Критика
Комедия была негативно встречена консервативными слоями общества. Но была прославлена такими выдающимися критиками, как Белинский и Аксаков, и тепло встречена публикой:
Рецензенты выделили художественные особенности пьесы «Ревизор» и своеобразие комедии:
Даже царь Николай Первый положительно оценил пьесу. Вот отрывок из воспоминаний современника:
Однако реакционная критика, которая всегда нападала на Гоголя, и тут нашла повод позлословить:
Позднее литературоведы тщательно изучали текст и описали значение пьесы и тех моментов в ней, которые казались читателям спорными:
А. Л. Слонимский писал:
Р. Г. Назиров писал:
Актуальность «Ревизора» не угасла и в наши дни. Многие выражения из неё стали крылатыми, а имена героев — нарицательными.
Проблемы
Комедия направлена на высмеивание конкретных пороков людей, имеющих высокое положение на службе. Жители города не гнушаются ни взяточничеством, ни казнокрадством, они обманывают простых обывателей, обирают их. Корыстолюбие и самоуправство – извечные проблемы чиновников, поэтому «Ревизор» во все времена остается актуальной и злободневной пьесой.
Гоголь затрагивает не только проблемы отдельного сословия. Он находит пороки в каждом жителе города. Например, в знатных женщинах мы явственно видим алчность, лицемерие, лживость, пошлость и склонность к предательству. В простых горожанах автор находит рабскую зависимость от господ, плебейскую ограниченность, готовность пресмыкаться и лебезить ради сиюминутной выгоды. Читатель может разглядеть все стороны медали: там, где царит тирания, есть и не менее стыдное рабство. Люди смиряются с таким отношением к себе, их устраивает такая жизнь. В этом несправедливая власть черпает силу.
Эпиграф о творчестве гоголя
«Мёртвые души» потрясли всю Россию. Подобное обвинение необходимо было современной России. Это история болезни, написанная мастерской рукой». (Герцен)
«Русь! Русь… Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю?» (Н.В.Гоголь)
«Мёртвые души» Гоголя – творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно напомнило бы собой отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия хороших литературных произведений. (В.Г.Белинский)
«Горьким словом моим посмеются» (Н.В.Гоголь)
«Была на то воля промысла, чтобы непостижимая слепота пала на глаза многих. Будь то не мёртвые души, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк пролезай иначе, есть тот и разбойник» (Н.В.Гоголь)
«Мёртвые души»… Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; неревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие – вот мертвые души. И мы их, встречаем на каждом шагу». (Герцен)
«Гоголь! Вечный спутник отрока, юноши, мужчины и женщины, школьника, недавно овладевшего грамотой и старца, умудренного знанием жизни». (К.Федин)
«Для нас он был больше, чем просто писатель; он раскрыл нам нас самих». (И.С.Тургенев)
«Вы у нас теперь один – и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашего судьбою; не будь Вас – и прощай для меня настоящее и будущее, в художественной жизни нашего отечества». (Письмо Белинского Гоголю)
Он придет в первых картинах представления в смехе, и в последней уйдёт, подернутый пеплом больших раздумий. (Булгаков о Гоголе)
Николай Васильевич Гоголь цитаты, фразы, афоризмы и высказывания:
Мои мысли, моё имя, мои труды будут принадлежать России.
Обращаться со словами нужно честно.
На зеркало неча пенять, коли рожа крива (эпиграф)
Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор.
Оно конечно, Александр Македонский — герой, но зачем же стулья ломать?
Также заседатель ваш… он, конечно, человек сведущий, но от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода — это тоже нехорошо.
А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!
Какого горя не уносит время?
Женщине легче поцеловаться с чёртом, чем назвать кого красавицей.
Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот — лень.
Я разгадывал науку весёлой и счастливой жизни, удивлялся, как люди, жадные счастья, немедленно убегают от него, встретившись с ним.
И какой же русский не любит быстрой езды?
Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему и в род в потомство.
В натуре находится много вещей,неизъяснимых даже для обширного ума.
Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.
Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.
Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит.
Нет уз святее товарищества.
Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным
Поверьте, что Бог недаром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь стоит. Нужно только хорошо осмотреться вокруг себя
Жанр и направление
«Ревизор» – это комедия, где предметом повествования является жизнь русского чиновничества. Это сатира на нравы и порядки, заведенные среди людей, относящихся к этому кругу. Автор мастерски использует элементы комического в своем произведении, снабжая ими как сюжетные перипетии, так и систему персонажей. Он жестоко высмеивает современное состояние общества, то открыто иронизируя по поводу событий, иллюстрирующих действительность, то завуалированно подсмеиваясь над ними.
Гоголь работал в направлении реализма, главным принципом которого было показать «типичного героя в типичных обстоятельствах». Это, с одной стороны, облегчало писателю выбор темы произведения: достаточно было задуматься над тем, какие вопросы являются животрепещущими для общества в данный момент. С другой стороны, это ставило перед ним непростую задачу так описать реальность, чтобы читатель узнал ее и себя в ней, поверил слову автора и сам, погрузившись в атмосферу дисгармонии действительности, осознал необходимость перемен.
История создания комедии «Ревизор»
(0)
Сюжет «Ревизора», по собственному свидетельству Гоголя, был дан ему Пушкиным. В своей комедии Гоголь изобразил быт и нравы уездного города и выступил обличителем злоупотреблений и недостатков тогдашнего провинциального чиновничества.
Против этих злоупотреблений:взяточничества, казнокрадства, произвола, постоянно боролось само правительство, и русская литература уже издавна оказывала ему в этой борьбе посильную помощь, осмеивая и обличая эти недостатки, но «Ревизор» отличается от них замечательной художественной силой, которой прежним сатирикам обыкновенно недоставало.
В этом отношении комедию Гоголя можно сравнивать только с «Горем от ума». Выведенные в «Ревизоре» лица являются не воплощением какой-либо одной преобладающей страсти или порока: это вполне живые фигуры, изображенные с замечательной психологической правдивостью, наделенные каждая различными характерными чертами и особенностями.
Общим для всех выведенных лиц является их глубокое невежество и отсутствие сознания своего долга, но у каждого из них эти черты сказываются различным образом.
Первоначальные наброски «Ревизора» относятся к 1834 году; сце- нический текст был закончен в начале декабря 1835 г., а первое представление «Ревизора» в Петербурге было 19 апреля 1836 г.
Несколько позже появился «Ревизор» в печати, причем Гоголь не переставал его перерабатывать вплоть до 1842 года.
На всеобщую травлю за «Ревизор» жаловался Гоголь и Погодину: «Не сержусь, что бранят меня неприятели литературные, продажные таланты, но грустно мне это всеобщее невежество, движущее столицу, грустно, когда видишь, что глупейшее мнение ими же опозоренного и оплеванного писателя действует на них же самих и их же водит за нос.
Грустно, когда видишь, в каком еще жалком состоянии находится у нас писатель. Все против него и нет никакой сколько-нибудь равносильной стороны за него … Выведены на сцену плуты и все в ожесточении: «Зачем выводить на сцену плутов?» Пусть сердятся плуты, но сердятся те, которых я не знал вовсе за плутов. Прискорбна мне эта невежественная раздражительность, признак глубокого упорного невежества, разлитого на наши классы».
Однако Гоголь ошибался, посчитав, что «все сословия» восстали против него. Уже во время первой постановки комедии значительная часть зрителей восторженно приветствовала ее горячими аплодисментами.
В передовых, прогрессивно настроенных кругах комедия была воспринята как явление необычайно значительное не только в литературе, но и в развитии общественной мысли; Белинский и близкие к нему люди возводили ее значение до степени революционного.
Высокую оценку «Ревизора» давал не только Белинский, для кото- рого Гоголь стал знаменем развития нового прогрессивного направления русской литературы.
Редактор «Московского наблюдателя» Андросов в письме к Краевскому писал: «Пожалуйста, поблагодарите при свидании любезного Гоголя за присылку его «Ревизора»: для меня это чудо. В пятой книжке вы прочтете мой отзыв об этой комедии: у нас она возбудила толки разнообразные, и усладительные и горькие для автора. Но многие ли в состоянии понять ее: это комедия сущностей, а не лиц, комедия типов, а не индивидов. Чудо … »
А.И. Герцен впоследствии в работе «О развитии революционных идей в России» следующим образом характеризовал значение «Ревизора» в истории развития русской общественной мысли: «Никто никогда до него (Гоголя) не читал такого полного курса патологической анатомии русского чиновника. С усмешкой на губах он проникает в самые сокровенные изгибы этой нечистой и злобной души».
0 / 5. 0
Ревизор — Анализ
В основу сюжета «Ревизора» Н. В. Гоголя легло предложенное А. С. Пушкиным действие: городничий получает письмо, в котором говорится, что в город в любую секунду может приехать ревизор. Жители города думают, что ревизор – приехавший Хлестаков. Они начинают льстить герою и ублажать его. Вся ситуация доходит до нелепой комичности.
Сюжет произведения достаточно прост, важнее сами образы, благодаря которым строится повествование.
Главный герой – Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга. Пустой внутри, он задолжал огромную сумму денег. Хлестакова принимают за ревизора, и тогда он с легкостью обводит вокруг пальца весь город N. Его ложь чиста и наивна до крайности. Героя все слушают, и это восхищает его. Поэтому обман Хлестакова увеличивает размеры. Герой сам верит во все истории, которые он придумал. Удивительно, что сам Хлестаков до последнего не понимал, почему у жителей к нему такое отношение. Он готов остаться в городе, не понимая, что обман скоро раскроется. И только после того, как он понял, что жители города принимают его за кого-то другого, Хлестаков пишет письмо литератору Тряпичкину, чтобы он посредством этой истории высмеял ошибку данных людей.
Образ главного героя дополняет его слуга Осип. Хлестаков не может позаботиться о себе сам, поэтому этим занимается его слуга. Осип хитер и намного умнее Хлестакова. Понимая, что героя принимают не за того, он советует хозяину покинуть город.
Хлестаков – это олицетворенный обман. Хвастовство и глупость присущи этому герою. Отдельные черты хлестаковщины можно обнаружить в любом человеке.
Город N – собирательный образ всех провинциальных городов России того времени. Чиновники все как один, но у них есть свои индивидуальные черты.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий. Он мог бы быть хорошим управленцев, если бы не заботился о своем материальном положении. Он хочет что-нибудь ухватить и никогда не упускает своего шанса.
В прибытии ревизора городничего скорее пугает неожиданность, нежели сама проверка. Он думает, что здесь можно удачно обставить дельце и даже что-нибудь для себя здесь выиграть. Городничий мечтает о видном положении в Петербурге.
Жена и дочь городничего — основные женские образы комедии. Они любят, когда ими увлечены окружающие. И Хлестаков появляется как некстати вовремя. Он привозит новости из высшего света столицы, рассказывает множество удивительных и занятных историй, а главное проявляет интерес и к матери, и к дочери. Каждая пытается добиться расположения ревизора.
Важны для понимания образы Бобчинского и Добчинского. Они городские помещики, которые похожи друг на друга. Это любители пустословить и сплетничать. Именно они принимают Хлестакова за ревизора и пускают этот слух.
Второстепенные персонажи имеют яркие черты. Хлопов, смотритель училищ, робок и незаметен. Судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками. Земляника — попечитель богоугодных заведений, он ничего не делает для людей, поэтому жители часто умирают. Фамилия врача Гибнера более чем говорит за себя. Шпекин, работающий на почте, любит читать чужие письма, и нередко забирать домой письма, которые ему пришлись по душе. Под начальством Уховертова работники полиции — Держиморда, Свистунов, Пуговицын — сами нарушают законе и порядок.
Таким образом, в каждом герое комедии Н. В. Гоголь показал различные пороки человеческого общества.
Мистика Гоголя
История создания «Ревизора» (Гоголь) довольно проста, она совсем не овеяна мистикой. Однако спросите любого школьника, и он непременно ответит вам, что Николай Васильевич — одна из самых таинственных и загадочных фигур литературной истории.
Писатель сильно интересовался религией, мистикой. Что явно демонстрирует его роман под названием «Вий». Сам Гоголь утверждал, что в основу этого произведения лег местный (украинский) фольклор, народное предание. Но историки и литературоведы сколько не искали, так и не могут найти хоть какого-либо упоминая об описанных в произведении событиях. А это доказывает, что Николай Васильевич сам придумал и расписал весь мистический сюжет.
Кроме того, в писательской истории Гоголя есть еще одна загадочная страница. Доподлинно не известно, но все же считается, что Гоголь (за несколько дней до собственной смерти) решил сжечь второй том еще одной своей великой книги — «Мертвые души». Зачем он это сделал, да и делал ли вообще, потомки уже никогда не узнают. Однако доказательств, что этого события не было, тоже нет. А потому остается лишь догадываться и рассуждать о том, сколь загадочной фигурой был писатель.
Взяточничество и коррупция в произведении
Свои грехи имеют все герои комедии, в чем позволяет убедиться ее анализ. Гоголь («Ревизор») отмечает, что каждый из них из-за недобросовестного выполнения своих служебных обязанностей опасается предстоящего приезда ревизора. Чиновники от страха не способны здраво рассуждать. Они считают, что именно самоуверенный и наглый Хлестаков — ревизор. Прогрессирующую опасную болезнь — ложь — демонстрирует Гоголь («Ревизор»). Анализ произведения нельзя провести без акцентировании внимания на этой его характерной особенности.
Автор с иронией и точно обличает вопрос взяток. Вина во взяточничестве и коррупции, по его мнению, лежит на обеих сторонах. Однако это для общества столь привычно, что чиновники при упоминании денег мнимым ревизором облегченно вздыхают: его можно подкупить, а значит, все уладится. Взяточничество, таким образом, воспринимается как должное и естественное. Очень привычно читателям любого времени отсутствие положительных чиновников в пьесе. Ведь «ревизорщина» в России до сих пор не прекратилась, несмотря на все перевороты.
К Хлестакову рвется множество посетителей с просьбами. Их так много, что им приходится пробиваться через окна. Просьбы и жалобы обречены остаться безответными. Чиновников, в свою очередь, не смущает то, что необходимо унижаться. Перед начальством они готовы лебезить, ведь расплата начнется с его отъездом — они могут отыграться на подчиненных, унижая их. Общество уничтожает низкая нравственность, считает Гоголь («Ревизор»). Анализ произведения позволяет отметить, что в пьесе она сопровождает любого, кто добился хоть какой-то власти.
Н. В. Гоголь. Ревизор. Какую роль играет эпиграф в этой пьесе?
Какую роль играет эпиграф в этой пьесе?
Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» был поставлен Гоголем ко второй редакции комедии «Ревизор». Народная пословица явилась своеобразным ответом автора комедии на негодование чиновной публики в связи с постановкой этой пьесы на сценах петербургского Александринского театра и московского Малого театра в 1836 году. Автора комедии упрекали в искажении действительности, в желании опорочить русскую жизнь.
Актер Щепкин, игравший городничего в постановке Малого театра, писал, что публика на представлении была «высшего типа» и многим комедия была «не по вкусу». Как можно было ее лучше принять, «когда половина публики была берущей, а половина дающей»?
Комедия Гоголя стала как бы зеркалом, в котором отразились картины взяточничества, казнокрадства, злоупотреблений, характерные для русской жизни николаевской России. Гоголь ответил своим эпиграфом тем, кто упрекал его в клевете на русскую действительность и покушение на честь и достоинство чиновничества. С эпиграфом перекликаются и слова городничего в последнем монологе (действие пятое), обращенные в зал, к сидящей публике: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..»
Представьте, что вы должны поставить «Ревизора» на сцене. Какую роль в вашей подготовке может сыграть афиша и специальные замечания Гоголя под названием «Характеры и костюмы»?
Городничий, как главное лицо в городе, дан первым в афише — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Из афиши известно, что у него есть жена и дочь, следовательно, человек он семейный. Как о, на службе городничий уже много лет, человек он неглупый. Хотя он и взяточник («не любит пропускать того, что плывет в руки»), «но ведет себя очень солидно»; говорить ему надо ни громко, ни тихо, но так, чтобы каждое сказанное им слово было значительно, действовало на подчиненных. Начинал он службу с низших чинов и дослужился до должности городничего в одном из городов, от которого, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доехать».
Одет он, по обыкновению, в военный мундир с петлицами, на ногах ботфорты со шпорами; городничий высокого роста, черты лица его грубы, жестки, и сам он должен производить внушительное впечатление на окружающих.
Интересны замечания Гоголя относительно его поведения: «переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души». Так обстоятельно представлен городничий в «Замечаниях для господ актеров». Гоголь хотел, чтобы актеры, играющие в его комедии, прежде всего «схватили душу роли ».
Опишите комнату в доме городничего. Как объяснить, что по поводу ее обстановки в ремарках нет ни слова? Прочтите ремарку в начале второго действия. Как вы объясните разницу между описанием номера в гостинице, где жил Хлестаков, и упоминанием о комнате городничего?
В ремарке к действию первому сказано о месте действия — «Комната в доме городничего» — и только. Ничего не говорится об убранстве комнаты, о мебели, хотя известно, что на первом представлении в Петербурге Гоголь сам распорядился вынести из комнаты городничего роскошную мебель, которая была поставлена, и заменить ее простой, прибавить клетки с канарейками.
Обстановка в номере гостиницы, где остановился Хлестаков, дана в ремарке к действию второму более подробно. По-видимому, номер под лестницей относится к недорогим («маленькая комната»), его обстановка довольно убога: «постель» (барская), на которой валяется его слуга Осип, когда барин отсутствует, стол, пустая бутылка, чемодан, сапоги, платяная щетка, чтобы придать петербургскому платью барина приличный вид, и «прочее» — к «прочему», видимо, относятся два стула, один из которых был потом предложен Хлестаковым городничему («Сделайте милость, садитесь»). Все говорит о временном проживании людей в этой «скверной комнате» (как называет ее Хлестаков), а монолог Осипа подтверждает, что его барин «профинтил дорогою денежки», играя «в картишки», а теперь сидит здесь и «хвост подвернул».
Столь подробное описание номера в гостинице свидетельствует о стремлении Гоголя дать читателю, зрителю первое представление о тех житейских условиях, в которые попал петербургский «елистра- тишка», любящий всюду «показать себя».
Н. В. Гоголь. Ревизор. Какую роль играет эпиграф в этой пьесе?
3.4 (68%) 5 votes
На этой странице искали :
- какую роль играет эпиграф в пьесе ревизор
- смысл эпиграфа ревизор
- смысл эпиграфа в ревизоре
- какую роль играет эпиграф в этой пьесе
- опишите комнату в доме городничего
«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (эпиграф и сюжет комедии Николая Гоголя «Ревизор»)
В качестве эпиграфа к своей бессмертной комедии Н. В. Гоголь взял известную пословицу «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эпиграф появился не сразу, а через шесть лет после выхода комедии в свет. Он стал ответом Гоголя многочисленным критикам, которые буквально обрушились и на саму пьесу, и на ее автора. Вероятно, они узнали в героях комедии себя. Ведь Гоголь вывел на сцену практически все русские характеры. Были вскрыты общественные пороки, порожденные крепостническим строем. — взяточничество, казнокрадство, лень, угодничество,
Сюжет ее необычайно прост: в уездном городе ожидают приезда ревизора. Впопыхах принимают за ревизора другого человека, а когда он уезжает, ошибка выясняется, и тут приезжает настоящий ревизор. Первое действие начинается словами городничего — фразой, которую, наверное, каждый житель России знает наизусть: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор». Таким образом, первая же реплика стала основой завязки сюжета. И вот все
Городничий даст последние наставления: «…разметать наскоро старый забор… и поставить соломенную веху, чтобы было похоже па планировку», убрать мусор, которого «навалено на сорок телег», а главное, если приезжий чиновник будет спрашивать: «Довольны ли?», отвечать: «Всем довольны, ваше благородие». Сам же он при этом восклицает: «Что это за скверный город!»
Но самое неприятное заключается в том, что ревизор должен приехать инкогнито, то есть подозревать можно каждого нового в городе человека. Выбор падает па первого попавшегося приезжего, поселившегося в местной гостинице. Прежде чем Хлестаков появляется на сцене, мы всё узнаем о нем от его слуги Осипа. Это — коллежский регистратор («елистратишка простой»), который второй месяц, как сбежал из Питера: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится». Поселившие!) в гостинице, Хлестаков уже успел вкусить «прелести» местной жизни. Поэтому он не может попять, что за делегация к нему явилась во главе с городничим. В результате «оба в испуге смотрят несколько минут один па другого, выпучив глаза». Хлестаков и городничий до смерти боятся друг друга — об этом свидетельствуют ремарки: «робея», «храбрясь», «вытянувшись и дрожа всем телом» и др.
Но как все меняется, когда Хлестаков наконец догадывается, что происходит! Он призывает на помощь всю свою неудержимую фантазию и старается максимально извлечь пользу из сложившейся ситуации. Он с радостью принимает взятки, лицемерно изображая, что берет «взаймы». Он очаровывает жену и дочь городничего, которые настолько глупы, что легко попадаются на эту удочку. «Ах, какой приятный!» — говорит одна, «Ах, милашка!» — восклицает другая.
Хлестаков лжет так вдохновенно, что едва ли сам не начинает верить в свои выдумки. Чиновники же, дрожащие от страха перед «грозным ревизором», даже не задумываются о том, может ли такое быть на самом деле.
Хлестаков делает предложение Марье Антоновне (городничий в такое счастье даже поверить не может). Однако лошади готовы, и счастливый жених собирается уезжать: «На одну минуту только… на один день к дяде — богатый старик; а завтра же и назад».
Хлестаков уезжает, и тут выясняется, что это был вовсе не ревизор. Причем выясняется обычным для местных нравов способом: почтмейстер, по своему обыкновению, вскрыл письмо Хлестакова. После чтения письма, из которого чиновники узнали, что Хлестаков думает о них на самом деле, после поиска виновников всего случившегося произошло то, что и должно было произойти: приехал настоящий ревизор. Комедия заканчивается немой сценой. И почему-то кажется, что в эту минуту замерли не только герои пьесы — замерла вся Россия перед сокрушительной правдой, брошенной ей в лицо гениальным Мастером.
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2632136-kak-objasnit-epigraf-k-revizoru-na-zerkalo-necha-penjat-koli-rozha-kriva.htmlhttp://neznaika.info/check/lit-write/5802.htmlhttp://school-essay.ru/na-zerkalo-necha-penyat-koli-rozha-kriva-epigraf-i-syuzhet-komedii-nikolaya-gogolya-revizor.html
Ответы на вопросы по литературе › Ответы на вопросы по комедии «Ревизор»
1. Какова тема комедии «Ревизор»? Комедия «Ревизор» — это комедия нравов. Ее тема – взяточничество и коррупция чиновников; автор сатирически изображает различные злоупотребления в чиновничьей среде, а также легкомыслие и нечестность Хлестакова. 2. Кто первый сообщил о ревизоре? Почему все поверили этому сообщению? Кто такой Хлестаков: мелкий чиновник и ничтожный человек или значительное лицо? Каким он предстает в беседах с чиновниками, купцами, женой и дочкой городничего? Впервые о ревизоре узнали из письма, полученного Городничим и, поскольку ревизор мог уже приехать и жить в городе инкогнито, то взбалмошные и бестолковые сплетники Добчинский и Бобчинский приняли за ревизора Странного приезжего, которым и оказался Хлестаков. Все поверили их догадке, потому что были сильно напуганы. В действительности Хлестаков – ничтожный и пустой человек, болтун и хвастунишка, который ничего не умеет делать, но догадывается, как получить выгоду от ошибки чиновников. Он довольно ловко подстраивается под собеседников и производит впечатление на всех. С чиновниками он держится свободно, перед дамами хвастает, с купцами изображает начальника. 3. Где завязка и развязка комедии? Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей города? Завязка комедии – это эпизод, в котором закладываются предпосылки развития сюжета. В данном случае, мне кажется, это момент, когда Бобчинский и Добчинский сообщают, что видели ревизора. Развязка – это момент, когда сюжет приходит к своему завершению. Это эпизод чтения письма Хлестакова, из которого всем делается ясно, что он не ревизор. 4. Почему помещики Добчинский, Бобчинский и городничий обманываются? Прочитайте и прокомментируйте сцену в трактире. По какой причине чиновники верят Хлестакову в «сцене вранья»? Вспомните и расскажите или прочитайте вслух эту сцену. Какова роль ремарок в комедии? Помещики обманываются, потому что они глупые, они захвачены сенсацией и хотят быть к ней причастными, а Хлестаков ведет себя нетипично. Городничий верит им со страху. Все слова Хлестакова о тюрьме, например, он принимает на свой счет: Хлестаков боится, что его посадят в тюрьму за то, что он не платит трактирщику, а Городничий сам боится тюрьмы за взяточничество. Желая избежать ареста, Хлестаков врет, что он уважаемый чиновник, а Городничий принимает это за намек, что он и есть ревизор. В «сцене вранья» все чиновники очень пугаются, потому что они думают, что пьяный будет говорить правду. Они еще не встречали таких самозабвенных врунов, как Хлестаков. Он и сам себе, кажется, верит. К тому же, все его очень боятся, ведь они все нарушали закон. Ремарки показывают, как они сначала не решались сесть, а потом вскочили и трясутся от ужаса. 5. Что означало известие о прибытии нового ревизора и кто этот новый ревизор – чиновник или совесть каждого персонажа? Прочитайте эту сцену и подготовьте развернутый ответ на этот вопрос. Известие о прибытии нового ревизора – настоящего – означало для каждого из чиновников конец карьеры, а может быть, и тюрьму. Все и так были ошарашены своей раскрывшейся ошибкой, а тут еще настоящий ревизор. Городничий говорит: «Убит, совсем убит!» Это, наверное, было чувством всех. Я думаю, что это настоящий ревизор: едва ли у таких людей, как, например, Земляника, может быть совесть. Мне кажется, это уж тогда не совесть, а страх наказания, потому что если бы у чиновников была совесть, они бы так себя не вели. Тот же Земляника обворовывал больных людей, нанял врача, который ни слова не понимает по-русски: неудивительно, что все пациенты «как мухи выздоравливают». Что-то типа человеческих чувств проглядывает в Городничем, он даже говорит слова, которые хотел бы сказать сам Гоголь: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Эти слова он говорит не столько чиновникам, сколько нам всем. Потому что ревизор – это совесть не чиновников, а наша. 6. Прочитайте определения основных этапов развития сюжета. Как вы думаете, какие сцены комедии соответствуют этим этапам? (экспозиция, завязка, кульминация, развязка) Экспозиция – это чтение и обсуждение письма, полученного Городничим. Завязка – сообщение помещиков о том, что они нашли ревизора и разговор с ним Городничего. Кульминация – сцены, где Городничий хвастается, что уезжает в Петербург. Развязка – чтение письма Хлестакова. 7. Известно, что Николай 1 после первого представления пьесы сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» А Гоголь воскликнул: «Все против меня!» Чем объяснить возмущение пьесой всех сословий? Все обиделись на комедию, потому что сатирически изображены люди всех сословий. Под видом уездного города изображена вся Россия.
Подробнее
В реалистической общественной комедии Гоголя рассказывается о необычном случае в уездном городе N. Местные чиновники по ошибке приняли молодого человека по имени Иван Александрович Хлестаков за ревизора. Стремясь произвести на него впечатление и скрыть все недочеты, они обнажают все проблемы русского бюрократического аппарата того времени.
Интересен тот факт, что повествование начинается с завязки: чтения городничим письма о скором приезде ревизора. Эта новость ошеломляет всех присутствующих, ведь положение дел в N. далеко от идеала. По воле случая, в этот момент в городе приезжает Хлестаков, проигравший все свои деньги в карты. Ему даже нечем заплатить за обед, но местные жители видят в нем черты столичного гражданина, сопоставляя это с недавним письмом. Таким образом, они принимают его за ревизора, о котором сообщалось в письме городничему.
Далее следует развитие действия, связанное с Хлестаковым ¬- «ревизором». Движимые страхом, чиновники задабривают мнимого «ревизора» так, как только могут. Например, платят хозяину трактира за обед и проживание Хлестакова и дают ему денег взаймы. Изначально они хотели дать ему взятку, но подумали, что он скрытно получает ее с помощью займа. Интересны рассуждения персонажей о коррупции. Например, городничий в серьез размышляет, будет ли являться получение взятки борзыми щенками преступлениями. Основном прием автора ̶ сатира. В произведении гротескно изображается чиновничество и все русское общество с его основными пороками. В комедии представлен конфликт между широкими слоями населения и самодержавным бюрократическим аппаратом. Уездный город N. ̶ собирательный образ всей Руси.
Отдельного внимания заслуживает финал комедии. Немая сцена позволяет прочувствовать всю глубину досады чиновников, только в самом конце они осознают невежество.
Таким образом, автор в своем произведении поднимает социальные проблемы, которые не потеряли актуальность и по сей день: коррупция, чиновничий произвол, невежество. Хлестакову даже не пришлось врать, чтобы стать мнимым ревизором. Местные жители сами были готовы накормить его и предоставить все, что он захочет.