Роль женский образов в романе и. а. гончарова «обломов»

Отличия в любви

В романе Гончаров раскрывает тему любви через образы женщин, а не мужчин в нем, ведь они более чувственные и эмоциональные. Ольга и Агафья отличаются не только по натуре своей, но и по умению любить, поэтому в романе «Обломов» 2 типа любви:

  1. С одной стороны, кажется, что любовь Ильинской — светлое, всепоглощающее чувство, из-за которого она готова тайком от тетушки побежать на свидание с Обломовым. А с другой: ее любовь была эгоистичной. Она не думала ни о планах, ни о чувствах Ильи, а старалась изменить его самого и его жизнь в лучшую, на ее взгляд, сторону.
  2. Любовь Агафьи была совершенно другого рода чувством и проявлялась в иной форме. Женщина обожала своего мужа таким, какой он есть. Она обустроила для него комфорт и воссоздала Обломовку прямо в своем доме. Агафья принимала и достоинства, и недостатки Ильи Ильича, продолжала любить его, несмотря ни на что, и создавала максимальный уют, даже когда было трудно. Пшеницына сделала все, чтобы ее муж жил, не задумываясь о бытовых вопросах.

Ольга и Обломов

Ольга и Илья Ильич были разными людьми, оттого и предсказуемым был их разрыв. Обломов понимал, что они оба влюблены лишь в выдуманные в своих головах идеальные образы друг друга. Они оба осознавали, что создать крепкий союз можно, только когда полностью понимаешь, принимаешь человека и поддерживаешь его. Илья, понимая это, боялся создавать семью с Ольгой, ведь в будущем все могло превратиться в борьбу за первое место и вечные попытки доказать свое мнение, потому что ни он, ни она не были готов меняться и уступать любимому человеку.

Союз с Пшеницыной

Союз с Агафьей же оказался крепким, в женщине было все, в чем нуждался Илья Ильич. Вот только ее чувства были сродни слепой материнской любви, которая готова на все. Так и Агафья была ладна потакать всем прихотям и капризам супруга, чтобы обожаемый ею «ребенок» всегда был дома и не покидал его ради соблазнов окружающего мира

Внимание и заботу Агафьи наиболее точно описывает цитата из романа «За другими жены так не смотрят — ей-богу! Она все увидит, ни одного нештопанного чулка нет — все сама». Но столь сильная опека всегда имеет пагубное влияние

Результатом внимания Агафьи стала сильная болезнь, а вскоре и кончина Ильи.

Смерть Обломова выбила женщину из колеи, она не могла смириться утратой и часто ходила на кладбище к покойному мужу. Их общего сына ради его же блага она отдала в семью Штольца на воспитание.

Женские образы

45 предложений/ 548 слов

Особый интерес в романе И. А. Гончарова «Обломов» представляют женские образы. Именно в отношении к ним наиболее ярко проявляются положительные качества главного героя – Ильи Ильича Обломова. Из содержания романа становится ясно, что герой намеренно избегает общения с противоположным полом, чтобы не обременять себя лишними заботами. Однако автор упоминает, что в ранней молодости, когда люди полны искренности и влюбленности, Обломов также любил пообщаться с красавицами. В своих увлечениях он не позволял отношениям зайти далеко и не отдавался страсти со всей душой.

Как не избегал он этого, и его настигла настоящая любовь, изменившая и преобразившая его. Его музой стала Ольга Ильинская – неординарная молодая особа, с которой его познакомил Штольц. Её трудно назвать красавицей, но природная грация и уверенность в себе давали о себе знать. Андрей Иванович не зря выбрал именно её для знакомства с другом. Он разглядел в ней сообразительную и незаурядную личность. Она говорила и смотрела прямо, без всякого кокетства и жеманства. Её поступки не расходились со словами. За это она нравилась Штольцу и он любил подолгу с ней беседовать. Уезжая из Петербурга, он вверил ей друга и попросил приложить максимум усилий чтобы «расшевелить» его, поднять с дивана, приобщить к активной жизни. Ей нравится эта затея, и она с удовольствием берётся за дело.

Постепенно Обломов влюбляется в неё и начинает изменяться. У него появляется интерес к книгам, газетам, окружающим событиям. Он встает с кровати и меняет свой халат на нормальные вещи. Часто выходит в свет с Ольгой, посещает театры и проводит с ней много времени. Ольга гордится результатам своей работы и даже начинает восхищаться собой. Она начинает походить на доктора, который работает над спасением безнадежно больного. Ильинская часто и настойчиво повторяет Обломову, что в жизни необходима цель, и что каждый день необходимо выполнять определенные обязанности, забыв о лени. В её устах жизнь становится обязанностью, а любовь – долгом. Когда Обломов признается ей в любви, она приходит в восторг, но не от самой любви, а от результатов своего эксперимента. Уже и Обломов начинает задумываться, а любовь ли это. Со временем становится ясно, что изменения Ильи Ильича только внешние. В душе от так и остался верен своей «обломовщине».

Другой женский образ, появившийся позже в романе и заслуживающий внимания – это Агафья Матвеевна Пшеницына. Она вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми. Это простая женщина, для которой ежедневный труд является смыслом жизни. Она отличается неуемной активностью и постоянным движением. На жизнь И. И. Обломова она оказала большое положительное влияние. С тех пор, как он стал постояльцем в её квартире, её жизнь изменилась. Она не просто влюбилась в Илью Ильича, а старалась как можно лучше обеспечить его уют и покой. Он ощутил на себе всю заботу и ласку этой женщины и постепенно стал также влюбляться в неё. Она готова была заставить всех ходить на цыпочках, лишь бы не тревожили покой Ильи Ильича. Для неё он был особенным человеком, настоящим дворянином от мозга и костей.

Пшеницына стала отражением простоты и сострадания в романе «Обломов». Даже когда её гость остается совсем без денег, она, не задумываясь, отдает свои последние украшения на оплату его долга. Агафья Матвеевна готова продать и последние вещи, лишь бы прокормить Обломова. В отличие от Ольги Ильинской она не пыталась подвести его к действиям, а просто бескорыстно заботилась о его сиюминутных желаниях. Тишина и спокойствие были очень милы сердцу главного героя. Он их везде искал, но нашел только рядом с Пшеницыной.

см. также:Другие сочинения по произведению Обломов, Гончаров

Роль образов

Характеристика женских образов в «Обломове» показывает, что Ольга и Агафья — это 2 типичные представительны 19 века. Через них Гончарову удалось раскрыть ряд важных философских и социальных тем. Автор рассуждает о судьбе женщины в России и попытках достижения ею личного счастья, показывает 2 противоположных, но одинаково приводящих к краху типа любви. Писатель не давал конкретных ответов, а лишь предоставлял читателю свободу для размышлений.

Помимо основных женских образов, Обломов описывал еще двух героинь — кухарку Анисью и мать Обломова. Анисья — простая крестьянская женщина средних лет. Она была доброй и ласковой по натуре, хорошей хозяйкой. Свое счастье кухарка обрела уже в зрелом возрасте, когда вышла замуж за Захара, с которым прожила в счастливом браке до самой своей смерти.

Мать Обломова была необразованной женщиной, представительницей дворянства. Она заботливая, любящая, хоть при этом и ленивая особа. Целыми днями она только и делала, что бездельничала и устраивала чаепития. Женщина настолько сильно любила и опекала своего сына, что не позволяла Илье делать что-либо самостоятельно. Как результат, он вырос ленивым мужчиной, равнодушным ко всему вокруг.

В романе «Обломов» Иван Гончаров рассматривает абсолютно разных женщин: хозяйственную Агафью и вольнодумную Ольгу. Героини олицетворяют 2 крайности женского начала, но ни одну из девушек автор не называл хорошей или плохой. Каждая из них особенна и каждой предоставлен свой мужчина. В произведении автор раскрывает образ Обломова через его любовные связи при помощи описания близких сердцу персонажа женщин.

Она также будет полезна в составлении сравнительной таблицы героев романа и в других работах, необходимых при подготовке к уроку литературы.

Портретные характеристики

В романе Ивана Гончарова выделяется 2 женщины — это Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Каждая из них в определенный период жизни любила Илью Ильича, однако проявление чувств у них было разное, поэтому и роль в жизни главного героя у каждой героини своя.

Эти 2 образа в романе противопоставляются, что особенно видно в том, как автор описывает внешний вид героинь, раскрывает их внутренний мир и особенности характера. При этом обе женщины вызывают симпатию у читателя, так как являются положительными персонажами.

Ольга кажется серьезной, любознательной девушкой. Она обожает узнавать что-то новое, что раньше было неизвестно человеку. Ильинская много думает, на это указывает даже ее внешний вид. У девушки тонкие, сжатые губы и морщинка над бровью, такая, словно там покоилась мысль. Взгляд у нее ее зоркий, бодрый, такие глаза ничего не пропустят мимо себя. В ее образе нет безусловной красоты, но девушка привлекает своими манерами, грациозностью и изяществом. Сквозь них можно увидеть ее всю глубину души девушки, ее гармоничность.

Ольга была родом из дворянской семьи, она образована и у нее примерное воспитание. Вся серьезность и мудрость сменяется поэтичностью и чувственностью в момент, когда она начинает петь. Она обожает пение и расслабляется с его помощью.

Агафья предстает перед читателем, как исконно русская красавица. У нее нежная, светлая кожа и фигуристое тело. Девушка родом из простой семьи, образования она не получила. Но она и не стремится к знаниям. Любимым занятием для Пшеницыной всегда было хозяйство — готовка и создание уюта в доме. Женщина отличается спокойствием, добротой, покладистым характером, ей необходимо заботиться о ком-то, чтобы чувствовать себя полноценно.

Женские образы в романе «Обломов»

Роман «Обломов» был написан И.А. Гончаровым в 1859 году, но темы, рассматриваемые в произведении, актуальны до сих пор. Главным героем произведения является Илья Ильич Обломов. Ключевое влияние на него произвели отношения с героинями, сыгравшими огромную роль в его жизни.

В романе показаны две абсолютно разные по характеру, по целям в жизни, по поведению, но влюблённые в одного человека девушки.

Молодая, целеустремленная Ольга Ильинская и спокойная, трудолюбивая Агафья Пшеницына. Но какой же всё-таки образ по душе читателю?

Ольга Ильинская в романе Гончарова обладает ярким и сложным характером. Помимо достаточной красоты и грации, она была воспитанной, целеустремлённой, образованной личностью. Ольга знала, чего хочет, она стремилась к развитию и совершенствованию: много читала, разбиралась в искусстве. Ещё одним её достоинством был красивый нежный голос. На одном из вечеров, где собиралось светское общество, Ольга пела. Там же она познакомилось с Обломовым, которого поразил её голос. Во время отношений с Обломовым, Ольга, кажется, стала меняться. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Из юной девушки с детской стеснительностью, Ольга перерастает в нежную, женственную девушку.Но в тоже время её любовь не была чистой, настоящей. Она не любила его таким, какой он есть. Ольга ждала перемен и делала всё, для того, чтобы сделать Обломова абсолютно другим. Эта любовь была основана на непонимании и эгоизме героини. Такая успешная девушка хотела видеть рядом не менее успешного мужчину, но вместе с тем она хотела романтики и понимания. Обломов вовремя понял, что не сможет сделать Ольгу счастливой, поэтому решил расстаться с ней.

Не таким ярким, но от того не менее значимым, показан образ Агафьи Пшеницыной. Она имеет довольно приятные, по мнению Обломова, черты:»Была полна и очень бела, красотой не отличалась». Следует отметить, что Агафья Матвеевна совсем необразованная, даже туповата. Её не интересовало ничего, кроме ведения хозяйства. Но она в этом преуспевала : в доме всегда было чисто, уютно, была вкусная еда. С появлением Обломова в доме Агафьи Матвеевны, она стала ещё больше заботиться о приготовлениях еды, одежды, здоровья и удобстве Обломова. Со временем такая забота и беспокойство переросли в безкорыстную любовь. Она ценила Илью Ильича и любила таким, какой он есть. Ради него она была готова на всё. Он стал её смыслом жизни. Обломов также проявлял симпатию к Агафьи Матвеевны, и они стали мирно и счастливо жить.

Женские образы в романе абсолютно разные. У героинь отличаются жизненные ценности и пути. Главный герой романа сделал выбор в пользу женщины, со схожими ему ценностями. И на мой взгляд, в романе нет определённого ответа на вопрос: какой из образов больше нравится мужчинам. У каждого человека свои ценности и взгляды на жизнь. По-моему, и первый и второй тип женщин хорош по-своему. Главное – это найти своего человека, который будет ценить тебя таким, какой ты есть.

Полезный материал по теме:

  1. Женские образы в романе «Обломов» пример
  2. Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына. Женские образы: характеристика и противопоставление. Почему Обломов выбрал Агафью?
  3. О любви в романе «Обломов»
  4. Цикличность в романе Гончарова «Обломов»
  5. Роль воспитания в романе «Обломов»

Женщины Ильи Обломова

Героини появляются в жизни Обломова в определенные периоды его жизни и объединяет их чувство любви к Илье Ильичу, но выражают они свою любовь к Обломову по-разному.

Ольга Ильинская – двадцатилетняя дворянка из знатного рода, умна, грациозна, красива. Хорошо воспитана, интеллигента, увлекается пением, музыкой, чтением. По характеру искренняя и спокойная девушка, но в то же время горда и самолюбива.

Ольга страстно влюбляется в Обломова и, погрузившись в бурный роман, наивно пытается переделать Илью Ильича в целеустремленного мужчину. Находясь под влиянием прогрессивных взглядов, девушка постоянно находится в процессе обучения и познания всего нового. Таким она хочет видеть и своего возлюбленного.

Но в один момент девушка осознает, что Обломов никогда не изменится и не вернется из своего сонного состояния, поэтому расстается с ним. Для нее неприемлема тихая семейная жизнь, ограниченная домашним хозяйством, детьми и редкими выходами в свет.

Через некоторое время Ольга соглашается на брак со Штольцем, человеком энергичным и живым, как и она сама. Но, к сожалению, после свадьбы Ольгу все чаще одолевают скука и тоска в связи с ее нежеланием поддаваться бытовой рутине.

Агафья Пшеницына – обнищавшая вдова 30 лет, оставшаяся после смерти мужа с двумя детьми. Это женщина без образования, из обычной семьи, не умеющая писать, но при этом добрая, простодушная, бескорыстная и очень трудолюбивая. После расставания с Ольгой, Обломов снимается комнату в доме Агафьи, а затем и женится на ней. Спустя время, в семье Обломова и Агафьи рождается сын.

Агафья представляет собой консервативный образ русской женщина, хранящей семейный очаг и во всем соглашающаяся с мужем

Она горячо любит Обломова со всеми его достоинствами и недостатками, окружает заботой, вниманием материнской любви

Но эта слепая любовь приводит Обломова к неизлечимой болезни, в результате которой он скончался. Сына Обломова ради его блага Агафья решает после смерти мужа отдать на воспитание в семью Штольцев.

Повествуя о жизни главного героя романа, автор параллельно раскрывает разные женские судьбы, мечтающие о личном счастье, но так и не познавших его.

Кроме основных женских образов романа, писатель описывает в произведении еще двух женщин: кухарку Анисью и мать главного героя.

Кухарка изображается автором простой крестьянкой средних лет, доброй, ласковой и хозяйственной женщиной. Будучи уже в зрелом возрасте, она становится женой слуги Захара, с которым счастливо живет до своей смерти от холеры.

Также второстепенным персонажем произведения является образ матери Обломова, которую он вспоминает во сне. Это практически необразованная женщина дворянского рода, заботливая, но при этом ленивая.

Она не занимается хозяйственными делами, день напролет чаевничает и бездельничает. Мать безумно любит своего Илюшу и не позволяет ему никакой самостоятельности, оберегая от сложностей, в итоге Обломов становится ленивым мужчиной, равнодушным ко всему происходящему вокруг него.

Таким образом, в произведении на примере главного героя писатель не только описывает негативное явление в жизни общества под названием «обломовщина», но и помогает читателю раскрыть образ Обломова через его любовные переживания с помощью описания в романе близких к герою женщин.

Идея создания образа Ольги

Ильинская — дворянского происхождения, она внешне очень гармонична: несколько высока, с правильными чертами лица и формами тела. Ее познакомил с Ильей Ильичем их общий друг Штольц. Ольге нравится богатство ума Ильи Обломова, однако претит его стиль жизни: лень и пустые рассуждения. Она ставит для себя сверхзадачу — вернуть Илью Ильича к нормальной жизни, перевоспитав его.


Девушка представляет собой идеал жены-подруги, жены-соратницы. Ильинская, в противовес матери Обломова и Пшеницыной, представляет новые, современные, активные женские образы в романе. Обломова же смущает ее напор.

Ольга всецело увлечена своим замыслом – перевоспитать Илью Ильича. Она усматривает в этом свою миссию. В ее понимании и жизнь, и любовь являются, по крупному счету, исполнением долга. Поэтому свое рассудочное стремление – изменить Обломова — она принимает за любовь, не дополняя его душевным теплом. При этом Ольга сама признает, что ранее к своим близким людям она никогда не предъявляла настолько серьезные критерии. Обломова смущают новые аспекты в их отношениях.

Литературный критик Писарев назвал типаж Ольги — «женщиной будущего». Ведь ей присущи, с одной стороны — естественность, а с другой – органичное соединение размышления и действия.

Главные герои романа Гончарова «Обломов»

Илья Ильич Обломов

– главный герой романа. Это ленивый, косный представитель мещанства. Большую роль в описании персонажа играет образ дивана, на котором проводит большую часть жизни Обломов. Это символ бездействия и апатии

Автор уделяет внимание причинам такого бездеятельного образа жизни: они кроются в воспитании героя. Детство, в котором Обломова постоянно опекали взрослые, дало свои плоды в зрелом возрасте

И. А. Гончаров показывает, что у таких людей, похожих на Обломова, нет будущего, они обречены на трагичную судьбу. Именно поэтому когда главный герой произведения умирает, повествование все еще продолжается.

Андрей Иванович Штольц

– один из главных образов романа, друг Обломова, который является полной его противоположностью. Труд для персонажа является одним из главных жизненных компонентов. Он считает, что без трудолюбия, воплощения всех своих желаний и постоянного развития себя как личности невозможно будущее. Штольц противопоставлен Обломову не только по отношению к труду, но и по душевным качествам. Немец, в отличие от Обломова, грубоват и черств. У него не хватает той душевной теплоты, присущей главному герою. Этот образ находится на пути идеальных и сильных личностей, по мнению автора.

Однако более сильной личностью в произведении является Ольга Сергеевна Ильинская

– возлюбленная Обломова, а в дальнейшем – жена Штольца. Данный образ всегда стремится к развитию, даже больше чем Штольц. Ольга была не особо красива, но всегда уверена в себе. У Ильинской никогда слова не будут не соответствовать действиям. Она человек дела. Героиня искренне пытается изменить образ жизни Обломова, но когда приходит к пониманию того, что у нее ничего не выйдет, расстается с ним. Потому что она не может связать свою жизнь с апатичным человеком. И даже находясь замужем за Штольцем, она скучает, потому что нет такого героя, который бы подошел ее сильному характеру.

Противопоставляется Ильинской образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Это жена Обломова, отличающаяся своей добротой и милосердием. Такая героиня – идеал Обломова, оба они представители старого мира. Пщеницыну не интересует ничего, кроме домашнего хозяйства. Она по-настоящему любит Обломова и готова пойти ради него на все. После смерти мужа она теряет часть себя и замыкается.

Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной (таблица)

Параметры сравнения Ольга Ильинская Агафья Пшеницына
Возраст 20 лет. Лет 30.
Происхождение Дворянка Вероятно, из мещанского сословия.
Образование Хорошо образованна. Малограмотна.
Внешность Глаза тёмные, серовато-голубые, умные. Брови русые, пушистые. На лице иногда появляется румянец. Лицо беленькое, изящное. Руки мягкие. Глаза серовато-простодушные. Бровей почти нет. На лице никогда не было румянца. Лицо белое, полное. Руки белые, но жёсткие.
Манера поведения Отсутствие жеманства, кокетства, ведёт себя естественно. Ведёт себя просто.
Речевая характеристика Говорит просто, грамотно. Легко поддерживает беседу на любую тему. Речь её проста, говорит она только о хозяйстве и своих родных.
Образ жизни Ведёт светскую жизнь, ездит в театр, увлекается чтением, музыкой, пением. Из дома выходит редко, усердно занимается домашним хозяйством, так как из слуг у неё только кухарка.
Черты характера Доброта, гордость, самолюбие, самонадеянность, любознательность, целеустремлённость, упорство в достижении цели. Доброта, скромность, простодушие, хозяйственность, заботливость.
Знакомство с Обломовым Познакомил их общий друг Штольц. Обломов познакомился с ней как с хозяйкой дома, в котором ему посоветовал снять комнату Тарантьев.
Отношение Обломова к героиням Он был покорён её прекрасным пением, оно пробудило в нём светлые чувства. Влюбившись в Ольгу, Обломов поначалу ощутил прилив жизненных сил, даже стал энергичным. Но довольно скоро устал от волнений и тревог, которые приносила ему любовь. Он даже досадует на Штольца: «…он привил любовь, как оспу, нам обоим» (часть 3, глава 6). С ней Илья Ильич чувствует себя спокойно, уютно, умиротворённо. Жизнь в её доме напоминает ему милую сердцу Обломовку.
Отношение героинь к Обломову Хотела изменить сложившуюся личность Обломова. Настойчиво приучала его к активной жизни. Ольга полюбила Илью Ильича, но не реального человека, а того, каким он будет в будущем, изменившись под её влиянием. Поняв, что характер Обломова ей переделать не удалось, Ольга разрывает отношения с ним. Любит Обломова, принимая его таким, каков он есть на самом деле. Посвятила свою жизнь заботе о любимом человеке.
Вывод Обе эти женщины повлияли на судьбу Обломова. Благодаря Ольге Ильинской он узнал романтическую любовь с её тревогами и волнениями. Он готов был меняться в угоду любимой девушке, но его старания быть деятельным ни к чему не привели, он не смог изменить свою натуру. Счастье умиротворения и покоя дала Илье Ильичу скромная и самоотверженная Агафья Матвеевна Пшеницына, являющаяся антиподом Ольги Ильинской.

Агафья Пшеницына и ее образ

Агафья Матвеевна Пшеницына, согласно сюжету романа, бедная дворянка и владелица дома, в котором снимает квартиру молодой помещик. Именно она стала женой Обломова.

Девушка хозяйственная, занимается домашними делами, шьет, печет пироги и варит варенье. Но она совершенно неграмотная и глупая. Агафья едва умеет читать и писать. А поддержать интеллектуальный разговор для нее большая проблема. Но помещика она подкупила своей добротой и простодушием.

Любовь между Ильей Ильичем и Агафьей случается в тот период, когда молодой человек расстается с Ольгой Ильинской

Женщина окружает мужчину вниманием и любовью. Она принимает его таким, какой есть, не пытаясь изменить или сделать лучше

Любит его беззаветно. У них рождается сын, который и становится наследником всего имущества Обломова. Но счастливая судьба была краткой. Илья Ильич покидает этот мир. После смерти мужа Агафья теряет смысл жизни и очень тяжело переносит утрату.

Воспитание Андрея

Отец совсем не балует своего сына. Маленький Андрей постоянно сопровождает родителя в поле, в мастерской, в дальних поездках. С десятилетнего возраста мальчик подрабатывает у него мастеровым, за что получает зарплату. С одной стороны, такие отношения отца и сына могут показаться чрезмерно формальными, лишенными сентиментальности. Но, с другой стороны, Андрей с детства прекрасно усвоил, что человеку необходимо трудиться. Любая хорошо сделанная работа вознаграждается.

Отец не лишает своего сына детства. Если Обломова родители всячески опекали и ограждали от трудностей, то маленький Штольц может вволю попроказничать и даже вернуться домой исцарапанным. Но по мнению его отца, в этом нет ничего странного. Ведь Андрей должен вырасти настоящим мужчиной.

Характеристика Ольги Ильинской другими героями

Обломов

Обломова пугает острый и насмешливый ум Ольги, её насмешливость.

««О! да она… с ней надо быть осторожным…» — думал Обломов».(Часть вторая, глава 5)

««Она — злое, насмешливое создание!» — подумал Обломов, любуясь против воли каждым ее движением». (Часть вторая, глава 5)

«- Странно! — заметил он. — Вы злы, а взгляд у вас добрый». (Часть вторая, глава 5)

Обломов восхищён красотой Ольги, ее грациозностью.

«Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! — думал он, глядя на нее почти испуганными глазами. — Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что-то… душа, должно быть! Улыбку можно читать, как книгу; за улыбкой эти зубы и вся голова… как она нежно покоится на плечах, точно зыблется, как цветок, дышит ароматом…» (Часть вторая, глава 5)

Обломов отмечает деятельную натуру Ольги, её неспособность долгое время пребывать в раздумье, мечтах.

«Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раздумье!» (Часть третья, глава 2)

Обломов восхищается цельной натурой Ольги, её естественностью.

«Чудная Ольга! Невозмутимая, не робкая, простая, но решительная женщина, естественная, как сама жизнь!» (Часть третья, глава 7)

В итоге Обломов понимает, что между ним и Ольгой лежит глубокая пропасть: они совершенно разные люди по своему мироощущению, жизненным планам и целям.

«Я и то вынес горячку, когда увидел, какая бездна лежит между мною и ею, когда убедился, что я не стою ее…» (Часть четвертая, глава 2)

Штольц

Штольц восхищается музыкальными способностями Ольги, её чудесным голосом.

«…прекрасно поет Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя — вот голос, вот пение!» (Часть вторая, глава 4)

«Любила она музыку, но пела чаще втихомолку, или Штольцу, или какой-нибудь пансионной подруге; а пела она, по словам Штольца, как ни одна певица не поет».(Часть вторая, глава 5)

В начале повествования Штольц относится к Ольге как к нежному, очаровательному, смышлёному ребенку.

«Да и сама она что за очаровательное дитя! Впрочем, может быть я пристрастно сужу: у меня к ней слабость…» (Часть вторая, глава 4)

«Штольц тоже любовался ею бескорыстно, как чудесным созданием, с благоухающею свежестью ума и чувств. Она была в глазах его только прелестный, подающий большие надежды ребенок». (Часть вторая, глава 5)

Штольца привлекает в Ольге её бесхитростность, естественность, простота.

«Штольц, однакож, говорил с ней охотнее и чаще, нежели с другими женщинами, потому что она, хотя бессознательно, но шла простым, природным путем жизни и по счастливой натуре, по здравому, не перехитренному воспитанию не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки». (Часть вторая, глава 5)

«Один Штольц говорил с ней без умолка и смешил ее». (Часть вторая, глава 5)

Штольц понимает, что безудержная жажда жизни Ольги, её деятельная натура не позволят ей состариться, утратить интерес к окружающему миру. Её душа будет всегда молода.

«Не бойся, — сказал он, — ты, кажется, не располагаешь состариться никогда!» (Часть четвертая, глава 8)

Два типа любви

В «Обломове» Гончаров раскрывает тему любви именно через женские образы, как более восприимчивые и чувственные. Любовь Ольги, с одной стороны, была наполнена светлым, всеохватывающим чувством, ради которого она готова была даже втайне от тети сбежать на свидание с Обломовым. С другой же стороны, любовь девушки была эгоистичной – Ольга не думала о желаниях самого Ильи Ильича, стараясь перекроить как его личность, так и его жизнь под свое понимание правильного пути. Расставание возлюбленных было связано не только с пониманием, что оба любили иллюзорные, частично выдуманные и идеализированные образы друг друга, но и с осознанием, что любовь может строиться только на принятии человека таким, какой он есть. Обломов это понимал, поэтому и подсознательно боялся дальнейших отношений с Ольгой, так как их семейная жизнь превратилась бы в борьбу за первенство одной из сфер ценностей, ведь они оба не были готовы уступить другому и измениться. Стремительная, деятельная Ольга могла только вдохновлять своим примером Обломова, но чтобы искоренить в его душе «обломовщину», ей не хватало уступчивости и той женской мудрости, которая приходит с возрастом.

Совершенно иной любовью полюбила Обломова Агафья. Женщина не только окружила Илью Ильича комфортной для него атмосферой, воссоздав Обломовку прямо в своей квартире, но и обожала, практически боготворила своего мужа. Пшеницына принимала как достоинства, так и недостатки Ильи Ильича, продолжая заботиться и создавать для него максимальный уют даже в трудные моменты, делая все, чтобы мужчине не приходилось самому задумываться о суетном быте. Любовь Агафьи сравнима со слепой любовью матери, готовой на все, чтобы ее ребенок всегда оставался дома, не покидая ее ради соблазнов реального мира, потакая каждой его приходи и малейшему желанию. Однако такая забота всегда пагубна, поэтому и привела к болезни, а затем и к смерти Обломова.

Внешность

Внешность Ольги описана автором подробно, но он как будто не удовлетворён полнотой изображения этой девушки и возвращается к её внешности снова и снова, постоянно прибавляя какие-то новые детали.

Ольга довольно высокого роста, стройна, в её внешности и фигуре всё гармонично. Особая деталь — она ходила со слегка наклоненной головой на тонкой гордой шее, что придавало её фигуре особую изящность. Походка её была лёгкой и скользящей.

Серо-голубые глаза девушки смотрели открыто и выражали ум, внимание к собеседнику и какую-то особую глубину. Необычную красоту глазам придавали пушистые брови

Смеялась она открыто, звонко и заразительно.

Признаком постоянной мыслительной деятельности были тонкие, всегда сжатые губы.

Одевалась Ольга по моде того времени, но не куталась, не боялась сквозняков, что говорило о её крепком здоровье. Аппетит у неё также был отменный, она и сама умела готовить.

А влюблённый Обломов говорил о ней так: «…Она — божество, с этим милым лепетом, с этим изящным, беленьким личиком, тонкой нежной шеей…»

Популярные сочинения

  • Значение дуэли в романе Герой нашего времени Лермонтова Произведение «Герой нашего времени» представляет собой роман из нескольких глав, каждую из которых можно назвать самостоятельной повестью с одним и тем же героем. Написано это творением Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.
  • Сочинение Эмоции человека Все начинается с нас самих, даже наше собственное счастье зависит только от нас. Самопознание — это долгий и полезный процесс. Часто нелегко узнать себя, вы даже удивляетесь своей реакции в определенной ситуации.
  • Сочинение Что значит жить по совести? Для меня «жить по совести» — значит отвечать за свои поступки, быть порядочным и честным, защищать тех, кто слабее, помогать тем, кто нуждается в помощи. Одним словом, быть человеком во всех смыслах этого слова.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: