Анализ стихотворения «чародейкою зимою» (ф.и. тютчев)

Список стихотворений:

  1.  Федор Тютчев — Она сидела на полу

  2. Федор Тютчев — О, как убийственно мы любим

  3. Федор Тютчев — Не то, что мните вы, природа

  4.  Федор Тютчев — Зима недаром злится

  5.  Федор Тютчев — Есть в осени первоначальной

  6.  Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)

  7.  Федор Тютчев — Весенние воды

  8. Федор Тютчев — Silentium (Силентиум, Молчание)

  9.  Федор Тютчев — Я встретил вас, и все былое

  10.  Федор Тютчев — Умом Россию не понять

  11. Федор Тютчев — Как весел грохот летних бурь

  12.  Федор Тютчев — Еще земли печален вид

  13. Федор Тютчев — Декабрьское утро

  14. Федор Тютчев — Первый лист

  15. Федор Тютчев — Поток сгустился и тускнеет

  16. Федор Тютчев — Последний катаклизм

  17.  Федор Тютчев — Полдень

  18.  Федор Тютчев — Осенний вечер

  19.  Федор Тютчев — В небе тают облака

  20.  Федор Тютчев — Неохотно и несмело

  21.  Федор Тютчев — Наш век

  22.  Федор Тютчев — Нам не дано предугадать

  23. Федор Тютчев — Море и утёс

  24. Федор Тютчев — Близнецы

  25.  Федор Тютчев — Летний вечер

  26. Федор Тютчев — Листья

  27. Федор Тютчев — Конь морской

  28. Федор Тютчев — Как океан объемлет шар земной

  29. Федор Тютчев — Бессонница

  30. Федор Тютчев — Как неожиданно и ярко

  31. Федор Тютчев — Безумие

  32. Федор Тютчев — Еще томлюсь тоской желаний

  33. Федор Тютчев — Два голоса

  34.  Федор Тютчев — День и ночь

  35. Федор Тютчев — Видение

  36. Федор Тютчев — Вечер

  37. Федор Тютчев — Весь день она лежала в забытьи

  38.  Федор Тютчев — Весна

  39. Федор Тютчев — Я помню время золотое

  40. Федор Тютчев — Что ты клонишь над водами

  41.  Федор Тютчев — Эти бедные селенья

  42. Федор Тютчев — Чему бы жизнь нас не учила

  43. Федор Тютчев — Цицерон

  44.  Федор Тютчев — Последняя любовь

  45.  Федор Тютчев — Предопределение

  46.  Федор Тютчев — Природа сфинкс

  47.  Федор Тютчев — С поляны коршун поднялся

  48. Федор Тютчев — Сон на море

  49. Федор Тютчев — Утро в горах

  50.  Федор Тютчев — Певучесть есть в морских волнах

  51.  Федор Тютчев — Фонтан

  52. Федор Тютчев — Тени сизые смесились

Анализ стихотворений Тютчева: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Вариант 2

Изучив стихотворение «Зима недаром злится…» мне кажется, что лирический герой в нем является насмешливой и комичной личностью. Автор вначале произведения дает нам понять, что пришла пора Весны, уже даже жаворонки в небе ждут ухода Зимы. А Зима ведет себя как ребенок, отсюда и появляется комичность, это отчетливо видно в предпоследней строфе стихотворения. Зима, от нежелания уходить, взбесилась, и кинула в Весну, которая представляется нам прекрасным ребенком, снегом.

На протяжении всего стихотворения у Зимы отрицательное настроение, она хлопочет, ворчит. Появляется такое чувство, что Зима представляется нам в виде старухи. Но Тютчев делает стихотворение так профессионально и грамотно, что у читателя оно вызывает смех. Жанром этого стихотворения является эпиграмма. Мне кажется, что в этом произведении активно высмеивается Зима, которая не хочет уходить. Проще говоря, он ставит Зиму в неловкое положение, от которого нам смешно. Вторым образом в этом произведении является Весна. Она приходит, чтобы сменить Зиму, а Зима не хочет уходить, из-за этого у них и происходит конфликт. Кстати говоря, везде Зима описывается авторами героем. Да, суровым, но положительным героем. Здесь Тютчев решил по-своему, он сделал ее отрицательной личностью. Весна совсем не агрессивная, она очень добрая, это прослеживается в 3 строфе. Когда Зима ворчит на Весну, та ей в ответ лишь хохочет.

В данном стихотворении преобладают такие изобразительные средства, как олицетворение. На протяжении всего произведения Зима и Весна представляются нам живыми героями, которые находятся в конфликте друг с другом. В стихотворении нет быстрого ритма, в нем даже отсутствуют ударные строчки. Рифма прослеживается легко, потому что стихотворение написано разговорным стилем, а чаще всего Тютчев писал «высоким штилем».

Это стихотворение написано Тютчевым в 1836г., тогда ему было 33 года . После он прожил еще 40 лет, после чего умер в 1873г. Когда он писал это стихотворение, у Тютчева был еще средний период жизни. На тот момент он жил за границей, так как строил большую карьеру дипломата. За границей он вспоминал о России, о своем детстве. Именно поэтому он много писал о красоте природы в России, он скучал по ней. Стоит заметить, что Тютчев писал под псевдонимами. Он считал, что дипломат не имеет права писать стихи. После написания стихотворения, Тютчев отправил его своему другу- Гагарину, но оно было опубликовано после его смерти.

5 класс по плану. Кратко. Метафоры, идеи, олицетворения. 2 класс.

Композиция

Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.

Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора” злую старуху-зиму. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “всё засуетилось”, “жаворонки… уж подняли трезвон”.

Третья часть – описание Зимы. Она “ещё хлопочет”, “ворчит”. Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в неё снегом. В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится ещё прекраснее.

Произведение состоит из пяти строф, представленных четверостишиями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует различные виды рифмы: точную (злится – стучится, пора – двора), неточную (мало – стала), мужскую (ворчит – шумит, вон – трезвон), женскую (хлопочет – хохочет, злая – убегая). Способ рифмовки – перекрёстный (рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки).

Образы и символы

Лирический герой в стихотворении «Полдень» просто наблюдатель, он воспевает медлительность природы. Мы сразу ощущаем леность жаркого дня. Древние греки считали, что в полдень все живое застывает, время замедляется и все находится в состоянии покоя.

Можно увидеть, как меняется план повествования. От наблюдения за ленивой рекой и облаками, конкретно обозримыми явлениями природы, лирический герой видит и чувствует всю природу обобщенно в ее космическом смысле (И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет). Здесь и появляются лесные божества — нимфы и Пан, который и является олицетворением природы как таковой. Таким образом, автор выходит на более высокий уровень, он может ощущать единство всего окружающего мира, «охватывать» его своим взглядом как бы «сверху».

Стоит упомянуть о том, что Пан является богом плодородия, дикой природы и пастушества. А нимфы — это божественные воплощения различных природных явлений, олицетворяющие различные живительные и плодоносные силы Земли.

Текст «Чародейкою Зимою…» Ф.Тютчев

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой — Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой — В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место

Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и изяществу пейзажные зарисовки можно встретить в стихах Тютчева различных периодов

И в юности, и в преклонном возрасте поэт отдавал дань величию и изяществу русской природы, справедливо полагая, что именно она является источником его вдохновения.

К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение «Чародейкою Зимою…», написанное в 1854 году. С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь. Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес, который «под снежной бахромою» предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит «чудной жизнью».

Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива. Ведь цепь не может быть соткана из пуха. Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежно, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира.

Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа. «В нем ничто не затрепещет», — отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Продет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», — отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.

Особенности жизненного пути

За время своей работы автор участвовал во многих миссиях дипломатического плана. Это был Мюнхен, Турин и другие города. За границей Фёдор Иванович прожил более двадцати лет. На протяжении этого времени Тютчев не потерял душевной близости с родиной, постоянно думал о ней и писал стихи. Жизнь в Европе, в Мюнхене дала Фёдору понимание особенной немецкой философии. Он познакомился с Шеллингом, а также дружил с известным на то время немецким поэтом Гейне. Первая известность Тютчева состоялась в 36-м году девятнадцатого столетия. Именно в это время тетрадь с мыслями и записями автора была отправлена в руки Пушкина, прямиком из Германии. Александром Сергеевичем стихотворения были восприняты с восторгом и он сразу же опубликовал шедевры в своем распространенным на то время журнале под названием «Современник».

Признание Фёдора Ивановича как поэта случилось значительно позже. Он получил широкую известность и был главным предметом обсуждений у критиков только тогда, когда вернулся в родные места из заграничной службы. Это были 50-е года. О нем с восхищением говорили и Некрасов, и Тургенев, и Фет, и Чернышевский, которые прочли его первый сборник, вышедший в печать в 54-м.

По возвращении в Россию, в 44-м году он занял должность в качестве цензора и имеет высокий пост в Министерстве по иностранным делам. К концу своей жизни Тютчев сменил место деятельности и работал в Комитете по иностранной цензуре.

Знаете ответ?

Рейтинг сайта

  1. 1. Ольга Павлова 502
  2. 2. Изабелла Бевз 105
  3. 3. Игорь Проскуренко 90
  4. 4. Fanname Danname 89
  5. 5. Igor S 64
  6. 6. Вася Земсков 62
  7. 7. Дарья Заозерова 61
  8. 8. Ульяна Потапкина 60
  9. 9. Ноль Ноль 55
  10. 10. Ksyusha Kozyreva 54
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Игорь Проскуренко 15,513
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник статьи: https://obrazovaka.ru/question/otmette-logicheskie-udareniya-charodejkoyu-zimoyu-89735

История создания и публикации

Фёдор Тютчев окончил факультет словесности Московского университета, однако, обладая уникальным поэтическим талантом, так и не стал профессиональным литератором. Свои стихи он писал в свободное от государственной службы время, в течение многих лет они нигде не публиковались и не были известны широкой публике.

Стих «Фонтан» был создан в середине 30-х годов, не позднее 1836 г., которым его обычно и датируют. Поэт жил тогда в Германии, очень плодотворно работал и, кажется, совсем не собирался издавать свои прекрасные сочинения. Однако друг Тютчева И. Гагарин, понимая незаурядность его поэзии, очень хотел донести её до российских читателей и ценителей изящной словесности и сумел уговорить Фёдора Ивановича, чтобы тот переслал подборку своих рукописей в Петербург.

Так стихи Тютчева попали в редакцию журнала «Современник», где очень понравились самому А. С. Пушкину, в результате чего и были опубликованы в третьем и четвёртом номерах издания за 1836 год.

Образы и символы

Центральным образом произведения становится осень. Лирический герой видит в этой картине не только изменения времени года, но и отражение своих собственных чувств, мыслей и переживаний. Используя символ «грустно-сиротеющей земли», поэт  показывает читателю все то увядание, упадок душевных сил, прошедшую молодость и воодушевление которое наступает с приходом осени.

Для лирического героя осень становится отражением его собственного состояния, всех тех чувств, которые находились у него внутри, и нашли отклик лишь в природе. На своем собственном примере он старается показать читателю ту невидимую связь, которая объединяет человека и природу. Эта связь является естественной, именно поэтому человек находит утешение в сложный период жизни, лишь соединившись с природой.

 Лирический герой размышляет на тему неизбежности. Он наблюдает увядание природы, которое для неё так же становится неизбежным. Ему становится легче от того, что каждый раз после увядания природа оживает и возрождается вновь. Он верит в то, что он тоже сможет воскреснуть после угасания. Ничто не бывает вечным: осень сменится зимой, после которой, непременно, наступит долгожданная весна.

Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Пейзажная лирика – занимает основное место в творчестве Федора Ивановича Тютчева. Природа – единственная тема, которой этот поэт был верен на протяжении всего творческого пути: у автора можно встретить ранние пейзажные зарисовки, есть у него зрелые стихи о природе, да и заканчивал свой путь Тютчев также подобными стихами, словно в клятве вечной верности матушке-земле.

Из огромного числа пейзажных стихотворений выделяется стихотворение «Чародейкою Зимою», созданное поэтом в 1854 году.

Зима – любимое время года Тютчева. Кажется, он готов бесконечно восхищаться красотой деревьев, укрытых снегом, замерших рек и озер с их блеском, переливающимся н солнце. В данном стихотворении поэт сравнивает зиму с женщиной, которая своими силами может изменить мир до неузнаваемости, сделать его краше.

При помощи правильно подобранных изобразительно-выразительных средств Тютчеву удалось передать тихое состояние зимнего леса, погруженного в спокойный сон. Благодаря идеально сочетающейся метафоре «легкой цепью пуховой» в воображении читателя рисуется образ каждой веточки деревьев этого леса. Мы понимаем, что лесу легко спать под этой белой периной. Кажется, что поэт действительно попал в царство некой Чародейки, в котором все идет по своим законом, все идет своим чередом, никто никуда не спешит.

Тютчев отмечает, что никто не сможет нарушить существующий здесь покой. Только природа вправе изменить картину, когда настанет время

Поэтому автор и уделяет большое внимание игре лучей солнца на ветках, тому, как один блик меняет вид, цвет, блеск, а, следовательно, и восприятие. Природа – художник

В данном стихотворении Тютчев не только говорит о красоте русской зимы, но и о необходимости моментов любования тишиной и природой в жизни человека

Ведь мир бесконечно прекрасен, и человеку достаточно лишь иногда обратить внимание на эту первозданную красоту, чтобы почувствовать невероятный прилив гордости и восхищения

Сочинения по картинам | Сочинения по литературе и на тему

Анализ стихотворения «Чародейкою зимой…»

Фёдор Иванович Тютчев создал большое количество произведений, которые поражают воображение как читателей, так и критиков. Его творчество было оценено ещё при жизни

Именно пейзажной лирике автор уделяет особенное внимание – большинство его произведений рассказывают про особенности природы

Фёдор Иванович считается основоположником романтического направления в России

Автор огромное внимание уделяет описанию природных ландшафтов и в каждом произведении восхищается особенностями именно русской природы, считая ее единственным совершенством на Земле

Интересные и красочные зарисовки пейзажей встречаются в поэзии Тютчева в различные периоды его жизни. Началось все с юношества, но и в преклонном возрасте автор отдавал предпочтение изящной русской природе. Он полагал, что именно натуральная природа – это источник вдохновения автора, позволяющий создать настоящие шедевры.

Наиболее ярким и по-особенному запоминающимся среди читателей стало стихотворение, которое Фёдор Иванович назвал «Чародейкою зимою…». Создано данное произведение в далеком 52-м году девятнадцатого столетия.

Уже после прочтения первых представленных строк, читателю становится понятно, что это самое любимое время года автора. Он сравнивает его с прекрасной и очаровывающей внешним видом женщиной, которая способна своими действиями изменить все окружающее пространство, изменить весь мир и придать ему изысканную роскошь.

Жанр, размер, композиция стихотворения

Произведение «Полдень» относится к пейзажной лирике. В стихах Тютчева часто сталкиваются и притягиваются противоположности, например в этом стихотворении противопоставляется день ночи. Здесь преобладает «дневная» лирика над «ночной».

Стих написан в четырёхстопном ямбе, имеет перекрёстную рифмовку, чередующиеся рифмы: женскую и мужскую. Характер произведения легкий и спокойный, ритм размеренный и четкий.

Композиция стихотворения «Полдень» довольно проста: оно разделено на две части по четыре строки. В первой части Тютчев рисует «ленивый» знойный пейзаж. Во второй – использует древнегреческие мотивы, ссылаясь на бога леса Пана.

История создания

Стихотворение «Полдень» написано между 1827 и 1830 годами, когда автор жил в Германии в Мюнхене. Именно там началась история написания текста. Произведение впервые опубликовали в журнале «Современник» в 1836 году.

Именно в этот период поэт увлекается немецкой духовной культурой и творчеством Гете. Поэтому в стихотворениях этого периода, как и в анализируемом произведении, можно увидеть влияние немецкого классика. Кроме того, на поэзию Тютчева повлияла натурфилософия Шеллинга и Гегеля.

Ф.И. Тютчев никогда не ставил поэзию на первое место в своей жизни, он не считал себя литератором. Стихи он писал, главным образом, для себя и тесного круга слушателей. Поэтому все они довольно личные и лишенные поэтического бахвальства.

Анализ стихотворения Тютчева «Полдень»

Пейзажная лирика — самая известная часть творчества Тютчева. «Полдень» представляет собой небольшую зарисовку, написанную между 1827 и 1830 годами. Произведение явно отсылает читателей к древнегреческой культуре. В конце стихотворения появляется Пан — бог дикой природы, пастушества, плодородия, скотоводства. Согласно мифологии, место его пребывания — великолепные долины и рощи Аркадии. Там он проводил время, веселясь в окружении нимф. В полдень уставший от забав бог ложился отдыхать. Вместе с ним засыпала и вся природа. Поэтому в тютчевском стихотворении «великий Пан в пещере нимф спокойно дремлет». Кстати, наступавшее в середине дня затишье древние греки считали священным, нарушать его не решался ни один пастух. В миниатюре «Полдень» Тютчева органично переплетается древнегреческая мифология с изображением русской природы. Эту интересную и странную особенность подметил еще Андрей Белый.

Для пейзажной лирики Тютчева чрезвычайно важным было одушевление природы. И дело здесь не только в использовании олицетворений, что вообще характерно практически для любой поэзии. Федор Иванович искренне считал природу одухотворенной. В рассматриваемом стихотворении подчеркивается это целым рядом словосочетаний — «полдень дышит», «река катится», «облака тают». Причем к каждому глаголу прибавляется одно-единственное наречие — «лениво». Отношение Тютчева к природе прекрасно выражено в более позднем стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1836). В этом произведении поэт утверждает, что в ней есть душа, свобода, любовь, язык.

«Полдень» — зарисовка удивительно точная и емкая. Всего в двух четверостишиях Федору Ивановичу удается передать читателю атмосферу душного полдня, когда ничего не хочется делать, когда лучшее времяпрепровождении — дремота. Пан в стихотворении характеризуется определением «великий», но образ его при этом лишен «литературного» привкуса. Возникает даже своеобразная интимность. Создается ощущение, что Тютчев самолично застал древнегреческого бога за полуденным отдыхом.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения «Чародейкою зимою» — жизнь окружающего мира. Гармония в отношениях человека и природы, влияние природы на человека – это всегда актуальные темы, которые автор поднимает в своих произведениях данной тематики.

Еще одной темой можно назвать красоту зимней поры, которую многие не признают из-за суровости и опасности этого времени года

Автор обращает наше внимание на белоснежный сон, окутавший окружающий мир. Он по-своему очарователен, хоть и немного пугает своей неподвижностью

Но истинный художник не боится взглянуть в глаза красоте, даже если она таит угрозу.

Настроение произведения «Чародейкою зимою» — праздничное, таинственное, восторженное. Автор не устает восхищаться прелестью окружающего мира.

Главная мысль

Анализ «Чародейкою Зимою» Тютчева позволяет лучше понять смысл стихотворения. Поэт показал красоту зимней природы в период покоя. Чтобы передать свои чувства, Федор Иванович использует олицетворение, поэтому в строчках зима предстает в виде живой женщины.

Поэт намеренно подчеркивает, что природа ни мертва, ни жива. Она заколдована и погружена в волшебный сон. Под воздействием колдовства появляется особый мир. Он скрыт от посторонних снежной бахромой.

Главная идея произведения — в повседневных моментах можно найти множество красивых деталей. Автор показывает природу живой, наделенной способностью чувствовать. В тексте ощущаются философские мотивы. Зима напоминает старость, но даже в этом возрасте есть немало прекрасного.

Если человек способен чувствовать и понимать красоту, то ему проще жить.

«Чародейкою зимою», анализ стихотворения Тютчева

Одно из самых ярких произведений пейзажной лирики Ф. Тютчева, стихотворение «Чародейкою зимою» было написано в канун Нового года, 31 декабря 1852 года.

Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в состоянии покоя, «волшебного сна». Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости. В этом сказочном королевстве, где правит чародейка Зима, по своим законам течет скрытая от посторонних глаз «под снежной бахромой» чудная, прекрасная жизнь.

Тютчев увидел застывший и затаившийся зимний лес взглядом сказочника, используя в стихотворении «волшебную» лексику: лес околдован, сон волшебный, чудная жизнь, краса ослепительная, чародейка Зима.

Автор изображает в картине зимнего леса двойную жизнь природы: внешнюю, видимую и внутреннюю, угадываемую. Такой эффект достигается за счет использования в композиции стихотворения тире, которое делит каждую строфу на две части: первые две строки представляют общий план картины, а 3-5 строки детализируют зимний пейзаж.

Поэт-романтик подчеркивает, что лишь сама природа может изменить зимний пейзаж: «В нем ничто не затрепещет». Однако солнечный луч, скользнувший по заснеженным ветвям, удивительным образом меняет природу, превращая застывший лес («не живой и не мертвец») в роскошный дворец. Лес вспыхивает всеми цветами радуги, блестит «ослепительной красой».

Стихотворение состоит из трех строф-пятистиший, написанных четырехстопным хореем. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.

Завораживающий образ леса, рождающий в душе радость и ощущение совершенства природы, создается с помощью тончайших поэтических штрихов. Стихотворение насыщено тропами, помогающими воспринимать лес как живое существо: эпитетами (снежная бахрома, луч косой, чудная жизнь, волшебный сон), олицетворениями (зима-чародейка, вспыхнет лес, солнце мещет, лес околдован), метафорами (лес под снежной бахромою окутан цепью). Тютчев использует инверсию (луч косой, цепью пуховой), оксюморон (легкой цепью пуховой), подчеркивающие торжественность пейзажа устаревшие слова (пуховой, краса, мещет).

Удивительные метаморфозы зимнего пейзажа восхищают поэта, который показал в своем стихотворении, что в бесконечно прекрасном мире, окружающем нас, всегда есть место для чуда, стоит лишь внимательно вглядеться.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
  • «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева
  • «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
  • «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
  • «Листья», анализ стихотворения Тютчева
  • «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
  • «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
  • «Полдень», анализ стихотворения Тютчева

По произведению: «Чародейкою зимою»

По писателю: Тютчев Федор Иванович

С-т-и-х-иЛирика, поздравления, проза, блоги

Фёдор Иванович Тютчев занимает почётное место среди поэтов-классиков. Его считают основоположником русского романтизма. Пейзажная лирика имеет особое значение в его творчестве. Способность автора видеть и мастерски отображать на бумаге красоту природы, восторженное и трепетное отношение к ней нашли своё яркое выражение в его поэзии.

Стихотворение «Чародейкою зимою…» было создано в канун Нового 1852 года, 31 декабря. Главная тема стихотворения – созерцание покоя природы, упоение её очарованием. Произведение пронизано атмосферой волшебства и умиротворения. Автор подчёркивает таинственную двойственность жизни зимнего леса, рисуя в начале каждой строфы общую картину, а в конце – добавляя к получившемуся пейзажу точные и яркие штрихи. Для усиления этого эффекта используется тире после второй строки в каждой строфе.

Произведение написано четырёхстопным хореем с использованием двухсложной стопы и ударением на первом слоге. Автор применяет скрытое сравнение (метафору): «не живой лес, не мертвец», и олицетворение: «околдован, лес стоит, сном волшебным очарован, вспыхнет лес». Образ леса получается живым и ярким благодаря таким художественным приёмам, как оксюморон (противоречивая метафора): «лёгкой цепью пуховой», а также тропам и эпитетам. Устаревшие слова «краса, мещет» придают изображению зимнего леса загадочность, и даже торжественность, подчёркивают скрытую силу природы. Зима в данном произведении олицетворяется с прекрасной женщиной, очаровавшей лес, покорившей его своей красотой: «Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован…» Ничто не в силах разрушить этого очарования, этого безмятежного зимнего сна: «Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой — В нём ничто не затрепещет…» Лес останется спокоен и умиротворён, меняясь лишь внешне: «Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой…» Стихотворение не имеет ни политического, ни драматического, ни сатирического подтекста, ни двойного смысла. Его идея заключена в искреннем восхищении русской зимой, в стремлении поделиться им с окружающими, чтобы и они научились замечать и видеть прекрасное в окружающем мире. Будучи виртуозом художественного слова, Фёдор Иванович Тютчев создавал стихотворения образно-символичной формы, что нашло отклик в творчестве символистов начала хх века: А.Блока, Т.Брюсова и других. Несмотря на то, что поэтическое наследие автора нельзя назвать огромным, его труд не мог остаться незамеченным. А.А.Фет написал о нём: «Здесь духа мощное господство, здесь утончённой жизни цвет…»

История создания

Сразу после окончания Московского университета Федор Иванович вплотную занялся государственной дипломатической службой и был определен в Мюнхен. Будучи прекрасно образованным человеком, он стремился познакомиться с лучшими умами Европы, регулярно посещал лекции выдающихся ученых своего времени. Однако ностальгия по родине давала о себе знать.

Не имея возможности поговорить с кем-либо заграницей на родном языке, молодой дипломат восполнял эту пустоту написание стихов. Тоска по дому, которая лишь усиливалась осенней погодой, подтолкнула Тютчева к написанию невероятно лиричного, волнующего и чуть меланхоличного произведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: