Две семьи в романе
Тем интереснее провести сравнение семей Болконских и Ростовых. Первые вели уединенный замкнутый образ жизни, были строги, суровы, немногословны. Они избегали светских развлечений и ограничивались обществом друг друга. Вторые же, напротив, были общительны, гостеприимны, веселы и жизнерадостны. Тем показательнее тот факт, что Николай Ростов в конце концов женился на княжне Марье, а не на Соне, с которой его связывала детская любовь. Должно быть, эти столь не сумели лучше разглядеть положительные качества друг друга.
Лев Николаевич Толстой отвел семье Болконских основную роль в своем романе-эпопее. Эта семья выглядит несчастливой, не умея найти общий язык, не столько друг с другом, сколько с отцом семейства. Зато особенна сильная связь между братом и сестрой, которая на протяжении всего романа поддерживает жизнь в Андрее Болконском.
На момент начала повествования романа, семья Болконских состоит из отца – князя Николая Болконского, его сына Андрея и его жены Лизы, его дочери Марьи. Вместе с ними проживает мадемуазель Бурьен, которую тоже можно приравнять к члену семьи.
Повествование стоит начать с маленькой княгини Елизаветы
, которую читатель встречает в салоне мадам Шерер. Она кротка и симпатична. Она находится в положении, что только красит ее хрупкую фигурку. Если бы не ее деликатное положение, то Лизу вполне можно было бы сравнить с ребенком. Ей отведена малая роль в романе. Однако ее образ помог понять, что брак с князем Андреем стал несчастливым для обоих. Читатель видит ее страдания от холодности мужа, страдания во время родов и такое же исполненное страданием лицо застыло на ее безжизненном лице. Она оставляет князю Андрею частичку себя – сына Николеньку.
Воспитанием Николеньки стала заниматься сестра Андрея – княжна Марья
. Ее сюжетная линия интересна своей непредсказуемостью. По возрасту Марья – девица на выданье, однако поклонников у нее нет из-за не симпатичности. Худое лицо и тело не излучали жизни и блеска, глаза были всегда грустны и готовы были вот-вот пролить слезы.
О ее уродстве ходили слухи по всему уезду, именно поэтому с таким отвращением ехать свататься к ней Анатоль Курагин со своим отцом. Даже походка ее была тяжела и непривлекательна. Старый князь понимал, что если и возьмут ее замуж, то только из-за богатства. Однако душа ее была чиста, добра и невинна. Она получила прекрасное домашнее образование, получая уроки от отца.
Она была великодушна, втайне от отца пускала в дом монахинь, кормила их. Неоднократно подчеркивалась ее религиозность. Всю жизнь девушка знала, как она нехороша, поэтому после смерти Лизы, нашла отдушину в племяннике. Отец же никогда не проявлял своей любви, отчего Марья думала, что не любима и не желанна батюшкой своим. Только на смертном одре старый князь Болконский называет ее «дружочком», говорит слова любви и просит прощения. Эта сцена одна из самых жизнеутверждающих в романе. Марья после смерти отца попадает непростую ситуацию, из которой выручает ее Николай Ростов. Связь, образовавшаяся у них, приводит к трепетному чувству, а потом и к браку. Марья в конце романа обретает свое женское счастье.
Отец – князь Болконский
– кажется читателю бессердечным человеком, видя обращение к сыну и дочери. Он холоден и неприступен. Николай Болконский – бывший генерал. Его уважает и помнит сам Кутузов. Он уже стар, и чрезмерно богат. Постоянно чем-то занят. Слуги уважают, но втайне боятся хозяина. Он очень умен и сообразителен, сам обучал дочь грамматике. Читателю видно, как за спокойствием он переживает за сына, и очень любит дочь. Несмотря на высокое положение, он никогда не просил за Андрея и тот всего достигал сам. Старый князь до последнего не мог поверить во вторжение Наполеона в Россию, из-за этого он сильно расхворался и вскоре умер.
Андрей Болконский
– главный герой произведения. Читатель видит, как меняется Андрей в процессе повествования. Он переживает сильнейшее ранение, смерть жены, рождение сына, влюбленность в Наташу Ростову и ее предательство – всё это закаляет его характер. Одной из главных сцен является ранение князя под Аустерлицем. Смотря на небо, чистое и девственное, он переосмысливает свое существование. Смерть Лизы является для него своеобразным освобождением. Видно, как смягчается его сердце при знакомстве с Наташей Ростовой, как именно она учит его любить. Наташа Ростова видит его в совсем другом свете: умным, интеллигентным, порядочным, романтичным. После смертельного ранения он смог простить Наташу и признаться ее своих чувствах. Его смерть является самой трагичной в романе.
Таким образом, семья Болконских практически перестала существовать. Марья стала княжной Ростовой, а продолжателем рода Болконских стал маленький Николенька.
Описание имения Болконских Лысые горы
Лысые горы расположены недалеко от Смоленска. Главная часть имения — дом, описывается как большое мрачное здание, в котором царят строгость, раз и навсегда заведенный порядок.
Немаловажной деталью является описание боя часов в господском доме – все часы, и в гостиной, и в комнатах, работают в унисон, что является характеристикой пунктуальности и скрупулезности, с которыми в доме налажен быт. Обеды в имении торжественные, с обилием перемен блюд, множеством прислуги
Дом подавляет своих обитателей – несколько раз в романе подчеркиваются его большие размеры, пустые, гулкие анфилады комнат, картинные галереи с портретами знаменитых предков, их именами и перечислением деяний.
Лиза и Николенька
Красивая, улыбчивая женщина, ей нравится находиться в светском обществе. Андрея Болконского не любит, он только необходимый предмет, как личность князь ей не нужен. В романе Лиза называется «маленькой княгиней», потому что небольшого роста и занимает такое же место в семье Болконских.
Перед родами у Лизы плохое предчувствие. Когда Андрей уходит на войну, она рожает сына Николеньку и умирает. Состав семьи Болконских будет уменьшаться после этого события.
Николушка родился в 1806 году и жил без матери, потому что она умерла. Видел смерть отца. Рос без родителей, но с внимательным и добродушным воспитанием Марии.
Княжна Марья Николаевна
Старый князь Болконский воспитывал богатую наследницу в чрезмерной строгости, порой переходящей рамки здравого смысла. Большое значение отец придавал образованию дочери, лично преподавая уроки алгебры и геометрии.
Современники считали лицо девушки некрасивым, хотя сегодня внешность сочли бы неухоженной, без стиля и вкуса. Княжна унаследовала от отца худощавое тело, лишенное привлекательных женских изгибов талии и бедер. Глаза Марии Николаевны всегда выглядели грустно, она разглядывала себя в зеркало безнадежно.
Только умный человек мог уловить в ее взгляде истинный свет доброты и человеколюбия. За отсутствием грациозности придворной дамы крылась робость и природная женская прелесть, кротость. Особое место в мировоззрении княжны занимает религия, мудрая женщина способна распознать и оценить добрые человеческие качества.
Отсутствие женского авторитета формирует снисходительное отношение к деталям быта. На столе Марьи творится мужской беспорядок, что недопустимо для ее отца, у которого каждая мелочь знала свое место. Между отцом и дочерью складываются сложные взаимоотношения.
Невольно старый князь часто обижает родную воспитанницу, тиранит ее моральные силы, приводит в отчаяние. Марья Николаевна приносит в жертву личные интересы, до конца жизни отца украшает его старость. Свое счастье женщина встретит в 1812 году в лице Николая Ростова.
Семья Болконских в романе «Война и мир» : характеристика и образ героев
Чтобы понимать героев, нужно познакомиться с анализом произведения, с характеристикой семьи Болконских в «Войне и мире». Семейство обожаемо лично Толстым, все без исключения добропорядочные, интеллектуальные, проживающие точно согласно законам, заметно закрытые, живут в имении Лысые Горы.
Князь Николай
Глава семейства, генерал в отставке, владелец поместья. В романе есть краткое описание, что это пожилой человек, но сколько ему лет не указывается.
В течение рассказа князь создает плохое впечатление, хотя трудолюбивый человек, ведет мыслительную деятельность, в семье есть богатство, но он скупой. Срывает злобу на дочь Марию.
Ещё неприятен, потому что особенность характера на грани безумия, подкрепляет неверием в Бога.
Князь обращается к детям с особенной любовью, и они это понимают. Жесткий и грубый родитель. Когда провожает сына воевать, на мгновение у него появляются чувства, и он их скрывает. В семействе Болконских царит строгий уклад и рациональность.
Позицию князя в жизни, возможно узнать из этой фразы: «Он говорил, что существует 2 источника пороков у человека: праздность и суеверие, есть 2 добродетели: деятельность и ум». Хоть он и суровый человек, но перед смертью просит прощения у дочери, потому что осознает свои ошибки.
Андрей Болконский
Сын Николая, сварливого человека. Он гордый, жестокий, неудовлетворен жизнью. Ему не нравится жена, но на встречах в светском обществе называет красавицей, окружение лживых масок, то чем он занимается. Супругу зовут Лиза — племянница Кутузова. Единственный человек, с кем хочет общаться Андрей, это приятель Пьер Безухов.
Князь решает уйти на войну, потому что понял: Наполеон — его кумир. Мечтает о героических поступках и народной любви.
На службе Андрей в должности адъютанта Кутузова проявляет активность в борьбе с французами. После ранений, любви, разочарований и сообщения о смерти супруги находит предназначение в защите Родины.
Но к сожалению, в 1812 году герой умирает от тяжелого ранения, не исполнив мечты.
Лиза и Николенька
Красивая, улыбчивая женщина, ей нравится находиться в светском обществе. Андрея Болконского не любит, он только необходимый предмет, как личность князь ей не нужен. В романе Лиза называется «маленькой княгиней», потому что небольшого роста и занимает такое же место в семье Болконских.
Перед родами у Лизы плохое предчувствие. Когда Андрей уходит на войну, она рожает сына Николеньку и умирает. Состав семьи Болконских будет уменьшаться после этого события.
Николушка родился в 1806 году и жил без матери, потому что она умерла. Видел смерть отца. Рос без родителей, но с внимательным и добродушным воспитанием Марии.
Мальчик способный, все семейство удивляется стремлению к знаниям и быстрому освоению новых навыков. Близким человеком для Николеньки становится Пьер Безухов.
Княгиня Мария
Умная, кроткая, начитанная девушка, но не привлекательная внешне, с ужасной походкой. Как пишет автор, ее красивые глаза передавали тепло и любовь. Верит в бога и считает, что религия отвечает на вопросы, которые без ее помощи не поймут люди.
Дочь князя Николая и сестра Андрея Болконского. С братом они хорошо общаются с детства. Княгиня терпит все обиды и оскорбления отца, но все равно любит его. После смерти Лизы заменяет Николеньке мать. В конце произведения Мария замужем за Николаем Ростовым.
Мадмуазель Бурьен
Член семьи, француженка и сирота, принятая в дом Болконских из жалости. Она живет и спит с Лизой в комнате. Слушает рассказы о ее страдании. Во время войны Бурьен ушла к французам, чем вызвала гнев у Лизы. С этого момента они не общались.
Усадьба Болконских — большой дом, где происходят все действия в романе. Это мрачное здание отражает ценности семьи, где царит строгость, скрупулезность в выборе каждого объекта в этом доме. Обед по традиции, богат многообразием блюд и множеством прислуги.
Особенности произведения:
- В этом романе история трех поколений: отца семейства Николая, детей Марии и Андрея, внука Николеньки. У них разные убеждения, характеры, но объединяет преданность Родине, чувство долга.
- Судьба семьи Болконских в романе «Война и мир» представляется, как одна из основных сюжетных направлений.
Писать сочинение на тему этого семейства будет легче, потому что кратко написано о каждом персонаже с собственной значимостью в романе.
Реферат: Образ Андрея Болконского в романе Толстого
* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
ОБРАЗ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО“ВОЙНА И МИР”
“В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский” — так в круговороте лиц салона Анны Павловны Шерер появляется главный, хотя и не самый любимый автором герой романа.
Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариковский шаг.
Завершает картину вселенская скука в глазах.
Князь Андрей — светский человек. В этом смысле он подвержен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни.
И тихая походка, и скука во взгляде, и манера держать себя с окружающими — все выдает в нем приверженца начинающего входить в светский европейский и российский обиход дендизма. И действительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетителей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило. Все окружающее ниже и уже поэтому хуже него.
Обратите внимание
Но подобное отношение к миру не затрагивает людей, симпатичных ему. Он преображается, встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится “неожиданно доброю и приятною”. А их дальнейшая беседа — разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то что Пьер младше Болконского, разговор равных, безмерно уважающих друг друга людей.
Князь Андрей дан нам в романе полностью сформированным, законченным человеком, в отличие от Пьера Безухова, становления которого происходит все семь лет романной жизни.
Таким сформированным, готовым Толстой проводит князя через главные событие европейской и отечественной истории, через любовь и смерть.
Все его испытания, все сюжетные движения сводятся к поискам и момента истины”, точки или события, в которых за личиной проступает личность, за телесным — духовное и, самое важное, душевное. Князь Андрей закрыт, загадочен, непредсказуем
Князь Андрей закрыт, загадочен, непредсказуем.
После этого он преспокойно объявляет молодой невесте о своем решении ехать за границу на год. Путешествовать. Однако и здесь не укладывается, отсутствуя более, чем надобно.
Любовь невинной черноглазой девочки не разбудила Болконского. Его душа по-прежнему спит.
И все семь лет романного существования преследует князя самый прекрасный сон его жизни. Небо Аустерлица. Одни из лучших страниц романа. Одновременно дань байронической романтике эпохи.
“Прекрасная смерть”, — глядя на князя Андрея, произносит Наполеон. Здесь много театра и позы, несмотря на пейзаж, наполненный мертвыми и умирающими людьми. Пробуждение не наступает ни здесь, ни позже, ни даже в “славный день Бородина”.
Все было не настоящим: смерть, любовь и, как следствие, сама жизнь.
Важно
Образ любого человека кристаллизуется в его отношениях с окружающими. У князя Андрея нет отношений. Его движения в сюжете подчиняются скрытым от глаз закономерностям.
Бородино. Полк Болконского в резерве. Уже в резерве выбита половина солдат. Чтобы сократить потери, солдатам приказано сесть. Но офицеры ходят под выстрелами. Дворянину не должно кланяться пулям.
Рядом падает бомба. Глядя на ее горящий фитиль, князь ощущает нечто. Это нечто есть жизненный порыв. Биологическое начало. Желание жить.
Ему кричат: “Ложитесь!” Поклониться смерти — противоречит внутреннему кодексу чести.
Только в конце книги, в середине четвертого тома, Толстой приоткрывает тайну души князя Андрея, а возможно, и тайну смысла всей книги.
Это касается тех полутора страниц книги, где “князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся”. Несомненно, главное место. Ибо с этого дня начинается пробуждение Болконского “от жизни”.
По чувствованию князя Андрея, смерть высвободила в нем дремавшую прежде светлую и могучую силу, и в душе его появилась легкость, которая уже не оставляла его.
Андрей Болконский умер. Но в этом событии не осталось места трагическому. Его смерть стала “моментом истины” его жизни. С ним прощаются герои романа. Но слишком светло, спокойно и торжественно написаны эти строки. В них нет скорби. Разве что вопрос: “Где он теперь?”
Популярные сочинения
- Сочинение по произведению Легкое дыхание Бунина Практически всегда каждому из писателей нравилось писать разные произведения, где затрагивается тема любви. Вот и Бунин не стал отставать от других писателей. А ведь любовь является самым чистым чувством
- Сочинение по картине Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем Васнецова На картине Виктора Васнецова Битва Ивана-Царевича с трехглавым змеем мы видим сюжет известной всем сказки о бесстрашном Иване, который пошел на битву с ужасным змеем ради спасения своей возлюбленной.
- Что такое Настоящая любовь сочинение Фраза: «В любимом человеке нравятся даже недостатки, а в нелюбимом раздражают даже достоинства» действительно правдива.
Советский период в истории дома
В период с 1917 г. и до распада СССР особняк контролировался различными городскими организациями Ярославля, но в основном, «Ярреставрацией». Из-за отсутствия достаточного финансирования средств на поддержание здания в надлежащем состоянии не хватало. В итоге, на закате эпохи Советов Дом Болконского находился в довольно жалком состоянии.
По свидетельству очевидцев, он сильно пострадал из-за отсутствия нормальной гидроизоляции фундамента. Ливневые стоки с набережной Волги попадали под дом, расшатывая его устои. Дом нуждался в укреплении фундамента и несущих конструкций, устройстве новой кровли, реставрации фасада. Однако в те годы денег на восстановление исторического и культурного памятника так и не нашлось…
Сравнение семьи Болконских и Ростовых
Краткий сравнительный анализ жизни двух семейств выявляет как сходство, так и различия в их укладе, привычках, образе жизни.
№ | Критерий | Болконские | Ростовы |
1 | Семья и отношения в ней | Аскетичны, рациональны, царит строгий уклад. Хозяин – старый граф. | Жизнерадостны, добросердечны, просты в обращении. Хозяйка – мать. |
2 | Конфликт поколений | Старый граф угнетает детей. Доверие и выражение сильной любви к нему отсутствует. | Отсутствует. Мать – наперсница детей, родители всегда готовы выслушать и помочь. |
3 | Отношение к природе | Возвышенное, замечают отстраненно. | Близки к природе, пользуются ее благами. |
4 | Патриотизм | Ярые патриоты. | Ярые патриоты. |
5 | Духовность | Духовные чувства развиты в индивиде обособленно. | Близки к народу, природе, Богу. |
Вариант 2
Автор представил в романе несколько дворянских семей. На их примере он показал, как важны семейные ценности. Они во многом влияют на характеры и судьбы героев.
Ростовы
Большая дружная семья Ростовых, практически, идеальная. В их доме царит атмосфера любви, уважения взаимопонимания и поддержки.
Глава семьи граф Илья Андреевич – добрый и щедрый человек, чистый и доверчивый, иногда наивный, как ребёнок.
Главная черта графини Ростовой — любовь к своим детям. Дети доверяют матери все секреты, она понимает их с полуслова и всегда даст им нужный совет.
Семья Ростовых отличается русским гостеприимством и открытостью. Они не прячут свои эмоции, душевно раскрепощены, доброжелательны к окружающим и ожидают такого же отношения к себе.
Для членов этой семьи деньги и материальные блага не самое ценное в мире, главное – добрые дела. Во время осады французами Москвы Ростовы отдают свои подводы для эвакуации раненных бойцов, а не спасают своё имущество.
Дети Ростовых такие же отзывчивые, как и взрослые. Семейные ценности для них на первом месте. Самой яркой представительницей Ростовых является Наташа. Она отличается от всех своей непосредственностью, обаянием и естественностью. Сердце Наташи полно любви ко всем окружающим. И в радости, и в горе чувства её искренни и неподдельны. Унаследовав лучшие качества от своих родителей, Наташа перенесет и в свою семью ту же благожелательную атмосферу уюта и комфорта.
Мальчики из семьи Ростовых – честные и порядочные люди, настоящие
патриоты России. Они мужественно сражаются с французской армией, защищая Отечество. Младший Петя уйдет на войну несовершеннолетним и погибнет.
Сын Николай после смерти отца не отказывается от его долгов, что говорит о его порядочности. Своей женитьбой на Марье Болконской он объединит два достойных рода.
Болконские
Несколько отличается от Ростовых семья Болконских. Старый князь Николай Андреевич гордится своим знатным происхождением, положением в обществе. Он скуп на чувства и эмоции, считая их проявлением слабости, но, несомненно, очень любит своих детей и переживает за них. Богатство не развратило эту семью. Болконским чужды развлечения высшего света, их фальшивость и пустота. Все обитатели их дома подвержены строгому порядку и суровой дисциплине, которая исходит от главы семьи. Болконские умны и благородны; обладают богатым внутренним миром. Для старого князя честь и долг превыше всего. Этого он требует и от своих детей. Княжна Марья отказывается выйти замуж за Анатолия Курагина, уличив его в неискренности. Князь Андрей храбро сражается на войне и, получив ранение в сражении, умирает. После смерти брата Марья Николаевна берёт всю ответственность на себя за воспитание его сына.
Курагины
Совсем не похожа на Ростовых и Болконских семья Курагиных. У них совершенно другие ценности. Её представители активные участники интриг светского общества, завсегдатаи балов. Под утончёнными манерами и внешним лоском они скрывают бездуховность и лицемерие. Всех Курагиных объединяет аморальность, корысть, ложь и эгоизм.
Глава семьи князь Василий — предприимчивый карьерист, стяжатель и эгоист. Он умело использует людей, прикрываясь светским этикетом. Благодаря своей хитрости, князь Василий многого добивается в жизни.
Дети Курагиных красивы только внешне, внутри – грязь и пустота. Их никчёмная жизнь проходит в кутежах, разврате и мотовстве. Для Элен главное — деньги. Мужчин она использует для достижения своих целей, не считаясь с их чувствами. Анатоль всё своё время проводит в утехах. Младший сын Ипполит – самодовольный, умственно ограниченный повеса и франт. Курагины стараются взять от жизни как можно больше, ничего не отдавая взамен. Впоследствии они будут наказаны за это.
Таким образом, Лев Толстой раскрывает предназначение семьи в жизни человека.
Идея создания романа
Идея, заставившая писателя–классика взяться в 1856 году за перо, заключалась в поиске исторического опыта для преодоления современного ему раскола российского общества. Половинчатая крестьянская реформа накалила отношения между крестьянами и помещиками. Хотя и тогда были помещики по типу «Ростовы и Болконские», гармонизирующие российское общество.
Толстой начал свой творческий поиск интегрирующей национальной идеи с эпохи декабристов. Его роман должен был начаться возращением ссыльного декабриста Пьера Безухова вместе с женой Натальей и семейством. Художественное осмысление сюжета направило его поиски к 1825 году (год восстания декабристов). Однако Пьер шел на Сенатскую площадь осознанно, что направило Льва Николаевича к вехам его жизни: сначала в 1812 год, а затем и в 1805, когда все начиналось. С 1863 по 1869 годы — за 7 лет — он создал этот роман–эпопею.
О княжне и старом князе
Описание семьи Болконских следует продолжить небольшой портретной характеристикой княжны Марьи и ее сурового отца. Молодая девушка имела одухотворенную внешность, так как она жила напряженной внутренней и умственной жизнью. Она была худа, стройна, однако не отличалась красотой в общепринятом смысле слова. Светский человек, может быть, вряд ли назвал бы ее красавицей. К тому же серьезное воспитание старого князя наложило на нее свой отпечаток: она была не по возрасту задумчива, несколько замкнута и сосредоточенна. Словом, она совершенно не походила на светскую даму. На нее наложил отпечаток тот образ жизни, который вела семья Болконских. Кратко его можно охарактеризовать следующим образом: замкнутость, строгость, сдержанность в общении.
Ее отец был худым человеком невысокого роста; он держался прямо как военный. Его лицо отличалось суровостью и строгостью. Он имел вид человека выносливого, который к тому же находился не только в прекрасной физической форме, но также был постоянно занят умственным трудом. Такая внешность говорила о том, что Николай Андреевич был человеком незаурядным во всех отношениях, что и сказывалось в общении с ним. Вместе с тем он мог быть и желчным, саркастичным и даже несколько бесцеремонным. Об этом говорит сцена его первой встречи с Наташей Ростовой, когда она в качестве невесты его сына посетила их поместье. Старик был явно недоволен выбором сына и потому устроил молодой девушке весьма негостеприимный прием, отпустив в ее присутствии пару острот, которые глубоко задели ее.
Тема семьи в романе Война и мир
Толстой Лев Николаевич — гениальный писатель, создавший прекрасные работы, которыми до сих пор зачитывается читатель. Его произведения поражают яркостью, животрепещущими сюжетами и важными вопросами, которые поднимает автор. Среди его произведений можно выделить роман-эпопею Война и мир, где Толстой раскрывает не только народную тему, но и много внимания уделяет теме семьи.
Война и мир: тема семьи, сочинение
Семья — это одна из главных человеческих ценностей. У каждого человека свое представление об идеальной семье. Кто-то закладывает сюда тепло и родной дом. Для кого-то — это окружение родными людьми, уют, тепло, поддержка. Другие видят в семье команду, которая преодолевает жизненные трудности. Таким образом, в простое слово семья, каждый из людей закладывает свой, особый смыл.
Было свое видение идеальной семьи и у Толстого, который не мог пройти мимо данной тематики, поэтому и затронул ее в романе Война и мир. Показывая разную обстановку, где проживали герои, автор позволяет глубже понять персонажей и их поведение. Ведь в целом, взгляды и характер человека закладываются в семье.
В романе Война и мир семейная тема раскрывается посредством изображения трех главных семейств. Это семейства Ростовых, Болконских и Курагиных. Остановимся подробнее на характеристике перечисленных семей в нашем сочинении.
Семья Ростовых
Познакомившись с семьей Ростовых, мы понимаем что эти люди — образец настоящей семьи. В образе семейства Ростовых автор показал свое представление об идеальной семьи, семейных отношениях, раскрыл тему нерушимости семейного союза. Пусть члены этого семейства не идеальны и совершают ошибки, но это не мешает им оставаться честными, жить в добре, правде, переживать за других. Ростовы — воплощение истинной любви, уважения, взаимопонимания и поддержки. Только в такой атмосфере могут вырасти такие дети, как Наташа, которая стала воплощением семейности, женственности, заботливости, хозяйственности, доброты и широкой русской души. Все это Наташа взяла от родителей, которые были для нее примером. Она была открыта и для других. Для героини не важны богатства, она готова оставить все в городе, лишь бы помочь раненным. И главное, она умела отдаваться своим чувствам без остатка.
Именно в такой семье, как Ростовы, рождались честные, порядочные люди — истинные патриоты, подобно Николаю и Пете. Впрочем, в каждой семье имелись и исключения. Примером семьи Ростовых является эгоизм Веры, которая из корыстных побуждений выходит замуж за Берга. Свои ценности они видят в обогащении и наживе. Только такие семейные отношения не имеют духовности, а значит их семейная дорога предопределена, и ведет в никуда.
Семья Болконских
Семейство Болконских это еще один род, который может стать образцом для подражания, но в отличие от Ростовых, Болконские строят свою семью не на чувствах. Все их действия диктуются разумом, долгом и честью. В их доме порядок, сдержанность, строгость, суровость. Как итог, в семье Болконских любят каждого, каждого из членов семьи готовы поддержать, но при этом чувства свои не показывают.
Все их представители — сильные личности, благородные и честные. Болконские не разменивают жизнь на безнравственные поступки, и стараются соответствовать статусу В таких семьях рождаются патриоты, люди с жестким характером, которые не прощают слабости другим. Но вместе с тем мы видим, что и здесь может царит добрый дух, который олицетворяет Марья. Она верит в любовь, в тихое семейное счастье, которого обязательно дождется.
Семья Курагиных
В романе читатель знакомится и с семьей Курагиных. Семья Курагиных — это противоположность Болконским и Ростовым. Заглядывая глубже, мы видим в них алчных людей. Деньги и положение — вот их счастье. Понятно, в таком семействе не могут вырасти добрые люди, и дети наследуют черты своих родителей. Анатоль, Элен и Ипполит ни в чем не уступают своему отцу. Они красивы снаружи, но пустые внутри, их слепит эгоизм и жажда наживы. В роду Курагиных нет места любви и добру. Да и семьи здесь собственно нет, а есть зависть, ложь и презрение к окружающим.
Курагины — хищники, которые с легкостью могут вторгнуться в чужую жизнь, сломать ее, следуя своему эгоизму. Но законы справедливости еще работают, поэтому жизнь им страшно отомстила.
Старый князь Николай Андреевич Болконский
Его Сиятельство знала императрица Екатерина II, он служил при ее дворе генерал-аншефом. Князь имел аскетический вид, сухое тело и маленький рост, но былая военная выправка узнавалась в походке и четких шагах. В силу глубокого возраста соседи знали дворянина, как тяжелого в общении человека, называли богатым и скупым. Многие считали князя странным, его поведение иногда настораживало окружающих.
Генерал в отставке был крут в обращении с подчиненными и родными детьми. В пору рассвета сил его называли прусским королем, он слыл любимцем князя Потемкина. В годы правления Павла Николай Андреевич пал в немилость царя, был сослан в глубинку, где оставался до событий 1812 года. До Москвы надо было преодолевать 150 верст или при необходимости 60 верст до Смоленска.
Отсутствие городских условий жизни закалило старика, а нелюдимость вызывала у собеседников чувство страха, смешенное с глубоким почтением. Из Вены, как другу, Болконскому писал письма Кутузов, тот же посылал ему ответ при возможности. Генерала считали оригинальным придворным, наделенным умом и проницательностью.
Сравнение семьи Болконских и Ростовых
Краткий сравнительный анализ жизни двух семейств выявляет как сходство, так и различия в их укладе, привычках, образе жизни.
№ | Критерий | Болконские | Ростовы |
1 | Семья и отношения в ней | Аскетичны, рациональны, царит строгий уклад. Хозяин – старый граф. | Жизнерадостны, добросердечны, просты в обращении. Хозяйка – мать. |
2 | Конфликт поколений | Старый граф угнетает детей. Доверие и выражение сильной любви к нему отсутствует. | Отсутствует. Мать – наперсница детей, родители всегда готовы выслушать и помочь. |
3 | Отношение к природе | Возвышенное, замечают отстраненно. | Близки к природе, пользуются ее благами. |
4 | Патриотизм | Ярые патриоты. | Ярые патриоты. |
5 | Духовность | Духовные чувства развиты в индивиде обособленно. | Близки к народу, природе, Богу. |
Особенности семейного круга
О богатстве Болконских по Москве ходила молва. Они были влиятельными людьми в городе и принадлежали к знатному роду.
Общие черты
В любой семье есть общие черты во внешности и в характерах. Отец с сыном были схожи духовно. Они обладали чувствами собственного достоинства и долга перед русским обществом. Эти герои осознавали свою ответственность, были честны. Роскошь, знатное происхождение не сделали их высокомерными и чересчур самоуверенными. Они занимались обустройством жизни крестьян, реформами своих земель.
Брат с сестрой мало похожи между собой как внешне, так и внутренне. Андрей прекрасен внешне, обладает чувством достоинства, не скрывает своей ненависти к светскому обществу, так как презирает пустое времяпрепровождение и лицемерие. Марья — робкая девушка, неуверенная в себе, но излучала любовь, тепло и выражала свои чувства искренне.
В семье Болконских не было фальши, они не кичились своим аристократическим происхождением. Им не присуще барство в отношении к слугам, хотя иногда старый князь мог их обругать. Семья живет не сердцем, а разумом. Они высокоморальны, требовательны по отношению к окружающим.
Роль молодого князя
Андрей — главный персонаж произведения «Война и мир». Как истинный патриот, он участвует в войне 1812 года. Разочарование в славе привело его к духовному кризису. Это усугубилось смертью супруги во время родов. У него появился сын, и князь оставил поле боя, чтобы растить ребенка. В сыне Андрея Болконского автор видит будущее России. В нем выражен прообраз декабристов. Николенька посвятил себя борьбе за освобождение угнетенного русского общества.
Благодаря своему лучшему другу у молодого князя появился вновь смысл жизни. Он повстречал Наташу Ростову, которая привела его к духовному очищению. Свадьбу отложили на год. За этот период Наталья связалась с Курагиным, хотела с ним бежать. Этот поступок привел к сильнейшему разочарованию Андрея в ней и в жизни в целом. Все его мечты о счастливой семейной жизни и верной любви рухнули, из-за этого он вернулся на войну. Сына оставил на воспитание своему отцу. Далее его детство прошло у тетки.
В полку молодой князь проявил себя заботливым и сопереживающим человеком. В сражении он получил смертельное ранение. В этот момент рядом с ним оказался его враг Курагин. До битвы Андрей желал его смерти, но при виде Анатоля понимает, что испытал чувство всепрощения ко всем людям.
Во время его последней встречи с Наташей, она молит о прощении. Молодой князь простил любимую женщину. Во время прощания с ней он вновь обрел светлое чувство, которое скрасило его последние дни, получил умиротворение и покой.
Ключевым моментом в воспитании является наставление отца сыну, где он говорит, что если Андрея убьют, ему будет больно узнать об этом, но, коли отец узнает, что его ребенок повел себя не как сын Николая Болконского, то ему будет стыдно за такое. Эти слова являются стержнем характера старого князя и показывают, каковы отношения в семье Болконских. Честь для них стоит превыше всего. Это качество присуще всему семейству.