Герои «горе от ума»: характеристика главных и второстепенных персонажей

Алексей Степанович Молчалин

Молчалин живет и служит у Фамусова. Он родился в семье мещан и является человеком простого происхождения. По словам Фамусова и вовсе нищим человеком.

Он получил дворянство благодаря своей службе у Фамусова. Также благодаря ему Алексей перебрался из Твери в Москву. Павел Афанасьевич в свою очередь продвигает его по службе:

Однако сам Молчалин считает, что имеет два таланта: умеренность и аккуратность. Именно эти качества по его мнению помогли ему достичь успехов в службе. Его говорящая фамилия описывает его главную черту — неразговорчивость. Он является застенчивым и робким человеком.

Также Молчалин очень услужливый человек и любит угождать другим людям. Его главный жизненный принцип заключается в том, чтобы угождать всем вокруг. Его можно назвать лицемерным человеком, который ведет себя в зависимости от обстоятельств.

Многие считают его весьма недалеким человеком. Он молчит и не высказывает своего мнения.

Говорящие фамилии в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий Молчалин Репетилов. — презентация

Говорящие фамилии в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий Молчалин Репетилов

«Горе от ума» Сцена из спектакля саратовского театра

Говорящие фамилии в пьесе «Горе от ума» А.С.Грибоедова условно можно разделить на три типа: 1) собственно говорящие, которые сообщают об одной важной черте героя: Фамусов, Тугоуховский, Репетилов, Молчалин; 2) оценивающие фамилии: Скалозуб, Хрюмина, Загорецкий, Хлёстова; 3) ассоциативные: фамилия «Чацкий» несет в себе зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Александр Андреевич Чацкий Глеб Подгородинский- Александр Андреевич Чацкий Имя этого персонажа в переводе с греческого означает мужественная защита, а в паре с отчеством Андреевич (Андрей- «храбрый») они составляют весьма примечательный «букет»

Надо ли удивляться темпераменту, мужеству Чацкого и его умению отстаивать свои убеждения?! Кстати, кроме всего прочего, его фамилия указывает на то, что этот «рыцарь без страха и упрёка» — потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские

Александр Андреевич Чацкий Глеб Подгородинский- Александр Андреевич Чацкий Имя этого персонажа в переводе с греческого означает мужественная защита, а в паре с отчеством Андреевич (Андрей- «храбрый») они составляют весьма примечательный «букет». Надо ли удивляться темпераменту, мужеству Чацкого и его умению отстаивать свои убеждения?! Кстати, кроме всего прочего, его фамилия указывает на то, что этот «рыцарь без страха и упрёка» — потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские.

Всем известно, что фамилия «Чацкий» несет в себе зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев».

Павел Афанасьевич Фамусов Юрий Соломин — Павел Афанасьевич Фамусов. Фамилия Павла Афанасьевича Фамусова соотнесена с латинским словом «молва». Таким образом, автор подчёркивает одну из важнейших черт этого героя: его зависимость от молвы и страсть разносить слухи

К этому можно добавить, что фамилия Фамусов вполне соотносится и с английским famous, то есть «известный, знаменитый», что не менее важно в характеристике «московского туза». Фамусов — достаточно известный в Москве человек: все наперебой зовут его в гости — на погребенье, на крестины

Алексей Степанович Молчалин Молчалин – фамилия указывает на скрытность характера и немногословность. Есть сцены, в течение которых он не произносит ни одного слова. В той же степени, как не прост этот персонаж, сложны для расшифровки его имя и отчество. Алексей – покладистый, смирный человек. Отчество же Алексея Молчалина указывает на его незнатное происхождение. Тверской обыватель Степан Молчалин – это вам не московский туз Павел Афанасьевич Фамусов. Кирилл Юрьевич Лавров- Алексей Степанович Молчалин

Софья Павловна Фамусова Ирина Безрукова Девушки с этим именем властны и независимы. Так и грибоедовская Софья в свои семнадцать лет проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Об этом говорит такая реплика Софьи: Что мне молва? Кто хочет, так и судит. Софья способна искренне полюбить, она романтична, благородна в своих чувствах. Любовь ее ослепляет, но свое самоощущение, чувство достоинства она обретает после разоблачения Молчалина. И в конце концов она все-таки понимает, что глубоко ошибалась. Не будь она умной, так и не смогла бы это осознать эту истину.

Репетилов Репетилов: этимология его фамилии прозрачна — от франц. Repeater «повторять, твердить, болтать». Репетилов – человек, не имеющий своего мнения, повторяющий чужие слова; пустой, легкомысленный, вздорный персонаж. Лужский Василий Васильевич- Репетилов

Таким образом, имена героев в пьесе Грибоедова «Горе от ума» значимы не только по отдельности — в совокупности они составляют важный символический ключ к пониманию проблематики «Горя от ума»: ведь это комедия о трудностях общения (именно поэтому сквозные мотивы в ней – глухота и непонимание). Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме. Можно сделать вывод, что Грибоедов лишь формально сохраняет классические рамки, наполняя их психологическим и социально- психологическим содержанием.

Софья

Сложным и противоречивым получился в комедии образ Софьи. Создавшая себе романтический образ Молчалина и полюбившая своё «творение», готовая защищать любимого человека от несправедливых, как она убеждена, нападок Чацкого и много в этом преуспевшая (вспомним, ведь именно с ее «подачи» пошла гулять сплетня от сумасшествии Чацкого!), ставшая невольной свидетельницей того, как человек, которого она любит, насмехается над ней и ее любовью, — вот через что приходится пройти героине комедии, и в конце произведения она не может не вызвать у зрителя сочувствия. Софья и умна, и хорошо знает людей — как блестяще даёт она намек на мнимое сумасшествие Чацкого светскому сплетнику Г. N., ее и упрекнуть при случае не в чем! Однако, как и Чацкого, ее ослепила любовь, и, принося страдание Чацкому, она сама не меньше страдает от предательства человека, которому верила и ради любви к которому пошла на определенные жертвы.

Анализ произведения

Основной сюжет комедии

Описываемые в комедии события происходят в начале XIX века, в доме столичного чиновника Фамусова. Его юная дочь Софья влюблена в секретаря Фамусова, Молчалина. Он человек расчетливый, не богатый, занимающий мелкий чин.

Зная о страстях Софьи, он встречается с ней по расчету. В один из дней в дом Фамусовых приезжает молодой дворянин Чацкий – друг семьи, который уже три года, как не был в России. Цель его возвращения – женитьба на Софье, к которой у него есть чувства. Сама Софья скрывает свою влюбленность в Молчалина от главного героя комедии.

Отец Софьи человек старого уклада и взглядов. Он раболепствует перед чинами и считает, что молодые должны угождать во всем начальству, не выказывать своего мнения и прислуживать вышестоящим самоотверженно. Чацкий, в противовес ему, остроумный молодой человек с чувством гордости и хорошим образованием. Подобные взгляды он осуждает, считает глупыми, лицемерными и пустыми. Между Фамусовым и Чацким возникают жаркие споры.

В день прибытия Чацкого в доме Фамусова собираются приглашенные гости. Во время вечера Софья распускает слух, будто Чацкий сошел с ума. Гости, также не разделяющие его взглядов, активно подхватывают эту мысль и единогласно признают героя сумасшедшим.

Оказавшись на вечере белой вороной, Чацкий собирается покинуть дом Фамусовых. В ожидании кареты, он слышит, как секретарь Фамусова признается в своих чувствах служанке господ. Слышит это и Софья, которая незамедлительно гонит из дома Молчалина.

Развязка любовной сцены заканчивается разочарованием Чацкого в Софье и светском обществе. Герой навсегда покидает Москву.

Подробнее: А.С. Грибоедов «Горе от ума»: сюжет и краткое содержание по действиям комедии

Опишите гостей Фамусова. в чем своеобразие каждого из них, что их сближает?

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» мы становимся свидетелями бала в доме у Петра Афанасьевича Фамусова. К нему, как к богатому и знатному человеку съехался весь цвет общества, элита.

Все эти герои автором были собраны здесь для того, чтобы показать устаревшие взгляды дворянства, их глупость, невежество, чинопочитание. Все эти взгляды, по мнению автора, должны уйти в прошлое, между тем как взгляды Чацкого, представителя нового поколения, должны стать достоянием настоящего.

Те, кто присутствовал в доме Фамусова до приезда гостей и имеет отношение к представителям «старой школы»:

  • Петр Афанасьевич Фамусов. Глава дома, государственный служащий высокого чина. Не смотрит на характер и качества человека, ценит в людях чины, ненавидит все новое и мечтает выдать дочь замуж за состоятельного и перспективного человека.
  • Софья. Дочь Фамусова. Влюблена в Молчалина. Любит все иностранное.
  • Молчалин. Молодой служащий, который хочет жениться на Софье, чтобы получить продвижение по службе. Притворяется глупым.

Гости Фамусова, элита общества:

  • Скалозуб. Приезжает на бал первым. Потенциальный жених Софьи Фамусовой. Богат, бывший военный, который очень быстро продвигался по службе. На людях выдает себя «солдафоном». Не любит новых взглядов и считает, что человеку, имеющему чин, не обязательно все решать самому.
  • Горич Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович. Старые знакомые Чацкого. Платон Михайлович раньше был интересным, ярким человеком, но после женитьбы стал подкаблучником. Наталья Дмитриевна наоборот после замужества стала еще прекраснее, чем была.
  • Князья Тугоуховские. Прибыли на бал с шестью дочерьми. Князья люди пожилые. Княгиня женщина властная, недобрая. Князь ‒ подкаблучник, безвольный мужчина.

Князья увидели в Чацком потенциального жениха, но когда узнали, что он не состоит на службе, он стал им неинтересен.

  • Хрюмины, бабушка и внучка. Бабушка Хрюмина туга на ухо, ничего не слышит. Внучка Хрюмина ‒ старая дева, которая приехала на бал в поисках жениха. Она пытается показать себя с выгодной стороны: выглядеть модно, говорить о всем заграничном.
  • Загорецкий Антон Антоныч. Его представляют Чацкому как плута и мошенника, каким он и является на самом деле. Однако в обществе Фамусова его терпят, так как он умеет расположить любого человека к себе.
  • Хлестова. Престарелая барыня с собачкой. Во время разговоров дает понять, что, в силу возраста, не в курсе последних мод и новых течений. От скуки привела с собой прислугу и принесла собачку.
  • Репетилов. Последним приехал на бал. Когда-то женился по расчету, надеясь, что тесть продвинет его по службе. Но тесть побоялся осуждения людей и делать этого не стал.

Уйдя в отставку, Репетилов пустился во все тяжкие: играл в карты, изменял жене, бросал ее с детьми, пил и бездельничал.

Описывая каждого из гостей фамусовского общества, автор противопоставляет им Чацкого. Грибоедов насмехается над всеми, кто пришел в гости к Фамусову. Каждый из них ‒ отражение прошлой эпохи, которую, по мнению автора, нужно оставить в прошлом.

Их объединяет отсутствие стремления к новой жизни, общественным, нравственным изменениям, поэтому они описаны Грибоедовым с такой иронией и пренебрежением.

История создания комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова принесла бессмертную славу своему создателю. Она посвящена назревшему в начале 19 века расколу в дворянском обществе, конфликту между «веком минувшим» и «веком нынешним», между старым и новым. В пьесе подвергаются высмеиванию устои светского общества того времени. Как и всякое обличительное произведение, «Горе от ума» имело сложные отношения с цензурой, а вследствие этого и непростую творческую судьбу

В истории создания «Горя от ума» есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание

Замысел создания пьесы «Горе от ума», вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. В это время он приехал в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме. Как и главного героя «Горя от ума», Грибоедова возмущала тяга русских людей ко всему иностранному. Поэтому, увидев на вечере, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, Грибоедов высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии. Эту весть аристократы с радостью восприняли и быстро распространили. Тогда-то Грибоедову пришло в голову написать сатирическую комедию, где он мог бы безжалостно высмеять все пороки общества, так беспощадно к нему отнесшегося. Таким образом, одним из прототипов Чацкого, главного героя «Горя от ума», стал сам Грибоедов.

Чтобы более реалистично показать ту среду, о которой собирался писать, Грибоедов, находясь на балах и приемах, подмечал различные случаи, портреты, характеры. Впоследствии они нашли отражение в пьесе и стали частью творческой истории «Горя от ума».

Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 году, а закончена комедия, носившая тогда название «Горе уму», в 1824 году в Тифлисе. Произведение многократно подвергалось изменениям по требованию цензуры. В 1825 году удалось опубликовать только отрывки комедии в альманахе «Русская Талия». Это не помешало читателям знакомиться с произведением целиком и искренне восхищаться им, ведь комедия ходила в рукописных списках, которых насчитывается несколько сотен. Грибоедов был поддерживал появление таких списков, ведь так его пьеса получала возможность дойти до читателя. В истории создания комедии «Горе от ума» Грибоедова известны даже случаи вставки инородных фрагментов в текст пьесы переписчиками.

А.С. Пушкин уже в январе 1825 года ознакомился с полным текстом комедии, когда Пущин привез «Горе от ума» другу-поэту, находившемуся в тот момент в ссылке в Михайловском.

Когда Грибоедов отправился на Кавказ, а затем в Персию, он передал рукопись своему другу Ф.В. Булгарину с надписью «Горе мое поручаю Булгарину…». Конечно, писатель надеялся, что его предприимчивый друг окажет содействие в публикации пьесы. В 1829 году Грибоедов погиб, а рукопись, оставшаяся у Булгарина, стала основным текстом комедии «Горе от ума». Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком. До этого публиковались лишь ее фрагменты, а театральные постановки комедии были значительно искажены цензурой. Без цензурного вмешательства Москва увидела «Горе от ума» лишь в 1875 году.

История создания пьесы «Горе от ума» имеет много общего с судьбой главного героя комедии. Чацкий оказался бессилен перед лицом устаревших взглядов общества, в котором он вынужден был находиться. Ему не удалось убедить дворян в необходимости перемен и изменения своего мировоззрения. Также и Грибоедов, бросив в лицо светского общества свою обличительную комедию, не смог добиться никаких существенных перемен во взглядах дворян того времени. Однако как Чацкий, так и Грибоедов посеяли семена Просвещения, разума и прогрессивного мышления в аристократическом обществе, которые позже дали богатый всход в новом поколении дворян.

Фамусова Софья Павловна

Фамусова Софья Павловна. Это молодая девушка, семнадцати лет от роду. Она хорошо образованна, знает французский язык, прекрасно поет и танцует, любит играть на фортепиано. В данном произведении Софья – это самый трагичный персонаж, так как на ее судьбу выпадает большое количество неприятностей и страданий. Несмотря на то, что она достаточно решительна и умна, Софья является заложником дворянского общества. Ведь она вросла в атмосфере жестокости, надменности и постоянного превосходства над простыми людьми. Но, с другой стороны, это чувственная натура, рьяно отстаивающая свою любовь в лице Молчалина пред Чацким. Именно благодаря жесткому высказыванию в сторону Чацкого, его и выгнали из этого общества.

Популярные сочинения

  • Сочинение Почему люди жалеют о прошлом? Чем старше становится человек, тем больше за его спиной прошлого о котором можно жалеть. В своем сочинении я расскажу свою точку зрения на вопрос, почему люди жалеют о прошлом.
  • Экскурсия и поход в музей сочинение огда я бываю в музеях, мною овладевает странное чувство. Будто бы вокруг какой-то другой мир, а я словно растворяюсь среди экспонатов и начисто теряю чувство времени. Брожу по музейным залам долгими часами
  • Сочинение В чем трагедия Печорина? 9 класс Печорин – это главный герои произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герои нашего времени». Из-за этого героя, автора довольно часто обвиняли в том, что он создал эгоиста, низшего и просто ужасного человека

Отрицательные качества личности

Брюзгливость.

Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.

Грубость.

В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.

Громкие интонации.

Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.

Сумасбродство.

Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.

Льстивость.

Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.

Ложное предпринимательство.

Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, — делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.

Женские образы в комедии Грибоедова «Горе от ума»

..

“Горе от ума” — выдающееся произведение русской литературы XIX века. В этой пьесе автору удалось показать все стороны жизни дворянства того времени. Особое место в комедии занимает мир женщин. Какими же автор показывает нам представительниц фамусовского общества? Прежде всего следует сказать о безграничной власти женщин в обществе московских дворян: Судьи всему, везде, над ними нет судей, — говорит о дамах Фамусов. Когда же Павел Афанасьевич узнает о проступках Софьи, он восклицает: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” И не князь Петр, не Фома Фомич, а именно женщина! Очень велика власть женщины в семье: Наталья Дмитриевна Горич обращается с мужем, будто он маленький мальчик. Платон Михайлович только и слышит: “Мой милый, застегнись скорей” или “мой ангел, бога ради от двери дальше отойди”. Бал вещь хорошая, неволя-то горька; И кто жениться нас неволит! — произносит он. И все же продолжает подчиняться жене. Недаром Чацкий назвал мужа-мальчика, мужа-слугу “высоким идеалом московских всех мужей”. А что можно сказать об интересах дам высшего общества? Все, что привлекает их, — это балы, наряды, французские романы, а матерей — поиск женихов “с звездами да с чинами” для своих дочерей. Даже такие старухи, как полуглухая графиня-бабушка и Хлестова, приехали на танцевальный вечер к Фамусову, несмотря на то, что Хлестова заявляет: Легко ли в шестьдесят пять лет Тащиться мне к тебе, племянница?.. — Мученье! А графиня-бабушка после вечера признается: Когда-нибудь я с пала да в могилу. А вот разговор Натальи Дмитриевны с многочисленными княжнами Тугоуховскими: они, осмотрев друг друга с головы до ног, принимаются обсуждать “складочки”, “фасон прекрасный”, “тюрлюрлю атласный” и “эшарп”, подаренный кузеном. Ну а мать шести дочерей занята подбором подходящей партии для своих дочерей. Увидев новое лицо, Чацкого, она тут же хочет пригласить его в дом, но узнав, что он небогат и нигде не служит, тут же меняет свое решение. Из ряда постоянно кривляющихся дворянских дочек, льнущих к военным, “потому что патриотки”, несколько выпадает Софья. В ней нет той “страсти к мундиру”, о которой говорит Чацкий в своем монологе: девушка влюбилась в “безродного” Молчалина. Она не страшится сплетен, разговоров в свете. “Что мне молва!” — восклицает она. Софье трудно скрывать свои чувства и притворяться: когда Молчалин упал с лошади, она готова была “в окошко… прыгнуть” к нему. Однако Софья принадлежит все-таки к фамусовскому обществу, и все хорошее, что было заложено в ней природой, потеснила среда, в которой девушка жила и воспитывалась. Более того, Софья совершает низкий поступок, ведь это именно она становится источником злой сплетни о Чацком. Все это отдаляет девушку от таких людей, как Чацкий, от представителей “века нынешнего”. В комедии есть еще один женский персонаж — служанка Лиза. Она, конечно, существенно отличается от других женщин в пьесе, ведь она — девушка из народа. Согласно классицистической системе амплуа, Лиза является субреткой, устраивающей барышне свидания с любовником. Сама Лиза отвергает приставания и Фамусова, и Молчалина. Она страшится “барской любви”, ее не прельщают всевозможные зеркальца, помады и тому подобные “интересы”, которые предлагает ей Молчалин. Девушка влюблена в буфетчика Петрушу и хранит ему верность. Кроме того, Лиза играет очень важную роль в комедии, ведь она является вторым резонером, то есть героем, выражающим точку зрения автора. Достаточно вспомнить, какие меткие характеристики она дает другим персонажам: Чацкому, Скалозубу, Молчалину. Таким образом, женщины в комедии воплощают собой черты того общества, к которому они принадлежат, и делают “картину нравов” жизни московского дворянства, нарисованную в пьесе, более полной и красочной.

Сочинение на тему Анфиса Ниловна Хлестова

Хлестова по сути это одна из самых запоминающихся личностей второго плана произведения “Горе от ума”. Грибоедов нас знакомит с ней на вечере у Фамусова. Полное имя свояченицы Анфиса Ниловна Хлестова.

Мы видим образ властной, грубой, сердитой, старой бабки и не далекой барышни от современного московского общества, но она является очень уверенной женщиной, которая легко может пустить слухи или поддержать их, тем самым подпортив репутацию, терроризирует близких и страдает тунеядством.

Дама властная и безапелляционная, не лишенная ума, верно оценивает многих персонажей. Для нее главное в человеке богатство и статность. В этой зловещей старухе Грибоедов запечатлел тип столичной барыни сплетницы

На этом вечере Героиня пытается привлечь к себе внимание тем, что показывает своим видом знание обо всем, спорит со всеми и ласкова с теми, кто старается ей угодить в чем-то

С другими людьми она старается не церемониться. Что боярин, что собака, все служит потехой для нее. Этот Персонаж располагается между тех, кто пытается передать в “век минувший”, напротив которого открывается Чацкий с его критикой к ней. Как и другие иные персонажи второго плана, которые оформляют этнографическое поле сюжета.

Когда Хлестова слышит неуместный, как ей кажется, вздор Чацкого, она прежде всего осведомляется, кем он является по званию, как только узнав, что это “просто Чацкий”, дает волю своему пожилому недовольству. Автор данной книги разоблачает не ее плохие черты, а народ, который способствует к образованию таких типов людей. Ведомо в виде персонажа Хлестовой, познавали проживавшую в свое время столичную барыню Офросимову Настасью. Ученые считают Офросимову макетом Хлестовой. Госпожа находилась в браке и имела детей. Она была чрезвычайно известна, и о ней сохранилось много смешных рассказов.

Второстепенные персонажи

Характеристика гостей Фамусова на балу очень разнообразна и в то же время однотипная. Ведь все они представляют собой сборище льстецов и глупцов, неспособных понять стремление Чацкого к переменам. Но все же каждый персонаж заслуживает отдельного рассмотрения:

Скалозуб — типичный военнослужащий, верит в чины и необходимость выполнения приказов. Не выносит людей, которые имеют свое мнение и выражают его. Главной целью его визита является поиск богатой невесты. Этот пожилой мужчина считает, что он прямолинеен, и гордится такой чертой своего характера. От жизни он хочет получить новое звание и укрепить свое материальное положение. По мнению Фамусова, он идеальный претендент на роль его будущего зятя.

Горичи — Платон и Наталья — представляют собой привычную по тому времени супружескую пару. После женитьбы глава семьи сильно изменился, стал вялым, скучным и замученным. Но роль подкаблучника его совершенно не смущает, хоть раньше он и был веселым и активным, а сейчас властная и красивая жена полностью подмяла его под себя.
Тугоуховские — князья прибыли на бал с целью найти богатых женихов для дочек

Они не готовы тратить свое внимание попусту, поэтому, узнав, что у Чацкого нет денег и карьеры, тут же прекращают с ним контактировать. Автор пытается показать, насколько богатство может спровоцировать даже людей из высшего общества быть льстивыми и заискивающими ради достижения своих целей

Он обращает внимание на отсутствие у князей чести и уважения к себе в моменте, где жена должна через весь зал кричать мужу, чтобы тот не приглашал Чацкого к ним, чем вызвала немало насмешек у окружающих.

Хрюмины — графини, глухая бабушка и внучка. Последнюю можно охарактеризовать как старую деву, неспособную найти себе достойного спутника. Такое положение дел сильно озлобило девушку и сделало ее характер невыносимым. Из-за постоянной зависти к другим женщинам и неуверенности в себе ее раздражает все, что происходит вокруг. Чацкий относится к ней с сочувствием.
Загорецкий — картежник, вор, мошенник. Казалось бы, ему совершенно не место в высшем обществе. Но его умение льстить и вести себя услужливо сделало его желанным гостем в фамусовском обществе. С его помощью автор показывает, насколько низкими и недальновидными являются гости на балу в «Горе от ума».
Хлестова — шестидесятилетняя барыня, очень гордая, уверенная в себе женщина. В отличие от всего общества, она имеет свое мнение относительно происходящего смело и грубо высказывает его. При этом она очень деспотична со своими крепостными, относится к ним как к домашним животным.
Репетилов — типичный представитель общества устаревших взглядов. Любые новинки кажутся ему всего лишь увлечением и модной тенденцией. Он ничего из себя не представляет, не обладает никакими умениями, лишь болтает попусту со всеми присутствующими.

В книге есть описание других посетителей, некоторым из них автор даже не дает имен. Если анализировать характеристику гостей Фамусова на балу, то можно выделить общие черты и интересы:

  • стремление к карьерному росту;
  • поклонение иностранному;
  • жажда денег;
  • подхалимаж;
  • распространение сплетен;
  • нежелание развиваться.

Произведение пропитано иронией и пренебрежением к людям, не готовым меняться нравственно, совершать любые действия навстречу новой эпохе. Но нельзя сказать, что конфликт разрешился. Ведь фамусовское общество даже не поняло ни одной дерзкой шутки Чацкого, они просто решили, что их бывший знакомый обезумел. Это хорошо отражает эпизод, где гости вместе с дочерью хозяина разносят слух о его сумасшествии. В то время сам герой разочаровался в них и уехал из Москвы, потеряв надежду.

Достаточно прочесть краткий отрывок комедии Грибоедова, чтобы прочувствовать всю глубину его отвращения к высшему обществу того времени. Каждая сцена отражает события девятнадцатого века, но и сейчас суть комедии понятна и знакома читателю.

Второстепенные герои

Никакая характеристика действующих лиц не может обойтись без второстепенных персонажей. Ведь правильно подобранная система персонажей может много сказать о самом авторе и о главных идеях его произведения. Слово «второстепенные» не означает, что эти герои не играют никакой роли

Каждое лицо важно, и мы легко можем в этом убедиться

Лиза

Рейтинг персонажа:

Мне нравится1Не нравится

Молодая служанка в доме Фамусова. Каждый день девушка проживает как на пороховой бочке. Помимо того, что к ней часто пристают Фамусов и Молчалин, Софья втягивает её в свои любовные интриги, которые могут плохо кончиться для них обеих. Привлекательная внешность простой русской девушки служит ей злую службу, ведь привлекает и хозяина, и секретаря дома, а на буфетчика впечатления не производит – чего очень бы хотелось Лизе, ведь она была в него влюблена. Девушка весела и резва, энергия в ней бьёт ключом, что делает её интересной компаньонкой для Софьи.

Репетилов

Рейтинг персонажа:

Мне нравитсяНе нравится1

Дворянин, старый приятель Чацкого. К сожалению, он плохой муж и отец. На службе постоянно врет, что не может не раздражать Чацкого. Репетилов очень любит постоянное движение в жизни, поэтому ни один бал и званый вечер не проходит без его присутствия. Однако свою жизнь мужчина грамотно построить не смог – в службе он потерпел поражение, так как он не сумел продвинуться до чиновника.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Рейтинг персонажа:

Мне нравитсяНе нравится

Важный полковник, богатый холостяк. Очень настойчиво сватался к Софье, был благословлен самим Фамусовым. Однако Софью офицер не устраивал, так как был очень ограниченным человеком. Его интересовала только служба, деньги и война – других интересов у него не было. Поэтому в глазах девушки он не имел успеха.

Антон Антонович Загорецкий

Рейтинг персонажа:

Мне нравитсяНе нравится1

Знакомый Павла Афанасьевича Фамусова, дворянин средних лет. Загорецкий любит бывать в обществе, в окружении людей, равных ему по положению или даже выше его. Любимые его места – балы и театры. Однако в делах своих Антон крайне нечестен, прослыл поверхностным и глупым вором и сплетником.

Анфиса Ниловна Хлестова

Рейтинг персонажа:

Мне нравитсяНе нравится1

Сестра покойной жены, свояченица Фамусова. Злая старая дева, которая никогда не была замужем. Когда-то она даже была фрейлиной при дворе, а ещё знает Чацкого с детства. От тоски и скуки Хлестова завела себе много домашних животных и приживалок.

Платон Михайлович Горич

Рейтинг персонажа:

Мне нравитсяНе нравится

Отставной офицер, старый друг Чацкого, знакомый Фамусова. Дворянин средних лет. Несчастен в браке с Натальей Дмитриевной, но покорно ездит с ней на балы и другие светские мероприятия, пусть и без желания.

Наталья Дмитриевна Горич

Рейтинг персонажа:

Мне нравитсяНе нравится

Жена Платона Михайловича. Очень любит посещать различные званые вечера и балы, но также сильно любит и своего мужа, поэтому везде старается брать его с собой и как можно сильнее опекать и, порой даже излишне, заботиться.

Петр Ильич Тугоуховский

Рейтинг персонажа:

Мне нравитсяНе нравится

Князь, старый знакомый Павла Афанасьевича Фамусова. Тугоуховский – он и в жизни туг на ухо, глухой, ничего не слышит. Вместе с княгиней Марьей имеет шесть дочерей, которые надеются выйти замуж только за богатых представителей общества.

Марья Алексеевна Тугоуховская

Рейтинг персонажа:

Мне нравитсяНе нравится

Жена князя Петра Ильича, мать шести дочерей. Вместе с мужем они стараются как можно чаще выводить девочек в свет в надежде подыскать им самых лучших женихов.

Графини Хрюмины

Рейтинг персонажа:

Мне нравитсяНе нравится

Знакомые Павла Фамусова, графиня-бабушка и графиня-внучка. Бабушка считает себя ещё достаточно молодой и активной, чтобы посещать все светские вечера. Внучка же – старая дева, уже отчаявшаяся в поиске для себя достойной партии.

Петрушка

Рейтинг персонажа:

Мне нравитсяНе нравится

Крепостной крестьянин Фамусова, вечно ходит в старой, дырявой одежде. Не очень опрятный, за что Фамусов ругает его:

Данная система персонажей позволила составить обобщенное представление о сути произведения, а также предоставила некоторые мелкие детали и подробности, которые помогают полностью проникнуться атмосферой комедии «Горе от ума».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: