Описание главного героя
Пьер Безухов — ключевой персонаж. Его портрет воплотил в себе духовность, счастье и гармонию. Читатель наблюдает за его жизненными разочарованиями, житейскими трудностями, переживаниями.
Краткое содержание
Л. Н. Толстой показывает Безухова крупным и довольно сильным человеком, с короткой стрижкой и очками. Пьер немного неуклюж, считается непривлекательным, но при этом вызывает симпатию. Это улыбчивый, дружелюбный, робкий и умный мужчина, очень наблюдательный. Главный герой проживал за границей в течение 10 лет. Там он получил образование, а в 20 лет вернулся на родину.
Пьер Безухов — внебрачный ребенок богатого и знатного вельможи. После смерти отца ему перешло все его наследство. Это сделало графа богатым и завидным женихом. В светском обществе героя недолюбливали из-за его странного поведения, простоты. Этим он отличался от светских бездельников и лицемеров.
Вместе со своим другом Болконским он считал Наполеона важным и великим деятелем в истории, но спустя время изменил свое мнение. После получения наследства его дядя задумал провернуть сделку. Он решил женить Безухова на своей дочери Элен. Эта женщина оказалась изменницей. Их брак был несчастен. Разочарования в семейной жизни натолкнули героя на вступление в масонство. Со временем он выйдет из этой организации, так как не получит то, что искал.
Выйдя из плена, Безухов признается Наташе Ростовой в своих чувствах и предлагает ей выйти за него замуж. Они женятся и заводят 4-х детей. Пьер обрел счастье рядом с близкими. Семья стала для него смыслом жизни. Безухов и Наташа оба чувственные и добродушные. Они благородны и патриотичны. Эпизод с подводами, когда Наталья их отдала солдатам, доказывает это.
Черты характера
Безухов — противоречивая натура, так как он благороден, но при этом поддается разным безумствам, он добр, но подвержен вспышкам гнева. Примером могут стать ситуация во время ссоры с Элен, разговор с Курагиным. Ему присущи следующие черты:
- мягкость;
- добродушие;
- отзывчивость;
- вспышки гнева;
- благородство;
- преданность;
- отвага;
- сопереживание;
- аналитический склад ума;
- подверженность чужому влиянию;
- бескорыстие.
Его противоречия порой доводят до неприятностей (например, когда Пьера выслали из Петербурга за дебош). Безухов — единственный герой, который близок следующим персонажам:
- Болконскому;
- Ростовой;
- Каратаеву.
Плен
Дальнейшие события разворачиваются так, что испытания, выпавшие на долю Пьера, должны закалить, окончательно сформировать его взгляды.
Оказавшись в плену, он переживает процедуру допроса, после которой остается жив, но на его глазах совершается казнь нескольких русских солдат, вместе с ним попавших к французам. Зрелище казни не оставляет воображение Пьера, доводя его до грани сумасшествия.
И только встреча и разговоры с Платоном Каратаевым снова пробуждают в его душе гармоничное начало. Находясь в тесном бараке, испытывая физическую боль и страдания, герой начинает ощущать себя по-настоящему Жизненный путь Пьера Безухова помогает понять, что быть на земле — это огромное счастье.
Однако герою еще не раз придется пересматривать свое и искать свое место в ней.
Судьба распоряжается так, что Платон Каратаев, подаривший Пьеру понимание жизни, был убит французами, так как заболел и не мог передвигаться. Смерть Каратаева приносит герою новые страдания. Сам Пьер был освобожден из плена партизанами.
Путь исканий Пьера Безухова
После трагических событий молодой граф все больше задумывается о том, как он проводит дни своей жизни. Все вокруг запутано, отвратительно и бессмысленно. Он понимает, что все светские правила и нормы поведения ничтожны по сравнению с чем-то великим, таинственным, неведомым ему. Но Пьер не обладает достаточной силой духа и знаниями, чтобы открыть это великое, найти истинное предназначение человеческой жизни. Раздумья не оставляли молодого человека, делая его жизнь невыносимой. Краткая характеристика Пьера Безухова дает право говорить о том, что это был глубокий, думающий человек.
Эпизод в плену – его значение в развитии образа Пьера Безухова
Там, в плену у французов, Пьер переосмыслил все составляющие своей реальности. Ушли различия в происхождении, сословиях, богатстве, воспитании и образовании. Всех объединила общая беда, сострадание, желание помочь друг другу. Там Пьер обретает хорошую физическую форму, его полнота уходит остаётся крепость и сильное тело, он становится сильнее не только физически, но и морально. Пьер понимает, что больше ничего в жизни не стоит бояться, “он узнал, что на свете нет ничего страшного”. Ужас пережитый в первые дни плена, когда перед Безуховым произошла сцена расстрела двоих пленных, оставил отпечаток на всю жизнь героя. Понимание того, что не только русские, но и французы против убийства и насилия, делают эти события ещё более трагичными и абсурдными.
В статье дан анализ эпизода “Пьер Безухов в плену”, этот материал будет хорошим подспорьем при подготовке к тестовым работам и сочинениям.
Характеристика Платона Каратаева
Платон Каратаев не является главным героем романа, он простой солдат, а в прошлом — крестьянин, но в его образе Л.Н. Толстой воплотил всё то искреннее, доброе, светлое, что было характерно для русского человека и чего не хватало образованному графу Безухову. В светском обществе невозможно было не только приобрести эти качества, но и постичь простые истины, к которым стремятся все любимые герои Толстого, в том числе и Пьер Безухов.
Внешность
Внешность Платона своеобразна. Ему уже более пятидесяти лет, но ни в волосах, ни в бороде его не было ни одного седого волоса, хотя в XIX в. людей этого возраста уже считали стариками. Впрочем, он сам не знает точно свой возраст. Весь его облик казался круглым, без резких черт и выдающихся деталей в лице и всей фигуре. Даже руки у него казались круглыми, потому что он всегда держал их так, как будто в любой момент был готов кого-то обнять. От него веяло какой-то особой мягкостью и спокойствием.
Невысокий рост и широкие плечи ещё более подчёркивали округлость его фигуры, а карие глаза были наполнены светом и душевным теплом. Даже морщинки на его лице были округлыми, придавая ему «выражение невинности и юности…».
Пьеру нравился голос Платона Каратаева — приятный, певучий и ласковый. Он и сам был ласков со всеми, кто его окружал, даже с французами и с бездомной собакой.
Жизненный путь
Платон Каратаев происходил из обеспеченной крестьянской семьи. Он был женат, но единственная его дочь умерла в раннем детстве. Он радостно вспоминает свою крестьянскую жизнь: «Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе Богу…». Солдатом он стал случайно: рубил лес в чужой роще, был пойман и отправлен в солдаты. Но это он посчитал даже благом, т.к. тем самым выручил своего младшего брата, которого должны были забрать в солдаты, но у него была большая семья. С солдатской жизнью Платон смирился, хотя очень тосковал по своей деревне.
Участвовал в нескольких военных походах, попал в госпиталь в Москве, но при сдаче города оказался в плену у французов. Когда французы оставили Москву, они погнали пленных вслед за своей армией, но Платон Каратаев не смог выдержать сложного похода: он ослабел, заболел и был убит французами.
Характер
Главная черта Платона Каратаева — доброта ко всем людям на свете, ко всему миру. Он сразу увидел растерянность и беспомощность Пьера в обстоятельствах плена и стал помогать ему: кормил печёной картошкой, успокаивал, рассказывал о своей жизни, чтобы развеять его отчаяние.
Речь Платона была быстрой, образной, он часто употреблял поговорки, пословицы, любил петь. Толстой отмечает, что он пел, как поют птицы — свободно, без оглядки на то, что его кто-то слушает.
Платон Каратаев был прост, никогда не проявлял озлобленности к другим, даже к врагам, никогда никого не осуждал. Ему были свойственны дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду. Толстой указывает на то, что Каратаев «всё умел делать…». Он постоянно помогал другим.
Всё, что происходило в его жизни, он принимал без ропота, считая это Божьим промыслом: пришла радость — радуйся, одолело страдание — терпи, не ропщи. Бороться со злом силой — значит, порождать новое зло. Так мог рассуждать только нравственно здоровый человек. Он никогда ни о чём не печалился. Врагов у него не было.
Платону Каратаеву не было свойственно задумываться о высоких чувствах, он не страдал от рефлексии, что было характерно для людей света: Болконского или Безухова. «…Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким‑нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами…». У него не было противоречий ни с самим собой, ни с окружающими. Он никогда не страдал от того, чего изменить было нельзя. Это, конечно, известная толстовская теория непротивления злу насилием, но такая философия была свойственна части русского крестьянства. Фатализм Каратаева стал для Пьера открытием и успокоением.
И в свой военный быт Каратаев перенес привычки крестьянина-труженика: он всегда был чем-то занят, помогал другим.
Жизнь после пленения
Месяц в неволе сильно изменил характер Пьера Безухова. Он, наконец, перестал искать высший смысл, руководящий его жизнью, для него стало ценным каждый прожитый день, а на смену разочарованию пришло смирение и мудрость. На всю жизнь он запомнил сцену казни пленных в первый день своей неволи, он видел реакцию французов и не мог понять, почему совершается такое зло. Трагичность событий, ужас неизбежности останутся с Безуховым навсегда. Кратко изложенный роман всегда включает в содержание главы, посвящённые Безухову, попадающему в плен, и смысл его пребывания там.
После освобождения из плена Пьер ещё долгое время старается жить, придерживаясь каратаевских принципов. Краткая встреча Безухова с Каратаевым стала знаковой. Однако, его энергичная натура не позволяет просто принимать данность жизни. Он продолжает искать себя, но ко всему происходящему он относится намного проще.
Освобождение героя
После того как герой попал на свободу, он некоторое время следует философии Каратаева о несопротивлении. Почему недолго? Счастье Безухова заключается в развитии. Он находит свое семейное благополучие с Наташей Ростовой. Пьер — примерный семьянин и любящий отец. Однако на этом его активность не иссякает. Он занимается государственной деятельностью, состоит в тайном обществе и выступает против насилия. Безухов обращается к вопросам об аракчеевщине и власти.
Содержание романа отвечает на вопрос: «зачем людям даются испытания и как через них пройти?». Это видно не только в образе Безухова, но и в других персонажах. Например, Андрей Болконский стойко перенес смерть, когда Наташа ухаживала за ним на подводах. А через персонажа графа Безухова читатель может сделать выводы о том, что счастье значило для самого Л. Н. Толстого.
История пленника
Порой заточение тела приводит к освобождению души. Главное, смириться с происходящим, отпустить контроль, и все непременно наладится. Тогда начнется новая глава жизни.
Страшные казни
Когда французы проникли в город, Безухов остался в осажденной Москве. Перед тем как рассказать про то, как Пьер попал в плен, нужно разобраться с тем, что его туда приведет в будущем. Главный герой хотел быть похожим на Наполеона, подражать ему. Со временем он отказался от этой идеи, так как решил убить Бонапарта. Безухов готов был на это пойти, даже если придется пожертвовать своей жизнью, но желаемое не удалось воплотить в жизнь и вот почему.
Оказавшись в Москве, занятой французами, Пьер увидел пожар. Горел дом, вокруг кричали люди. Вдруг он услышал истерику женщины. Оказалось, что ее дочь в горящем доме. Пьер, не раздумывая, бросился в пожарище спасать девочку. Позднее его схватили французы и отправили в плен на целый месяц.
Оказавшись пленником, Безухов переживает множество событий. Он видит, как человека, приговоренного к смертной казни, расстреливают. Казнили многих людей, причем ни в чем невиновных. Ему было непонятно, зачем все это делается. Эта сцена вызывает в нем ужасные душевные потрясения. Герой очень остро воспринимал несовершенство мира, в котором жил, поэтому у него была такая реакция на происходящее.
Обретение смысла
Когда Пьер Безухов в плену, читатель замечает особенный момент в его биографии: жизнь полностью меняется, обретает смысл, герою раскрывается понимание окружающего мира. Простой человек дал больше жизненных знаний, чем годы, проведенные за границей, когда он учился. Встреча с Каратаевым оставила глубокий след в его судьбе. Платон научил героя пониманию жизни.
Пьер понял, что люди должны жить и принимать все с благодарностью, любить все вокруг, создавать семью и заниматься делом. А еще жить эмоциями, слушать себя, относится ко всему спокойно. Эти простые истины были откровением для него. Безухов узнал и осознал, что все проблемы от излишества и безделья, а не от недостатка денег.
Платон всегда при деле: чинит, готовит, советует, заботиться о ком-нибудь. Каратаев делил крошки еды между собой, своей собакой и Пьером. Это был прекрасный урок для графа, когда бедный человек готов отдать последнее. Безухов обрел счастье здесь и сейчас, межклассовые различия отошли на другой план. Главный герой понял очень важную вещь — сострадание и беда объединяет народ разных сословий. В этот момент нет богатых или бедных, все едины.
Пребывание в плену Безухова сделало сильнее физически и морально, он похудел и подтянулся. Герой понял, что страшнее уже ничего нет, ему нечего бояться. Самое ужасное позади. Он осознал, что счастье не в славе и наградах, оно в кругу семьи, среди близких.
Предыстория эпизода
Действие романа охватывает события наполеоновской войны, повлиявшей на судьбы всех героев. И Болконский, и Безухов изначально были увлечены личностью Наполеона, он казался им великим и разумным правителем. И только лишь оказавшись в самой гуще военных событий, оба героя пересмотрели свои взгляды: князь Андрей был ранен, а Пьер оказался в плену.
Безухов — человек, который никакого отношения к военной службе не имеет. Встретил войну Пьер в Москве, занятой французами. Тем удивительнее его решение уйти из дома и, переодевшись, чтобы не быть никем узнанным, пойти воевать. Объяснением этого поступка может послужить разочарование в любви (неудавшийся брак с Элен) и последовавшее за ним одиночество и утрата смысла жизни.
Оказавшись на Бородинском сражении, он вместе с простыми людьми сталкивается с ужасом и животным страхом. Поняв глубину своего заблуждения о личности Наполеона, он решается на дерзкий шаг — убить вражеского императора в осаждённой Москве. Как человек, единожды державший пистолет в руке, он не мог закончить эту авантюру. Хоть и не став доблестным воином на поле сражения, Пьер всё же действовал геройски:
- спас девочку из пожара, когда Москва начала гореть;
- защитил женщину от нападок пьяных французов.
Великодушие человека на войне.
Человеческое великодушие может проявляться как в повседневной жизни, так и на фронте, что мы и наблюдаем на примере Пьера Безухова, попавшего на место ведения военных действий. Будучи представителем дворянского сословия, Пьер во время войны с французами не спешит покинуть свои имения и переехать вглубь страны, дабы спрятаться от вражеских войск. Наоборот, он отправляется в самое сердце военных событий, помогая нуждающимся людям. Пьер спасает девочку, которая из-за собственного страха пряталась под скамейкой во время пожара и была абсолютно беспомощна в тот момент. Также молодой дворянин помог женщине избежать приставаний от французских солдат. Поступки этого героя свидетельствуют о безграничном великодушии и о его любви к миру, простым людям.
Роль Каратаева в судьбе героя
Так же, как Пьер, попал в плен и Платон Каратаев — простой крестьянский мужик с собственной философией человеческого существования. Никто другой не смог объяснить Безухову, что настоящий смысл жизни — в детях и работе, в благодарности и любви. Простые слова, на которые Пьер посмотрел другими глазами. Не в деньгах счастье — это правда, если понять, что многие проблемы людей не из-за недостатка средств, а из-за их излишества.
Деятельный Каратаев даже в плену всегда занят делом:
- готовит еду;
- постоянно что-то чинит;
- латает порванные вещи;
- развлекает разговорами (например, подсказывает другу, как поберечь своё здоровье).
Толстой явно симпатизирует этому персонажу. Образ Платона Каратаева отражает жизненную позицию самого автора: никогда не сдаваться, идти своей дорогой, учиться, ошибаться и ещё учиться. Общаясь с Каратаевым, Пьер и сам начинает на жизнь смотреть спокойнее, прислушиваться к себе, своим эмоциям, а не к разуму. В беседах с простым мужиком Безухов успокаивается и понимает, что счастлив здесь и сейчас, зачем лишний раз переживать.
Пьер Безухов в плену (по роману «Война и Мир»)
(по роману «Война и Мир»)
Перед тем, как приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны разобраться, как он туда попал.
Если рассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, то можно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из той замкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений, которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сражения открывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный облик простых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их умения просто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеру не удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорно я отдался ему! А они… они все время до конца были тверды, спокойны”… — подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону… «Они не говорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.
Оставаясь в Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается со множеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами и процессами.
Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “… в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось…”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.
В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. «… Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого».
В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.
В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.
Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.
«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.
Платон Каратаев и его мудрость
В заточении Безухов знакомится с простым крестьянином Каратаевым Платоном, тот делится своим пониманием жизни. Это очень важный момент в биографии героя: жизнь начинает обретать настоящий смысл. Простой человек даёт герою больше, чем 10 лет, проведённых за границей в роскоши и безмятежности. Каратаев учит Пьера пониманию того, что жизнь дана человеку для того, чтобы приминать то, что она даёт с благодарностью, любить, растить детей, работать. Самые простые истины становятся откровением для Пьера, в том числе и то, что все проблемы от излишества, а не от недостатка денег.
Самсон Вырин и Дуня – сочинение на тему
В плену Каратаев постоянно чем-то занят, он чинит вещи, латает то, что рвётся, готовит еду, подсказывает другу-аристократу, как уберечь своё здоровье. Через персонажа из простого народа Толстой делится своей жизненной позицией: человек должен искать, ошибаться и снова искать, получать знания и идти своей дорогой дальше, не оставаясь в подчинении того, кто делится своими знаниями. Пьер учится жить эмоциями, а не разумом, прислушиваться к себе, относиться ко всему просто и спокойно. Разговоры с Каратаевым успокаивают душу героя, он видит свою жизнь другими глазами, понимает, что счастлив здесь и сейчас. Автор так говорит о случайном духовном наставнике Безухова: он был “как бы живой сосуд, наполненный чистейшей народной мудростью”.
Предыстория эпизода
Действие романа охватывает события наполеоновской войны, повлиявшей на судьбы всех героев. И Болконский, и Безухов изначально были увлечены личностью Наполеона, он казался им великим и разумным правителем. И только лишь оказавшись в самой гуще военных событий, оба героя пересмотрели свои взгляды: князь Андрей был ранен, а Пьер оказался в плену.
Безухов — человек, который никакого отношения к военной службе не имеет. Встретил войну Пьер в Москве, занятой французами. Тем удивительнее его решение уйти из дома и, переодевшись, чтобы не быть никем узнанным, пойти воевать. Объяснением этого поступка может послужить разочарование в любви (неудавшийся брак с Элен) и последовавшее за ним одиночество и утрата смысла жизни.
Оказавшись на Бородинском сражении, он вместе с простыми людьми сталкивается с ужасом и животным страхом. Поняв глубину своего заблуждения о личности Наполеона, он решается на дерзкий шаг — убить вражеского императора в осаждённой Москве. Как человек, единожды державший пистолет в руке, он не мог закончить эту авантюру. Хоть и не став доблестным воином на поле сражения, Пьер всё же действовал геройски:
- спас девочку из пожара, когда Москва начала гореть;
- защитил женщину от нападок пьяных французов.
Слайды и текст этой презентации
Выполнила Соколова Ольга,ученица 10 класса
Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева в романе Л.Н Толстого «Война и Мир»
Лев Николаевич Толстой (1828-1910 год)
Главные герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» — представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья — Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
Тихон Щербатый – воплощение народа-богатыря…
В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон — воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.
Платон Каратаев – проявление «всего русского, доброго и круглого»
Каратаев же воплощает близкую писателю идею о «непротивлении злу насилием». Писатель ценит в этом герое и проявление «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность — черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина
Тихон Щербатый
VS
Платон Каратаев
Тихон Щербатый олицетворяет в романе ту «дубину народной войны», которая поднялась и «со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». «Непротивленец» Платон Каратаев — другой тип национального характера, другая сторона «мысли народной».
Тихон – «самый полезный и храбрый человек»
В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль. Важная особенность Тихона — способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: «…он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно поддавался этому чипу». Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.
Каждому из героев Толстой дает яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона веет ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности — недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое — и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.
Платон — яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Не нашим умом, а Божьим судом».
Яркий представитель философии
терпения…
Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага. Каратаев и Щербатый — две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал — кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию — с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.
Вывод
Решение убить Наполеона
Влияние масонов, разочарование в браке, дикое одиночество и непонимание смысла жизни толкает Пьера на странный необдуманный поступок. Безухов попадает на поле Бородинской битвы, он ощущает страх и вместе с тем единение с простыми людьми, которые делают историю. Он считает, что сможет избавить мир от тирана и пытается прорваться в логово французов в оккупированной Москве. Естественно, что человек державший оружие в руках лишь однажды (во время дуэли с Долоховым) не был готов к такому шагу.
Пьер попадает в плен, его приговаривают к расстрелу за то, чего он не совершал. Всё происходящее герой видит по-новому: существует смерть, несправедливость, дикий животный страх, настоящая смелость и самопожертвование. Именно время, проведённое в плену, влияет на всё то, что было огромной неразрешённой проблемой для героя – Пьер начинает ценить жизнь, перестаёт искать некий высший смысл, учится мудрости и смирению.
Значение образа Платона Каратаева
Образ Платона Каратаева в романе имеет большое значение не только для поисков духовного смысла жизни Пьера Безухова, но и для возможности Толстого показать идеализируемое им мироощущение крестьянина, его жизнестойкость. В жизни этого простого крестьянина Пьер увидел для себя тот простой путь, который он так долго искал. Толстой открыл перед Пьером внутренний мир простых людей, крестьян, что в обычных условиях жизни сделать было невозможно – слишком большой разрыв существовал между светскими людьми и народом. Но вот в плену граф Безухов живёт той же жизнью, что и крестьянин, разделяет с ним ту же участь, видит его интересы, наблюдает за его поведением. Пьер считает, что Платон Каратаев оказал на него большое влияние
Но в чём оно заключается? Этого Пьер не смог объяснить даже Наташе, хотя для него важно было рассказать ей про Каратаева. Он начал этот рассказ, но прервал его: «Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека — дурачка»
Но читателю понятно, что именно привлекло Пьера: спокойствие Каратаева и его большая внутренняя сила, которая зовется духом народа, именно эта сила и открылась Пьеру, помогла ему выйти на ту дорогу, которую он искал для себя. Пьер Безухов обретает веру в добро, у него появляется стремление помочь ближнему. Теперь он нашёл для себя образ жизни, лишенный пороков высшего света. Благодаря Каратаеву, «прежде разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, двигался в его душе». В сознании Пьера Платон Каратаев и стал олицетворением «духа простоты и правды».
Вам также будет интересно почитать:
Сотников из повести «Сотников»
Леонид Андреевич Гаев из пьесы «Вишнёвый сад»
Николай Петрович Кирсанов из романа «Отцы и дети»
Краткое содержание рассказа Р. Брэдбери «Всё лето в один день»
Краткое содержание рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»
Краткое содержание романа Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»
Предыстория эпизода
Действие романа охватывает события наполеоновской войны, повлиявшей на судьбы всех героев. И Болконский, и Безухов изначально были увлечены личностью Наполеона, он казался им великим и разумным правителем. И только лишь оказавшись в самой гуще военных событий, оба героя пересмотрели свои взгляды: князь Андрей был ранен, а Пьер оказался в плену.
Безухов — человек, который никакого отношения к военной службе не имеет. Встретил войну Пьер в Москве, занятой французами. Тем удивительнее его решение уйти из дома и, переодевшись, чтобы не быть никем узнанным, пойти воевать. Объяснением этого поступка может послужить разочарование в любви (неудавшийся брак с Элен) и последовавшее за ним одиночество и утрата смысла жизни.
Оказавшись на Бородинском сражении, он вместе с простыми людьми сталкивается с ужасом и животным страхом. Поняв глубину своего заблуждения о личности Наполеона, он решается на дерзкий шаг — убить вражеского императора в осаждённой Москве. Как человек, единожды державший пистолет в руке, он не мог закончить эту авантюру. Хоть и не став доблестным воином на поле сражения, Пьер всё же действовал геройски:
- спас девочку из пожара, когда Москва начала гореть;
- защитил женщину от нападок пьяных французов.
Сочинение Образ и характеристика Пьера Безухова
«Война и Мир» — одно из самых гениальных произведений во всей мировой литературе. Лев Николаевич создал не просто шикарную историю, а написал про настоящих людей, которые олицетворяют дух того времени.
Персонажи в произведении очень разные. И про каждых из них можно написать отдельную книгу с уникальной историей. Но самый необычный персонаж книги – это Пьер Безухов. Пьер – это добрый, искренний и скромный человек. В начале произведения он противопоставляется аристократическому обществу России, в котором ценится похоть, материальная выгода, лесть, обман и неискренность. Пьер представляется читателю как честный человек, который хочет найти правду.
Когда Пьер становится богатым, он оказывается самым желанным человеком в аристократическом обществе. Он не способен справиться с нависшей над ним ношей. Он никогда не был богатым. И эта неопытность играет с ним злую шутку. Он жениться на Элен Курагиной. Из-за этой свадьбы Пьер разочаровывается в таком социальном институте, как семья. Но он не опускает руки. Каждый день он старается искать себя, чтобы быть полезным людям.
У него не сразу получается найти свое дело. Каждый раз он чувствует разочарование. Например, проникшись идеями братства, он присоединяется к масонству, но и там его ждет неудача. Но Пьер Безухов не был бы самим собой, если бы сразу сдался. Он продолжает поиск себя, веря в то, что он будет полезен людям.
Побыв в плену, Пьер осознает, что сущность счастья – это иметь нравственную и физическую свободу. Пьер понимает, что счастье – это просто. А он все это время искал счастье в философских размышлениях и внутренних переживаниях.
Лев Николаевич все же награждает героя семейным счастьем за все его страдания и скитания. Пьер обретает гармонию, живя с Наташей Ростовой.
Таким образом, Пьер Безухов – это олицетворение чести и искренности в произведении «Война и Мир». Главным предназначением этого образа являлось показать идеальное человеческое счастье в лице одного героя. Семейное счастье, живя в единении с народом, без войн и в родной стране. Именно это показал Пьер Безухов. Именно такие убеждения преследовал и сам Лев Николаевич Толстой.
Прощение как форма великодушия.
Великодушие может являть себя не только лишь в помощи к людям, нуждающимся в поддержке, но и в прощении провинившегося человека. Нужно быть поистине сильным и благородным человеком, чтобы переступить через ненависть и злость к обидчику и простить его в своем сердце. Князь Андрей Болконский предстает перед читателем как человек благородной души, а потому способный простить предательство своей возлюбленной и её любовника. Увидев, как потерявший на войне ногу Анатоль Курагин стонет от боли и изнемогает от мук на столе у военного хирурга, князь Болконский отпускает свои обиды, тревожившие его ранее.
Пройдя через злость, гнев и ненависть к людям, ранившим его сердце, князь Андрей приобретает опыт и зрелость в человеческих взаимоотношениях. В таких случаях обычно говорят, что время лечит. В ситуации князя Болконского время не только вылечило, но и помогло осознать ценность прощения не столько для обидчика, сколько, в первую очередь, для самого Андрея. Жажда мести — это тяжкий груз, нести который на своих плечах отнюдь не легко. Андрей Болконский простил измену, избавив себя от беспокойства и гневных мыслей, мучивших его на протяжении долгого времени.