Герои городка в табакерке одоевского (характеристика персонажей)

Краткое содержание

Отец Миши позвал сынишку и попросил его взглянуть на небольшую табакерку. Это была очень красивая вещь. На ее крышке был изображен крохотный город, называющийся Динь-Динь.

Отец куда-то нажал, и сразу же послышались звуки прекрасной мелодии. Миша никак не мог определить источник чудесной музыки. Он обошел всю комнату, пока не убедился, что волшебные звуки издает табакерка. Мальчик подошел к ней и с удивлением заметил, как в нарисованном городе день постепенно сменился ночью.

Мише почувствовал страстное желание очутиться в игрушечном городе. Папа с сожалением заметил, что это невозможно. Чудесный городок населяют одни крохотные колокольчики. Папа приподнял крышку и продемонстрировал сыну миниатюрные движущиеся детали. Он оставил Мишу одного с табакеркой, велел внимательно рассмотреть сложный механизм и попытаться выяснить его устройство. Напоследок отец предупредил сына не трогать главную пружину.

Чарующая мелодия начала постепенно замедляться и затихать. Вдруг Миша заметил, что из небольшой дверцы выскочил крохотный мальчик и призывно махнул рукой. Он решил воспользоваться приглашением и попробовал приблизиться к дверце.

Миша тоже уменьшился в росте и смог подойти к тому, кто его позвал. Гостеприимный обитатель табакерки представился мальчиком-колокольчиком и заверил Мишу, что все в городке слышали о его желании и будут рады, если он заглянет в гости.

Миша засомневался, смогут ли они пройти через узкий проход, образованный рядом уменьшающихся арок. Мальчик-колокольчик засмеялся, попросил гостя не беспокоиться и сказал, своды кажутся уменьшающимися, потому что находятся вдалеке.

Миша и мальчик-колокольчик спокойно прошли через проход под рядом бумажных сводов. Только сейчас Миша понял, почему никак не мог нарисовать вместе папу и маму. Родители сидели на расстоянии друг от друга. Сын изображал их одинакового роста и на картине выходило, что они сидят рядом.

Миша и мальчик-колокольчик вступили в игрушечный городок. В действительности он был гораздо красивее, чем на изображении.

Спутник Миши часто произносил фразу «динь-динь-динь». Он объяснил, что это излюбленная поговорка обитателей табакерки. Миша упрекнул мальчика в бесконечном повторении бессмысленных слов.

Прибывших в город сразу же обступила шумная толпа мальчиков-колокольчиков, которые резвились и шумели. Миша позавидовал беззаботным детям, которые целыми днями занимались только тем, что звенели и слушали собственную музыку. Он пожаловался им на свой тяжелый труд — уроки и домашние задания.

Мальчики-колокольчики закричали, что им уже давно наскучило постоянно играть и бездельничать. Нет ничего хорошего в том, чтобы все время сидеть взаперти в музыкальном ящике. Миша был вынужден признать их правоту. Он сам заметил, что возиться весь день с игрушками надоедает.

Мальчики с горечью добавили, что самым большим несчастием для них являются дядьки-молоточки. Они неустанно ходят по всему городку и все время колотят своими вытянутыми носами по колокольчикам, заставляя их звенеть.

Миша нашел этих злых дядек и спросил, почему они бьют несчастных мальчиков. Те сказали в ответ, что поступают таким образом по приказанию господина Валика. Лежа сутками на диване, этот надзиратель города цепляется к молоточкам, принуждая их погонять колокольчиков.

Миша разыскал Валика и заметил на его халате огромное количество крючочков. Когда надзиратель поворачивался, какой-нибудь крючок зацеплял молоточек, после чего тот стукал по голове мальчика-колокольчика. В ответ на жалобы Миши Валик сказал, что просто надзирает за порядком в игрушечном городке. Надзиратель не сам придумал этот твердо установленный порядок и всего лишь подчиняется распоряжениям.

Миша направился дальше и подошел к золотому шатру, в котором жила царевна Пружинка. Сжимаясь и разжимаясь, она ударяла господина Валика под бок.

Пружинка объяснила, что от ее толчков надзиратель вертится и заставляет молоточков лупить по колокольчикам. В итоге и получается чудесная музыка.

Миша захотел убедиться, что царевна его не обманывает. Он зажал Пружинку, остановив ее движение. В тот же миг начался страшный беспорядок. Валик закрутился со страшной скоростью, дядьки стали беспорядочно колотить по мальчикам, а прекрасная музыка превратилась в какую-то какофонию. Затем Пружинка лопнула. Все жители города замерли, а музыка смолкла.

Миша проснулся и увидел, что сидит перед сломанной табакеркой. Рядом с мальчиком стояли смеющиеся родители. Миша понял, что увидел сон, и подробно рассказал его содержание папе и маме.

Отец сказал, что сын в самых общих чертах правильно разобрался в устройстве музыкальной табакерки. Углубить эти познания ему поможет наука под названием механика.

История создания

Многие писатели в начале XIX века использовали жанр сказки. Это позволяло показать соединение реального и вымышленного миров в романтическом контексте. В таком «двоемирии» глубоко раскрывался характер героев, ведь каждый из них мог увидеть себя со стороны. В этом стиле писали Жуковский, Погорельский и т. д.

Владимир Федорович Одоевский написал свое произведение «Городок в табакерке» в 1834 году. Сказка стоит особняком, ведь автор преследовал иную цель при соединении двух миров. Главный герой его творения, оказавшись в волшебной среде, принимает ее за реальность.

Мальчик узнает много нового и интересного, например, — устройство музыкального инструмента. Волшебство и познание через призму сказки — то, что доступно детям, а не взрослым.

Основным связующим элементом между реальностью и волшебством является мальчик Миша. Вымышленный мир раскрывается одновременно с двух сторон. Автор указывает, что дорога к устройству изделия и ворота — перспектива, но тоже время «вход» в городок отражает реальность.

В советское время Владимир Одоевский считался периферийной фигурой литературы. Именем мужчины тогда не были названы улицы, ему не устанавливали памятников. По мнению Википедии, «Городок в табакерке» — самое популярное произведение писателя. В свое время его часто использовали в качестве введения при изучении законов классической механики.

Городок в табакерке

Отец подозвал к себе маленького сына Мишу и показал ему красивую черепаховую табакерку. На её крышке был изображён город с золотыми домами, башенками и деревьями. Над городом вставало солнце, от которого по небу расходились розовые лучи.

Папа сказал, что городок называется Динь-Динь, дотронулся до пружинки, и тут же в табакерке заиграла музыка, а солнышко начало двигаться по небу. Когда оно зашло за пригорок, ставни в домиках закрылись, на небе засияли звёзды и месяц, а «от башенок потянулись синеватые лучи».

Мише захотелось попасть в этот городок. Он спросил папу, кто там живёт. Тот ответил, что жители города — колокольчики, и поднял крышку табакерки. Миша увидел множество колокольчиков, молоточков и начал расспрашивать отца, как работает табакерка. Папа предложил Мише подумать и догадаться самому, только попросил не трогать пружинку — если она сломается, музыка перестанет играть.

Продолжение после рекламы:

Миша долго сидел над табакеркой и думал.

Вдруг внизу табакерки отворилась дверца, из неё выбежал мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке и поманил Мишу к себе. Миша подбежал к дверце и удивился: она пришлась ему точно по росту. Мальчики-колокольчики были жителями городка в табакерке. Они узнали, что Миша хочет побывать у них, и решили его пригласить.

Мальчик-колокольчик повёл Мишу через своды, сделанные из пёстрой тиснёной бумаги. Миша заметил, что далеко впереди своды становятся совсем маленькими, и сказал своему провожатому, что он не проберётся через них даже ползком.

Повторяя «динь-динь-динь», мальчик-колокольчик объяснил, что издали все предметы кажутся маленькими. Миша вспомнил, как недавно хотел нарисовать папу, сидящего в отдалении от мамы, но у него ничего не вышло, поскольку он не знал о законах перспективы.

Брифли существует благодаря рекламе:

Мальчик-колокольчик начал смеяться над Мишей, тому стало досадно, и он сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам, даже таким красивым, как «динь-динь-динь». Теперь досадно стало мальчику-колокольчику.

Наконец, мальчики вошли в городок. Миша видел, что в домиках сидят мальчики-колокольчики разных размеров, и подумал, что это ему кажется издали, а на самом деле они все одинаковые. Но мальчик-колокольчик объяснил, что они и вправду разные. У больших колокольчиков голос потолще, а у маленьких — более звонкий. Потом он упрекнул Мишу в том, что тот смеялся над его поговоркой: «Иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно от него кое-чему научиться».

Мишу окружили мальчики-колокольчики и начали жаловаться на свою жизнь. Никакого дела у них нет, из городка выходить им нельзя, а играть целый день очень скучно.

Да и злые дядьки-молоточки донимают — ходят по городу и постукивают мальчиков—колокольчиков.

Продолжение после рекламы:

Миша оглянулся и увидел на улице господ с тоненькими ножками и длинными носами. Они ходили и шептали: «Тук-тук-тук! Поднимай! Задевай!». Миша подошёл к ним и вежливо спросил, зачем они колотят бедных мальчиков-колокольчиков.

Дядьки-молоточки ответили, что делать это им велит надзиратель. Мальчики-колокольчики подтвердили, что есть у них надзиратель, господин Валик, но он добрый, целый день лежит в халате на диване и их не трогает.

Миша отправился к надзирателю и увидел на его халате множество крючочков. Он перевора­чивался с боку на бок и цеплял этими крючочками дядек-молоточков, а те стучали по мальчикам-колокольчикам. Миша спросил господина Валика, зачем он это делает, но тот, приговаривая «шуры-муры», ответил, что ему не до чего нет дела.

Миша пошёл дальше и увидел золотой шатёр, в котором лежала царевна Пружинка. Она сворачивалась, развора­чивалась, толкала в бок надзирателя и приговаривала «зиц-зиц-зиц». Миша стал её расспрашивать, и царевна объяснила: если она перестанет толкать надзирателя, он не станет цеплять дядек-молоточков, те перестанут стучать по мальчикам-колокольчикам, и музыка смолкнет.

Миша решил проверить, правду ли говорит царевна, и прижал её пальцем. Пружинка тут же развилась, валик закрутился, молоточки застучали и всё умолкло. Миша вспомнил, что папа просил не трогать пружинку, испугался и… проснулся.

Мальчик рассказал родителям свой чудесный сон. Папа похвалил сына за то, что тот почти понял устройство табакерки, и добавил, что Миша узнает больше, когда станет изучать механику.

Жанр произведения

В книге под названием «Сказки дедушки Иринея» сразу несколько рассказов для детей. В этот цикл вошла и сказка «Городок в табакерке». Жанр этого произведения относится к познавательному сочинению.

Во время чтения дети знакомятся с вымышленными жителями музыкальной шкатулки, дополнительно изучают ее внутреннее устройство и механизм. Детали и принцип действия описаны полностью и без какого-либо искажения фактов. В рассказе содержится много полезного и познавательного материала. Форма изложения текста, которую использует создатель, может легко называться сказкой.

В одном рассказе сочетаются энциклопедические сведения, вымысел и волшебство, свойственное только сказкам, что было абсолютно не принято в литературе XIX столетия. Автор смог при создании произведения соединить все это в одно целое, и результат оказался очень удачным. Его смогли по достоинству оценить и взрослые, и маленькие читатели. Одоевский всегда стремился, чтобы его сочинения развивали в ребенке лучшие черты характера:

  • доброту;
  • честность;
  • трудолюбие;
  • уважение.

Целью автора являлось развитие у детей любознательности и приобретение новых знаний. Миша, попав в шкатулку, не гуляет — он поставил цель и составил план, которому строго следует. Вначале он узнает о некоторых законах изобразительного искусства и перспективах, а затем разбирается в устройстве и понимает, как зарождается мелодия.

Помимо этого, Одоевский на протяжении всего рассказа показывает, насколько мальчик настойчив и любознателен, а также вежлив со всеми. Смысл сказки заключается в том, чтобы ребенок понял, что только с помощью полного взаимопонимания и слаженной работы можно получить желаемый результат.

Герои Городка в табакерке Одоеского (характеристика персонажей)

Главные герои

Миша

В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством. Зовут главного героя Миша.

Миша – воспитанный, благожелательный, послушный мальчик, приветливый и добродушный. К своим родителям Миша относится с любовью. Он ласков с ними. Когда он обращается к отцу, он называет его «папенька», а маму зовет «маменька». Родители в Мише души не чают. Они стараются всесторонне развивать своего ребенка.

Миша любит рисовать, а читать не очень любит.

Миша очень впечатлителен, у него богатая фантазия. Вид табакерки с целым городком внутри, какой Миша еще никогда не видел, произвел на него столь неизгладимое впечатление, что, заглядевшись на табакерку и замечтавшись, он погружается в сон.

В состоянии сна в нем открываются исследовательские способности, просыпаются любознательность и любопытство. Миша задает мальчику-колокольчику много вопросов. Он неожиданно начинает видеть то, на что наяву он не никогда не обратил бы никакого внимания, замечает необычное в привычных вещах и явлениях.

Отец Миши

Отец Миши старается подталкивать своего ребенка к тому, чтобы он развивался, узнавал что-то новое. Отец для Миши – «папенька». Слово папеньки для Миши – непререкаемая истина, закон.

Мальчик-колокольчик

Мальчик-колокольчик – один из приснившихся Мише жителей Городка.

Миша во сне видит много мальчиков-колокольчиков, но один из них встречает Мишу и предлагает ему совершить с ним прогулку по Городку.

Мальчик-колокольчик очень учтив. Но Миша замечает, что Мальчик постоянно приговаривает: «Динь-динь-динь». Мальчик говорит, что это такая поговорка. Когда Миша говорит, что не хорошо постоянно употреблять поговорки (так говорил ему папенька), Мальчик-колокольчик немного обижается. Но Мальчик-колокольчик отходчив, долго он не сердится.

Мальчик-колокольчик рад случаю показать свои знания. Он объясняет Мише законы перспективы и акустики. Правда, как выясняется, мальчик-колокольчик в школе не учится и ему от этого очень скучно.

Второстепенные герои

Мальчики-колокольчики

У мальчиков-колокольчиков нет родителей, зато у них есть дядьки, которые по ним постукивают. У мальчиков много свободного времени. Они не знают, чем бы заняться. Они очень страдают от скуки: у них нет ни книжек, ни картинок. Даже в школу им ходить не надо.

Внешне мальчики-колокольчики очень похожи между собой. У всех мальчиков-колокольчиков золотая головка, и все они одеты в стальные юбочки. Они различаются только размерами: одни мальчики колокольчики побольше, другие поменьше.

Мальчики-молоточки умные и добрые.

Дядьки-молоточки

Дядьки-молоточки злые и сердитые. Они ходят по городу и стучат по мальчикам-колокольчикам. Стучат и приговаривают: «Тук-тук-тук». Они стучат по мальчикам-колокольчикам, чтобы выполнить приказ своего начальника. Начальник у них – надзиратель, господин Валик.

Валик

Валик – господин в халате с крючками. Он проводит свою жизнь, лежа на диване и ворочаясь с боку на бок. Больше он ничего не делает. Крючки на его халате цепляют дядек-молоточков, заставляя постукивать мальчиков-колокольчиков. А сам Валик – добрейший господин – не причем: он вроде как спит, ничего не видит, ничего не слышит, ни о чем понятия не имеет. Его любимая присказка – «Шуры-муры, шуры-муры».

Но и у господина Валика свое начальство есть – это Царевна-Пружинка

Царевна-Пружинка

Царевна-Пружинка напоминает змейку. Как змейка, она то сворачивается, то разворачивается. Царевна-Пружинка неустанно толкает надзирателя Валика в бок.

Мать Миши

У Миши есть мама, или маменька, как зовет ее Миша. Мишина маменька вместе с папенькой наблюдает, как Миша рассматривает табакерку и как он засыпает. Ей очень смешно и весело. Когда Миша просыпается, он слышит, как маменька смеется.

Популярные сегодня темы

Эгоизм – это то самое плохое качество человека, с которым необходимо бороться

И не важно, сколько времени на это уйдет, главное искоренить его из душ людей

Взаимоотношения Печорина и Грушницкого описываются Лермонтовым в главе «Княжна Мери» романа Герой нашего времени.

Алексей Пешков, он же писатель, прозаик и драматург Максим Горький, для русской и советской литературы фигура знаковая. По популярности своих произведений он мог сравниться с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым

Мне очень нравится учиться в своей школе, потому что она красивая и в ней работают опытные педагоги. Каждый день, проведенный в школьных стенах, проходит быстро и легко.

Весна – это одно из лучших времен года. Самая замечательная и удивительная пора. Как много счастья приносит она людям. Весна – это как глоток воздуха, которого катастрофически не хватает суровой лютой зимой.

Владимир Федорович Одоевский

Князь, сенатор, русский писатель, мыслитель и философ, переводчик, искусствовед, общественный деятель — это далеко не полный перечень титулов, званий, профессиональных навыков, которыми обладал Владимир Федорович.

Для литературного творчества Одоевского характерны новаторские идеи и изыскания. Это сразу было замечено современниками писателя и высоко оценено его потомками. заставляют размышлять, они позволяют взглянуть по-иному на привычные явления жизни, продвигая читателя в своем развитии вперед. Все сказанное в полной мере относится и к тому, что было создано писателем специально для детей. Непревзойденным сочинением писателя принято считать сказку «Городок в табакерке». Автор ее до наших дней находится в ряду лучших детских писателей в мировой литературе.

Герои Городка в табакерке Одоеского (характеристика персонажей)

Главные герои

Миша

В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством. Зовут главного героя Миша.

Миша – воспитанный, благожелательный, послушный мальчик, приветливый и добродушный. К своим родителям Миша относится с любовью. Он ласков с ними. Когда он обращается к отцу, он называет его «папенька», а маму зовет «маменька». Родители в Мише души не чают. Они стараются всесторонне развивать своего ребенка.

Миша любит рисовать, а читать не очень любит.

Миша очень впечатлителен, у него богатая фантазия. Вид табакерки с целым городком внутри, какой Миша еще никогда не видел, произвел на него столь неизгладимое впечатление, что, заглядевшись на табакерку и замечтавшись, он погружается в сон.

В состоянии сна в нем открываются исследовательские способности, просыпаются любознательность и любопытство. Миша задает мальчику-колокольчику много вопросов. Он неожиданно начинает видеть то, на что наяву он не никогда не обратил бы никакого внимания, замечает необычное в привычных вещах и явлениях.

Отец Миши

Отец Миши старается подталкивать своего ребенка к тому, чтобы он развивался, узнавал что-то новое. Отец для Миши – «папенька». Слово папеньки для Миши – непререкаемая истина, закон.

Мальчик-колокольчик

Мальчик-колокольчик – один из приснившихся Мише жителей Городка.

Миша во сне видит много мальчиков-колокольчиков, но один из них встречает Мишу и предлагает ему совершить с ним прогулку по Городку.

Мальчик-колокольчик очень учтив. Но Миша замечает, что Мальчик постоянно приговаривает: «Динь-динь-динь». Мальчик говорит, что это такая поговорка. Когда Миша говорит, что не хорошо постоянно употреблять поговорки (так говорил ему папенька), Мальчик-колокольчик немного обижается. Но Мальчик-колокольчик отходчив, долго он не сердится.

Мальчик-колокольчик рад случаю показать свои знания. Он объясняет Мише законы перспективы и акустики. Правда, как выясняется, мальчик-колокольчик в школе не учится и ему от этого очень скучно.

Второстепенные герои

Мальчики-колокольчики

У мальчиков-колокольчиков нет родителей, зато у них есть дядьки, которые по ним постукивают. У мальчиков много свободного времени. Они не знают, чем бы заняться. Они очень страдают от скуки: у них нет ни книжек, ни картинок. Даже в школу им ходить не надо.

Внешне мальчики-колокольчики очень похожи между собой. У всех мальчиков-колокольчиков золотая головка, и все они одеты в стальные юбочки. Они различаются только размерами: одни мальчики колокольчики побольше, другие поменьше.

Мальчики-молоточки умные и добрые.

Дядьки-молоточки

Дядьки-молоточки злые и сердитые. Они ходят по городу и стучат по мальчикам-колокольчикам. Стучат и приговаривают: «Тук-тук-тук». Они стучат по мальчикам-колокольчикам, чтобы выполнить приказ своего начальника. Начальник у них – надзиратель, господин Валик.

Валик

Валик – господин в халате с крючками. Он проводит свою жизнь, лежа на диване и ворочаясь с боку на бок. Больше он ничего не делает. Крючки на его халате цепляют дядек-молоточков, заставляя постукивать мальчиков-колокольчиков. А сам Валик – добрейший господин – не причем: он вроде как спит, ничего не видит, ничего не слышит, ни о чем понятия не имеет. Его любимая присказка – «Шуры-муры, шуры-муры».

Сочинение 3

Мало кто из читателей задумывается на тему того, какой является главная мысль в тех или иных произведениях. Однако, понимание этого позволяет существенно упростить задачу опознавания темы и понимая рассказа.

Не исключено, что порой тема кажется лежит на поверхности, но на самом деле это далеко не так, поэтому нужно самое главное внимательно вникать в произведение, понимая его главную суть.

Городок в табакерке является очень интересным произведением, которое на самом деле очень многогранное, стоит только задуматься над каждой его главой и становится понятно, насколько произведение является разносторонним.

Главная мысль этого произведения намного глубже, чем может показаться. На самом деле, тут автор хотел прежде всего показать полноту человеческой души.

Основная мысль заключается в главном, все в этом мире взаимосвязано и нужно обязательно помнить об этом, хотя многие конечно забывают, что приводит к возникновению массы проблем и неприятностей, объяснить появление которых не так просто, как может показаться.

Автор сказки пытается доказать каждому автору, что в жизни все взаимосвязано и все имеет непосредственное значение, о котором конечно, не нужно забывать, пытаясь играть в какие-то непонятные игры и желания.

Главный герой произведения смог понять основной смысл произведения, поэтому смог вытащить пружину, остановив работу табакерки. Конечно, именно этот момент позволил решить массу проблем и спасти в результате исход события.

Читать это произведение детям нужно обязательно, так как они понимают после прочтения насколько важным моментом становится жизнь каждого живого человека.

Безусловно, смысл, казалось бы, детской сказки находится достаточно глубоко. Но при этом, важным моментом становится отношение героя к происходящему.

Конечно, понимания, что вокруг есть еще одна жизнь тоже является очень важным и обобщающим. «Город в табакерке», как и все другие произведения Владимира Федоровича Одоевского, является очень наполненным и интересным, многогранным и настоящим.

Несомненно, взятая за основу музыкальная шкатулка олицетворяет общество, которое живет, казалось бы, самостоятельной, но при этом абсолютно подобной жизнью, которая не соприкасается ни с чем важным и двусмысленным в этом мире.

Есть важный момент, заключающийся в том, что шкатулка является олицетворением чего-то мирного и прекрасного, яркого и насыщенного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: