Образ и характеристика берлиоза в романе мастер и маргарита булгакова сочинение

Личность, внешность героя

Михаил Александрович Берлиоз является руководителем (председателем) МАССОЛИТа. О внешности героя рассказывает автор немного, но этого вполне достаточно, чтобы создать четкий образ второстепенного персонажа в мыслях:

  • небольшой рост;
  • упитанное телосложение;
  • залысины на черноволосой голове;
  • одевается в костюмы преимущественно серых оттенков;
  • покрывает голову шляпой;
  • часто носит головной убор в руках;
  • гладко выбритое лицо.

Перед читателем Берлиоз в «Мастере и Маргарите» предстает в образе мужчины, находящегося в полном расцвете сил. Ему приблизительно 45 лет. Михаил Александрович — литератор, состоящий в крупнейшей московской ассоциации. Помимо этого, он занимается редактурой художественного журнала. Высокопоставленный, мастистый председатель — генерал в литературных кругах. Булгаков дает герою такую же фамилию, как у известного французского композитора Гектора Берлиоза.

«Нехорошая квартира»

Особое значение в романе имеет московская квартира, расположенная по адресу: улица Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. В этой квартире начинают происходить странные явления, прежде всего загадочные исчезновения людей. Несмотря на это, в квартиру заселяются Берлиоз и Степан Лиходеев — директор Варьете. После них в этой квартире появляются Воланд и его свита, которые устраивают в ней «бал сатаны».

По-видимому, обитатели этой квартиры были настолько «черны», что сами привлекли в неё «нечистую силу». Последний хозяин квартиры Берлиоз особенно приглянулся Воланду как объект для наказания.

Сочинение Берлиоз в произведении Мастер и Маргарита

В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила. Но, конечно, его образ ещё много раз упомянут в романе – его похороны, похищение его головы, превращение его черепа в чашу.

Сам Михаил был важным и весьма самодовольным, как и многие москвичи в романе, человеком. Он возглавлял важную литературную организацию, считал, что играет важнейшую роль в этой жизни, что всё знает. Он взялся даже спорить с самим дьяволом Воландом, хотя и не зная, кто пред ним, о могуществе человека, об Иисусе. Он смеялся над аргументами ученого Воланда, что человек ничем особо не может распоряжаться, так как ничего не знает о своей судьбе. Ивану Бездомному он убедительно до этого доказывал, что образ богочеловека существует во всех культурах… Умничал, в общем. Показывал своё неверие.

Впрочем, нельзя отказать ему в интеллигентности, спор с иностранцем он вёл аккуратно, сдерживал возмущенного Ивана. Конечно, он не поверил в предсказания Воланда, а поспешил на собрание, которому не суждено было состояться.

Берлиоз – функционер, о котором особенно никто не жалеет. Все лишь удивляются и ужасаются странным обстоятельствам его смерти. Он плохо влияет на молодого «поэта» Ивана, но и на других тоже. Получается, что он гасит в них веру, убеждает отказаться от творческой свободы за материальные блага. Действует не хуже самого Воланда! Выполняет его работу…

Если о портрете, то персонаж этот был вполне себе функционер – упитанный и лысый. У него был приличный костюм, очки и шляпа. Ещё он был небольшого роста. У него была квартира, в которой и поселился после его смерти Воланд со свитой.

Самое страшное, что Берлиоза заставили увидеть, что существуют потусторонние силы, в которых он не верил. На балу Воланд оживил его голову… В глазах Михаила было страдание. И хозяин бала отправил его душу в «ничто», раз уж Михаил ни во что не верил.

Утро туманное

Степа Лиходеев в романе «Мастер и Маргарита» упоминается всего несколько раз. Более детально – в седьмой главе. А дальше автор ему уделяет в общей сложности несколько строк. Однако стоит сказать, что именно в главе «Нехорошая квартира» перед читателем впервые предстают помощники Сатаны в полном своем составе, и именно поэтому она столь запоминающаяся.

Однажды после бурно проведенного вечера Лиходеев просыпается в своей постели (хотя пробуждением состояние директора «Варьете» в это утро назвать сложно) и обнаруживает сидящего рядом неизвестного человека в черном берете. Нежданный визитер говорит с акцентом, представляется артистом, с которым Степа Лиходеев незадолго до этого злополучного дня якобы заключил контракт. Директор «Варьете» этого не помнит. И неудивительно, ведь минувшим вечером он пил портвейн после водки, затем объяснялся какой-то даме в любви, ездил к кому-то на дачу в Сходню… Словом, ночь была насыщенная.

Лиходеев, так и не вспомнив событий прошедших дней, выпивает предложенную гостем водку, закусывает чудесно появившимися яствами и, будучи человеком хитрым и неглупым, старается скрыть перед незнакомцем собственную забывчивость. И вдруг, выйдя в переднюю, обнаруживает там постороннего черного кота жутких размеров.


Смотреть галерею

Характеристика

У Берлиоза была неприглядная и даже неприятная внешность: он был «маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе».

Для Берлиоза важно его положение в обществе. Он делает все, чтобы показать свое подчинение власти

Идеология для героя – все. Партийные указания превыше всего. Ведь таким образом он получает многое. К примеру, Берлиоз за заслуги в литературе имеет дачу в Перелыгине.

Душа, внутренние качества человека не важны для Берлиоза. Этот образ бесчувственен, для него важны только материальные блага.

Личная жизнь

Из-за пылкой натуры в личной жизни Гектора Берлиоза присутствовали романы с артистическими красавицами, а также дамами из аристократических родов. Одной таких женщин была Мари Мок — молодая талантливая пианистка, которой композитор увлекался в начале 1830-х годов.

Девушка отвечала взаимностью, и дело дошло до помолвки, но потом выяснилось, что ее сердце занял французский издатель и музыкант. Берлиоз стал ухаживать за актрисой театра, которую звали Гарриет Смитсон, и поначалу писал ей нежные письма, превозносившие мастерство и талант.

Гектор Берлиоз и Гарриет Смитсон / «Википедия»

К моменту брака, заключенного осенью 1833 года, чувства влюбленных достигли высшей точки и сулили много счастливых дней. Сын Луи, появившийся через некоторое время после свадьбы, стал наследником композитора и единственным из детей.

Постепенно жизнь с женой стала походить на непредсказуемое волнующиеся море, и Берлиоз, одинокий и расстроенный, искал утешение на стороне. Он познакомился с Мари Ресио, которая, будучи известной певицей, сопровождала на гастролях мужчину.

После смерти Гарриет Гектор женился на любовнице, и этот счастливый брак длился на протяжении 10 лет. Но потом болезнь сломила супругу, и она покинула композитора, имя которого к тому времени появлялось на страницах французских газет.

Характеристика

У Берлиоза была неприглядная и даже неприятная внешность: он был «маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе».

Для Берлиоза важно его положение в обществе. Он делает все, чтобы показать свое подчинение власти

Идеология для героя – все. Партийные указания превыше всего. Ведь таким образом он получает многое. К примеру, Берлиоз за заслуги в литературе имеет дачу в Перелыгине.

Душа, внутренние качества человека не важны для Берлиоза. Этот образ бесчувственен, для него важны только материальные блага.

Экранизации

Берлиоз как второстепенный персонаж фигурирует в части экранизаций романа «Мастер и Маргарита», но далеко не во всех. Персонаж появляется в итало-югославской экранизации 1972 года «Il Maestro e Margherita», где эту роль исполнил актер из Югославии Фабиян Совагович.

Музыку к фильму написал знаменитый итальянский кинокомпозитор Эннио Морриконе, известный миру по саундтреку к фильму «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино, за который Морриконе получил «Оскар».

В российской экранизации 1994 года режиссера Юрия Кары роль Берлиоза исполнил актер Михаил Данилов, а озвучил Сергей Юрский. Эта роль стала последней в актерской карьере Данилова.

В телесериале «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко, который вышел на экраны в 2005 году, роль Берлиоза сыграл актер Александр Адабашьян. Интересно, что Адабашьян на двадцать лет старше собственного персонажа, которому по книге должно быть сорок лет. Внешность актера также не совпадает с книжным обликом героя, поскольку булгаковский Берлиоз лыс.

http://masterimargo.ru/berlioz-1.htmlhttp://obrazovaka.ru/sochinenie/master-i-margarita/berlioz-mihail-aleksandrovich.htmlhttp://24smi.org/person/3815-berlioz.html

Преступление и наказание

Своим поступком Воланд не только преподает урок невежественному Берлиозу, наказывая его за неверие в дьявола, но и таким образом наставляет Ивана Бездомного. Иван после смерти Берлиоза не только начинает верить в божественное начало, но и бросает сочинение «глупых стишков», делая упор в творчестве на исторические сочинения.

Можно провести параллели между организациями в романе и реально существовавшими литературными учреждениями. Так, прообразом МАССОЛИТа (Мастерской социалистической литературы) в реальной жизни является МАСТКОМДРАМ или Мастерская коммунистической драматургии. Берлиоз как яркий представитель МАССОЛИТа не имеет собственного мнения, а руководствуется лишь распоряжениями партии. Именно поэтому такие молодые авторы, как Мастер, не могли быть приняты в литературное общество. Их сочинения предполагали существование божественного и поэтому были антипартийными. Примечательно, что Берлиоз сам не занимался писательством, но критиковал сочинения молодых авторов. Этот факт сам по себе ярко иллюстрирует литературное общество Москвы 1930-х гг.

Жанр, направление

Михаил Булгаков считается мистическим писателем, почти каждая его работа несёт в себе загадку. Изюминка этого произведения – наличие романа в романе. История, описанная Булгаковым, – мистический, модернистский роман. А вот входящий в него роман про Понтия Пилата и Иешуа, автором которого является Мастер, не содержит в себе ни капли мистики.

Направление, в русле которого творил автор, носит название «мистический реализм». Такие произведения основываются на событиях из мира действительности, но их изящно дополняют фантастические элементы, раскрывающие новые грани реальности.

Внешность героя

Перед читателем он предстает в образе «прозрачного гражданина престранного вида». Небольшую голову мужчины покрывает жокейский картуз. На тело небрежно натянут клетчатый пиджак. Рост его довольно внушителен — с сажень. Плечи героя узкие. Да и фамилия худощавого мужчины весьма странная — Коровьев. Лицо персонажа автор описывает как физиономию с глумливой усмешкой. А также в романе «Мастер и Маргарита» можно найти другие слова с описанием внешности Фагота:

  • тоненькие усики, словно куриные перья;
  • маленькие глаза с ироничным огоньком, словно герой всегда полупьян;
  • клетчатые брюки, выглядящие слегка подстреленными;
  • выглядывающие из-под брючин грязные белые носки;
  • нос персонажа украшает в некоторых сценах треснутое пенсне с одним отсутствующим стеклом;
  • невероятно длинный мужчина ростом около двух метров;
  • худые и узловатые пальцы;
  • жилистая шея;
  • одежда героя выглядит как драный цирковой костюм.

При всей своей неряшливости Коровьев в одной из сцен, когда Воланд устраивает бал, а затем вершит суд, предстает в совершенно другом образе. Читатель видит истинного рыцаря тьмы в темной аккуратной одежде, вежливую, учтивую, исполнительную демоническую сущность.

Сочинение про Берлиоза

Михаил Александрович Берлиоз ненадолго появляется на страницах романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако, несмотря на свою второстепенность, этот персонаж играет очень важную роль в произведении.

У Берлиоза ничем не примечательная внешность: он невысокого роста, слегка полноват, носит серый костюм, очки в роговой оправе, прячет под шляпой лысину. Этот персонаж – литератор, а также председатель МАССОЛИТа и редактор журнала. Берлиоз – атеист, он не верит ни в Бога, ни в Дьявола.

Знакомство с героем происходит уже на первых страницах романа. На Патриарших прудах он беседует с юным талантливым поэтом Иваном Бездомным. Он критикует образ Христа в новой поэме молодого поэта. Именно в этом момент к ним присоединяется незнакомец, похожий на иностранца. Это – Воланд, сам Сатана. Он вклинивается в дискуссию, и между участниками разгорается жаркий спор.

Берлиоз отрицает историческое существование Иисуса, а также утверждает, что человек сам управляет собственной судьбой. Воланд предсказывает ему ближайшее будущее, в котором, по его мнению, Берлиозу отрежет голову женщина. И действительно, спеша сообщить о сумасшедшем иностранце, литератор поскальзывается на разлитом масле, и падает на трамвайные рельсы, где лишается головы под составом, которым управляет женщина. Той же ночью из морга пропадает голова литератора. После его смерти в квартиру номер 50, на улице Большой Садовой, 302-бис, которую занимал Берлиоз, вселяется Воланд вместе со всей своей свитой. В итоге в этой «нехорошей» квартире проходит бал Сатаны, во время которого Воланд разговаривает с ожившей головой Берлиоза. После чего превращает череп в золотой кубок, используемый для причастия Маргариты, тем самым отправив литератора в небытие. Получается, что теперь Берлиоз застрял на грани миров: он и не жив и не мёртв.

Не случайно при жизни Берлиоз был одиноким человеком: жена сбежала от него с каким-то балетмейстером Харьков, талантливые ученики также не задерживаются при нём, он привлекает только приспособленцев и бездарей. Единственный дядя появляется только после его смерти, соблазнившись наследством. Это происходит потому, что сама жизнь отрицает Берлиоза.

А Лиходеев мог бы быть совсем другим…

И в первой редакции романа присутствовал такой персонаж, как Лиходеев. Звали его, правда, по-другому. Гаруся Падулаев – таким именем в 1929 году наделил Булгаков директора театра. У этого героя был прототип – знакомый писателя (уроженец солнечного Владикавказа) Тауджин Пейзулаев. Этот человек работал вместе с писателем над пьесой «Сыновья муллы». В первоначальном варианте романа Гаруся, так же как и Степа, покидает против своей воли квартиру № 50, расположенную в доме 302-бис по улице Садовой. Но Воланд отправляет его не в Ялту, а на родину своего прототипа – во Владикавказ.

По пути из столицы на малую родину Гаруся наслаждается видом чудесного московского пейзажа. То есть во Владикавказе Падулаев оказывается не мгновенно. В его путешествии есть даже нечто романтичное. Булгаков с Падулаевым обошелся значительно мягче, нежели с Лиходеевым. Но позже, узнав о смерти своего соавтора, писатель решает кардинально изменить образ изгнанного из Москвы персонажа. В 1936 году Булгаков в очередной раз переписывает роман. И теперь на страницах этого произведения появляется директор театра по фамилии Лиходеев.

Алоизий Могарыч в фильмах

В 2005 году на российские телеканалы вышел сериал, основанный на романе «Мастер и Маргарита», с одноименным названием. Режиссер картины, Владимир Бортко, поставил перед собой задачу полно и адекватно переложить содержимое книги на киноязык.

В более ранних экранизациях предатель игнорировался авторами. А в новой версии — фильме Юрия Кары — сцены с Могарычем вырезаны.

Владимир Бортко упрямо следовал оригиналу и превосходно продемонстрировал Москву 1930-х годов. Реплики, словесные описания персонажей, основные сюжетные линии также нашли свое отражение в сериале.

Роль Алоизия сыграл Геннадий Богачев. Учитывая, что в романе писатель не уделил внимания внешности героя, у режиссера в этом плане была возможность проявить инициативу.

В результате телезрители увидели полноватого мужчину среднего роста с растрепанной и жидкой шевелюрой. В сцене, где Воланд призывает предателя к себе, актер талантливо продемонстрировал страх своего героя, трясущегося и потеющего в ожидании расплаты.

За что убили Мишу Берлиоза?

Главная » Альтернативная История (художественная литература этого жанра) » За что убили Мишу Берлиоза?

Альтернативная История (художественная литература этого жанра)Альтернативная История (художественная литература этого жанра)

Aley 19.04.2012 182

в Избранноев Избранномиз Избранного 0

Уважаемые коллеги. В связи с развернувшейся дискуссией о религии, хочу предложить небольшое эссе на данную тему.

Обычно считается, что Михаил Булгаков вывел самого себя в образе Мастера в своем романе «Мастер и Маргарита». Но так ли это?

Единственным реально пострадавшим от рук Воландовской шайки, был Михаил Берлиоз. Он был убит, остальные отделались легким испугом. Ах, да – был еще барон Майгель, застреленный лично Воландом, но стукач (наушник и шпион – в романе) Майгель, личность не просто отвратительная, а нанесшая хозяину личное оскорбление: явиться шпионить за самим Сатаной…

А Берлиоз? Он то в чем провинился?

Могут возразить – гибель Берлиоза была случайной, Воланд лишь предсказал ее, читая судьбы людей как открытую книгу. Э, нет. Не присядь Воланд возле мирно беседующих литераторов, не заведи разговор об Иешуа, тогда не пришлось бы несчастному редактору бежать за врачами, чтобы помочь спятившему иностранцу, а значит, не попал бы он под трамвай, и не отрезала бы ему голову комсомолка-вагоновожатая (атеистка!).

И ведь играет с ним Сатана, явно играет. Вот он говорит: «А бывает еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, — тут иностранец прищурился на Берлиоза, — пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет – поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что он сам собой управил так? Не правильнее думать, что управился с ним кто-то совсем другой?»

Конечно другой – и этот другой сидит рядом с Берлиозом!

А вот чуть ниже, Берлиоз просит Воланда предсказать, какой смертью он умрет. «Охотно, — отозвался незнакомец. Он смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: «Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла… шесть – несчастье… вечер – семь…» — и громко и радостно объявил: — Вам отрежут голову!»

Врет Лукавый, он уже все рассчитал и не нужно ему никаких дополнительных астрологических вычислений… Берлиоз обречен.

Но почему? В смысле – за что?

За атеизм, за неверие в Сатану? Но вот рядом сидит поэт Иван Бездомный, который гораздо более агрессивен по отношению к Воланду, но он не только остается в живых, но даже выигрывает – из бездарного поэта превращается в конце-концов в уважаемого члена общества. Профессор!

А Берлиоза убили.

Объяснить это можно только одним: Михаил Александрович Берлиоз — это Михаил Афанасьевич Булгаков, собственной персоной.

Вспомним, что «никому неизвестный композитор-однофамилец» Гектор Берлиоз, в молодости был врачом. После полного совпадения инициалов, это вторая точка пересечения с биографией бывшего врача Михаила Булгакова.

Вот теперь все встает на свои места – Берлиоза покарали не за атеизм, а за предательство, потому что, как и сам Булгаков, Берлиоз верующий человек. Верующий в душе и пропагандирующий (активно пропагандирующий) чуждое ему учение. Что там «дремучий» Иванушка Бездомный, он не ведает, что творит: объяснили ему, что бога нет — он и поверил. А Берлиоз не только предает сам, он еще и пытается обратить в свою псевдоверу других, трусливо служит сатанинской власти безбожников, как служит ей и сам Булгаков.

Автор жесток, приговор приведен в исполнение.

«Трусость, это самый страшный порок», — говорит Понтий Пилат.

Образ и биография Алоизия Могарыча

О внешности персонажа приходится судить из цитат самого Мастера. Так, он отозвался о новом друге следующими словами: «Внешне-то черт знает на что похожий». Такой словесный портрет сразу производит отталкивающее впечатление. Тем не менее, знакомый быстро становится завсегдатаем дома писателя.

Первая встреча произошла случайно. Алоизий снимает комнату по соседству с главным героем. В дальнейшем часто жалуется на стесненные условия, завистливо поглядывая на жилище Мастера.

Могарыч сообщает, что занимает должность журналиста. Узнав о написанном романе, живо интересуется его содержанием. В сжатые сроки прочитывает рукопись от корки до корки и делает рецензию, которая чудесным образом совпадает с мнением автора.

Эта дружба сразу не понравилась спутнице Мастера, о чем та не преминула сообщить. Однако писатель придерживался иной точки зрения. Он был уверен, что встретил человека великого ума, ведь Алоизий с легкостью давал пояснения на любую тему. Это восхищало главного героя, и он с упоением задавал все новые вопросы.

Прототип Алоизия Могарыча — Сергей Александрович Ермолинский К тому же Мастера привлекла страсть мужчины к литературе. Между тем, он не отрицал, что Могарыч — человек-сюрприз. И существование в его личности некоего ящика Пандоры привлекало и интриговало.

Дружба продлилась не так долго, и вскоре пороки журналиста вылезли наружу. Зависть — именно это чувство съедало Алоизия каждый раз, когда он заходил в гости к писателю. А узнав, что из-за опубликованного отрывка романа мужчину грозятся наказать, нашел способ насолить приятелю.

Он совершил донос на Мастера, из-за чего тот оказался в сумасшедшем доме. Неудивительно, что герой, подобно Иуде, получил вознаграждение. После выселения автора запрещенной литературы из квартиры Алоизий молниеносно занял ее.

Расплата настигла доносчика. Предатель предстал перед Воландом и Азазелло, трясясь от страха и что-то бормоча о пристроенной ванне и купоросе. Реакция оказалась стремительной, хотя и без трагических последствий. Могарыч очнулся в поезде без штанов. Одежду журналисту удалось купить у проводника, и в скором времени герой уже вернулся домой и устроился на работу к Римскому.

История происхождения

Образ Михаила Александровича Берлиоза, влиятельного человека в московском литературном сообществе, руководителя писательской организации, вероятно, списан Булгаковым с кого-то из советских идеологов того времени.

Прототипом персонажа может оказаться Леопольд Авербах – основатель Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), или дипломат Федор Раскольников, или публицист и журналист Михаил Кольцов. Мог быть прототипом Берлиоза Владимир Блюм — театральный критик и журналист, который публиковал рецензии в центральных газетах «Известия» и «Правда», а мог и Демьян Бедный, знаменитый пролетарский поэт.

Фамилией Михаил Александрович Берлиоз обязан французскому композитору XIX века Гектору Берлиозу. Этот выбор сделан Булгаковым не случайно. Некоторые музыкальные произведения Гектора Берлиоза тематически пересекаются с сюжетными линиями романа «Мастер и Маргарита». Например, третья часть «Фантастической симфонии», которая носит название «Сон в ночь шабаша».

Творчество

Творческая деятельность Берлиоза разнообразна. Он сочинял симфонические произведения и оперы, увертюры, кантаты, сочинения для концертов. Однако не все его произведения оценивались публикой.

Композитор большое внимание уделял музыкознанию, работе с оркестром, его гармоническим и ритмическим особенностям. Он обогатил тембровую драматургию, используя оригинальные сочетания тембров, необычные музыкальные инструменты

В 1843 году Берлиоз издал фундаментальную работу об искусстве инструментовки.

Значительную долю в творчестве музыканта занимала дирижерская деятельность, в том числе с оркестром Парижской консерватории, на многочисленных концертах. Современники отмечали большое дирижерское мастерство. Его считают одним основоположников сегодняшней дирижерской школы.

Берлиоз является автором фундаментального теоретического труда, посвященного искусству дирижера. Несколько десятилетий в специализированных газетах и журналов он регулярно публиковал талантливые критические статьи и фельетоны. Его музыкально-критическая работа являлась основным источником дохода.

В литературном наследии Берлиоза особое место занимают его мемуары. Здесь в блестящем литературном стиле изложена его автобиография, показана широкая панорама жизни творческой элиты.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Портретный очерк (мамы, подруги) Стою посередине комнаты и кричу: «Мааааам, а носки-то мои где?». Слышу, идёт. Буквально через минуту она оказывается в комнате с моими носками в руках, на поиски которых прежде я потратила уйму времени.
  • Образ и характеристика Сотникова в повести Быкова Произведение Быкова «Сотников» было написано в 1969 году. Вначале автор назвал свое творение «Ликвидацией». В своих произведениях автор затрагивал проблемы, связанные с нравственностью
  • Сочинение на тему Честь дороже жизни Прожить правильно жизнь задача не из легких. Человеку свойственно постоянно ошибаться, совершать неправильные поступки. Часть этих ошибок незначительны и очень быстро забываются.
  • Сочинение по рассказу Царь-рыба Астафьева Произведение относится к социально-философскому творчеству писателя, раскрывающему проблемы взаимоотношений природы и человека, и является составной частью одноименного цикла новелл.
  • Твір на тему Ромео і Джульєтта (кохання і трагедія) Кохання завжди оспівувалось у творах митців. Шекспір, який жив у Єлизаветинську епоху, за часів правління королеви Єлизавети І. Найвидатніший драматург Англії усіх часів написав драму Ромео і Джульєтта

Популярные сегодня темы

Произведение посвящено теме коллективизации и борьбе между разными слоями сельских жителей поддерживающих или отвергающих это нововведение Советской власти.

Жилин был пленен вместе с офицером Костылиным, который бросил его, как только увидел приближающихся татар. В плену он и встретил Дину – молодую татарку, лет тринадцати на вид. Произошла эта встреча, когда он попросил у татар воды

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» есть такой персонаж как Пьер Безухов. Молодой человек был сыном самого богатого человека в России. В обществе его никто и никогда не воспринимал серьезно

Судьба человека очень сложна и многогранна. Порой всё идет в жизни хорошо и вдруг… происходят события, приносящие огорчения, разочарования, а иногда и того хуже.

Дворянство является неотъемлемой часть великого романа Льва Николаевича Толстого. Он условно разделяет его на две части: салонное и поместное. Первое напрямую связано с Анной Шерер, а второе с Ростовыми.

Характеристика

У Берлиоза была неприглядная и даже неприятная внешность: он был «маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе».

Для Берлиоза важно его положение в обществе. Он делает все, чтобы показать свое подчинение власти

Идеология для героя – все. Партийные указания превыше всего. Ведь таким образом он получает многое. К примеру, Берлиоз за заслуги в литературе имеет дачу в Перелыгине.

Душа, внутренние качества человека не важны для Берлиоза. Этот образ бесчувственен, для него важны только материальные блага.

2 вариант

Михаил Александрович Берлиоз – персонаж романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», который был первым наказан Воландом. Берлиоз погиб в самом начале романа, попав под трамвай, как и предсказал ему незадолго до этого Воланд.

Берлиоз погиб в расцвете лет. Портрет Берлиоза, данный в первом же абзаце романа, позволяет увидеть человека успешного, сытого и довольного жизнью. Он был чиновником новой советской формации, делом его службы была литература. Несмотря на то, что сам он был начитан на уровне энциклопедии, это не мешало ему редактировать художественный журнал и вершить судьбы современных литераторов. МАССОЛИТ, литературная ассоциация, давала ему возможность легко получать жизненные благ — занимать несколько комнат в квартире в центре Москвы на улице Садовой, дачу в литераторском поселке Перелыгино на Клязьме, ездить на воды и иметь домработницу.

Будучи генералом от литературы Берлиоз держится снисходительно-покровительственно с Иваном Бездомным, достаточно самоуверенно с Воландом. Он привык к тому, что все в его жизни налажено и распланировано, никаких необыкновенных явлений не происходит. Именно поэтому он, ничего не опасаясь начинает общаться с Воландом, который его даже заинтересовал в начале разговора. Сам Берлиоз в этой беседе на Патриарших прудах позиционирует себя как атеиста, утверждает, что всем на земле, включая собственную жизнь, управляет человек. Воланд доказывает Берлиозу ошибочность его взглядов, мистическим образом отправляя его под трамвай, где Берлиоз никак не предполагал оказаться в этот майский вечер.

Посмертная судьба Берлиоза оказалась менее удачной, чем земная. Сначала его ругали собратья по литературному цеху, дожидавшиеся его для проведения заседания, на которое он по понятным причинам не явился. Погибнув такой страшной смертью, Берлиоз еще и оказался «обокраденным покойником», так как из его гроба была украдена его голова. Это было дело рук помощников Воланда: у того на предмет использования головы Берлиоза были свои планы.

Читатель узнает из главы 23, что Воланд с Берлиозом, точнее с его головой, на балу продолжил беседу, незаконченную на Патриарших прудах из-за того, что председатель МАССОЛИТа побежал звонить в бюро иностранцев, чтобы донести на подозрительного, по его мнению, консультанта. Теорию Берлиоза о том, что после смерти человека ждет небытие, Воланд называет солидной и остроумной. Ей он противопоставляет другую: каждому будет дано по его вере.

Так как Берлиоз не верил ни в Бога, ни в Дьявола, по своей вере, точнее ее отсутствию, он получил в итоге небытие. А его голову Воланд превратил в чашу на золотой ножке, чтобы выпить из нее за главную утверждаемую им ценность – за бытие.

Булгаков неслучайно отправляет на смерть именно этого героя романа, другим в ходе действия отдав менее жестокие наказания от Сатаны. Берлиоз – функционер, олицетворявший для писателя тех «литературных генералов», которые в свое время ему не давали работать, всячески его травили и преследовали.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: