Краткое содержание
Смысл названия повести «Очарованный странник» можно понять, если внимательно проследить по содержанию произведения судьбу главного героя. Уже с первых страниц своей повести автор сообщает, что Иван Флягин с раннего детство любил лошадей. Он служил у господ на конюшне. Однажды случайно Иван задевает плетью монаха, и тот умирает.
Перед смертью монах предрекает герою, что его жизнь изменится, и он даже будет ходить рядом со смертью. А свою жизнь он, по предсказанию, завершит в монастыре. Уже в юные годы приходится Ивану Флягину пережить много трудностей, и даже дважды он избегает смерти. Но монашеское пророчество постепенно начинает сбываться. Иван, поссорившись с графом, крадёт у него двух лошадей и сбегает.
Вскоре он устраивается на новом месте. Его хозяином стал барин, которого бросила жена, оставив его и ребёнка. Иван был нянькой у малолетней девочки. Но вскоре сбежавшая жена решает забрать ребёнка, но только отец не желает отдавать дочь. Флягин, получив сообщение от матери ребёнка, помогает женщине и опять покидает дом, где жил и работал.
Оказавшись в степи, он начинает вести кочевой образ жизни. Прибившись к татарам, он чувствует себя свободным человеком. Но и это не продлилось долго, так как вскоре он оказывается в плену у местного хана. Тот его сразу приметил, так как он был не только физически хорошо развит, но и прекрасно разбирался в лошадях. Иван не хотел мириться с жизнью в плену и пытался сбежать.
Чтобы Флягин не совершал попыток бегства, в ноги ему вшили конскую щетину. Но даже боль не смогла заставить Ивана покориться. Он тоскует по родине. И лишь только через десять лет он смог вырваться на свободу. Сначала он бродяжничает, ходит по ярмаркам и пьёт.
А затем, устроившись к барину на службу, он влюбляется в цыганку Грушу. Но она принадлежала барину, который отдал за неё «полсотни тысяч». Князь много был в разъездах, поэтому редко бывал дома. Грушу приходилось развлекать Ивану. Когда же барин решил жениться, то увёз куда-то цыганку, да ещё к ней сильных сторожей приставил. Но девушка смогла сбежать. И она попросила Ивана помочь ей умереть, а иначе она станет самой «стыдной женщиной».
Когда Флягин возвращается с обрыва, где он столкнул Грушу, то встречает стариков, у которых сына забирали в рекруты. Пожалев их, герой отправляется на службу на Кавказ вместо их сына. Служит он пятнадцать лет. За мужество и отвагу он получает не только офицерский чин, но и дворянство. Иван отправляется в Петербург в отставку.
Сначала он работал в адресном столе, но служба не удалась. Тогда Иван решил стать артистом, но за драку его выгнали из труппы.
Мистическое в произведении “Очарованный странник”
Ещё один смысл слова “очарованный” – находящийся под действием чар, некой потусторонней силы, мистики. Судьба Флягина тесна связана с моментами, когда высшие силы помогали ему, подсказывали путь. Даже сама история создания произведения проникнута некой мистикой – Лесков написал его удивительно легко, на одном дыхании. Оно писалось просто благодаря чудесному вдохновению: 20 глав книги были написаны менее, чем за год.
Рассказ о жизни героя кажется невероятным: он насыщен событиями, которые являются знаковыми и жизнеопределяющими. В юности по вине Флягина погиб священник, с тех пор ему было суждено нести крест служения людям, но сначала герою пришлось пройти множество испытаний
В жизни героя был период, когда его “не брала пуля”: он спасал людей, отважно воевал в самой гуще военных сражений, не получая ни одного ранения. Провидение берегло его для другой миссии, поэтому он остался цел и невредим, став офицером и заслужив высокие награды
Смысл названия повести
33 предложения/ 405 слов
Как известно, каждый писатель приносит в литературный мир, свойственных ему по мировоззрению, героев. Так и Н. C. Лесков ввел в мир литературы былинных героев с нелегкой судьбой. Одним из таких героев является Иван Северьяныч Флягин. Этот герой с внешностью русского богатыря, прежде всего, стремится к духовному росту и совершенству. Он влюблен в жизнь, попросту очарован ею. Оттого и судьба такая — погибать много раз, но так и не погибнуть.
У Ивана удалой, залихватский характер. Он много путешествует, исследую все уголки родной страны. Эти странствия не проходят даром. Ему встречается множество людей, как хороших, так и плохих. Ему приходится сталкиваться с трудностями разного характера, но он все преодолевает и старается не идти против своей совести, хотя не всегда получается.
Название повести говорит само за себя. Главный герой очарован всем, что его окружает: природой, красивыми конями, голосом цыганки. В постоянных скитаниях кроется его широкая русская натура, требующая постоянного роста и развития. Изначально автор дал своему произведению другое название — «Черноземный Телемак». Однако со временем он понял, что это название не такое емкое и точное, как «Очарованный Странник».
Смысл слова «странник» очевиден. Иван Северьяныч, хоть и родился в Орловской губернии, но рано остался без матери и был отдан на кучерский двор. Там он пристрастился к лошадям и стал форейтором у одного барина. Так получилось, что он как-то забил кнутом монаха по дороге. Так поступал тогда любой форейтор с людьми, которые становились у него на пути. Но Ивана сильно затронула эта история, и монах не раз ему виделся с пророческими словами.
После этого отправился Иван в странствие, которое больше напоминало «хождение по мукам». Много испытаний выпало на его долю, в результате которых он оказался в конфликте не только с внешним миром, но и с самим собой. Однажды он боролся со степным богатырем ради красивого коня, затем пребывал в многолетнем татарском плену, испытал страстную любовь к цыганке с неземным голосом, по ее просьбе ее же и убил, отправился на войну и, наконец, поступил в монастырь. Именно жизнь в послушании ему показалась самой правильной. Она его вовсе не тяготила и открыла в нем дар пророчества.
Парадокс заключается в двойственности натуры «очарованного странника». С одной стороны, это был глубоко верующий человек, который старался жить по христианским обычаям. С другой стороны, это не всегда ему удавалось. Этот парадокс даже сам автор до конца не смог объяснить, но именно это противоречие привело Ивана к пониманию своего истинного предназначения. Таким образом, «очарованный странник» — это человек, призванный пройти и принять жизнь такой, какая она есть.
см. также:Другие сочинения по произведению Очарованный странник, Лесков
Внешность Ивана
Лесков намеренно уделяет много текста в произведении под описание портрета своего персонажа. Через его внешность он стремится показать читателю внутренний мир странника. В образе Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» встречаются следующие черты:
- Герой напоминает по телосложению богатыря: «человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета». Персонаж отличается от остальных крепостью фигуры, сильными руками. При этом лицо у него доброе. Не случайно Лесков даже в тексте повести сравнивает Флягина с былинным Ильей Муромцем.
- Годы и несчастья не накладывают отпечаток не только на внешность Ивана, но и она его восприятие происходящего в жизни. В свои 50 лет он все еще радуется жизни и всему, что происходит вокруг него, принимает все трудности с достоинством. В этом его очарование.
- В тексте неоднократно отмечается, что родился Иван с большой головой, отчего ему дали прозвище Голован. По этой кличке чаще всего и называли героя, когда он еще жил в родном городе.
Писатель создает мнение об Иване, что он храбрый и добрый, глубоко верующий. Он мастер на все руки и никогда не откажет в помощи, если человек действительно в ней нуждается. Флягин отрицательно относится к продажности и сам никогда не примет нечистых денег. Если говорить о его характере кратко, то он стремится к хорошему, но не может на своем пути избежать ошибок.
При этом герой винит себя во многих совершенных грехах. Он считает, что из-за него умирали люди, поэтому он «всю жизнь погибает, но никак не может погибнуть». Это расплата за смерть тех невинных душ, которые он погубил. В их числе монах, татарин на ярмарке и цыганка Груша. Зная, что за всю жизнь Иван побывал и в плену, и на войне, становится ясно, что герой чувствует вину за гибель многих других людей, о которых в тексте не упоминается.
Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Как известно, название произведения несёт на себе большую смысловую и символическую нагрузку. Часто оно содержит не только тему, но и главную идею или конфликт. Так и Н.С. Лесков вкладывает очень большой смысл в название своей повести о современном писателю Илье Муромце — «Очарованный странник».
Иван Северьянович Флягин… Он олицетворяет собой русский характер. Этот герой находится в постоянных скитаниях, поисках себя. Это широкая русская натура, требующая развития. Можно сказать, что в стремлении к духовному совершенству Флягин тыкается, как слепой котенок, в разные стороны. Описывая жизнь Ивана Флягина, Лесков заставляет героя скитаться, встречаться с разными людьми и целыми народами. Так, на страницах книги перед читателем проходит не одна, а сотни жизней, выписанных тщательно и гениально, да к тому же совершенно простым языком.
Но дело в том, что особое мастерство автора заключается в том, что его герой – это не придуманный тип, а человек из народа. Его характер до мелочей правдив. Мы, читатели, переживая с Флягиным его скитания по земле, можем заметить закономерность в завитках его судьбы, можем отметить, что, к примеру, плен героя – явление не случайное, а закономерное. Таким образом Флягин расплачивается за убийство, которое он, хотя и не со зла, но совершил. А сам герой воспринимает все происходящее с ним как рок судьбы, бесчисленную череду событий, никак не связанных между собой.
Таким образом, Лесков не управляет мыслями героя, не «помогает» ему в понимании себя, не берет на себя роль невидимого голоса, объясняющего всё и вся. Герой сам, в меру своих возможностей, пытается понять закономерности жизни, а, вместе с этим, и смысл всеобщего бытия. Именно поэтому Ивана Северьяновича с уверенностью можно назвать странником по жизни, и странником именно зачарованным, то есть подверженным чарам.
В своей жизни герой проходит различные «испытанья»: любовью, отношением к женщине, к ребенку. Он пытается вырваться из-под чар судьбы, мечется. В нем кипит необузданная слепая сила, и Флягин не знает, как совладать с нею. Поэтому, например, он ни за что убивает монашка. И вот в финале повести мы видим этого героя в облике послушника. Здесь Флягин — моленый сын.
Возникает вопрос: «А за что ему монастырь?» Даже, скорее, не за что, а зачем? Но герой не думает, не размышляет, он чувствует. Чувствует до конца, без оглядки, без сомнений. Его сердце настолько искренне, что не поступить так, как оно велит, герой не может, да, наверное, и не умеет.
Всю жизнь Флягин погибал, а не погиб. Он по-прежнему полон сил, с удивлением и восхищением смотрит на окружающий мир. Герой рвется из колеи, которая для него как бы проложена судьбой: «Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес…
— А когда же вы в монастырь пошли?
— Это недавно-с…
— И тоже призвание к этому почувствовали?
— М-м-м не знаю, как это объяснить, впрочем, надо полагать, что имел-с».
Вот она, ключевая фраза — «не знаю»!!! Флягин не знает, он чувствует, все он делает по наитию. Поэтому и считает себя зачарованным, так сказать «роковым», то есть подверженным року. А ведь по-другому и не могло быть. Ведь если человек даже не пытается уяснить, хотя бы для самого себя, цепь поступков, связь времен, он и все происходящее с ним будет воспринимать как чужую волю или волю свыше, божественную, судьбинную…
Но и в монастыре силы героя гуляют, страсти кипят. Идет человек во власти предсказанных, непонятных чар и «странствует». Герой и богатырь, мученик и убийца одновременно. Простой русский человек, жаждущий подвига, смиряющий себя во имя Бога или людей…
«Непременно-с: мне за народ очень умереть хочется»,- говорит герой в конце повествования. Опять чувствование, опять порыв. А ведь если выживет на войне, то тоже, наверное, потом будет долго удивляться, чего это его на войну-то потянуло?! Но этого мы, читатели, никогда не узнаем. Обрывается рассказ, уходит из поля нашего зрения герой. Уходит скитаться…
Можно сказать, что сам герой, а не автор, считает себя зачарованным странником. Нельзя говорить, плохо это или хорошо. Ведь хотя Иван и повидал много горя потому, что «не знал», но он поэтому и красоту мира умел чувствовать, животных усмирять, даже разговаривать с ними на одном языке.
Богатырь, который защищал родную землю, и убийца… Вот он парадокс, который не смог объяснить даже Лесков. Как же могло ужиться в человеке трепетное чувство к жизни ребенка и пренебрежение к жизни другого? Действительно, судьба что ли?..
Действующие лица
Если кратко рассмотреть повесть Николая Лескова, то тогда обязательно следует обратить внимание и на характеристику действующих лиц. К главным можно отнести следующих персонажей:
К главным можно отнести следующих персонажей:
- Иван Северьянович Флягин.
- Груша.
Иван Северьянович, начиная с первой главы, рассказывает историю своей жизни. Его исповедь показывает, что человек способен преодолеть все жизненные испытания. В финале повести читатель видит монаха, которому уже за пятьдесят, но он умудрён опытом и уже не совершает безрассудные поступки. Сводит судьба Флягина и с Грушенькой, в которую был безответно влюблён. Но молодая и прекрасная цыганка любила князя. По просьбе девушки он убивает её.
Для того чтобы полнее раскрыть авторский замысел и образ главного героя, в тексте есть и другие персонажи:
- Граф и графиня из Орловской губернии, у которых Иван выкрал лошадей.
- Барин из Николаева, который сам воспитывал дочь.
- Мать девочки, которой Флягин помог выкрасть ребёнка.
- Офицер, муж сбежавшей женщины.
- Князь, владелец суконной фабрики.
- Евгенья Семёновна, любовница князя.
Анализ 3
В повести «Очарованный странник», вышедшей в свет в 1873 году, представлен образ человека удивительной судьбы. На пароходе, плывущем на Валаам, черноризец-паломник, назвавшись мирским именем Иваном Северьяновичем Флягиным, рассказывает попутчикам о скитаниях, которые ему довелось вынести, Внешностью он напоминал русских былинных богатырей. Его удивительный, поэтический народный язык и манера повествования – старинный русский сказ, последовательность и изложение событий его жизни похоже на канонический древнерусский жанр жития. Попутчиков Иван покоряет искренностью рассказов о своих скитаниях.
Многие критики, современники Лескова, восприняли это произведение враждебно, упрекали автора в том, что нет в его повести ни логического сюжета, ни правдивости в описанном им национальном характере, ни основы любви героя к русской земле. Все повествование главного героя о своих странствиях оценивали, то ли как «от дурака откровение», то ли от «умного речь», а самого главного героя представляли, как пародию на человека с русским характером. Однако, образ главного героя при кажущейся внешней простоватости, многогранен и сложен. Лесков, познавая таинственную глубину русской души, ищет нравственные порывы в поступках грешного человека, неистового правдоискателя, который, часто ошибался, но страдая, не теряя веры, приходит на путь покаяния. Лесков показал, что русскому человеку не совсем присуще христианское смирение, ему свойственно согрешить ради справедливости.
Главный герой с детства был родителями завещан Богу, потому что был долгожданный и вымоленный ребенок. И по предсказанию ему было суждено уйти в монастырь. Много испытаний выпало на долю Ивана: крепостная повинность, побег, скитания без документов и денег, десятилетний плен у иноверцев, пятнадцатилетняя рекрутская служба на Кавказе, где за отвагу был пожалован Георгиевским крестом и офицерским чином. Он невольно стал причиной смерти трех человек: монаха, свалившегося под колеса телеги, татарина, бившегося за коня, цыганки, обезумевшей от ревности. Довелось ему побывать конэсером, нянькой, лекарем, солдатом, справщиком в конторе, актером в балагане. Сам герой считает себя страшным грешником, но пройдя через искушения и испытания, находит успокоение в служении и вере. Последний приют он находит в монастыре, но и там ему скучна спокойная жизнь. Его душа в поиске, она жаждет обрести цель жизни. Он очарованный жизнью бродяга с чистой, как у младенца душой, но сильным и независимым характером.
Сочинение Очумелов в рассказе Хамелеон (характеристика и образ героя)
В произведении А. П. Чехова Хамелеон есть много героев, как хороших, так и плохих. Очумелов, чья фамилия говорит сама за себя, является главным героем произведения Антона Павловича, в котором содержится вся суть хамелеона.
Сочинение Жестокая реальность. Как вы понимаете выражение?
Увы, жизнь далеко не всегда справедлива. Люди не всегда получают по заслугам – достаточно часто их обвиняют в том, чего они не совершали либо в том, что не хотели совершать, но все же сделали под напором внешних обстоятельств.
Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для подросткового возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся специфические знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.
Жизненный путь Флягина
В дальнейшем Иван Флягин сменил множество занятий и попадал в разного рода передряги. Всё началось с того, что он украл у барина двух лошадей и убежал от него. Потом в честном поединке с татарином засёк нагайкой противника, после чего сбежал от полицейского и провёл десять лет в плену в степи у татар. В конце концов, он убежал т них и прибыл на родину, к своему барину. Тот приказал его выпороть, а затем разрешил ему уехать на заработки.
Затем Флягин устроился конэсёром (объездчиком лошадей) к одному князю. Во время объезда лошадей он отдал все предоставленные ему деньги цыганке Груше, поскольку влюбился в неё. Князь его, однако, простил, потому что влюбился в эту цыганку сам. Он выкупил её у табора, однако затем отказался на ней жениться и выбрал богатую невесту. От отчаяния Груша попросила Флягина, чтобы он её убил, что тот и сделал.
Затем Флягин служил на Кавказе и даже был приставлен к награде за боевой подвиг. После этого работал актёром, причём в спектаклях играл роль демона.
В конце концов, Флягин ушёл в монастырь, где устроился «по профессии», то есть кучером. Однако и там жизнь его не оставляла в покое. Ночью он случайно принял корову за беса и убил её. За это игумен приказал посадить его в погреб на несколько месяцев. Сидя в погребе, Флягин начал пророчествовать и предсказывать России предстоящие бедствия. Он говорил, что скоро начнётся война. Раздосадованный игумен вызвал лекаря, который осмотрел Флягина и посоветовал тому отправиться куда-нибудь подальше «пробегаться». Герой решил странствовать и путешествовать по святым местам.
Кто такой Иван Флягин
Иван Северьянович Флягин на момент знакомства с ним читателя имеет ещё не старый возраст — ему всего пятьдесят два года. Однако перед читателем Иван Флягин предстаёт настоящим стариком — он умудрён опытом, прожил очень сложную и насыщенную событиями жизнь и, в конце концов, принял для себя ответственное решение — встать на путь покаяния. Ради этого он совершает паломничество по святым местам.
Внешне герой напоминает настоящего русского богатыря: у него высокий рост и мощное телосложение, смуглое лицо и большие, закрученные по-гусарски усы. При этом одет он в наряд монашеского послушника — подрясник, чёрная шапочка на голове. С собеседниками Флягин общается смело и самоуверенно, но уважительно и без заносчивости. Он очень интересно и доброжелательно говорит, рассказывает увлекательные истории, даже голос у него приятный — плавный бас. Если кто-то ему возражает, он не обижается, а терпеливо излагает свою точку зрения.
Жизнь этого человека была непростой с самого рождения. Его прозвали «Голованом», потому что родился он с очень большой головой. Также он называет себя «молитвенным сыном»: мать вымолила его у бога, а затем умерла при родах.
Поскольку отец его был кучером и служил у барина, мальчик стал с юных лет готовиться к тому же занятию, благодаря чему быстро научился любить и понимать лошадей. Он стал служить форейтором — специальным слугой, который едет на лошади впереди других лошадей, запряжённых в экипаж. Как и полагается в житийном жанре, с самого начала его судьба была определена неким мистическим образом. Из-за Флягина однажды на дороге погиб монах; вскоре он явился Флягину во сне и предсказал ему, что на его долю выпадет множество испытаний, но, в конце концов, он пойдёт «служить богу», поскольку мать обещала, что её сын станет монахом.
Вариант 2
Данную повесть автор изначально назвал иначе «Черноземный Телемак», но, видимо решив, что второе название звучит более оригинально и максимально раскрывает суть рассказа. Оставляет второе название «Очарованный странник».
Главным героем повести, был странник средних лет, который долгое время путешествовал в поисках, для того чтобы обрести умиротворенность своей души. Сам Флягин, являлся большим любителем мечтаний, также ему интересно было смотреть и анализировать поведение посторонних людей.
Почему же Лесков употребляет в названии слово «очарованный», наверное, потому что оно характеризует самого персонажа. Так как он вел себя как околдованный красотой всего окружающего его природы, людей, испытал особую любовь к Родине. Странник во всем старался видеть только хорошее и положительное, не замечая, что твориться вокруг плохое. Флягин всегда прислушается к своему большому доброму сердцу и совершает действия, как велит оно. Большинство событий произошедших с ним хороших и плохих, он считает, что это послание всевышнего. Так как только Бог в силе изменить человеческую судьбу, и направить его на какие-то решения. Не о чем содеянном он не сожалеет, даже о совершенном преступлении.
Некоторые свои поступки странник совершает необдуманно, как будто околдованный, так как его действиям нет логического объяснения, но ему кажется, что он поступает правильно.
Смысл данной повести Лескова, заключается именно в названии. Так как его главный герой не оставит равнодушным читателей после прочтения, а затронем за душу и может заставить изменить свое поведение или отношение к окружающим людям. Флягин жертвовал собой ради спасения посторонних ему окружающих людей, животных, совершал только добрые поступки. Именно так казалось ему, что он делает все правильно. Он жил и безвозмездно помогал и не когда не ждал нечего взамен.
На сегодняшний день если приглядеться в окружающих людей, то можно тоже разглядеть в них очарованного странника, готового помогать всему миру, только не себе самому.
Второе убийство и побег
Совершенно спокойно в честном бою убил (а дело состояло в споре, кто кого запорет нагайкой), как будто так и положено, татарина Иван Флягин. Характеристика этого поступка показывает то, что 23-летний молодой Иван не дозрел до оценок собственных действий, а готов принять любые, даже аморальные правила игры, которые ему предлагают.
И в результате он прячется от правосудия у татар. Но в итоге — он в плену, в тюрьме татарской. Десять лет проведет Иван у своих «спасителей-иноверцев» и будет тосковать по родине, пока не убежит. И будут его вести целеустремленность, выносливость и сила воли.
Характеристика Ивана Флягина как рассказчика
Сказ Флягина-Лескова намеренно замедлен, как в эпической раздумчивой песне. Но когда исподволь накапливаются силы событий и характеров, то он становится динамичным, стремительным. В эпизоде обуздания лошади, с которой даже англичанин Рарей не может справиться, способ повествования динамичный и острый. Описания коней даны так, что вспоминаются народные песни и былины. Конь в 6-й главе сравнивается с птицей, которая не своей силой несется.
Образ предельно поэтичен и смыкается с гоголевской птицей-тройкой. Эта проза должна читаться декламационно, замедлено, как стихотворение в прозе. И таких стихотворений наберется много. Чего стоит эпизод в конце 7-й главы, когда исстрадавшийся странник молится так, что снег под коленями растаял, а там, где слезы капали, утром травка появляется. Это говорит лирический поэт — страстотерпец. Эта и другие миниатюры имеют право на отдельное существование. Но вставленные Лесковым в большое повествование, дают ему необходимую окраску, обогащающий отсвет.
Заключение
Образ Ивана Флягина показывает нам человека, который жил полнокровной жизнью и любил эту жизнь, а в результате был очарован идеей самопожертвования ради того, чтобы спасти Россию от грозящих ей бедствий. На своём пути Флягин совершает множество ошибок, однако не отчаивается и готов покаяться в них.
Вам также будет интересно почитать:
Азазелло из романа «Мастер и Маргарита»
Лидия Михайловна из рассказа «Уроки французского»
Евгений Онегин из романа в стихах «Евгений Онегин»
Софья Фамусова из комедии в стихах «Горе от ума»
Краткое содержание стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Кай из сказки «Снежная королева»