Дурачок лесков николай семёнович читать, дурачок лесков николай семёнович читать бесплатно, дурачок лесков николай семёнович читать онлайн

Краткое содержание рассказа

Ефим, по прозвищу Юшка, физически слабый, невзрачный мужчина, на вид, кажущийся стариком, работает в кузнице в качестве подмастерья. Он выполняет подсобную работу: подносит кузнецу воду и песок, разжигает горн.

Живет в хозяйском доме, ему выделили место на кухне. Питается Юшка скромно, щами и кашей, пьет только воду, в чае и сахаре себе отказывает. Жалование получает маленькое, семь рублей шестьдесят копеек в месяц, на одежду почти не тратится, полученные деньги откладывает.

Работает Юшка с утра для вечера. Для местных жителей он стал «индикатором рабочего времени». Когда он отправляется на работу — значит, и другим пора вставать и приниматься за труд, а коль Юшка домой возвращается — пришло время отхода ко сну.

Среди горожан он прослыл странным, ненужным человеком. Люди потешались, насмехались над ним, унижали и били. Дети, видя идущего по улице Юшку, дразнили его, бросилась разными предметами, землей в глаза. Но он не серчал на них.

Юшка радовался и думал, что дети так проявляют свою любовь. Когда ему делали совсем больно, говорил ребятне:

Но дети его не понимали, такое безропотное поведение ещё больше их раззадоривало.

Взрослые, встречая Юшку на улице, могли обидеть его за то, что он не такой как все. В ответ Юшка молчал, и его часто били.

Помогала Юшке только дочь кузница Даша, но и она не особо жаловала работника. Однажды в разговоре девушка сказала ему, что лучше бы он помер, чем так жить. На что герой ей ответил, что мать и отец родили его на свет, чтобы жить, на то была их воля и не к чему ему умирать, к тому же он помогает её отцу. Он сказал девушке, что народ его любит, на что та рассмеялась, ведь Юшку били, у него была кровь на щеке, на прошлой неделе ему разорвали ухо.

В разговоре Юшка признается девушке, что ещё не стар, а выглядит так плохо из-за болезни. У него чахотка.

Каждое лето на месяц Юшка покидал своего хозяина. Надевал котомку на плечи и уходил из города. Местные думали, что он направлялся в глухую дальнюю деревню, где у него живет то ли дочь, то ли племянница, то ли какие-то другие родственники. Где именно и с кем проводил Юшка свой отпуск, положенный ему по состоянию здоровья, доподлинно никто не знал.

В пути герой наслаждался природой, благоуханием трав, склонялся над цветами, гладил кору деревьев — и его болезнь отступала.

По возвращении его в город всё шло своим чередом. Юшка всё время работал, горожане задирали его, упрекали в глупости. Год от года он всё более слабел. Однажды летом, когда подошел срок очередного отпуска, Юшка не покинул город. Он, как обычно, шел с работы и встретил веселого прохожего, который стал его оскорблять, мол, зачем он эту землю топчет. Впервые в жизни Юшка решился ответить:

Этот человек  ударил Юшку, тот упал навзничь. Прохожий, как ни в чем не бывало, удалился к себе домой. Проходивший мимо столяр из мебельной мастерской обнаружил лежащего без чувств Юшку, его глаза были неподвижны. Столяр понял, что помощник кузнеца мертв.

Кузнец подготовил похороны своего работника, Даша омыла тепло. Проститься с покойным пришли все, кто при жизни издевался и насмехался над ним. Похоронили Юшку и быстро забыли о нём, однако горожанам его не хватало, не на ком стало вымещать злобу, и теперь они срывались друг на друга.

Осенью в кузницу пожаловала молодая девушка и стала спрашивать Ефима Дмитриевича. Хозяин кузницы не сразу смекнул, кто именно ей нужен. «У нас такого сроду не было», — отвечал он, и лишь потом вспомнил, что покойный Юшка по паспорту был Дмитричем, его и спрашивала девушка.

Оказалось, что она сирота, а Юшка взял её под свою опеку, пристроил в семью в Москве, помогал деньгами. Средства, полученные за работу, которые он не тратил, предназначались ей. «Сам не ел сахара, чтобы она его ела». К ней-то он и оправлялся каждое лето, а в этом году не явился и девушка приехала сама.  Она уже окончила университет, стала врачом и хотела отблагодарить своего благодетеля, вылечить его заболевание.

Кузнец отвел её на могилу Юшки. Девушка припала к земле, где лежал человек, кормивший её с детства.

Девушка осталась в этом городе, устроилась в больницу, лечила больных чахоткой, прожила здесь до своей старости, не утомляясь утолять страдание и отгонять смерть от ослабевших. В городе её хорошо знали, и считали «дочерью доброго Юшки», позабыв давно и самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.

Краткое содержание рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни»

Пересказать события рассказа можно в двух словах, но чувства, которые испытываешь при его чтении, передать невозможно. Поэтому лучше всего читать книгу целиком, в режиме онлайн или взяв в библиотеке, а не довольствоваться кратким описанием.

В самом начале рассказа главный герой подворачивает ногу и зовет на помощь своего товарища Билла, но тот не слышит его и продолжает свой путь.

Когда Билл скрывается из вида, герой остается совсем один на чужой для него земле. У него совсем не осталось еды, только спички, вода и одеяло, которое в скором времени будет израсходовано на повязки для больной ноги.

По пути уже начавший сходить с ума от голода путник натыкается на гнездо с только что вылупившимися птенцами куропатки. Голод настолько силен, что он съедает птенцов живьем, а затем, пытаясь поймать куропатку, сбивается с пути.

После он обнаруживает, что за ним следит больной волк.

Он ходит за ним по пятам и ждет пока человек совсем обессилит, но жажда жизни оказывается сильнее, и человек находит в себе силы перехитрить волка. Прикидываясь совсем обессилевшим, он дожидается, пока волк вонзит в него свои зубы, и убивает его.

В конце рассказа героя книги обнаруживает команда путешественников и забирает с собой на корабль.

Жанр, направление

«Пугало» относится к жанру рассказа. На протяжении двадцати одной главы развивается центральная сюжетная линия, связанная с загадочным Селиваном. Кроме того, рассказ о событиях ведется от одного лица (юноши, который хочет встретиться с объектом неприязни многих), а все остальные персонажи лишь помогают раскрыть основную проблему.

Несмотря на то, что в произведении есть элементы мистики (суеверия насчет Селивана; убежденность людей в том, что отшельник умеет превращаться в зверей и управлять погодой, чтобы досадить местным жителям), “Пугало” все же остается реалистическим рассказом. Участвующие в действиях лица типичны: господа с высоким положением в обществе, служанки, крестьяне и прочие. Также повседневны ситуации и темы, затрагиваемые автором. А мистические мотивы получают вполне реальное объяснение.

История создания

Обстоятельства написания рассказа остаются недостаточно исследованными литературоведами. Известно, что между воплощением авторского замысла на бумаге и публикацией произведения прошло больше 30 лет.

Произведение было написано Андреем Платоновичем в 1935 году, писателю было 36 лет, он уже был состоявшимся литератором, однако не печатался и не издавался, в период правления Сталина оказался не угодным режиму и фактически находился под запретом.

Исторический фон отразился на судьбе и душевном состоянии писателя. Пишут, что в 30-е годы он был в угнетенном состоянии: из его окружения многие были репрессированы. Семья писателя также была в опасности. Через некоторое время после написания «Юшки» был арестован и отправлен в лагеря сын Андрея Платонова.

В такой непростой обстановке автор сохранял философское отношение к жизни и писал произведение, поднимающее нравственные проблемы. Конечно, рассказ «Юшка» не мог появиться в печати в сталинское время. Он будет опубликован лишь в 1966 году, уже после смерти писателя

Суть

Эпиграфом к рассказу является старая русская поговорка: «У страха глаза велики». Действительно, какие только небылицы ни почудятся человеческому глазу, если сознание объято страхом и невежеством. Даже тогда, когда эта псевдореальность начинает граничить с абсурдом.

Но еще хуже, когда из-за этого страдает ни в чем неповинный человек. Что только ни приписывали Селивану. Народ шарахался от него, словно от прокаженного. Но все домыслы оказались неправдой. Доброе имя героя восторжествовало. Народ получил хороший урок, что не следует, не разобравшись, обвинять человека во всех смертных грехах.

Начало событий

Когда бедный мальчик лишился родителей, добрый помещик решил позаботиться о сироте и поселил его в собственном поместье для помощи по хозяйству. Все люди, проживающие в усадьбе, могли поручить ему самую грязную работу, которую они не успевали сделать. Парень с радостью всем помогал, никогда не жаловался на тяжелую жизнь и донашивал чужую одежду. Если у людей появлялись ненужные вещи, то они отдавали их ему. Иногда ему доставались старые игрушки местных детей Иванушки и Алеши.

Панька просыпался раньше остальных и очень поздно ложился спать. Он выполнял трудовую повинность за многих крестьян. Окружающие считали его дураком, часто обзывали и никогда не сочувствовали мальчику. Однажды молодой управляющий ехал в деревню полями и увидел, как табун вытаптывал пшеничные посевы. Кони не столько съели ростков, сколько вырвали с корнями.

В этот день лошадей на выпас выгонял сын доярки Пашка. Это был очень ленивый и разбалованный чрезмерной материнской любовью 11-летний подросток. Он выпустил коней на волю, но быстро замерз на утреннем ветру, поэтому закутался в одежду, чтобы побыстрее согреться.

Основная идея

Главная мысль произведения «Злоумышленник» – протест против повсеместной халатности, равнодушия и круговой поруки. Автор отчетливо описал картину обычных деревенских будней, которые отражают российскую действительность. Господа, которые покупают снасти у крестьян, прекрасно понимают и знают, откуда у них они берутся. Все-таки они — образованные люди. Но они молчат, прекрасно зная, к чему это может привести. Они спокойно удовлетворяют свои потребности. Господа не осознают, что в любой момент они могут оказаться в поезде, который сойдет с плохо закрепленных рельсов. Они продолжают покупать неводы и снасти. Крестьян же нельзя обвинять в том, что они не знают законов. У них в мыслях не было кого-то убивать, они просто зарабатывают себе на еду. Мужик вызывает у читателя жалость и сочувствие, так как он не по своей воле попал в сложную ситуацию

Это видит и следователь, но ему важно отчитаться начальству и продемонстрировать свою работу, поэтому он сажает за решетку одного мальчика для битья, игнорируя проблему в целом, ведь гайки воруют все жители села

Таким образом, автор показывает, что в сложившейся ситуации с воровством гаек виноваты все, но отвечает один — наиболее слабый и бедный член общества. Смысл рассказа «Злоумышленник» заключается в том, что для решения проблемы необходимы комплексные меры, а не один тюремный срок для козла отпущения.

«Дурачок»

Панька был сиротой, жил при господском дворе и все служащие в этом дворе могли сваливать на него любую работу. Должность у него была такая «всем помогать». А он беспрекословно выполнял и никогда не отказывался. Раньше всех вставал, позже всех ложился, за всех делал работу и никогда не отказывался и не жаловался. Одевался он плохо и скромно, что отдадут ненужное, то и носит. Принимали его за дурачка да и называли также, и не жалел парня никто. Однажды новый управитель ехал по господе и увидел, как жеребята в молодых хлебах пасутся, да не сколько пасутся, сколько копытами топчут, вместе с корнями выдергивают. В то время на пастбище выгонял жеребят Пашка, сын коровницы, ленивый да избалованный матерью паренек лет двенадцати. Выгнал он жеребят с утра, продрог, накрылся курткой да и задремал пригревшись на солнышке, а они в это время и пошли в хлеба.

Управитель Петю стегнул, да и отправил в разрядную контору получить 20 розг, а если не пойдет и не получит до возвращения управителя домой, то вечером по возвращению получит все 40.

Петруша слезами заливается, боится. Панька погладил его, пожалел и пошел, как он сказал договариваться к выборному. На самом же деле, как выяснилось позже, пошел он и сам за Петьку получил те 20 розг. И все смеялись над Панькой, ну не дурак он? За других спину свою подставлять.

Так и жил Панька всех выручая пока не наступила война в Крыму. Начали рекрутов набирать, плачут все, сыновей жалко отдавать. А Панька сам пошел и просится в рекруты, а года-то уже вышли, не берут. Ели-ели упросил, повезли его в город – отдали в рекруты. Сдатчики по приезду рассказывали, что с Паньки и там все смеяться сразу стали, а он накупил всем пирожков на выданные ему деньги и раздал, а себе не осталось. Тут все свои ломать начали делиться с ним, а он отказывается — не берет. С утра встал раньше всех, убрался в казарме, да старым солдатам сапоги начистил, удивляются все и тут дурачком называют.

Так со своим дурачеством и войну всю прошел, а после домой не возвратился, а нанялся у степных татар конские табуны пасти. Служил местному богачу Хан-Джангару, что вел себя на территории русских властей покорно, а дома у себя в степи, кого хотел — наказывал, кого хотел — миловал. Появился в тех краях вор лихой Хабибула, угонял он у Хан-Джангара самых лучших лошадей. Вот раз ранили Хабибулу, так только и смогли в плен взять, а богачу как раз в Пензу ехать, не может он показаться с вором там. И оставил он Панька стеречь Хабибулу, окованного цепями, оставив им еды и воды, наказав при этом стеречь, как свою душу.

Уехал Хан-Джангара, а Панька и отпустил Хабибулу, при этом сказав, что исправляться нужно и все свои силы на добро, а не в зло, обращать. Хабибула ускакал, а Панька остался дожидаться возвращения Хана. По своем возвращении богач не обнаружил Хабибулу и был удивлен тем, что Панька его отпустил. На что неудавшийся сторож ему и ответил, что я все сделал по твоему велению: «Ты мне велел беречь его как свою душу, а я свою душу так берегу, что желаю пустить ее помучиться за ближнего…»

Позвал тогда Хан всех своих и сказал им потихоньку: «А ведь Паньку, сдается, нельзя казнить, потому что в душе его, может быть, ангел был…» И согласны с ним были все.

Очень краткий пересказ

В кратком содержании произведения «Багульник» нас знакомят с персонажем по имени Коста. Главный герой часто зевает и спит на уроках. Преподавательница Евгения Ивановна считает такое поведение неуважением к ее труду.

Однажды мальчик принес в кабинет какое-то странное растение. Дети начали смеяться, считая, что это веник. Но как только ученик поставил растение в ведро с водой, оно зацвело красивыми сиреневыми цветами. Дети спросили, что это за цветок. Он сказал, что это багульник.

Однажды Евгения Ивановна решила последовать за учеником, чтобы узнать, почему же он всегда такой сонный. После уроков Коста пошел в дом, где его встретил пес по имени Артюша. Юноша каждый день выгуливал собаку, поскольку ее хозяин не мог ходить.

Затем юноша проведал другого пса – Атиллу. Питомец страдал из-за больной лапы. К тому же, хозяева бросили голодного и больного паса на балконе, а сам уехали. Парень просто не мог оставить друга в беде. Атилла благодарил главного героя.

Затем юноша пошел к другой собаке. На этот раз к таксе по имени Лапоть. Ее хозяин – ребенок, прикованный к постели, который просто не в состоянии выгуливать пса. Этим занимался Коста.

Ближе к вечеру главный герой посетил последнего друга возле моря. Там животное ждало хозяина, который уплыл, но так и не вернулся. Главный герой покормил пса и отправился домой.

На следующее утро Коста снова уснул во время урока. Как обычно, одноклассники начали над ним смеяться, но преподавательница попросила их больше этого не делать. Она рассказала о причине, по которой мальчик постоянно спит: он устает, помогая нуждающимся людям и их домашним питомцам. После звонка Коста снова пошел проведать друзей.


Собаки и цветок

История создания

Из личных писем Лескова известно, что сюжет для рассказа взят из реальной жизни.

Произведение задумывалось как “святочное”, то есть, фантастическое, на социальную тему и обязательно с моралью и счастливым концом. Кроме того, писатель хотел показать читателям обычного человека, столкнувшегося с несправедливостью.

Впервые опубликовано “Пугало” было в журнале для детей и подростков «Задушевное слово» в 1885 году. Позднее рассказ неоднократно входил в сборники сочинений писателя, но не редактировался и не изменялся.

История написания рассказа «Пугало» тесно связана с событиями из жизни самого автора. Если раньше он стремился отыскать на русской земле праведников, исполняя завещание Гоголя (у автора было намерение противопоставить мраку русской души ее светлые стороны, но так и не успел воплотить этот замысел во втором и третьем томе «Мертвых душ», где Чичиков и ему подобные должны были исправиться), то в 80-е годы он все больше стал разочаровываться в этом намерении. Пытаясь отыскать праведников, Лесков изучил много архивных материалов и разочаровался в церкви. На его мировоззрение повлияло и сближение с Л.Н. Толстым, который был отлучен от церкви. Например, его очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть» вызвал бурный протест цензуры и стоил ему места в Министерстве русского просвещения. Но писатель продолжил разоблачать предрассудки народа, вызванные религиозными суевериями. Эту темы он затрагивал и в детских произведениях.

О своих последних работах, наполненных разочарованием и озлобленностью, он сказал:

Уроки произведения

При написании сочинения по тексту произведения следует раскрыть характер персонажа. Главным героем рассказа является Панька, образ которого продолжает лучшие традиции русского фольклора. В нем оживают черты Ивана-дурака, главного героя сказок. Иванушка всегда честен и бескорыстен, поступает так, как велит ему сердце, при этом всегда оказывается в победителях. Лесков продолжает традиции сказок, делая своего ключевого персонажа немного странным в глазах прочих людей, но чистым и высоконравственным.

Однако в сказках справедливость всегда получает вознаграждение, но наяву все не так просто. Панька длительное время подвергался насмешкам и унижениям, однако, кажется, что сама судьба его хранит. Он стал изгоем, но сумел пережить войну. Таких, как он, принято называть праведниками. В анализе «Дурачка» Лескова следует обозначить, что при написании текста автор использовал традиции жанра жития.

Сам Панька — это образец праведника, целостный и органичный образ добродушного и светлого человека. Особенности образа таковы:

  1. Готовность помогать всем, выполнять самую тяжелую работу.
  2. Постоянно хорошее настроение, жизнерадостность.
  3. Безропотность.

Однако русские люди не смогли понять чистую душу Паньки, только татары в полной мере оценили особенности этого человека. Герой стоит в одном ряду с Левшой, Очарованным всадником, а также причисленными к лику святых, чьи подвиги зачастую признавались уже посмертно. Таково краткое содержание и анализ текста «Дурачок». При знакомстве с классическими произведениями рекомендуется читать текст полностью, однако при подготовке к экзамену или написанию сочинения можно воспользоваться читательским дневником. Он поможет повторить основные моменты сюжетной канвы.

Прощание с главной героиней

Хоронили Людочку на городском кладбище. Мать и Гавриловна рыдали. Отчим, выпив стакан водки, отправился в парк, где встретил всю компанию.

Он сорвал крест с шеи Стрекача и выбросил в кусты. Стрекач вынул нож, но отчим только усмехнулся и резко перехватил его руку. Поволок в кусты и выбросил в канаву. Оставшаяся шпана разбежалась, сильно испугавшись его силы и храбрости.

Вернувшись к Гавриловне, он снова выпил водки и поехал в леспромхоз. Затем они сели в электричку и поехали. Мать Людочки просила сохранить еще не рожденного ребенка, понимая, что свою первую дочь не сберегла. В конце положила голову на плечо мужчине, приблизилась к нему, чтобы он ее приобнял и пригрел. В нем она чувствовала истинную мужскую силу.

Смысл названия рассказа «Чудик»

Василий Шукшин именует главного персонажа произведения Чудиком. Также он назвал свой рассказ. Но почему именно Чудик? Это прозвище, которое дала мужчине его супруга. Чудик — это странный человек, взгляды на жизнь которого не совпадают с мнением большинства. Василий Шукшин писал о том, что это прозвище содержит не только положительные черты, но и отрицательные, которых больше.

Чудик — бесхитростный простой человек, который часто попадал в нелепые ситуации. Смысл заглавия произведения состоит в том, чтобы читатель из названия уже понял, что речь пойдёт об особом странном типе людей. Персонаж не имел злого умысла. Однако своим близким он принёс немало проблем и неприятных ситуаций.

Направление и жанр

Жанровая принадлежность «Тупейного художника» некоторыми литературоведами определяется как «рассказ на могиле». По мнению Л. И. Вигериной и ряда других исследователей, творение можно отнести одновременно к агиографическому и исповедальному жанрам. Литературное направление произведения — критический реализм.

История о любви талантливого художника и балерины показывает, через какие страдания приходится пройти тому, кто находится в подчинении деспотичных господ. Парадокс в том, что девушка и молодой человек пострадали безвинно, ведь они обладали способностями, которые не остались незамеченными. Не будь этих талантов, возможно, судьбы обоих сложились бы иначе. Как и другие произведения того времени, созданные в духе реализма, «Тупейный художник» — яркая иллюстрация того ужаса, который приходилось переживать крепостным, причём не только крестьянам, но и людям искусства.

Смерть Людочки

Гавриловна ее предупредила, что Артем в милиции, а Стрекач велел передать жиличке, чтобы та помалкивала. Иначе ей смерть, а старухе — сожженная изба. Поэтому главная героиня решает переехать в общежитие. Но там мест не оказалось, и она временно осталась у своей хозяйки. Та стала учить ее не возвращаться в темноте через парк, но та не послушала. Однажды ее снова подловили парни, пугали Стрекачом, подталкивая к той самой скамейке.

Поняв, чего они хотят, она достала из кармана бритву, намереваясь отрезать достоинство Стрекача. О такой страшной мести она узнала от женщины в парикмахерской. Она повела себя развязно, пожалев, что среди них нет такого завидного кавалера, как Стрекач. Девушка попросилась домой переодеться, те ее отпустили, предупредив, чтобы она не думала шутить.

В своей комнате она облачилась в старое платье. Вернулась в парк, в котором давно еще приметила старый тополь. Перекинула через ветку веревочку, завязала петельку. После этого надела ее на шею, в душе простилась с родными и близкими, попросила прощения у Бога. Как и все замкнутые люди, она в действительности была довольно решительной.

Парни, оставшиеся в парке, вскоре обнаружили ее тело.

Проблематика и темы

Главная тема, поднятая автором рассказа, — тяжкая доля крепостных. Пока не было отменено право господ владеть крестьянами, беззащитных людей морили голодом, сажали на цепи, запрещали им жениться и выходить замуж за любимых. По своему положению «маленький человек» был приближен к скоту, но животных хотя бы вволю кормили и не истязали.

Сексуальное насилие, совершаемое помещиками и графами, — ещё одна важная тема. Девушки были вынуждены ублажать господ, а если отказывались, над ними жестоко издевались. Церковь тоже вносила свою лепту: священники были не заступниками угнетённых, а приспешниками богачей и наделённых властью.

Одна из основных проблем, показанных в «Тупейном художнике», — творчество и отношение к нему. Оценить по достоинству талант мастера получается не у каждого, но когда дело касается наказания или порицания, находится много желающих. Известно, что тяжёлая судьба — удел творческих людей во все времена, но при крепостном праве ситуация усугублялась беззащитностью крепостных. И Аркадий, и Любовь пострадали, хотя оба были талантливыми, а не просто хорошо выполняли работу.

Неправильная расстановка приоритетов — важная проблема, которая тоже волнует Николая Семёновича Лескова. В период, когда существовало крепостное право, отношение к людям строилось на основании того, к какому сословию они принадлежат. Мастерство, трудолюбие, честность и другие положительные качества не имели значения.

Центральная тема этой прекрасной книги — любовь. Это возвышенное и благородное чувство обрекло главных героев на страдания, и по-другому не могло быть. Любовь Онисимовна и Аркадий не имели возможности быть вместе, ведь общество было против их союза. Они не встретили поддержки ни у графа, ни у священника. Впоследствии тема любви поднимается на страницах многих повестей и рассказов русских писателей, и почти всегда сюжет заканчивается трагично.

Главная мысль «Тупейного художника» заключается в том, что в некоторых ситуациях есть только 2 выхода: смирение или бунт. В первом случае придётся терпеть унижения, и тогда конец жизненного пути будет таким же, как у тётушки Дросиды: горьким и лишённым смысла. Второй путь ведёт к избавлению от мучений, но цена слишком высока — сама жизнь.

Характеристика главных героев

В произведении несколько персонажей, в том числе эпизодические, но ключевым героем можно назвать Любовь Онисимовну — актрису и рассказчицу. Характеры остальных тоже прописаны достаточно ярко. Главные герои «Тупейного художника»:

  1. Любовь Онисимовна. Актриса — мастер в своём деле, она справляется с самыми сложными ролями. Автор показывает её как мученицу, чья судьба напоминает жития святых. Несмотря на перенесённое горе, женщина осталась стройной и красивой, и весь её облик дышал благородством и нежностью.
  2. Аркадий. В переводе с греческого это имя означает «житель Аркадии». В Греции была область с таким названием, и люди там занимались преимущественно скотоводством. Выбор этого имени — отсылка к идиллическим произведениям. Лесков даёт понять, что художник был человеком со светлой и чистой душой, и подчёркивает это с помощью описания внешности героя. Охваченный думами о предстоящем мучении возлюбленной, он не побоялся даже графских пуль. С точки зрения законов того времени, художник совершил 2 преступления: нарушил указание графа, осмелившись постричь его брата, и совершил побег с крепостной девушкой. Оба поступка безрассудны, но вполне в духе того времени.
  3. Автор. Его тоже можно считать главным героем, ведь благодаря авторским пояснениям можно увидеть то, что не раскрывается в монологе Любовь Онисимовны. Читательское впечатление формируется с учётом мини-новеллы о художнике, который гримировал мёртвых. Сразу понятно, что каждого, кто намеренно или невольно нарушил общественный уклад, ждёт наказание, причём необязательно от господ.
  4. Графы Каменские. В рассказе подробно описано, как братья издеваются над крепостными. Один держит людей в подвалах, другой угрожает пистолетами, причём серьёзность намерений не вызывает сомнений. В рассказе братья олицетворяют знать того времени.
  5. Тётка Дросида. Это пьющая, но добрая женщина. Она видела лучшую долю, однако старается утешить главную героиню и предостерегает от «плакона» с зельем. По словам тётушки, «на ссылу» лучше, чем в объятиях постылого. Когда Любовь Онисимовна узнаёт, что Аркадий погиб, Дросида настаивает, чтобы девушка отпила из «плакона». Она считает, что только так можно «облить уголь».

Темы

  • В тексте «Злоумышленника» раскрывается основная тема – справедливость . Формально прав следователь, который уличает преступника в преступлении и выносит приговор по закону. Но по-человечески прав Денис, которому нечем кормить семью, для которого рыбалка с ворованными снастями — единственный способ выжить. Он не может понять запрета, потому что у него нет образования. А нет его, потому что государство не реализует социальную политику. Выходит, что виноват не Денис, а те, кто в ответе за состояние простого народа.
  • Еще одна важная тема — халатность и недобросовестное отношение к государственной собственности. Крестьяне не просто так ловят рыбу и занимаются продажей сетей. Таким образом, они кормят себя и свою семью. У них нет другого выхода, но богатые люди этого попросту не замечают. Чиновникам необходимо удовлетворить свои потребности. Им безразлично, откуда у бедного крестьянина столько гаек и откуда они у него появились. Они не задумываются о том, что эти гайки разворовали с государственной железной дороги. Это безответственность со стороны государства, которое не обеспечивает условия для жизни обычного народа.
  • Тема маленького человека — тоже повод для размышления Чехова. Судьба Дениса растоптана правосудием, которое не учитывает условий его жизни и мотивов преступления. На каторгу пойдут убийцы, насильники, туда же отправится и Денис, который всего лишь не подумал о том, что нельзя воровать гайки. Он оказывается жертвой слепого государственного механизма, и ничто не может ему помочь. У Дениса остается семья, которую никто не будет содержать. Такова судьба маленького человека в большой стране.

Темы

В рассказе очень заметна тема мистицизма и суеверий, связанных с народными обычаями. Слухи о том, что Селиван — злобный оборотень и колдун, разлетаются быстро и остаются в головах людей надолго. Ведь гораздо проще возложить ответственность за все проблемы на кого-то одного.

Помимо этого, раскрывается тема одиночества и вынужденного изгнания. Селиван и его сожительница уходят подальше от остальных, чтобы их не осуждали, но становится только хуже. У них нарушены связи со внешним миром, и это приводит к серьезным недопониманиям в будущем.

Стоит выделить тему милосердия. Селиван готов прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, вопреки негативу, что он постоянно получает от людей.

Характеристики главных героев

Любовь Онисимовна

Главная героиня рассказа, няня автора, а в молодости актриса в театре графа Каменского. Именно она рассказала историю про свою трагическую любовь с Аркадием Ильиным. Было ей тогда 18 лет, она была красавицей, и была влюблена в Аркадия, который отвечал ей взаимностью. Он был парикмахер и гримёр в театре. В один из дней она приглянулась тирану графу Каменскому, который решил лишить её чести. С Аркадием они пытались убежать из города, но их догнали и поместили её на скотный двор, а его отправили на войну. Через три года Аркадий вернулся офицером, хотел её выкупить, но его убил дворник ради 500 рублей. После чего Любовь Онисимовна больше никого не любила и стала выпивать.

Аркадий Ильич Ильин

Главный герой рассказа, крепостной графа Каменского, молодой человек 25 лет, не видевший никогда денег и не выходивший, практически, из театра по распоряжению графа. Он был искусный парикмахер и гримировщик, который всех артисток в театре готовил к сцене. Также он был личным парикмахером графа, и ему запрещалось стричь или брить других мужчин. Влюбившись в Любовь Онисимовну, он пытался увезти её от графа, зная, что тот никогда не даст добро на их брак, но был пойман графскими людьми. Граф долго его мучил и пытал, а потом отправил на войну, желая, чтобы там Аркадий геройски погиб. Но он выжил, стал офицером и вернулся домой, чтобы выкупить Любовь Онисимовну у графа. Но его мечтам не суждено было свершиться. Ночью его зарезал за 500 рублей дворник.

Граф Каменский

Тиран и душегуб, который был очень жесток со своими крепостными. У него была своя пыточная, куда за малейшую провинность отправлялись его люди, причём даже дети. Он был в отца, который был такой же жестокий человек и которого убили свои же крепостные, не выдержав издевательств. Граф содержал театр, где играли его подневольные люди. Имел младшего брата, который жил в деревне.

Рассказчик, автор

Ему было 9 лет, когда его няня, Любовь Онисимовна, рассказала ему и его брату, эту историю. Он её запомнил и позже решил поведать её нам.

Постоялый дворник

Убийца Аркадия Ильина. Убил он его ночью за 500 рублей, а когда его поймали, он был с деньгами и весь в крови. Через год ему дали 43 удара кнутом, заклеймили и отправили на каторжные работы.

Графов брат

Младший брат графа, живущий в деревне. Он приехал в Орёл, чтобы представиться Государю. Так как он хотел выглядеть хорошо, то пытался найти парикмахера, который приведёт его в порядок. Но никто браться не хотел, так как лицо его было бугристое, можно было поранить, а он грозился пристрелить, если это случится. Согласился брить его только Аркадий, который уже замыслил побег и которому нужны были деньги.

Дросида

Пожилая, высокая и добрая женщина, которая работала на скотном дворе. Она ласково встретила Любовь Онисимовну, когда та туда попала после бегства. Дросида вернула её к жизни, но всегда говорила, чтобы та не притрагивалась к бутылочке — плакону, так как станешь от него зависимой. Сама она без выпивки жить уже не могла.

Поп

Эпизодический персонаж, трусливый и продажный священник, который хоть и взял 6 золотых от Аркадия, но сразу их выдал при виде людей от графа Каменского.

Пападья

Эпизодический персонаж, жена священника.

Государь

Эпизодический персонаж. Какой именно Государь, автор сказать не мог, то ли Александр Павлович, то ли Николай Павлович. Во время рассказанных событий он проезжал через Орёл и собирался посетить вечером театр графа Каменского.

Филипп

Эпизодический персонаж, именно он рассказал Любови Онисимовне, что ночью был убит Аркадий постоялым дворником.

Фельдмаршал Михаил Федотович

Эпизодический персонаж, отец графа Каменского. Его убили крепостные за жестокость в 1809 году.

Брат рассказчика

Эпизодический персонаж, был моложе его на семь лет. Когда Любовь Онисимовна рассказывала свою историю, ему было 2 года.

Губернатор

Эпизодический персонаж, присутствовал на похоронах Аркадия.

см. также:Краткое содержание Тупейный художник, Лесков

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: