Анализ сказки «маленький принц» (антуан де сент-экзюпери)

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Эта сказка адресована людям всех возрастов – каждый находит в ней то, что необходимо почувствовать в данный момент жизни, независимо от возраста. В посвящении к книге Сент-Экзюпери пишет: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Очень важным фактом является то обстоятельство, что рисунки в книге выполнены самим автором. Они не менее важны, чем сама книга.

О чём сказка?

Если ответить очень коротко, то можно сказать так: эта сказка об ответственности, об уважении людей друг к другу. О любви. О дружбе. О том, что надо дорожить всем, что у тебя есть – словом, обо всём том, что мы должны иметь в своей душе и о том, чего нам не хватает. А если говорить о сюжете, то он тоже невелик. Один лётчик совершает из-за поломки вынужденную посадку в пустыне Сахара. Здесь он встречает необыкновенного мальчика – Маленького принца с планеты «астероид Б-612».

«Вот самый лучший его портрет, какой мне после удалось нарисовать…»

Маленький принц рассказывает о розе, которую он оставил на своей планете, о своей жизни на астероиде, где есть три вулкана (два действующих и один потухший) и роза – гордая, обидчивая и простодушная красавица с шипами.

Маленький принц любит свою планету: приводит её в порядок, выпалывает баобабы, которые могут глубоко укорениться и разрушить его планету.

— Есть такое твердое правило, – сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.

Он любит наблюдать закаты, которые на его малой планете можно увидеть несколько десятков раз в день.

Маленький принц улетает, чтобы узнать другие места Вселенной. Посетив несколько других астероидов, он встречает много странных взрослых: серьёзного человека, который только и делает, что складывает цифры; короля, который обязательно должен кем-нибудь повелевать; честолюбца, который хочет, чтобы окружающие им восхищались; пьяницу, который пьёт, чтобы забыть, что ему совестно пить.

Встречает делового человека, который думает, что владеет звёздами.

Фонарщика, который каждую минуту зажигает и тушит фонарь.

«…Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе все-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво».

Географ записывает в книгу рассказы путешественников, но сам никогда не путешествует. По совету географа Маленький принц посещает Землю, где встречает пилота, потерпевшего аварию, и других героев сказки: змею, много роз, что очень расстроило Маленького принца: ведь он думал, что его роза – единственная, Ли́са. Общаясь с ними, он узнаёт много важных вещей. Узнаём и мы с вами, читая эту сказку.

Лис попросил, чтобы Маленький принц приручил его, потому что ему очень грустно и одиноко. Маленький принц приручил Лиса, но прощание оказалось очень тяжёлым:

— Я буду плакать о тебе, – вздохнул Лис. — Ты сам виноват, – сказал Маленький принц. – Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно; ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил… — Да, конечно, – сказал Лис. — Но ты будешь плакать! — Да, конечно. — Значит, тебе от этого плохо. — Нет, – возразил Лис, – мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья. Он умолк. Потом прибавил: — Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза – единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

«Взгляните на небо. И спросите себя: жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел? И вы увидите: все станет по-другому…»

Слепая любовь

В самом начале истории перед читателем появляется образ злобной мачехи, стремящийся сделать все в угоду родному ребенку и всячески ущемляющей падчерицу. Любовь к дочери является естественным проявлением материнских чувств, но желание оградить чадо от всех жизненных хлопот и невзгод через проявление чрезмерной опеки, в сказке порицается и высмеивается.

Интересным парадоксом является то, что именно труд — благоприятная среда, позволяющая развить в человеке добрые качества, а гиперопека и ограждение от всех жизненных проблем — губительна. Старуха оказала дочке «медвежью услугу», воспитав ее ленивой, жадной и завистливой.

История создания

Необычная сказка, которая уже много лет находит отклик в миллионах сердец во всем мире, была написана французским писателем в самый разгар Второй мировой войны, в 1942 году.

В 1935 году, перелетая из Парижа в Сайгон, Сент-Экзюпери попал в авиакатастрофу. Авария произошла на территории Ливийской пустыни, и оставила глубокий след в душе Сент-Экзюпери. Поздние воспоминания об этом инциденте, а также глубокие переживания о судьбе мира, оказавшегося во власти фашизма, вылились в повесть-сказку, главным героем которой стал маленький мальчик.

В этот период писатель на страницах своего дневника делился сокровенными мыслями о будущем человечества. Он переживал за поколение, получившее материальные блага, но утратившее духовное содержание. Сент-Экзюпери поставил перед собой непростую задачу – вернуть миру утраченное милосердие и напомнить людям об ответственности за Землю.

Впервые произведение было напечатано в 1943 году в США и было посвящено другу писателя – Леону Верту, известному еврейскому журналисту и литературному критику, терпевшему бесконечные преследования во время войны. Таким образом, Антуан де Сент-Экзюпери хотел поддержать своего товарища, и высказать свою активную гражданскую позицию против антисемитизма и нацизма.

Примечательно, что все рисунки в повести сделаны собственноручно самим писателем, что еще больше подчеркивает его идеи, изложенные в книге.

Посмотрите, что еще у нас есть:

В своем произведении писатель поднял множество глобальных тем, которые на протяжении столетий волновали и продолжают волновать все человечество. Прежде всего, это тема поиска смысла жизни. Этим и занимается Маленький принц, путешествуя от одной планеты к другой.

Автора печалит, что жители этих планет даже не пытаются выйти за пределы своих привычных мирков, и найти ответ на извечный вопрос смысла бытия – их вполне устраивают привычные жизненные рамки. Но ведь только в поиске рождается истина, что и доказывает главный герой, вернувшись в финале повествования к любимой Розе.

Волнует писателя и проблематика дружбы и любви.

Всепоглощающее зло представлено в произведении с помощью баобабов, способных быстро поглотить все живое на планете, если их регулярно их не выкорчевывать. Это яркий образ, вобравший в себя все человеческие пороки, с которыми нужно без устали бороться в течение всей жизни.

Основная мысль произведения заключается во фразе: « Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении ». Нужно учиться доверять людям, быть ответственным за любимых, не закрывать глаза на происходящее вокруг – вот чему учит знаменитая сказка.

Анализ произведения Маленький принц

Своеобразной базой произведения «Маленький принц» нередко называют «Планету людей», поскольку сюжет обоих творений схож – только в первом случае мальчик присутствует на неведомой планете один, а во втором — высадку в пустыне совершают сам писатель и его механик.

Поскольку Экзюпери был летчиком, довольно часто он использует такие устойчивые символы, как вода – зачастую это символ жизни, который стараются отыскать страждущие путешественники. Что же касается «Маленького принца», здесь образ воды гораздо глубже.

Пустыня представляет собою окружающий мир. Она обезвожена (в переносном смысле) – ведь планета скована войнами, хаосом, несправедливостью. В этом несовершенном мире здравомыслящий человек с верной жизненной позицией испытывает духовную жажду. Слабые обречены на гибель.

Роза, которую мальчик сумел отыскать на планете – символ красоты, женского начала. Но принц не сразу смог понять ее истинную сущность. Мало того, он понимает, что прекрасное не только в привлекательном внешнем виде («вы красивые, но пустые») – для полной картины требуется и смысловое содержание. То есть, одной внешней красоты мало, должна быть и красота внутренняя, красота души.

Это применимо и к людям – ведь довольно много тех, кто обладает совершенной внешностью, но не имеет богатого и многогранного внутреннего мира. В отсутствие его телесная красота просто меркнет. В отсутствие личности в себе, человек превращается в куклу, в некое прекрасное «ничто», которым не хочется восхищаться.

Схожим с «Планетой людей» является и тот факт, что писатель (а вместе с ним и герой) пытается найти путь к спасению, то средство, что поможет этому миру избежать коллапса и глобальной катастрофы.

Требуется сохранить человечность, живую икру в душах людей – иначе все погрязнут в зависти и лжи. Индивиды с зачерствевшими душами куда страшнее самых ужасных чудовищ. Да и излечить их (либо наставить на путь истинный) куда сложнее.

Несмотря на то, что главный герой – маленький мальчик, он верно осознает окружающую действительность и старается изменить ситуацию. Тот факт, что «Маленький принц» — сказка, вносит некую нотку детства и не перегружает творение философскими мыслями.

Тем не менее, произведение именно философское. Экзюпери рассматривает глобальные проблемы в обобщенном мире. Возможно, создав в герое маленький детский мирок, писатель намекает на то, что именно «взрослый» мир растерял все духовные, положительные качества, погряз в пороках и мерзости.

Довериться мальчик может лишь Лису, что невольно напоминает еще одно высказывание, правда уже другого автора: «Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки». Образ Лиса отчего-то напоминает именно этого очень умного, преданного и понимающего питомца. Именно таким принц и хочет видеть действительность – тот факт, что он «приручил» Лиса и теперь за него «в ответе», означает, что точно также можно изменить и мир. Главное – приложить усилия и не пропасть самому.

В целом, данную сказку можно сравнить с мечтой – мечтой об изменении «неверной», жестокой действительности в лучшую сторону. Автор хранит ее, давая понять читателю, что светлые, вечные идеалы еще живы – посему, их не стоит забывать. Наоборот, следует пытаться взрастить их в себе и окружающих.

Читательский дневник по сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

Название произведения: «Маленький принц».

Число страниц: 82.

Жанр произведения: повесть-сказка.

Главные герои: лётчик, Маленький принц.

Второстепенные герои: Роза, Змея, Лис.

Характеристика главных героев:

Автор — лётчик. Потерпел крушение.

Человек добрый, наивный, романтичный.

Мечтатель.

Маленький принц — волшебный мальчик с астероида.

Мог летать по космосу.

Умный и прямодушный.

Характеристика второстепенных героев:

Роза — друг Принца.

Гордая и заносчивая, но милая и родная.

Лис — друг Принца.

Одинокий, несчастный, неприрученный.

Змея — равнодушная, холодная, может любого отправить домой.

Краткое содержание повести «Маленький принц»

Потерпев крушение в пустыне, лётчик встречает маленького мальчика.

Они знакомятся, и мальчик рассказывает о своём астероиде, где остались баобабы и роза, друг героя.

А лётчик рисует мальчику барашка.

Принц рассказал, что поссорился с розой и отправился путешествовать.

Он был на разных планетах и видел странных людей.

Среди них были одинокий король, честолюбец, пьяница, географ, фонарщик.

Потом принц оказался на Земле и познакомился с мудрой змеёй, которая сказала, что поможет мальчику вернуться домой.

Принц путешествовал по планете и многому удивлялся.

Он видел множество роз, но своя оказалась самой лучшей.

Он встретил Лиса, который просил приручить его.

Видел стрелочника и продавца пилюль, а потом встретил лётчика.

Вместе лётчик и мальчик пошли к колодцу.

Лётчик хотел напиться.

Принц — увидеться со змеёй.

Змея укусила принца, и он исчез.

Лётчик уверен, что он отправился домой, к любимой розе.

План сказки:

  1. Удав, проглотивший слона.
  2. Авария в пустыне.
  3. Мальчик и барашек.
  4. Жизнь на астероиде.
  5. Путешествие принца.
  6. На земле.
  7. Змея.
  8. Сад с розами.
  9. Лис.
  10. Стрелочник и продавец.
  11. Встреча с лётчиком.
  12. Колодец.
  13. Укус змеи.

Основная мысль произведения «Маленький принц»

Главная мысль повести заключена в том, что люди должны отвечать за тех, кого приручили.

Основная идея повести в том, что не надо искать счастья далеко, оно всегда рядом, с теми, кто тебе дорог, кого любишь.

Чему учит повесть

Повесть учит ценить внутреннюю красоту и духовный мир человека.

Учит уважать чужие взгляды и мнение.

Учиться видеть прекрасное во всём.

Краткий отзыв о сказке «Маленький Принц» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я поняла, что всё самоё лучшее в жизни всегда с нами.

Не надо думать, что счастье можно найти где-то в других странах.

Оно там, где наше сердце, с людьми, которых мы любим.

Герой повести прошёл много миров, встречался с разными людьми, но только потом понял, что лучше дома ему не найти.

Это очень умная и добрая повесть, которая читается на одном дыхании.

Автору удалось создать особый мир, в котором детская непосредственность граничит с мудростью.

В котором возможны любые чудеса.

Но самое большое чудо — любовь близких людей.

Мне очень нравится герой повести, который кажется ранимым и беззащитным.

Но который оказывается достаточно сильным, чтобы понять свои заблуждения.

Понять, что мелкие ссоры не должны влиять на наши чувства.

Понять свою ответственность за любимый цветок.

Я всем советую прочитать это произведение, и вспомнить о тех, кого мы приручили.

Подумать о том, всегда ли мы правильно поступаем с близкими людьми, не обижаем ли кого напрасно.

Пословицы к произведению:

  • Легче друга потерять, чем найти.
  • Нет друга — ищи, а нашёл — береги.
  • Друг познаётся в беде.
  • Для настоящей дружбы нет расстояний.
  • Сам пропадай, а друга из беды выручай.

Словарь неизвестных слов:

  • Баобаб — дерево, растущее в Африке.
  • Астероид — малая планета.
  • Росток — стебель растения, который только начинает рост.

«Планета людей»

«Цитадель»

Библиотека произведений автора пополняется.

Тема

Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею – именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Художественные особенности

Каждое издание «Маленького принца» сопровождается авторскими иллюстрациями, которые поясняют содержание книги и обогащают его. Автор выражает свое видение мира через незамысловатые рисунки, знакомые каждому человеку. Они стали популярнее самого произведения.

Книга состоит из развернутых метафор и аллегорий. Так, жители одиноких планет представляют собой популярные человеческие типажи и заблуждения. Король астероида — карликовый деспот, который утешает себя иллюзией власти и могущества, хотя на деле ни на что не влияет. Именно такими являются многие представители правительства. Честолюбца наши современники могут увидеть на просторах социальных сетей, а Экзюпери наверняка находил их повсюду в богемной среде, где принято восхищаться собой и не замечать остальных. Вечно занятый подсчетами деловой человек — это портрет типичного коммерсанта, который все измеряет в цифрах и забывает жить в своем стремлении к подсчетам. Географ — безнадежный теоретик, который не делает ничего из того, что якобы знает.

Весьма интересна композиция «Маленького принца»: «рассказ в рассказе» позволяет читателю находиться сразу в двух реальностях — в пустыне с пилотом и в космосе с маленьким принцем.

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

Очень краткий пересказ повести «Маленький принц».

В 6 лет мальчик увидел в книге картинку, как удав глотает хищника. Позже ребенок изображает свой рисунок – змея проглатывает целиком слона. Взрослые думали, что мальчик нарисовал шляпу, ведь они всегда нуждаются в объяснениях.

Тогда мальчик нарисовал другой рисунок, но взрослые снова его не поняли и назвали творчество «ерундой». Мальчик вырос и стал летчиком. Свой первый рисунок он хранил и всем показывал. Но все взрослые, когда видели рисунок, отвечали ему, что это шляпа. Так он и жил в одиночестве –до тех пор, пока он не познакомился с Маленьким принцем.

Первая встреча произошла в пустыне, у летчика сломался самолет, и он был вынужден совершить посадку. Уставший и расстроенный, летчик уснул прямо на песке. И был удивлен, когда его разбудил чей-то голос, который просил нарисовать барашка.

Это был мальчик со светлыми волосами.  Он сказал летчику, что на его детском рисунке изображен удав и слон, чем очень удивил рассказчика. По просьбе ребенка летчик нарисовал разных барашков, малыш выбрал того, что был в деревянном ящике. Этим мальчиком был Маленький принц.

Он рассказал, что прилетел со своей планеты под названием «Астероид – 612».

Принц рассказал, что он приводит планету в порядок – прочищает три вулкана, освобождает астероид от баобабов. Одиночество было его спутником до тех пор, пока на планете не появилась Роза. Принц полюбил капризный цветок.

Перед отъездом Маленького принца, цветок признался ему в любви.

На астероидах Маленький принц встречает короля, честолюбца, пьяницу, делового человека, фонарщика, географа. Фонарщик принцу понравился, к тому же на астероиде, где жил фонарщик, можно было любоваться закатом больше тысячи раз в сутки. Географ  сказал, что горы и моря вечны, а цветы живут мало. Тогда Маленький принц понял, что его Роза скоро исчезнет.

Следующим пунктом его странствий была планета Земля. Маленький принц подружился на Земле с Лисом, змеей и летчиком. Змея говорит, что может помочь принцу, если он захочет вернуться на свою планету. А Лис объясняет, что значит настоящая дружба.

Маленький принц принимает решение вернуться к Розе. Тот цветок нуждается в его внимании и заботе.

Как раз в этот момент происходит встреча с летчиком. Принц находит змею и просит о помощи. Мальчик говорит пилоту, что змея должна будет его укусить. Маленький принц предупредил летчика, что момент его ухода будет похож на мертвого, но это не так. Укус змеи — лишь способ вернуться. Он отправится к звездам, поэтому переживать не стоит.

Рассказчику Маленький принц посоветовал не грустить, а вспоминать его. Ведь грустить не о чем, он возвращается домой.

Летчик починил свой сломанный самолет. Только иногда он волновался, вспоминая о принце. Ведь он нарисовал барашка и намордник для него, а ремешок к наморднику нарисовать забыл. И теперь летчик переживал, что барашек мог съесть Розу. Потому что, если Роза исчезнет, то все будет по-другому. И ни один взрослый не сможет этого понять.

Падчерица в сказке

Образ девушки довольно многогранен и складывается сразу из двух факторов — внешнего воздействия злобной старухи и внутреннего душевного совершенства. Несмотря на то, что падчерица видела в своей жизни только грубость, хамство и упреки, она не озлобилась и не стала еще черствее, чем ее воспитатели.

Внешний негатив не стал для нее поводом к саморазрушению потому, что девушка твердо знает, что является основным, а что второстепенным.

Характер девушки на столько кроток, что она беспрекословно отправляется с родным отцом в лес на верную смерть и приветливо отвечает Морозко несмотря на усиливающуюся стужу и холод.

Чему учит?

Самое главное, чему учит книга «Маленький принц» – это мудрости. В ней скрыто много тайн, которые помогают жить счастливо и находить верный путь. Например, мудрости учит фраза короля:

«Тогда суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

Детей «Маленький принц» учит:

  • Ухаживать за своим домом и не лениться. Юный герой каждое утро наводил порядок на планете, убирал сорняки, прочищал вулканы, ухаживал за Розой. А Лентяй, который жил по соседству, лишился планеты из-за своей лени.
  • Дружить и любить. Дружба приносит счастье, делает людей друг для друга особенными и ценными. Иногда нужно терпеть капризы любимого человека, потому что расставание, ссора с ним принесут страдания.
  • Фантазировать и размышлять. Рисунки автора неразрывно связаны с книгой. Они по-детски простые, но загадочные. Нужно проявить фантазию, чтобы увидеть в очертаниях шляпы удава и слона, а в нарисованной коробке – крошечного барашка.

Отрывок про Лиса

Лис (не лиса) – сказочный персонаж, который символизирует друга, мудрость. Отрывок про него учит детей дружбе. Лис говорит герою мудрые слова о том, что в мире множество других ребят и множество лисиц. Но, если принц его приручит, они станут необходимы друг другу. Тогда для принца Лис станет единственным во всем мире, а для Лиса станет единственным принц. Жизнь заиграет красками, и шаги друга будут узнаваемы среди всех остальных.

Лис раскрывает, в чем секрет приручения. Приручать, значит, создавать любовные узы, соединяющие души.

Если оборвать их, будет больно. Нужно понимать свою ответственность. Понимая, что юный герой покинет Лиса, он все же просит его приручить. Лис готов плакать, прощаясь с принцем. Ведь дружба дает большее – наполняет жизнь смыслом. Теперь он будет сравнивать желтые колосья пшеницы с волосами мальчика.

Мудрый Лис также помогает мальчику понять свои чувства к Розе, посмотреть на цветок под другим углом. Он открывает ему мир человеческого сердца. Дружба с Лисом научила принца ритуалам дружбы и любви, о которых многие люди не помнят.

Отрывок про Честолюбца

Честолюбец является воплощением пустого тщеславия. Для него не имеет значения, что стоит за восхищением окружающих, восхищаются ли им за полезные дела или только притворяются. Самое главное для Честолюбца – аплодисменты, восторженные взгляды и другие внешние проявления восхищения. Маленькому принцу кажется такое стремление к поклонению бессмысленным.

Отрывок про Честолюбца учит детей, что восхищения достойны хорошие поступки и добрые дела. Неправильно восхищаться человеком только из-за его желания.

Отрывок про Розу

Маленький принц прежде не видел роз и очень восхищался красотой Розы, которая волей случая выросла на его планете. Он старательно поливал ее, убирал гусениц, защищал от сквозняков. Но цветок оказался очень гордым и требовательным. Вскоре мальчик устал от заносчивости Розы, и решил поискать других друзей. Маленький принц в этот момент не думает, насколько они важны друг для друга. Путешествуя, он скучает и вспоминает свой цветок. Он считает, что в мире нет прекраснее цветка. Когда на Земле ему встречается на пути целый розовый сад, наступает разочарование. Оказывается, существует сотни тысяч таких же роз.

Позже Лис открывает ему глаза. Его Роза уникальная, потому что мальчик полюбил ее. Он заботился о ней день ото дня, и она стала особенной. После рассказа Лиса мальчик хочет вернуться к покинутому цветку. Он вдруг понимает, что Роза дарила свою красоту и благоухание, и к ее капризам следовало бы относиться снисходительно.

Разлука с Розой научила юного героя ценить дружбу, быть мудрым, чтобы прощать недостатки друга.

Жанр сочинения

«Маленький принц» — это повесть-сказка, поскольку в ней переплелось как реальное, так и фантастическое, сказочное. Сам герой, его планета, способность понимать и говорить с природой, летать — всё это сказочная составляющая. Реальное — чувства и поведение людей. Ведь вокруг столько честолюбцев, эгоистов, тех, кто больше всего любит славу и власть, а также те, кто с серьёзностью относится к выполнению абсолютно бессмысленной работы. Но ещё правда заключается в том, что люди, разобщены, страдают от одиночества и не знают, как обрести друга.

«Маленький принц», жанр которого можно назвать философской сказкой, а также сказкой-притчей, помогает маленьким читателям формировать нравственные качества, а взрослым посмотреть на себя со стороны и задуматься над своими взглядами и поступками.

Именно поэтому рассматриваемое произведение — не просто сказка, а размышление — о человеке и смысле его жизни на земле, о любви и счастье. Одновременно с этим Экзюпери щедро применяет аллегорию. Все описанные им персонажи и образы в высшей степени символичны. Главные из них:

  • Маленький принц;
  • Роза;
  • Лис;
  • Пустыня;
  • Вода.

Роза в этой истории символизирует женственность, женское начало. Она является объектом и источником любви и красоты. Однако, герой не с самого начала сумел понять и разглядеть истинную сущность этой красоты. И, лишь поговорив с Лисом, он понял — красота сама по себе, без внутреннего содержания, ничего не стоит. Обычные земные розы — красивые, но пустые. Ради них не захочется умереть. И пускай его Роза внешне ничем не отличается от них — для него она дороже всех земных цветов.

Роза и Маленький принц олицетворяют аллегорию любви. Так же как мальчик и Лис — олицетворение настоящей человеческой дружбы.

Можно также упомянуть жителей планет, которые посещал маленький путешественник:

  • Короля;
  • Честолюбца;
  • Дельца;
  • Географа.

Второстепенные персонажи

В сказке «Морозко» герой, который является самым безвольным и несчастным, это старик, родной отец одной из дочерей. Это бессловесный, забитый и запуганный своею строптивой женой мужик, который полностью попал ей под каблук, и беспрекословно выполняет все ее прихоти и желания. Он даже не смог воспротивиться тому, что жена приказала бросить родную дочь в лесу, и безропотно ей подчинился. Рад, что дочь осталась жива. Добрый, жалостливый, но бесхарактерный и слабый.

Вредная, противная старуха. Она злая и деспотичная. Держит в страхе всю свою семью. Издевается над стариком, и своей падчерицей, постоянно их оскорбляет и унижает. Заставляет ее работать с утра до ночи, хочет выжить ее из дома. Любит свою родную дочь. Приказывает старику избавиться от дочки, заставляет увезти ее в лес, и бросить. Жадная и завистливая, увидев богатство падчерицы, не задумываясь отправляет в лес и родную дочь. Увидев мертвую дочь, пожалела, но уже поздно.

Маленькая собачонка, которая живет в семье стариков. Жучка сообщает старухе, что дочь старика получила богатство, и ее скоро возьмут замуж. Во второй раз, она сообщает, что старухину дочь привезут мертвой.

В этом описании дана характеристика персонажей из русской народной сказки «Морозко». Сказка учит детей с уважением относиться к взрослым, трудолюбию и вежливости, внутрисемейным отношениям. На примере старухи, высмеивает человеческие пороки, такие, как зависть и жадность.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Морозко»

для самых компанейских —

Главные герои «Морозко» сказки

Самые популярные материалы мая для 5 класса:

Сочинение «Интересная история из моей жизни»

Краткое содержание «Поллианна»

Краткое содержание «О чём говорят цветы»

Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского

Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета

Краткое содержание «Падение дома Ашеров»

«Повесть о настоящем человеке» главные герои

Сочинение «Что я люблю»

Мое любимое время года

Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина

Суть

Сюжет берет свое начало в пустыне Сахара. Пилот самолета, совершив вынужденную посадку, встречает того самого Маленького принца, что прибыл на Землю с другой планеты. Мальчик рассказывал своему новому знакомому о своем путешествии, о тех планетах, на которых успел побывать, о своей прежней жизни, о розе, что была его верной подругой. Маленький принц так сильно любил свою розу, что готов был отдать за нее жизнь. Мальчику был дорог его дом, ему нравилось наблюдать за закатами, хорошо, что на его планете их можно было лицезреть несколько раз на дню, и для этого Маленькому принцу нужно было только двигать стул.

Однажды, мальчик ощутил себя несчастным и принял решение отправиться на поиски приключений. Роза была горда и редко одаривала покровителя своим теплом, поэтому не удерживала его. Во время своего путешествия Маленький принц встретил: Правителя, который уверен в своей абсолютной власти над звездами, Честолюбца, для которого главное, чтобы им восхищались, Пьяницу, который пьёт из чувства вины за злоупотребление алкоголем, как бы это парадоксально не звучало. Мальчик встретил даже Делового человека, главным занятием которого является подсчет звезд. Маленький принц столкнулся с Фонарщиком, зажигавшим и тушившим фонарь на своей планете каждую минуту. Повстречал он и Географа, который за всю свою жизнь не видел ничего, кроме своей планеты. Последним местом положения путешественника стала планета Земля, где он нашел настоящего друга. Все основные события описаны нами в кратком содержании книги для читательского дневника.

Заключение

Характерная особенность философской притчи «Маленький принц» в том, что у неё простая и фантастическая сюжетная линия, однако она имеет поучительный характер, позволяет детям сформировать моральные качества, а взрослым подумать над поведением и мировоззрением.

Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать деньги в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца:

Читать или скачать эту статью в формате PDF, 12 стр.

— На твоей планете, — сказал Маленький принц, — люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…

— Не находят, — согласился я.

— А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды…

— Да, конечно, — согласился я. И Маленький принц сказал:

— Но глаза слепы. Искать надо сердцем.

Помимо этого, не нужно запираться в своем мирке, отделяясь от остальных. Необходимо найти себя, узнавать новое, выйти из зоны комфорта.

Мы видим, что главная цель написания детской сказки для взрослых «Маленький Принц» — внушение детям простой истины: надо быть верным в любви и дружбе, прислушиваться к голосу сердца, не быть равнодушным к окружающему тебя миру в любой ситуации.

Сент-Экзюпери указывает, что все должны доверять друг другу и быть ответственными за тех, кого любят. История Маленького принца — назидательна и чувствительна. Сказка говорит, что нужно иметь верного друга рядом с собой. Произведение предостерегает от одиночества, учит дружить и ценить любовь.

Источники публикации

  1. Галь Нора. Слово живое и мертвое / Нора Галь. — Москва : Издательство АСТ, 2020. — 384 с. — (Эксклюзив: Русская классика). ISBN 978-5-17-112658-2
  2. Сент-Экзепери А. и др. Маленький принц: Сборник сказок / Перевод с французского Нора Галь, художник В. Лесников — М.: Эксмо, 2008. — 464 с., ил. — (Детская библиотека). ISBN 978-5-699-16346-5
  3. Калинина, А. С. Проблема изучения сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в философском аспекте / А. С. Калинина. — Текст : электронный // studbooks.net – Студенческая библиотека онлайн : . — URL: https://studbooks.net/773181/literatura/problema_izucheniya_skazki_antuana_de_sent-ekzyuperi_malenkiy_prints_v_filosofskom_aspekte (дата публикации: 2011 г.; дата обращения: 09.07.2021).
  4. Кириллова, Екатерина «Маленький принц»: анализ. «Маленький принц»: произведение Сент-Экзюпери / Екатерина Кириллова. — Текст : электронный // FB.ru – образовательный портал : . — URL: https://fb.ru/article/198117/malenkiy-prints-analiz-malenkiy-prints-proizvedenie-sent-ekzyuperi (дата публикации: 03.08.2015; дата обращения: 09.07.2021).
  5. Анализ произведения «Маленький принц» / Полина Чернышова, Елизавета Буркова. — Текст : электронный // Слово+ : . — URL: https://ozhegova-slovar.ru/russkij-yazyk/malenkij-princ-analiz.html (дата обращения: 05.07.2021).
  6. Маленький принц — Краткое содержание. — Видео : электронный источник // YouTube – канал администратора Общественно-образовательного портала SNEG5.com : . — URL: https://www.youtube.com/watch?v=AX5FYXfs-iA // (дата публикации: 09.07.2021; дата обращения: 09.07.2021).

Общая оценка материала: 4.9

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: