«Литературная сказка и ее фольклорные истоки на примере сказки Аленький цветочек»
Я поставила перед собой цель:
узнать в чем тайна обаяния сказки «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова.
В ходе исследования предполагается выполнить следующие задачи:
-изучить материал по созданию сказки;
— рассмотреть разную трактовку похожих сюжетов сказок;
— рассмотреть различия между зарубежным и русским вариантом;
-определить причину известности варианта сказки С. Т. Аксакова;
— познакомиться с разными вариантами художественного оформления сказки;
-расширить личный кругозор;
— обобщить полученные результаты.
Предмет исследования — сказка С. Т. Аксакова«Аленький цветочек».
Практическая направленность работы: данный материал может быть использован на уроках литературы, МХК, на занятиях литературного кружка.
Методы исследования: поисково – исследовательский, библиографический.
В результате исследовательской работы мы изучили историю возникновения сказки «Аленький цветочек», материалы по созданию этой сказки. «Аленький цветочек» — сказка русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, записанная им «со слов ключницы Пелагеи. Впервые Аксаков рассказывает о сказке на страницах «Воспоминаний» (1856 г.), и речь там идет сразу о трех ее вариантах.
Первый — непосредственно «Аленький цветочек» он узнал от ключницы Пелагеи, долгое время жившей в услужении у купцов-персиян, больших охотников до сказок. Сюжет «Аленького цветочка» был ей знаком непосредственно из фольклора Франции. Скорее всего, его источником была литературная сказка мадам Лепренс де Бомон «Красавица и Чудовище», которая была создана в 1756г. На русский язык, четырёхтомник сказок де Бомон, куда входила и эта сказка, был переведён в самом конце восемнадцатого века и назывался «Детское училище, или Нравоучительные разговоры между разумною учительницею и знатными разных лет ученицами, сочиненные на французском языке госпожой Ле Пренс де Бомон».
По-видимому, именно эту сказку услышала Пелагея в устном пересказе. Сама сказительница приукрасила ее чисто русскими мотивами, народными оборотами речи, пословицами и поговорками.
Второй — «Красавица и зверь» он прочитал, будучи казанским гимназистом, в журнале «Детское училище» Жанлис, изданном в переводе с французского. Третьим стала опера «Земира и Азор» в постановке актеров Казанского театра. Аксаков присутствовал на спектакле в Казанском театре, где давали оперу А. Э. М. Гретри «Земира и Азор», либретто которой было написано на основе всё того же произведения Бомон.
Я узнала что, сказка «Аленький цветочек» была написана Аксаковым для внучки Оли. В то же время им был написан рассказ «Детские годы Багрова- внука». Они были помещены в одну книгу, чтобы, по словам автора, «не прерывать рассказа о детстве». Сергей Тимофеевич писал свои замыслы сыну, говорил, что сейчас занят эпизодом в его книгу: он пишет сказку, которую в детстве знал наизусть и рассказывал всем на потеху. Разумеется, Аксаков совсем забыл об этом произведении; но теперь, роясь в детских воспоминаниях, Сергей Тимофеевич нашёл во множестве различного хлама обломки этой сказки, а как она будет включена в состав «Дедушкиных рассказов», то Аксаков взялся переделывать эту сказку…
Несколько интересных сочинений
- Анализ рассказа Горького Челкаш 11 класс
Известный писатель Горький славится многими своими замечательными работами, одной из которых является рассказ «Челкаш». Написано данное произведение было в 1895 году. В основу рассказа заложена история о человеке
- Мадемуазель Бурьен в романе Война и мир Толстого (образ, описание и характеристика) сочинение
Мадемуазель Бурьен (полное имя – Амели Бурьен) – француженка по происхождению, является второстепенным персонажем, который сыграет значимую роль в жизни семейства Болконских
- Образ и характеристика Графини в Пиковой даме Пушкина сочинение
Одним из главных персонажей произведения является графиня Анна Федотовна Томская, представляющаяся автором в образе восьмидесятилетней старухи
- Сочинение по картине Васнецова Северный край
Картина «Северный край» написана Айвазовским в 1899г. Вдохновленным путешествие по Уралу, и переполненный воспоминаниями о родном Вятском крае, мастер создает данное произведение.
- Образ и характеристика Виргинского в рассказе Бесы Достоевского сочинение
Одним из основных персонажей произведения «Бесы» Федора Достоевского является Виргинский. Виргинский был чиновником и участником революционной пятерки
9 месяцев назад
10 ответов:
Замечательную сказку под названием «Аленький цветочек» написал автор по имени Т. С. Аксаков. Перечислим, персонажей, которые встречаются в этой сказке.
- 1. Старшая дочь, завистливая и жадная.
- 2. Средняя дочь, тоже очень завистливая и не добрая.
- 3. Младшая дочь по имени Настенька, которую отец любит больше всех. Ведь она добрая, заботливая, приветливая и трудолюбивая.
- 4. Купец — отец трех дочерей.
- 5. Чудовище или расколдованный красавец принц, который полюбил Аленушку всем сердцем.
По сказке имя имеет одна Настенька средняя дочка купца, а все остальные персонажи автор оставляет без имен, а по мультику у ее сестер есть имена Гордея и Любава.
Прочитал только что сказку Аксакова «Аленький цветочек» и не встретил ни одного имени в произведении. Да, там присутствуют такие персонажи как богатый купец, его три дочери — старшая, средняя и младшая, чудище лесное, но никому из них писатель не дал имени.
Например, дочери обращаются к отцу называя его просто «батюшка», но с уважением:
А купец обращается к дочерям называя каждую просто «дочь», но с любовью и лаской:
- https://vashurok.ru/questions/glavnie-geroi-skazki-alenkiy-tsvetochek
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/alenkiy-cvetochek/glavnye-geroi-harakteristika.html
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post.html
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/glavnye-geroi-skazki-alenkij-cvetochek-aksakova
- https://otvet.ws/questions/404419-kak-zovut-vseh-personazhej-iz-skazki-alenkij-cvetochek.html
Центральные персонажи произведения
Начинать знакомство с героями следует с краткого анализа сказки «Аленький цветочек». Яркий и красноречивый язык, авторские гиперболы, разнообразнейшие художественные приемы делают образы основных и второстепенных персонажей неповторимыми, насыщенными. Оригинальная народная мудрость ложится в основу построения простого и одновременно интересного сюжета. После небольшого предисловия для понимания глубины образов можно знакомиться с действующими лицами сказочного произведения.
Характеристика Чудовища
Сперва Чудовище из «Аленького цветочка» может показаться читателю действительно страшным, грубым, отчужденным. После знакомства с главной героиней оно меняется, становится более чувствительным и заботливым. В конце сказки происходит настоящее чудо — ужасающее существо обращается в принца.
Чудовище искренне любит младшую купеческую дочь, появившуюся в его доме из-за глупого поступка отца, всячески балует девушку:
- выполняет желания;
- дарит дорогие подарки;
- купает в роскоши;
- не принуждает к нахождению в его жилище.
Герой искренне надеется, что девушка полюбит его. Это развеяло бы чары заклятья, наложенного на него еще в детстве злой колдуньей. Тогда он был мальчишкой-принцем, которого выкрала ведьма. Теперь же вернуться к прежнему облику ему поможет только искренняя сила любви. Чудо происходит — в конце главные герои «Аленького цветочка» играют пышную свадьбу.
Образ младшей купеческой дочки
В начале сказочного повествования купец собирается отправиться в город, чтобы продать товары. На обратном пути он собирается купить подарки своим дочерям, поэтому интересуется их пожеланиями. Тут и приходит черед младшей дочки. Она просит у отца привезти ей аленький цветочек, подобных которому по красоте нет на белом свете. Такой цветок ему удается найти в саду Чудовища, мимо замка которого купец проезжал по пути домой. Взамен на сорванное растение хозяин дома просит дочку или жизнь злоумышленника. Младшая дочка отправляется в путь. Ведь девушка чувствует свою вину за просьбу, доставившую столько проблем родителю.
Чудовище почти сразу влюбляется в главную героиню за ее кротость и скромность. Но это не единственные характерные черты девушки. Аксаков дает ей следующее внешнее и поведенческое описание:
- спасает отца ценой своей жизни от грозного владельца замка;
- самовольно отправляется к невидимому хозяину злополучного дома;
- быстро привязывается к доброму и щедрому Чудовищу;
- живет в роскоши, несмотря на заточение;
- влюбляется в центрального героя, не догадываясь о его ужасающем внешнем облике.
В подарок за искренние чувства она получает перстень, переносящий героиню домой к родственникам. В очередной раз, опоздав немного со свидания с отцом и сестрами, она обнаруживает Чудовище, умирающим в саду. Он пришел в отчаяние, так как заподозрил любимую в побеге. Она начинает звать его, просить очнуться, признаваться в любви зверю. Тот обращается в прекрасного принца и приходит в чувство.
Анализ произведения
Читать сказку Аксакова можно кратко, хотя и полная версия не займет много времени. Как и любая другая волшебная история, «Аленький цветочек» многому может научить. Автор в основу сюжета заложил несколько идей:
- любое проклятие можно разрушить;
- для искренних чувств нет преград;
- доброта всегда вознаграждается;
- внешний вид может быть обманчивым.
Сама сказка очень напоминает европейскую историю о красавице и чудовище. Оба варианта учат одинаково хорошо относиться к окружающим, не обращая внимания на их внешность. Именно за доброту и отзывчивость была награждена младшая купеческая дочь.
Каким бы ни был человек, он заслуживает уважения и внимания. Внешний вид может измениться по разным причинам, но внутри личность остается такой же. И только искренняя и чистая душа способна это понять, а также ценить хорошее отношение и доброту.
Купец
Взрослый, богатый мужчина. Занимается торговлей, имеет определенную значимость в обществе. Вдовец, любит дочерей и во всем старается им угодить, привозя из поездок в дальние края и страны то, чего им хочется. Из-за любви к своим дочерям готов пойти на что угодно – потратить много денег на дорогие подарки, сорвать цветок в неведомом саду. Честен, исполняет обещанное чудовищу несмотря на то, что это причиняет ему душевные муки. В определенный момент готов спасти своего ребенка от заключения в имении чудовища с помощью обмана, но выслушивает младшую дочь и смиряется с ее решением.
Цитата персонажа: «Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу — не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».
Возвращение домой
Продолжается краткий пересказ «Аленького цветочка» с того, что красавице приснился заболевший отец. Чудище позволило ей ненадолго вернуться домой, чтобы проведать семью. Но оно поставило условие — девушка должна быть во дворце через три дня, иначе оно погибнет от тоски. Хозяин признался, что уже давно полюбил свою гостью.
Отец увидел свою дочь живой и здоровой, обрадовался ее возвращению и начал выздоравливать. А сестры только позавидовали ей, ведь она во дворце наслаждается богатством. Решили они задержать девушку дома и перевели в доме все часы назад.
Младшая дочь наслаждалась обществом отца, радовалась родному терему. Но вскоре стала она беспокойной, волновало ее недоброе предчувствие. Часто она поглядывала на часы, но все они показывали, что рано ей еще возвращаться. И все-таки девушка не выдержала, надела кольцо.
Во дворце все изменилось. Птицы больше не пели, фонтаны и ручьи не журчали, даже цветы стали блеклыми. Долго девушка бродила по комнатам и садам, звала хозяина. Она боялась, что не успела вернуться в назначенный час, и он погиб.
Ключница Пелагея
Ключница Пелагея является не придуманным персонажем, а действительно существовавшим человеком. Она служила во многих купеческих семьях того времени, и даже работала на персидских купцов. Именно в их семьях ключница услышала и запомнила множество занятных восточных сказок. У этой женщины был настоящий дар рассказчицы, особенно ей удавались сказочные истории. Именно за этот талант ее очень любили в семье Аксаковых.
Она довольно часто развлекала маленького Сережу волшебными историями, но «Аленький цветочек» нравился ему больше всех. Когда Сергей Тимофеевич вырос и занялся написанием книг, он смог поделиться этой чудесной сказкой с другими людьми, использовав весь свой талант. Многие его современники, даже Гоголь и Пушкин, восхищались поэтичностью и образностью слога писателя.
Литературная обработка Аксакова сделала сказку «Аленький цветочек» поистине завораживающей, ведь автор постарался сохранить поэтичность и напевность народного языка.
2 вариант
В сказке «Аленький цветочек» главными героями можно назвать практически всех персонажей. Каждый из них выполняет важную функцию. Первые персонажи с которыми знакомится читатель — это купец и его дочери.
Купец
Добрый человек. Безгранично любит своих дочерей. Готов выполнить любое их желание, как бы трудно это не было.
Старшая и средняя дочери
Самолюбивые девицы. Любят наряды и украшения. Не даром просят у отца, когда он отправляется в дальний поход — одна красивый венец из драгоценных камней, а другая зеркало, чтобы можно было собой любоваться. Позже проявляется другие черты характера сестёр. Они завидуют младшей сестре. От зависти совершают подлый поступок. Переводят часы назад, чтобы сестра опоздала к лесному чудищу. Хотя сами отказались пойти к чудовищу ради отца. Что также характеризует их как самолюбивых, неспособных на поступок ради другого человека.
Младшая дочь
Добрая, любящая девушка. Беспрекословно отправилась к чудовищу, чтобы спасти папу. Была мечтательной. И предавала большое значение снам. Во сне она увидела красивый цветок алого цвета. Краше него ничего не было на свете. Она захотела получить цветок не ради каприза, а ради мечты. Скорее всего, ей казалось, что в цветке заключён какой-то смысл. Или же цветок являлся предопределением. Кроме того, младшенькая умела держать обещание. Пообещала чудовищу вернуться и сделала это.
Чудовище
После купеческой семьи, главным героем можно назвать чудовище, которое живёт в заповедном лесу. В этот лес удаётся попасть не каждому путнику. Чудовище добрый и гостеприимный хозяин. Он радушно принимает сначала купца, а потом и его младшую дочь. Чудище одиноко. Оно тоскует. Его отрадой был заветный аленький цветочек. Именно из-за своей тоски, из-за того, что погубили единственное, что радовало, чудище и рассердилось. Пригрозило купцу гибелью. Но, когда купец рассказал, ради кого он сорвал цветок, смилостивился, и попросил прислать одну из дочерей. Пообещал не причинить зла. И обещание сдержал. Чудовище относилось к младшей дочери купца прекрасно. Угощал её разными вкусностями. Развлекал её как мог. Беседовал с ней при помощи огненных словес.
Позже чудовище и купеческая дочь стали добрыми друзьями. Могли проводить много времени вместе. Чудище перестало прятаться. Надо сказать, что чудовище описывается достаточно безобразным. Вначале девушка пугается вида зверя, но потом, совладав со страхом, уговаривает зверя простить её и вновь показаться. Незаметно для себя купеческая дочка и невиданный зверь влюбляются друг в друга. Девушка понимает это, когда вернувшись к нему после того как погостила дома, находит чудовище бездыханным. После признания девушки в её любви, чудище превращается в прекрасного принца. Когда-то его заколдовала злая ведьма. Он был ещё ребёнком. Заклятие должно было кончиться в том случае, если его полюбит какая-нибудь девушка. Чтобы подчеркнуть доброту бывшего зверя, надо отметить, что он не держал девушку у себя насильно. Он дал девушке перстень, благодаря которому, она могла вернуться домой, как только захочет.
К второстепенным героям сказки, можно отнести девушку, которая прислуживала младшей дочери купца. Она при помощи чудовища оказывается возле своей хозяйки. Служит ей верой и правдой. Рассказывает, как обстоят дела дома.
Подводя итог, можно сказать, что: герои сказки такие как купец, его младшая дочь, чудовище — все они следуют порывам сердца. и как оказывается, поступают правильно.
Аленький цветочек
На этой вкладке вы найдете информацию об авторе (или авторах) книги » Аленький цветочек». Это может быть подробная биография писателя или только какие-то отдельные факты из его жизни. К сожалению, о некоторых авторах (как правило, молодых) нам известно очень мало или совсем ничего не известно.
Особое внимание мы уделили поиску фотографий писателей, ведь всегда интересно увидеть человека, который создал понравившееся (или не понравившееся
- Аксаков Сергей Тимофеевич
Большая советская энциклопедия:
Аксаков Сергей Тимофеевич , русский писатель. Родился в старинной дворянской семье. Детство провёл в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково. Не закончив Казанский университет, переехал в Петербург. В 1827-32 служил в Москве цензором, в 1833-38 инспектором Константиновского межевого института. С 1843 жил в подмосковном имении Абрамцево. Во 2-й половине 20-х — начале 30-х гг. занимался театральной критикой. В первых книгах ‘Записки об уженье’ (1847), ‘Записки ружейного охотника Оренбургской губернии’ (1852), ‘Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах’ (1855) проявил себя как тонкий наблюдатель, проникновенный поэт русской природы. Реалистичный талант А. раскрылся в автобиографических книгах ‘Семейная хроника’ (1856) и ‘Детские годы Багрова-внука’ (1858), написанных на основе воспоминаний и семейных преданий. Опираясь на историю трёх поколений семьи Багровых, А. воссоздал в них помещичий быт конца 18 в. в его повседневности. Значительное влияние на А. оказал Н.В.Гоголь. После Гоголя никто с большей тщательностью не раскрывал подробности помещичьего быта, чем А., в произведениях которого действительность изображена в её вещественности, повседневности, обыденности. Его пейзажную живопись М.Горький рассматривал в ряду высших художественных достижений русского реализма (см. Собр. соч., т.24, 1953, с.265). Самобытность таланта А. ярко проявилась в характере его языка, впитавшего простоту, колоритность, выразительность живой разговорной речи. Политические взгляды А. были весьма умеренны. Писатель изображал порочность, жестокость крепостнических порядков, но не преследовал в своих книгах обличительных целей. Вместе с тем реализм А., при свойственных ему элементах созерцательности, обладал такой изобразительной силой, что правдивые картины крепостнического произвола давали материал для критических обобщений. Н.А.Добролюбов высоко оценил художественные произведения А., используя их для критики крепостнического строя.
Первоисточник сказки «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова
Габриэль Сюзанна Барбо де Вильнёв (1695-1755 гг.) — французская сказочница, считающаяся первым автором знаменитой «Красавицы и чудовища». История была напечатана в 1740 году. Творения автора основательно подзабыты, и настоящую версию сказки в Европе печатают в приложении к сказкам братьев Гримм.
Источником для истории послужила сказка древнеримского философа Апулея об «Амуре и Психее». Согласно мифам, Психея была младшей принцессой и красотою затмевала даже Афродиту. Девушка страдала и была одинока, потому что никто не видел ее внутренней красоты. Богиня потребовала от своего сына Эрота (Амура) вселить в сердце девушки любовь к самому мерзкому и отверженному существу на земле.
Оракул предсказал, что царь должен отвести любимую дочь к пещере и оставить на милость невиданного чудовища. Принцесса была покорна и выполнила волю отца, муж потребовал от нее только одного — никогда не расспрашивать о том, кто он.
Жизнь Психеи была тихой и счастливой, пока сестры, позавидовав, не рассказали ей небылиц о муже. Принцесса боялась за жизнь своего ребенка и отважилась выяснить, действительно ли возлюбленный — дракон. Она тайком зажгла ночью светильник и на месте чудовища увидела Амура. Нарушив обещание, Психея была надолго разлучена с мужем, и только преодолев множество испытаний, заслужила божественное прощение и бессмертие.
Характеристики главных героев сказки «Аленький цветочек»
Купец был добрым человеком, хорошим мужем и отличным отцом. Он любил своих дочерей и ради них был готов на все. Чтобы порадовать своих любимых дочюрок, он не задумываясь пустился в опасное приключение, чтобы привезти им заказанные подарки.
Скорее всего этим он и избаловал своих детей, ведь все они просили у папы не столь простые подарки. «Старшая попросила золотой венец из каменьев самоцветных, чтоб был от них свет…» Парасковея любила драгоценные украшения и наряды. «Средняя туалет из хрусталю восточного, чтоб смотрясь в него не старилась, а краса прибавлялась…» Марфа была очень самовлюблённа, чрезмерно заботилась о своей внешности и хотела выглядеть как можно лучше. «Младшая попросила аленький цветочек, краше которого не было бы на свете.» Можно подумать, что Настенька была милой, неизбалованной девочкой, она же попросила всего лишь цветочек. Но если взглянуть с другой стороны, то не так уж и легко найти самый лучший и красивый аленький цветок в целом мире. Ведь именно из-за этого подарка Степан попал в руки Чудища и должен был остаться с ним или прислать одну из дочек, но только по ее собственному желанию.
Когда отец рассказал об этом, то старшие дочери даже не подумали помогать папе. Мол, это не они заказывали такой подарок. С этого можно сделать вывод, что они не очень то и любили отца. Им нужны были только лишь подарки.
Настенька же не раздумывая согласилась пойти вместо отца, из-за этого можно говорить, что она больше других сестер любила отца и готова была пожертвовать собой.
Чудище лесное было вовсе не злым и противным, а одиноким, грустным и добрым. Оно мучилось от одиночества и тоски, хотело жить обычной человеческой жизнью. Они с Настенькой быстро сдружились и жили очень даже хорошо, мирно. За это время оно успел влюбиться в нее, а она в него. И когда чудище превратилось в принца, они поженились и жили долго и счастливо.
Пожаловаться
Сказка Аксакова С. Т. – литературный вариант известной сказки “Красавица и чудовище”. Как положено в подобных произведениях, главные герои “Аленького цветочка” встречаются с выбором, который определяет их судьбу. В любой волшебной сказке на пути персонажей встают преграды, испытания, пройдя которые, происходит чудо. Яркий, насыщенный язык рассказа, гиперболизированные описания, множество разнообразных художественных приёмов сочетаются с простым, но интересным сюжетом. Эта и другие сказки Аксакова – пример красочности русского языка и оригинальности народной мудрости.
+
Пословицы к произведению
Не на внешность смотри, по делам суди.
Дело не в названии, а в содержании.
Доброе дело без награды не останется.
За добро добром и платят.
Хороший конец — делу венец.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса
Другие читательские дневники
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Желания дочек
Иногда нет времени на то, чтобы читать полную версию литературного произведения. Иногда это относится и к сказкам. Хотя краткого содержания «Аленького цветочка» достаточно, чтобы понять суть сюжета.
Произведение начинается с того, что богатый купец, отец трех дочерей, собрался в очередную поездку по торговым делам. И перед дальним путешествием он долго прощался с детьми. Каждая из девушек заказали гостинцы:
- старшая — богатый венец;
- средняя — зеркало;
- младшая — цветок.
Старшая из сестер была самой жадной. Она попросила отца привезти ей золотой венец, украшенный самоцветными каменьями. Средняя мечтала о зеркале из цельного необработанного хрусталя. А младшая, самая скромная дочка, пожелала аленький цветочек.
Госпожа прекрасная
«Довольна ли госпожа моя своими садами и палатами, угощеньем и прислугою?» И возговорила голосом радостным молодая дочь купецкая, красавица писаная.
— Не зови ты меня госпожой своей, а будь ты всегда, мой добрый господин, ласковый и милостивый… Я от такого дива ещё в себя не приду, только боюсь я почивать одна: во всех твоих палатах высоких нет ни души человеческой. Появилися на стене словеса огненные:
«Не бойся, моя госпожа прекрасная… много в палатах душ человеческих, а только ты их не видишь и не слышишь, и все они вместе со мною берегут тебя и день и ночь: не дадим мы на тебя ветру венути, не дадим и пылинке сесть».
Прошло мало ли, много ли времени: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается, — захотелось молодой дочери купецкой, красавице писаной, увидеть своими глазами зверя лесного, чуда морского, и стала она его о том просить и молить…
— Если ты стар человек – будь мне дедушка, если середович – будь мне дядюшка, если же молод ты – будь мне названый брат, и поколь я жива – будь мне сердечный друг.
Долго, долго лесной зверь, чудо морское, не поддавался на такие слова, да не мог просьбам и слезам своей красавицы супротивным быть, и говорит ей таково слово: — Не могу я тебе супротивным быть по той причине, что люблю тебя пуще самого себя; исполню я твоё желание, хотя знаю, что погублю моё счастие и умру смертью безвременной.
Приходи в зелёный сад в сумерки серые, когда сядет за лес солнышко красное и скажи: «Покажись мне, верный друг!» — и покажу я тебе своё лицо противное, свое тело безобразное. А коли станет невмоготу тебе больше у меня оставаться, не хочу я твоей неволи и муки вечной: ты найдёшь в опочивальне своей, у себя под подушкою, мой золотой перстень. Надень его на правый мизинец – и очутишься ты у батюшки родимого и ничего обо мне николи не услышишь.
Не убоялась, не устрашилась, крепко на себя понадеялась молодая дочь купецкая, красавица писаная. В те поры, не мешкая ни минуточку, пошла она во зелёный сад дожидатися часу урочного, и, когда пришли сумерки серые, опустилося за лес солнышко красное, проговорила она:
«Покажись мне, мой верный друг!» — и показался ей издали зверь лесной, чудо морское: он прошёл только поперёк дороги и пропал в частых кустах; и невзвидела света молодая дочь купецкая, красавица писаная, всплеснула руками белыми, закричала истошным голосом и упала на дорогу без памяти.
Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, вест мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза совиные.
Полежавши долго ли, мало ли времени, опамятовалась молодая дочь купецкая, красавица писаная, и слышит: плачет кто-то возле неё, горючими слезами обливается и говорит голосом жалостным:
— Погубила ты меня, моя красавица возлюбленная, не видать мне больше твоего лица распрекрасного, не захочешь ты меня даже слушати, и пришло мне умереть смертью безвременною. И стало ей жалко и совестно, и совладала она со своим страхом великим и с своим сердцем робким девичьим, и заговорила она голосом твёрдым:
— Нет, не бойся ничего, мой господин добрый и ласковый, не испугаюсь я больше твоего вида страшного, не разлучусь я с тобой, не забуду твоих милостей; покажись мне теперь же в своём виде давешнем; я только впервые испугалася.
Показался ей лесной зверь, чудо морское, в своём виде страшном, противном, безобразном, только близко подойти к ней не осмелился, сколько она ни звала его; гуляли они до ночи тёмной и бели беседы прежние, ласковые и разумные, и не чуяла никакого страха молодая дочь купецкая, красавица писаная…
И прошло тому немало времени: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка её нездоров лежит; и напала на неё тоска неусыпная, и увидал её в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во слезах?
Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего батюшку родимого и сестриц своих любезных. И возговорит к ней зверь лесной, чудо морское: — И зачем тебе моё позволенье?
Сюжет
Однажды купец отправился по своим торговым делам, и каждая из дочерей попросила привезти ей какой-то подарок. Старшие заказали дорогие наряды и украшения, а младшая – аленький цветочек. Купец купил гостинцы старшим дочерям, но никак не мог отыскать подарок для младшей дочери.
Когда на караван купца напали разбойники, он лишь чудом спасся в волшебном замке. Обнаружив в саду заветный аленький цветок, он сорвал его, чем вызвал гнев хозяина – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но с одним условием – вместо него в замок должна по доброй воле явиться одна из его дочерей.
Узнав о страшной беде, нависшей над батюшкой, к чудищу отправилась младшая, самая любимая дочь. Оказавшись в волшебном замке, она стала жить, словно госпожа. Чудище исполняло малейшее ее желание, было очень добрым и приветливым, и вскоре девушка всем сердцем полюбила его. Ее чистая любовь поборола злые чары, и чудище лесное превратилось в прекрасного королевича.
Жажда духа
Но самая младшенькая дочь и самая любимая – это сама Любовь: «А привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете». По славянской мифологии Ал – Дух Святой, то есть сама Любовь. Это чувство, к которому стремится все живое даже не осмысленно. А красный цвет символ света, тепла, огня. Так человек ощущает любовь. Купец, в поиске цветочка аленького, прозрел и почувствовал тонкий мир: вокруг нас идут своим чередом какие-то события, в природе как-то все происходит вне зависимости от нашей воли. До какой-то поры мы об этом не задумываемся. В наше время это особенно заметно: синоптики очень часто стали ошибаться в своих прогнозах, да и в социуме как-то невесело, сумрачно, как будто что-то темное надвигается.
Но любовь земная, какой мы ее знаем, несовершенна. Этот «цветочек аленький охраняет чудище страшное и мохнатое». Генетики в 21 веке открыли геном человека. Он состоит из 1млрд 200 млн генов. Но только примерно 25 тысяч из них принадлежит непосредственно человеку. Все остальное – это гены предшествующих появлению человека на земле биологических видов. Весь опыт, накопленный ими – это наше подсознание, то чем мы не владеем. Мы не знаем что в наших генах заложено. Мы склонны к прогнозированию своей реакции в каких –то ситуациях, но очень часто поступаем совершенно иначе, порой к своему удивлению и разочарованию: а я то думала, а оно оказалось. А главное, непонятно откуда во мне все это. Ученые наконец-то внесли ясность в этот вопрос. А теперь что делать? Принять и полюбить себя со всеми своими негораздами, выявлять их (это возможно только в проявлении) и сознательно волевым усилием изменять, стараясь все это делать внутри себя, чтобы не ранить ближних. Это и есть покаяние. Изменения происходят вплоть до генного уровня. (Б.Липтон Умные клетки, П. Шпорк Читая между строк ДНК). В такой работе нам очень помогают близкие любящие люди: именно младшая дочь согласилась вместо отца отправиться к зверю, охраняющему аленький цветочек. Постепенно она постаралась сблизиться с ним, увидеть его и полюбить. Ее любовь изменила всю его звериную сущность, превратила в прекрасного принца.
«Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного, за мою добрую душу и любовь к тебе; полюби же меня теперь в образе человеческом, будь моей невестой желанною.
Злая волшебница прогневалась на моего родителя, короля славного и могучего, украла меня (падение из Эдема), еще малолетнего, и сатанинским колдовством своим (одела в кожаные одежды), силой нечистою, оборотила меня в чудище страшное и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари, пока не найдется красная девица, какого бы роду и званья не была она, и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законною, — тогда колдовство все кончится, и стану я опять по – прежнему человеком молодым и пригожим. И жил я таковым страшилищем и пугалом ровно тридцать лет, и залучал я в мой дворец заколдованный одиннадцать девиц красных, ты была двенадцатая (двенадцать месяцев – двенадцать разных качеств характера). Ни одна не полюбила меня за мои ласки и угождения, за мою душу добрую. Ты одна полюбила меня и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем».
А далее возвращение в Эдем.
Кто первым написал «Аленький цветочек»?
Автор Лариса Казакевич
Обновлено: 02.03.2013 17:18 Опубликовано: 02.03.2013 16:00
Культура » Литература » Российская литература
Любимую многими сказку «Аленький цветочек» читатели впервые увидели в 1858 году в приложении к книге Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука». И с тех пор, полюбили всей душой. Вот уже 155 лет ей зачитывается не одно поколение. На основе чудесной сказки только в нашей стране были сняты два мультфильма и художественная лента.
52 поделились
Многие считают, что «Аленький цветочек» — плагиат, заимствование из сказки мадам де Бомон «Красавица и чудовище». Это мнение ошибочно. Такие сюжеты были во все времена, начиная с античности: вспомните миф об Амуре и Психее.
Сказка о заколдованном юноше, обращенном в чудовище и девушке, которая силой самоотверженной любви спасает его и возвращает ему человеческий облик, встречается практически у всех народов. На пути любви — препятствия. Счастье можно обрести только верностью, самоотверженностью и добротой.
В Италии такая сказка называется «Зелинда и страшилище». В Швейцарии — «Сказка про принца-медведя», в Англии — «Большая собака с мелкими зубами». В Германии — «Летний и зимний сад», в России — «Зачарованный царевич», на Украине — «Уж-царевич и верная жена». В Турции есть сказание о дочери падишаха и свинье, в Китае — о волшебной змее, в Индонезии — о муже-ящерице. Такой же сюжет встречается в сказках южных и восточных славян. Названия различны, но везде Чудовище и самоотверженная Красавица. Все побеждающая и всех спасающая любовь.
Многие историки считают, что этот сюжет является отзвуком древности, когда заключались ритуальные браки с тотемными животными.
По словам самого Аксакова, сюжет он впервые услышал от ключницы Пелагеи в детстве, когда болел. В повести «Детские годы Багрова-внука» сам писатель поведал следующее: «Скорому моему выздоровлению мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица рассказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев; «В неком царстве, в неком государстве…» Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок… «