Главная основная мысль повести тимур и его команда гайдара

Краткое содержание

Сюжет повествует о том, что три месяца командующий Александров не возвращался к своей семье. Он отправил своим дочерям телеграмму с советом отправиться отдыхать на их дачу.

Старшая Ольга вовсю опекает Женю, едет в деревню первой, давая наставления сделать уборку в их квартире. Ольга умная и красивая девушка, хочет стать инженером, в свободное время поет. Приехав на дачу, знакомится с дядей Тимура – Георгием Гараевым. Женя должна была приехать вечером, однако все не появляется.

В то же время Женя приехала в поселок, начала искать почту и забрела на чужой дачный участок. Собака, охранявшая дом, не стала пускать девочку назад. Женя спит, а на утро находит ободряющую записку. Собаки больше нет рядом. Девочка находит револьвер, случайно жмет на курок и пугается холостого выстрела. В спешке Женя абсолютно забывает о ключах от квартиры и телеграмме, которую она должны была отправить полковнику. К ее счастью, незнакомая девочка приносит Жене потерянные вещи вместе с запиской от мальчика.

Забравшись в старый сарай в глубине сада, Женя крутит штурвал, подавая команде сигналы, сама того не замечая. Тут же в сарай прибегают ребята, которые хотят выгнать девочку из их убежища. Тимур останавливает драку, предлагая девочке послушать, чем они занимаются с друзьями. Выяснилось, что команда Тимура помогает местным жителям по хозяйству, защищает их от хулиганов.

Ольга считает, что с Тимуром не нужно общаться, ведь он хулиган. А Женя не может ничем возразить, ведь пообещала хранить тайну штаба.

На следующее утра ребята помогают жителям, как могут: таскают воду старикам, складывают дрова в кучи, находят потерявшуюся козу и играют с детками.


Ребята складывают дрова

Тимуровцы запрещают шайке хулиганов пакостить людям, требуют немедленно написать полный список хулиганов и принести его в старую часовню. Когда команда пришла на место встречи, хулиганы их закрыли.

Гараев катает женину сестру на мотоцикле, рассказывает ей о своих увлечениях и потихоньку влюбляется в девушку. Тем временем тимуровцы спасают своих друзей, запирая шайку Квакина в будке на рынке, вывесив плакат, что те – «яблочные воры».

В парке шумные празднества, на которых выступает Гараев и Ольга. Гуляя после выступления, они сталкиваются с Женей и Тимуром. Ольга ничего не хочет слышать, обижается на сестру и на Георгия. Тимуру запрещают продолжать общение с Женей.

Полковник присылает телеграмму, что приедет на несколько часов в Москву. В это время в городе находится только Ольга, которая хотела проучить сестру. Женя помогает присматривать за ребенком вдовы, поэтому не успевает на последнюю электричку в столицу. Девочка очень расстроена – она обращается к Тимуру, который сам вызывается довезти девочку на мотоцикле в Москву.

Отец приехал, но не встретился с младшей дочерью. Он очень расстраивается, близится время, когда ему нужно уходить. В последний момент приезжает Женя и Тимур. Ольга меняет свое отношение к мальчику, она извиняется перед ним и перед Георгием.

К последнему пришла повестка – он незамедлительно отправляется на войну. Все вместе провожают Гараева.

Вариант 2

Идея истории «Тимур и его команда» была подсказана Аркадию Петровичу Гайдару пионерами, к тому же в прошлом ему самому довелось создать аналогичную команду, действующую под его началом. В 1939 году автор приступил к работе над сценарием фильма, а во время съемок Гайдар начал писать и само произведение, опубликованное в августе 1940 года в газете «Пионерская правда». В 1941 году было выпущено несколько изданий данного произведения, кинокартина также появилась на экранах. Книга и кинолента помогали советским детям в преддверии Великой Отечественной войны, персонажи истории стали достойным примером для миллионов ребят.

Соответствующее произведение является повестью. Аркадий Петрович остановил выбор именно на этом жанре, поскольку объем повести превышает обыкновенный рассказ, но не достигает уровня романа

Именно таким образом Гайдар сумел в полной мере выразить собственную позицию, уделяя особое внимание главному герою повести Тимуру. Для автора основной задачей являлось привить юным читателям потребность помочь другим людям, умение ценить и уважать окружающих, не проходить безучастно мимо чужих несчастий и проблем

События, описанные в повести, происходят в подмосковном дачном поселке, куда приезжают на летние каникулы сестры Женя и Ольга, дочери полковника. Тринадцатилетняя Женя обнаруживает некий штаб и знакомится со своим ровесником Тимуром, который руководит группой ребят, совершающих в поселке добрые дела и противостоящих хулиганам, старающихся навредить всем вокруг под командованием их лидера Михаила Квакина.

При этом взрослые родственники пионеров вовсе не одобряют их деятельности, считая, что дети занимаются обыкновенными играми и шалостями. Дядя Тимура Георгий Гараев и сестра Жени Ольга всячески пытаются разрушить дружбу мальчика и девочки, только в финале повести Ольга убеждается в порядочности и бескорыстии Тимура, и Георгий также начинает смотреть на племянника и его товарищей совсем иначе.

К числу центральных персонажей произведения принадлежат Тимур, неравнодушный, храбрый и принципиальный подросток, создавший команду из числа своих сверстников, которая следит за всем, что происходит в дачном поселке, причем ребята немедленно приходят на помощь к тем, кто оказался в затруднительной ситуации. Важную роль в повести играет и Женя Александрова, по стечению обстоятельств познакомившаяся во время каникул с Тимуром и его друзьями, девочка также стремится принимать участие в делах команды.

Старшая сестра Евгении Ольга, напротив, категорически возражает против общения Жени с Тимуром, считая, что он оказывает на нее негативное влияние. Таких же взглядов придерживается и Георгий, дядя Тимура, у которого на протяжении повествования постепенно завязываются романтические отношения с Ольгой. В истории действуют и помощники Тимура Гейка, Коля, Сима, Нюрка, от души стремящиеся помочь жителям поселка и искренне любящие свою Родину. Ребятам противостоят хулиган Мишка Квакин и его приятели, с которыми не перестают бороться Тимур и его товарищи.

В основе композиции повести находятся конфликты между группой основного героя и сообществом Квакина, а также между ребятами и взрослыми членами их семей. При этом Гайдар рассказывает только о некоторых добрых делах, выполненных командой, подразумевая, что Тимур и его друзья наверняка сумели совершить немало других замечательных поступков, думая в первую очередь о благе и спокойствии других людей.

О чём повесть «Тимур и его команда»?

Шёл 1939 год. Дочери командира Советской Армии полковника Александрова летом приезжают к себе на дачу. Старшей из них Ольге — 18 лет, младшей Жене исполнилось 13. Случайно в старом сарае Женя обнаруживает штурвал с верёвочными проводами. Представив себя капитаном дальнего плавания, она начинает его крутить, сама того не ведая, подаёт сигналы. Прибежавшие мальчишки собирались поколотить Женю за вторжение в их штаб, но командир, который оказался Тимуром Гараевым, не позволил этого. Он стал рассказывать Жене о деятельности своей организации, взяв с неё слово хранить всё услышанное втайне. Женя узнала, что они помогают семьям красноармейцев и старым одиноким людям. Дома, которые находятся под их защитой, помечены красными звёздами. Параллельно в посёлке орудует банда хулиганов во главе с Мишкой Квакиным. От этих бандитов страдают все местные жители. Они обворовывают сады, обижают малышей и ведут себя вызывающе. Тимур, стараясь предотвратить рукоприкладство, пытается договориться с ними дипломатично. В случае с Квакиным это не срабатывает. Женя мечтает присоединиться к команде Тимура и приносить пользу людям. Её сестра, заметив Тимура рядом с Квакиным, решает, что они заодно, и категорически запрещает с ним общаться. Женя расстроена, но не может рассказать Ольге правду, ведь она поклялась держать всё в секрете. Стараясь хоть как-то помочь своим новым друзьям, она придумывает поиграть с маленькой дочкой недавно погибшего на фронте лейтенанта

Мама девочки благодарна ей за внимание и заботу. Тимуровцы между тем вовсю творят добрые дела

Кому-то наносили целую бочку воды, кому-то сложили дрова в поленницу. А одной старушке даже нашли сбежавшую козу.

Ольга, познакомившись сразу после приезда на дачу с Георгием Гараевым, начинает всё больше времени проводить с ним вместе. Дальше выясняется, что Георгий — дядя Тимура. Ольга тут же сообщает ему о плохом влиянии Тимура на Женю. Гараев, не знающий о деятельности племянника, обещает повлиять на него.

Противостояние тимуровской организации и шайки Квакина набирает обороты. Ребята пишут хулиганам ультиматум, вызывая их на переговоры. Те в ответ берут в плен понёсших послание двоих мальчиков. И помещают их в старую часовню. Тимуровцы кидаются на помощь своим друзьям и устраивают засаду. Выловив всех бандитов, запирают их в базарной будке. Плакат на входе оповещает всех, что внутри сидят воришки яблок из чужих садов.

Позже в парке начинается весёлый праздник. Георгий под аккомпанемент Ольги на аккордеоне исполняет свои песни. Увидев Женю опять рядом с Тимуром, Ольга окончательно выходит из себя. Георгий же запрещает племяннику даже приближаться к дому Ольги и Жени.

Рассерженная Ольга, решив преподать урок младшей сестре, уезжает в Москву, где получает телеграмму от отца. В ней он сообщает о своём кратковременном приезде на пару часов и о сильном желании повидаться с дочками. Женя, получив телеграмму, впадает в отчаяние. На дворе наступает ночь, электрички уже не ходят, к тому же она обещала присмотреть за маленькой девочкой, мать которой уехала по делам. И тут на помощь приходит Тимур. Он берёт дядин мотоцикл, а с ребёнком остаётся один из членов команды. Ребята успевают в последний момент, когда отец уже должен уходить. Долгожданная встреча состоялась!

Тем временем Георгий, обнаружив пропажу мотоцикла, сильно сердится на Тимура и хочет отослать его домой к матери. Ольга, Тимур и Женя рассказывают ему обо всём. Затем Георгий получает повестку на фронт и приходит к Ольге попрощаться. Женя подаёт с помощью штурвала сигнал общего сбора. Вся тимуровская команда участвует в проводах.

Подробнее

У полковника Александрова было две дочери. Старшая Ольга поступила в институт и мечтала стать инженером. Женя – тринадцатилетняя девочка, училась в школе. Александров уже несколько месяцев командовал дивизионом на фронте. Восемнадцатилетняя Ольга взяла заботу о сестре на себя.

В конце лета отец прислал телеграмму и посоветовал дочерям провести каникулы на даче недалеко от Москвы. Ольга уехала вместе с вещами на машине. Женя, сделав генеральную уборку, должна приехать на дачу вечером. Отправить телеграмму отцу девочка не успела. Решила сделать это в дачном посёлке. Выйдя на станции, Женя стала искать почту. Она вошла в ближайший дом, но там никого не было. Когда она хотела вернуться на улицу, большая собака загородила ей дорогу.

Пришлось девочке заночевать в незнакомом доме. Утром собаки в комнате уже не было. На столе лежала записка. В ней неизвестный Тимур просил её захлопнуть дверь, когда она будет уходить. В соседней комнате Женя увидела старый пистолет. Девочке захотелось подержать оружие в руках, в результате раздался громкий выстрел. Женя испугалась и убежала. Телеграмма и ключ от московской квартиры остались на столе.

Вечером Ольга познакомилась с Георгием Гараевым. Молодой человек работал инженером на большом автомобильном заводе. Вместе с девушкой Георгий ходил встречать Женю на станцию, так как в темноте Ольга ещё плохо ориентировалась. Утром на даче появилась Женя, но сестре ничего не рассказала о своих приключениях. Позже девочка из соседнего дома, звали её Таней, передала Жене ключи, квитанцию и записку от Тимура.

В глубине сада стоял старый сарай. Женя решила запустить с него маленького бумажного парашютиста. Порыв ветра занёс его в окно чердака. Девочка полезла его выручать. На стене помещения она увидела карту посёлка, какие-то верёвки, фонари и штурвальное колесо. Женя поняла, что чердак обитаем. Когда она повернула колесо, провода натянулись и загудели. На чердак сбежалась целая гурьба мальчишек, позже появился высокий темноволосый подросток. Это был Тимур и его команда.

Тимур рассказал девочке, что они помогают семьям фронтовиков. Они носили для них воду, защищали от хулиганов их сады, складывали аккуратной поленницей привезённые дрова. Всё это они делали тайно, не афишируя свои добрые дела.

В посёлке жил Мишка Квакин, который вместе со своими друзьями лазил по чужим садам и огородам. Тимур предупредил его, что терпеть его выходки он не собирается. Но тот только смеялся ему в ответ. Ночью Мишкина шайка опять отправилась обирать чужие сады. Команда Тимура выследила их, поймала и заперла в старом ларьке на краю поселкового базара. На гвоздь они повесили ключ, а сверху закрепили картонку. На ней крупным почерком написали, за что эти люди посажены под замок.

Ольге не нравилась дружба Жени с Тимуром, она считала его хулиганом. Однажды в парке посёлка комсомольцы устроили большой концерт. Георгий пригласил на праздник сестёр. Ольга принесла с собой аккордеон, и они вместе с Георгием тоже спели несколько песен. После концерта молодой человек провожал Ольгу домой. На аллее парка они столкнулись с Женей и Тимуром. Георгий признался, что этот мальчик – его племянник. Не разобравшись, Ольга обидела Тимура, не захотела объясниться с сестрой. Вечером она уехала в Москву.

В этот же вечер пришла к Жене молодая женщина с девочкой на руках. Она попросила присмотреть за ребёнком, так как ей нужно было встретить на вокзале мать. Женя несколько раз была у них в гостях и играла с девочкой, поэтому она сразу согласилась позаботиться о ней.

Ночью Женя обнаружила на подоконнике телеграмму. В ней отец сообщал, что заедет на три часа в московскую квартиру, чтобы повидать дочерей. Женя была в отчаянии. Но Тимур и теперь пришёл ей на помощь. За ребёнком он оставил присматривать своего товарища, а сам отвёз Женю на дядином мотоцикле в Москву.

Отца Женя застала на квартире, они успели поговорить. Уезжая, отец девочек крепко пожал руку Тимура. Утром Ольга рассказала Георгию о событиях этой ночи. А на следующий день вся команда Тимура вместе с Ольгой и Женей провожали капитана Георгия Гараева на фронт.

Повесть учит ценить дружбу, быть скромным, добрым и справедливым.

Сочинения

Гайдар Аркадий Петрович — автор, с которым я уже неоднократно сталкивалась, например, читая произведение Чук и Гек. Этим летом я вновь столкнулась с этим замечательным автором, когда читала очередную работу Гайдара Тимур и его команда. С произведением я познакомилась этим летом. Прочитала работу автора на одном дыхании, ведь это увлекательная повесть, которая рассказывает о благих намерениях тимуровцев, о их помощи простым людям.

Гайдар Тимур и его команда

Читательский дневник и работа Тимур и его команда автора Гайдара знакомит нас с мальчиком, который сумел сплотить своих друзей и поставил общую цель: помогать всем тем, кто нуждается в помощи, и в первую очередь, ребята помогали семьям бойцов Красной армии. Помогают они втайне от взрослых, поэтому, Женя, которая, приехав из Москвы со своей сестрой в деревню, пополнив ряды тимуровцев, не смогла рассказать своей сестре всю правду о Тимуре. Сестра же ее посчитала Тимура хулиганом и запретила общаться с ним Жене. Но, дети продолжали свое благое дело. Так, они помогали старушкам. То дров наколют, то козу отыщут, то бочку наполнят водой, то с ребенком поиграют. Но, самой главной целью у ребят было разоблачить и разогнать шайку Мишки Квакина, которая часто воровала яблоки. И ребятам удается, устроив засаду, запереть хулиганов на базарной площади, где Тимур и его команда прицепили табличку, что сообщала всем о том, что взаперти находятся те самые яблочные воры.

Радует в произведении то, что взрослые, наконец-таки становятся на сторону детей, поняв их и поддержав их. Изменить Оле — старшей сестре Маши — свое мнение о Тимуре позволяет случай, когда Тимур, несмотря ни на что, привез Женю на мотоцикле своего дяди, лишь бы Женя смогла повидать своего отца, который прибыл в город на несколько часов. Но так как время было упущено, так как телеграмма была прочитана слишком поздно, Женя смогла повидать отца лишь несколько минут. Но, благодаря Тимуру, встреча, хоть и мимолетная, но состоялась. Вот этот случай и изменил мнение Ольги о Тимуре.

Тимур и его команда главные герои

В произведении «Тимур и его команда» главным героем является Тимур — это простой самый обычный мальчишка. Хотя нет, обычным его не назовешь, ведь он человечек с добрым и отзывчивым сердцем, поэтому готовый прийти всегда на помощь к каждому. Это гордый комиссар, который сплотил ребят. Теперь Женя, Нюрка, Коля, Гейка, Сима, которые также являются героями произведения, играют в тайную игру, которая непонятна взрослым, поэтому из-за этого и появляются конфликты между детьми и взрослыми. Но, эта игра пронизана большим и щедрым чувством любви к Родине, ведь тимуровцы помогают семьям красноармейцев.

Также героиней произведения Тимур и его команда являются Женя и ее сестра Оля. Женя, после смерти матери стала воспитываться старшей сестрой. Ее сестра строгая и хочет, чтобы Женя росла по всем правилам, чтобы была послушной, дисциплинированной. Но, Женя не совсем с этим согласна, ведь это тринадцатилетний ребенок, которому хочется приключений и, благодаря Тимуру и его команде, Женя получила такую возможность.

Есть здесь и отрицательные герои в лице Мишки Квакина и его шайки, с которой Тимур ведет настоящую войну.

Познакомившись с Тимуром и его командой в кратком содержании, я сделала вывод о том, что это доброе произведение, которое заставляет задуматься, ведь и в наше время очень много людей, которые нуждаются в помощи и было бы хорошо, если бы школьники, объединившись в одну команду, стали некими тимуровцами, которые вершили бы благие дела. Вот и я, сегодня же, схожу к соседке-пенсионерке в гости, возможно, ей нужна моя помощь, от которой она не откажется.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Сочинение рассуждение по рассказу Тимур и его команда (по книге) для 4 класса

Гайдар, создавая историю Тимура, преследовал цель вызвать у мальчишек и девчонок желание оказывать помощь своему ближнему, быть добрее и уметь проявлять сочувствие. Научиться дружить и любить, быть патриотом своей родины и уважать старших. Произведение «Тимур и его команда» знакомит читателя с обыкновенным мальчишкой Тимуром, собравшему команду из своих друзей. Ребята ставят перед собой задачи, которые заключаются в помощи людям, нуждающимся в помощи

В первую очередь команда обращает внимание на семьи красноармейцев. Дети придумали даже целую систему связи, по которой все ее участники могли держать связь друг с другом в любое время дня и ночи, если вдруг случится что-то чрезвычайное

Свои добрые дела тимуровцы делают, не ставя в известность взрослых, именно поэтому девочка Женя, приехавшая в деревню из Москвы вместе со старшей сестрой Ольгой, вступив в команду Тимура, ничего ей не рассказывает. Сестра подозревает, что Тимур хулиган и запрещает Жене общаться с мальчиком. Но, несмотря на это дети не бросают свои благие дела. Они то наколют дрова старушкам, то воды натаскают, то козу отыщут.

Есть ещё у них одна главная цель: разоблачить банду под предводительством известного хулигана Мишки Квакина. Мальчишки промышляют воровством яблок и всякими мелкими пакостями. Тимуровцы во что бы то ни стало намерены уничтожить банду, чтобы положить конец их злодеяниям. И им это удается. Ребята обманом заманивают банду на базарную площадь, где запирают и вывешивают снаружи табличку, извещающую о том, что здесь находятся яблочные воры.

В конце концов взрослым становится известно о деятельности тимуровцев. Это произошло благодаря случаю с мотоциклом, который угнал Тимур у своего дяди, чтобы отвезти Женю на вокзал, где её дожидался отец – военный. У них было всего несколько минут, раздумывать было некогда, поэтому Тимур решился на такой шаг. Когда всё закончилось и тайное стало явным, взрослые стали смотреть на детей совсем другими глазами: с восхищением и уважением.

Проблема помощи нуждающимся актуальна и в наши дни. Только, к сожалению, слишком мало в наше время людей, способных так бескорыстно и безвозмездно помогать другим.

Дружба в произведении. 5 класс, 3, 7 класс.

Читательский дневник по повести «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара

Название произведения: «Тимур и его команда».

Число страниц: 112.

Жанр произведения: повесть.

Главные герои: Тимур, Женя.

Второстепенные герои: Ольга — сестра Жени, Мишка Квакин, дядя Георгий Гараев.

Характеристика главных героев:

Тимур — добрый, отзывчивый и находчивый.

Является примером для многих мальчишек.

Справедливый и честный.

Верный друг.

Женька — добрая, ловкая и находчивая девочка 13 лет.

Доверчивая.

Защищала Тимура в глазах сестры.

Характеристика второстепенных героев:

Ольга — старшая сестра Жени. 18 лет.

Строгая и рассудительная.

Не верила, что Тимур — хороший мальчик.

Мишка Квакин — местный хулиган.

По-своему честный и принципиальный.

Георгий Гараев — дядя Тимура. Военный.

Строгий и честный человек.

Влюблён в Ольгу.

Краткое содержание повести «Тимур и его команда»

Женя и Ольга приезжают в дачный посёлок под Москвой.

Вскоре Женя знакомится с Тимуром и узнаёт, что он и его друзья заняты благородным делом — помогают старикам и тем, у кого родные служат в армии.

Женя начинает дружить с мальчиком, что не нравится её сестре Ольге, которая считает его хулиганом.

Сама Ольга начинает встречаться с Георгием, не зная, что тот дядя Тимура.

Тимур и его друзья ловят местных хулиганов и сажают и в будку.

Хулиганы решают отомстить.

Но Квакин становится свидетелем того, как Ольга ругает Тимура, обвиняя мальчика в хулиганстве.

Квакин жалеет своего врага и бьёт помощника, отморозка Фигуру.

Ольга, вконец поругавшись с Женей, одна уезжает в Москву.

Женя допоздна гуляет с Тимуром.

Она получает телеграмму о приезде отца, когда становится слишком поздно.

Но Тимур берёт мотоцикл дяди и отвозит Женю в Москву.

Она успевает увидеть отца и помириться с сестрой.

Георгий получает повестку в армию, и его провожают все тимуровцы и Ольга.

План повести:

  1. Переезд на дачу.
  2. Знакомство с Георгием.
  3. Забытая телеграмма.
  4. Женя на чердаке.
  5. Тимур и его товарищи.
  6. Ольга и Тимур.
  7. Помощь старикам.
  8. Женя становится тимуровцем.
  9. Ультиматум.
  10. Старик с револьвером.
  11. Тюрьма-часовня.
  12. Поимка хулиганов.
  13. Ссора с Ольгой.
  14. Праздник.
  15. Пропущенная телеграмма.
  16. На мотоцикле.
  17. Примирение.
  18. Проводы Георгия.

Основная мысль произведения «Тимур и его команда»

Главная мысль повести заключена в том, что нужно помогать людям и делать добро для других совершенно безвозмездно.

Основная идея повести в том, что хорошее дело не нуждается в славе.

Произведение Гайдара — это своеобразные мечты об идеальном обществе, где все помогают и заботятся о каждом.

Чему учит повесть

Повесть учит нас быть добрыми, отзывчивыми, бескорыстными, открытыми.

Также произведение учит нас уважительно относиться к взрослым людям и пожилым.

Учит не судить поспешно о других людях, не делать скоропалительных выводов.

Краткий отзыв о повести «Тимур и его команда» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я была поражена поведением Тимура Гараева.

Этот мальчик совершал очень полезное и доброе дело, но тайно.

А потому многие считали его хулиганом.

Это было совершенно несправедливо и иногда, читая повесть, у меня на глазах наворачивались слёзы.

Это очень интересная повесть с захватывающим сюжетом.

Она очень добрая и позитивная, ведь всё в ней заканчивается хорошо.

Автору удалось написать произведение, герои которого стали примером для подражания миллионам мальчишек и девчонок.

По примеру главного героя и его товарищей, тысячи школьников кинулись помогать старым и пожилым людям.

Это было здорово и жаль, что сейчас этого движения нет.

Мне очень нравятся многие герои повести.

Мужественный и добрый Тимур, всегда сохраняющий присутствие духа.

Добрая и искренняя Женя, всегда готовая на благородный поступок.

Мне нравится даже Квакин, который хоть и был хулиганом, не переступал некую черту и оставался честным.

Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что ты можешь сделать полезного для других людей.

Ведь в жизни всегда есть место подвигу.

Пословицы к произведению:

  • Всякая помощь хороша вовремя.
  • Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги.
  • Ищешь помощи — сам помогай.
  • Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь.
  • Кто скоро помог, тот дважды помог.

Словарь неизвестных слов:

  • Телеграмма — сообщение, отправленное по специальному прибору.
  • Холостой — незаряженный.
  • Штаб — место сбора.
  • Шайка — банда хулиганов.
  • Ультиматум — решительное требование с угрозой применения мер, если последует отказ.
  • Позывной — специальные сигналы.

Библиотека произведений автора пополняется.

Literature.land — работа на 5 баллов

Literature.Land это отличная коллекция авторских школьных сочинений, рассуждений, эссе и изложений, а также вспомогательных материалов к ним. Все работы выполнены на 5 баллов.

Сочинение по «Тимур и его команда» А.Гайдара

16.02.2016

Категория: Все сочинения, Сочинения по произведениям

У А.Гайдара (1904-1941) есть замечательная повесть «Тимур и его команда». Она написана в 1940 году. Это было тревожное время. Уже шла Вторая мировая война на территории европейских стран. Угроза предстоящей войны нависла и над нашей страной.

Писатель Гайдар хотел создать такую детскую книгу, которая подсказала бы читателям, что надо делать, чтобы быть полезным Родине в суровое военное время. Недаром в годы Великой Отечественной войны многие тысячи советских ребят организовали «тимуровские отряды» не только на территории нашей страны, но даже в оккупированных местностях, помогая Красной Армии и семьям фронтовиков.

Действие повести происходит в дачном поселке под Москвой. Главные герои – ребята-подростки. Они разбиты на два враждующих лагеря: один возглавляет Тимур, другой – Мишка Квакин.

Тимур объединил вокруг себя тех сверстников, которые очень хотели быть полезными, хотели помочь семьям военных, защитников Родины. Желание это проявлялось не на словах, а на деле. Ребята совершали добрые дела: кололи дрова, носили воду, перекатывали бревна, делали качели… Тимур с друзьями помогали не только физически, но и оказывали моральную поддержку. Так они утешали маленькую девочку, отец которой погиб. Команда пионеров помогала именно тем, кто нуждался в помощи. Все это они делали совершенно бескорыстно, тайно. Им не нужна была похвала. На воротах домов семей красноармейцев они рисовали пятиконечные звезды, как знаки их тайного покровительства.

Особо А.Гайдар выделяет Тимура – их лидера. Он показывает его таким, каким хотел бы видеть себя каждый: решительным, смелым, храбрым, честным, справедливым, прекрасным товарищем. Тимур обладает высокими душевными качествами, готов бескорыстно жертвовать своими интересами ради других.

За это его уважают не только друзья, но и враги – банда хулиганов под предводительством атамана Мишки Квакина. Это шайка днем проводит время за игрой в карты «на тычки» и «щелчки», а по ночам совершает «налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех домов, на которых стоит знак – красная звезда», и даже тех, где звезда с черной каймой».

Тимуровцам не нравится безобразные дела квакинцев. Они выдвигают им ультиматум. Гайдар в своей повести показывает борьбу сильных и справедливых ребят против трусливых, жадных и малодушных.

Я думаю, что книга «Тимур и его команда» написана не только для детей военного поколения. Хорошие человеческие качества ценились и будут цениться всегда. Повесть учит нас дружить и работать в команде. Однако, это не единственная замечательная книга Гайдара про детей, я прочитал и написал отзыв-сочинение по книге Гайдара «Судьбе барабанщика», она мне тоже очень понравилась.

История создания

Изначально рассказ не задумывался как полноценное литературное произведение. Гайдар писал сценарий к фильму, который был должен выйти на экраны в 1940 году. Однако сюжет так захватил писателя, что он решил сделать из него повесть и с успехом водворил свою идею в жизнь.

Повесть окончена 27 августа 1940 года. Тогда же в первый раз она опубликована в газете «Пионерская правда». Фильм на её основе увидел свет в том же году, но в 1976 выпущена ещё одна кинолента, которая и полюбилась современным зрителям.

Интересный факт. Изначально история имела совсем другое название «Дункан и его команда». Главным героем в ней был мальчик Вовка Дункан. Однако под давлением режиссёров писателю пришлось поменять имя персонажа на более советское. Так появился Тимур Гараев — темноволосый, высокий мальчик 13 лет, который обладал умом и смекалкой, был добрым и смелым подростком.

Однако многие утверждают, что прототипом Тимура стал сам Гайдар. Именно он обладал теми качествами, что и главный герой. Достоверно известно, что уже в 15 лет писатель стал командовать ротой солдат, а такой ответственный пост не получить без определённого рода заслуг.

2 вариант

Повесть «Тимур и его команда» была написана Аркадием Гайдаром. Главная мысль повести – помощь другим людям. Такая мысль приходит в голову мальчику по имени Тимур. В подмосковном посёлке он из мальчишек и девчонок собирает команду.

Для того, чтобы помогать людям. Те дома, откуда люди ушли на фронт, помечаются большой красной звездой. Ребята делают посильную физическую работу. Носят воду, складывают дрова, пропалывают грядки. Всё это делают тайком, по ночам. Дело происходит летом, а летние ночи коротки, поэтому, светло, почти как днём.

В команде дисциплина, как в армии. На чердаке одного из сараев оборудован штаб, откуда видно окрестности. Вся команда разбита на пятёрки, у каждой пятёрки свой командир. Он отчитывается перед Тимуром о проделанной работе. Телефонов тогда и в помине не было. Поэтому, ребята придумали свою связь.

Протянули от штаба верёвки к дому каждого члена команды. На конце верёвки привязали пустые консервные банки. Если подёргать за верёвку, банки начинали звенеть. Это был своего рода вызов в штаб. Надо было срочно явиться туда. Верёвки крепились к колесу, поворотом которого вправо или влево и подавался сигнал вызова.

Две сестры отправились на лето на дачу. И вот младшая сестра, обследуя окрестности, нашла штаб. Увидела колесо и представила себя командиром корабля. И давай крутить его во все стороны. Верёвки натянулись, банки зазвенели во всех дворах, и все ребята примчались в штаб.

И уже были готовы отлупить девочку Женю. Но вмешался Тимур. Он уже знал, кто такая Женя. Накануне, она заблудилась, зашла в его дом спросить дорогу. Дома никого не было, кроме большой немецкой овчарки, которая разрешила Жене войти, а вот выйти не разрешила.

Девочке пришлось заночевать в доме. А утром, убегая из дома, она забыла там свои вещи. Но они были таинственным образом подкинуты ей в тот самый момент, когда она уже хотела во всём признаться старшей сестре. К вещам прилагалась записка от Тимура. Вот так и произошло их заочное знакомство.

Тимур рассказал Жене о своей команде, и она присоединилась к ребятам. Была ещё в посёлке банда Мишки Квакина. Члены банды обчищали окрестные сады и огороды. Тимур и его команда враждовали с Мишкой и его соратниками.

У девочек отец был военный. Он отправился на фронт, проездом через Москву. И хотел увидеть дочек. Рискуя быть наказанным своим дядей, Тимур без спроса взял его мотоцикл и повёз Женю в Москву на вокзал, чтобы она хоть на несколько минут увидела отца.

Дядя не наказал Тимура, но мальчику пришлось всё ему рассказать. Дядя тоже отправлялся на фронт. Его провожали всем посёлком, с музыкой. Ольга, сестра Жени, играла на аккордеоне. Тимур и его команда делали большое, нужное дело.

Язык газет

Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный

1940 год «Союздетфильм» Важное место в сюжете «Тимура» занимает эпизод с ультиматумом, который Тимур решает отправить шайке хулигана Квакина. Он есть и в повести, и в фи­льме

В сценарии эти сцены могли появиться и до соответствующих событий лета 1940-го: слово «ультиматум» было в ходу и в международной политике предшествующих 1938–1939 годов В 1938 году Гитлер посылал ультиматум пра­вительству Чехословакии перед оккупа­цией Судетской области, в марте 1939-го Германия выдвинула словесный ультиматум Литве, а 2 сен­тября 1939 года, после нападе­ния Гер­ма­нии на Польшу, Великобритания адре­со­вала свой ультиматум стране-агрессору..

Однако именно летом 1940 года языком ультиматумов заговорило и советское правительство, и тон их был весьма жестким. В эти месяцы Гайдар включает в повесть детали, отсутствующие в фильме: мальчики спрашивают у дяди Ти­мура, как составляется ультиматум, а тот отвечает, что каждая страна делает это «на свой манер», но обязательно нужно закончить текст уверениями «в со­вер­шеннейшем к Вам почтении». Команда Тимура отказывается от дипло­ма­тического протокола и решает «отправить ультиматум попроще, на манер того послания запорожцев к турецкому султану, которое каждый видел на картине, когда читал о том, как смелые казаки боролись с турками, татарами и ляхами». Единственный мальчик из шайки Квакина, который знает, что такое ультима­тум, дает этому дипло­матическому жанру однозначное толкование: «Бить будут».

Упоминание о письме запорожцев здесь неслучайно, ведь оно, по легенде, было создано вскоре после присоединения Украины к России Считается, что в 1676 году казаки Правобе­режной Украины отправили письмо турецко­му султану, требовавшему прекратить на­беги на Оттоманскую Порту (Правобережная Украи­на принадлежала тогда Речи Посполи­той, ко­торая заключила с Турцией мирный договор). Текст был резок и полон руга­тельств. Сцена создания этого письма запе­чатлена в знаме­нитой картине Репина и ре­продуцировалась во всех советских школь­ных учебниках исто­рии. Украинцы вообще и запорожские казаки в частности были пред­ставлены как носители свободолюби­вого духа, который неминуемо отвращал их от Турции и Польши и побуждал просить по­мощи у России. Так подавалось советским школьникам решение Переяслав­ской рады 1654 года о присоединении Левобережной Украины к России, за которым по­следовала война Руси с Речью Посполи­той. Присоеди­нение Западной Украины и Западной Бело­руссии в 1939 году было частью очередно­го раздела Польши, осуществленного Герма­нией и СССР.. Таким обра­зом, язык ультиматумов подается здесь как язык «освобождения от ига вра­ждеб­ных наро­­дов», но по­ сути выступает как язык имперской экспансии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: