«дон жуан, или каменный гость», краткое содержание по действиям

Заключительные части

Приключения героя на этом не заканчиваются. Он побывал еще в нескольких странах с разными миссиями. Следующие песни поэмы:

  1. Жизнь в России.
  2. Поездка в Англию.
  3. Поиск опекунши.
  4. Общение с семьей Амондевилл.
  5. Любовные приключения Жуана.
  6. Поиски невесты.
  7. Встреча с призраком.
  8. Ночь с графиней.

Российский дворянин Жуан пользовался популярностью, но из-за сурового климата начал болеть. Ему пришлось уехать в Англию с дипломатической миссией. На родине Байрона он часто посещал балы и светские вечера. Юноша искал опекуншу турчанке Лейле и выбрал леди Пинчбек. Позже он познакомился с четой Амондевилл. Леди Аделина нравилась Жуану, но она была простой, не любила кокетства.

После очередного бала молодой человек встретил тень монаха в темном одеянии. Хотя утром супруги Амондевилл рассказали ему старинную легенду, юноша не признался, что увидел призрака. Следующим вечером монах снова явился молодому человеку и скинул капюшон. Это была Фиц-Фалк. За завтраком графиня и юноша выглядели так, словно всю ночь не спали.

«Мещанин во дворянстве», анализ главных героев комедии Мольера

Анализ главных героев комедии «Мещанин во дворянстве»

XVII век, в котором творил Мольер, век классицизма, требовавшего триединства во времени, месте и действии литературных произведений, и строго разделявшего — на «высокие» (трагедии) и «низкие» (комедии) — литературные жанры. Герои произведений создавались с целью полностью осветить какое-то — положительное или отрицательное – свойство характера и либо возвести его в добродетель, либо высмеять.

Однако, Мольер, в основном соблюдая требования, предъявляемые классицизмом, шагнул в реализм, высмеяв, в лице Журдена, огромную прослойку населения – разбогатевших буржуа, рвущихся в высшие классы. И чтобы подчеркнуть, насколько смешными бывают эти выскочки, норовящие сесть в чужие сани, сатирик создал совершенно новый жанр: комедию-балет.

«Мещанина во дворянстве» Мольер написал для французского короля Людовика XIV, сильно уязвленного высокомерной репликой турецкого посла, утверждавшего, что конь турецкого султана украшен гораздо богаче и наряднее, чем у короля.

Потешные пляски ряженых под турок танцоров, глупое и издевательское посвящение Журдена в несуществующее сословие мамамуши — все это вызывает искренний смех над тем, в какого глупца превращает человека тщеславие.

Особенно уродливо оно там, где уповают на накопленные богатства. Но никакие капиталы на деле все-таки не вытеснят урожденную аристократичность и знатность рода с первых ролей.

Журден же, разбогатевший на торговле, только сейчас решил учиться всему и, главное, быстро. Буквально в три дня он «выучивает» тонкости этикета, правильную, грамотную речь (комично поражаясь открытию, что он-то, оказывается, говорит прозой!), различные танцы и иные тонкости вежливого обращения.

Особенно смешон Журден в крайне ему неудобных, но якобы положенных дворянину костюмах, над которыми смеются не только жена и служанка, но и все окружающие, включая мнимого друга и покровителя графа.

Но пиком событий становится разыгранное слугой Журдена Ковьелем, переодевшимся в турка, посвящение купца в «мамамуши», якобы в турецкое аристократическое сословие.

На таких радостях, не в состоянии отказать «сыну турецкого султана», новоиспеченный «мамамуши» соглашается не только на брак своей дочери Лю­силь и Клеонта, но и слуг.

Важно

Умный и ловкий, энергичный и расчетливый купец словно потерял все эти качества, вознамерившись добыть себе дворянство.

Поневоле его жаль, когда он отбивается от насмешек объяснением, что стремится-то он к титулу не для себя, но для дочери: почти не образованный, много трудившийся, но лишенный возможности постигать науки, он увидел, осознал убожество жизни, которую прожил и решил обеспечить дочери иную, гораздо лучшую.

Старание это не принесло добра ни самому Журдену, ни дочери, едва не разлученной в возлюбленным, ни прохвостам, претендующим на звание учителей музыки, танцев и философии, ни прощелыге-графу – никому. Тщеславие – не помощник в желании подняться на ступеньку выше в табели о рангах.

Помимо анализа главных героев произведения «Мещанин во дворянстве», читайте другие сочинения, относящиеся к Мольеру:

  • Мольер, краткий пересказ «Мещанин во дворянстве»
  • Что высмеивает Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве», сочинение
  • «Мизантроп», анализ комедии Мольера
  • «Мизантроп», краткое содержание по действиям
  • «Дон Жуан, или Каменный Гость», анализ комедии Мольера
  • «Дон Жуан, или Каменный Гость», краткое содержание по действиям
  • «Тартюф, или Обманщик», история создания комедии Мольера
  • «Тартюф, или Обманщик», анализ комедии Мольера
  • «Тартюф, или Обманщик», краткое содержание по действиям
  • Краткая биография Жана Батиста Мольера

По произведению: «Мещанин во дворянстве»

По писателю: Мольер

Действие V

На открытой местности Дон Жуан говорит отцу, что раскаялся в своих прегрешениях и просит его найти себе наставника в новой жизни. В разговоре с Сганарелем выясняется, что всё это было лукавым притворством. Дон Жуан действовал так с целью найти в отце защитника своей дурной жизни, которую отныне он намерен вести тайно. Сганарель говорит своему хозяину, что тот попадёт в ад.

Дон Карлос спрашивает Дон Жуана, намерен ли тот признать его сестру законной женой. Дон Жуан отвечает, что небо велело ему вести благопристойный образ жизни, вдали от всех женщин.

Главному герою является призрак женщины, призывающей его раскаяться.

Дон Жуан не внимает предостережению, и статуя командора отправляет его в пылающую бездну.

Сганарель переживает об утерянном жалованье.

После краткого содержания пьесы Мольера «Дон Жуан, или Каменный Гость», обязательно прочитайте другие сочинения:

  • «Дон Жуан, или Каменный Гость», анализ комедии Мольера

  • «Мизантроп», анализ комедии Мольера

  • «Мизантроп», краткое содержание по действиям

  • «Тартюф, или Обманщик», история создания комедии Мольера

  • «Тартюф, или Обманщик», анализ комедии Мольера

  • «Тартюф, или Обманщик», краткое содержание по действиям

  • «Мещанин во дворянстве», анализ главных героев комедии Мольера

  • Мольер, краткий пересказ «Мещанин во дворянстве»

  • Что высмеивает Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве», сочинение

  • Краткая биография Жана Батиста Мольера

По произведению: «Дон Жуан»

По писателю: Мольер

Художественное своеобразие

Поэма Байрона иронична. Развращённую ханжу Инесу рассказчик называет образцовой мамашей. Более того, воспитав сына неправильно, она сделала неверные выводы: «Успех Жуана в ней родил решенье Воспитывать второе поколенье». На этот раз она секла воспитанников розгами с трёхлетнего возраста.

Но гораздо чаще, чем иронию, Байрон использует злую сатиру. Сатирическому осуждению подвергаются изучаемые маленьким Жуаном науки. От мальчика утаили биологию «и размноженья каверзный закон». Матери Жуана приходилось несладко, потому что для достижения своей цели ей пришлось отвергнуть греческую мифологию, а античную классику мальчик должен был зубрить в школьных изданьях. Байрон издевается над «менторами», которые все неудобные места переносят в примечанья, «чтоб учащиеся вмиг Их находили, не листая книг». Автор насмехается над мужьями, у которых чешутся лбы «от шалостей хорошеньких супруг».

Сатира Байрона зла, часто его образы не просто метафоричны, но образуют подтекст, связанный с современностью или общечеловеческими ценностями: «Тем более уж люди неповинны, Когда они друзей своих едят В минуты пострашней, чем Дантов ад». Так Байрон рассуждает о людоедстве на баркасе.

Поэтические образы в поэме поражают читателя яркостью и объёмностью, хотя Байрон избегает открытого натурализма. Чего только стоит сцена, описывающая состояние тонущих людей. Взгляд писателя выхватывает отдельные образы: плотник, в страшный час плачущий от жалости к своим детям, молящиеся, рвущие волосы, сооружающие бесполезный плот. Байрон даёт тонкую психологическую характеристику трусам и храбрецам: «Храбрые молчали, Но вой трусливых был ужасно дик». Волны в схватке с людьми подобны животным: «И волны жадно поглощали их, И снова пасть пучины разевали».

Ещё более поражает описание людоедства на баркасе. При этом повествователь ссылается на Данте, описывавшего Уголино, грызущего в аду голову врага. Отдельные октавы поэмы полны художественных образов, часто необычных, например, минуты наслаждения Жуана с Гайдэ: «Остановилось время для него и на минуту косу опустило».

Вот только некоторые крылатые выражения, родившиеся в поэме «Дон-Жуан»: «Рассуждать о ближнем всякий рад», «наш век есть век прекрасных разговоров, Убийства тела и спасенья душ», «ничто так не способно утешать, Как добрый ром и пламенная вера», «любой великой нации кумир Имеет нежелательные свойства», «время всех умеет примирять».

Дон Жуан в XX веке

В XX столетии о севильском обольстителе писали романы и пьесы. Развитие кинематографа позволило ему покорить новую сцену. Некоторые фильмы были экранизациями драматических произведений, как советские «Маленькие трагедии» с Владимиром Высоцким. Но язык кино помогал осмысливать образ Дон Жуана по-новому.

Например, «Похождения Дон Жуана» Винсента Шермана (1948) — костюмная приключенческая история. Дон Жуан противостоит заговору против королевской четы Испании и побеждает главного заговорщика в поединке. Жуан влюблен в королеву, а она в конце влюбляется в него. Но герой считает, что ее долг править страной и покидает королевский двор.

Дона Жуана де Маранью в нем сыграл Эррол Флинн, один из секс-символов своего времени. Его амплуа были сильные и смелые герои костюмных драм. Например, Питер Блад и капитан Торп в экранизациях романов Сабатини, майор Викерс в «Атаке легкой кавалерии» и Робин Гуд. Норман Петт, мастер стиля пин-ап, сделал комикс-адаптацию фильма. Так Дон Жуан стал и героем комикса.

В фильме 1973 года «Если бы Дон Жуан был женщиной» Брижит Бардо сыграла Жуанну, женскую версию соблазнителя, живущую в XX веке. Она соблазняет, доводит до падения заинтересовавших ее мужчин, не чувствует раскаяния, но очень не любит когда так поступают с ней.

Вера

Когда они шли по лесу, к ним подошел нищий бродяга и попросил медный грош, за это он пообещал молить Бога за своего благодетеля всю жизнь. Дон Жуан и тут выступил в своем привычном амплуа, предложив нищему золотой луидор, если тот побогохульствует. Но надо отдать должное нищему, он наотрез отказался это сделать. Ннесмотря на это, наш герой отдал ему монету, а сам бросился помогать незнакомцу, на которого в это же самое время напали трое вооруженных шпагами и кинжалами людей. Вдвоем они смогли отбиться от нападавших.

Впоследствии из их ознакомительной беседы Дон Жуан понял, что это был брат доньи Эльвиры. Случилось так, что он отстал от Дона Алонсо — своего брата, с которым все это время разыскивали злостного обидчика их сестры, с целью отомстить за ее страдания. Дон Карлос не знал этого обидчика в лицо, но поспешивший на помощь к брату Дон Алонсо отлично знал Дон Жуана. И подъехав к ним, он сразу хотел наказать его, но Дон Карлос попросил отсрочки в знак благодарности, чтобы скрестить с ним клинки как-нибудь в другой раз и в другом месте.

Донна Анна

Хибла Герзмава поет эту партию на сценах Венской государственной оперы и Ковент Гардена, поэтому премьерной сырости в исполнении не было в помине – точная фразировка, изящная подача технически сложных фрагментов.

Пусть на первом спектакле верхние ноты во фразе «ahbastanza per te mi parla amore» вступления к «Non mi dir» были неустойчивы, и несколько скомкалась одна фраза в финальном ансамбле. Пусть во втором спектакле погрешностей было чуть больше – Донна Анна не та партия, которую запросто можно петь через день, как получилось в премьерной серии.

И даже при столь серьезной вокальной нагрузке недочеты не выходили за санитарные нормы, присущие живому спектаклю. В целом исполнение достойно самой высокой оценки, и особенно следует отметить инструментально ровное звучание точеного голоса. Образ Донны Анны был под стать вокальному воплощению – завидная сценическая культура с чувством меры в эмоциональных сценах доставляет истинное наслаждение.

Мария Макеева поет родственную партию Фьордилиджи на Малой сцене театра. Но спектаклям на Малой сцене свойственен налет экспериментальности, а большая премьера на основной сцене все-таки предполагает попадание в стиль, основными ориентирами которого являются точность пения и ровность голоса. Здесь ситуация, скорее, огорчает: в технически сложных фрагментах голос слоится, теряя тембральную однородность, страдает точность интонирования. Все-таки партия, предназначенная для настоящей примадонны, пока не по силам певице.

Жизнь и творчество Ж.Б. Мольера. Особенности жанра «высокой комедии».

МОЛЬЕР ЖАН-БАТИСТ (1622–1673), французский поэт и актер, создатель классицистической комедии. Родился в Париже; сын королевского камердинера. В 1631–1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже, проявлял большой интерес к учебе; перевел на французский поэму «О природе вещей» римского поэта и философа Лукреция. Изучал юридические науки в Орлеанском университете, сдал экзамен на звание лиценциата права, замещал отца в должности королевского камердинера. Затем организовал вместе с семьей Бежар «Блистательный театр»; ставил трагедии, трагикомедии, пасторали; принял фамилию Мольер. После серии провалов театр прекратил свое существование. В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески, добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте). Их успех побудил его обратиться к более крупным формам. Т.о. мольеровская труппа стала самой популярной во французской провинции. С этого времени Мольер окончательно отказался от трагических ролей и стал играть только комедийных персонажей. Мольер оставил богатое наследие – более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые. В начале 1660-х он создал новый комедийный жанр – высокую комедию, отвечающую классицистическим правилам: пятиактная структура, стихотворная форма, единство времени, места и действия, интрига, основанная на столкновении взглядов, интеллектуальные персонажи (Школа жен, Тартюф, Дон Жуан, Мизантроп, Скупой, Ученые женщины). Сущностной чертой высокой комедии был элемент трагического, наиболее ярко проявившийся в Мизантропе, которую иногда называют трагикомедией и даже трагедией. Комедии Мольера затрагивают широкий круг проблем современной жизни: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества (лицемерие, корыстолюбие, тщеславие и др.), сословность, религия, культура, наука (медицина, философия) и т.д. Главная черта мольеровских персонажей – самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою судьбу в борьбе со старым и отжившим. У каждого из них есть собственные убеждения, собственная система взглядов, которые он отстаивает перед своим оппонентом; фигура оппонента обязательна для классицистической комедии, ибо действие в ней развивается в контексте споров и дискуссий. Другая черта мольеровских персонажей – их неоднозначность. Многие из них обладают не одним, а несколькими качествами (Дон Жуан), или же по ходу действия происходит усложнение или изменение их характеров (Аргон в Тартюфе, Жорж Данден). Но всех отрицательных персонажей объединяет одно – нарушение меры. Мера – главный принцип классицистической эстетики. В комедиях Мольера оно тождественно здравому смыслу и естественности (а значит и нравственности). Их носителями нередко оказываются представители народа (служанка в Тартюфе, жена-плебейка Журдена в Мещанине во дворянстве). Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра – через смех гармонизировать мир и человеческие отношения. Творчество Мольера, великого комедиографа, создателя классицистической комедии, оказало огромное влияние не только на драматургическое искусство Франции (Лесаж, Бомарше), но и на всю мировую драматургию (Шеридан, Гольдони, Лессинг и др.); в России его последователями были Сумароков, Княжнин, Капнист, Крылов, Фонвизин, Грибоедов.

Направление и жанр

Господствующим направлением в литературе XVII века был классицизм. В это время драматург создает свою известную комедию «Мнимый больной». Пьеса имеет характерные для драматических произведений этого времени черты:

  • критика устоев государства,
  • мотив свободолюбия,
  • единство времени:
  • единство действия,
  • единство места:
  • четкое разделение на положительных и отрицательных героев,
  • условный финал.

Одна служанка проявляет характер и не желает молчать. Она пререкается с больным и критикует его. Туанетта нелестно отзывается о врачах и не желает выполнять их бессмысленные указания.

Дон Жуан образ и характеристика литературного героя

Легенду об этой яркой личности переписывали литераторы разных эпох. Таким вечным главным персонажем является Дон Жуан, основные характеристики которого — распутная жизнь и попрание общепринятой морали.

Образ Дон Жуана

Первообразом героя являлся Хуан Тенорио, слуга короля Педро Жестокого в 1334-1369 гг. Беспринципный преступник убил отца-командора, который выступил в защиту чести и достоинства своей дочери. Позже вокруг легенды появились рассказы о том, что Хуан пригласил отужинать человеческий череп.

Дон Жуан предстает перед читателем в образе привлекательного молодого человека. Если в первых интерпретациях легенд и мифов он был исключительно отрицательным персонажем, то впоследствии ему приписывают и положительные характеристики.

В некоторых рассказах Дон Жуан раскаивается в содеянном и даже стремится искупить свои грехи, строит Дом Милосердия, как в рассказе о жителе Севильи — Мигеле де Маньяра. Но в большинстве своем в литературе Дон Жуан предстает в образе бунтаря и обольстителя женщин, которому чуждо раскаяние.

Характеристика Дон Жуана

Романтиков привлекал этот герой, который отказывался жить по правилам общества, признавал только свои внутренние моральные установки.

В «Севильском обольстителе, или Каменном госте» Дон Жуан описывается как безбожник и коварный обольститель, которого в конце произведения ждет справедливая расплата за грехи. Дон Жуан представлен насмешником, который может посмеяться над всем, будь то чья-то смерть или женщина, у него нет запретных тем. Он живет согласно своей морали и правилам.

Мольеровское представление о повесе — «Дон Жуан, или Каменный пир» — созданное в 1655 г., представляет нового героя. Ему присуще остроумие и умение переубеждать всех и каждого. У Мольера Дон Жуан наделен такими характеристиками как смелость и великодушие, но самое главное — он честен перед самим собой.

У Амадея Гофмана Дон Жуан очень одинокий человек, стремящийся убежать от обыденности. Его пороки — повод для душевных терзаний одинокой личности.

В 1819 году Байрон описал детство и юношеские годы героя. Его романтические отношения с греческой красавицей, спасение турчанки и даже знакомство с Екатериной Великой. Повествование завершается прибытием Жуана в Англию. Завершить свой труд Байрон не успел, но известно, что он задумал «похоронить» героя на баррикадах Французской революции.

Новый образ Дона Жуана появляется в 1830 году в драме «Каменный гость».

У Пушкина — Дон Гуан — входит в Мадрид, в дом красавицы Лауры. Убивает Дона Карлоса, застигнув его в гостях у своей давней возлюбленной. Скрываясь после совершенного убийства в монастыре, Дон Гуан встретил истинного ангела — скорбящую по почившему супругу благочестивую Анну. Муж был убит рукой Дона Гуана. Влюбившись в прекрасную красавицу, Гуан страшится признаться ей в том, что он и есть убийца ее мужа.

Дон насмехается над покойником и приглашает статую бывшего мужа на свое свидание с Анной. Каменное изваяние принимает приглашение.

Мужественный Гуан расставшись с возлюбленной, встречается в дверях с «каменным гостем» и бесстрашно подает статуе руку для смертоносного рукопожатия: «…Я гибну — кончено…» — восклицает герой и умирает с именем любимой на устах.

Характеристика главных героев

Журден

Журден – главный герой комедии, буржуа, желающий стать дворянином. Он наивный и непосредственный, щедрый и безрассудный. Идет напролом к своей мечте. С радостью одолжит денег. Если его разозлить, мгновенно вспыхивает, начинает кричать и скандалить.

Он верит во всесилие денег, поэтому пользуется услугами самых дорогих портных, надеясь, что именно их одежда «сделает свое дело». Его дурачат все: от слуг до близких родственников и лжедрузей. Грубость и невоспитанность, невежество и вульгарность весьма заметно контрастируют с претензиями на дворянский лоск и изящество.

Жена Журдена

Жена самодура и лжедворянина в произведение противопоставляется своему мужу. Она воспитана и полна здравого смысла. Практичная и утонченная дама всегда достойно себя ведет. Жена пытается направить своего супруга на «путь истины», разъясняя ему то, что все его используют.

Она не заинтересована в дворянских титулах, не помешана на статусах. Даже свою любимую дочь госпожа Журден желает выдать за человека равного по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и хорошо.

Дорант

Граф Дорант представляет благородное сословие. Он аристократичен и тщеславен. Водит дружбу с Журденом исключительно из корыстных побуждений.

Предприимчивость мужчины проявляется в том, как он ловко присваивает дары влюбленного Журдена, презентованные маркизе, как свои собственные. Даже подаренный бриллиант он выдает за свой подарок.

Зная о розыгрыше Ковьеля, он не спешит предупредить друга о коварных планах насмешников. Скорее наоборот, граф сам вдоволь потешается с глупого Журдена.

Маркиза Доримена

Маркиза Доримена – вдова, представляет знатный дворянский род. Ради нее Журден обучается всем наукам, тратит немыслимые деньги на дорогие подарки и организацию светских раутов.

Она полна лицемерия и тщеславия. В глаза хозяина дома она говорит о том, что он понапрасну столько потратил на прием, но в то же самое время с удовольствием наслаждается деликатесами. Маркиза не прочь принять дорогие подарки, но при виде супруги своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.

Возлюбленные

Люсиль и Клеонт – люди нового поколения. Они отличаются хорошим воспитанием, умны и находчивы. Люсиль любит Клеонта, поэтому узнав о том, что ее будут выдавать замуж за другого искренне противится.

Юношу действительно есть за что любить. Он умен, благороден по манерам, честный, добрый и любящий. Он не стыдиться своих родных, не гонится за призрачными статусами, открыто заявляет о своих чувствах и желаниях.

Сочинение 2

Господин Журден

Ключевой персонаж произведения относится к людям низкого происхождения, не имеющего сильного веса в обществе. Но господин Журден мечтает попасть в высший свет и стать его полноправным представителем.

Глупый и сумасбродный, он из кожи вон лезет, чтобы обрести как можно большее сходство с дворянином. Платит большие деньги жуликоватым учителям, стараясь достичь с их помощью дворянского величия и аристократических манер. Обучается танцам, фехтованию и прочим вещам, характерным для людей высшего общества. Также тратит большое количество денег на портных, наивно полагая, что при помощи одежды добьется необходимого изящества. Желает выдать замуж дочь только за дворянина.

Жена Журдена

Женщина является абсолютной противоположностью мужа. Она, так же как и он происходит из мещан и напротив, гордится этим. Ей интересны и наиболее приятны именно представители этого сословия, в отличие от напыщенных дворян.

Госпожа Журдена скептически относится к попыткам супруга показать себя с лучше стороны. Это умная женщина очень рассудительна и практична. Она считает верным выдать дочь замуж за равного во всем ей человека.

Дорант

Представитель аристократии, меркантильный человек. Пользуется наивностью Журдена и готов высмеять его глупость, не рассказывая о готовящемся розыгрыше. Выдает подарки Журдена для Маркизы за свои, не испытывая при этом никакого угрызения совести.

Маркиза

Вдова, являющаяся представительницей дворян. Женщина лицемерна и использует Журдена, толкая на безрассудства.

Мюсиль

Молодая девушка, дочь Журденов. Мюсиль имеет хорошее воспитание, отличается умом и находчивостью. Искренне влюблена в Клеонта, способна вить из него веревки и играть на его чувствах. Отказывается вступить в брак с незнакомцем, не узнав в нем своего переодетого возлюбленного.

Клеонт

Молодой человек не имеет отношения к аристократическому высшему обществу, что вызывает протест господина Журдена выдавать дочь за него замуж. Порядочный и честный герой искренне и без памяти влюблен в Мюсиль. Находчивый Клеонт обманным путем (представившись турком, знатным и богатым) добивается свадьбы с возлюбленной.

Учителя Журдена

Каждый из них старается расхвалить свое искусство и получить от своего непутевого ученика как можно больше денег. Смеются над господином, но выполняют его капризы.

Николь

Девушка, прислуживающая в доме Журденов, помогает Клеонту и испытывает чувства к его слуге.

Ковьель

Слуга Клеонта, идеей которого и было разыграть господина Журдена, выдав своего хозяина за турка, сына султана. Воплощает идею при помощи своих друзей – актеров.

Действие III

Дон Жуан в одежде крестьянина и Сганарель в одежде доктора идут по лесу. Сганарель удивляется тому уважению, которое оказывают ему крестьяне. Дон Жуан говорит, что он может пользоваться своим новым платьем, как и обычные доктора, которые не столько лечат, сколько подстраиваются под счастливые случаи излечения, обусловленные естественным течением жизни. Сганарель спрашивает своего хозяина во что он верит и получает ответ, что в арифметику. Слуга в отличие от Дон Жуана верит в Бога.

В лесу Дон Жуан спасает от разбойников брата Эльвиры – дона Карлоса. Дон Алонсо узнаёт Дон Жуана. Дон Карлос из благодарности за спасённую жизнь предлагает брату отсрочить свою месть. Дон Жуану он предлагает подумать и разрешить дело или миром, или кровью.

Дон Жуан натыкается на гробницу командора. Он велит Сганарелю пригласить статую убитого им человека к себе на ужин. Слуга видит, как статуя командора кивает головой в знак согласия. Дон Жуан не замечает ничего.

«Мещанин во дворянстве» главные герои

Главные герои пьесы «Мещанин во дворянстве» делятся на положительных и отрицательных, в их характерах четко определяется доминирующая черта

«Мещанин во дворянстве» Мольер главные герои

  • Господин Журден,
  • Госпожа Журден,
  • Люсиль, их дочь,
  • Клеонт, влюблённый в Люсиль
  • Доримена, маркиза.
  • Дорант, граф, влюблённый в Доримену
  • Николь, служанка Журдена
  • Ковьель, слуга Клеонта
  • Учитель музыки
  • Ученик учителя музыки.
  • Учитель танцев.
  • Учитель фехтования
  • Учитель философии
  • Портной.
  • Ученик портного
  • Двое слуг.

«Мещанин во дворянстве» характеристика героев

Журден — главный герой «Мещанин во дворянстве», для кото­рого желание стать дворянином — прекрасная мечта. Страстно желая осуществить эту мечту, Журден ни о чем не может рассуждать здраво, поэтому его дурачат все окружающие, в том числе кормившиеся у него учителя лингвистики, философии, танцев, фехтова­ния.

 Однако при всей страсти «одворяниться» Журден сохраняет свою живую натуру и остается самим собой: давая деньги в долг, он всегда знает им счет; если его рассердить, он ругается и дерется, за­бывая все великосветские правила; изучая науки, он выбирает самую практическую; веселую народную песенку он предпочитает заунывной песне пастушков; он прославляет науку за то, что существуют гласные и согласные, приходит в восторг от того, что говорит прозой.

Г-жа Журден — жена, по сравнению с мужем умна и начитанна, обдурить не просто, сразу видит подвох. Жена Журдена, истинная представительница дворянства. Это здравомыслящая, практичная женщина с чувством собственного достоинства.

Она всеми силами пытается противостоять мании своего мужа, его неуместным претензиям: « Ты помешался на всех этих причудах, муженек. И началось это у тебя с тех пор, как ты вздумал водиться с важными господами».

Все усилия госпожи Журден направлены на то, чтобы очистить дом от непрошеных гостей, живущих за счет ее мужа и использующих его доверчивость и тщеславие в своих целях: « Вот что, гони-ка ты своих учителей в шею со всей их тарабарщиной ». 

Люсиль — упряма, влюбленная в Клеонта, дочь Журдена. Люсиль получила хорошее воспитание, она любит Клеонта за его достоинства.

Обратите внимание

Потому, не зная о задумке возлюбленного и его слуги, искренно возмущается и сопротивляется попытке отца выдать ее замуж за сына турецкого султана: «Нет, батюшка, я уже вам сказала, что нет такой силы, которая принудила бы меня выйти замуж за кого- | нибудь, кроме Клеонта».

Клеонт — влюблён в Люсиль. Клеонт благороден не по происхождению, а по характеру, он честный, правдивый, любящий. Клеонт уверен, что только душевное благородство человека и его разумное поведение в обществе являются истинными.

По его мнению, всякий обман бросает на человека тень.

 В образе Клеонта воплотился идеал классицизма: истинно благородным человеком мог быть только тот, кто в своем поведении руководствовался требованиями разума, исходил из того, что принято было считать добром.

Граф Дорант имеет благородное происхождение, изысканные манеры, подкупающую внешность. Но при этом он нищий авантюрист, мошенник, ради денег готовый на любую подлость, даже на сводничество.

Николь — служанка, влюблённая Ковьеля.

Ковьель — слуга, влюблённый в Николь.

Главные герои и их характеристика

Главным героем произведения Мольера «Мещанин во дворянстве» является господин Журден. Это мужчина среднего возраста, который очень хочет ощущать себя полноценным членом высшего общества. Он простодушный и очень глупый человек. В его распоряжении находится очень приличное состояние. Журден убежден, что за деньги возможно приобрести аристократическое происхождение. Своим наставникам главный герой платит большие суммы. Он искренне верит, что именно таким образом обретёт дворянское величие. Более того, господин думает, что благодаря красивой одежде он добьётся приобретения природного изящества, поэтому он платит большие деньги портным.

Главной героиней комедии является госпожа Журден. Женщина представляет собой полную противоположность своему мужу. Будучи порядочной и рассудительной женщиной, госпожа не преследует недостижимых целей. Главная героиня довольствуется тем, что имеет. Женщина всячески старается наставить своего супруга на путь истинный. Героиня имеет твердые жизненные принципы: так, узнав о мнимой измене дочери, она осуждает ее и не мирится с браком по расчету.

Дорант — бедный и расточительный аристократ. Он хитер и использует Журдена, чтобы за его счет приударить за красивой маркизой. Он дарит его подарки от себя и склоняет Доримену к браку. Беспринципный дворянин обводит вокруг пальца всех присутствующих.

Доримена — спокойная и уравновешенная женщина, красивая и молодая вдова. Маркиза принимает ухаживания Доранта и соглашается выйти за него только потому, что жалеет его состояние и не желает разорения жениха. Она добра и отходчива, но наивна.

Люсиль — дочь Журдена. Умная, оживленная, активная девушка. Но у красавицы есть и плохая черта — она капризна. Поэтому порой ссорится с женихом.

Клеонт — вспыльчивый, ревнивый и самолюбивый юноша. Но в его характере преобладают положительные черты. Он честно объявляет о своем происхождении и не гонится за высоким статусом. Для него дороже правда, чем выгода.

Ковьель — слуга Клеонта. Он сообразителен и артистичен. Именно он выдумал аферу, благодаря которой удалось обмануть Журдена.

Жанр и направление

Как известно, французский писатель создавал произведения в эпоху классицизма. В связи с этим Мольер старался придерживаться принципов данного литературного направления. Не секрет, что классицизм предполагает  триединство действия. И автор не забыл учесть это правило в своём произведении. Так, все действие происходит за один день, события разворачиваются в доме Журдена. А второстепенные действия не прерывают сюжетную линию. Также в комедии очевидна четкая привязка героев к отрицательным качествам, которые они символизируют

В характере персонажа доминирует одна главная черта, на которую обращается внимание автора

Но Мольеру удалось создать совершенно новый жанр в литературе  — комедию-балет. Его творение получилось очень гармоничным, в нем нет жанрового конфликта. Именно благодаря балетным номерам автору удалось максимально раскрыть проблематику произведения. У Мольера получилось поистине захватывающее и необычное произведение, которое обрело популярность во всем мире.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: