«о, как убийственно мы любим» — анализ стихотворения ф.и. тютчева

Темы и проблемы произведения

В рассматриваемом стихотворении полно и глубоко Тютчев раскрывает главную тему – несчастную любовь, а также наиболее значимые проблемы таких взаимоотношений и их роковые последствия. Возникает вопрос – как и почему любовь может стать несчастливой, если она взаимна? И автор постепенно нам показывает процесс их взаимоотношений с самого начала и до конца. При описании начального периода их романа у героя и у его возлюбленной возникают радостные, светлые, нежные чувства. Но прошло менее года и счастливый, беззаботный, звонкий девичий смех сменился страданием, муками, болью. Почему же любовь становится убийственной?

Тютчев в произведении открыто отвечает на возникающий вопрос, пишет, что так рано девушку сгубила его страстная любовь. Также поэт говорит с читателями о том, что свои сокровенные и искренние мысли и чувства нужно беречь от внимания общества и обсуждений в свете. Он считает, что интриги, слухи, осуждение общества безжалостно сломали судьбу и жизнь девушки, что толпа бесцеремонно растоптала ее душу.

Тропы и образы

Стихотворение Тютчева очень эмоционально. Оно начинается с междометия, первое сложное предложение восклицательное. Проблема убийственной любви (метафора) очень волнует лирического героя.

Во второй строфе меняется местоимение с мы на ты. Лирический герой обвиняет оппонента в тех самых недостатках, которые секунду назад считал своими. Конечно, лирический герой не отказывается от них и полностью признаёт свою вину. Это стихотворение – диалог с самим собой, попытка осмыслить происходящее и как-то примириться с ним.

Вторая строфа состоит из бессоюзных предложений, которые передают быстро сменяющие друг друга мысли. Во второй строфе противопоставляются эмоции в момент начала взаимоотношений и сейчас, спустя почти год. Здесь Тютчев автобиографически точен.

В третьей строфе противопоставляется внешность возлюбленной в момент встречи и теперь. Красота описана высоким стилем с использованием старославянизмов: уста, ланиты, очи. Первая половина строфы полна жизни и красок (метафора розы ланит). Вторая половина строфы – это метафора, содержащая оксюморон: слёзы обладают свойством опалять и выжигать, влага их горючая.

Четвёртая строфа возвращает память о первой встрече роковой (эпитет). Внешность возлюбленной описана в движении: волшебный взор, смех младенчески живой (эпитеты).

Пятая строфа – это взгляд в прошлое из настоящего. В трёх предложениях лирический герой вопрошает об ушедшем счастье. Он называет прошлое сном (метафора), а сам сон сравнивает с северным недолговечным летом, метафорически сопоставляет с мимолётным гостем.

Это эмоциональная кульминация, которая объясняется в следующей строфе. Любовь в ней сравнивается с ужасным приговором судьбы, она ложится на жизнь возлюбленной незаслуженным позором (метафора). Отрицательные эпитеты ужасный приговор, незаслуженный позор нагнетают напряжение. Следующая строфа изображает безотрадную жизнь возлюбленной как жизнь отреченья и страданья. Героиня уходит во внутренний мир, определяемый метафорой «душевная глубина», в свои воспоминанья, но и они перестали утешать (олицетворение «изменили воспоминанья»).

Когда ушло очарование любви (олицетворение), героиня больше не смогла противостоять общественному мнению. Толпа описана в стихотворении как стихийное бедствие, которое нахлынуло, или стадо, которое втоптало в грязь (метафоры).

Грязи толпы противопоставлено то, что цветёт в душе (метафора).

Мученье сжигает душу человека, то, что остаётся, подобно пеплу, а остаётся только злая боль (эпитет) ожесточенья, которую не облегчают даже слёзы.

Символика стихотворения

В течение всего произведения лирический персонаж ведет монолог. Он обвиняет себя в несчастье, произошедшем с его любимой женщиной, сначала делает акцент на своей вине, а затем детально описывает чувства и воспоминания. Эгоистичность по отношению к возлюбленной для героя стала фатальной ошибкой, которая впоследствии обернулась большой бедой.

В самом названии присутствует некое пророчество, ведь слово «убийственно» в этом случае является не только метафорой. Автор обвиняет лирического персонажа в том, что именно он погубил избранницу.

Действительно, Елену убили постоянный стыд и общественное порицание, возникшие из-за легкомысленности писателя. Сначала характер Денисьевой стал меняться в худшую сторону, что подробно описывается в произведении, а потом девушка быстро состарилась и вскоре умерла. В этом Федор Иванович, безусловно, винил только себя. Все свои переживания он передал через персонажа стихотворения.

Краткая история написания

Анализируемое нами стихотворение выглядит еще более печальным в свете того, что оно написано Ф. И. Тютчевым о самом себе и о собственных чувствах. Дело в том, что поэт, будучи уже зрелым и женатым человеком, пережил несчастную любовь.У Тютчева уже были подросшие дочери, когда он познакомился с их подругой – Еленой Денисьевой. Поэт ничего не смог сделать с растущими чувствами и вскоре стал встречаться с девушкой втайне от своей семьи. Да, этот поступок можно считать аморальным, но, так или иначе, очень многие сталкиваются с тем, что влюбляются в кого-то нового уже после свадьбы.

Об отношениях Денисьевой и Тютчева стало известно в 1851 году (поэту на тот момент было 48 лет) – тогда же Федор Иванович и написал анализируемое нами стихотворение. Елена родила ему внебрачного ребенка, и это привело к ужасному скандалу. Общество перестало принимать Денисьеву, но та не отказалась от отношений с возлюбленным и стала матерью еще двоих его детей. При этом официальный брак поэта так и не был расторгнут: он жил сразу не две семьи.Елена Денисьева была не единственной любовницей Тютчева: он часто заводил романы на стороне, и некоторые из них были довольны продолжительными и значимыми для жизни поэта. Однако Денисьева стала его музой, и чувства к ней были особенно сильны: Тютчев написал много произведений, посвященных этим отношениям. Сейчас из называют «денисьевским циклом».

Любовь – «поединок роковой»?

В глазах петербургского общества отношения поэта и девушки приобрели характер самого настоящего скандала. И длился этот скандал ни много ни мало четырнадцать лет, до смерти Денисьевой. У Елены и Тютчева было трое внебрачных детей, которые, хоть формально и носили фамилию отца, никаких гражданских прав, связанных с его происхождением, не имели. Страсть поэта обернулась для Денисьевой тяжелыми последствиями: лицемерное общество подвергло ее остракизму. Даже отец от нее отрекся. Тетка Елены была вынуждена оставить учебное заведение и переехать вместе с племянницей на квартиру.

Анализ стихотворения «Как неожиданно и ярко» Тютчева

Философское стихотворение «Как неожиданно и ярко» Федор Иванович Тютчев впервые опубликовал в газете «День».

Стихотворение написано в августе 1865 года. Его автору в эту пору 62 года, его уже готовят к производству в тайные советники, и он все также трудится на посту в цензурном ведомстве. Много времени он посвящает сочинению собственных стихов и публицистических статей. В августе прошлого года на его руках умерла его возлюбленная Е. Денисьева, он тяжело переживал это горе, и вот, примерно год спустя, он создает произведение «Как неожиданно и ярко». По жанру – пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Рифмы открытые, кроме одной. Лирический герой – сам автор. Композиция делится на 2 части: описание «минутного торжества» радуги и ее неминуемое исчезновение. Завершается стихотворение трагическим выводом: то уйдет, чем ты и дышишь и живешь. Лексика возвышенная. Интонацию подчеркивают три восклицания и один риторический вопрос.

Первая строфа начинается с эпитетов: неожиданно и ярко, влажной синеве. Дальше поэт переходит к инверсии: воздвиглась арка. Собственно, сама «арка» — пример общеизвестной метонимии. Затем следует гипербола: один конец в леса, другим – за облака. В сущности, такой ее видит лишь он. Завершается строфа метафорой: в высоте изнемогла. То есть, максимально распростерлась в небе. Поэт придает оптической иллюзии зримость и напряженность, даже концы свои она «вонзает». В этом восьмистишии довольно много глагольных рифм. Вторая строфа начинается с междометия «О». «Нега для очей»: удовольствие для глаз. Тавтологический повтор в пределах одной строки: лови его, лови скорей. Вообще, в этой строфе герой словно обращается к собеседнику. Причем, обращается на «ты» и в повелительном наклонении: смотри. Именно этому молчаливому спутнику поэта адресованы меланхоличные строки о бренности всего, что он любит, чем живет. Впрочем, возможно поэт живописует свою картину и перед читателем, и именно ему сообщает горький вывод о кратковременности бытия и распаде, смертности всего существующего. И тут не требуется пояснять, что конкретно «уйдет». Числительные подчеркивают стремительность описания: еще минута, две. Повтор однокоренных слов: ушло, уйдет.

Зрелое творчество Ф. Тютчева полно печальными образами уходящего времени, потерь на жизненном пути, горьких сожалений и раскаяния. Примером такой лирики служит обманчиво восторженное стихотворение «Как неожиданно и ярко».

Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» (1851 год) принадлежит к знаменитому «денисьевскому циклу». Этот цикл посвящен последней любви поэта – Елене Александровне Денисьевой. Отношения между поэтом и его возлюбленной окрашены в трагические тона: их брак был незаконным, из-за этого Елену Александровну отвергли в обществе. Всю свою жизнь она посвятила поэту. Кроме того, Денисьева болела чахоткой. Несомненно, переживания, связанные с незаконной любовью, сказались на здоровье девушки. В 1864 году она умерла, оставив Ф. И. Тютчева в неутешном горе. Поэтому неудивительно, что «денисьевский цикл» весь пронизан трагизмом, к светлому чувству любви здесь всегда примешивается горечь и разочарование. Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» написано через год после встречи Тютчева и Денисьевой. В нем поэт размышляет о переменах, произошедших в его возлюбленной. А эти перемены очень разительны. Лирический герой, страдая, спрашивает себя: Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Он вспоминает, что при первой встрече был очарован «волшебным взором», речью, «младенчески-живым» смехом героини. Поэт задается мучительным вопросом: И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Поэт сам дает неутешительный ответ: Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он! Встреча двух героев оказалась «роковой»: любовь лирического героя изменила его возлюбленную до неузнаваемости: «что уцелело от нея?» Героине «оставались лишь воспоминанья… Но изменили и оне»: И на земле ей дико стало, Очарование ушло… В итоге — что осталось в сердце героини? И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! Но в чем причина ее страданий, ведь любовь героев была так сильна? Да, любовь была наградой, но и наказанием, потому что она считалась «незаконной» в глазах общества: Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело. Экспрессивная метафора «в грязь втоптала то, что в душе ее цвело» в полной мере передает равнодушие и жестокость толпы, уничтожившей прекрасное чувство и разрушившей жизнь героини. Во всем случившемся герой винит себя. Он эгоистично увлекся своими чувствами, своей победой: «Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя…» За своими переживаниями герой совсем не думал о судьбе его незаконной жены: Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла! Лирический герой делает вывод: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! В этих словах звучит «роковая» сила: что-то неподвластное человеку врывается в его жизнь и разрушает ее. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Одно и то же четверостишие начинает и заканчивает стихотворение. Вероятно, эти строки являются ключевыми, самыми важными, самыми выстраданными для поэта. Кажется, что герой долго размышлял и пришел к такому неутешительному выводу: «Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!» Стихотворение насыщено риторическими восклицательными и вопросительными предложениями, передающими силу душевных мук героя. Также данное произведение содержит предложения с умолчанием («Ей оставались вспоминанья…», «И на земле ей дико стало», «Очарование ушло…» и др.) Они помогают передать боль героя, его эмоциональные сильные переживания, граничащие со слезами. Полноправным героем стихотворения является возлюбленная поэта. Через его восприятие дается портрет девушки (до и после «встречи роковой»), внутренний мир героини, ее переживания. Разительные изменения во внешнем и внутреннем облике возлюбленной поэта передаются с помощью эпитетов и метафор, с использованием устаревшей лексики: розы ланит, улыбка уст, блеск очей, волшебный взор, смех младенчески-живой, злая боль ожесточенья, боль без отрады и без слез. Что было тому причиной? «Долгое мученье, жизнь отреченья, жизнь страданья». Сравнение «как пепл» передает силу страданий героини. Ее жизнь стала почти невыносимой, метафора «незаслуженным позором На жизнь ее она легла» подтверждает это. Таким образом, стихотворение «О, как убийственно мы любим…» — одно из лучших стихотворений, входящих в «денисьевский цикл» Ф.И. Тютчева. Оно передает все основные темы и мотивы этого цикла: трагическую любовь, роковую предопределенность чувств, злую силу толпы, страдания обоих героев.

Средства выразительности

Для описания природы в своем произведении Тютчев умело использовал различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсию.

Невероятная красочность и богатая образность строчек достигается путем употребления многочисленных эпитетов («порывистый, холодный», «багряных», «умильная, таинственная») и метафор («пестрота деревьев», «таинственная прелесть»).

Благодаря олицетворениям («кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот») природа будто оживает, приобретает человеческие чувства.

Встречаются в тексте и инверсии: «багряных листьев», «холодный ветер порою».

Писатель сравнивает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы с «божественной стыдливостью страданья» в человеке.

Завязка

Данное произведение – это пересказ основных событий жизни поэта. Вторая часть сочинения посвящена описанию несчастной судьбы женщины, которая связала с ним свою жизнь.

Автор говорит о том, что она сильно переменилась внешне, что от ее былой красоты не осталось и следа. Анализ («О, как убийственно мы любим» Тютчева – это посвящение возлюбленной, которое напоминает просьбу о прощении) должен содержать описание тех перемен, которые с ней произошли. Ее глаза иссушили слезы, улыбка сошла с лица, щеки побледнели. Вид любимой, которую иссушило горе, доставляет немало огорчений и самому поэту, который, глядя на нее, сам сильно страдает.

Образы и символы

На протяжении всего стихотворения лирический герой ведёт монолог с самим собой

Он винит себя в несчастье, которое случилось с его возлюбленной – в начале он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее в подробностях описывает свои чувства, воспоминания о любимой. Для лирического героя фатальной ошибкой является его эгоистичность по отношению к женщине, обернувшаяся в дальнейшем бедой

«О как убийственно мы любим» в какой-то степени пророческое стихотворение, так как слово «убийственно» в данном случае является не просто метафорой. Поэт обвиняет своего лирического героя в том, что это он погубил девушку. Действительно, Денисьеву убило порицание общества и постоянный стыд, который появился из-за легкомысленности Тютчева. Сначала начал меняться характер девушки в негативную сторону, это описано в стихотворении, а потом она и вовсе быстро состарилась и умерла. В этом Тютчев, конечно же, винил себя, и это он передал через лирического героя.

Женский образ отражает жертвенность и слабость женщины, которую любовь топчет, будто скакун на полном ходу. Девушка напоминает цветок, который погубили из-за его же красоты.

Жанровые и композиционные особенности

Затрагивая тему жанровой принадлежности произведения Тютчева, можно смело утверждать, что стих «О, как убийственно мы любим» относится к элегии. Это подтверждают философские размышления автора. Строки пронизаны печалью лирического персонажа.

В основу текста положены грустные мысли и боль от разочарования. Произведение написано четырехстопным ямбом, писатель применяет перекрестную рифмовку с использованием как мужских, так и женских рифм. Композиционная структура стихотворения состоит из двух частей:

  • сначала Федор Иванович размышляет над исходом убийственной любви;
  • затем возвращается к истокам светлых чувств, которые делали влюбленных счастливыми.

Примечательно, что указанные части не являются отдельными единицами, писатель мастерски комбинирует их, предаваясь поочередно воспоминаниям и размышлениям. Рефрен — характерная особенность стихотворения. Первую строфу Тютчев повторяет. Этот отрывок выражает главную мысль и демонстрирует переживания лирического персонажа и автора.

Тема

В стихотворении раскрывается тема страстной любви, которая обрела разрушительную силу под влиянием осуждения обществом. В связи с указанной проблемой развивается идея. Автор хочет показать, что чистую любовь и объект светлых чувств очень легко погубить, нужно уметь оберегать отношения от сплетен окружающих.

Тема раскрывается в чувственном монологе лирического героя, который полностью сливается с автором. Уже в первых строках герой рассказывает об убийственной любви и «слепоте страстей». Он пытается понять, почему для его любимой прекрасное чувство стало приговором. Герою удается найти ответы на поставленные вопросы: его возлюбленной пришлось отречься от общества, пожертвовать собой. Строки «Судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была, и незаслуженным позором на жизнь её она легла!» будто бы намекают на ту, кому посвящено произведение.

Слова лирического героя напоминают пазл, из которого складываются два контрастных портрета возлюбленной. В начале отношений это улыбчивая девушка с волшебным взором, блеском в глазах и «младенческо-живым» смехом. После того как «толпа» растоптала её душу, женщине удалось сберечь только «злую боль».

Особенности второй части

Повествование сюжетной линии начинает меняться с третьего четверостишья. Здесь описываются особенные воспоминания автора. Фёдор Иванович рассказывает читателю о героине, которая с первой встречи покорила его сердце своим волшебным взором. Ему нравилось в любимой все – это и свежий румянец на щеках, и великолепный смех, который был таким живым, что казался чуть ли не младенческим. В момент встречи с лирическим героем девушка была как цветок, красующийся во время юности. Женщина очень сильно очаровала автора, он восхищался ее красотой и прелестью, а также гордился, что смог завоевать ее сердце. В четвертом четверостишии у автора снова возникают вопросы. Он спрашивает у самого себя, куда же все это подевалось. Очевидно, что таким вопросом задавался не лирический герой, а сам Фёдор Иванович.

Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим…» — лучшее сочинение

Стихотворение Тютчева «О, как убийственно мы любим…» написанное в 1851 году, через год, после роковой встречи Тютчева и Елены Денисьевой. Она полностью посвятила себя поэту, родила ему троих детей, но, к сожалению, общество отвернулось от Денисьевой, не примирившись с тем, что она была его незаконной женой.

Это одно из произведений из цикла других, посвященных любимой, оно, как и остальные пронизано печалью и тоской. Поэт поднимает извечную проблему любви. Он, верно, подмечает тот факт, что самую большую боль причиняют близкие и любимые люди.

Благодаря перекрестной рифме и пятистопному хорею, стихотворение читается плавно, на одном дыхании. Также в стихе присутствуют архаизмы (ланит, очи, взор). Они вместе с междометием «О» в первой строчке указывают на одическую традицию XVIII века. Поэт использует риторические вопросы, на которые не находит ответа. Также много восклицательных знаков, что говорит об эмоциональной насыщенности стихотворения, об искренних страданиях автора.

Поэт раскаивается в том, как он поступил со своей любимой

В первых строчках он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее объясняет детально, в чем же она состоит. Тютчев указывает на эгоистичность своей любви, которая принесла несчастье любимой женщине:

Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя… Год не прошел – спроси и сведай, Что уцелело от нея?

Тютчев как бы ведет разговор с самим собою, спрашивает и сам же отвечает на вопрос:

И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!

Он сравнивает образ Елены до их встречи и то, что случилось с нею потом:

Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горючей влагою своей. Первые и последние строчки стиха совпадают. Это говорит о раскаянье поэта, его сожалении о том, что он сделал

Также Тютчев обращает внимание читателя на то, что это не только его проблема. Так поступает очень много людей, и не все из них понимают, что же они делают

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим Что сердцу нашему милей!

Когда читаешь эти бессмертные строки, в душу закрадывается грусть, сожаление, тоска. Перед глазами встают образы людей, чувства которых погубил ты, и тех, кто надругался над твоими собственными.

Самое печальное то, что человек, любовь которого однажды истоптали в грязи, не всегда решается полюбить еще раз. Так появляются несчастные мужчины и женщины, которые уверены в том, что настоящей любви не существует.

Стихотворение Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева занимаеи немалое место. Поэт был.

Особенности третьей части

Очередная смена сюжетной линии и повествования начинается с шестого четверостишия. Здесь лирический герой представлен не как определённая личность, а как своеобразное орудие, которое способно изменять судьбы окружающих. Автор дает понять читателю, что все горести и муки, причиненные девушке, получены ей незаслуженно и связаны именно с тем случаем, когда поэт влюбился в женщину и влюбил в итоге ее в себя. Такие чувства полностью изменили судьбу юной леди. Только ради любовных отношений Елена решила полностью отречься от всех земных радостей и посвятить себя своему возлюбленному. Она потеряла все: имение, родственников, уважение со стороны общества. Данная мысль начата в шестой строфе и продолжается в седьмой. Здесь жизненный путь представлен в виде постоянных испытаний, на которые обречена в будущем героиня.

Особенно интересно восьмое четверостишие. В нем раскрывается вся суть используемых образов в произведении. Здесь произведение Тютчева наполнено особенным драматизмом. Автор осознаёт свою вину перед любимым человеком. Именно его чувства, его любовь привели к постоянному ожесточению, со стороны светского общества, к нападкам и изоляции женщины. Девятая строфа рассказывает о любви, которая представлена в виде злого огня, способного сжечь все окружающее и оставить лишь пепел.

Общее настроение

Поэт обнаруживает свою вину перед Еленой Александровной, за то, что их связь подверглась резкому осуждению в свете. Прежде это была жизнерадостная молодая женщина. После встречи с лирическим героем она отвергнута всеми, оказавшаяся в полном одиночестве, но так и не научившаяся лицемерить. Это чувствуется в каждой строке, которая являет собой обнаженную душевную боль. Основная мысль глубокая и печальная.

Таким образом, в стихотворении Тютчев мысленно обвиняет себя, ищет причины несостоявшегося счастья. Не стоит забывать о том, что ему довелось пережить смерть любимой женщины. Жить с таким грузом на сердце невероятно тяжело.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Вечер»

Стихи Ф. И. Тютчева называют поэзией мысли, философии, любви и даже космического сознания. Ф. М. Достоевский уважал Тютчева, называя первым в России поэтом-философом, которому нет равных, кроме Пушкина. Александр Блок стихотворение Тютчева «Два голоса» считал символом своей жизни, несгибаемой веры.

В поэзии Тютчева перед человеком распахивается Вселенная. Хаос, помещенный в мироздание, смысл человеческой жизни – неподвластная разуму тайна, которую мечтал разгадать поэт. Он понимал мир как первозданную стихию. С этим связано многократное обращение к вечерним сумеркам и «тьме ночной». Время, когда человек находится наедине с вечным миром. И ключ к этому миру, его колыбель – природа.

Федор Иванович – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Природа в его стихах одухотворена. Она живет своей особой жизнью. Это драматическая смена состояний. Происходит постоянное движение, динамика, трансформация, взаимодействие природных явлений. В поэзии проходит незримая нить между человеком и природой.

Что значит для человека вечер? Кончается день, его уже не перепишешь заново. Возможно, он был счастливым, полным эмоций, событий. Или наоборот – печальным, совершено много ошибок. Подведены итоги. Завтра будет день новый, который можно прожить совсем иначе. Он как чистый лист. Закат солнца – время спокойствия, гармонии, смирения. В природе происходят неуловимые изменения, которые редко видимы человеческому глазу.

У Ф. И. Тютчева много стихотворений, посвященных вечернему времени. Одно из них с одноименным названием родилось в 1825-1826 г.г. Это был сложный период в жизни поэта. Он только вступил в Государственную коллегию иностранных дел, был командирован в Мюнхен. Надо сказать, что поездка не была рабочей необходимостью.

У юного барина завязался роман с крепостной девушкой Катюшей – наивная, светлая, чистая первая любовь. Отношения молодых людей зашли настолько далеко, что влиятельные родители юноши были вынуждены вмешаться, разорвать союз. Дворяне выхлопотали для сына досрочное окончание университета и заграничную поездку.

Поэт всю молодость проведет заграницей. Катюша Кругликова – единственная любовь лирика, которой не было посвящено стихов. Но грустный след этого чувства читатель может уловить в «Вечере». Автор не использует специальных средств художественной выразительности. В стихотворении нет ни одного эпитета. Оно богато не образами, а звуками. Мельчайшие детали происходящего представлены в аудиальном фоне, что помогает читателю в полной мере представить картину, увиденную рассказчиком.

Где-то слышен колокольный звон. Можно предположить, что это благовест, так как звук одинокий, далекий. Он «веет» над долиной. Приносит покой, становится фоном для картины природы и тяжелых дум автора.

Звуковая доминанта музыкальна, напевна, слышится исключительно вдалеке. До лирического героя долетают только отголоски, своеобразные тени звуков. Вот шорох стаи журавлиной. Его невозможно услышать, но мы знаем, что он есть. Шуршание крыльев улетающих птиц, шелест опадающей листвы говорят читателю о приходе осени.

Второй катрен отличается образностью. Здесь перед нами уже зрительная картина. Появляются яркие метафоры и сравнения. Небо предстает «вешним морем». Оно такое же лазурное, безбрежное, нескончаемое. Создается ощущение бескрайности, безграничности простора. Картина мало похожа на Мюнхен, набережную Изара. Скорее, образ утраченной Родины, Орловской губернии, где вырос поэт.

Автор выбирает самый гармоничный, размеренный стихотворный размер – четырехстопный ямб. Он придает мелодичности лирическому этюду.

Стихотворение оставляет противоречивые эмоции после прочтения. Напевность, размеренность ритма приносят покой. Но есть сомнения, раздумья, ведь рассказчик не знает, что принесет ему утро. Он немного растерян.

Выразительные средства


Федор Иванович Тютчев имеет особенную тонкость слуха, именно эту особенность он желает развить и в лирическом герое. Только такие личности способны насладиться особенным «пением», которое льется в душе. Внешний мир, окружающий человека с доисторических времён весьма прост и понятен. Главная идея произведения перекликается с исключительными основными идеями многих литературных деятелей того времени, к примеру, с В.А. Жуковским.

Композиция произведения «Молчание» подразделяется на три отдельные части (три определенные строфы). Каждая часть имеет свой особенный смысл, интонацию, а также синтаксические и музыкальные особенности. Связь отдельных эпизодов сопровождается лишь развитой лирической мыслью, которая и соединяет весь сюжет воедино. Главная особенность – это настойчиво повторяющиеся рифмовки, подчеркивающие единство сюжета.

Стих «Молчание» написан четырехстопным ямбом. Сюда также включены амфибрахии, секстины. Основа написания строк – это рифмовка парного типа словосочетаний. В данном стихе весьма скромно используются выразительные средства. Это и эпитеты, и сравнительные метафоры, и афоризмы.

Тема и проблематика

В своем произведении Тютчев затрагивает тему несчастной любви, под гнетом осуждений получившей разрушительную силу

С учетом этого развивается и главная идея: автор демонстрирует, что истинные чувства и объект обожания легко погубить, поэтому важно уметь оградить отношения от сплетен общества

Тематика раскрывается в монологе главного персонажа, который в полной мере сливается с писателем. В первых строках стихотворения герой повествует об убийственной любви. Он старается понять, почему для избранницы светлое чувство стало настоящим приговором.

Мужчина находит ответ на свои вопросы: его любимой женщине пришлось пожертвовать собой и полностью отречься от общества. В некоторых строках прослеживается явный намек на то, кому конкретно автор посвящает свой литературный шедевр.

Тютчев не только находит ответы на поставленные вопросы, но одновременно раскрывает и основную проблему, которую очень хочет донести читателям: мужчина в открытую говорит, что юную девушку сгубила его любовь. Бесконечные сплетни и пересуды разрушили счастливые отношения и судьбу возлюбленной, душа которой растоптана толпой.

Темы и проблемы произведения

В рассматриваемом стихотворении полно и глубоко Тютчев раскрывает главную тему – несчастную любовь, а также наиболее значимые проблемы таких взаимоотношений и их роковые последствия. Возникает вопрос – как и почему любовь может стать несчастливой, если она взаимна? И автор постепенно нам показывает процесс их взаимоотношений с самого начала и до конца. При описании начального периода их романа у героя и у его возлюбленной возникают радостные, светлые, нежные чувства. Но прошло менее года и счастливый, беззаботный, звонкий девичий смех сменился страданием, муками, болью. Почему же любовь становится убийственной?

Тютчев в произведении открыто отвечает на возникающий вопрос, пишет, что так рано девушку сгубила его страстная любовь. Также поэт говорит с читателями о том, что свои сокровенные и искренние мысли и чувства нужно беречь от внимания общества и обсуждений в свете. Он считает, что интриги, слухи, осуждение общества безжалостно сломали судьбу и жизнь девушки, что толпа бесцеремонно растоптала ее душу.

Композиция

Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скрепленное общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.

Таким образом композиция “Silentium!” – трехчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.

Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет все-то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом композиция своеобразно закольцовывается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector