Пирогов и пискарев

Краткое содержание «Невский проспект»

Главные герои: Пискарев (романтик, небогатый художник), Пирогов (поручик, веселый легкомысленный циник)

Второстепенные персонажи: Шиллер (муж блондинки, жестянщик), Гофман (сапожник, друг Шиллера), блондинка (жена Шиллера), брюнетка (девушка из публичного дома)

О Невском проспекте

Невский проспект Петербурга – неповторимое и особенное место. С раннего утра и до поздней ночи здесь можно встретить представителей самых разных классов и профессий. Утром здесь полно рабочих и служащих, днем – гувернанток со своими воспитанниками, а вечером проспект превращается в подиум для представителей высшего света. Насколько обманчивым при свете фонарей может оказаться Невский, повествует следующая история.

Однажды вечером двое друзей – художник Пискарев и поручик Пирогов решили прогуляться по проспекту, чтобы приударить за хорошенькими барышнями

Их внимание привлекли две молодые особы, неспешно прогуливающиеся по Невскому. Романтичный художник с первого взгляда влюбился в яркую брюнетку и последовал за ней

Дом незнакомки

Заметив, что за ней идут, девушка оглянулась и подарила Пискареву очаровательную улыбку. Они подошли к четырехэтажному, ярко освещенному дому, поднялись на последний этаж и вошли в комнату. Там находились еще три женщины, вульгарный вид которых сразу намекал на их профессию. Пискарев понял, что оказался в борделе. Неземной образ его спутницы мгновенно растворился, как только она заговорила. Речь ее была настолько глупой и вульгарной, что Пискарев выбежал из комнаты.

Иллюстрация к повести. Художник Дмитрий Кардовский

Сон художника

Дома Пискарев долго не мог уснуть, он несколько раз проваливался в сон и просыпался. Внезапно в дверь постучали. Открыв ее, художник увидел лакея в богатой ливрее, который сказал ему, что внизу его ожидает карета. Оказывается, ее прислала его новая знакомая. Она желает, чтобы художник тотчас выполнил ее желание и отправился на бал. Пискарев в очередной раз потрясен красотой девушки. У них завязывается разговор, но его прерывают, и его избранница уходит. Пискарев начинает метаться по дому в поисках возлюбленной и на пике волнения…просыпается в своей постели.

Разочарование

Пискарев отправляется на поиски того самого дома. Дверь ему открывает его новая знакомая. Она только что проснулась, хотя часы показывают два часа дня. Она рассказывает художнику, что ее доставили домой в семь утра совсем пьяную. Пискарев узнает, что девушке всего семнадцать лет и начинает уговаривать ее изменить образ жизни. Он говорит ей о том, что вместо того, чтобы заниматься развратом, она бы могла стать хорошей женой и матерью. В ответ красавица презрительно смеется. После этого художник долго блуждает по улицам города. Вернувшись домой, он закрывается в своей комнате.

Через неделю о нем вспомнили и, выломав дверь, увидели труп с перерезанным горлом. Оказавшись жертвой ложных заблуждений и иллюзий, Пискарев сам принял свое последнее решение. Похоронили романтика на Охтинском кладбище. Его друга Пирогова среди присутствующих не было. За это время он тоже успел стать героем одной интересной истории.

История Пирогова

Преследование красивой блондинки закончилось тем, что Пирогов оказался в доме жестянщика Шиллера. Напившись, тот пытался отрезать себе нос сапожным ножом, призывая помочь ему такого же пьяного сапожника Гофмана. Пытаясь остановить это безумие, Пирогов нарывается на хамство и убегает. Наутро его не покидает азарт завести любовную связь с понравившейся блондинкой, которая оказалась женой жестянщика. Для достижения своей цели Пирогов делает ему заказ на изготовление шпор. Шиллер ревнует, но заказ обещает выполнить.

Воскресный визит

В воскресенье, когда Шиллера не было дома, Пирогов навестил возлюбленную. Во время танца он позволил себе поцеловать ее. Свидетелями этого поступка стали внезапно вернувшийся муж и его друзья – уже известный читателю Гофман и столяр Кунц. Все они снова пьяны, что добавляет градус гнева их настроению. Они избивают Пирогова и вышвыривают его на улицу. Униженный любовник бежит подальше от дома жестянщика. По дороге ему попадается закусочная, где он за поеданием пирожков постепенно приходит в себя. К вечеру он окончательно забывает о дневном происшествии, отправляется на бал и с удовольствием танцует мазурку.

История с Пискарёвым

Сначала необходимо по отдельности рассмотреть истории Пискарёва и Пирогова. В том, что случилось с поручиком и художником, и заключается суть произведения. Целью Гоголя было показать образы героев с помощью противопоставления, чтобы читатели могли сравнить героев и понять, что между ними не было никакого сходства. Даже род занятий Пирогова и Пискарёва кардинально отличался, хотя они были приятелями.

Истории любви молодых людей начинаются с того, что они вместе гуляют по проспекту. Днём он оживлённый, потом на некоторое время замирает и утихает, а вечером начинается другая жизнь. Вот что происходит на Невском, когда опускаются сумерки:

  • булочник зажигает фонарь;
  • в низких окошках магазинов появляются эстампы, которых нельзя было представить днём;
  • прохаживаются губернские секретари и коллежские регистраторы;
  • толпами прогуливаются артельщики, купцы и сидельцы;
  • как видения, «пролетают» дамы с толстыми губами и наштукатуренными щеками.

Они добрались до высокого дома, и юная девушка сначала знаком, а потом словами пригласила Пискарёва следовать за ней. Художник чувствовал себя невероятно счастливым, ведь прекрасная незнакомка доверила ему проникнуть в святыню — своё жилище. Они поднимались на четвёртый этаж по вьющейся лестнице, и сердце готово было выскочить из груди художника.

Разочарование накрыло молодого человека, когда он увидел, где оказался. Комната выглядела неприбранной, как жилище холостяка, в углах висела паутина, а мебель покрывал слой пыли. В разных углах можно было рассмотреть 3 женские фигуры, причём одна даже расчёсывалась перед зеркалом. Когда художник вошёл в комнату, она нисколько не устыдилась. Потрясённый, молодой человек побежал прочь, «как дикая коза». Цитаты из произведения показывают, каким пылким характером обладал юноша.

Через некоторое время Пискарёву приснился сон, в котором девушка оказалась не проституткой, а богатой дамой, и пригласила его в роскошный особняк. Желая ещё раз встретиться с прекрасным видением, пусть даже во сне, Пискарёв начал принимать опиум. Дошло до того, что он снова пошёл к незнакомке и начал звать её замуж. Девушка посмеялась, а через некоторое время художника нашли мёртвым — он перерезал себе горло.

Краткое сочинение

В своих произведениях Гоголь хоть и писал об обычной человеческой жизни, которая знакома нам всем своей рутинной бытовой тягучестью, однако он также не забывал делать это красиво и интересно, тем самым привлекая к своему творчеству всё больше и больше людей, которые через его произведения могли почерпнуть для себя много полезного и нового. Через эти произведения люди также заново знакомились с теми вещами, которые, казалось бы, стали уже простой обыденностью, и не могут принести ничего нового и интересного в жизнь человека, однако Гоголь умел преподнести это по новому, не забывая добавить свою фирменную нотку таинственности и загадочности. Отличным примером послужит произведение “Невский проспект”.

В данном произведении автор описывает, казалось бы, привычный для всех людей проспект. Каждый день по нему проходят сотни людей, которые, погруженные в свои мысли, спешат по своим делам, кто по малым, а кто по делам поважнее. Данный проспект очень важен для города, так как он является основной жилой, через которую протекает вся жизнь города, и если её перекрыть, то городу придётся очень и очень несладко. Гоголь представляет проспект во всей его красоте, дабы читатель мог в полной мере насладиться красивым описанием такого обычного, рутинного места. Однако Гоголь не был бы Гоголем, если бы в его произведениях было всё так однозначно.

По наступлению вечера мы знакомимся с другой стороной Невского проспекта. Перед нами предстаёт тёмный мир, источниками света в котором являются лишь фонари, тускло освещающие проспект. Он показывает нам, что именно ночью людские пороки, и вся та двуличность, которую невидно утром, предстаёт на показ перед читателем. Автор показывает, что именно вечером, вся вечерняя атмосфера создаёт ту мистическую пелену, через которую видно все пороки человечества. Автор учит людей не быть слишком доверчивыми своим глазам, не верить тому, что вы видите, а лучше доверять своему внутреннему чутью и сердцу, которое по заверением автора, никогда не подведёт. И потому в конце произведения он и показывает этот мир, наполненный ужасными вещами, которые всё же прекрасны чем-то своим, своим прекрасным шармом, который и привлекает новых людей на Невский проспект.

