Анализ повести невский проспект гоголя (смысл, суть и идея произведения)

Повесть «Портрет». Краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)

Бедный молодой художник Чартков в лавочке купил портрет старика. Глаза изображённого старика были словно живые. Художник во сне увидел, что старик вылез из рамы, вынул из мешка свёртки с надписью «100 червонцев», затем снова сложил их в мешок и вернулся на место.

Утром хозяин квартиры привёл к Чарткову квартального надзирателя, так как художник не платил за квартиру. Надзиратель предложил Чарткову дать хозяину вместо денег этот портрет, взял его, нечаянно надавил на раму, и оттуда выпал свёрток с надписью «100 червонцев». Чартков так быстро и ловко поднял его, что полицейский не заметил упавший свёрток.

Художник на эти деньги смог нанять богатую квартиру, скоро стал модным живописцем, но однажды, увидев прекрасную картину своего прежнего приятеля, понял, что свой талант растратил. Он стал рассматривать свои прежние картины, случайно наткнулся на купленный когда-то портрет и испугался страшных глаз старика. С того дня он стал, завидуя талантливым живописцам, покупать их картины и уничтожать эти прекрасные произведения. В конце концов, Чартков сошёл с ума и умер.

Далее повествуется о том, как появился портрет старика.

У одного художника старый ростовщик заказал свой портрет, тот начал его писать, а на следующий день узнал, что заказчик умер.

С той поры в душе художника поселилась тревога и зависть, а в его картине, которую заказала церковь, у всех изображённых людей были страшные глаза ростовщика. Художник решил сжечь портрет старика, но его товарищ попросил отдать портрет ему, и после этого художник стал спокойнее и добрее.

А приятель, ставший обладателем портрета, стал беспокойным, тревожным, но когда он отдал портрет другому человеку, к нему вернулось спокойствие. С той поры стал портрет переходить к    разным людям.

Художник, написавший его, постригся в монахи, стал отшельником и написал прекрасную картину для церкви. Своему сыну он завещал, чтобы хранил свою душу чистой, а если увидит где-нибудь портрет ростовщика, уничтожил его.

Сын увидел этот портрет на аукционе, рассказал историю его создания и заявил, что имеет на него права больше других покупателей. Но, пока все слушали историю о портрете, его кто-то украл.

Более подробно о повести «Портрет» можно прочитать здесь.

Анализ «Петербургских повестей» Гоголя

Николай Васильевич — человек и писатель трех культур: малороссийской, российской и итальянской. И когда он из своей Полтавщины приезжает в Петербург, он смотрит на этот мир русской столицы глазами гостя и постороннего. Именно поэтому название «Петербургские» в этом цикле повестей означает нечто большее, чем просто место действия.

Все события, описанные в этих замечательных произведениях, очень простые, здесь присутствует много бытовых зарисовок. Однако делая анализ «Петербургских повестей» Гоголя, мы видим, что автор сознательно шел на упрощение сюжета и фактуры. Он придавал этому огромное значение.

По словам самого писателя, чем предмет обыкновеннее, тем больше надо иметь таланта и воображения, чтобы сделать из него нечто неординарное, но в то же время не лишенное истины

А именно это и было для Николая Васильевича важной задачей — подарить читателю не только наслаждение при прочтении своих книг, но и максимально приблизить его к этой истине

Сны и мечты

Оказавшись дома, Пискарев заснул. Ему приснился сон. Именно этим эпизодом продолжает Николай Васильевич Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этой повести далее расскажет нам, что приснилось молодому человеку.

Итак, Пискарев увидел, что за ним пришел лакей, и, сказав, будто его прислала та самая барыня, велел следовать за ним. Он оказался на бале в великолепном особняке. Все дамы были прекрасны, но блистательнее всех, конечно, была Она. Девушка пыталась что-то сказать Пискареву, но им постоянно мешали. Он проснулся. Жизнь потеряла смысл для молодого человека. Чтобы лучше спать, он купил опиум. Его существование обретало смысл только в сновидениях.

Пискарев представлял, что женится на этой девушке, и она сойдет с того ужасного пути, по которому шла. Однажды он решился сделать ей предложение. Отправившись в тот дом, он вновь увидел ее и рассказал о своем плане. Ответом на его слова было презрение. Пискарев вновь бежал и несколько дней не выходил из своей комнаты. Когда дверь взломали, то нашли молодого человека с перерезанным горлом.

История создания

История написания повести «Невский проспект» открывает перед читателем интересные факты из биографии писателя:

  • Гоголь любил гулять по Северной Столице, наблюдать за прохожими, прислушиваться к их разговорам.
  • Замысел написать произведение, где главным действующим лицом будет Петербург, возник у Гоголя в 1831 году. Об этом свидетельствуют наброски с описанием города, датированные 1831 годом.
  • Примечательно, что с 1830 по 1833 годы Николай Васильевич посещал занятия в Академии художеств в качестве вольноприходящего студента. Писатель получил уникальную возможность пообщаться с огромным количеством живописцев, в том числе уже известных. Он был в восторге от общества, собравшегося на курсе.
  • Неизвестно, был ли у художника Пискарева прототип в реальной жизни, или был его образ собирательным, но посещение курсов однозначно повлияло на писателя, что нашло отголосок в повести « Невский проспект».
  • Работа над повестью была завершена в октябре 1834 г. , а цензурное разрешение было получено 10 ноября 1834 г. Повесть была впервые напечатана в сборнике «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» в 1835 г.

История создания

Приступая к анализу повести «Портрет», в первую очередь стоит рассмотреть историю создания данной повести, чтобы иметь представление о времени, когда оно было создано, и значимых социальных проблемах того периода. Написание повести Николаем Гоголем проходило в два этапа. Первый вариант был создан и опубликован в 1833 году, однако сюжет и изложение не заимели особого успеха среди любителей литературы и драматургической составляющей текста.

Впоследствии русский писатель был вынужден прибегнуть к значительным изменениям — автор переосмыслил сюжет, изменил имена главных действующих лиц и переписал многие диалоги. Новое воплощение «Портрета» было опубликовано в 1841 году и с восторгом встретилось публикой. В особенности людьми, которые имели отношение к творческой деятельности.

Знаменитое описание исторической части города

Петербург – это место, где сталкиваются противоположности, добро и зло оказываются перемешанными причудливейшим образом. Делая анализ повести Гоголя «Невский проспект», читатель в первую очередь видит ярчайшее, знаменитое описание этой части города. Его легко сопоставить с лирическими изображениями Днепра или украинской ночи из цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Но в самом начале описания присутствует фраза: «Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей…» Делая анализ «Петербургских повестей» Гоголя, на нее необходимо обратить внимание. Слова «бледных» и «чиновных» указывают на то обстоятельство, что Невский проспект – это то место, где человек сталкивается с обманом

В другой части повествования Николай Васильевич говорит прямо жесткие и страшные слова: «Какой-то демон искрошил весь мир на множество различных кусков и все без толку смешал вместе». Мир Невского проспекта представляет собой образ, лишенный цельности, а нечто демоническое выглядывает из-за каждого поворота.

Композиция

Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его встречают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными.

Чему учит?

У каждого произведения есть мораль, и повесть «Невский проспект» — не исключение. Автор призывает человека возвыситься над суетой Невского проспекта и не увлекаться его миражами. Праздничная и шумная улица манит нас призрачной красотой, но за маской многолюдства скрывается пустота. Никто не подойдет к Вам на этой улице с чистыми намерениями и добрым сердцем.

Вывод из повести каждый сделает сам, но большинство людей, по мнению Многомудрого Литрекона, задумаются о том, что важно не растерять отзывчивость на многолюдных улицах большого города. Пискареву не хватило сил, чтобы вытащить девушку из развратной трясины, но его порыв уже достоин уважения

Если бы люди были менее циничны и безразличны, Невский проспект был бы совсем другим.

Схожесть судеб и противоречивость характеров Пирогова и Пискарёва

Однако по мере повествования в повесть «Невский проспект», анализ которой мы проводим, включаются целых два героя, которым автор уделяет пристальное внимание. Первый — это поручик Пирогов, а второй — Пискарев, «молодой человек во фраке и плаще»

Пирогову хорошо известны законы современного мира. Он знает, что жизнь в величественном городе во многом подобна игре в «рулетку». Но тот, кто готов постоянно идти на риск ради исполнения наиболее сокровенных, безнадежных и даже порой нелепых своих мечтаний, сумеет покорить его.

Поручик, следуя своим убеждениям, идёт на риск. В своём проигрыше он не видит ничего необычного или трагичного и, не без влияния прохладного вечернего Невского проспекта, быстро справляется с обуявшим его «гневом и негодованием».

Второй же герой — Пискарёв, тот самый «молодой человек в плаще и фраке», пытается действовать так же, как его приятель. Его тоже постигает неудача. Но для него, ощущающего себя одиноким и чужим в северной столице империи, такое событие становится роковым. Робкий и застенчивый по натуре художник, всю жизнь носивший в своём сердце искры чувства, которые всегда только ждали своего часа, чтобы «превратиться в пламя», буквально доверил свою судьбу Невскому проспекту. Анализ произведения «Невский проспект» — это анализ двух похожих внешне, но совершенно разных по сути своей историй. Оба героя рискуют всем, но Пирогов, для которого всё происходящее — игра, не теряет, в сущности, ничего. Для Пискарёва же это — жизнь. Человек, который тонко ощущает мир, неспособен вмиг сделаться грубым и чёрствым, перестать доверять миру. Однако и быстро забыть о том разочаровании, которое он испытал по вине знаменитого проспекта, не может.

Что хотел показать, завершая «Невский проспект», Гоголь? Анализ этой повести — это анализ параллельно ведущегося повествования о двух персонажах, которые являются противоположностями друг друга по характеру и мироощущению. Читателю же такой контраст позволяет глубже понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичность ситуации, в которой оказывается поручик Пирогов, противопоставляется трагичной судьбе бедолаги Пискарёва. Таким же образом атмосфера комической пошлости, характерная для Невского поутру, сочетается с трагичной вечерней пошлостью и ложью. «…он лжет во всякое время, этот Невский проспект», — говорит Гоголь.

Краткий анализ

Год написания – 1834 год.

История создания – Жизнь в Санкт-Петербурге оказала большое влияние на молодого писателя, который написал несколько повестей, посвященных северной столице. Среди них оказалась и повесть «Невский проспект».

Тема – Жизнь Санкт-Петербурга и судьба «маленького человека» в большом городе.

Композиция – Композиция произведения представлена таким образом, что жизнь всего города как нельзя лучше раскрывается через описание Невского проспекта. Композиционная структура повести следующая: завязка (встреча двух приятеле), развитие событий (художник пытается спасти падшую женщину, а поручик заводит роман с замужней дамой), кульминация (падшая женщина отказывается выходить замуж за художника, поручик оказывается избит мужем своей пассии), развязка (поруганная честь поручика, смерть художника).

Жанр – Повесть.

Направление – Социально-критический реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр

История создания

Впервые задумка написать «Портрет» у Николая Васильевича возникла в 1832 году. Спустя три года первая редакция повести была опубликована в сборнике «Арабески». Гораздо позднее, в 1841 году, когда Гоголь уже написал свои знаменитые «Мертвые души», он подверг повесть существенным изменениям: изменил диалоги, эпитеты, а также поменял фамилию главного героя с «Черткова» на «Чартков» во избежание ассоциаций с чертом. Обновленная версия книги появилась в третьем номере «Современника».

В центре сюжета произведения стал портрет, обладавший мистической силой. На его написание Гоголя вдохновил популярный в те года роман Метьюрина «Мельмот Скиталец».  Образ же алчного ростовщика был навеян писателю мифом о вечном жиде, который никак не мог обрести покой.

Анализ 2

Основными персонажами произведения являются поручик Пирогов и молодой художник Пискарев.

Сюжетная линия повести выстраивается на противопоставлении двух историй, одна из которых представляет собой реальный, пошлый рассказ о жизни поручика Пирогова, наказанного немцами как ловеласа, а вторая изображает романтическую историю художника, лишившего себя жизни.

Кроме персонажей, основной темой произведения является петербургская тематика, поскольку писатель неравнодушно относится к питерской столице, похожей, по мнению автора, на живого великана, который имеет свои характерные черты, привычки, капризы. Главная улица питерской столицы олицетворяет в повести целостность толпы, где у каждого бегущего человека свои дела и жизнь, но именно там они иногда пересекаются, как и главные герои произведения.

Поручик представляется писателем в образе прожженного реалиста, понимающего устройство современного мира и жизнь в большом мегаполисе, где нужно уметь рисковать и выигрывать данную богом возможность в виде исполнения сокровенной мечты. При этом Пирогов предполагает возможность проигрыша, не считая это трагичностью и нелепостью. Именно поэтому он достигает спокойствия через прохладу вечернего питерского проспекта.

Второй герой произведения тоже становится проигравшим в своей жизненной судьбе, но для него неудача становится в качестве рока, поскольку отличается робостью и застенчивостью, доверчиво надеясь на пламя проспекта.

Оба героя готовы поставить собственную жизнь на карту, но при этом поручик воспринимает происходящие с ним события как карточную игру, а художник не имеет в себе силы преодолеть невозможное, потому что не может найти в себе черты грубости и черствости.

Противоречия в характерах героев писатель подчеркивает ненавязчивым фоном Невского проспекта, при помощи которого судьба Пирогова кажется комичной, а жизнь Пискарева несет в себе оттенки драматизма и трагичности. Автор демонстрирует холодность и пустоту столичного проспекта, его лживость, после встречи с которым душа художника Пискарева оказывается опустошенной.

Повествование произведения строится на параллельном изображении жизненных путей героев, противопоставляя социальную и нравственную сферы, раскрывая разность характеров и восприятия действительности, усиливая сюжетный фон описание главной городской улицы.

Сюжетные и идейные линии

Какие идейные линии содержат «Петербургские повести» Гоголя? Анализ повестей говорит о том, что в них очень ярко обозначен мотив соблазна. Например, в «Невском проспекте» один из его героев, художник Пескарев, пойдя вслед за красавицей, вдруг понимает, что ее внешнее очарование вовсе не означает добродетели. Симпатичная мишура не обозначает внутренней сущности.

Поверхностные и глубинные свойства в человеке разобщены. И это очень ярко видно здесь, в центре Петербурга, на Невском проспекте, где каждый час прогуливаются разные люди — то дворники, то высокие чиновники, то беднота. И в этом и состоит та парадоксальная сущность этого средоточия российской столицы.

Композиция

Проводя в повести «Невский проспект» анализ произведения, следует отметить его несколько необычное композиционное построение. Общая картина жизни Петербурга, со всеми его пороками, страстями и соблазнами Гоголь раскрывает в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях в ходе повествования. Судьбы главных героев в повести рассматриваются сквозь призму общего движения жизни города.

Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.

Построение композиции повести весьма традиционно и состоит из последовательных частей:

  • завязка – встреча двух приятелей, каждый из которых выбирает свой собственный жизненный путь, поиск личного «идеала»;
  • развитие событий представляет собой параллельное развитие двух сюжетных линий: художник пытается спасти «падшего ангела», в то время как поручик вовсю ухлестывает за замужней женщиной;
  • кульминация также представлена двумя событиями: предложение художником руки и сердца падшей женщине и ее отказ, а также порка поручика супругом его пассии;
  • развязка – поруганная честь поручика Пирогова и безлюдные похороны молодого художника Пискарева;
  • эпилог – описание Невского проспекта, в котором все эфемерно и неправдиво.

Произведение Гоголя «Невский проспект» написано в жанре повести. Поскольку главная идея произведения – обличительная, то можно сказать, что повесть принадлежит литературному направлению под названием социально-критический реализм.

http://www.syl.ru/article/202147/new_n-v-gogol-nevskiy-prospekt-kratkoe-soderjaniehttp://goldlit.ru/gogol/694-nevskii-prospekt-analizhttp://obrazovaka.ru/sochinenie/nevskiy-prospekt/analiz-proizvedeniya-gogolya.html

Сбежавший «Нос»

Цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в испечённом женой хлебе человеческий нос, принадлежащий его клиенту, коллежскому асессору Ковалёву и выбрасывает странную находку в Неву.

Проснувшись, асессор видит отсутствие носа и обращается к обер-полицмейстеру, желая заявить о пропаже. Вдруг откуда ни возьмись появляется нос, одетый в мундир, шляпу статского советника и к тому же при шпаге. Ковалёв пускается в погоню, но нос не желает с ним разговаривать, выражая презрение к чиновнику низшего чина.

Попытка дать объявление в газету также ничего не даёт. Редакция отказывает безносому чиновнику из страха потерять репутацию. Тогда Ковалёв обращается к частному приставу, но тот кратко отвечает, что приличному человеку носа не оторвут.

После многих приключений Нос таинственным образом возвращается на своё место к законному владельцу.

Невский проспект

В этой работе писатель ярче всего описал атмосферу Петербургской жизни. Всё великолепие светской повседневности, мужицкие заботы, и даже порочность, как спутницу этого роскошества.

Литератор провёл своего читателя по Невскому и не оставил никаких секретов. Рассказчик предупреждает, что не нужно сразу верить в эту красоту и богатство, здесь всё пропитано обманом.

Вот гуляющий господин в дорогом сюртучке, он производит впечатление богача, а на самом деле «сам состоит из сюртучка». И так всё вокруг. Лучше гуляя по проспекту, вообще, не прислушиваться, о чём говорят остановившиеся господа, не заглядывать под шляпку даме, не останавливаться у витрин. Просто не поддаваться никакому соблазну.

Доказательством неоправданного соблазна является трагедия Пискарева. Бедный художник, соблазнённый ослепительной красотой молодой брюнетки, поплатился за своё увлечение жизнью. Художник не смог сопоставить в своём неиспорченном мире, ту прелестницу, к которой он воспылал романтической влюблённостью и ту реальность, в которую его привела девушка, оказавшаяся проституткой. Высшая степень трагической любви показана в этой части повести.

Соблазн второго героя — нахала Пирогова, имел менее фатальные последствия, и выглядел как комический эпизод. Непринципиальный и готовый приспосабливаться ко всем вокруг поручик, просто был физически наказан мужем хорошенькой блондинки, к которой Пирогов долго заигрывал. Отделавшись лёгким испугом, Пирогов быстро смерился со своим наказанием.

«Невский проспект» условно можно разделить на три части. В первой части описывается сам проспект, причём описывается как живой организм. Можно сказать, что это такой же главный герой, как одушевлённые персонажи. Во второй части рассказана история несчастной любви художника Пискарева, а в третьей изложены похождения поручика Пирогова.

Объединяет эти три части одно — обман, клевета, фальшь. Это и есть обратная сторона красивой жизни. Рассказчик, словно стараясь спрятаться от этой лжи, так и говорит: «Я когда иду по Невскому проспекту стараюсь закутаться в плащ» и делает вывод: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» Явный контраст, полное разочарование. Так радужная картинка великолепной светской жизни сменяется на тёмные полутона, где сам демон зажигает свечи.

Образ Петербурга в творчестве Гоголя

Чем же так привлекал Петербург писателей? Вспомнить хотя бы историю этого города — то, что несмотря на все законы природы, волей одного Петра в кратчайший срок город поднялся над Невой, и веками символизировал борьбу контрастных понятий, таких как: бедность и роскошь, великолепие и безобразие, сила и слабость. Все это удивительно уживалось в Петербурге.

Невозможно сделать точный анализ повести «Невский проспект» без рассмотрения образа Петербурга. Мы не удивляемся тому, что таланты России буквально стекались сюда, чтобы завоевать положение в обществе, развить способности и показать свое мастерство. В Петербурге получили становление лучшие публицисты, писатели и критики, хотя именно в этом городе они столкнулись с бедностью и преследованиями, были унижены и ущемлены. Показная роскошь, глупость и пошлость затягивали людей в трясину, а место, где начинались самые невообразимые, интригующие и завораживающие события, называлось Невский проспект. Да, главной улице города отведена роковая роль.

Поскольку мы делаем анализ «Невского проспекта» Гоголя, скажем, что это понятие проспекта символизирует душу самого Петербурга, который по мнению автора не просто является большим мегаполисом, где можно пройтись по красивым улицам и полюбоваться архитектурой. Город похож на ожившего великана, у которого свой характер, капризы, привычки и тайны.

Невский проспект в Петербурге — это место, где каждый день ходят тысячи людей. И у каждого из них свой уникальный характер

Этот момент важно учесть, когда мы анализируем задумку Гоголя в отношении целостности толпы. У каждого свои дела, свой путь, но эти люди вместе только потому, что их объединило место встречи, и больше ничего

О чем?

В Петербурге жил молодой талантливый художник Чартков, вынужденный влачить жалкое существование. Однажды, во время прогулки по Щукиному двору, Чартков заметил в лавке портрет с изображением старика, чей взгляд был удивительно живым, пронзительным. Не удержавшись, герой приобрел холст на последние гроши. Он даже не подозревал, что эта покупка круто перевернет всю его жизнь.

В ту же ночь Чарткову приснилось, будто старик на полотне ожил и достал мешок с золотыми червонцами. Утром при осмотре картины герой обнаружил крупную сумму денег. Благодаря неожиданной находке Чартков перебрался в приличную квартиру, купил все необходимое для живописи, решив посвятить всего себя искусству. Вот только вышло все не так, как планировал Чартков.

В короткие сроки герой приобрел славу модного художника, к которому записывалась в очередь представители богатой знати, чтобы написать портрет. В угоду своим капризным клиентам Чартков всячески приукрашал их изображения, тем самым все больше отдаляясь от истинного творчества. Однажды герой увидел работу своего давнего товарища, которая произвела на него большое впечатление. Чартков понял, что перед ним было настоящее произведение искусства. С большим энтузиазмом он принялся творить, вот только рука его совершенно не слушалась, повторяя заученные  мазки. Герой с ужасом понял, что в погоне за звонкой монетой утратил свой былой талант. Страшное отчаяние овладело Чартковым. Он принялся скупать лучшие полотна, которые только находил в Петербурге и в  творческом бессилии безжалостно уничтожал их. Чартков скончался, погубив свой талант, свою творческую натуру ради комфортной красивой жизни.

Во время аукциона, на котором был выставлен на продажу протрет с изображением ростовщика, появился господин, заявивший на него свои права. Этим господином оказался сын художника, автора мистического портрета. Он принялся рассказывать историю полотна, которое вскоре таинственным образом куда-то исчезло.

Образ маленького человечка

Проведя анализ повести Гоголя «Шинель», читатель немедленно сопоставит образ Акакия Акакиевича с пушкинским станционным смотрителем. Маленький человек – это стержневой герой русской литературы, который появляется потом в очень многих произведениях разных прозаиков.

Небольшой человек – это достаточно сложно устроенная личность. Человек как будто бы превращенный в вещь этим большим городом, который несопоставим с потребностями конкретного персонажа. Он то ли нуждается в сочувствии, то ли является человеком праведным и угнетенным внешней реальностью, которая для него чужая и холодная.

Именно эта метафора является для повести ключевой. А возможно, это просто примитивная личность, которой необходимо простое снисхождение. На самом деле – это простой человек, который нуждается в частичке тепла и внимания, как и все существа, наполняющие мир. И не найдя ее, он, к сожалению, погибает.

Смысл названия книги «Невский проспект»

Молодой писатель, находясь под большим впечатлением от Санкт-Петербурга, создал свою повесть «Невский проспект». Почему Н.В. Гоголь выбрал именно это заглавие для своего произведения? По мнению автора, жизнь всего большого города можно описать с помощью Невского проспекта. Именно здесь строится композиция произведения. Невский проспект — место, где люди знакомятся, встречаются, общаются. Это самое сердце удивительной северной столицы.

Невероятный, величественный, прекрасный Санкт-Петербург затронул душу писателя. Н.В. Гоголь часто прогуливался по мощеным улочкам города, присматривался к жителям северной столицы, узнавал их обычаи и нравы. Автор постарался высказать свою точку зрения относительно неоднозначного и удивительного Санкт-Петербурга. Н.В. Гоголь создал произведение «Невский проспект» на основе случайных разговоров, которые он слышал от жителей, бытовых ситуаций, в которых он стал невольным свидетелем. Одно можно сказать точно, Санкт-Петербург стал для писателя олицетворением самой жизни, а произведение — многоликим и удивительным собирательным образом всей страны.

Описание Невского проспекта

Обратимся к тому, как начинает Н.В. Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этого произведения стоит начать именно с описания этой улицы. Богатый язык писателя очень живо передает нам атмосферу Петербурга того времени. Мы так и видим людей, проходящих по главной улице этого города. С утра на Невском можно встретить нищих, рабочих людей, чиновников. В полдень там появляются гувернантки с детьми, и этот проспект смело можно назвать «педагогическим». С двух до трех часов на проспекте можно увидеть настоящий «парад чинов». Это настоящая выставка дамских шляпок, туфелек, башмачков, платьев, мужских бакенбард и усов. После четырех часов проспект пустеет и вновь оживает с наступлением сумерек, так пишет Гоголь. Повесть «Невский проспект», краткое содержание которой мы рассматриваем, знакомит нас далее с двумя действующими лицами.

Судьба Пискарева

Прогуливались по Невскому проспекту двое товарищей — художник Пискарев и поручик Пирогов. Они засматривались на проходящих мимо девушек. Первому приглянулась юная брюнетка, а второй положил глаз на блондинку. Друзья разошлись в разные стороны, каждый пошел за своей избранницей.

Художник последовал за брюнеткой до четырехэтажного здания. Он поднялся по лестнице и попал в комнату, убранство которой напоминало номера в публичном доме. Юная красавица действительно была проституткой, а ведь ей недавно исполнилось всего 17 лет. Но грубый разговор девушки отпугнул Пискарева, и он сбежал.

Пискарев уже был дома и собирался ложиться спать, как в его дверь постучался лакей. Он сообщил, что новая знакомая прислала за художником карету. Мужчина отправился на бал, где среди толпы в роскошных нарядах заметил свою брюнетку. Она говорит Пискареву, что на самом деле не принадлежит к презренному классу проституток и скрывает какую-то тайну, но беседа прерывается. Тут художник открыл глаза, лежа в своей кровати, и понял, что это был всего лишь сон.

Обеспокоенный Пискарев отказывался верить, что столь прекрасное создание может быть падшим. Он стал одержимым брюнеткой и хотел снова увидеть ее во сне. Художник начал принимать опиум, чтобы почти каждый день любоваться своей возлюбленной в видениях. Вскоре он решил на ней жениться.

Пискарев нарядно оделся и отправился в публичный дом, где встретился с брюнеткой. Он пытался ей доказать пагубность ее образа жизни, предложил ей начать все с чистого листа. Художник хотел, чтобы она вышла за него замуж и занялась рукоделием. Но девушка даже недослушала его, оборвала пламенную речь и ответила, что она не швея или прачка.

Художник расстроился и убежал из публичного дома. Он закрылся в своей комнате и отказался кому-либо открывать. Долго никто не вспоминал о нем. А когда выломали дверь в его спальню, то обнаружили мертвое тело. Отказ брюнетки стал для Пискарева настоящей трагедией, и он перерезал себе горло, успев написать прощальную записку. Так и оборвалась судьба талантливого художника.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: