Характеристика главных героев
Центральная роль в повести отведена художнику Пискареву. Он — истинный творец, голодный и честный. Ему не так важен доход, сколько сам процесс творчества. Ему свойственно мечтать, а, следовательно, идеализировать. Он чтит и уважает красоту; в его сознании то, что красиво, — не должно быть порочным. И именно эти качества сыграли с ним злую шутку. Не меркантильный, не испорченный человек не смог смириться с жестокими реалиями Петербурга, где молоденькая девушка без сожаления и раскаяния обрекает себя на роль проститутки, причем нисколько не стыдиться своего положения, а наслаждается им. Такой поворот событий мог навредить только такому чистому и мечтательному юноше, как Пискарев. Попади в такую ситуацию Пирогов, он ничуть бы не смутился. Живописец же отказывается мириться с тем, что прекрасное создание может быть безнравственным и испорченным, поэтому он всеми силами пытается оправдать ее — в его снах она то знатная дама, то простая деревенская девушка. Так он становится зависим от мира снов — раз за разом ему сложнее сталкиваться с реальностью. Герой так и не смог принять действительность, поэтому единственным выходом для него оставалась смерть — так художник и совершает самоубийство.
Не маловажную роль в судьбе Пискарева сыграла незнакомка с Невского. Читатель не имеет возможности познакомиться с ее внутренним миром, но ее образ выписан достаточно точно — эта девушка совмещает в себе абсолютно ангельскую внешность и совсем не ангельскую душу. Она спокойно, и даже с гордостью относится к своей работе в борделе, считает для себя более постыдной роль жены бедного человека, а не участь содержанки. Этот контраст внешности и души — прекрасного и омерзительного — становится смертоносным для чистого и мечтательного Пискарева. Она — человек, который приспособился к жизни в Петербурге, какой бы она ни была, он — ее полная противоположность.
Полной противоположностью Пискарева оказывается и его друг, поручик Пирогов. Он вовсе не мечтателен, а, напротив, достаточно рационален
Ему важно то, какое положение он занимает в обществе, поэтому он так любит кичиться своим чином, пусть пока что и низким. Он может преступить через границы морали и нравственности — например, наличие у женщины мужа его нисколько не останавливает, а, наоборот, раззадоривает
Он себялюбив и эгоистичен, но труслив — ведь, в конечном счете, он даже не решается рассказать генералу о нанесенном ему оскорблении — от немца Шиллера за приставания к его жене.
Гоголь противопоставляет Пирогова, незнакомку с Невского Пискареву — так он явно показывает, для каких людей Петербург подходит, а кто выжить там решительно не может. Мечтательный и высоконравственный художник не смог смириться с простым несоответствием мечты и реальности, чиновник же абсолютно спокойно смирился с оскорблениями и избиением, а затем пошел кутить к друзьям офицерам. Так автор выражает свое мнение относительно большого города — это город для толстокожих людей, людей испорченных, черствых и меркантильных, как незнакомка и Пирогов, а не для художников Пискаревых.
Характеристика произведения
Анализ повести позволяет сделать вывод, что именно Невский проспект представляет собой отображение дворянской России. Это отображение богатства, престижного величия и роскоши, ослепляющих небогатого фантаста вроде Пискарева. Но за сверкающим фасадом дворянского общества таится полное социальное вырождение.
Лоск и великолепие, завлекающие возбуждение и суетность столичной жизни, — мистификация, под оболочкой которой скрывается искажение человеческих ценностей, устремлений и суждений, — такой окончательный вывод писателя-сатирика.
Повесть начинается с изображения главной улицы столицы и сменяющейся на ней разнородной чередой персон всякого возраста и положения. Обзор проспекта в разные часы дает возможность Гоголю сделать своеобразный разрез Петербурга и всех классов его обитателей — зажиточного и неимущего, чиновного и нечиновного.
Перед читателями проходят русские мужики, мастеровые, содержатели магазинов, сонный чиновник с портфелем под мышкой, гувернеры всех наций с их питомцами, благородные аристократические дамы и господа.
Этот эскиз повседневной жизни Невского проспекта — не только пролог для разворачивающейся далее истории Пискарева и Пирогова. Он является своего рода предисловием ко всем повестям и даёт возможность автору с самого начала выставить на передний план основную для цикла тематику Петербурга.
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»
Творчество Н. В. Гоголя невозможно представить без повести «Невский проспект», вошедшей в цикл «Петербургские повести». Начало всему положили наброски петербургского пейзажа писателем в 1831 году. Незамысловатый сюжет начинается с описания проспекта в Петербурге в разное время суток. Далее происходит знакомство читателя с молодыми людьми: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.
История с Пискаревым
Изучение повести должно строиться на сопоставлении этих образов. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается уже с первых строк. Цель молодых людей — поволочиться за гуляющими по проспекту дамами. Художнику-романтику хочется влюбиться, он выбирает брюнетку и идет за ней. Однако, поднявшись и войдя с нею в дом, он вдруг отрезвляется и с ужасом понимает, что это публичный дом, а прекрасная незнакомка – проститутка.
Пискарев не может принять, что девушка небесной красоты оказывается всего лишь падшей женщиной, находится в грязном заведении и ведет пошлые разговоры. Ошарашенный юноша мчится домой, долго приходит в себя, но тут за ним присылают карету. Оказывается, дама просит его приехать. Пискарев попадает на бал. Брюнетка прекрасна и грациозна. Они пытаются поговорить, но девушка постоянно исчезает. Пискарев долго ее ищет, но найти не может. И тут просыпается… Это было во сне.
С тех пор юноша не находит покоя, все время представляя девушку своей возлюбленной. Однажды он все же находит дом незнакомки и в беседе с нею пытается объяснить ей весь ужас ее положения, рисует перед ней картину счастливой семейной жизни. Однако она не понимает его и даже насмехается. Обиженный и удрученный, Пискарев уходит, а через неделю его обнаружат в собственном доме с перерезанным горлом. На похоронах нет его товарища Пирогова. Таким образом, сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова осуществляется на анализе тех событий, которые с ними произошли.
История с Пироговым
Ведь и с Пироговым тоже произошла ситуация. Когда в тот злополучный вечер решил он приударить за блондинкой, то волей случая попал в дом одного немца, который в пьяном состоянии требовал отрезать себе нос. Сделать это должен был сапожник. Пирогов вмешивается и получает нагоняй. Он уходит, но назавтра возвращается, так как ему захотелось продолжить знакомство с блондинкой, которая оказалась женой немца. Его ухаживания заканчиваются тем, что сердитый муж и его друг сотворяют над ним такое зло, что автор об этом умалчивает. Взбешенный поручик обещает сослать немца в Сибирь, но очень быстро все забывает и продолжает жить прежней жизнью.
Жизненные цели
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения жизненных целей героев. Пирогов мечтает занять место под солнцем любым способом, поэтому не терзает себя мыслями о нравственности или любви. Вместо того чтобы размышлять, он живет в свое удовольствие. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Он интересуется модой и всем тем, что связано со светом. Единственное желание: быть вхожим в светское общество. Поверхностно он может судить о литературе и искусстве, но не потому, что это ему нравится или в этом разбирается, а потому, что говорить о высоком – признак хорошего тона. В принципе, жизненную цель имеют оба: Пирогов и Пискарев. Характеристика позиции Пирогова следующая.
Чин
Заветным желанием Пирогова является чин. Это для него пропуск в светлую и привольную жизнь. И уж очень Пирогов гордится собственным чином. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. В Пирогове не осталось ничего порядочного. Он ведет себя нагло и презрительно с людьми, от кого не зависит, и раболепствует перед теми, кто выше него по званию. Высекание Пирогова, а точнее, его реакция на это действие – испытание его чести и достоинства. Гнев его быстро остыл, значит, никакого человеческого достоинства в нем не было. Иная писательская характеристика Пискарева. Пирогова состояние, его духовное оскудение показано в повести.
Художник полутонов, Гоголь противопоставляет героев и по освещению. Пирогов – герой дневной, Пискарев – вечерний. Дневной, то есть обыденный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискаревых мало. Это человек, который знает, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. По многим аспектам может быть проведена сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова: по отношению к женщинам, к жизни, по поведению в различных ситуациях.
Два отношения к жизни Пискарёв и Пирогов
В повести «Невский проспект» Гоголь противопоставил двух героев: мечтателя-романтика Пискарёва и легкомысленного пошляка Пирогова, случайно встретившихся на Невском проспекте.
Пискарёв — скромный, застенчивый художник. По своей натуре он «робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя». Так случилось и тогда, когда на Невском проспекте он встречает привлекательную брюнетку и решает за ней последовать. Пискарёв «трепетным шагом» спешит за этой девушкой. Когда она привела его в публичный дом, он был шокирован и сбежал оттуда.
По возвращении домой Пискарёву стали сниться чудесные сны, в которых та брюнетка была влюблена в него, они счастливы. После этого он стал больше спать, а когда он уже не мог сам заснуть, начал принимать опиум. Его сны заменили ему реальность. Через некоторое время Пискарёв решил увидеться с этой девушкой и предложить ей выйти за него замуж, но, услышав в ответ надменный смех, он разочаровался в любви к ней. Он не смог этого пережить и покончил жизнь самоубийством.
Его приятель поручик Пирогов из тех людей, которые «имеют особенный дар заставлять смеяться и слушать», которые «любят толковать об литературе» и «не пропускают ни одной публичной лекции». В отличие от своего друга, Пирогов очень нагло проследовал за понравившейся блондинкой. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Но она не стала предметом его обожания, как в случае с Пискарёвым. Для поручика это была всего лишь интрижка. Смело пробравшись в комнату вслед за девушкой, он понял, что она замужем за кузнецом Шиллером. Это не помешало Пирогову продолжить свои ухаживания. Муж девушки застал их в тот момент, когда молодой человек целовал его жену. О том, что сотворили с нашим героем-любовником Шиллер и его друзья, мы можем только догадываться. Однако, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков, Пирогов успокоился, отличившись уже вечером в мазурке.
Автор показал две стороны одной жизни: мечтательную, духовную и легкомысленную, пошлую, сосредоточенную только на своих потребностях. В столкновении с жестокой реальностью гибнет идеалист-романтик. А пошлые и бездуховные люди в этой жизни торжествуют. Н.В.Гоголь хочет сказать, что нельзя жить только романтическими иллюзиями. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью.
Полезный материал по теме:
- Два подхода к искусству в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
- История жизни Тараса Бульба
- Сатирическая обрисовка русской жизни
Повесть «Портрет»
Нищий молодой художник по фамилии Чартков не может расплатиться за жильё, но покупает за 20 копеек портрет старика в азиатской одежде. Глаза изображённого мужчины выглядят невероятно реалистично. Придя домой, он не может избавиться от впечатления, что портрет следит за ним. Ночью юноше снится кошмарный сон, о том, что старик сходит с полотна, а в руках у него мешок денег. Сновидцу удаётся выхватить упаковку с тысячей червонцев.
Утром, когда приходит хозяин с квартальным и требуют немедленной оплаты жилья, в раме картины обнаруживается свёрток с золотом, пригрезившийся во сне.
Чартков меняет свою лачугу на роскошную квартиру и даёт объявление в газету. Через несколько дней у него появляется уйма заказчиков. Молодой человек становится модным живописцем и пишет большое количество портретов. Пытаясь удовлетворить все прихоти капризных покупателей, художник не замечает, что его талант тускнеет. Со временем он превращается в скрягу и мизантропа. Увидев на выставку работу своего бывшего друга, он понимает, что собственные работы не имеют художественной ценности.
Чартков закрывается в своей мастерской и старается создать собственный шедевр, но, к сожалению, ничего не выходит. Он начинает приобретать картины великих художников для того, чтобы их уничтожить. Чартков лишается рассудка и гибнет.
Мотив повести
Работа над мотивом Петербурга заняла в творчестве автора особый период. В петербургских повестях остросатирический пафос гоголевского творчества увеличился. Социальная тематика ощутимо усилилась в сравнении с «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и «Миргородом». Правдивое мастерство писателя в этом направлении достигло своей кульминации.
Основной трагический мотив — красота, порабощенная уродством и взывающая к освобождению из-под власти столичной пошлости и разврата. Этот довод получил свое дальнейшее развитие в истории художника Пискарева, одного из главных действующих лиц произведения.
Сочинение 2
Пискарев – один из двух героев произведения. Пискарев – человек сентиментальный, ранимый, творческий, ведь его профессия – художник, говорит о его тонкой душевной организации и ином ведении всего окружающего мира. Будучи довольно скромным человеком, он и не надеется встретить свою судьбу. Но случай на Невском проспекте меняет всю его жизнь, становясь роковым в его жизни.
Невский проспект – место двух невероятных и будоражащих встреч. Друзья – Пирогов и Пискарев, встречают двух, казалось бы, прекрасных девушек и решаются следовать за ними. Отправившись за невероятной, на первой взгляд, блондинкой, Пискарев не может предугадать, чего будет стоить ему этом поступок. С каждой секундой ему кажется, что он все сильнее и сильнее влюбляется в девушку чарующей красоты, он не видит перед собой ничего, кроме ее образа. Буря страсти и нежных чувств находится внутри него, не давая думать ни о чем, кроме их будущей встречи. Он уже представляет ее честной и трудолюбивой девушкой, которая разделит всю его будущую жизнь. Он ведет себя именно так, как свойственно людям его профессии. В полете фантазии, он не представляет, как его представления далеки от реальности.
Как же сильно было падение всех его представлений и мечт, когда в конце своего пути он оказывается в публичном доме, где и обитает его красавица. Его мир рухнул, боль разрывает его изнутри, тот сладкий образ канул в глубокую бездну грязи и безнравственности, где ей и место. Его непорочная душа была не готова к такому жестокому разочарованию. Он не находит себе места, даже опиум не в силах заглушить то гадкое и ноющее глубоко в душе чувство.
Все его мысли, сны занимает план, с помощью которого он сможет избавить его прекрасную блондинку, вытащить со дна разврата. Он готов приучить ее к труду, взять ее в жены, забыть о ее порочном прошлом.
Он решается вернуться в притон и предложить ей руку помощи. Но ее вид, ее ужасный ответ, ее гадкий смех вызывают в нем лишь отвращение. Пискарев готов убежать куда угодно, только бы сохранить рассудок, которого становится все меньше и меньше, он не готов жить дальше, понимаю, к чему он только что прикоснулся. Понимая невозможность очиститься от этого порока, он находит единственный выход – покончить с собой, что он и делает. Его находят в квартире с перерезанным горлом.
Та злополучная встреча стоит ему жизни. Тем самым автор стремиться показать, как ранимы могут быть люди, как восприимчивы к происходящему с ними. Так часто и происходит с творческими людьми, их чувства захлестывают их с головой и они не могут выбраться из этой волны отчаяния и страха, что приводит к трагическому финалу.
https://youtube.com/watch?v=tE3CkFabL2E
История с Пискарёвым
Сначала необходимо по отдельности рассмотреть истории Пискарёва и Пирогова. В том, что случилось с поручиком и художником, и заключается суть произведения. Целью Гоголя было показать образы героев с помощью противопоставления, чтобы читатели могли сравнить героев и понять, что между ними не было никакого сходства. Даже род занятий Пирогова и Пискарёва кардинально отличался, хотя они были приятелями.
Истории любви молодых людей начинаются с того, что они вместе гуляют по проспекту. Днём он оживлённый, потом на некоторое время замирает и утихает, а вечером начинается другая жизнь. Вот что происходит на Невском, когда опускаются сумерки:
- булочник зажигает фонарь;
- в низких окошках магазинов появляются эстампы, которых нельзя было представить днём;
- прохаживаются губернские секретари и коллежские регистраторы;
- толпами прогуливаются артельщики, купцы и сидельцы;
- как видения, «пролетают» дамы с толстыми губами и наштукатуренными щеками.
Они добрались до высокого дома, и юная девушка сначала знаком, а потом словами пригласила Пискарёва следовать за ней. Художник чувствовал себя невероятно счастливым, ведь прекрасная незнакомка доверила ему проникнуть в святыню — своё жилище. Они поднимались на четвёртый этаж по вьющейся лестнице, и сердце готово было выскочить из груди художника.
Разочарование накрыло молодого человека, когда он увидел, где оказался. Комната выглядела неприбранной, как жилище холостяка, в углах висела паутина, а мебель покрывал слой пыли. В разных углах можно было рассмотреть 3 женские фигуры, причём одна даже расчёсывалась перед зеркалом. Когда художник вошёл в комнату, она нисколько не устыдилась. Потрясённый, молодой человек побежал прочь, «как дикая коза». Цитаты из произведения показывают, каким пылким характером обладал юноша.
Через некоторое время Пискарёву приснился сон, в котором девушка оказалась не проституткой, а богатой дамой, и пригласила его в роскошный особняк. Желая ещё раз встретиться с прекрасным видением, пусть даже во сне, Пискарёв начал принимать опиум. Дошло до того, что он снова пошёл к незнакомке и начал звать её замуж. Девушка посмеялась, а через некоторое время художника нашли мёртвым — он перерезал себе горло.
Главные герои
Петербург
Итак, В.И. Шенрок дал такое название сборнику не прихоти ради, а в связи с тем, что действие всех указанных повестей Николая Васильевича происходит в Петербурге. Более того, город является не просто фоном для описываемых событий – он как будто бы становится одним из основных персонажей. И это не случайно.
Колокольня Владимирского собора
Детство и юность Николая Гоголя прошли в Малороссии, и столица Российской империи – Петербург – такой далекий и манящий, всегда виделся ему красивым, блестящим, нарядным. Однако, когда Гоголь в 1828 году прибыл в Петербург, город открыл ему не только свою праздничную сторону, но и будничное, совсем не такое привлекательное лицо. Наряду с лощеным Невским проспектом здесь были и маленькие улочки, и грязные тупики, и темные зловонные дворы-колодцы. А по соседству с богатыми горожанами терлись бедняки. Причем, не только откровенно нищие и попрошайки, но и мелкий чиновничий люд, служащие, работники, мастеровые – все они жили во много-много раз беднее дворян, помещиков и крупных торговцев и составляли основную часть населения города.
Маленький человек
И именно такие «маленькие люди» и стали главными героями «Петербургских повестей». Гоголь знал тех, о ком писал. В какой-то мере он и себя относил к этой категории, а также в избытке повидал таких персонажей в то время, когда служил чиновником на государственной службе. Кто такой «маленький человек»? Он робкий, неуверенный в себе, никак не может вырваться из череды неприятностей, бедности, неудач. Он постоянно терпит унижение от начальства, более удачливых коллег и вообще всех, кто стоит выше него на социальной лестнице. Их подколки, издевательства, пренебрежение больно ранят таких героев, заставляя еще больше замыкаться в себе, терять надежду, разувериться в себе, в справедливости и в целом в жизни.
В итоге герои Гоголя либо сходят с ума, либо заканчивают жизнь самоубийством, либо умирают – тихо и незаметно, также, как жили. Никто даже не замечает, что их больше нет. А нарядный и блестящий Петербург продолжает жить своей парадной жизнью…
Нет сомнений в том, что весь данный цикл – протест Гоголя против трагической неустроенности жизни и тех, кто сделал ее такой: жестокой, несправедливой, бесчеловечной.
Сочинение Пискарёв и Пирогов
Произведение «Невский проспект» было написано в 1831 году. Сюжет книги начинается на Невском проспекте в Петербурге.
Одним из основных образов повести является Пискарев. Герой был молодым художником с ранимой и тонкой душой. Он жил в тяжелых условиях и испытывал нехватку денег. Он был далек от жизни аристократов. Парень обладал особо пламенным воображением. Он слишком бурно воспринимал противоречия города.
Вместе с художником, еще одним главным героем является Пирогов. Пирогов был творением пошлости, бездуховности и приземленности. За счет таких качеств Пирогов был полной противоположностью мечтателю – художнику. Пирогов был поручиком. Он очень восхищался своим чином и всегда хвастался своим офицерским званием. Офицер принадлежал среднему классу в обществе. Поручик дружил с молодым художником ради собственной выгоды. Офицер хотел, чтобы Пискарев нарисовал его портрет. Пирогов был самодовольным и самоуверенным человеком, перед которым не могла устоять ни одна женщина.
А Пискарев был простодушным, тихим, робким и скромным человеком. За его наивность и простодушие Пирогов называл его «простаком». Молодой художник был способен на искренние и чистые чувства. Он полностью погружался в свою творческую работу и не мог смотреть людям прямо в глаза. Смотря на людей, он представлял их как гипсовый бюст или смотрел как на будущую картину, которую хочет нарисовать. Он был влюблен в юную девушку и считал себя недостойным ее. От одного ее взгляда он робел, дрожал и испытывал глубокое счастье. Он не рассказал ей о своих чувствах, боясь, что девушка возненавидит его.
В один вечер он тайно смотрел на нее и не мог подойти. Вернувшись домой, во сне он увидел красавицу. Она позвала влюбленного художника на бал, и рассказала о себе все. Во сне Пискарев стал еще больше восхищаться ей. Сон Пискарева прервался, и он начал искать способы заснуть. Он начал потреблять опиум. Во сне он видел как, женился на ней. Проснувшись, Пискарев решил жениться и тут же побежал к ней домой. Девушка оказалась не такой, какой он ее считал. В ней было много легкомыслия, корысти, пошлости. Девушка его мечты имела отношения с Пироговым. От таких откровений сердце бедного художника разорвалось на части. После чего художник совершил самоубийство. Для художника такое откровение стало его концом. А для Пирогова отношения были простой игрой. На Невском проспекте случились 2 трагедии, которые отразились на судьбе человека.
Таким образом, автор хотел показать различия между судьбами простого человека и людей, имеющих высокий чин.
Идея в «Невском проспекте»
Как уже говорилось в предыдущих пунктах, писатель подверг сомнению утопическую идеализацию судьбы романтического героя. На самом деле, такая утонченная натура не может свыкнуться с крушением надежд и иллюзий. Она либо утрачивает свою утонченность, становясь аналогом девушки с Невского, либо погибает. Многие художники именно в силу этой закономерности не живут долго, а вот мещане, порочные женщины и заурядные франты проживают долгую и относительно спокойную жизнь. Эту правду жизни и хотел довести до нашего сведения писатель.
Однако смысл повести «Невский проспект» выходит далеко за рамки проблемы жизни в порочном городе — Гоголь больше внимания уделяет сосуществованию реальности и мечты, правды и обмана. Для раскрытия этой идеи автор использует образ Невского проспекта — так он показывает читателю, что все может скрывать в себе ложь, оказаться не таким, как кажется и хочется верить. Эту же мысль продолжает образ незнакомки. Ее внешность так же не соответствует внутреннему содержанию. Люди мечтают о том, чего не могут получить от окружающего мира, но мечтать об этом они начинают, заразившись тем, что показывает обманчивая внешность, будь то наружность города или человека. И, как показывает судьба Пискарева, несоответствие реальности и мира иллюзий может приносить разрушение в жизнь и характер личности.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Главные герои повести Гоголя «Невский проспект» — это два друга: Пирогов и Пискарёв. Автор показывает на их примере, как легко донести до читателя, что один герой не заслуживает сочувствия и сострадания, а другой — заслуживает. Нет, конечно, можно и на фоне одного персонажа выделить его негативные качества и позитивные, но, когда это происходит на контрасте двух противоположностей, воспринимается это гораздо легче, более однозначно и без сомнений в своих суждениях.
Начнём с того, что род профессии у них совершенно разный — Пискарёв занимается художеством, а Пирогов служит поручиком
Уже здесь читатель может подумать о том, что Пискарёв, как и любая творческая личность, наделен тонкостью души, вниманием к мелочам и безграничной фантазией, с помощью которой он любит мечтать
Пирогов же, как истинный служащий, не способен воспринимать доподлинно красоту окружающего его мира, он слаб в высоких материях, а всё, что его заботит, — деньги и влияние, чин и общественное признание
Если говорить прямо, то романтик Пискарёв живёт миром идеальным: он мечтает о чистой и бескорыстной любви, тогда как Пирогов хочет занять тёплое место под солнцем, обеспечить себе жизнь, женясь на какой-нибудь красотке, у которой богатый отец, причём вовсе не важно, будет он любить девушку или нет
Ещё одно, что очень сильно отличает главных героев, — это отношение к любви. Когда товарищи встречаются на Невском проспекте и присматривают себе двух понравившихся барышень, Пирогов проявляет всю свою пошлость, мерзость и низменность, потому что ему нужна девушка, с которой он просто хорошо проведёт время, развлечётся. Пискарёв же надеется всем сердцем, что девушка, которая ему понравится, станет для него единственной на всю жизнь, он хочет полюбить раз и навсегда, он ждёт от этой симпатии самых высоких чувств и отношений.
Когда Пискарёв узнаёт, что его девушка работает в непристойном заведении, он сильно ужасается, что говорит читателю о высоких моральных принципах героя. Из благородства своего он даже готов простить ей эту работу, если она только бросит её немедленно и будет жить с ним, Пискарёвым. Отказ девушки становится для него настоящим ударом, от которого он не смог оправиться и скончался. Пирогов же ухаживает за своей девушкой, у которой есть муж. Это говорит о его бесчестии и желании к забавам в жизни. Получив по морде от мужа понравившейся барышне, он грозится арестом и судом. Автор этим как бы показывает, что для него важна честь, но тут же этот Пирогов идёт танцевать мазурку с друзьями в ресторане. Его уже не заботит его честь, это был фарс.
Пирогов и Пискарёв — это антагонисты, на фоне различия которых можно найти, кого презирать, а кому сочувствовать. И решать, кто есть кто, смогут только моральные принципы читателя.
Анализ повести на уроке
В рамках школьного курса литературы произведение изучают в 10 классе. Дети составляют таблицу, куда выписывают черты характера главных героев. По заданию преподавателя учащиеся составляют словесные портреты персонажей, рассказывают, в чём заключается смысл произведения. Внести разнообразие в урок литературы и сделать его более оживлённым помогает проведение параллелей между тем временем и нынешней Россией. Ученикам будет интересно порассуждать о том, что изменилось, а какие явления остались в том же виде, как при Гоголе.
Стандартное задание на уроке — составление цитатного образа каждого персонажа и их сравнение. Чтобы его выполнить, нужно взять из описания персонажей слова и выражения, которые наиболее точно характеризуют не только внешность, но и черты характера. Это могут быть глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи. Главное, чтобы они ухватывали самую суть.
Основная цель урока по повести Гоголя — показать, какую роль в жизни мечтательного человека могут сыграть неблагоприятные обстоятельства. Кроме того, преподаватель должен помочь ученикам понять. в чём смысл сравнительной характеристики Пирогова и Пискарёва в «Невском проспекте».
Короткий пересказ «Невского проспекта» Гоголя
Два молодых человека — поручик Пирогов и художник Пискарев — ухлестывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту одинокими дамами. Художник следует за брюнеткой, лелея на ее счет самую романтическую влюбленность. Они доходят до Литейной и, поднявшись на верхний этаж ярко освещенного четырехэтажного дома, оказываются в комнате, где находятся еще три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом догадывается, что попал в публичный дом. Небесный облик его избранницы никак не соотносится в его сознании ни с этим местом, ни с ее глупым и пошлым разговором. Пискарев в отчаянии выбегает на улицу. Придя домой, долго не мог успокоиться, но лишь задремал, как в дверь стучит лакей в богатой ливрее и говорит, что дама, у которой он только что был, прислала за ним карету и просит немедленно быть у нее в доме.
Пораженного Пискарева привозят на бал, где среди танцующих дам всех прекраснее его избранница. Они заговаривают, но ее куда-то увлекают, Пискарев тщетно ее ищет по комнатам и… просыпается у себя дома. Это был сон! Отныне он теряет покой, желая увидеть ее хотя бы во сне. Опиум позволяет ему обрести возлюбленную в своих грезах. Однажды ему представляется его мастерская, он с палитрой в руках и она, его жена, рядом. А почему бы нет? — думает он, очнувшись. Он найдет ее и женится на ней!
Пискарев с трудом отыскивает нужный дом, и — о чудо! — именно она открывает ему дверь и мило сообщает, что, несмотря на два часа дня, только проснулась, поскольку ее лишь в семь утра привезли сюда совершенно пьяной. Пискарев говорит семнадцатилетней красавице о пучине разврата, в которую она погружена, рисует картины счастливой трудовой семейной жизни с ним, но она с презрением отказывается, она смеется над ним! Пискарев бросается вон, где-то бродит, а вернувшись домой, запирается в комнате. Через неделю, выломав дверь, находят его с перерезанным бритвой горлом. Хоронят беднягу на Охтинском кладбище, и даже его приятеля Пирогова нету на похоронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю.
Малый не промах, он, преследуя свою блондинку, попадает в квартиру некоего жестянщика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапожника Гофмана отрезать ему сапожным ножом нос. Помешавший им в этом поручик Пирогов, наткнувшись на грубость, ретируется. Но лишь для того, чтобы, вернувшись наутро, продолжить свое любовное приключение с блондинкой, оказавшейся женой Шиллера. Он заказывает жестянщику сделать себе шпоры и, пользуясь случаем, продолжает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность. В воскресенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов является к его жене, танцует с ней, целует ее, и как раз в этот момент является Шиллер с другом Гофманом и столяром Кунцом, тоже, кстати, немцем. Пьяные рассерженные ремесленники хватают поручика Пирогова за руки, за ноги и сотворяют над ним нечто столь грубое и невежливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать.
Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная в этом месте цензурой, позволяет нам прервать свои догадки и узнать, что Пирогова — высекли! В бешенстве поручик вылетает из дома, суля жестянщику плети и Сибирь, по меньшей мере. Однако по дороге, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился. Такое вот странное, непонятное происшествие. Впрочем, на Невском проспекте, под обманным, неверным светом фонарей, уверяет нас автор, все — именно таково…
Это интересно: Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Краткое содержание «Портрета» Гоголя по главам вы можете прочитать на нашем сайте, чтобы использовать при подготовке к урокам.
Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.