Рецензия на повесть «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)
Литеровед предлагает вашему вниманию рецензию на повесть А. С
Пушкина «Капитанская дочка», главное внимание в которой уделяется изображению истории и исторических персонажей
Исторические темы всегда очень интересовали А. С. Пушкина. Замысел написания произведения о восстании Емельяна Пугачева появился у писателя в 1833 году. Его заинтересовала фигура предводителя крестьянской войны. Поэт изучил большое количество исторических документов, побывал в местах, где проходили военные действия. Он написал исторический труд «История Пугачевского бунта». Своеобразная летопись тех событий легла в основу повести «Капитанская дочка».
Эпиграфом к произведению автор взял пословицу «Береги честь смолоду». Она имеет основное отношение к образу главного героя Петруши Гринева, становление характера которого происходило во времена пугачевского восстания. Вопрос чести не раз Пушкин затронет в произведении. Особенно яркими в этом плане являются сцены встреч Гринева и Пугачева.
В произведении, на мой взгляд, много интересных, на первый взгляд не заметных противоречий. Главным героем является молодой человек, делающий первые шаги на военном поприще. В то же время название повести отражает другой образ, дочери капитана Миронова Маши. На фоне любовной истории ярко изображается исторический персонаж Емельян Пугачев, ради которого и написано произведение.
На то, что главный интерес для автора представляет Пугачев, указывают многие факты. Крестьянский предводитель появляется в самом начале произведения и уходит с его страниц в финале. Он возникает неожиданно, подобно романтическому герою. Во время бурана, когда путники уже готовились к худшему, ниоткуда показалась мужская фигура. Человек бывалый, хладнокровный, попав в трудную ситуацию, он не поддается панике. Попутчик внушает уверенность Гриневу.
Сразу ощущается авторская симпатия к герою. Ямщик его называет «добрым человеком». Символичен и диалог о дороге. Пугачев знает правильный путь, он стоит «на твердой полосе, да что толку». Эти слова можно истолковать и в другом смысле. Он знает, как нужно жить, «да что толку».
Дворянское мировоззрение, в том числе и авторское, отражает Гринев. Его устами автор ведет диалог с «самозванцем». Гринев честно и объективно изображает крестьянского атамана. Мы видим его жестокость во время казни, когда была захвачена Белогорская крепость. Только в военное время жестокость проявляют обе стороны конфликта.
Пугачев умеет помнить и ценить доброе отношение. Он отблагодарил Петрушу за подаренный в свое время заячий тулупчик. Пугачев проявляет благородство, сохраняя жизнь дворянину Гриневу, спасая комендантскую дочь Машу от Швабрина.
Он умный человек и хороший военачальник. Пугачев понимает, что его войско в любой момент может предать его, он не осуждает их за это. Он не ищет виноватых в том, что происходит в его жизни. Его жизненное мировоззрение выражено в калмыцкой сказке: «Лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!». Для Пугачева главным в жизни является свобода. Лучше несколько лет прожить свободным человеком, чем всю жизнь рабом. Гринев противопоставляет этой точке зрения другую, которая заключается в том, что убивать и разбойничать по сути дела и есть клевать мертвечину.
Выражая симпатию к Пугачеву, Пушкин не оправдывает его действий. Он называет его самозванцем, что отражает его негативное отношение к тому, что Пугачев выдает себя за царя, наследника престола. Автор – противник народного бунта. Казнь человека, восставшего против монархии, он считает справедливым решением. В образе Пугачева мы видим хорошего человека, который совершил ошибку и поплатился за нее головой. Благодаря такому изображению персонажа, его образ вызывает противоречивое отношение. Невольно проникаешься к нему сочувствием, понимая, что он далеко не во всем прав.
Говоря об исторических персонажах, нельзя не сказать и о главном противнике Пугачева Екатерине Великой. Автор показывает разные стороны ее личности. С одной стороны это простая женщина, которой понятны человеческие чувства. С другой стороны, это царица, во власти которой находятся жизни людей. Она может решать, кого казнить, кого миловать.
Подводя итог, хочется сказать, что Пушкин соединил в произведении жизнь частного человека и исторического персонажа, что помогло ему выразить честно и объективно свое отношение к Пугачеву и событиям тех лет. Произведение написано понятным и доступным языком. Читая его, ощущаешь связь времен. Проблемы, которые волновали наших далеких предков, не утратили актуальности. Отвага, верность, долг, предательство, любовь и дружба, о которых говорится на страницах повести, всегда были и будут в человеческой жизни.
«Барышня-крестьянка»: основная мысль
Повесть «Барышня-крестьянка» – последняя повесть из серии повестей Ивана Белкина, написанных А.С. Пушкиным. Она была написана за 2 дня – 19-20 сентября 1930 года, и носит несколько водевильный, шуточный характер. Нельзя исключать того факта, что на настроение этого произведения повлияло душевное состояние самого Пушкина. В апреле он получил согласие от семейства Гончаровых на брак его с Натальей Николаевной. Пушкин был влюблен и счастлив. Но, несмотря на кажущуюся водевильность, шутливость содержания, это произведение – о взаимоотношения х между людьми, о глубине чувств.
Сюжет вкратце выглядит так. Два помещика – Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский живут рядом, но между ними пролегла пропасть взаимонепонимания и вражды. У обоих господ есть повзрослевшие дети: у Берестова – сын, который приехал из Петербурга, а у Муромского – дочь, красавица Лиза. Лиза никогда не видела Берестова-младшего, но рассказы подружек – дочерей из соседских имений, возбуждали ее любопытство. Она очень хотела увидеть Алексея. Любопытство барышни было доведено до крайности после рассказа своей дворовой девушки Насти. Настя рассказала, что Алексей каждое утро выезжает на охоту, и тогда Лиза решила нарядиться крестьянкой и пойти гулять в сторону имения Берестовых.
Как девушки и предполагали, Лиза встретила Алексея, они начали встречаться, гуляли по лесу. Молодые люди не заметили, как полюбили друг друга. Так прошло лето. Однажды случай привел к тому, что Муромский с Берестовым примирились, и Муромский пригласил к себе Берестова с сыном. Лиза была смуглой барышней, и чтобы не быть узнанной Алексеем, она надела парик с фальшивыми локонами, набелила себе лицо, насурьмила брови, на себя надела старомодные наряды своей матушки, хранившиеся в сундуках, и вышла к столу в таком маскараде. Конечно, в таком наряде Лиза не привлекла внимания Алексея, тем более что его мысли и душа были заняты крестьянкой Акулиной.
Родители решили поженить Алексея и Лизу, но Алексей был категорически против. И однажды утром он приехал в имение Муромских, чтобы упросить Лизу отказаться от замужества. Он готов был жениться на крестьянской девушке вопреки запрету отца. Хотел увезти ее в город, устроиться куда-нибудь на службу и зарабатывать на существование своим трудом. Он был готов ради любви на все.
Здесь мы подошли к основной мысли повести «Барышня-крестьянка»: перед чувствами меркнут все условности, и ради настоящей любви человек готов на многое, даже на то, чтобы отказаться от материального содержания и наследства в будущем.
Итак, Алексей приехал к Лизе.
В начале повести наблюдаются конфликтные ситуации: ссора двух помещиков, несогласие отца с сыном. Берестов-старший не отпускает сына на военную службу, хочет насильно женить сына на нелюбимой девушке. Но, к счастью для всех героев, эта повесть, как рождественская сказка, заканчивается благополучно: все конфликты благополучно разрешились, враги примирились и стали друзьями, влюбленные поняли, кто есть кто и вскоре, с благословения родителей, поженятся.
Наряду с главной мыслью, о преодолении неравенства настоящей любовью, можно отметить в пушкинской «Барышне-крестьянке» еще две идеи:
- Идея о том, что добрые дела вознаграждаются, ведь Берестов помог попавшему в беду Муромскому, закончив, тем самым, их вражду и открыв, сам того не зная, дорогу счастью их детей.
- Мысль о том, что люди равны между собою, ведь Алексей полюбил простую (как он думал) крепостную крестьянку. Недаром, прогрессивные молодые люди пушкинского времени громко говорили уже о необходимости отмены крепостного права, о том что рабство недопустимо. И отношение Берестова-младшего к простой крестьянке составляет резкий контраст с поведением того же Троекурова из «Дубровского», у которого даже мысли не возникало, что у множества обесчещенных им девушек, тоже есть чувства и человеческое достоинство.
Сюжетная линия
Усадьба Ивана Петровича Берестова расположена в отдаленной губернии. Раньше мужчина служил в гвардии, но теперь уйдя в отставку, переехал в деревню, построил большой дом и открыл суконную фабрику, которая приносила немалый доход.
Иван Петрович не мог поладить со своим соседом Муромским Григорием Ивановичем. Он в Москве прогулял теперь, приехал в деревню и посадил английский сад. Свои поля он старался обрабатывать по английской методике. Берестов считал это занятие невыгодным, он терпеть не мог нововведения своего соседа. Муромский прозвал Ивана Петровича вечно сердитым медведем.
Однажды в губернию приехал сын Берестова Алексей. Он был воспитанным и красивым молодым человеком. Его манеры восхищали всех деревенских девушек. Однако он сам равнодушно относился к женскому полу.
Лиза дочь Муромского была наслышана о популярности приезжего парня. Она очень хотела с ним познакомиться, но то, что их отцы находились постоянно во враждебных отношениях, не могла этого сделать.
Полное перевоплощение
Лиза не хотела, чтобы Алексей подумал, что она специально ходит за ним. Именно поэтому она переоделась в крестьянку и отправилась в лес, в то время как молодой человек должен был охотиться. Придя на место, она стала ждать, и тут внезапно к ней подбежала собака, а следом за ней и сам охотник. Алексей успокоил девушку, сказав, что собака не укусит ее. Лиза представилась Акулиной, дочерью местного кузнеца. Парень сказал, что наведается к ее отцу, девушка стала возражать и уверила, завтра она сама придет на это место.
Весь следующий день Лиза не могла найти себе места и даже подумывала о том, чтобы не идти. Но потом представила, что парень может отправиться к кузнецу и познакомиться с настоящей Акулиной. Алексей, напротив, не мог дождаться, когда придет время свидания. Новая знакомая очень поразила его, и молодой человек думал только о ней.
Когда состоялась встреча, девушка сказала, что это их последнее свидание, и больше им не нужно находиться вместе. На что Алексей попросил ее о редких встречах. Тогда Лиза поставила условие, что встречаться они будут только тогда, когда она этого пожелает.
Перемирие сторон
Однажды на утренней прогулке Муромский и Берестов встретились. Лошадь Ивана Петровича напугалась внезапно выбежавшего зайца и скинула наездника. Муромский помог соседу подняться и пригласил к себе. Они сидели за столом пили чай и дружелюбно беседовали. После этого Григорий Иванович пригласил соседа и его сына вечером в гости.
Когда Лиза узнала об этом, то она наотрез отказалась выходить к ужину. Но потом девушка придумала хитрый план и попросила отца ничему не удивляться.
Когда гости уже были в доме, девушка нацепила фальшивые локоны, накрасилась и сделала себе прическу как у Людовика XIV. Алексей не узнал ее, и все время находился в задумчивости, а Лиза чувствовала себя скованной и практически ничего не говорила.
На следующий день, когда состоялось свидание Алексея и Акулины, она спросила, понравилась ли ему барышня, которая присутствовала на ужине. Парень сказал, что она уродлива, он никогда бы не обратил на нее внимания. После герой предложил Лизе обучить ее грамоте. Его удивило то, что она за три дня выучила азбуку и письмо. Теперь они общались посредством писем, оставляя их в дупле старого дуба, а Настя исполняла роль почтальона и приносила ответ.
Когда враждующие соседи Берестов и Муромский подружились и решили поженить своих детей. Но Алексей негативно отреагировал на это сообщение и наотрез отказывался брать в жены особу, которую видел один раз. Но отец настаивал и сказал, что лишит наследства, если тот не исполнить его волю. Парень написал об этом в письме и предложил Акулине стать его женой, несмотря на то, что придется прожить всю жизнь в бедности.
Утром Алексей пришел в дом к Муромскому для того, чтобы объясниться. Он вошел без стука и застал там свою Акулину, которая стояла и читала его письмо. Герой подошел к ней, упал на колени и стал целовать ее руки. В этот момент в комнату зашел Григорий Иванович со словами: «Да у вас уже все слажено…»
В своем сочинении Пушкин раскрывает проблему социальных предрассудков.
Сочинение 4
Одним из самых интересных собраний знаменитого русского писателя А.С.Пушкина являются «Повести Белкина». На произведениях этого писателя выросло ни дно поколение людей. Каждое его творение очень уникально и интересно.
«Барышня-крестьянка» одно из произведений, которые входят в цикл собраний «Повестей Белкина». Автор в этом произведении показывает, что настоящая любовь не имеет ни каких преград и социальный статус не влияет, если есть настоящие искренние чувства. До читателя писатель хотел донести что нужно идти к своей мечте, несмотря ни на что.
По задуманному Пушкиным сюжету, два помещика Муромский и Берестов, были врагами. Но по стечениям обстоятельств их дети влюбились друг в друга. Алексей и Лиза отдали полностью себя свой любви, их чувства были очень искренними. Они даже не представляли, что их отцы враждуют между собой. Молодой человек был завидным женихом у многих барышень. Лиза не меньше их проявляла к нему интерес. Чтобы увидеть Алексея, она переодевается в простую крестьянку.
Их первая встречала, произошла в березовой роще. Алексея абсолютно не смущал тот факт, что его возлюбленная обычная крестьянка. Уже с первой встречи они влюбляются друг в друга. Отцы возлюбленных неожиданно мирятся, и решают поженить своих детей. Когда Алексей приехал в гости в дом Лизы, он ее не знал, потому что она очень сильно меняет свою внешность. Несмотря ни на что Алексей хочет взять в жены, свою возлюбленную Акулину(крестьянку).
Он написал ей письмо, в котором предложил руку и сердце.
Алексей не хотел выглядеть пошлецом в глазах семьи Муромских, поэтому решает правильным объясниться перед ними и рассказать всю правду. По приезд в их дом он узнает в Елизавете, свою возлюбленную.
Произведение написано простым всем понятным языком, в нем нет непонятных, трагичных событий или запутанных отношений. Сама по себе повесть не большая, но сюжет ее очень трогателен. Главная героиня создает интригу переодеваясь в простую крестьянку. Автор раскрывает жизнь русских помещиков, которые по непонятным причинам поссорились, внося в их поведение нотки юмора.
Это произведение написано Александром Сергеевичем об искренних, настоящих чувствах двух людей, которые остаются верны своей любви вопреки всем преградам. Елизавета и Алексей были очень хорошо воспитаны, в их характере читатель видит, что несмотря ни на что она очень простые и искрение.
Главная мысль произведения
Пушкин своей повестью доказывает, что человек не должен идти на поводу у предрассудков. Только переступив через них, он может отвоевать свое право на счастье.
Повесть завершается счастливым для влюбленных концом, благодаря не только стечению обстоятельств, но и их упорству и готовности идти на жертвы ради своих чувств.
Вечные высшие ценности, к которым относится и любовь, неизмеримо более значимы, чем какие бы то ни было условности и предрассудки общества. На пути к счастью люди способны подчинить себе любые обстоятельства, порой кажущиеся непреодолимыми.
Идея повести – показать читателю, что при таких обстоятельствах любовь может быть не только трагической, но и счастливой. Она представляет собой иллюстрацию того, что за чувство нужно бороться, а не оплакивать его – вот какова основная мысль новеллы.
Простота и доступность изложения, сочувствие автора героям, отсутствие традиционной выспренности в описании чувств, приближающее их к чувствам реальных людей, были новинкой не только в русской, но и в мировой литературе.
Жанр
«Автору», Ивану Петровичу Белкину, помещику, от скуки занявшемуся писательством, этот занимательный рассказ поведала «девица К.И.Т.». Она же была источником сюжета «Метели». Две истории не зря связаны таким образом. Обе они о любви, в обеих соединены черты романтизма и сентиментализма. Однако, если «Метель» − романтическое повествование с оттенком готической мистики, то приключение Лизы Муромской по жанру скорее напоминает сентиментальную пастораль. Наивная и чистая любовь «простой поселянки» и дворянина, закончившаяся счастливым браком, − сюжет типичный для сентиментальной литературы. Встречи персонажей, как и положено по жанру, проходят на фоне сельских пейзажей. Постоянно упоминаются атрибуты крестьянской жизни (маленькие пёстрые лапти, сарафан, корзинка, игры сельских девушек и проч.). В общем, при всём реализме пушкинского стиля перед читателем имитация пасторального жанра, типичное сентиментальное повествование, напоминающее «Бедную Лизу» Карамзина даже в деталях. Другое дело, что просвечивающая сквозь ткань повести авторская ирония, не даёт забыть, что это всего лишь очень талантливая пародия. Ведь даже главная героиня с самого начала относится к задуманному как к розыгрышу. Она подсовывает столичному франту устаревший к тому времени сентиментальный стереотип: любовь крестьянки и аристократа.
Темы и проблемы
- Основная тема повести, конечно, любовная. Любовь становится основной движущей силой развития действия. Перед взаимной склонностью героев меркнут все внешние обстоятельства.
- Юмор. Кроме того, в «Барышне-Крестьянке» читатель обнаружит и очевидный комизм ситуации. Но юмор повести добрый и светлый, заставляющий улыбнуться счастливой абсурдности происходящих событий, в центре которых оказываются герои. Например, Пушкин весьма иронично рисует и образ Муромского в его стремлении строить быт на английский манерах. Англомания – тоже своеобразное проявление стереотипности дворянской жизни.
- Проблематика «Барышни-Крестьянки» тесно связана и с отрицанием предрассудков общества, в данном случае уездного. Стереотипы и условности среды проявляются и в жизни героев: дворянский статус обязывает их вести ту жизнь, которая им не по душе, вступать в брак против собственной воли.
- Конфликт. Для того чтобы быть по-настоящему искренними, герои вынуждены постоянно вступать в борьбу с тем укладом жизни, который царит вокруг. Сами герои, Лиза и Алексей – персонажи весьма тривиальные, их не миновал отпечаток пошлости уездной жизни, однако они оба способны на смелые и решительные поступки во имя любви, что бесспорно заслуживает уважения.
Чему учит «Барышня крестьянка»?
Чему учит повесть «Барышня крестьянка» Пушкина, Вы узнаете из этой статьи.
Чему учит «Барышня крестьянка»?
Главной героиней повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» является 17-летняя Лиза, дочь Муромского помещика. Отец сильно любил свою дочь, ни в чем девушке не отказывал. Характер у Лизы был веселый и озорной. По соседству с помещиком жил отставной военный Берестов. Между ними то и дело пробегали ссоры, поэтому у соседей сложились неприязненные отношения и друг с другом они не общались. У отставного офицера был сын, которого звали Алексей. По окончанию университета он приезжает в отцовское имение. Молодой и красивый юноша пользуется популярностью у местных барышень. Лиза тоже была не прочь познакомиться с Алексеем, однако вражда родителей не представляла девушке такой возможности. Тогда ей в голову пришла гениальная идея: нарядиться в крестьянские одежды и как бы случайно встретиться с молодым человеком утром на охоте. Сшить платье Лизе помогла верная служанка. Рано утром она тайком выскользнула из дома, взяв с собою корзину для грибов. В лесу девушке удалось повстречать Алексея Берестова, которому героиня представилась Акулиной, дочерью кузнеца. Молодые люди подружились и вскоре полюбили друг друга.
Тем временем и отношения между старшим Берестовым и помещиком Муромским стали налаживаться. Помещик пригласил отставного военного с сыном к себе на обед. Лиза боялась, что Алексей узнает ее и отвернется. Поэтому девушка сильно набелила себе лицо и говорила исключительно на французском языке. Естественно, Алексей не узнал девушку, и даже ему героиня показалась неприятной особой.
Вскоре соседи решили, что их дети должны обязательно пожениться. Берестов настаивал на этом перед Алексеем. Но, молодому человеку Лиза была неприятной, ведь он искренне любил простую крестьянку Акулину, даже не подозревая, что это одна и та же девушка. Алексей Берестов решил поехать к Муромским и объяснить, что никакой свадьбы не будет. Он без доклада зашел в дом, встретив там Лизу. Молодой человек узнал в ней без белил любимую Акулину. Герой очень обрадовался. И как Вы поняли, свадьба должна состояться.
Чем понравилась повесть «Барышня крестьянка»?
Главный смысл произведения Пушкина в том, что счастье и судьба человека не зависят от определенных моментов или знаков. Все исключительно в твоих руках. Так, главная героиня Лиза не имела возможности официально познакомиться с Алексеем из-за вражды родителей. Поэтому придумала оригинальный способ – переодеться в крестьянку. Ей удалось посеять в душе богатого, состоятельного человека благородное, глубокое чувство – любовь. Барышня крестьянка учит нас благоразумию по отношению к другим людям. Часто мы не общаемся или неприязненно относимся к окружающим по пустякам, даже не разобравшись, что к чему. Только случайное трагическое событие, как в случае с отцом Лизы, помогло соседям, не разговаривавших годами, наладить отношения между собой. Также еще один важный позитивный момент повести – Алексей Берестов. Несмотря на то, что ему понравилась Акулина, простая девушка как он считал, молодой человек ради нее был готовый на все. Вплоть даже отказаться от материального достатка и отцовского расположения. Он полюбил ее не за финансовое состояние, а за то, каким человеком она является. Поэтому повесть учит нас не судить людей только по внешнему виду и размеру кошелька
Важно то, что находится внутри нас
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, чему учит «Барышня крестьянка».
Сочинение 4
Гениальный поэт и писатель очень любил осень. Испытывал огромный творческий подъем. Вот и цикл повестей Белкина, куда входит рассказ, написан в этот благодатный период. Основная тема-любовь. Но в то же время автор затрагивает больную для того времени проблему — предрассудки против неравных браков. А.Пушкин хотел донести до нас, что за свою любовь стоит бороться и не бояться осуждения окружающих.
Александр Сергеевич начинает повествование с описания жизни двух героев — Берестова и Муромского. Первый был практичным и хозяйственным. Выстроил суконную фабрику в Тугилово. Дела в финансовом плане были отличными. Поэтому почитает себя самым умным человеком во всей округе.
Соседом, чье имение находилось ближе всех, являлся Григорий Иванович, типичный образец истинно русского барина. Промотав почти все состояние, живет в последней уцелевшей деревне. Хозяйство ведет на английский манер. Вследствие чего доходы небольшие. Да и те уходят на содержание сада в английском стиле. Иван Петрович был противником нововведений, поэтому всячески осуждал «англомана».
В имение Берестова приезжает сын Алексей. Хорош собой, с «интересной бледностию», с печатью мрачной грусти. Говорит с прекрасной половиной о разочарованности в земных радостях и носит на руках черное кольцо, чем сумел обворожить барышень. Каждая грезит им.
И если данную тактику поведения избрал наш герой в отношении с людьми своего круга, то с дворовыми девушками молодой барин ведет себя естественно. Он весел, добр, любит принимать участие во всяческих проказах.
Лиза, дочь «англомана», горит желанием увидеть необычного соседа. Для этого, переодевшись простой крестьянкой, идет ранним утром прогуляться к роще. Сначала ей весело от собственной задумки. По мере приближения к месту назначения понемногу становится страшно. Однако девушка полна решимости.
Встреча состоялась.
Вначале мужчина решил позабавиться с симпатичной смуглянкой. Встретив отпор, он начинает более серьезно присматриваться к девушке. Все в ней вызывает восхищение: незаурядный ум, скромность, хорошие манеры, которые так редко можно наблюдать в простой необразованной девице. Со временем их чувства перерастают в любовь. Они испытывают потребность видеть друг друга каждый день.
Однажды отец надумал познакомить молодого человека с дочерью соседа, с которым успел помириться накануне. Не сумев найти отговорки, Алексей едет к Муромским. Лиза не понравилась ему. Для него нет никого милее Акулины, простой крестьянки. Дело идет к свадьбе. Родители, не спросив согласия у детей, собираются породниться. Никто слушать его не хочет. В отчаянии несчастный влюбленный решается объясниться с Григорием Ивановичем. Полный надежды приезжает в Прилучино, намереваясь отменить нежеланную свадьбу. И вдруг видит любимую, но в одежде барыни. Обман раскрыт! Смущению Елизаветы Георгиевны и радости Алексея не было предела.
6 класс
А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка. Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию.
Внимание уездных барышень к Алексею, все их домыслы о нем подчеркивают их мечтательность, любовь ко всему таинственному и романтическому. И, видимо, Алексей, зная эти качества, вел себя в их обществе совсем по-другому, чем среди крестьянских девушек
Вместе с тем уездные барышни, судя по Лизе, могут быть находчивыми, предприимчивыми, знающими особенности деревенской жизни.
Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию. Завязка — принятие Лизой решения под видом крестьянской девушки познакомиться с Алексеем и начало осуществления этого плана. Кульминация — момент наивысшего напряжения, перелома, после которого действие движется к разрешению конфликта, к развязке. Таким моментом является сцена приезда Алексея в дом Муромского, «дабы откровенно с ним объясниться», встреча с Лизой и узнавание в ней любимой Акулины. С этой сцены, представляющей момент наивысшего напряжения действия, начинается и разрешение конфликта, переходящего в развязку.
Повесть заканчивается словами: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку». Попробуйте рассказать в нескольких словах о том, как вы представляете себе эту развязку. Чувствуете ли вы подсказку автора? Пушкин сюжетом повести утверждает, что не всегда обязательно давать подробную развязку. Она здесь очевидна и может быть хорошо представлена читателем самостоятельно. Каждый из вас представит ее по-своему. Но общее — это родительское благословение, начало которого положено восклицанием Муромского: «Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…» — и дальнейшая счастливая судьба молодых.
Попробуйте порассуждать о том, как эпиграф повести связан с ее сюжетом. В любом произведении эпиграф обязательно связан либо с сюжетом, либо с идеей произведения, либо с характеристикой героев. Сюжет повести, в основе которого лежит переодевание, перекликается с эпиграфом. Взяв в качестве эпиграфа цитату из поэмы И. Ф. Богдановича «Душенька», Пушкин подчеркнул, что зародившаяся в душе Алексея Берестова любовь к крестьянской девушке сильнее всех социальных предрассудков. Лиза-Акулина привлекла Алексея своей душевной красотой, природным умом, чувством собственного достоинства, естественностью поведения. Она и сама почувствовала сердечное влечение к нему, хотя начала игру из чистого любопытства, наслушавшись о приехавшем молодом человеке много таинственного.
История создания рассказа «Барышня-крестьянка»
«Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина входит в прозаический цикл «Повести Белкина». История его создания заслуживает отдельного упоминания.
А.С. Пушкин в Болдино
Александр Сергеевич написал все пять миниатюр цикла в 1830 году, находясь в своем имении Большое Болдино под Нижним Новгородом, куда поэт приехал из Москвы 3 сентября и где рассчитывал быстро разобраться с хозяйственными делами и вернуться, чтобы отпраздновать свадьбу с Натальей Гончаровой.
Однако планам не суждено было сбыться: в это время в Москве началась эпидемия холеры, и город был окружен карантинными постами – въезд и выезд из него перекрыли, чтобы предотвратить распространение болезни. Поэтому свадьбу пришлось отложить, и Пушкин оказался невольным пленником Болдино на три осенних месяца.
В Москву он приехал лишь в начале декабря, и в феврале 1831 г. состоялось его венчание с Н. Гончаровой.
Александр Сергеевич любил осеннюю пору и всегда испытывал осенью эмоциональный и творческий подъем, а в год написания «Повестей Белкина» к этому добавилось радостное ожидание воссоединения с любимой женщиной. По признанию Пушкина, в 1830 г. в Болдине он писал так, как давно уже не писал.
«Повести Белкина», в которых «Барышня-крестьянка» занимает среднюю позицию, вышли в свет в 1831 году. Люди, читающие это сочинение поэта впервые, могут задаться вопросом, кто такой Белкин, и почему Пушкин написал и издал свои новеллы под псевдонимом.
Автор приписал их создание вымышленному персонажу – покойному помещику Ивану Петровичу Белкину, якобы умершему от простуды в тридцатилетнем возрасте и оставившему после себя рукописи. Для Пушкина это был не просто веселый розыгрыш – укрываясь за никому не известным Белкиным, ему хотелось избежать желчных отзывов и рецензий.
Александр Сергеевич был первопроходцем в создании литературы нового типа, и не без основания опасался, что критики, считающие сентиментальное творчество Карамзина, Жуковского и других тогдашних классиков образцом для подражания, не поймут его произведение, выходящее за рамки традиционализма.