«образ судьи ляпкин-тяпкин в пьесе гоголя «ревизор»»

Отношение к работе

Давая характеристику Ляпкину-Тяпкину из «Ревизора», как работнику, автор говорит о нем следующее: «столько лет, а толку нет». В произведении судья совершенно не уделяет внимания своим должностным обязанностям, поэтому в суде и кабинете героя царит беспорядок. Что касается безалаберно отношения к работе, то оно проявляется в следующих деталях:

  • при заглядывании в доклад он просто машет рукой, не желая разбираться в деле;
  • отсутствие порядка, судебные коридоры больше напоминают собой сарай;
  • сторожа завели в здании суда гусей, вольно прогуливающихся кабинетами;
  • маленькие гусята мешают свободному передвижению посетителей;
  • не пренебрежение взятками (не в денежном эквиваленте, а щенками борзых для охоты).

Столь безалаберное отношение к работе еще и вознаграждается всевозможными премиями, знаками отличия от руководства свыше. Непонятно, за какие заслуги Аммоса Федоровича удостаивают такой чести, но ясно лишь одно, что свое безнаказанное поведение Ляпкин-Тяпкин не считает неправильным.

Поэтому образ столь яркого героя легко отождествляется с современными чиновниками-бюрократами, не участвующими в социальном развитии общества, протирающими штаны, сидя в офисных креслах.

Немного из истории

Суд в России и тогда переживал не лучшие времена. Особенно данная проблема касалась провинции, и цитаты из комедии «Ревизор» метким выстрелом отразили это на бумаге. Спустя два столетия они идут на ум, когда и в наши дни приходится видеть подобных Ляпкиных-Тяпкиных.

Человек получал должность судьи, избираясь дворянским собранием сроком на три года.

На бумаге судья и заседатели решали незначительные уголовные и гражданские дела. На деле же, как мы видим из цитат из «Ревизора», Гоголь показал всю несостоятельность судейской системы в провинции. Ляпкин-Тяпкин превратил суд в настоящий постоялый двор. При разговоре с ним городничий замечает:

Когда соседние помещики затевали тяжбу, Ляпкин-Тяпкин не гнушался этим пользоваться.

А травля причиняла серьезный ущерб сельскому хозяйству, так как страдали посевы. В подтексте же этого эпизода мы читаем полное самовластие чиновников, которые, как цепные псы, травят народ, подобно зайцам.

Будучи на короткой ноге с городничим, Ляпкин-Тяпкин с гордостью заявляет о своих регалиях:

Стоит ли говорить, что награда нашла не своего героя.

Актуальность образов

В художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в «Мёртвых душах». Удивительно, с какой лёгкостью и непринуждённостью автор рисует отвратительные по сути портреты, да так мастерски, что ни на минуту не сомневаешься в подлинности каждого характера. На примере чиновников в поэме «Мёртвых души» были показаны наиболее актуальные проблемы Российской империи середины 19 века. Кроме крепостного права, которое тормозило естественный прогресс, настоящей проблемой был обширный чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные суммы. Люди, в руках которых была сосредоточена власть, работали только ради накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и казну, и простых людей. К теме разоблачения чиновников обращались многие писатели той поры: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский.

Популярные сочинения

  • Что сближает прозу и лирику Бунина? — сочинение Отличительная черта всех произведений Бунина — предельная чувственность на стыке прозы и поэзии. Автору свойственна некоторая трагичность, фатализм. Сближение двух жанров особенно хорошо
  • Сочинение на тему Теория Раскольникова и ее крах Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — бывший студент Родион Раскольников, задавленный бедностью. Наблюдая за жизнью окружающих его людей, Раскольников видит человеческие страдания, нищету, унижение.
  • Тема семьи в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение У многих писателей имеются произведения, в которых обязательно затрагивается семейная жизнь. Вот и произведение Достоевского не стало исключением. При помощи семьи можно понять внутренний мир каждого из членов семьи

Характеристика 4

Рассказ Гоголя «Ревизор» о типичных чиновниках, которых в России было много в то время, мало разбирающихся в своем деле, зато с наслаждением принимающих взятки, подарки и подношения. Вот таким был и Ляпкин-Тяпкин. Сама фамилия говорит о многом.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин работает судьей в одном из уездных городов. В один прекрасный день чиновники этого городка приняли за ревизора заезжего предприимчивого гражданина. Не исключение был и Ляпкин-Тяпкин.

Произошло это все только потому, что практически все, кто занимал посты, были, как и судья люди не далекие, относящиеся к своим обязанностям спустя рукава. Ляпкин-Тяпкин типичный чиновник. За время службы он привык, что все можно купить. Страшно попасть к такому судье человеку, не располагающему деньгами и связями.

Аммос Федорович уже длительное время занимает должность судьи. Любит заискивать перед начальством и, не задумываясь, предаст своего товарища. Вот таким способом судья и зарабатывал себе награды и поощрения, поэтому и считался на хорошем счету у начальства. Был уважаем такими же, как и он. Дело все в том, что он предпочитает брать взятки не деньгами, а дорогими борзыми щенками. Для того чтобы заслужить уважение, хорошее отношение к себе надо Аммосу Федоровичу подарить породистого щенка.

Зато время, что он прослужил коллежским советником, ничего в городе не изменилось. Работа практически не ведется, все спущено на тормозах. В заведениях нет никакого порядка. Все потому что Ляпкин-Тяпкин большой любитель взяток. Не стесняется этого и не боится. Гуси расхаживают по суду, разве такое смог бы позволить уважающий себя и свое дело судья. Большой любитель охоты он разбирался в ней больше чем, в судействе. На этой слабости многие смогли избежать наказания.

Несмотря на то, что сам он за всю свою жизнь прочитал не больше пяти книг, сам о себе очень большого мнения. Кроме начальства для него людей не существует. Ведь они ничего из себя не представляют, зачем тогда с ними считаться, тем более уважать. Наряду с охотой Аммос Федорович любит рассуждать и философствовать Несмотря на все это он является достаточно невежственным человеком.

Вот это отношение к своим обязанностям сыграло большую роль в том что, поддавшись панике, он попал впросак. Совершенно левому человеку, судья поверил и как всегда решил откупиться. И самое обидное, что пройдоха обвел вокруг пальца и скрылся.

Беда наших чиновников в том, что они мало разбираются в своей работе не зависимо, сколько лет занимают должность. По большей части они подхалимы и взяточники. С такими страшно и работать, и дружбу водить, а попасть как подсудимый, то вообще страшнее ничего не придумаешь.

Образ и биография Аммоса Ляпкина-Тяпкина

В предисловии к пьесе Гоголь в нескольких словах дает характеристику герою. Читатель понимает, что местный судья — человек необразованный, ведь за всю жизнь удосужился прочитать не более 6 книг.

Обычных людей он старается не замечать. А когда ему приносят докладную, то только машет рукой, считая, что даже «Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда».

Авторская характеристика подтверждается дальнейшими репликами персонажей. Читатель узнает, что судья не только мало уделяет внимания прямым обязанностям, но даже не следит за местом службы. Там, куда приходят посетители для обращения, мужчина разводит гусей с гусятами. А на замечание городничего в отношении этого нарушения Аммос отвечает перевешиванием вины на сторожей.

Словесный портрет как таковой в произведении отсутствует. Но внешность Ляпкина-Тяпкина описал сам Гоголь в рисунке к последней сцене. Мужчина среднего возраста, грузен, одутловат, неприятен лицом. Не обременен излишней мозговой деятельностью и жизненными целями. Чувствует себя комфортно, даже не пытаясь изображать трудовую активность.

Профессия и служба ему не очень интересны. Единственная страсть героя — охота. Даже в рабочем помещении над шкафом с бумагами у Аммоса Федоровича висит арапник. А если кто-либо из посетителей изволит подкупить уездного судью, то Ляпкин-Тяпкин благосклонно примет дары в виде борзых щенков. И не потому, что любит собак, а сугубо из охотничьих интересов. Персонаж свято верит, что такая взятка законна, поэтому даже не скрывает этого факта.

Аммос Ляпкин-Тяпкин в комедии «Ревизор» О биографии героя известно то, что он пребывал в должности не менее 15 лет, буквально слившись с судейским стулом. Арапник (хлыст) над его головой может трактоваться как то, что мужчина больше занимается охотой, чем урегулированием споров жителей города. Также предмет является отсылкой к использованию телесных наказаний прямо в зале заседаний.

Среди других действующих лиц в пьесе есть схожий персонаж — Артемий Земляника, занимающийся обеспечением богоугодных заведений. Он неуклюж и неповоротлив, пронырлив и хитер. К службе оба человека относятся одинаково халатно. Состояние больниц у Артемия Филипповича плачевно. Как и Аммос Федорович, он мало думает о пациентах, заботясь исключительно о собственном благосостоянии.

Описание дальнейших поступков Ляпкина-Тяпкина ожидаемо. Как и остальные персонажи пьесы, герой пытается умаслить Ивана Хлестакова. Видно, что мужчина не умеет давать взятки, поскольку привык быть по другую сторону в коррупционных связях.

Смелости Аммоса Федоровича хватает лишь на то, чтобы зажать 300 рублей в руке и нечаянно выронить подношение. А затем облегченно вздохнуть, когда мнимый ревизор сам предложил взять «одалживаемое». Спутанная речь судьи наполнена смиренным преклонением перед петербургским чиновником, ведь это единственный человек, который способен повлиять на сохранение его в должности.

Сочинение на тему Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” подарила миру множество удивительных личностей, встречаемых среди людей и по сей день. Один из главных героев произведения — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Он – постаревший и в своем роде неглупый человек, солидно ведущий себя. Служа чиновником около тридцати лет, он все ещё не нашел время навести в своем городе порядок, однако считает себя лучшим мошенником. Он наживается на любом предмете, утрируя о своем уме, хоть некоторые жители и говорят герою что он весьма туп

Писатель уделил ему особое внимание, так как именно с его фразы начинается главное повествование

Повседневная деятельность Городничего приводит к исключению честной службы в городе. Он видит настоящую обстановку дел, однако не решается принять что-либо против них. Лишь с уведомления о приезде ревизора герой заставляет себя навести порядок, взявшись за работу главой города. Обладая своей властью, он не может заставить кого-либо бояться его, так как в реальности он совсем не таков, каким хочет казаться. Задачи, которые он даем горожанам в надежде их исполнения, поверхностны и созданы исключительно для того, чтобы создать впечатление порядка, коего на самом деле никогда не было. Городничий с детства знает, что “для счастья нужны деньги и чины”, по этому, ради такой веры готов на взяточничество и казнокрадство.

Занимая столь высокий пост, герой отнюдь не образованный человек, грубый в поручениях, с целым букетом злых наклонностей. Гоголь пытался раскрыть через Городничего портрет истинных чиновников того времени. Зависть, жадность, ложь, напыщенность и лесть. Этот список можно продолжать ещё долго, однако лишь его половина, присутствующая в Сквознике-Дмухановске, показывает нам яркий пример как прошлых, так и нынешних чиновников.

Развязка новеллы заключается в одурачивании чиновника Городничего и вымысле личности, вокруг которой крутилась сюжетная линия повествования. Ревизор оказывается жуликом из Петербурга, обманув всех жителей и чиновников. В конце концов, герой, при свей своей опытности и мудрости, предстает одураченным и обведенным вокруг пальца, прибывая в изумлении и печали.

Личность почтмейстера

Характеристика Ивана Кузьмича Шпекина очень яркая. Это человек, который не имеет озлобленности или нахальности. Основная его характеристика – это вездесущий интерес. Он пытается везде засунуть свой нос, но не из злобных побуждений, а скорее из-за наивной простоты. Он старается выслужиться перед вышестоящим начальством, но это искренние побуждения, а не грубое лицемерие. В общении он довольно приятен и услужлив. Фамилия Шпекин, как и остальные у Гоголя, является говорящей. Она происходит от слова «шпик», которое имеет значение тайного агента, доносчика и носит презрительный характер.

Популярные сочинения

  • Современному школьнику компьютер не заменит друзей — сочинение (рассуждение) Все мы сегодня очень легко подключаемся к компьютерам. Почему это так? С одной стороны, потому что через них мы разгружаемся, отдыхаем, а с другой — избегаем неудобств живого общения.
  • Как красива осенняя берёзка сочинение (4 класс) Каждое время года меняет внешний вид деревьев до неузнаваемости. Это касается и символа России – белоствольной красавицы березы. Осенней порой она становится настоящей красавицей.
  • Преступление и наказание — Значение Имен в романе В своем произведении автор использует прием, с помощью которого читатель на подсознательном уровне формирует представление об истинной сущности героев.

Хлестаков

Но главным шарлатаном среди всего этого безобразия выступает мелкий канцелярский работник из Петербурга Хлестаков, ошибочно принятый разворовавшимися чиновниками за приезжего ревизора. По дороге Иван Александрович изрядно проигрался и назначенный ему в городе N «титул» был как нельзя кстати. Хлестаков воспользовался сложившимся недоразумением по полной. А после того, как все деяния местных чиновников всплыли, поступило сообщение о прибытии настоящего ревизора, что, по всей видимости, следует понимать за неизбежно грядущее наказание.

«…Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса…»

Авторская характеристика Ляпкина-Тяпкина

Комедия «Ревизор» неоднократно переписывалась и дополнялась Гоголем, который хотел максимально точно донести до читателя свой замысел. По этой причине автор дополнил пьесу особым разделом — «Замечания для господ актёров», в котором кратко и ёмко дал собственную оценку каждому из персонажей.

Из данного раздела становится понятно, что Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — типичный провинциальный невежда, «прочитавший пять или шесть книг», и потому, по ироничному замечанию автора, считающий себя вольнодумцем.

Судья — «охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес». Н. В. Гоголь сделал специальную отметку, что актёр, изображающий Ляпкина-Тяпкина, «должен всегда сохранять в лице своём значительную мину».

Особое внимание писатель уделил особенностям речи героя, который «говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»

Черты характера и поступки

Осип, несмотря на колоссальную разницу в воспитании и образовании, гораздо умнее и хитрее молодого барина.

Осип — молчаливый мужчина, себе на уме, который привык молча за всеми наблюдать и мотать на ус.

Осип — прямой, грубоватый в общении мужчина, который привык говорить то, что думает.

«Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение».

Осип склонен к нравоучениям, чем регулярно изводит нетерпеливого и ветреного Хлестакова.

Осип предпочитает жить спокойной жизнью в деревне, но вынужден повсюду сопровождать молодого барина.

«Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмёшь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги».

Столичная жизнь впечатляет Осипа своей изысканностью и разнообразием, но более всего — вежливым обхождением между людьми. Единственным минусом жизни в столице, по мнению Осипа, является её дороговизна.

Всякую свободную минуту Осип предпочитает предаваться безделью.

«А, опять валялся на кровати?»

Осип ведёт себя несколько нагло и пренебрежительно по отношению к молодому барину, но тот в силу своего характера всё спускает ему с рук.

Осип. Да нет, я и ходить не хочу.

Хлестаков. Как ты смеешь, дурак!

Осип. Да так; всё равно, хоть и пойду, ничего из этого не будет».

Осип не уважает Хлестакова, считая его пустым, никчёмным человеком, который никак не может взяться за ум.

«Добро бы было в самом деле что‑нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!»

«С проезжающим знакомится, а потом в картишки — вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь!»

Осип, быстро разобравшись в происходящих событиях, старается не выдать барина провинциальным чиновникам. Он помогает ему, наводя ещё больше тумана на его биографию.

«Анна Андреевна. А чин какой на твоём барине?

Осип. Чин обыкновенно какой»

Осип — пронырливый, хитрый малый, который старается обращать обстоятельства себе на пользу.

«Осип. Да, хорошее. Вот уж на что я крепостной человек, но и то смотрит, чтобы и мне было хорошо. Ей-богу! Бывало, заедем куда-нибудь: «Что, Осип, хорошо тебя угостили?» — «Плохо, ваше высокоблагородие!» — «Э, говорит, это Осип, нехороший хозяин. Ты, говорит, напомни мне, как приеду». — «А, — думаю себе (махнув рукою), — бог с ним! я человек простой».

«А что говорить? Коли теперь накормили хорошо, значит, после ещё лучше накормят».

Осип — чрезвычайно хозяйственный, расчётливый, практичный человек, который знает цену вещам и времени.

«Ваше высокоблагородие! зачем вы не берёте? Возьмите! в дороге всё пригодится. Давай сюда головы и кулёк! Подавай всё! всё пойдет впрок. Что там? верёвочка? Давай и верёвочку, — и верёвочка в дороге пригодится: тележка обломается или что другое, подвязать можно».

«Я, сударь, отправлю его с человеком здешним, а сам лучше буду укладываться, чтоб не прошло понапрасну время».

Осип — по-житейски мудрый, умный человек, способный давать молодому барину хорошие советы.

«Бог с ними со всеми! Погуляли здесь два денька — ну и довольно. Что с ними долго связываться? Плюньте на них! не ровен час, какой‑нибудь другой наедет… ей‑богу, Иван Александрович! А лошади тут славные — так бы закатили!»

Беспорядок в суде

В суде, которым заведует Ляпкин-Тяпкин, невооруженным взглядом заметен полный беспорядок. Сторожа держат в гусей, а в помещении, где принимают посетителей, висит арапник, то есть длинный кнут, прикрепленный к короткой деревянной палке. Это охотничья принадлежность, намекающая на то, что в этом суде прибегают к телесным наказаниям.

Дать характеристику Ляпкину-Тяпкину помогает и тот факт, что заседатель практически всегда пьян, а дела ведутся из рук вон плохо, попросту тяп-ляп. В этом содержится прозрачный намек на «говорящую» фамилию судьи. Но при этом сам герой не испытывает никакого страха или волнения перед предстоящим визитом ревизора.

На примере этого чиновника Гоголь рисует перед нами портрет классического царского чиновника, которого совсем не заботит защита законности. В первую очередь его волнует собственная персона.

Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин – герой произведения Н.В Гоголя «Ревизор». Это лживый коррумпированный судья, что представляет собой собирательный образ чиновников города N.

Фамилия Ляпкин-Тяпкин кратко и понятно объясняет профессиональные качества данного персонажа. Обычные чиновники более скромные и тихие, нежели Амос Федорович, который имеет совесть спорить с самим городничим. А все это объясняется довольно просто – должность Ляпкин-Тяпкина не имеет никакого отношения к городничему, так как судьей его сделали дворяне, а его профессиональная деятельность и жизнь сложились за счет коррупции и полезных связей. Небольшое примечание: взятки предпочитает брать не деньгами, а кутятами.

Как говорилось выше, судебные вакансии в России того времени, описываемом Гоголем, носили выборный характер – дворянство избирало не только судей уездов, но и заседателей на несколько лет. Как правило, в суд входили: судья и два заседателя, которые могли решать небольшие уголовные и гражданские дела. Обычно в таких судах царили полное беззаконие и абсолютная неразбериха. Как говорится, «ищешь суд – найдешь неправду».

Вернемся к Амосу Федоровичу. Он человек, который считает себя умнее других, поскольку, как он сам говорит, прочитал несколько «умных» книг. Когда он узнает, что к ним в город скоро приедет ревизор, он связывает это с тем, что Россия якобы хочет начать войну и поэтому правительство заслало к ним человека, который распознал бы возможную измену. Подобные мысли, как можно догадаться, не являются истинной. Это просто продажный судья всем своим видом хочет показать, что он ни в чем не виновен. Такой прием в литературе называется алогизмом. Ляпкин-Тяпкин до дрожи любит охотиться, вместо тог, чтобы заниматься своей деятельностью. Именно по этому он коррумпирован не деньгами, а борзыми кутятами. Для личной выгоды не поскупиться тем, чтобы рассорить своих соседей.

В суде Ляпкина-Тяпкина царит хаос и разруха – по нему, в конце концов, гуляют гуси! Это намек на то, что судья тот еще взяточник. В месте, где принимают присяжных, находится длиннющий кнут, зафиксированный на конце небольшой палочки. Это двойной образ – образ, говорящий о том, что судья любит охоту, и образ, говорящий о том, что в суде не скупились тем, чтобы наносить физический урон виновным. Заседатель обыкновенно на судебные дела приходил в нетрезвом виде. В общем, работа шла по принципу «тяп-ляп и готово». Однако Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин не страшится перед ревизором.

Можно прийти к выводу, что Амос Федорович – это образ государственного деятеля при царе, который не задумывался о том, чтобы блюсти закон. В его приоритетах на первом месте стоит собственное Эго, которое он скрывает за маской вольнодумства. Ляпкин-Тяпкин радикально эгоистичный человек, который во всем видит практичность, который хочет жить так, чтобы было легко и удобно только ему. А на других, в общем-то, плевать.

Несколько интересных сочинений

Перед нами знаменитая картина известного художника Ефима Ефимовича Волкова «В конце зимы». Картина была написана в 1890 году, на самом пике творчества Ефима Ефимовича.

Через пару дней я стану на год старше, у меня праздник — день рождения, помимо стола с угощениями я решила подготовить не большую развлекательную программу, которая включала бы увлекательную игру «Фанты».

Осенняя пора самая прекрасная. Осень – это и теплые деньки, и дождь и первые заморозки. Осень – это опавшие листья, которые постоянно говорят нам о приближении холодов.

Все мечтают о хорошем отдыхе после тяжелой работы. Если упорный труд принес плоды, а результатом можно гордиться, то отдыхать еще приятнее. Но, и перерабатывать не стоит. Нужно правильно дозировать

Солженицына, как писателя — философа, всегда волновали вечные вопросы, проблемы современности. Все тревожные мысли не могли не найти свое отражение в его произведении

Черты характера

Ляпкин-Тяпкин любит рассуждать, строить догадки. Например, узнав от городничего, что едет ревизор, он предположил, что это неспроста. По его мнению, причина этого состоит в том, что Россия хочет вести войну, и правительство послало «чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены» (действие 1, явление 1).

Судья считает себя умным человеком, гордится своим умом и догадливостью. Он не верит в бога. Когда городничий упрекает его в том, что он неверно говорит о сотворении мира, Ляпкин-Тяпкин гордо заявляет: «Да ведь сам собою дошёл, собственным умом» (действие 1, явление 1). Но в трудные минуты он обращается за помощью к богу и пресвятой матери. Например, когда приходит представляться «ревизору» и очень боится дать ему взятку (действие 4, явление 3).

Гордящийся своим умом Аммос Фёдорович верит заверениям заседателя, что от этого человека всегда немного пахнет водкой, потому что «в детстве мамка его ушибла» (действие 1, явление 1).

Судья очень любопытен, именно он просит городничего рассказать, каким образом Хлестаков сделал предложение его дочери.

Аммос Фёдорович подобострастен и двуличен. Когда городничий признаётся, что хочет быть генералом, судья говорит: «Большому кораблю — большое плаванье» — а в сторону добавляет: «Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло». Он о себе высокого мнения, это видно из реплики, которую он говорит в сторону: «Тут и почище тебя есть, а до сих пор не генералы» (действие 5, явление 7).

Беспорядок в суде

В суде, которым заведует Ляпкин-Тяпкин, невооруженным взглядом заметен полный беспорядок. Сторожа держат в гусей, а в помещении, где принимают посетителей, висит арапник, то есть длинный кнут, прикрепленный к короткой деревянной палке. Это охотничья принадлежность, намекающая на то, что в этом суде прибегают к телесным наказаниям.

Дать характеристику Ляпкину-Тяпкину помогает и тот факт, что заседатель практически всегда пьян, а дела ведутся из рук вон плохо, попросту тяп-ляп. В этом содержится прозрачный намек на «говорящую» фамилию судьи. Но при этом сам герой не испытывает никакого страха или волнения перед предстоящим визитом ревизора.

На примере этого чиновника Гоголь рисует перед нами портрет классического царского чиновника, которого совсем не заботит защита законности. В первую очередь его волнует собственная персона.

Судебные должности в России были выборными: дворяне избирали уездных судей, а также заседателей на три года. Обычно уездный суд состоял из судьи и двух заседателей, которые имели право заниматься решением сравнительно мелких уголовных и гражданских дел, но здесь была полная неразбериха в делах. Не случайно в пословицах и поговорках народ отразил это положение. Вспомним: «Где суд, там и неправда»; «В суд пойдешь-правды не найдешь»; «Не бойся суда — бойся судьи» и т. п. Что же можно сказать о судье Ляпкине-Тяпкине? Тяпкин-Тяпкин — «человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки и потому каждому слову своему дает вес». Узнав о том, что должен приехать ревизор, причину его появления в уездном городе он объясняет тем, что «Россия… да… хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены».

Подобная догадка далека от истины, от тех дел, которыми заняты чиновники, но судья пытается показать, что не чувствует за собой вины. Это один из характерных приемов комического — алогизм. Ляпкин-Тяпкин больше занят охотой, чем судопроизводством, поэтому и взятки берет борзыми щенками. В личных целях использует он и ссоры соседей-помещиков. «Ведь вы слышали, что Чептович с Варховинским затеяли тяжбу,-говорит он городничему,- и теперь мне роскошь: гравлю зайцев на землях и у того и у другого». А травля зайцев, как известно, причиняла большие убытки, т. к. истреблялись посевы. В суде заметен беспорядок. Сторожа завели в присутственных местах домашних гусей (но это и намек городничего: взятки!), в присутствии, т. е. там, где происходит прием посетителей, висит арапник — длинный ременный кнут, прикрепленный к короткой палке. Он является принадлежностью охотника, но и здесь намек на то, что в суде прибегали к телесным наказаниям. Заседатель был постоянно пьяным. Дела велись как-нибудь, тяп-ляп (на это намекает и фамилия судьи). Несмотря на это, Ляпкин-Тяпкин не боится ревизора. «В самом деле,- признается он,- кто зайдет в уездный суд? А если и заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни не будет рад. Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку — а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда». Таким образом, перед нами встает тип царского чиновника, который меньше всего думал о защите законности. Превыше всего для него была своя собственная персона, хотя он и слывет как «вольнодумец». На самом же деле это практичный человек, который хочет прожить свою жизнь и легко и удобно.

Немного из истории

Суд в России и тогда переживал не лучшие времена. Особенно данная проблема касалась провинции, и цитаты из комедии «Ревизор» метким выстрелом отразили это на бумаге. Спустя два столетия они идут на ум, когда и в наши дни приходится видеть подобных Ляпкиных-Тяпкиных.

Человек получал должность судьи, избираясь дворянским собранием сроком на три года.

На бумаге судья и заседатели решали незначительные уголовные и гражданские дела. На деле же, как мы видим из цитат из «Ревизора», Гоголь показал всю несостоятельность судейской системы в провинции. Ляпкин-Тяпкин превратил суд в настоящий постоялый двор. При разговоре с ним городничий замечает:

Когда соседние помещики затевали тяжбу, Ляпкин-Тяпкин не гнушался этим пользоваться.

А травля причиняла серьезный ущерб сельскому хозяйству, так как страдали посевы. В подтексте же этого эпизода мы читаем полное самовластие чиновников, которые, как цепные псы, травят народ, подобно зайцам.

Будучи на короткой ноге с городничим, Ляпкин-Тяпкин с гордостью заявляет о своих регалиях:

Стоит ли говорить, что награда нашла не своего героя.

Образ Осипа

Осип — олицетворение народной, житейской смекалки, ума, сообразительности. Не имея ни соответствующего воспитания, ни образования, этот персонаж обладает всеми важными качествами, помогающими ему ловко справляться с непредсказуемыми поворотами судьбы.

Осип — обычный деревенский житель, крепостной крестьянин, уже пожилой человек, однако он смог быстро подстроиться под бешеный ритм столичной жизни. В этом ему помогла его природная сообразительность. В любой ситуации он способен выкрутиться благодаря находчивости и проницательности.

Главная отличительная особенность Осипа — его превосходство над молодым барином. Он гораздо умнее его, сообразительнее, но, будучи хитрым и дальновидным человеком, открыто этого не демонстрирует.

Осип относится к Хлестакову несколько пренебрежительно, грубо, но в трудные моменты не предаёт его. Вместе с молодым барином он достойно сносит все жизненные испытания, лишь изредка жалуясь на тяжёлую жизнь. Лишь благодаря предусмотрительности Осипа Хлестаков избегает огласки и расправы провинциальных чиновников.

Черты характера и поступки

За всю жизнь судья Ляпкин-Тяпкин прочёл всего несколько книг. Для среды, в которой он живёт, это уже немало, и потому он заслуженно считает себя прогрессивным человеком.

Аммос Фёдорович обладает живым умом и очень любит строить разные предположения касательно того или иного события.

«Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес».

Судья — большой любитель наделять события большей значимостью, нежели есть на самом деле. Даже в приезде столичного ревизора он видит начало серьёзных политических изменений в стране.

Ляпкин-Тяпкин несерьёзно относится к своим обязанностям и к месту, где он работает. Так, в здании суда, в приёмной, находятся гуси, которых завели сторожа.

Ляпкин-Тяпкин — большой любитель охоты. Даже в суде у него находится арапник — длинный охотничий кнут.

«Кроме того, дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник. Я знаю, вы любите охоту, но всё на время лучше его принять, а там, как проедет ревизор, пожалуй, опять его можете повесить».

Особую страсть судья испытывает к породистым охотничьим собакам. Товарищи и коллеги за глаза называют Ляпкина-Тяпкина не иначе как «судья-собачник».

Судья признаёт, что за ним имеются грехи, но он научился воспринимать их спокойно и не придавать им особого значения. Ляпкин-Тяпкин не сомневается, что все его грехи смехотворны.

«Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам — рознь».

Аммос Фёдорович — взяточник и не скрывает этого. Однако он считает, что если взятка дана не деньгами, а породистыми щенками, то она и не взятка вовсе.

«Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело».

Ляпкин-Тяпкин — атеист, не посещает церковь.

Имея живой, подвижный ум, судья стремится найти собственное объяснение всего сущего на земле. Канонический религиозный вариант его не устраивает.

Аммос Федорович. Да ведь сам собою дошёл, собственным умом».

Ляпкин-Тяпкин пользуется славой красноречивого, умного человека.

«Артемий Филиппович. Да, Аммос Фёдорович, кроме вас, некому. У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел».

Судья без зазрения совести пользуется своим служебным положением: пока два помещика судятся между собой за земли, он беспрепятственно охотится в их владениях.

«Ведь вы слышали, что Чептович с Варховинским затеяли тяжбу, и теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того и другого».

Ляпкин-Тяпкин не справляется со своими служебными обязанностями. Несмотря на то, что на посту судьи он находится вот уже 15 лет, он никак не может определять противозаконные действия, восстанавливать справедливость в делах.

«В самом деле, кто зайдёт в уездный суд? А если и заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни не будет рад. Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку — а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда».

Ляпкин-Тяпкин не отличается порядочностью и щепетильностью в амурных делах и имеет связь с женой помещика Добчинского.

  • Михаил светлов цитаты и афоризмы

      

  • Цитаты из фильма серена

      

  • Какая поэтическая цитата яснее всего выражает

      

  • Мой муж волшебник цитаты

      

  • Смешные цитаты про фотографии
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: