Образ светского общества в романе толстого «война и мир»

Про Светское общество

Автор использует приём противопоставления. Роман-эпопея имеет говорящее название «Война и мир». Война включает в себе сражения, бои, жизнь и быт военнослужащих, описание героев и амбициозных деятелей. Мир символизирует обыденную жизнь высших слоев общества, с простым народом читатель познакомится гораздо позже. В центре произведение стоит быт и существование знати, их поведение и взгляды.

Первым делом читатель оказывается в салоне Анны Шерер. Изначально автор хочет познакомить читателя с жизнью великого и холодного Петербурга. Город отличается своей красотой и великолепием, здесь много красивых зданий и построек. Какое же здесь общество? К сожалению, общение в среде петербуржцев оставляет желать лучшего. Приходя на бал, каждый преследует какие-то цели. Все разговоры абсолютно бессмысленные и отдают пустотой. Никому из аристократов на самом деле не интересно мнение и взгляд собеседника. Они ведут себя так, как положено. Общение уроженцев Петербурга переполнено ложью, лицемерием и подхалимством. Одни хотят вступить в брак, другие получить продвижение по службе или устроить карьеру. Именно на собрании у Анны Павловны можно встретить влиятельных людей.

Андрей Болконский не выносит этих собраний. Ему тошно находится среди этой лжи и наигранности. Пьер Безухов на фоне знати выглядит нелепо. Он говорит, что думает на самом деле. Пьер настоящий в отличие от остальных. Поведение петербургской знати сильно разоблачается, когда Пьер получает богатое наследство. До этого его считали дурачком и относились к нему соответственно. Как только он стал графом, всё вмиг изменилось. Графа Безухова все зауважали и начали расшаркиваться перед ним.

Московское общество противопоставляется Петербургскому. Здесь другая знать. В семье Ростовых царит совершенно другая атмосфера. Народ здесь открытый, отзывчивый и гостеприимный. На балах царит веселье, простота и радость. Здесь тоже бывают интриги и плохие вещи, но в общем здесь всё иначе. Аристократы открыты для людей. Они действительно слушают, что говорят другие и хотят понять окружающих людей. В Московской знати меньше эгоизма и самовлюбленности, не такой продажности, которая присутствует в петербуржцах.

Аристократическое общество отличается наигранностью, лицемерием и пустотой. К великой радости, не всё общество прогнило. Многие пороки свойственны только отдельно взятым категориям. Всегда и во все времена были хорошие и плохие люди.

Истинные дворяне

Но высший свет не ограничивается перечисленными героями романа. На их фоне ярче выделяются образы честных и благородных представителей дворянства. Неслучайно князь Андрей во время Отечественной войны отказывается служить при штабе. Ему неприятна борьба его сослуживцев за тёплое и сытое местечко. Он идёт туда, где кипит настоящая жизнь и его опыт и знания принесут пользу. Отец молодого князя болеет душой за Россию не меньше сына. Последние слова перед смертью обращены к Отчизне. «Душа болит», ‒ произносит старый человек. Безобидный и смешной Пьер планирует убить Наполеона. Наташа Ростова без сожаления расстаётся со своим добром, помогая раненым солдатам выбраться из Москвы. Марья Болконская не допускает мысли о том, чтобы остаться под властью врага и, едва похоронив отца, отправляется в долгий и опасный для девушки путь. Героически гибнет в бою шестнадцатилетний Петя. Не произнося высоких слов, рискует жизнью на полях сражений Николай Ростов. Уничтожает французов в тылу, создав партизанский отряд, Василий Денисов. Все они тоже люди высшего света, привыкшие к роскоши и богатству. Только эти герои не на словах, а на деле любят свою Родину и готовы пожертвовать всем ради её спасения от захватчиков. Именно такие дворяне являются, по мнению автора, надеждой и опорой государства Российского.

Предыдущая

СочиненияДуховные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» – сочинение

Следующая

СочиненияВ чем секрет обаяния Наташи Ростовой – сочинение по теме романа «Война и мир»

Искусство[ | ]

Кэролайн Астор, картина Каролюс-Дюрана 1890 года, представленная на Великой выставке портретов в 1894 году Искусство в то время почти исключительно было связано с владением деньгами. Искусство в высшем обществе сосредотачивалось на поглощении культур со всего мира, привязке к выдающейся архитектуре прошлого, поддержке европейских художников. Особенностью культуры стало желание овладеть знаниями и предметами других культур или, по крайней мере, тщательно их копировать.

Владение редкими и ценными предметами было ещё одним способом показать престиж в высшем обществе. Искусство также было способом демонстрации вкуса и способности нанять подходящего художника или выбрать лучшее произведение искусства для украшения дома.

Портреты

Портретисты были очень востребованы в Лондоне

В то же время, американские художники переключили своё внимание с великих пейзажей Америки на написание портретов великих американцев. Тем не менее, историки-искусствоведы до конца XX века не обращали внимания на таких живописцев высшего общества, как Джон Сингер Сарджент (1856—1925).. Портретная живопись стала самым популярным видом искусства среди высшего общества и служила доказательством достижений его членов

Портретная живопись стала самым популярным видом искусства среди высшего общества и служила доказательством достижений его членов.

«Портрет леди Хелен Винсент», Дж. С. Сарджент, 1904

В Нью-Йорке была запущена Великая выставка портретов (англ. Great Portrait Exhibition) для высшего общества

Выставка стала местом, где люди могли увидеть кто есть кто в нью-йоркском обществе, внимание больше уделялось именам людей, изображённых на картинах, чем качеству портрета. Художественное сообщество же больше заботилось о качестве живописи, что превратило искусство в замкнутый круг с тесной связью между покровителем, художником и критикой.

Архитектура

Стэнфорд Уайт (1853—1906) был наиболее влиятельным архитектором в высшем обществе. Оно было также увековечено через строительство поместий в стиле декаданса с деталями, напоминающими Ренессанс и викторианскую готику. Массивные дома выделялись в таких плотно застроенных городах, как Нью-Йорк, их строили на основных проспектах города, принадлежавших богачам или среднему классу, подальше от многолюдных и замусоренных бедных районов, в которых жил рабочий класс. Ричард Моррис Хант сыграл важную роль в удовлетворении запросов высшего общества, проектировав дома, которые представляли их космополитическое мировоззрение и затмевали всё вокруг.

Противопоставление образов

Основным художественным приемом и средством выразительности в романтической эпопее является противопоставление изображений, локаций, образов. Это сразу бросается в глаза еще до прочтения произведения. О противоречивости говорит название романа. Параллельность изображения позволила Льву Николаевичу ярко отобразить актуальные проблемы светского общества Москвы и других крупных российских городов. Наряду с этим читатель знакомится с пороками и положительными чертами людей, народными ценностями, личными драмами действующих лиц.

Война автором отображается в:

  • боях и сражениях;
  • образах полководцев;
  • личностях офицеров и простых солдат.

Мир персонифицируется писателем через характеристику светского общества России первых десятилетий XIX века. В описании можно увидеть философию Толстого, касаемо происходящих событий, подробный разбор явлений, характеров, духовных качеств. Противопоставление изображается посредством сравнения крупнейших городов Империи — Москвы и Петербурга.

Описание московской светской жизни и ее представителей

Впервые с обычаями и атмосферой московского дворянства автор знакомит читателя на утреннем приеме семьи Ростовых. На первый взгляд может показаться, что светская картина Москвы мало чем отличается от общества Северной столицы. Однако беседы представителей знати уже не такие обобщенные и пустые, в них можно услышать и личное мнение, споры и дискуссии, что говорит об искренности взглядов, истинном волнении за судьбу своего края и государства в целом. На светских мероприятиях есть место детским шалостям и добродушному смеху, искреннему изумлению, простоте и прямоте мыслей и поступков, доверию и прощению.

В то же время не стоит полагать, что Толстой, который, несомненно, симпатизирует в романе обществу Москвы, идеализирует его. Напротив, он подчеркивает многие его качества, которые не находят одобрения в лице автора, такие как зависть, высмеивание, страсть к сплетням и обсуждению чужой частной жизни. Однако, создавая образ светского общества Москвы, автор отождествляет его с характерными как позитивными, так и негативными чертами, присущими русскому народу.

Принципы светской державы

Светский характер державы выражается в отсутствии установленных государственной властью официальных институтов, посредством которых духовенство могло бы оказывать воздействие на управление делами государства, специальных должностей в государственных органах, предназначенных для замещения священнослужителями.

Отношения между государственной властью и сектами, деноминациями и церквями строятся на принципах уважения их независимости, а также взаимной самостоятельности в своей области. Кроме того, духовенство и религиозные объединения на процессуальном уровне в такой державе ограничены в участии в политической деятельности. Из этого вытекает принцип запрета на создание партий по религиозному принципу. Политические акторы тоже не должны иметь права вести политическую пропаганду, оперируя религиозными постулатами.

В плену у алчного графа

За поведением знакомых лиц мы наблюдаем в квартире Василия Курагина. Князь Василий не выпускает из своих цепких рук Пьера, неожиданно ставшего богатым наследником. Его не интересуют вопросы нравственности и морали. Женить Пьера на своей дочери ‒ предел мечтаний алчной натуры

Неважно, что молодой человек не собирается делать предложения, что между женихом и невестой нет никакого искреннего чувства. Главное, загнать в ловушку бесхитростного человека, воспользовавшись его честностью и благородством

Элен Курагина своей порочной натурой похожа на своего отца. Ей легко удаётся одурачить Пьера и сделать его жизнь несчастной. «Где вы, там разврат, зло», ‒ говорит супруге прозревший Пьер. Ради денег эти люди готовы переступить любые законы морали. В трудное для России военное время в этом обществе были «те же выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги…»

Главные герои «Телеграмма» характеристика персонажей рассказа Паустовского списком

Образы Москвы и Петербурга в романе Толстого

Война и мир” – роман-эпопея, раскрывающий нам широкую картину жизни русской нации в один из ответственнейших моментов, когда испытывались силы этой нации.

“Война и мир” вместе с тем является глубоким художественным исследованием тех законов, по которым живет человечество, – законов мира и войны, жизни и смерти, любви и ненависти.

Толстой занят выявлением глубинной сущности каждого явления жизни, ее простых, настоящих ценностей, того истинного, несомненного, что есть в человеческой жизни в отличие от ложного, ненастоящего.

Слова и понятия Москва и Петербург в этом художественном исследовании получают особое все усложняющееся значение. В самом первичном значении Москва и Петербург – места, города, где живут многие герои, происходят многие события, которые со временем станут решающими.

Действие романа начинается в Петербурге, в гостиной Анны Павловны Шерер, которую Толстой сравнивает с механической мастерской, в бездушной и лживой атмосфере которой такой естественный человек, как Пьер, выглядит чужеродным существом. С первых страниц романа возникает образ Петербурга, города, где господствует светская условность и ложь.

Именно здесь князь Василий Курагин ведет свои интриги, пытаясь сначала отнять наследство у Пьера, а затем принуждая его жениться на своей дочери. Именно в этом мире томится князь Андрей, и желание покинуть его – одна из причин его отъезда на войну.

Далее действие переносится в Москву, и мы сразу попадаем не просто в другой город, а в другой мир. Это прежде всего мир дома Ростовых, открытый для каждого, с его особой любовной атмосферой, с тем высшим накалом радости жизни, радушия, гостеприимства, которые всегда будут характерны для этого дома и которые в полной мере проявятся и тогда, когда Ростовы приедут в Петербург.

С описанием жизни в Москве Толстой сразу же связывает исследование вечных проблем жизни и смерти.

Глава, в которой описывается высшее проявление радости в семье Ростовых, предшествует изображению смерти старого графа Безухова.

И именно в этот момент вечно лгущий и плетущий интриги Василий Курагин испытывает потрясение при виде смерти. Это единственный момент в романе, когда им владеет чувство, далекое от материальных расчетов.

По мере приближения к 1812 г. образ Москвы усложняется, делается все более обобщенным. Москва начинает олицетворять собой всю Россию, все ее созидательные силы. То понятие мира, как любовного единения, которое характеризовало Ростовых, теперь расширяется. становится тесно связанным с московской жизнью.

В первый день войны Наташа с особым чувством слышит слова: “…миром господу помолимся”. “Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью будем молиться”, – думает она. За этим следуют сцены, описывающие приезд царя, собрание сословий – дворянства и купечества, общее патриотическое одушевление, создание ополчений.

Именно Москва, к которой так неудержимо стремится в это время Наполеон, олицетворяет для него Россию.

Почему русские в большинстве своем уезжали из Москвы? – спрашивает Толстой и сам же отвечает: “Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве? Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего”.

Поэтому Москва и не осталась цела – жители ее не подносили хлеба-соли, а выехали из нее. Москва, покинутая жителями – это “обезматочившийся” улей.

Москва представлена в “Война и мир” русским городом, оказавшимся в центре решающих для России событий, символом народного одушевления и сопротивления нашествию; городом, события в котором сыграли огромную роль в жизни многих героев.

Петербург в романе – холодный и официальный город, не имеющий корней в народной жизни. Жизнь этого города искусственна. Обитатели города, люди высшего света представленные в романе, погружены в заботы о собственном преуспевании.

(6 votes, average: 4.33 5)

Семья Ростовых

Эти люди также являются лучшими представителями дворянского сословия рассматриваемого времени. Они сильно отличаются от Болконских как по характеру, так и по образу жизни. Однако их объединяет честное и порядочное поведение, открытость, доброта, искренность. Первые более замкнуты, другие – открыты, общительны, дружелюбны. Однако ни те, ни другие никак не вписываются в привычное понятие светского общества.

Ростовы пользуются всеобщим уважением и любовью. И это является показательным в том смысле, что не все высшие слои были чопорны и холодны, как гости в салоне княгини Шерер. Образы старого графа, его жены, Сони, юной Наташи, её братьев – Николая и Петра – очень симпатичны и привлекательны. Они сразу к себе располагают открытостью и непосредственность. Вместе с тем писатель, стремясь к максимальному реалистичному изображению действительности, описывает и недостатки этих людей, показывая, что им также свойственно ошибаться. Например, Николай Ростов проигрывает крупную сумму и вообще ведёт разгульный образ жизни. И всё же в этих людях больше положительных качеств, чем отрицательных. Поэтому автор именно их, наряду с Болконскими, считает лучшими представителями дворянского сословия.

Энциклопедия русской жизни

Свой самый великий роман-эпопею «Война и мир» Лев Николаевич рассматривал как напоминание, что «мысль народная» — это огромная сила, которая может себе подчинить весь мир. Писатель изучал много исторических источников, чтобы найти ключ к проблемам своей современности.

Толстой раскрывает все единство и многообразность картины. Перед глазами читателя разворачивается жизнь русского социума с представителями общественных кругов, сословий и установками обычного народа. Писатель делит персонажей на два типа:

  1. Неприятный ему высший свет, эксплуатирующий войну в своих корыстных целях: представители царского двора, уполномоченные чиновники, высшие сановники.
  2. «Путеводители» мысли автора, воплощающие его моральные установки: Андрей и Пьер, Кутузов и Багратион, Наташа Ростова и Мария Болконская.

Исторический процесс в романе ознаменован движениями народа. Связано это было с тем, что Толстой видел в них будущее России и образование выдающихся персон. Писатель рассматривает двух противоположных личностей, отражающих разные позиции:

  1. Наполеон в представлении автора олицетворяет буржуазную цивилизацию с ее алчностью и злом.
  2. Кутузов — идеолог народного единства, он глубоко вовлечен в близость с народом. Толстой описывает его как великого стратега и выдающегося государственного деятеля.

Описание поведения

Важное место в первых главах произведения играет светское общество. «Война и мир» – это роман-эпопея

И поэтому психология главных героев разворачивается на широком фоне. В этом случае читатель видит центральных персонажей в окружении типичных представителей высшего дворянства. Писатель описывает их как внешне очень воспитанных, манерных, вежливых и услужливых людей. Они производят приятное впечатление и кажутся добрыми. Однако автор сразу же даёт понять: это только видимость. Например, при описании князя Василия писатель подчёркивает, что его лицо было похоже на маску. Тем самым он сразу даёт читателю понять, что всё происходящее в салоне — фальшиво и неестественно.

Альтернативные модели государственного устройства

Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:

  • Теократия. При такой модели политической и духовной организации общества государственная власть принадлежит духовенству. Единственный пример теократии сегодня — Ватикан.
  • Клерикализм. Форма политической организации общества, при которой церковь не слита с государственной властью, однако оказывает определяющее влияние на гос. политику через институты, установленные в законодательстве. В странах с таким устройством школьная программа включает в себя обязательное изучение религиозных догматов. В современном мире существуют такие клерикальные державы — Иран, Швеция, Норвегия и Дания.

Гости Анны Шеррер

Роман начинается с описания популярного петербургского салона, в котором собираются высокопоставленные придворные его величества Александра I. Злободневный разговор о Наполеоне теряет свою остроту и смысл в нотах пафоса. Живая мысль, ворвавшаяся в беседу, тонет в лицемерных охах и ахах.

Под кажущимся блеском князя Курагина кроется корысть. Каждый свой визит чиновник рассчитывает с точки зрения личной выгоды. Старый вельможа появляется только в тех кругах, где есть возможность свести нужное знакомство. Своих детей князь Василий считает обузой.

Фрейлины и вельможи играют роль сознательных граждан и умных собеседников. В светской беседе привыкли надевать маску приличия, требуемую придворным этикетом. По словам автора, петербуржская знать ходит на званые вечера, чтобы плести государственные интриги, реализовывать коварные планы личного обогащения.

Чиновники встречаются в непринужденной обстановке, чтобы выпросить теплое место для неустроенных сынков и подыскать партию с приданым. Лев Толстой с сарказмом относится к маскараду приличий, указывая, что там «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные».

Сочинение Образ светского общества

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» — величайшее произведение отечественной литературы. В нем автор затрагивает жизнь различных слоев населения страны: от интеллигенции до обычных, простых солдат. Важную роль в сюжете романа занимает яркий образ светского общества.

С его представителями мы знакомимся уже в самом начале произведения: писатель описывает салон Анны Павловны Шерер и ее приближенных. В ее обществе никто не любит Пьера, внебрачного сына богатого графа Безухова. Его не любят за простоту, непосредственность и за неопределенное место в обществе. Анна Шерер пытается отвлечь своих гостей от вольных речей Пьера, который, по ее мнению, портит всю атмосферу в салоне. Здесь процветает лицемерие и фальшь, его представители гонятся лишь за чинами да богатством. Это подтверждает необычное событие, произошедшее с Пьером, который оказался единственным наследником огромного состояния умершего графа Безухова. Став богачом и владельцем множества имений, Пьер превратился в самого завидного жениха в светском обществе. Именно это и доказывает, что в салоне Шерер всем управляют деньги. После этого красавица Элен Курагина становится женой Пьера, а он сам – многоуважаемым и почетным гостем в доме Анны Павловны. А иногда эгоистичность представителей светского общества доходит до абсурда. В день Бородинского сражения Анна Шерер устраивает в своем салоне роскошный прием гостей – в то время, когда русские солдаты проливали свою кровь за благополучие страны и мир на родной земле. Л.Н.Толстой наглядно показывает, что светское общество очень далеко от простого русского народа. Но писатель доказывает и то, что победу в Великой Отечественной войне одержало Российское государство только благодаря народу – обычным жителям, которые боролись за мирную жизнь. А светское общество порой даже поддерживало французское правительство.

18 стр., 8710 слов

Женские образы в литературе 19-20 вв

… в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своём романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в … Шерер, Жюли Курагина и другие. Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. В … эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества. 1.1. «Я всё та … Но, тем не менее, Наташа вдруг влюбляется в Анатоля …

Таким образом, образ светского общества в романе представлен крайне негативно

Автор обращает внимание на его неестественность, фальшь и лицемерие в нем. А его представители лишь создают иллюзию любви к Родине, но не принимают участие в борьбе за ее благополучие и процветание

Образ светское общество в романе Л. Н. Толстого Война и мир

Сейчас читают:

  • Весна является замечательным сезоном года. Весной природа оживает. Все вокруг становиться ярким зеленым и привлекательным. Солнышко освещает землю и согревает все живое вокруг.

  • С каждым годом население планеты становиться более образованным и развитым. Все мы пользуемся компьютерами и телефонами. С легкость играем на планшете и используем в быту умную технику, которая сама может стирать, готовить и убирать.

  • В субботний вечер мы всей семьей собираемся дома. В этот день мама всегда готовит очень много вкусных блюд, а папа всегда проводит время со мной. Утро, в субботу, у нас начинается с совместного завтрака.

  • В повести автор описывает три смерти. Первая смерть сына Тараса Бульбы Андрия. Его убивает сам отец, за предательство своего Отечества и своих товарищей. При этом, когда он перешёл на другую сторону, он опозорил свою семью

  • Нижний Новгород – прекрасный город. Он имеет богатую и интересную историю. Меня очень радует, что с каждым годом мой родной город становится все лучше и лучше. Мой город относится к одним из самых красивых, а если обратится к историческим фактам,

  • Прекрасный шедевр русской литературы, который рассказывает читателю очень непростую жизненную история, которая превратилась в настоящую историческую эпопею, так как ее герои проходят сквозь различные исторические перемены, и это очень сильно привлекает

    57 стр., 28355 слов

    Система образов в романе «Война и мир»

    … Первоначально роль Болконского в романе была очень скромной. … в бескрайнее прекрасное небо помог герою осознать мелочность и … становится реальностью. Андрей Болконский видит беспорядок, панику в войсках. Он берет знамя и … и по внешнему виду и такой же, но во внутреннем мире началась его новая жизнь». И в … и более благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь объясняет свой уход на войну: …

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector