Как я ловил человечков

Как я ловил Человечков Краткое Содержание для читательского дневника

Когда мальчик был маленький его отправили к бабушке.Он увидел на полке стоял пароходик как настоящий.Мальчику хотелось поиграть с ним.Но бабушка не разрешала мальчику.Пароходик был очень дорогой памятью бабушке,но мальчик не спускал глаз с пароходика.Ему казалось что он настоящий и в нём живут маленькие человечки.Мальчик хоте поймать хоть одного.Придумывал всякие трюки что бы человечки вышли из домика и он мог их увидеть.Но человечки так и не появились.И тогда мальчик решил придумать что он заболел.Что бы бабушка ушла и оставила его одного,он залез на полку и взял пароходик.Стал смотреть в окошки не видно ли там человечков.Но человечков не было видно и он взял нож что бы приоткрыть палубу,но палуба не поднималась ей мешали лесенки из веревочек. Тогда мальчик обрезал их.палуба поднялась но там не кого не было.Мальчик поставил пароходик на полку и понял что всё пропало. Он бросился в кровать,и тут пришла бабушка.Бабушка стояла возле мальчика и гладила его по голове,мальчик плакал бабушка успокаивала его и не знала что он натворил.

Краткое содержание

Рассказ ведётся от первого лица. Однажды мальчика Борьку отправили на каникулы к бабушке. У неё над столом была полка, а на ней стоял замечательный пароходик — почти как настоящий, только маленький, с трубой яркой раскраски, мачтами, верёвочными лестницами и рулевым колесом. Боря очень любил рассматривать его и как-то раз попросил у бабушки поиграть. Обычно она была добрая и всё ему позволяла, а тут строго запретила даже трогать его, так как для неё это была дорогая память.

Она даже хотела убрать его от греха подальше, но Борька слёзно попросил оставить его на полке. Он дал ей честное слово, что не будет его трогать.

Однако пароходик так и манил, так и приковывал взгляд мальчика. Он начал воображать, что внутри живут крохотные человечки ростом меньше спички. Когда их никто не видит, они работают, ходят по палубе и лазят по лестницам на мачты. Наверняка это происходит по ночам, а чуть шум — они сразу прячутся в каюту.

Борька рано лёг спать, но попросил оставить ночник, сказав, что якобы боится спать без света. Он сделал из одеяла домик и оставил маленькую дырочку, чтобы из неё наблюдать за пароходиком. Ему даже показалось, что дверца каюты на нём приоткрылась, но тут предательски скрипнула кровать. Вскоре он заснул с горя из-за того, что спугнул человечка.

В другой раз мальчик решил, что крохотным матросам нужно что-то есть, поэтому оставил возле пароходика кусочек леденца. Он надеялся, что, когда они будут тащить его внутрь, он обязательно их заметит. Но он случайно уснул, а наутро леденца уже не было. В другой раз он оставлял им хлеб: его тоже наутро уже не было, только крошки оставались.

Но Борька не мог уже терпеть: ему обязательно нужно было увидеть или поймать человечков. Для этого он задумал остаться дома один, но бабушка всё время брала его с собой и таскала к своим знакомым старушкам. Но однажды он притворился больным, а бабушка побежала в аптеку за малиной. Когда она ушла, он вскочил, забрался на стол и взял с полки пароходик. Потряс его, чтобы человечки вывалились, но внутри всё было тихо. Тогда он взял нож, поднял палубу, разрезав при этом верёвочные лесенки, и только тогда понял, что внутри пусто.

Очень краткое содержание «Как я ловил человеков»

Мальчик Боря, живя у бабушки, увидал у неё пароходик, очень похожий на настоящий, только маленький. Бабушке он был дорог, как память, и она не разрешала даже трогать его. Боря даёт честное слово, что даже не прикоснётся к нему. Но сам не мог оторвать от пароходика глаз и стал верить, что там живут маленькие человечки.

Однажды Боря решает угостить человечков леденцом и оставляет его рядом с пароходиком, утром леденец исчезает, от хлеба таинственным образом остаются лишь крошки… Тогда мальчик решает поймать человечков. Происходит непоправимое: оставшись один, Боря подковырял палубу, срезал лесенки с пароходика, но там внутри оказалось пусто, а пароходик было уже не починить.

Маленькие человечки: главные герои. Какова главная мысль сказки?

Небольшую детскую сказку «Маленькие человечки» издали немецкие собиратели народного фольклора братья Гримм.

В сказке «Маленькие человечки» сюжет развивается вокруг обычного и бедного башмачника. Однажды он так устал, что сил хватило только на подготовку кожи для башмаков, а после этого он лег спать.

А утром он неожиданно обнаружил уже готовые хорошо сшитые башмаки. С этого дня у него началась новая жизнь, так как каждое утро из подготовленной кожи появлялись новые башмаки, которые он продавал. И однажды он узнал, что помогают ему маленькие человечки, которых он решил отблагодарить вместе с женой, сшив им одежду и башмаки.

Когда маленькие человечки нашли сшитую одежду и сапоги, то они очень сильно обрадовались и после этого просто исчезли. Ну башмачнику все равно продолжало вести в этой жизни и он продолжал хорошо жить.

Главные герои.

  1. Башмачник – трудолюбивый мужчина, который любил свою работу.
  2. Маленькие человечки – маленькие люди, добрые и трудолюбивые. Помогали шить башмаки башмачнику.
  3. Жена башмачника – добрая и благодарная женщина, сшившая одежду для маленьких человечков.

Читайте по теме: Маленькие человечки: краткое содержание для читательского дневника

Главная мысль.

Данная сказка в первую очередь учит людей быть добрыми и справедливыми. Во вторых, она нас учит, что на добро, нужно отвечать добром.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 2 класса, а здесь для 3 класса и для 4 класса тут, там представлены краткие содержания, главные герои, главная мысль и др.

Мы изучаем — Анализ рассказа Как я ловил человечков Житкова. Подсказки школьнику

Жанровая направленность произведения представляет собой новеллу, повествующую о детях, основной темой которой является описание последствий бездумных поступков.

Главным героем рассказа представляется Боря, изображенный в образе маленького мальчика, приехавшего на каникулы в деревню к бабушке, отличающегося любопытством и отсутствием терпения, а также богатым воображением.

Второстепенным персонажем произведения является бабушка Бори, представленная в образе доброй и любящей пожилой женщины, отличающейся строгостью и принципиальностью.

Повествование в произведение ведется от первого лица, от имени главного героя рассказа.

Сюжетная линия рассказа разворачивается в момент, когда прибывший к бабушке мальчик замечает стоящую на полке модель парохода, которая захватывает все внимание Бори, поскольку кажется ему настоящим кораблем. Однако со стороны бабушки слышится запрет играть с корабликом, так как модель парохода является дорогой для ее памяти вещью

Далее повествование выстраивается на описании мучительного времени для Бори, который фантазирует в своей душе о нахождении на пароходе настоящих матросов, сидящих на длинных лавочках, с которыми мальчик мечтает познакомиться и поиграть. Боря предпринимает попытки отыскать человечков, заманивая их сладостями в виде леденцов и хлеба, которые, как кажется мальчику быстро исчезают, однако матросы так и не показываются на глаза Бори. А ребенку чудится, что матросы потешаются над его поисками.

В момент, когда бабушка отсутствует дома, у Бори лопается терпение и мальчик, оставшийся дома по причине мнимой болезни, схватив кораблик, принимается его разбирать в надежде отыскать долгожданных человечков, являющихся матросами на пароходе, ломая палубу, обрезая лестницы, являющиеся вантами. Но полностью испортив пароход, Боря с удивлением обнаруживает, что внутри корабля пустота.

В душе мальчика возникает стыд, поскольку он ощущает вину перед бабушкой за совершенный плохой поступок по причине его неудержимого любопытства и эгоизма, на глазах Бори возникают горестные слезы, так как он понимает, что взял без разрешения и испортил чужую вещь.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в необходимости бережного отношения к ценным и памятным предметам, проявлении честности и сдержанности в своих желаниях, прислушивания к советам взрослых людей.

Все сочинения

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях. Так как он написан от первого лица, читатель может испытывать те же эмоции, что испытывает главный герой, следить за ходом его мыслей и логическими выводами. Благодаря этому приёму читатель словно бы сам начинает верить, что крохотные человечки на пароходике действительно существуют, и вот уже переживает вместе с Борькой: удастся ли ему поймать их, какие ещё методы он испробует, чтобы выманить их из укрытия?

Композиция произведения:

  1. Завязка: Борька видит пароходик и хочет с ним поиграть.
  2. Развитие действия: многочисленные попытки поймать загадочных человечков.
  3. Кульминация: мальчик ломает пароходик.
  4. Развязка: он раскаивается и плачет, когда возвращается бабушка.

Рассказ учит:

всегда слушаться взрослых и не нарушать их запретов, ведь те наверняка запрещают что-либо не просто так;
с осторожностью и аккуратностью обращаться с дорогими и ценными вещами, особенно если это чья-то память;
не обманывать и не хитрить;
задумываться о последствиях своих действий и понимать, что иногда необдуманные шалости могут серьёзно огорчить близких людей;
раскаиваться в своих поступках и не бояться признаваться в том, что совершил.

Мечтательность и развитая фантазия ребёнка — несомненно, положительное качество: благодаря этому в его воображении рисуются удивительные картинки, а любой, даже самый обычный предмет может показаться чем-то чудесным и необычным. Но поступок Борьки — наглядная иллюстрация того, что даже в детском возрасте не нужно слишком уходить в собственные фантазии. Нужно отличать сказочный вымысел от реальной жизни и больше задумываться о чувствах окружающих людей.

«Как я ловил человечков» читательский дневник

«Как я ловил человечков» – смешная и вместе с тем поучительная история о мальчике Боре, который в своем воображении видел крошечных человечков на палубе игрушечного пароходика.

Краткое содержание «Как я ловил человечков» для читательского дневника

Название: Как я ловил человечков

Число страниц: 6. Житков Б. С. «Как я ловил человечков». Издательство «Искатель». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1934 год

Главные герои

Боря – маленький мальчик, любопытный, нетерпеливый, способный на обман.

Бабушка – добрая, но строгая и принципиальная.

Сюжет

Маленького Борю на все лето отвезли к бабушке. У нее был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. Он стоял на полке, и бабушка не разрешала Боре с ним играть, объяснив, что этот пароходик дорог ей как память.

Этот корабль буквально заворожил Борю – он представлял, как по палубе прохаживаются крошечные, меньше спички, человечки. Мальчик настолько поверил тому, что на корабле есть маленькие матросы, что решил подсмотреть за ними ночью, выпросив у бабушки ночник. Он укрылся с головой одеялом, оставив маленькую щелочку, и принялся разглядывать судно. В какой-то момент ему даже показалось, что на палубе что-то двинулось. Но в это момент Боря неловко шевельнулся и, как ему показалось, вспугнул человечков. От досады на самого себя он уснул.

На следующий день Боря решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил перед каютой кусочек леденца, но, не выдержав ожидания, уснул. Утром на палубе, конечно же, никакой конфеты не было. В другой раз Боря оставил кусочек хлеба, но и его к утру уже не было на кораблике.

Мальчик задался целью во что бы то ни стало поймать человечков. Когда бабушка решила пойти в гости, Боря натер лицо и лег в кровать. Обеспокоенная бабушка велела ему лежать дома, пообещав скоро вернуться с малиной.

Как только бабушка ушла, Боря бросился к пароходику, и принялся его трясти. Но матросы сидели крепко на своих скамейках и не шевелились. Тогда мальчик в азарте взял нож и стал подковыривать палубу. Ему мешали веревочки, натянутые от мачт, и он их без раздумий срезал. Но под палубой было пусто.

Дрожащими руками Боря попытался было придать пароходику первоначальный вид, но это у него не получилось. Он поставил кораблик на место и юркнул под одеяло. Он заплакал от стыда за свой некрасивый поступок. В этот момент в комнату вошла бабушка, и принялась его успокаивать – она еще не знала, что натворил ее проказливый внук.

План пересказа

  1. Пароходик на полке.
  2. Бабушкин запрет.
  3. Маленькие человечки.
  4. Ночное наблюдение.
  5. Приманка из конфеты.
  6. Кусочек хлеба.
  7. Боря притворяется больным.
  8. Взлом пароходика.
  9. Человечков нигде нет.
  10. Раскаяние Бори.

Чему учит

Рассказ учит быть честным, справедливым, взвешивать свои поступки и думать, к чему они могут привести. Учит признавать свою вину и не огорчать близких людей.

Отзыв

Богатая фантазия Бори стала причиной того, что он нарушил бабушкин запрет и сломал маленький пароходик. Осознав содеянное, он искренне раскаялся, и это говорит о том, что у мальчика доброе, чистое сердце.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Как я ловил человечков.

Пословицы

  • Давши слово держись, а не давши крепись.
  • Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
  • Честное слово на дороге не валяется.
  • Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
  • В ком стыд, в том и совесть.

Урок литературного чтения по теме “Б.С. Житков «Как я ловил человечков»”, 4-й класс

Класс: 4

Цель: развивать способности учеников-читателей полноценно воспринимать художественный текст.

учить думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки;
развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, ролевая игра, пересказ содержания отрывка художественного текста;
формировать нравственные убеждения.
учебник;
карточки;
потрет автора;
книги Б. С. Житкова.

1. Организационный момент

Сегодня на уроке вы будете думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки. А чтобы это получилось, хочу напомнить, что каждый человек имеет право на собственное мнение, право на ошибку, право на выбор. Вы готовы к работе?

2. Актуализация знаний

– Кто автор произведения, прочитанного вами дома?

– Что вы о нем раньше знали?

– Кто еще нашел информацию о Житкове?

Учитель обобщает знания об авторе (показывая портрет и его книги): Борис Степанович Житков родился в семье математика и пианистки. С детских лет он пристально изучал мир и людей. Житков был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером-судостроителем, учителем, плотником, объездил полстраны. Он был прирожденным рассказчиком и его знания привели к писательству. С 1924 года он начал печататься и постепенно “ушел” в детскую литературу. В его книгах: “Морские истории”, “Что бывало”, “Рассказы про животных” – четко видно добро и зло, мужество и трусость, благородство и непорядочность.

2) Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения?

Дано 5 предложений из текста, два – “с ловушкой”, отметьте в тетради: “верно” – “+”, “неверно” – “?”.

“Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко” “Я заснул с радостью” “Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил” “Я ночью даже слышал какую-то возню” “Назад пойду, таблетки куплю в аптеке”

3) Что было неясно при чтении?

– Где в тексте вы встретились с этим понятием “модель”?

4) Постановка проблемы

– Зачем Б. С. Житков написал этот рассказ?

(Дети высказывают свое мнение)

– Я ваши мысли выслушала. Теперь проследим, придем ли к этой мысли в конце урока.

– Чтобы решить эту проблему, проведем анализ произведения.

3. Анализ содержания произведения

1) От чьего имени идет повествование?

– Назовите предмет его обожания.

– Прочтите, как выглядит пароходик.

– Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? На доске карточки: олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, ирония. Используйте их для ответа на вопрос.

– Какое из данных средств художественной выразительности отметили

(Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – метафора.)

– Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Выскажите свои предположения.

– Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия.

– Какой разговор идет между бабушкой и Борей? Инсценируем его.

– Как будет бабушка разговаривать с внуком?

– Кто сможет сыграть эти роли?

– Как называется разговор двух героев?

– Ребята справились с ролью?

3) Фантазии Бори

– Каким представляет Боря настоящий пароход. Прочитайте.

(Дети читают вполголоса: “… И наверное в нем живут человечки…”)

– Каким вы представляете героя?

– Проследим, как развиваются его фантазии

“… тихонько зашуршало…” “… дать им конфетку…” “… отломить от леденца кусок…” “… Я положил хлеб…” “… хотел взять, намочить чернилами…”

– Что еще использует Боря в своей фантазии?

4) Оценка поступка героя

– Чем заканчивается история? Прочитайте об этом вполголоса: “… А потом вскочил с постели как был…” и приготовьтесь об этом событии рассказать постороннему человеку, отвечая на его вопросы.

Игра “Репортаж с места события”

– Кто ведет репортаж?

– Кто еще участвует?

(Свидетели, очевидец события.)

– Что они должны делать?

(Корреспондент задает вопросы свидетелю события, а он отвечает.)

– Что можно использовать для ответов?

(Он может показать свое возмущение, восхищение, сожаление мимикой, голосом, жестами.)

– Что вы увидели на месте события?

– Слышал ли он какие-то звуки?

– Как он узнал, что внутри тихо?

– Где он взял нож и для чего?

– Легко ли ему было поднять палубу?

– Как поступил Боря?

– С какой целью он это сделал?

– Увидел ли он кого-либо?

– Как чувствует себя герой-исследователь после происшедшего?

– Ребята справились с диалогом?

4. Итог

1) Графическая мимика:

– Представьте себе, что это наши герои. Что изображено на схеме?

– В каком месте рассказа у героя был восторг?

– В каком месте рассказа – печаль?

– Кто и почему изменил ему настроение?

2) Вернемся к проблеме

– Зачем автор написал рассказ?

ак не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)

– Что посоветуем герою? Прочтите пословицу “Дал слово – держись, а не давши – крепись”.

(Не нарушать данное слово)

Как я ловил человечков. Б. С. Житков

Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. И две мачты.

А от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулём винт, как медная розочка. На носу два якоря.

Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был!

Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась:

– Вот это уж не проси. Не то играть – трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память.

Я видел, что, если и заплакать, – не поможет.

А бабушка:

– Дай честное слово, что не прикоснёшься. А то лучше спрячу-ка от греха.

И пошла к полке.

Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом:

– Честное-расчестное, бабушка. – И схватил бабушку за юбку.

Бабушка не убрала пароходика.

Я всё смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И всё больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И наверно, в нём живут человечки.

Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, подглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу.

Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.

А чуть шум – как мыши: юрк в каюту. Вниз – и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я спрятался за дверь и глядел в щёлку. А они хитрые, человечки проклятые, знают, что я подглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые.

Я стал быстро-быстро глотать чай. И запросился спать.

Бабушка говорит:

– Что это? То тебя силком в кровать не загонишь, а тут этакую рань и спать просишься.

Бабушка:

– Чего ты всё ворочаешься?

– А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают. – Это я наврал: дома ночью темно наглухо.

Бабушка ругалась, однако встала. Долго ковырялась и устроила ночник. Он плохо горел. Но всё же было видно, как блестел пароходик на полке.

Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. И из дырочки глядел не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо.

Только часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало. Я насторожился – шорох этот на пароходике. И вот будто дверка приоткрылась. У меня дыхание спёрло. Я чуть двинулся вперёд. Проклятая кровать скрипнула.

Я спугнул человечка!

Теперь уж нечего было ждать, и я заснул. Я с горя заснул.

Ух ты! Конфетища! Для них это – как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить. Они её в двери, а она не лезет! Сейчас сбегают, принесут топорики – маленькие-маленькие, но совсем всамделишные – и начнут этими топориками тюкать: тюк-тюк! тюк-тюк! И скорей пропирать конфетину в дверь. Они хитрые, им лишь бы всё вёртко.

Чтоб не поймали. Вот они завозятся с конфетиной. Тут, если я и скрипну, всё равно им не поспеть: конфетина в дверях застрянет – ни туда, ни сюда. Пусть убегут, а всё равно видно будет, как они конфетину тащили. А может быть, кто-нибудь с перепугу топорик упустит.

Где уж им будет подбирать! И я найду на пароходике на палубе малюсенький настоящий топорик, остренький-преостренький.

Днём я тайком взглядывал на пароходик. Повела бабушка меня гулять. Я боялся, что за это время человечки утянут леденец и я их не поймаю. Я дорогой нюнил нарочно, что мне холодно, и вернулись мы скоро. Я глянул первым делом на пароходик! Леденец как был – на месте. Ну да! Дураки они днём браться за такое дело!

Ночью, когда бабушка заснула, я устроился в домике из одеяла и стал глядеть. На этот раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым огоньком. Я глядел, глядел на этот огонёк и заснул, как назло! Человечки меня перехитрили.

Я утром глянул – леденца не было, а встал я раньше всех, в одной рубашке бегал глядеть. Потом со стула глядел – топорика, конечно, не было. Да чего же им было бросать: работали не спеша, без помехи, и даже крошечки ни одной нигде не валялось – всё подобрали.

Описание героев и план для пересказа

Чтение рассказа «Как я ловил человечков» в кратком содержании невозможно без ознакомления с характеристиками героев. В произведении Житкова два основных персонажа:

  1. Мальчик Боря — мечтательный, изобретательный и озорной мальчуган, который, поверив в свое разыгравшееся воображение, чуть не испортил дорогую для родного человека вещь.
  2. Бабушка — добрая и заботливая женщина, которая всем сердцем любит своего внука, но и проявляет строгость в его воспитании.

Для лучшего запоминания текста произведения его необходимо пересказать. Сделать это легче всего по краткому плану:

  1. Борис увидел пароходик.
  2. Запрет бабушки и обещание мальчика не трогать игрушку.
  3. Возрастающий интерес к кораблику.
  4. Разыгравшееся воображение Бори.
  5. Попытки мальчишки увидеть маленьких человечков.
  6. Хитрые уловки, чтобы не идти в гости с бабушкой.
  7. Поломка пароходика и обнаружение, что матросов в нем нет.
  8. Осознание неправильного поступка.
  9. Возвращение бабушки домой и раскаяние мальчика.

Сюжет

Маленького Борю на все лето отвезли к бабушке. У нее был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. Он стоял на полке, и бабушка не разрешала Боре с ним играть, объяснив, что этот пароходик дорог ей как память.

Этот корабль буквально заворожил Борю – он представлял, как по палубе прохаживаются крошечные, меньше спички, человечки. Мальчик настолько поверил тому, что на корабле есть маленькие матросы, что решил подсмотреть за ними ночью, выпросив у бабушки ночник. Он укрылся с головой одеялом, оставив маленькую щелочку, и принялся разглядывать судно. В какой-то момент ему даже показалось, что на палубе что-то двинулось. Но в это момент Боря неловко шевельнулся и, как ему показалось, вспугнул человечков. От досады на самого себя он уснул.

На следующий день Боря решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил перед каютой кусочек леденца, но, не выдержав ожидания, уснул. Утром на палубе, конечно же, никакой конфеты не было. В другой раз Боря оставил кусочек хлеба, но и его к утру уже не было на кораблике.

Мальчик задался целью во что бы то ни стало поймать человечков. Когда бабушка решила пойти в гости, Боря натер лицо и лег в кровать. Обеспокоенная бабушка велела ему лежать дома, пообещав скоро вернуться с малиной.

Как только бабушка ушла, Боря бросился к пароходику, и принялся его трясти. Но матросы сидели крепко на своих скамейках и не шевелились. Тогда мальчик в азарте взял нож и стал подковыривать палубу. Ему мешали веревочки, натянутые от мачт, и он их без раздумий срезал. Но под палубой было пусто.

Дрожащими руками Боря попытался было придать пароходику первоначальный вид, но это у него не получилось. Он поставил кораблик на место и юркнул под одеяло. Он заплакал от стыда за свой некрасивый поступок. В этот момент в комнату вошла бабушка, и принялась его успокаивать – она еще не знала, что натворил ее проказливый внук.

Урок 6 (78). Тема: «Галка-воровка»

(Б. С. Житков «Галка»)

Задачи:

• воспитывать любовь к животным;

• расширять представление о жизни птиц, их повадках;

• работать над развитием умения составлять простой план;

• развивать умение озаглавливать текст по разным признакам;

• развивать речевое чутье при работе с заглавием, развивать связную речь при составлении устного текста (развитие речи).

Виды работы:

• чтение текста;

• беседа по вопросам;

• членение текста на части и озаглавливание частей (составление простого плана);

• пересказ по плану;

• работа с заглавием;

• создание устного текста-описания;

• творческая работа (устный рассказ на заданную тему);

• речевая работа: составление устного связного текста, выбор слов для озаглавливания.

Дополнительные вопросы и задания

1. Разделите рассказ на две части по содержанию. Озаглавьте каждую часть. Перескажите текст по плану.

2. Как можно озаглавить рассказ по событиям?

3. Приходилось ли вам слышать или читать о галках и сороках – воровках? А может быть, такие истории происходили у вас в доме? Расскажите.

Комментарий к вопросам и заданиям

Вопрос 1. Этот рассказ не только о галке-воровке. Он еще и об отношениях в семье. Когда пропало колечко, сестра сразу подумала, что это брат ее дразнит. И бабушка не сомневается, что это сделал мальчик. Можно, конечно, осуждать их за то, что они, не зная наверняка, обвиняют мальчика. Можно также предположить, что он не раз, действительно, дразнил сестру. Но все-таки отношения между братом и сестрой хорошие: когда все выяснилось, сестра извинилась перед братом, и они помирились.

Вопрос 1 (доп.). План может быть таким:

1. Странные пропажи (до слов «Обиделся мальчик»).

2. Разоблачение галки-воровки.

Вопрос 2 (доп.). «Что блестит, все тащит»; «Как галка-воровка всех поссорила»; «Галку-воровку разоблачили».

Популярные сегодня пересказы

  • Золотой петушок — краткое содержание оперы Римский-Корсаков «Золотой петушок» – последняя опера великого русского композитора-сказочника. Написана она в 1907 году, в сложный жизненный период: к этому времени Римского-Корсакова убрали с должности
  • Заколдованный замок — краткое содержание сказки Несбита Трое детей Джеймс, Кэтлин и Джеральд на летних каникулах пошли прогуляться в лес. На опушке они увидели необыкновенной красоты замок. Его окружали озера с прозрачной водой, белоснежные башни и статуи, все это предавало замку таинственности.
  • Лес и степь — краткое содержание Тургенев Рассказ начинается с того, что герой-повествователь извиняется за то, что утомил читателя своими записками, однако он не может не сказать об охоте. Он полагает, что читатель его не был рождён охотником
  • Вниз по волшебной реке — краткое содержание сказки Успенского Эту замечательную сказку написал знаменитый писатель Эдуард Успенский. Как всегда, тема добра и зла является главной сюжетной линией.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях. Так как он написан от первого лица, читатель может испытывать те же эмоции, что испытывает главный герой, следить за ходом его мыслей и логическими выводами. Благодаря этому приёму читатель словно бы сам начинает верить, что крохотные человечки на пароходике действительно существуют, и вот уже переживает вместе с Борькой: удастся ли ему поймать их, какие ещё методы он испробует, чтобы выманить их из укрытия?

Композиция произведения:

  1. Завязка: Борька видит пароходик и хочет с ним поиграть.
  2. Развитие действия: многочисленные попытки поймать загадочных человечков.
  3. Кульминация: мальчик ломает пароходик.
  4. Развязка: он раскаивается и плачет, когда возвращается бабушка.

Рассказ учит:

всегда слушаться взрослых и не нарушать их запретов, ведь те наверняка запрещают что-либо не просто так;
с осторожностью и аккуратностью обращаться с дорогими и ценными вещами, особенно если это чья-то память;
не обманывать и не хитрить;
задумываться о последствиях своих действий и понимать, что иногда необдуманные шалости могут серьёзно огорчить близких людей;
раскаиваться в своих поступках и не бояться признаваться в том, что совершил.

Мечтательность и развитая фантазия ребёнка — несомненно, положительное качество: благодаря этому в его воображении рисуются удивительные картинки, а любой, даже самый обычный предмет может показаться чем-то чудесным и необычным. Но поступок Борьки — наглядная иллюстрация того, что даже в детском возрасте не нужно слишком уходить в собственные фантазии. Нужно отличать сказочный вымысел от реальной жизни и больше задумываться о чувствах окружающих людей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: