Сочинение «Дружба в жизни Печорина»: различия между героями
Между этими двумя героями есть и разница. Печорин – это персонаж, который полон активности, его по праву можно назвать мятежной натурой. Он стремится к деятельности, чтобы удовлетворить свой эгоизм. Вернер же – пассивен. Он не хочет действовать, его удел – созерцание. Если у Печорина есть стремление к цели, он будет идти до конца. Пускай даже эта цель будет самой ничтожной. А Вернер только и любит, что поговорить, что он сделал бы, сложись те или иные обстоятельства. В реальности же он не ударит и пальцем о палец.
В истории с дуэлью Вернер идет на поводу у Печорина, несмотря на собственное отношение к этой ситуации. Перед дуэлью он терзается мучительными сомнениями. Но Печорин, отпустивший шутку о бессмысленности человеческого существования на земле, быстро его успокаивает. Всю глубину того эгоизма, которым наполнена душа Печорина, Вернер познает только после гибели Грушницкого. Видя, какой урон нанесен чувствам княжны Мери, Вернер упрекает Печорина в холодности и цинизме. Однако и сам Вернер проявляет своими поступками не меньше равнодушия, чем главный герой.
Отношения с Грушницким
Удивительным считается отношение Печорина к Грушницкому, ведь при встрече они даже обнимаются по-приятельски. Их отношения весьма специфичны. Григорий забавлялся своим товарищем, часто предпринимал попытки разозлить его. Тем не менее Печорин всячески пытался обезопасить своего друга от неискренности избранницы.
В итоге ситуация с Грушницким показывает, что любовь и дружба всё-таки чужды Печорину, он строит свою жизнь, страстно желая оставаться независимым от людей. От этого Григорий и страдает впоследствии. Он так описывает свои жизненные принципы:
Нельзя дать однозначный ответ, положительный или отрицательный герой предстаёт перед читателем. Речь идёт о человеке с непростым характером и нетипичным отношением к жизни.
Конфликт
В начале повествования о княжне Мери отношение Печорина к Грушницкому было ироничным. Он (как и Лермонтов) слишком рано научился понимать человеческие сердца, характеры.
Ссора и последовавшая за ней дуэль позволяют сделать сравнение Печорина и Грушницкого, разобрать их характеры, принципы поведение в особых обстоятельствах.
Причиной конфликта становится московская княжна, отдыхавшая вместе с матерью здесь же, в Пятигорске. Печорин увидел ее около Елизаветинского источника. Он повел себя как типичный самец охотник. Заметив, что княжна Мери не обращает на него решительно никакого внимания, он поставил своей целью влюбить в себя гордую барышню. Другим концом хотел уязвить своего приятеля Грушницкого, который успел влюбиться в московскую красавицу и как павлин распустил перед ней перья. Даже прихрамывать стал заметно меньше.
Печорин, рано познавший свет, быстро раскусил княжну. Он понимал, что барышня проявляет к его товарищу интерес, как к новой кукле, которая надоест рано или поздно. Он пытался предупредить Грушницкого, чтобы тот не особо увлекался девушкой. Но как все глупые люди, Грушницкий был самоуверен до глупости. Он уже считал Мери собственностью, хотя та ничего ему не обещала, и вообще никаких чувств, кроме сочувствия к нему не испытывала. Вокруг московской княжны здесь, на водах, вились более блистательные и более перспективные кавалеры. Даже их она держала на некотором расстоянии от себя. Печорина в какой-то степени раздражала самоуверенность Грушницкого
Здесь, в Пятигорске Григорий Александрович повстречал Веру, женщину, которая его любила, но которая так оберегала свою репутацию, что всегда была осторожна и пуглива, как серна. Вера была замужем. Они договорились, что будут видеться в доме у Лиговских
И тогда, чтобы не привлекать внимание общественности к Вере, Печорин начал публично ухаживать за Мери. Это приводило в бешенство Грушницкого
Однажды на балу Печорин защитил княжну от наглого пьяного капитана. Девушка была так напугана, и подавлена морально, что была готова упасть в обморок. Этот случай распахнул перед Печориным двери дома Лиговских, но Печорин нажил врагов в лице капитана, его товарищей и Грушницкого. Тому Мери дала понять, что не только не любит его, он ей мало интересен.
Против Печорина составился заговор, целью которого было унизить Григория, сделать его посмешищем. Печорина взбесила низость Грушницкого. Низость, которая была недостойна дворянского сословия. Во времена, когда разворачивались события романа, слово честь еще не было пустым звуком. Каждый достойный дворянин бесчестие смывал кровью.
Печорин знал о заговоре, но сделал вид, что ему ничего не известно. Печорин решил отплатить Грушницкому его же монетой. Заговорщики вначале решили «стреляться» холостыми патронами и, тем самым, заставить Печорина испугаться, а потом переиграли и вложили патрон только в пистолет Грушницкого. Это было двойной подлостью. Печорин не был трусом. Кроме того, он был зол до ярости. Он понимал, что Грушницкий не лишен малодушия, но до последней минуты не верил, что юнкер пойдет на подлость до конца.
Ему удалось встать на маленьком отлогом пятачке таким образом, чтобы не свалиться вниз в случае ранения. Он видел, что Грушницкий целится ему в лоб, и понял, что тот не остановится. Печорин был готов простить противника, если бы тот нашел в себе силы прекратить дуэль и признаться в обмане. Даже если бы Грушницкий выстрелил в сторону, и тогда Печорин простил бы его. Но нет. Он видел, что у Грушницкого дрожали колени. Но это происходило не от страха быть убитым. Ведь Грушницкий был уверен в собственной неуязвимости. Он колебался, какие-то остатки совести, пробужденные воспитанием, еще заставляли его колебаться. Победила все-таки душевная низость. Юнкер выстрелил, но рука дрогнула, и он попал в ногу Печорина. Тот устоял, не свалился в пропасть благодаря придерживавшему его камню.
Возможно, мягкотелый Грушницкий был готов признаться, что в пистолете Печорина не было пули, если бы его не провоцировал капитан. Капитан хотел лишь одного: отомстить Печорину за то унижение перед товарищами, убить его чужими руками. В этой сцене дуэли раскрываются всех героев. Вернер, секундант Печорина, был готов раскрыть карты, возмутиться, что не входило в планы Григория Александровича, и он сказал: «Может быть, я хочу быть убит…». Только умирать не собирался. Он потребовал вложить в пистолет патрон и, как обещал, выстрелил не промахнувшись.
Друзья и враги Печорина
Печорин Григорий Александрович — главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — персонаж уникальный. Возможно не столько сам по себе, сколько из-за выбранной автором формы повествования, ведь большую часть произведения представляет так называемый «журнал Печорина», и читатель вынужден смотреть на мир глазами героя.
Друзья и враги… Это сродни условности категорий добра и зла: они весьма приблизительны и в иных обстоятельствах склонны меняться друг с другом местами.
Двойственность натуры Печорина не раз подчеркивается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
И еще одна исчерпывающая характеристика: «Печальное нам смешно, смешное — грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
Цитат довольно; попробую развить мысль. Печорин — человек в высшей степени эгоцентричный. Беда его это или вина — разговор отдельный и особый. Но факт остается фактом: главной фигурой собственной жизни он видит исключительно себя самого. Прочие персонажи прочно занимают второстепенные места.
У такого человека не может быть настоящих друзей, как, наверное, и настоящих врагов. Дружба подразумевает сильную душевную привязанность, вражда — явную внутреннюю недоброжелательность. У Печорина в этом плане все примерно однополярны. Он с равной долей иронии говорит и о приятелях своих (Вернер, например), и о недругах (Грушницкий).
Единственный человек, кто ненадолго становится ему ближе того круга, в котором он держит всех остальных людей, — Вера. И то, подозреваю, благодаря такому стечению обстоятельств, при которых он может навсегда утратить возможность видеть любящую его женщину. Не объяснись Вера с супругом, не обмолвись ему об измене, вероятно, Печорин бы не испытал той бури страстей, что выпала ему при попытке догнать… пытаюсь подобрать нужное слово. Любовницу? Грубо и пошло. Возлюбленную? Он никого не любит. Наверное, уместнее всего было бы назвать Веру подругой Григория Александровича. С поправкой на взаимоотношения полов. Потому что, пожалуй, к ней он относится действительно по-дружески: боится, что она больна всерьез, испытывает жалость, видя ее ревность — иначе говоря, пытается щадить ее чувства, что для него совершенно не характерно. Она пытается его понять, не впадая в бессмысленные истерики, на закатывая сцен и не требуя каких-то действий. Веру отличает от других его дам то, что она, при всей потребности выдавать желаемое за действительное, отдает себе отчет в том, что никакой счастливой перспективы у нее с ним нет и быть не может. Вероятнее всего, Печорин благодарен ей, видя, что качество это довольно редкое.
При первом взгляде на произведение можно было бы сухо обрисовать круг условно близкого общения героя так: Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер. Собственно, это те люди, с которыми Печорин довольно долго оставался на одной ограниченной территории. Те, с которыми он вступает в диалог один на один. Но едва ли кого-то из них можно всерьез считать его другом или врагом. Максим Максимыч — старый товарищ, с которым они вместе служили в крепости. При подобных обстоятельствах многие становятся друзьями на всю жизнь… Но эпизод встречи персонажей в части «Максим Максимыч» четко показывает, что для Печорина эти взаимоотношения можно было бы назвать «от делать нечего друзья», хотя по части «Бэла» мы видим, что он многое рассказывал старшему своему сослуживцу, делился довольно личными, казалось бы, соображениями. Но, повторюсь, «Максим Максимыч» отражает суровую действительность: для Печорина время, проведенное в крепости, минуло в прошлое, и оживлять воспоминания он не намерен.
Вернер близок Печорину по духу в том числе отсутствием излишней сентиментальности и умением мыслить хладнокровно, он так же не вполне вписывается в местное общество. Казалось бы, он также делает шаг к сближению — взять хотя бы эпизод перед дуэлью, где он пытается остановить героя, — но тот снова дает понять, что он — сам по себе.
Что касается Грушницкого, тут и говорить особенно нечего. О дружбе речи нет, это лишь былое приятельство, а для врага он слишком мелок.
Печорин не способен ни к любви, ни к дружбе по той простой причине, что ему самого себя хватает с лихвой. Он боится сильных чувств. Причины к этому, видимо, есть, но они остались где-то в далеком прошлом. На момент повествования перед читателем находится человек циничный и язвительный, но думающий, что мешает воспринимать его фигурой ярко отрицательной. Подсознательно он считает — и небезосновательно! — что душевная близость с кем-либо сделает его более уязвимым. И далее — уже по Пушкину: «Любите самого себя, достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего любезней верно нет его».
Характеристика Печорина по главам в романе
В первой главе «Бэла» повествование ведётся от имени старого знакомого Печорина, офицера Максима Максимыча.
В этой части герой проявляет себя как безнравственный человек, играющий с судьбами других. Печорин соблазняет и похищает дочь местного князя, попутно своровав у влюблённого в неё Казбича коня.
Спустя некоторое время, Бэла наскучивает Печорину, молодой человек разбивает девушке сердце. В конце главы её убивает из мести Казбич, а помогающий в преступлениях Печорину Азамат навсегда изгоняется из семьи. Сам Георгий Александрович лишь продолжает своё странствие, не чувствуя вины за произошедшее.
Повествование последующей главы «Максим Максимыч» ведёт некий штабс-капитан. Будучи знакомым с Максимом Максимычем, рассказчик случайно становится свидетелем его встречи с Печориным. И снова герой проявляет своё равнодушие: совершенно холоден юноша к своему старому товарищу, с которым не виделся многие годы.
«Тамань» третья повесть в романе, представляющая собой уже записки в дневнике самого Печорина. В ней по воле судьбы молодой человек становится свидетелем контрабандистской деятельности. Девушка, участвующая в преступлении, заигрывала с Печориным, чтобы «убрать» его.
В эпизоде попытки утопления Печорина мы видим его отчаянную борьбу за жизнь, которая всё-таки ему дорога. Однако и в этой главе герой по-прежнему равнодушен к людям и их судьбам, которые в этот раз испорчены его невольным вмешательством.
В главе «Княжна Мери» главный герой раскрывается более подробно и разносторонне. Мы видим такие качества, как коварство и расчетливость в построении планов по соблазнению княжны Мери и дуэли с Грушницким.
Печорин играет с их жизнями в своё удовольствие, ломая их: Мэри остаётся несчастной девушкой с разбитым сердцем, а Грушницкий погибает в дуэли.
Георгий холоден в отношении всех людей в этом светском обществе, кроме своей давней знакомой Веры.
Некогда у них был мимолётный роман, но при новой встрече их чувства обретают вторую жизнь. Георгий и Вера тайно встречаются, однако её муж, узнав о наличии любовника, решает увезти её из города. Это событие заставляет молодого человека осознать, что Вера – любовь его жизни.
Георгий бросается вдогонку, но оказывается слишком поздно. В этом эпизоде главный герой раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша ни был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильнейшее чувство.
В последней части «Фаталист» герой показывается потерявшим малейший интерес к жизни и даже ищущим собственной смерти. В эпизоде спора с казаками за картами читатель видит некую мистическую связь Печорина с фатумом: Георгий и раньше предвидел события в жизни людей, а в этот рез предугадал смерть поручика Вулича.
Создаётся некое впечатление, будто молодой человек всё уже познал в этой жизни, которой ему теперь не жалко. Георгий произносит о себе следующие слова: «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно».
Встреча с черкешенкой Бэлой
В образе Бэлы, дочери мирного князя, чистой и невинной девушки, автор воплотил быт и традиции жителей гор. На страницах романа читатель видит высокую и стройную темноволосую красавицу с выразительными глазами, которые отражали малейшие движения её эмоций.
Увидя впервые черкешенку на свадьбе, скучающий Печорин, пораженный дикой и неземной красотой, во что бы то ни стало решил добиться ее расположения.
Трудно сказать, что движет его желанием обладать самым лучшим, что видит перед собой. Вероятно, молодому человеку хотелось испытать в этих чувствах что-то новое, необычное. А, может быть, это от невысказанности давних обид
Ведь не зря писатель останавливает внимание читателя на чертах детскости в облике странствующего офицера: «В его улыбке было что-то детское».
В случае с Бэлой эта черта больше граничит с жестокостью, чем с простым желанием овладеть очередной красивой женщиной.
По словам Максима Максимыча, однажды ради забавы он упросил Азамата за червонец украсть для него козла из семейного стада. Сейчас же предметом кражи является девушка, которую предает собственный брат. Максим Максимыч объясняет это по-своему: «Видно, в детстве был маменькой избалован». Однако своеволие и сговор с несмышленым мальчишкой заслуживает другой оценки поступка Печорина. Он не может позволить себе вернуться «без добычи; таков уж был человек: что задумает, подавай».
Но, принося несчастье другим, он осознает, что несчастлив и сам. Печорин понимает, что виноват в смерти Бэлы, которая, в отличие от него, самозабвенно любит и жалеет только о том, что «она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича».
По словам рассказчика, трагический конец этой истории оправдан тем, что для Бэлы смерть — лучший выход, так как Печорин все равно оставил бы ее, и девушке это расставание принесло бы еще больше страданий.
Вариант 2
Печорин является главным героем произведения «Герой нашего времени». Остальные персонажи романа находятся лишь на втором плане. Благодаря их словам, действиям, автор раскрывает нам истинную сущность своего персонажа, мы можем видеть как светлые, так и темные стороны Печорина.
Печорин это образованный дворянин, в каком-то смысле интеллигент, который разочаровался в светском обществе. Ему претит сама идея жизни среди таких людей. По его же словам, дружеских качеств у него не наблюдаются, каких-то особых чувств к окружающим он не испытывает. И оттого-то становится странно, что люди сами стремятся к нему навстречу, что в случае с Печориным просто удивительно.
В начале повести мы знакомимся со старым знакомым Печорина – Максимом Максимычем. Он с теплотой отзывается о старом товарище, но все же видит некую холодность Печорина. Максим Максимыч открыт для общения с ним, но тот не изъявляет особого желания сближаться. Иными словами, мы видим, что Максим Максимыч остается для Печорина лишь простым знакомым, а совсем не другом.
Далее автор знакомит нас с Грушницким. Изначально он и Печорин кажутся нам закадычными друзьями, но потом мы узнаем, что дело состоит совершенно иначе. Печорин не воспринимает Грушницкого всерьез, даже посмеивается над ним. Эти отношения заканчиваются дуэлью, из которого Печорин выходит победителем, а Грушницкий умирает. Совершив такое действие, Печорин ничего не ощущает, для него дуэль была лишь забавой, неким способом развлечься.
Далее мы встречаем доктора Вернера, с которым у Печорина вполне могла бы сложиться крепкая дружба. Они сходятся во многом, оба образованы, имеют острый ум, сильную волю и решительность в действиях. Но никто из них не способен к дружбе. Ведь дружба разумеет собой открытость, умение выслушать и желание помочь, а этого в Печорине, увы, мы не видим.
Значит ли это то, что Печорин вынужден всегда быть один? В редкие минуты душевных терзаний, ему, как и каждому человеку, хочется кому-то выговориться, поделиться своими чувствами. Но он слишком много раз разочаровывался в людях и обжигался, он уже не может заставить себя кому-то довериться. Он остался равнодушен к другим, и даже к самому себе.
Даже в вопросах любви Печорин оказывается неспособен проявить чувства. Он эгоист, и оттого часто забывает о чувствах других. Он умеет привязывать к себе, но потом его интерес проходит. Ни одна, с кем бы он мог связать свою жизнь, так и не стала той самой, с кем бы он хотел провести свою жизнь.
Бела, вероятно, могла стать чем-то светлым в жизни Печорина, и исцелить его от тоски и скуки. Ему было интересно добиваться ее, следить за развитием событий, но, достигнув желаемого, он снова утрачивает к девушке всякий интерес, как и множество раз до этого.
В образе Печорина мы видим молодого человека, который не знает, как проявить себя в жизни. Он талантлив, умен, разбирается в человеческих душах, у него много талантов, но он не знает, как их использовать, в какую сторону направить свои лучшие качества. И оттого он чувствует себя ненужным, «лишним человеком», которому уже давно ничего не нужно. Трагедия Печорин состоит именно в том, что молодой человек, готовый на величайшие подвиги, постепенно становится циником, отрицающим все и вся вокруг себя.
Григорий в системе женских образов романа М. Ю. Лермонтова — любовь и дружба: сочинение про женские образы в жизни Печорина, цитаты
Бэла — возлюбленная Печорина
Как в дружбе, так и в любви Печорин остается одиночкой. Конечно же, существуют духовно близкие ему люди, но все же есть некие различия, что достаточно весомы и губительны. Соответственно, герой остается «со всеми и ни с кем» — это касается как дружбы с мужчинами, так и отношений с женщинами. Вот сочинение про женские образы, любовь, дружбу в жизни Григория Печорина из романа М. Ю. Лермонтова с цитатами:
В «Княжне Мери» читателю раскрывается человеческая душа. Он понимает, насколько Печорин неоднозначен. Он одновременно и хороший человек, и мерзавец. Незаурядный ум мог бы возвысить молодого человека – если бы не эгоизм, который бурлит в нем подобно водопаду.
Можно сказать, что именно поэтому с Грушницким у них наблюдается противостояние. Что же касается женского образа княжны, она представляется воспитанной девушкой из высшего света, культурной и образованной. Возможно, несколько высокомерной. Тем не менее, Печорин проявляет подлость своей натуры – он ухаживает за ней не из симпатии, а от скуки.
Когда княжна, наконец, отвечает ему взаимностью и влюбляется сама, герою уже это не нужно. Что примечательно, в своей нравственной неполноценности он обвиняет семью Грушницких – дескать, это они сделали его нравственным калекой.
Система женских образов в творении описана мастерски. Правда, иногда создается впечатление, что главный герой не умеет любить по-настоящему и приносит девушкам лишь страдания.
- Бэла – молодая черкешенка, которую герой похитил из родительского дома. Образ очень нежный и трогательный. Девушка не виновата в том, что с ней происходит, но безропотно все принимает. Она пережила предательство родного брата, а после умерла от рук того, кто был тайно в нее влюблен.
- Княжна Лиговская — прекрасная дворянка, которая сама призналась Печорину в чувствах. В те времена это было недопустимо. Особенно, для девушки такого воспитания. Печорин считал Мери самой необычной из тех, кого он знал. Тем не менее, герой допускал мысль, что в итоге это сокровище, как и положено, выйдет замуж за человека ничтожного, которого выберут ей родители.
- Вера — светская, замужняя дама. Образ ее противоречив. С одной стороны, она понимает душевные порывы героя, с другой – толкает его на дуэль с Грушницким.
Суть Печорина находит свое воплощение и полную реализацию благодаря женским образам. Вот его слова:
- Женщины любят только тех, которых не знают.
- Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.
- Любовь, которую мы читаем в глазах, ни к чему женщину не обязывает, тогда как слова.
- Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил. Я любил для себя, для собственного удовольствия.
Главный герой «только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться». В этом его проблема.
Цитаты из романа по персонажам
***
Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце.
***
Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием (о докторе Вернере).
***
Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.
***
Она хорошо сделала, что умерла: ну что бы с ней сталось, если бы Григорий Александрович ее покинул?
Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения.
Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится С Вами и миром навеки.
***
Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней было много породы.
***
***
***
Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!
***
Ой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой.
***
Повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать.
***
Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес.
***
***
Без дураков было бы на свете очень скучно Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим.
***
И к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца.
***
Мне хотелось вас заставить рассказать что‑нибудь; во‑первых, потому, что слушать менее утомительно; во‑вторых, нельзя проговориться; в‑третьих, можно узнать чужую тайну.
***
Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее и тогда.
***
Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает.
***
Музыка после обеда усыпляет, а спать после обеда здорово: следовательно, я люблю музыку в медицинском отношении.
***
Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя.
***
Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой.
***
А первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха не
***
Только любовь, которую мы читаем в глазах, ни к чему женщину не обязывает, тогда как слова.
***
И если б все люди побольше рассуждали,то убедились бы, что жизнь не стоит того,чтоб об ней так много заботиться.
***
Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, – впустило свои когти в ее неопытное сердце.
***
Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого.
***
***
Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины.
***
Самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким.
***
Чтоб воздержаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.
***
Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь,
***
***
Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!
***
Умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я как человек, зевающий на бале, который не едет спать.
***
У меня есть предчувствие знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет она меня любить или нет.
Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.
***
Любовь, которую мы читаем в глазах, ни к чему женщину не обязывает, тогда как слова
***
. и мы только в два часа ночи вспомнили, что доктора велят ложиться спать в одиннадцать.
***
Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя.
***
Я никогда сам не открываю своих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться.
Дружба в жизни Печорина. Сочинение
В первой главе мы знакомимся с Печориным со слов штабс-капитана Максима Максимыча. Хоть им и пришлось пережить немало трагических событий, но это никак не сблизило их. Максим Максимыч за это время сильно привязался к Печорину, но в духовном плане был чужд ему, может, из-за социального положения, а может, из-за разницы в возрасте.
Нужно отметить, что в герое Максиме Максимовиче прослеживается образ простого русского человека, характерного для России того времени. Он никогда не сможет понять Печорина, однако симпатизирует ему и называет его «славным малым». Максим Максимыч говорит о нем, что есть «эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».