Таким образом, мы видим, что автор написал достаточно потрясающее произведение, со своей собственной удивительной и мистической атмосферой, и не менее интересной мыслью.

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Творчество Н. В. Гоголя невозможно представить без повести «Невский проспект», вошедшей в цикл «Петербургские повести». Начало всему положили наброски петербургского пейзажа писателем в 1831 году. Незамысловатый сюжет начинается с описания проспекта в Петербурге в разное время суток. Далее происходит знакомство читателя с молодыми людьми: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.

История с Пискаревым

Изучение повести должно строиться на сопоставлении этих образов. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается уже с первых строк. Цель молодых людей — поволочиться за гуляющими по проспекту дамами. Художнику-романтику хочется влюбиться, он выбирает брюнетку и идет за ней. Однако, поднявшись и войдя с нею в дом, он вдруг отрезвляется и с ужасом понимает, что это публичный дом, а прекрасная незнакомка – проститутка.

Пискарев не может принять, что девушка небесной красоты оказывается всего лишь падшей женщиной, находится в грязном заведении и ведет пошлые разговоры. Ошарашенный юноша мчится домой, долго приходит в себя, но тут за ним присылают карету. Оказывается, дама просит его приехать. Пискарев попадает на бал. Брюнетка прекрасна и грациозна. Они пытаются поговорить, но девушка постоянно исчезает. Пискарев долго ее ищет, но найти не может. И тут просыпается… Это было во сне.

С тех пор юноша не находит покоя, все время представляя девушку своей возлюбленной. Однажды он все же находит дом незнакомки и в беседе с нею пытается объяснить ей весь ужас ее положения, рисует перед ней картину счастливой семейной жизни. Однако она не понимает его и даже насмехается. Обиженный и удрученный, Пискарев уходит, а через неделю его обнаружат в собственном доме с перерезанным горлом. На похоронах нет его товарища Пирогова. Таким образом, сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова осуществляется на анализе тех событий, которые с ними произошли.

История с Пироговым

Ведь и с Пироговым тоже произошла ситуация. Когда в тот злополучный вечер решил он приударить за блондинкой, то волей случая попал в дом одного немца, который в пьяном состоянии требовал отрезать себе нос. Сделать это должен был сапожник. Пирогов вмешивается и получает нагоняй. Он уходит, но назавтра возвращается, так как ему захотелось продолжить знакомство с блондинкой, которая оказалась женой немца. Его ухаживания заканчиваются тем, что сердитый муж и его друг сотворяют над ним такое зло, что автор об этом умалчивает. Взбешенный поручик обещает сослать немца в Сибирь, но очень быстро все забывает и продолжает жить прежней жизнью.

Жизненные цели

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения жизненных целей героев. Пирогов мечтает занять место под солнцем любым способом, поэтому не терзает себя мыслями о нравственности или любви. Вместо того чтобы размышлять, он живет в свое удовольствие. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Он интересуется модой и всем тем, что связано со светом. Единственное желание: быть вхожим в светское общество. Поверхностно он может судить о литературе и искусстве, но не потому, что это ему нравится или в этом разбирается, а потому, что говорить о высоком – признак хорошего тона. В принципе, жизненную цель имеют оба: Пирогов и Пискарев. Характеристика позиции Пирогова следующая.

Чин

Заветным желанием Пирогова является чин. Это для него пропуск в светлую и привольную жизнь. И уж очень Пирогов гордится собственным чином. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. В Пирогове не осталось ничего порядочного. Он ведет себя нагло и презрительно с людьми, от кого не зависит, и раболепствует перед теми, кто выше него по званию. Высекание Пирогова, а точнее, его реакция на это действие – испытание его чести и достоинства. Гнев его быстро остыл, значит, никакого человеческого достоинства в нем не было. Иная писательская характеристика Пискарева. Пирогова состояние, его духовное оскудение показано в повести.

Художник полутонов, Гоголь противопоставляет героев и по освещению. Пирогов – герой дневной, Пискарев – вечерний. Дневной, то есть обыденный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискаревых мало. Это человек, который знает, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. По многим аспектам может быть проведена сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова: по отношению к женщинам, к жизни, по поведению в различных ситуациях.

Характеристика Пискарёва и Пирогова | Инфошкола

26 Октябрь 2011 админ Главная страница » Характеристика героев Один из главных героев повести «Невский проспект» — Пискарев. Живет он в тяжелых условиях, и неизмеримо далек от аристократического общества. Человек искусства, наделенный пламенным воображением, с тонкой, ранимой душой, жаждущий прекрасного. Он поставлен в центр повести именно потому, что особенно остро воспринимает противоречия Петербурга. Крушение мечты приводит его к трагическому исходу.

Рядом с героем-романтиком в повести действует его антипод, воплощение пошлости, приземленности, бездуховности — поручик Пирогов. Ни его фамилия, ни его внутренний мир, ни его поведение не имеют ничего общего с характерными особенностями персонажей светских повестей. Гоголь проявил художническую смелость, избрав в качестве носителя пошлости офицера и даже подчеркнув, что Пирогов отнюдь не единичен. Недаром двойника Пирогова краешком глаза видит в притоне Пискарев: «Сквозь непритворенную дверь другой комнаты блестел сапог со шпорой и краснели выпушки мундира; громкий мужской голос и женский смех раздавались без всякого принуждения».

В «Невском проспекте» нарисована довольно широкая картина Петербурга и дан многосторонний художественно-демографический анализ столицы. Но многосторонний не значит полный. Если бы писатель ограничился картинами движущегося проспекта, изображением «дна», быта неизвестных художников, небогатых мастеровых и жирующих офицеров, картина столицы была бы все-таки сужена. Явно не хватает изображения жизни «верхов». И восполнить этот пробел писатель, очевидно, решил введением в повествование картины сна героя.

В сновидении Пискарева все правдоподобно, несмотря на граничащее с чудом появление художника — плебея на светском балу и превращение женщины сомнительного поведения в царицу бала. Если изъять сцену бала из повести, опустив заключительную фразу: «Он поднял глаза: перед ним стоял подсвечник с огнем … » эту сцену можно принять или за самостоятельный рассказ (новеллу), или, в крайнем случае, за фрагмент реалистического произведения.

Гоголь не очень заботился о том, чтобы все детали точно передавали психологическую достоверность сна. Вот, например, как он изображал молодых карьеристов, участников бала: «Они были исполнены такого благородства, с таким достоинством говорили и молчали, так не умели сказать ничего лишнего, так величаво шутили, так почтительно улыбались, такие превосходные носили бакенбарды, так искусно умели показывать отличные руки. Описание многократности действий или состояний персонажей скорее уместно в авторской характеристике: во сне увидеть, что герои не хотели сказать ничего лишнего или величаво шутили, невозможно.

Писателю было важно кратко охарактеризовать молодых представителей светского общества, а не воспроизвести в реалистическом плане детали сна Пискарева. Поэтому он невольно обнажил условность описания

Содержанием сновидения Пискарева является бал. У писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации. Но он бегло говорит о множестве снов Пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену бала в высшем свете. Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом.

Характеристика Хлестакова

Характеристика Обломова

Характеристика Пискарёва и Пирогова

3 (60%) 2 votes Метки: Характеристика Пирогова и Пискарёва

info-shkola.ru

Суть: о чем повесть?

В основу повести входят две истории молодых людей, знакомых друг с другом. Пискарев — бедный, но талантливый молодой художник. Увидев мельком в толпе прекрасную незнакомку он следует за ней до ее дома. Девушка, заметившая преследование, на удивление читателя не пугается, а дает знак Пискареву проследовать за ней в дом. Молодой художник испытывает шок, осознав, что попал в дом терпимости.

Явственно вырисовывается внутренний конфликт, где юноша не в силах мириться с действительностью. Служитель прекрасного, он пленен прелестью незнакомки не ради желания плотских утех, а восхищен ее красотой, как произведением искусства. Он не в силах принять того, что его возлюбленная ввергнута в столь низменное и грязное занятие. Сбежав оттуда и проведя несколько дней в тяжелом психическом состоянии, Пискарев принимает решение спасти падшую женщину, сделав ее своей женой. Читатель может заметить, что семнадцатилетняя блудница невоспитанна и непроходимо глупа, что она не пара возвышенному Художнику. Но Пискарев не оставляет своих надежд, он признает, что беден, и ей придется трудиться. Ему нечего предложить ей, кроме своей любви и честного имени, а красотка поднимает его на смех… Возможно, будь у Пискарева деньги, он смог бы увести девушку из того мрачного места, мог бы считать ее спасенной… Но он всего лишь маленький человек, он бессилен что-либо изменить. Здесь стоит заметить, что Пискарев не богат, но у него есть надежда на светлое будущее — его талант (в процессе чтения становится известно, что два человека хотели себе картины кисти Пискарева). Не находя в себе сил осмыслить и принять столь нелицеприятную реальность этого мира, молодой человек покончил с собой.

Антитезой Пискареву выступает поручик Пирогов, недавно получивший повышение. С одной стороны, он гордился и мечтал об собственном портрете, с другой — даже для женитьбы на купчихе по расчету нужно было дослужиться до полковника. Он не высокого чина, талантов не имеет, как и богатого внутреннего мира. Дамы для Пирогова — источник выгод и удовольствий. Поэтому он тоже идет за незнакомкой по улице, но совсем с другими намерениями. Она оказывается женой немца. Он флиртует с ней, но, придя к даме, обнаруживает ее мужа и получает по заслугам. Получив оскорбление от немца, с чьей женой хотел завязать роман, Пирогов забывает об инциденте в тот же вечер. Он не только не ищет прекрасного, наоборот, ищет, кого бы подтолкнуть к греху.

Интересно обратить внимание на перекличку с другими произведениями автора: когда Пирогов впервые входит в дом Шиллера, хозяин просит своего собутыльника. .

Отрезать ему нос! В другом же произведении Гоголя пропавший нос разыскивает колежский асессор Ковалев, к слову, тоже маленький человек. Немец Шиллер же не стал терпеть позора, который хотел нанести ему Пирогов. Правда, на утро, протрезвев, очень боялся расплаты за свое поведение — он не имел права оскорблять офицера, даже покусившегося на его, Шиллера, жену.

Начало повести

Начинается краткий пересказ «Невского проспекта» с описания самой местности. Ранним утром всеобщая коммуникация Петербурга еще пустует. Но уже к 12 часам дня проспект заполняется разным народом, у каждого человека есть свои мысли и волнения, взгляды на жизнь и занятия. А после полудня здесь гуляют гувернеры разных национальностей со своими воспитанниками и учениками.

К двум часа на проспекте появляются родители и те, кто уже справился со всеми домашними заботами. Позже здесь прогуливаются чиновники в зеленых мундирах. А в четыре часа вечера проспект становится полностью пустым, все расходятся по домам. Но ночью он снова оживает и начинает шевелиться.

Этот проспект называют жизненной артерией Питера. Это главная улица, которая расположена прямо в центре города. Она связывает все проулки и пути, сюда стекается народ любого возраста, национальности и финансового положения. Человек приходит на проспект посмотреть на других, показать себя во всей красе, поискать развлечений на вечер. Некоторым удается завести здесь деловые знакомства и даже найти свою любовь.

Гоголь. Все произведения

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Коляска
  • Король забавляется
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мёртвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед Рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас Бульба
  • Шинель

Схожесть судеб и противоречивость характеров Пирогова и Пискарёва

Однако по мере повествования в повесть «Невский проспект», анализ которой мы проводим, включаются целых два героя, которым автор уделяет пристальное внимание. Первый — это поручик Пирогов, а второй — Пискарев, «молодой человек во фраке и плаще»

Пирогову хорошо известны законы современного мира. Он знает, что жизнь в величественном городе во многом подобна игре в «рулетку». Но тот, кто готов постоянно идти на риск ради исполнения наиболее сокровенных, безнадежных и даже порой нелепых своих мечтаний, сумеет покорить его.

Поручик, следуя своим убеждениям, идёт на риск. В своём проигрыше он не видит ничего необычного или трагичного и, не без влияния прохладного вечернего Невского проспекта, быстро справляется с обуявшим его «гневом и негодованием».

Второй же герой — Пискарёв, тот самый «молодой человек в плаще и фраке», пытается действовать так же, как его приятель. Его тоже постигает неудача. Но для него, ощущающего себя одиноким и чужим в северной столице империи, такое событие становится роковым. Робкий и застенчивый по натуре художник, всю жизнь носивший в своём сердце искры чувства, которые всегда только ждали своего часа, чтобы «превратиться в пламя», буквально доверил свою судьбу Невскому проспекту. Анализ произведения «Невский проспект» — это анализ двух похожих внешне, но совершенно разных по сути своей историй. Оба героя рискуют всем, но Пирогов, для которого всё происходящее — игра, не теряет, в сущности, ничего. Для Пискарёва же это — жизнь. Человек, который тонко ощущает мир, неспособен вмиг сделаться грубым и чёрствым, перестать доверять миру. Однако и быстро забыть о том разочаровании, которое он испытал по вине знаменитого проспекта, не может.

Что хотел показать, завершая «Невский проспект», Гоголь? Анализ этой повести — это анализ параллельно ведущегося повествования о двух персонажах, которые являются противоположностями друг друга по характеру и мироощущению. Читателю же такой контраст позволяет глубже понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичность ситуации, в которой оказывается поручик Пирогов, противопоставляется трагичной судьбе бедолаги Пискарёва. Таким же образом атмосфера комической пошлости, характерная для Невского поутру, сочетается с трагичной вечерней пошлостью и ложью. «…он лжет во всякое время, этот Невский проспект», — говорит Гоголь.

Популярные сегодня пересказы

  • Когда папа был маленьким — краткое содержание рассказа Раскина Писатель повествует об историях, которые произошли с ним в детстве. Он рассказывает их своей собственной дочке. Девочка серьезно болеет, чтобы отвлечь ее от боли, отец занимает ее рассказами.
  • Краткое содержание комедии Птицы Аристофана Произведение по жанру является комедией, которую написал Аристофан, где главными героями становятся Эвельпид и Пистфетер. Герои уехали из Афин, чтобы найти наиболее подходящее место для спокойной размеренной жизни
  • Краткое содержание книги Время ночь Петрушевской Данная повесть написана в формате дневника, который вела поэтесса в пожилом возрасте, которую зовут Анна Андриановна. В этой повести женщина рассказывает читателю о своих семейных проблемах.
  • 35 кило надежды — краткое содержание романа Анна Гавальда Произведение «35 кило надежды» было написано Анной Гавальдой, она рассказывает о жизни маленького мальчика, которого зовут Грегуар. Он ходит в школу, в которой плохо учится, но не старается исправить свои оценки

Очень краткий пересказ рассказа Невский проспект

Молодые люди Пискарев и Пирогов гуляют вечером по Невскому проспекту и от делать нечего идут каждый за приглянувшейся девушкой. Художник Пискарев преследует прекрасную брюнетку, идёт за ней, пока не доходит до небольшого здания. К своему ужасу, он понял, что это здание – бордель, а девушка, которую он представлял себе воздушной феей, оказалась проституткой. Художник сломлен этим, старается спасти девушку из этого логова разврата и предлагает стать его женой. Но его благородное предложение было отверженно и грубо высмеяно.

Не в силах этого перенести, Пискарев кончает жизнь самоубийством. В то же самое время дамский угодник Пирогов следует за миловидной блондинкой, оказавшейся замужней. Он без стеснения заходит в её квартиру. Её муж, немец Шиллер, для него не помеха. Пирогов нагло заигрывает с его женой, пока, однажды, Шиллер с друзьями не побили его. Послав им пустые угрозы, Пирогов быстро утешился, поев сладких пирожков в кондитерской.

Невский проспект

В этой работе писатель ярче всего описал атмосферу Петербургской жизни. Всё великолепие светской повседневности, мужицкие заботы, и даже порочность, как спутницу этого роскошества.

Литератор провёл своего читателя по Невскому и не оставил никаких секретов. Рассказчик предупреждает, что не нужно сразу верить в эту красоту и богатство, здесь всё пропитано обманом.

Вот гуляющий господин в дорогом сюртучке, он производит впечатление богача, а на самом деле «сам состоит из сюртучка». И так всё вокруг. Лучше гуляя по проспекту, вообще, не прислушиваться, о чём говорят остановившиеся господа, не заглядывать под шляпку даме, не останавливаться у витрин. Просто не поддаваться никакому соблазну.

Доказательством неоправданного соблазна является трагедия Пискарева. Бедный художник, соблазнённый ослепительной красотой молодой брюнетки, поплатился за своё увлечение жизнью. Художник не смог сопоставить в своём неиспорченном мире, ту прелестницу, к которой он воспылал романтической влюблённостью и ту реальность, в которую его привела девушка, оказавшаяся проституткой. Высшая степень трагической любви показана в этой части повести.

Соблазн второго героя — нахала Пирогова, имел менее фатальные последствия, и выглядел как комический эпизод. Непринципиальный и готовый приспосабливаться ко всем вокруг поручик, просто был физически наказан мужем хорошенькой блондинки, к которой Пирогов долго заигрывал. Отделавшись лёгким испугом, Пирогов быстро смерился со своим наказанием.

«Невский проспект» условно можно разделить на три части. В первой части описывается сам проспект, причём описывается как живой организм. Можно сказать, что это такой же главный герой, как одушевлённые персонажи. Во второй части рассказана история несчастной любви художника Пискарева, а в третьей изложены похождения поручика Пирогова.

Объединяет эти три части одно — обман, клевета, фальшь. Это и есть обратная сторона красивой жизни. Рассказчик, словно стараясь спрятаться от этой лжи, так и говорит: «Я когда иду по Невскому проспекту стараюсь закутаться в плащ» и делает вывод: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» Явный контраст, полное разочарование. Так радужная картинка великолепной светской жизни сменяется на тёмные полутона, где сам демон зажигает свечи.

Сбежавший «Нос»

Цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в испечённом женой хлебе человеческий нос, принадлежащий его клиенту, коллежскому асессору Ковалёву и выбрасывает странную находку в Неву.

Проснувшись, асессор видит отсутствие носа и обращается к обер-полицмейстеру, желая заявить о пропаже. Вдруг откуда ни возьмись появляется нос, одетый в мундир, шляпу статского советника и к тому же при шпаге. Ковалёв пускается в погоню, но нос не желает с ним разговаривать, выражая презрение к чиновнику низшего чина.

Попытка дать объявление в газету также ничего не даёт. Редакция отказывает безносому чиновнику из страха потерять репутацию. Тогда Ковалёв обращается к частному приставу, но тот кратко отвечает, что приличному человеку носа не оторвут.

После многих приключений Нос таинственным образом возвращается на своё место к законному владельцу.

Какова роль в повести снов пискарева для понимания его характера

Урок литературы в 10 классе по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Тема: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Технология: проблемное обучение

Цель:

показать учащимся, как в повести Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого мечтательному человеку; выяснить суть противопоставления художника Пискарева и поручика Пирогова.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию; формировать речевую культуру
  • Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся

Предварительное домашнее задание:

По вариантам подготовить характеристику художника Пискарева и поручика Пирогова

Всё обман, всё мечта. Всё не то, чем кажется.

Н.В.Гоголь

Ход урока:

1 Слово учителя.

В 1828 году Н.В.Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Впереди – свобода, служба, жизнь в Петербурге. В декабре молодой человек отправляется в столицу. Каким представлялся Гоголю Петербург? Вспомним строки из знаменитой повести Гоголя «Ночь перед Рождеством: «Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; …мосты дрожали, кареты летели, извозчики, форейторы кричали…» Такой увидел столицу кузнец Вакула. Таким, вероятно, представлял себе Петербург и Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, — разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. – Я его воображал красивее и великолепнее».

Почему же Гоголь разочаровался в этом городе и все-таки посвятил ему целый цикл «Петербургские повести»? Возможно, на этот вопрос нам поможет ответить «Невский проспект».

В.Г.Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который знает Петербург не понаслышке.» И действительно, в основу повести легли впечатления петербургской жизни писателя. Город поразил его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы Гоголь все отчетливее видел бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких людей.

2. Беседа по фрагменту начала повести «Всемогущий Невский» . Создание проблемной ситуации.

Учитель: Как изображена главная улица Петербурга? (блеск, красота, многолюдие)

Учитель: В какое время суток показан Невский проспект? (рано утром, в полдень и после обеда)

Учитель: Обратите внимание, что наиболее подробное описание Невского проспекта автором показано в период с 2-х до 3-х часов. Почему? (В это время по проспекту прогуливаются сильные мира сего, представители аристократии – те, кто представляет собой парадную витрину Российской империи). Учитель.: Как о них сказано в повести? (подчеркнуты внешние атрибуты: бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки и т.д.) А где же сами люди?

Учитель.: Как о них сказано в повести? (подчеркнуты внешние атрибуты: бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки и т.д.) А где же сами люди?

Учитель: Это уже языковой прием – метонимия. С какой целью автор использует этот прием? (это сатира, позволяющая обнажить человеческое самодовольство, чванство, беспечную праздность, заботу о внешней красоте и пренебрежение красотой внутренней. Эти люди здесь не за делом, а от безделья).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: