Сочинение: Московское дворянство в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
(371 слово) В комедии Грибоедова «Горе от ума» главный герой Чацкий вступает в идеологический конфликт с фамусовским обществом, а конкретнее — московским дворянством.
Чацкий обличает пороки аристократического общества. В числе этих пороков выделяются чинопочитание, раболепие перед мнением других людей, бесконечные сплетни, безвкусное подражание всему французскому, стремление не служить, а выслуживаться, отсутствие нормального образования (а иногда, как в случае с Фамусовым, полное неприятие книг вплоть до их уничтожения). Все эти дурные качества олицетворяет московское дворянство. В этих людях нет искренности, они озабочены лишь тем, что подумают другие. Тут вспоминается заключительное восклицание Фамусова о том, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». В комедии она является внесценическим персонажем, но её авторитет непререкаем. Даже небольшое недоброе слово от неё, судя по всему, может разрушить образ Фамусова, который он сам себе создал.
Молчалин же является человеком, которого такое общество готово принять. Он нахваливает шёрстку шпица, ухаживает за дочерью уважаемого человека, который со всеми знаком. Он не имеет своего мнения и способен подстраиваться под любую ситуацию так, чтобы она вышла в его пользу. И хотя фамусовское общество не считает его равным, оно по-своему уважает этого персонажа. Тем более его нельзя назвать отрицательным. Он не делает ничего плохого, пусть и его идеалы по своей сути аморальны. Но как раз именно такому человеку суждено найти своё место и процветать, тогда как Чацкий в этой среде не преуспеет, несмотря на свои дарования и способности.
Грибоедов изображает Москву величавой, но всё же консервативной сплетницей. Старая столица не принимает новых идей, взглядов, а тем более их носителей. Ее жители готовы переступить через правду и пойти туда, где им комфортнее живется, поэтому московские барыни жалеют шпица, но не обращают внимания на страдания крестьян. Даже Софья, девушка по природе неглупая, всё же растворяется среди фамусовского общества и первая распространяет сплетню о помешательстве Чацкого, с которым когда-то её связывали нежные чувства. Он знает, что врет, но ради мести забывает о приличиях.
Таким образом, получается, что московское дворянство в комедии показано как общество не очень образованных людей из аристократического слоя, которые мыслят навязанными стереотипами и не готовы двигаться вперед. На их стороне сила, так как они обладают властью над всеми остальными, но их слабость заключается в том, что никто из них не готов работать, думать и служить отечеству верой и правдой. Поэтому они навсегда останутся лишь плохими подражателями французов.
Описание образа с цитатами
Полное имя героя — Павел Афанасьевич Фамусов, вдовец, воспитывает дочь Софью:
“…Мать умерла: умел я принанять / В мадам Розье вторую мать…”
“…Дай бог терпение, – ведь сам я был женат…”
“…Свободен, вдов, себе я господин…”
Господин Фамусов — мужчина в возрасте, но при этом он бодр и свеж:
“…Опомнитесь, вы старики…”
“…В мои лета / Не можно же пускаться мне вприсядку!..”
“…Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем, / Однако бодр и свеж, и дожил до седин…”
Живет в Москве, где служит управляющим в государственном учреждении:
“…Как все московские, ваш батюшка таков…”
“…управляющий в казенном месте…”
Господин Фамусов пользуется служебным положением и раздает своим родственникам награды и повышения:
“…Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, / Ну как не порадеть родному человечку!..”
Он устроил к себе на службу всю родню. Среди его подчиненных почти нет чужих людей:
“…Нет! я перед родней, где встретится, ползком; / Сыщу ее на дне морском. / При мне служа́щие чужие очень редки; / Всё больше сестрины, свояченицы детки…”
Судя по всему, Фамусов — небедный человек, но, вероятно, у него много долгов, из-за чего он ищет для своей дочери Софьи богатого жениха. Такой брак поможет Фамусову поправить положение:
“…Кто беден, тот тебе не пара…”
“…Желал бы зятя он с звездами, да с чинами…”
Господин Фамусов является членом Английского клуба, престижного заведения для дворянской элиты:
“…Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба / Старинный, верный член до гроба?..”
Фамусов был другом отца Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, господин Фамусов воспитывал мальчика у себя в доме:
“…Вот‑с – Чацкого, мне друга, // Андрея Ильича покойного сынок…”
Господин — баловник, ветреный мужчина. Он пристает к служанке Лизе:
“…Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!..”
“…Пустите, ветреники сами, / Опомнитесь, вы старики…”
“…Жмется к ней и заигрывает…”
Фамусов — суетливый, прыткий и неугомонный человек:
“…Как суетится! что за прыть!..”
“…неугомонен, скор…”
Он является брюзгливым человеком и часто сердится без толку:
“…Брюзглив, неугомонен, скор, / Таков всегда…”
“…Вот попрекать мне станут, / Что без толку всегда журю…”
“…часто бе́з толку сердит…”
Герой любит ругаться на своих слуг:
“…Ослы! сто раз вам повторять?..”
“…Ты, Филька, ты прямой чурбан, / В швейцары произвел ленивую тетерю…”
У господина Фамусова громкий голос:
“.…Фамусов (громогласно)…”
“…Творец мой! оглушил звончее всяких труб!..”
Он является полоумным, сумасбродным человеком, по мнению его родственницы Хлестовой:
“…Ведь полоумный твой отец…”
Фамусов называет себя гостеприимным человеком:
“…Ко мне он жалует частенько; / Я всякому, ты знаешь, рад…”
Он умеет льстить и угождать нужным людям, например, Скалозубу:
“…Неужто для друзей не делать мне ни шагу, / Сергей Сергеич, дорогой!..”
Господин питает страсть к чинами:
“…А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам…”
Он — “делец”, добивающийся своего любыми средствами:
“…Низкопоклонник и делец, // Достоинствами наконец // Он будущему тестю равный…”
Его волнует общественное мнение
Ему важно, что о нем говорят люди:. “…Ах! боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!..”
“…Ах! боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!..”
Господин Фамусов считает образование “чумой”, то есть вредным явлением:
“…Ученье – вот чума, ученость – вот причина…”
“…Уж коли зло пресечь: / Забрать все книги бы да сжечь.…”
“…И в чтеньи прок-от не велик…”
Такова цитатная характеристика Фамусова в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера и личности героя, его взглядов и положения в обществе, а также отзывы критиков о персонаже.
В образе Фамусова, автор показал людей, которых ненавидели декабристы. Рекомендуем использовать эти данные для написания сочинения на вышеуказанную тему.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Быть самим собой «Надо быть самим собой, человек должен быть самим собой, чего бы это ни стоило» — эта вызывающая у людей симпатию фраза принадлежат Даниилу Гранину. С этим человеком трудно поспорить.
- Сочинение Желтков в повести Гранатовый браслет (Образ и характеристика) Господин Желтков – один из главных персонажей рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Это молодой человек чуть больше тридцати лет. Он обладает приятной внешностью – высокий
- Сочинение по картине Фельдмана Родина от первого лица (9 класс) Дом, милый дом. Родная деревня, родные поля и леса. Никто не мог представить, как долго я ждал этого дня. Каждый день просыпался с надеждой, что весь этот кошмар скоро кончится и я вернусь домой, к семье
Грибоедов, Горе от ума. Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?
Горе от ума — знаменитая работа Грибоедова, которая изображает жизнь страны после Отечественной войны 1812 года. Это жизнь, где столкнулись два лагеря.
Первый лагерь — это передовой, декабристский взгляд, новый взгляд на жизнь, на ее устои. Второй лагерь — дворянство, или век минувший, они же фамусовское общество.
Чтобы понять, каковы идеалы в фамусовском обществе, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с произведением Грибоедова. В нем автор, изображая век минувший, создает образы знатных дворян Москвы, что называют себя тузами, они же и являются представителями фамусовского общества.
Жизненные идеалы фамусовского общества
Кем же является человек из этого круга и каковы их жизненные идеалы? Здесь мы видим лишь богачей, знатных дворян, так сказать, бомонд столицы. Все они выходцы из знатных семей, а идеалы этих людей просты и понятны.
Для этих людей важны только деньги, с помощью которых и чины можно получить, и ордена. Это люди, которые не славятся заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы жених имел кошелек потолще и тогда это будет уважаемый человек.
Фамусов, рассказывая об идеалах человека, так и говорит, будь плохонький, но если наберется душ тысяч две родовых, тот и жених. Так, Скалозуб был хорошей кандидатурой в женихи, ведь в генералы метит, к тому же еще и золотой мешок.
Обратите внимание
Но если денег нет, если человек беден, тогда фамусовское общество будет относиться к нему с презрением. О крепостных и вовсе можно не говорить, ведь их вообще за людей не считают, называя их чурбанами и фомками. Опять же, чтобы бомонд зауважал, нужны богатства.
Так например, Татьяна Юрьевна уважаемая, потому что богатые балы устраивает.
Нравственные идеалы фамусовского общества
Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в фамусовском обществе, то здесь для Фамусова является идеалом его дядя, которого он всем ставит в пример. Его дядя служил еще при Екатерине, но свое место при дворе он получил не с помощью каких-либо талантов или заслуг.
Он просто жертвовал затылком, его шея просто часто гнулась в поклонах. Что самое страшное, многие представители данного окружения точно также получают почет и богатство. Тот же Сколозуб не лучше.
По его рассказу в 1813 году он просто отсиделся в укрытии, а после столь выдающегося подвига получил медаль, теперь и генеральский чин ожидает.
Фамусовское окружение — это еще и лжепатриоты. Они только и говорят о патриотизме, сами же ничего не делают для страны. Чины хоть и имеются, но они не заслужены при исполнении воинского или гражданского долга. В их разговоре постоянно слышатся иностранные слова, они слушают французские романсы, они следуют французской моде.
Так что же характеризует фамусовское общество? И здесь можно подытожить. Для фамусовского общества характерен страх перед новым, боязнь прогресса, а идеалом является необразованность и консерватизм. Вот они и живут по принципу: и награжденье брать и весело пожить.
Несколько интересных сочинений
- Граф Илья Ростов в романе Война и мир Толстого образ и характеристика
- Сочинение Война в романе Тихий дон (гражданская война)
Если рассуждать о работах писателя, в первую очередь, нужно отметить, в каком веке он жил, в каком веке он писал и создавал, потому что социальная и общественная деятельность считается, чуть ли не главным фактором, влияющая на работу.
- Образ и характеристика Левши в рассказе Лескова 6 класс сочинение
Левша – это прототип простого русского народа с широкой душой и богатым внутренним миром, но без возможности получить достойную награду за свой творческий труд. Главный герой произведения Лескова для большинства был человеком
- Образ и характеристика Василия Егоровича Князева в рассказе Чудик Шукшина сочинение
Чудику на то время было 39 лет. Он занимал должность киномеханика в сельском кинотеатре. Кличку «Чудик» главный герой рассказа получил из-за того, что с ним случались разные забавные случаи, с которыми он ничего не мог поделать.
- На чем строятся взаимоотношения в семье? сочинение
Как писал известный классик, каждая семья несчастлива особым образом. Если развить данную мысль, то, вероятно, отношения в семьях в какой-то степени строятся на несчастье или неустроенности своим существованием.
В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова основным элементом изображения являются нравы московского консервативного дворянства. Именно обличение устаревших, отживших свой век аристократических взглядов на острые социальные вопросы является основной задачей этой пьесы. Все отрицательные черты помещиков-крепостников начала 19 века сосредоточились в многочисленных представителях «века минувшего» в комедии – в фамусовском обществе.
Полковник Скалозуб как идеал дворянина в фамусовском обществе
Самым желанным зятем для себя Фамусов видит полковника Скалозуба, который представлен в комедии как крайне глупый солдафон. Зато он достоин руки Софьи, дочери Фамусова, только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве – с помощью связей: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы…»
Скалозуб, как и Фамусов, оказывает протекцию своим родным и знакомым. Например, благодаря стараниям Скалозуба, его двоюродный брат «выгод тьму по службе получил». Но, когда ему следовал высокий чин, он оставил службу и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь. Ни Фамусов, ни Скалозуб отнестись с пониманием к этому поступку не способны, ведь оба они питают страстную любовь к чинам и положению в обществе.
Знаете ответ?
Рейтинг сайта
- 1. Александр С 941
- 2. Даниил Васильев 454
- 3. Дарья Завгородняя 225
- 4. Игорь Проскуренко 209
- 5. Карина Мирай 173
- 6. Изабелла Бевз 136
- 7. Геродот Абазбек 127
- 8. Владимир Кунтин 106
- 9. Антон Ковалевич 98
- 10. Настя Никитина 95
- 1. Кристина Волосочева 19,120
- 2. Ekaterina 18,721
- 3. Юлия Бронникова 18,580
- 4. Darth Vader 17,856
- 5. Алина Сайбель 16,787
- 6. Игорь Проскуренко 15,939
- 7. Мария Николаевна 15,775
- 8. Лариса Самодурова 15,735
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник
Система образов «Горе от ума» в комедии Грибоедова
Комедия «Горе от ума» Грибоедова занимает особое место в русской литературе. Она сочетает черты классицизма и новых направлений того времени – романтизма и реализма.
При написании сочинения по системе образов в «Горе от ума» нельзя этого не коснуться.
Признаки классического канона в этом произведении: композиционная строгость – действие происходит в течение суток, любовный конфликт сочетается с общественным конфликтом, в центре произведения традиционный для классической литературы любовный треугольник.
Произведение носит общественный пафос, что свойственно романтизму. «Горе от ума» описывает противостояние Чацкого фамусовскому обществу.
Признаки реализма – это сложная система образов. Герои комедии с противоречивыми характерами и функциями. Так, Чацкий, не только отвергнутый любовник. Он еще и высказывает идеи близкие автору. То же касается и других. Новаторство системы образов в их неоднозначности. Каждый герой индивидуален.
Горе от ума: система образов
Любовный конфликт происходит между Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественный – между Чацким и Фамусовым.
Второстепенные герои Лиза, Скалозуб, Горич, Репетилов – участвуют как в любовном, так и в общественном конфликте.
Персонажи из эпизодов представляют картину московского общества. Это гости на балу у Фамусова.
Для раскрытия системы образов в «Горе от ума» играют роль внесценические персонажи. Они делают характеры героев более развернутыми. Это буфетчик Петруша, брат Скалозуба, Марья Алексеевна и так далее.
Образная система организована по принципу противопоставления. Герои «века нынешнего» противостоят героям «века минувшего». У них различное отношения ко всему.
Всего действующих лиц более 20. Нельзя четко разделить их на положительных и отрицательных.
Чацкий
Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого среди других. Об этом еще до его появления говорит служанка Лиза.
Но в то же время герою свойственен сарказм, вспыльчивость, бестактность. Софья укоряет его за сарказм. Оправдание Чацкого в том, что он искренне возмущается обществом, в котором оказался.
Образ героя выражает позицию самого Грибоедова. Чацкий не принимает рабского преклонения перед всем иностранным. Он также ненавидит чинопочитание и желание везде заводить полезные знакомства.
Герой переживает личную драму. Его надежды на любовь Софьи не оправдались.
Софья
Это противоречивый образ. С одной стороны она близка Чацкому по духу, с другой – отвергает его.
Софья образована. Но именно поэтому увлечение Молчалиным закономерно, так как на неё большое влияние оказали французские романы. Она увидела в Молчалине скромного человека вместо двуличного, которым он является на самом деле.
Но в то же время, она часть фамусовского общества, где дорожат только должностями и богатством. Софья, желая доминировать над супругом, выбрала Молчалина.
Молчалин
Этот персонаж нравится фамусовскому обществу тем, что стремится услужить. Небогатый дворянин, он гордится успехами по службе и хвалится ими. Его идеалы полностью совпадают с идеалами московского дворянства. Но Софья будет им обманута, так как он ухаживает за ней «из выгоды».
Фамусов
Этот герой – главный проповедник «века минувшего». Он занимает влиятельный пост в Москве, принадлежит к консервативных дворянам, которые не хотят перемен.
Мнение Фамусова – это мнение московского дворянства. Он считает, что книги опасны, а образованность ни к чему. Фамусов заботится лишь о том, какое впечатление он произведет в свете. Он презирает тех, кто не обладает властью и деньгами.
В произведении «Горе от ума» Грибоедов стоит у истоков новой русской драматургии. В комедии сочетаются черты разных направлений, чтобы передать основную идею – конфликт старого и нового века.
Вариант 2
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов хотел отразить нравы и образ мысли дворянства в первые годы 19 века, и у него это получилось. Автор смог выявить и показать читателям устаревшие, изжившие себя взгляды на важные проблемы общества, описав вечное противоборство всего старого с новым.
Фамусовское общество в комедии представляет век прошедший. Представителями этого непросвещенного общества является Фамусов, его близкие друзья и родные. Все эти люди объединены общей целью жизни и единственным интересом – тягой к богатству. Они положительно относятся к крепостничеству, а высшей наградой человека считает чин. И, по сути, мнение представителей фамусовского общества таково – человек без чина – не человек. Богатство и статус – вот что может по-настоящему украсить.
Люди, входящие в состав этого общества, безразличны и к работе и совершенно безответственны в своих действиях. Они подписывают серьезные документы, даже не глядя на них. К работе приступают неохотно и очень редко. По своей натуре каждый из членов фамусовского общества не образован и очень глуп. Эти люди боятся книг как огня, считая образованность за болезнь. Фамусов же горит желанием сжечь все книги.
Непросвещенное фамусовское общество видит идеал в Западе, а именно во Франции. Совершенно бездарно, неумело, каждый из круга Фамусова пытается позаимствовать культуру и обычаи этой страны, и даже язык.
Пренебрегая работой, фамусовское общество проводит время на светских балах, развлекаясь и тратя время. Разумеется, на званых ужинах они находят повод посплетничать.
Люди круга Фамусова эгоистичны, жестоки, глупы и необразованны. Они любят чины, жаждут власти и богатства. Цель их жизни – выслужиться как можно лучше, чтобы продвинуться по карьерной лестнице и заслужить незаслуженный рубль. Эти люди – ярые консерваторы, отстаивающие идеалы рабовладельцев, эксплуатирующих крепостной народ. Права простого человека для них ничего не значат. Качество образования имеют для них такое же значение, как и жизнь простого крепостного. Фамусов и его приближенные не видят пользу даже в достойном образовании и просвещении.
К сожалению, представители Фамусовского общества находятся даже в наше время. Но, конечно, в эпоху Грибоедова таких людей было значительно больше, а их взгляды представляли настоящую опасность в большом масштабе. Писателю удалось передать консервативные взгляды дворянского народа того времени. Комедия «Горе от ума» – бесценный памятник русской письменности.
Роль Молчалина
В обществе Фамусова есть и дворяне низших чинов. К таким относится Молчалин. Своим раболепием и терпеливостью он пытается добиться признания старшего поколения. Молодой человек проявляет подобострастное отношение к богатым аристократам, он готов им прислуживать, боится лишний раз даже поднять взгляд.
Сначала он кажется просто молчаливым и скромным воздыхателем Софьи. Позже становится понятно, что он не испытывает искренних чувств к девушке. Молчалин опасается проявления любви с ее стороны, боится острых языков. Он изображает любовника барышни ради того, чтобы ее отец относился к нему снисходительно.
Вариант 2
Бессмертная комедия великого писателя Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” раскрывает множество остросоциальных конфликтов того времени. Одной из главных тем, на фоне которой разворачивается весь конфликт, является столкновение нынешнего и минувшего веков. Если нынешний век представлен прогрессивным новатором Чацким, который прославляет идеалы свободы и всеобщего равенства, то в качестве века минувшего выступает так называемое Фамусовское общество, состоящее из нескольких людей дворянских кровей. Какие идеалы оно прославляет и существует ли сейчас?
Фамусовское общество можно назвать ярыми консерваторами, защищающими идеалы настоящих эксплуататоров и рабовладельцев, имеющих при себе тысячи крепостных крестьян. Их взгляды на многие вопросы в точности передают дух того времени, когда права человека ничего не стоили. Основу жизни участников общества Фамусова составляют праздники, азартные игры и огромное количество иных развлечений. Они не признают работу и постоянно ищут поводы для отлынивания от собственных обязанностей. Достаточно лишь вспомнить распорядок рабочей недели самого Фамусова. Он работает 2-3 часа, затем отправляется на обеды в лучших ресторанах, а потом идёт на похороны по приглашению.
Отдельно стоит отметить отношение этих консерваторов к образованию
Им важно лишь его наличие, а не качество. Они готовы увеличить количество учителей, которые не обладают навыками преподавания
Последствия такого обучения можно увидеть на примере Скалозуба, который может поддерживать беседы только на военную тематику. Данная личность представляет собой классическую персону, получившую высокую должность не за собственные заслуги.
Безразличие Фамусовского общества к обычному человеку замечается сразу же после прочтения первого действия. Фамусов не проявляет никакого уважения к своему слуге Петрушке. Но беспредел достигает своего пика на балу. Госпожа Хлестова привела с собой Арапку, которую держала на поводке. Она приравнивает людей из низкого сословия к животным, не видя никакой разницы.
Безусловно, Фамусовское общество существует в современном мире, но уже не в таких масштабах. Его представители продолжают продвигать неправильные приоритеты в жизни. Но либеральное и продвинутое общество должно противодействовать таким людям, чтобы достичь всеобщего равенства во всём мире.
Конфликт с Чацким
В комедии описан конфликт между фамусовским обществом и Чацким. Различие между образованным молодым человеком и аристократами очевидно. Честный путешественник легко находит общий язык с другими открытыми людьми, а в Москву он приехал только ради Софьи.
Но его поразили сильные перемены в общественном строе. Его возлюбленная стала холодной, раздражительной. Все общие воспоминания она называет детскими, возвращать прежний характер и интересы девушка не собирается. После первого разочарования наступило второе: Чацкому пришлось познакомиться с аристократами в доме Фамусова.
Он начал отстаивать общечеловеческие принципы, приводить сравнительный анализ ценностей, разговаривать с дворянством на темы новой жизни и любви. Образ существования он обсуждает с Фамусовым, пытаясь доказать, что не всегда нужно следовать советам отцов.
Хозяин дома не понимает его, он настаивает на необходимости службы и богатства. Чацкий не разделяет это мнение, из-за чего весь дворянский класс ополчился против него. Общество высмеяло его, объявило сумасшедшим. Но молодой человек не побоялся и дальше говорить о своих ценностях, он обвиняет аристократов в лицемерии и лжи. Он высмеял пороки общества, пытался доказать, что поклоняться всему иностранному нелепо, ведь можно верно служить отечеству. Никто не стал его слушать, поэтому Чацкому пришлось покинуть Москву.
Характеристика фамусовского общества
Это собрание людей, которые тянутся к своему центру – самому Фамусову, дворянину средней руки. Характеристика фамусовского общества проста – это собрание людей, каждый из которых олицетворяет какую-либо негативную часть общества: лицемерный и подлый Молчалин, глуповатый и нечестный Загорецкий, противная Хлестова, бесхребетный Платон Горич и его поверхностная, пустая жена, князь Тугоуховский, весь смысл жизни которого сведён к тому, чтобы выгодно – не счастливо, а именно выгодно – пристроить своих дочерей… Своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом и заключается в том, что он один против всех.
Вся эта компания, собирающаяся в доме Фамусова, существует, потому что подобное притягивается к подобному. При этом сам Фамусов не глуп, но и у него есть масса отрицательных качеств. При этом некоторые представители фамусовского общества гораздо более неприятны, чем он сам – помещик хотя бы не злобен, он просто является «защитником века ушедшего», устаревшим атавизмом прошлого, порочным, но не злым. Чацкого и Фамусова связывает верность своим убеждениям, а разъединяет их то, что их убеждения прямо противоположны.
- Он лицемер. Осуждая поведение ветреной Софьи, он сам не стесняется открыто приставать к служанке Лизе.
- Он не способен принимать ничего нового. Более того, он искренне верит, что от знаний одно зло, а книги «надо бы все взять и сжечь». Несмотря на то, что Фамусов не глуп, он не успевает за меняющимся миром, и безнадёжно отстаёт от его развития, стоя одной ногой в прошлом и цепляясь за него изо всех сил.
- Он скучен. Вся его жизнь распланирована по дням и часам, и в ней нет ничего интересного – званые обеды да унылые мероприятия вроде поминок.
- Он не считает крепостных за людей. Право владеть крестьянами, по мнению Фамусова, положено ему просто потому, что таков порядок вещей, ведь он дворянин. Он искренне не считает крепостных за людей, а потому готов за малейшие проступки пороть их и ссылать в Сибирь.
- Он зависим от общественного мнения. Ему не нравится всё то, что олицетворяет Чацкий, но он не отваживается начать его высмеивать, пока не понимает, что все представители фамусовского общества уже изменило в отношении последнего рамки приличия, после чего присоединяется к ним.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.Год написания – 1822-1824
История создания – Желание Грибоедова создать новое направление в литературе посредством соединения различных стилей.
Тема – Проблематика комедии разнообразна, в ней поднимается множество острых тем той эпохи, высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия. Крепостное право, бюрократия – все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой.
Композиция – Комедия состоит из четырех актов, умело соединенных в единый сценарий, где некоторые уместные интервалы придают пьесе особую ритмичность и своеобразный темп. Действие пьесы движется по нарастающей, в четвертом акте развитие ускоряется, и стремительно движется к финалу.
Жанр – Пьеса. Сам Грибоедов считал, что первое написание этого произведения было более значимым, но для постановки его на сцене, ему пришлось упростить комедию. По мнению критиков, это не просто комедия, а реалистичные зарисовки из обычной общественной жизни, сыгранные на сцене.
Направление – Классицизм и реализм. В традиционное классическое направление, Грибоедов уверенно ввел смелое реалистическое решение, создав необычное жанровое разнообразие.
Господин Репетилов
Этот герой был введен в комедию только в поздней ее редакции. Первое появление Репетилова происходит в четвертом действии. У него, как и у других персонажей, «говорящая фамилия». Она была образована от французского слова «повторять». И это неудивительно, ведь герой очень любит говорить попусту. Он увлекся идеями либералов и вовсю их распространяет.
Этот герой, с одной стороны, показывает одиночество Чацкого. Ведь в основном все единомышленники Александра Андреевича были такими же пустыми болтунами, как и Репетилов, хотя сам Чацкий был образован и действительно верил в свои идеи. Оттого и был одиноким в окружении псевдолибералов.
Но, с другой стороны, во время создания образа Александр Грибоедов хотел показать, что он со скептицизмом относится ко всему оппозиционному дворянству. В этом отношении Репетилов — «двойник» Чацкого. И обличая Репетилова, Грибоедов показывает также недостатки главного героя пьесы.
Характер Чацкого
Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.