял серп и падал колос.

Стихотворение состоит из трех строф, написанных разностопным ямбом. Рифмовка в первых двух строфах используется перекрестная, а в последней — опоясывающая. Мужские и женские рифмы чередуются, создавая музыкальное звучание, а использование длинных и коротких строк показывает недолговечность и непостоянство природы.

Федор Тютчев всегда показывал, что осень наводит на него угнетение и тоску. Она напоминает о том, что все в жизни имеет свой финал и человеческая жизнь не исключение. А в более зрелом возрасте такие вещи ощущаются сильнее, поэтому унылый осенний период автор старался проводить за границей, так он спасался от увядающего русского пейзажа. Но предшествие осени и теплые последние деньки очень любил.

Вариант 3

«Есть в осени первоначальной…» было написано Тютчевым в 1957 году в середине творческого пути автора. Вдохновило автора окружающая природа, в один из дней он возвращался домой с дочерью и был поражен картиной вокруг.

Стихотворение пронизано лиризмом и тонким описанием пейзажа начала осени. Ведь эта пора по-особенному волшебна, автор показал некую грань между уходом лета и появлением нового времени года.

Главную роль в описании принимают эпитеты, автор называет эту пору “дивной”, показывая этим не только красоту осени, но и необыкновенность дней. Одной из характерных особенностей творчества Тютчева было объединение человека и природы, особенно видно это в стихотворении благодаря образу поля и метомимий.

Третья строфа повествует о том, что всё живое чувствует приближение зимы. Для поэта осень была как зрелость человека, мудрость. Это стихотворение несет легкий осенний воздух, некую печать и нежную грусть.

Произведение состоит из трех строф, Тютчев использовал перекрестную рифмовку и музыкальный ритм. Среди художественных средств не только эпитеты играют главную роль, еще есть сравнения, метафоры, олицетворения и антитезы.

Особенности третьей строфы стихотворения


Третья строфа произведения «Есть в осени первоначальной…» особенна интересна. Здесь присутствует своеобразное напоминание, что в скором времени наступит зима, а с ней придут зимние бури. В шедевре имеется восклицание лирического героя. Тютчев указывает на определенную пустоту, которая мотивируется звенящей тишиной. Такие строки несут только покой и полное умиротворение. Автор отмечает, что как и натуральная природа, так и сам человек рано или поздно нуждаются в перерыве, чтобы по-настоящему насладиться тишиной, а также разлившейся по пространству гармонией.

В строках приводится сравнение осеннего периода с закатом, который в определенный момент возникает на пути практически каждого человека. Фёдор Иванович отмечает не период старения, а время, которое принято называть зрелостью. Это период подтвержденный мудростью, полученной за прожитое время.

Автор старается охватить своим особенным лирическим взором все окружающее пространство – это и опустевшие красивые поля, и различные мелочи, к примеру, тонкий волос паутины. После принятия и изучение прошедших лет на жизненном пути, люди максимально остро начинают ощущать данные моменты. Они понимают свою роль, а также принадлежность к окружающему миру, особенное единство с натуральной природой.

Всё это позволяет максимально точно передать атмосферу осени и сформировать в воображении прозрачность, которые способны навеять легкую грусть и печаль на душе.

Средства выразительности

Проанализировав стихотворение «Я встретил Вас…», можно найти достаточно много средств выразительности, которые помогают автору передать его смысл и настроение. Совокупность всех этих приемов создает у читателя ощущение сопереживания лирическому герою и помогает этим строкам закрепиться в памяти на долгие годы.

  1. Тютчев использует эпитеты: “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”, метафоры: “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.
  2. Нельзя не отметить ряд олицетворений: “…все былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”, — и гиперболу: “Как после вековой разлуки…”.
  3. С целью усиления производимого на читателя эффекта поэт прибегает к таким художественным средствам, как анафора (“Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”), и градация (“Бывают дни, бывает час”).
  4. А неповторимое звучание данного стихотворения (которое в последствие стало одноименным романсом) достигается с помощью таких приемов, как многократное повторение согласных: “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п” (аллитерация) и повторение гласных “о”, “а”, “е”. (ассонанс).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: