Стихотворение а.с. пушкина «бесы». анализ стихотворения «бесы»

История создания

Анализ «Поэта» Пушкина можно начать с истории его написания. Оно было написано в 1827 году и тогда же было опубликовано в журнале. В нем Александр Сергеевич размышляет о роли поэта в обществе.

Некоторые исследователи полагают, что все описанное в произведении является отражением некоторых фактов биографии поэта. Весь зимний и весенний период 1827 года Пушкин проводил в светских развлечениях. Балы и прочие увеселительные мероприятия не оставляли времени для творчества. Но по приезде в Михайловское у поэта снова появилось желание писать. Это стихотворение написано в первом же письме, отправленном им из деревни.

Сюжет, тема и идея

Пушкин всегда живо и с большим интересом относился к рассказам, в которых присутствовала нечистая сила и другие фольклорные элементы, считая их частью национальной культуры. Так, в народе ходят истории, в которых бесы сбивают путников с дороги, морочат их и водят по кругу. Именно подобную байку взял за основу для своего стихотворения Пушкин. Однако проводя анализ стихотворения «Бесы», нужно учитывать, что поэт был образованным человеком, и сомнительно, чтобы он всерьез верил подобным рассказам. Любому явлению природы всегда можно найти логическое объяснение. Зачем же тогда Пушкин взял за основу именно этот мифический сюжет и даже назвал стихотворение именем вымышленной нечисти?

Объясняется все очень просто. Образ бесов, разумеется, аллегоричен, он символизирует тех, в чьих руках сосредоточена власть над Россией. А путник, блуждающий в метели, – русский народ, которому мешают найти дорогу к благополучию, свободе и счастью.

Анализ стихотворения Пушкина «Бесы» интересен тем, что само произведение можно трактовать с двух позиций: политической и философской. Политическая напрямую связана с проблемой крепостного права. Русский народ не может добраться до счастья и свободы, потому что «бесы», то есть власть имущие, не хотят отказываться от бесплатной рабочей силы и не желают дать людям свободу, которая может отрицательно сказаться на их положении. С этой точки зрения бесы – правительство России, которое морочит запутывает, унижает и запугивает простых людей. В строках стихотворения видна аналогия со светскими балами, которые продолжались даже во время вспышки холеры в Москве: «Закружились бесы разны».

С философской точки зрения заблудившимся путником может быть любой человек, а бесами — его собственные страсти и пороки, которые мешают ему найти путь к своей цели. Подобная трактовка по своей сути близка к предыдущей, так как «бесов» у власти допустили «бесы» в человеческих душах. Сам народ позволил так с собой обходиться, взрастил своих мучителей и продолжает смиренно сносить все их прихоти.

Композиция

Стихотворение «Бесы» состоит из 7 восьмистиший. Композиция произведения кольцевая, имеет три выраженные части.

Такое построение стихотворения позволяет автору акцентировать внимание читателя на более значимых деталях, описаниях, которые важны для верного восприятия, ощущения атмосферы всего произведения, для правильного осознания основной идеи. Также кольцевая композиция создаёт ощущение замкнутости, что повышает уровень напряжения, запутанности

Все три части начинаются с четырёх одинаковых строк, которые создают таинственную атмосферу и, соответственно, поддерживают её на протяжении всего повествования.

Первая часть – это первые три строфы, из которых первое восьмистишие – вступление, а два последующих – основная часть.

Вступление задаёт направление мысли читателя. В нём автор рассказывает о месте событий, о преобладающих в лирическом герое чувствах.

Основная часть – это завязка. Автор рисует нам картину сильной вьюги, бури.

Затем в произведение добавляются мистические краски.

В следующей строфе они набирают яркость и звучат уже ни как догадка, а как свершившийся факт.

Вторая композиционная часть – это следующие три строфы, которые являются кульминацией произведения. В них конфликт человека и сложившихся обстоятельств достигает своей вершины.

Лирический герой уже не видит ненастной погоды, а видит сверхъестественные силы, которые стоят у него на пути. Грань между реальностью и небывалым стирается, напряжение возрастает, нечистая сила приобретает визуальный образ. Скорость смены картин возрастает.

Третья часть – развязка, последняя строфа. Здесь мы видим всю происходящую картину как бы из далека, абстрактно. Атмосфера необъяснимого присутствует, но она уже ни так страшна, как в первых двух частях. Вновь просматривается граница между реальностью и сверхъестественным

Композиционное кольцо замкнулось, то есть внимание наше вновь сконцентрировано на главном герое, которого теперь, пройдя вместе с ним «средь неведомых равнин», мы узнали лучше

История создания

«Бесы» были написаны в самый продуктивный период творчества великого русского поэта – Болдинскую осень. Более того, это оказалось первое произведение, вышедшее из-под пера Пушкина в знаменитом имении.

Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.

Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.

Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.

Именно в такой обстановке и появились «Бесы»: удивительно многогранное, загадочное и по-настоящему мистическое произведение.

Краткий АНАЛИЗ стихотворения БЕСЫ: смысл названия, проблематика, по плану

Стихотворение Бесы – это уникальное произведение, которое было написано Пушкиным в 1830 году. Здесь мысли поэта сплетаются с философскими идеями. Литературоведы относят этот стих к лучшим произведениям философской лирики.

Смысл названия и проблематика кроются в событиях, которые стали поводом для появления стихотворения. Дело было в 1830 году, когда Пушкин был помолвлен с Натальей Гончаровой.

Их свадьбе постоянно что-то мешало. Она переносилась снова и снова. Однажды Пушкину пришлось уехать в деревню по делам. Там он смог немного отдохнуть, так как устал от обыденных дел. Они не давали ему писать и творить.

Стих Бесы был одним из первых стихов, как только он приехал в деревню. Сначала в нем прослеживается меланхолия, но потом виден подъем. Так поэт постепенно приходит в себя. Даже эпидемия холеры, которая отсрочила его отъезд, стала для Пушкина подарком с небес. Он с удовольствием продолжил писать.

Размер стиха – 4-стопный хорей с перекрестной рифмовкой. Произведение относится к романтизму. Жанр – лирическая баллада. Композиция кольцевая с четкой симметрией из-за одного четверостишья, которое начинает все части стиха.

Если описывать сюжет стихотворения Бесы, то стоит все делать по плану. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В первой части мы видим ямщика, который говорит о жутком ненастье. Это бес, который является гибелью для каждого путника. Бесом здесь выступает сила природы. Наличие такой нечестии напоминает нам фольклорные мотивы.

Чтобы усилить эффект, автор использует зловещие эпитеты и звукоподражания. Сам лирический герой боится. Он не знает, что его подстерегает.

Вторая часть стихотворения – это встреча с дьяволом. Она очень эмоциональна, так как Пушкин постарался описать дьявольскую бурю, которая бушует по сторонам.

Третья часть – это воодушевление героя. Он не хочет быть частью бесовского мира. Он не хочет идти с бесами. Все внутри него разрывается на части. Страх теперь отходит назад.

Смысл этого стихотворения в том, чтобы показать истинное положение русского народа. Он так хочет получить счастливую жизнь. Но ничего не получается из-за бесов. Бесы – это элита, правящие лица, которые ставят свои интересы выше других. Сердце лирического героя, как и сердце Пушкина, разрывается из-за того, что он хочет спасти всех, но не знает как.

Полезный материал по теме:

  1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ Полтава: тема, идея, проблематика, смысл, вывод, 7 класс
  2. Краткий АНАЛИЗ стихотворения ЗИМНЕЕ УТРО: 6 класс по плану, средства выразительности, кому посвящено
  3. Анализ стихотворения Поэт: жанр, размер, смысл названия
  4. Краткий анализ стихотворение Пророк: по плану, тема
  5. Анализ и структура поэмы «Медный всадник». Тематика и проблематика поэмы «Медный всадник». Смысл названия поэмы.

Композиция

Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.

Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.

Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.

В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.

Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.

Композиция

Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.

Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.

Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.

В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.

Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.

Анализ стихотворения «Мчаться тучи, вьются тучи…» (А. С. Пушкин «Бесы»)

  1. История создания
  2. Жанр
  3. Композиция
  4. Символика произведения
  5. Художественные приемы

История создания Стихотворение родилось в самый плодотворный период автора именуемый Болдинская осень. В этот период Александр Сергеевич находился на самоизоляции из-за эпидемии холеры. Затворничество Пушкина выпало на осень 1830 года, которую он провел в родовом имении Большое Болдино. Эпидемия унесла много жизней, но подарила миру 32 стихотворения, одну поэму и долгожданное окончание «Евгения Онегина».

Жанр

Если рассматривать стихотворение по его содержанию, то оно скорее относиться к философской лирике, по форме же является балладой. Своими строфами Пушкин буквально околдовывает читателя, унося его в фантастический мир, где неизвестность ночи отражает страх героя будто зеркало.

Для Александра Сергеевича более традиционным считается реализм, но именно в «Бесах» он отлично показывает, что владеет и романтизмом с его красочными описаниями и расплывчатыми образами.

Само стихотворения написано четырехстопным хореем, где женская и мужская рифма умело чередуется. Ритм держится уверено и буквально просится на музыкальную основу.

Композиция

Стихотворение «Бесы» — это семь восьмистиший с тремя выраженными частями.

Все три эпизода начинаются одинаково:

«Мчаться тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий

Мутно небо, ночь мутна…»

Из-за такого одинакового вступления во всех трех частях композиция является цикличной. Такой прием чаще всего используется для глубоко погружения читателя в атмосферу происходящего и сгущения красок. Как мы можем заметить, в этом произведении цикличная структура полностью выполняет свое предназначение.

Во вступительной части нас знакомят с происходящим – путники, потерявшиеся в дороге среди ночи:

«…Хоть убей, следа не видно

Сбились мы. Что делать нам!»

В следующей части Александр Сергеевич сгущает краски и добавляет мистике происходящему:

«…Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…»

В последней части нам не рассказывают о судьбе героев, но вместо страха перед неведомым, читателя оставляют со смирением и принятием происходящего:

«…Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…»

Символика произведения

Ключевой персонаж стихотворения путник, но не последнюю роль играет и ямщик. Главный герой символизирует самого Пушкина, который не раз оказывался в дороге среди ночи, поэтому образ автору весьма близок. Ямщик же это обычный человек из народа, которому свойственно испытывать страх. Именно он первый и жалуется на неведомую силу – бесов, передавая свой страх и путнику.

В данном произведении «неведомая сила» не дающая найти дорогу путниками символизирует страх перед неопределённостью, которая появилась в жизни Александра Сергеевича из-за вынужденной самоизоляции. Оказавшись запертым перед самой свадьбой в родовом поместье, он словно начал ходить по кругу и страшится неведомого, как и его герои. Бесы, ведьмы и домовые жили на уровне фольклора, и только слухи ходили о творимых ими бесчинствах и убийствах. Такими же слухами для Пушкина стала холера, которая свирепствовала где-то и убивала, а ему просто не давала двигаться вперед.

Художественные приемы

  • В основе стихотворения, символизирующую его цикличность преобладают звуки «у» и «ю», что при прочтении вслух подсознательно вызывает ощущение вьюги;
  • есть звукоподражание «дин-дин-дин…»;
  • разнообразие эпитетов: «снег летучий», «визг жалобный», «беспредельная вышина» и т.д.;
  • Лексические повторы: «вьюга злится, вьюга плачет»;
  • в шестом восьмистишие идет повторения звуков «с» и «з», что создает ощущения шипения невидимых, но опасных существ.

История создания

«Бесы» были написаны в самый продуктивный период творчества великого русского поэта – Болдинскую осень. Более того, это оказалось первое произведение, вышедшее из-под пера Пушкина в знаменитом имении.

Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.

Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.

Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.

Именно в такой обстановке и появились «Бесы»: удивительно многогранное, загадочное и по-настоящему мистическое произведение.

Композиция

Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.

Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.

Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.

В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.

Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Бесы», от которого ведётся повествование – путник, в образе которого можно рассмотреть самого автора. Также героями баллады являются ямщик и бесы.

Проводя параллель между фактами из жизни Александра Сергеевича и произведением, можно предположить, что бесы – это жизненные проблемы, неприятные непредвиденные обстоятельства, которые не дают двигаться вперёд, дальше по дороге жизни.

Таким обстоятельством, «бесом» для Александра Сергеевича стала эпидемия холеры. Неосязаемая, пугающая, опасная, она не пускала поэта в Москву.

Также можно предположить, что нечистая сила – это образное представление безысходности, несправедливости и дефективности устоявшегося социального неравенства. Пушкин был на стороне декабристов и поддерживал их идею об отмене крепостного права, так как осознавал, что это неправильно, что больше так продолжаться не может.

Ямщика можно сравнить с народом, который первым чувствует новые веянья, видит «бесов» и, соответственно, сообщает об этом лирическому герою.
То есть поэт «впитывает» основные события времени, понимает (или пытается понять) весь народ, чувствует его проблемы. Он является концентратом всей эпохи, современники которой проходят через сложности, сквозь «бесов».

Также можно предположить, что кони тоже являются неким образом. Интересным фактом является то, что в своих произведениях Александр Сергеевич упоминает лошадей 579 раз, что говорит о его особом отношении к этим животным. В данном произведении кони судьбоносные. Они «чуткие» проводники, которые ведут ямщика и путника сквозь «бесов».

Жанр, направление, размер

По форме данное произведение является балладой, а по содержанию относится к философской лирике.

Баллада – лиро-эпический жанр, излюбленный приверженцами романтизма. Характерной чертой баллады, как жанра, и романтизма, как направления в целом, является уход от реальности, создание своего удивительного, мистического мира, где природа является зеркалом, отражающим чувства лирического героя, или же напротив, она изображается враждебной, бушующей, с которой приходилось сражаться главному персонажу.

Пушкина считают родоначальником реализма в литературе, но в произведениях раннего периода творчества поэта можно заметить черты романтизма. Стихотворение «Бесы» относится именно к романтизму, что могут подтвердить красочные описания природы в произведении, яркое противоборство человека и судьбы.

Размер произведения «Бесы» – четырёхстопный хорей. Такой размер называют размером русской частушки, но он совсем непростой. Произведения, написанные данным размером очень ритмичные, что не единожды доказано Александром Сергеевичем. В стихотворении «Бесы» использована перекрёстная рифмовка с чередующейся женской и мужской рифмой.

История создания

«Бесы» были написаны в самый продуктивный период творчества великого русского поэта – Болдинскую осень. Более того, это оказалось первое произведение, вышедшее из-под пера Пушкина в знаменитом имении.

Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.

Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.

Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.

Именно в такой обстановке и появились «Бесы»: удивительно многогранное, загадочное и по-настоящему мистическое произведение.

Краткая история создания стихотворения «Бесы» А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин написал свое стихотворение «Бесы» 7 сентября 1830 года. В это время автор находился в Большом Болдино. Произведение поэта содержит глубокий философский смысл, который понятен не каждому читателю. Стихотворение «Бесы» по праву считается одним из ключевых в творчестве великого писателя.

6 мая 1830 года Александр Пушкин и Наталья Гончарова объявили о своей помолвке. 3 сентября автор был вынужден отправиться в Большое Болдино. Александру Сергеевичу необходимо было решить важные вопросы по деревне Кистенево. Но поэту не удалось быстро завершить дела. Был объявлен холерный карантин, поэтому все выезды из Болдино были закрыты. А.С. Пушкин провел в своем своеобразном заточении 3 месяца. Осень 1830 года — особый период в жизни поэта. Это время получило название «Болдинская осень». Автор глубоко переживал разлуку с близкими. Апатия, меланхолия, хандра в этот период стали его верными спутниками. Поэт писал близким и друзьям письма, которые были наполнены грустными мыслями.

Автор даже пожалел, что отправился в Большое Болдино, но ничего уже нельзя было изменить. Въехать в Москву было невозможно. Александр Сергеевич уже почти пал духом. Он никак не мог найти выход из этой ситуации. Ему оставалось только ждать. Единственным утешением служило творчество.

Стихотворение «Бесы» пропитано тревогой, сомнениями. Произведение отражает внутреннее состояние автора, его переживания. В работе «Бесы» царит мрачная напряженная атмосфера. Именно это стихотворение положило начало произведениям времени «Болдинской осени».

В центре повествования — образ бесов. Именно бесы создали ритм всего произведения. В момент написания стихотворения в стране бушевала холера. В своей творческой работе Александр Сергеевич словно провел аналогию этого страшного заболевания с нечистыми силами.

А.С. Пушкин словно ждал приближения грозных неприятных событий. Он хотел подготовиться к ним морально, но не мог. Но было и очевидное преимущество его заточения в Большом Болдино. У автора появилось гораздо больше времени на творчество. Александр Сергеевич старался выплеснуть все свои страхи и сомнения на бумагу. Тишина, время для досуга способствовали новому подъему в творчестве А.С. Пушкина.

Изначально поэт подобрал для своего произведения другое заглавие. Автор хотел назвать стихотворение «Шалость». Однако его работа о страхах неизвестности, несправедливости, о внутренних демонах, бесах просто не могла иметь такое заглавие. Поэтому Александр Сергеевич изменил его на «Бесы». Именно бесы олицетворяют тех, кто предвещает горе и беду.

Если анализировать литературное направление, то произведение «Бесы» можно отнести к романтизму. Это стихотворение — лирическая баллада, одна из самых известных лирических работ А.С. Пушкина. «Бесы» — сложное эмоциональное произведение, заставляющие читателей задуматься о многом. Во время написания стихотворения автора посещали тревожные мысли, которые читаются между строк.

Александр Сергеевич словно поведал окружающим о своем месте в жизни. Автор как и главный персонаж запутался, сбился с намеченного пути. Но несмотря ни на что, он готов идти дальше

Он не обращает внимание ни на холод, ни на людскую отрешенности, ни на страх. А.С

Пушкин открыл свою душу читателям. Он рассказал, что жизненный путь не всегда легкий и радостный. На пути каждого человека встречаются различные испытания и преграды. Автор поделился своим отношением к жизненным неурядицам. Поэт передал внутренний настрой путника, который оказался в сложной ситуации.

Композиция

Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.

Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.

Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.

В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.

Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: