Анализ эпизода спора обломова и штольца об идеале

Взаимоотношения Обломова и Штольца

План

1.Введение

2.Сходство и различия между Обломовым и Штольцем

3.Взаимоотношения Обломова и Штольца

1. Введение. В своем знаменитом романе И. А. Гончаров очень точно изобразил особое явление в русской жизни — «обломовщину». Главный герой олицетворяет собой это отрицательное явление. Лень, пассивность и отсутствие каких-либо стремлений — главные отличительные качества И. И. Обломова. Полную противоположность этому представляет собой самый близкий друг Обломова — А. Штольц. Это деятельный, целеустремленный человек, приносящий настоящую пользу всему обществу. Двух абсолютно разных людей связывают между собой очень тесные взаимоотношения.

2. Сходство и различия между Обломовым и Штольцем. Двух главных героев романа связывали между собой только совместно проведенное детство и годы учения. Было некоторое сходство и в их прирожденных духовных устремлениях, но слишком разные были способы воспитания Обломова и Штольца. Маленький Илья вырос словно в спящем царстве деревенской идиллии. Ему не о чем было беспокоиться. Перед глазами Илюши постоянно находился пример правильного и разумного устройства жизни.

В семействе Обломовых жизнь текла медленно и неторопливо. Волнения и тревоги нисколько не касались их. Маленький мальчик и рад был бы побегать, поиграть с деревенскими мальчишками, но находился под неусыпным надзором старших. Родители считали, что полезнее всего для ребенка побольше есть и спать. Даже ученье для них было на последнем плане. Ограничивая естественную потребность сына в движении и деятельности, они постепенно превращали его в будущего ленивого Обломова.

Штольц вырос в совершенно других условиях. Его отцом был немец, который стремился дать сыну трудовое, практическое воспитание. С самых ранних лет Андрей начал изучать различные естественные науки. В любую свободную минуту он не предавался отдыху, а бежал со всех ног в деревню. Среди крестьянских детей он чувствовал себя своим. Не раз Андрея приводили домой побитого и в порванной одежде, но при этом чрезвычайно довольного.

Мать Штольца была русской. Она привила сыну любовь к музыке и литературе. Благодаря такому разностороннему воспитанию и обучению Штольц пошел ни в отца, ни в мать. Взяв от родителей самое лучшее, он стал уникальной личностью, упорно идущей к своей цели. В юношеские годы Обломов и Штольц вместе увлекались литературой и наукой, мечтали объездить весь свет. Но Илья Ильич скоро устал от суеты, а Андрей воплотил мечты в реальность.

3. Взаимоотношения Обломова и Штольца. Люди с противоположными характерами сходятся проще всего. Штольц — сильная личность, которой безоговорочно подчинился Обломов. Но в этом подчинении не было ничего унизительного. Илья Ильич бесконечно уважал Андрея за целеустремленность, а Андрей отвечал ему искренней дружеской любовью. Именно любовь заставляла Штольца постоянно предпринимать попытки «расшевелить» своего друга, заставить его заняться настоящим делом.

Под влиянием Андрея Обломов хотя бы задумывался о своем бесцельном существовании. На него большое влияние произвело меткое определение Штольца — «обломовщина». Только у Штольца хватило сил на время вытащить Обломова из состояния сна. Любовь Ильи Ильича к Ольге — прямая заслуга Андрея. Обломов со своей стороны также любил своего единственного настоящего друга. Он верил только Штольцу и старался исполнить его разумные указания.

Обломов — не отрицательный персонаж. Он обладал открытой душой и большим сердцем. Андрей лучше всех понимал это и боялся, что лень погубит его друга. Друзья дополняли друг друга. Если бы было возможно создать из двух человек одного, то слияние Обломова со Штольцем дало бы поистине идеальную личность с тонко чувствующей душой и стремлением к поставленной цели.

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Отношение К Учебе Штольца Цитаты

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца Илья Ильич Обломов

Андрей Иванович Штольц

«человек среднего роста, приятной наружности, в лице господствовала мягкость, душа открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам»

«весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», худощав, «Цвет лица ровный», глаза выразительные

«Штольц немец только вполовину, по отцу: мать его была русская»

Воспитание носило патриархальный характер, переходил «из объятий в объятия родных, друзей»

Отец воспитывал жестко, приучая к работе, «матери не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание»

Отношение к учебе

Учился «по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

«учился отлично, и отец сделал его референтом в своем пансионе»

До 20 лет провел в Обломовке

Штольц закончил университет

«лежанье у Ильи Ильича было нормальным состоянием»

«участвует в какой-то компании, отправляющей товары заграницу», «он беспрестанно в движении»

Не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг

«жил по бюджету», постоянно контролируя свои расходы

«готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями

Выбрав деятельное начало в молодости, не изменил своим желаниям, «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни»

Взгляды на общество

Все «члены общества – мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин»

Погружен в жизнь общества, сторонник профессиональной деятельности, которой занимается сам, поддерживает прогрессивные изменения в обществе

Отношение к Ольге

Хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь

Воспитывает в ней деятельное начало, способность к борьбе, развивает ее ум

Считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, прислушивался к его советам

Высоко ценил нравственные качества Обломова, его «честное, верное сердце», любил его «прочно и горячо», уберег от мошенника Тарантьева, хотел возродить к деятельной жизни

Постоянно сомневался в себе, в этом проявлялась его двойственная натура

Уверен в своих чувствах, делах и поступках, которые подчинял холодному расчету

Бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний

Деятелен, резок, практичен, аккуратен, любит комфорт, открыт в душевных проявлениях, рассудок преобладает над чувством

Любовь или нечто иное?

Их связь была похожа скорее на отношения учителя и ученика. Это была любовь скульптора к своему творению. Только Галатеей в этом случае был Илья Ильич. Ильинская любовалось тем, каких результатов в перевоспитании его личности она достигла, и это чувство по ошибке воспринимала как нечто большее, чем сострадание или жалость.

Андрей был человеком практичным и инициативным, прекрасно умел приспосабливаться к жизни, в отличие от ее предыдущего возлюбленного. Брак со Штольцом гарантировал бы стабильность для нее. Хотя нельзя обвинить Ольгу в корыстолюбии по отношению к Андрею. Нет, она никогда не допустила бы лукавства или неискренности.

Возникает логический вопрос: почему Ольга Ильинская полюбила Обломова, но не стала его женой? Было ли это кощунственно или лицемерно с ее стороны? Вовсе нет. Ее чувства давно иссякли. С момента расставания с Ильей Ильичем прошел год. Она поняла, что ищет надежного спутника жизни, а не витающего в облаках мечтателя. Это было очень разумно с ее стороны. Андрей же стремился во всем поддерживать возлюбленную и мог ей дать все, чего она хотела. Он был на голову выше ее в начале их отношений, поэтому роль наставника и учителя жизни выполнял он. Правда, со временем жена переросла его в духовном развитии и по силе чувств, и по глубине размышлений.

Казалось бы, что союз двух людей с очень схожими ценностями и жизненной позицией должен быть просто идеальным.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

↑ Образ жизни Штольца. Описание внешности.

Труд становится целью и смыслом жизни Штольца

. Об этом он так говорит Обломову: «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей ». Уверенно утверждает он, что никогда не перестанет трудиться. В споре с другом Штольц отвергает «деревенскую обломовщину» — «обеспечить себя навсегда и удалиться потом на покой». Но, преуспевая в столичном свете, Штольц не избирает и путь «петербургской обломовщины» — «достигнугь службой значения и положения в обществе и потом в почетном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом».

Портрет Штольца подчеркивает его динамичность. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные

». У него нет лишних движений: «Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно ».Стремление к равновесию является главным во внешности героя, его характере и судьбе . Он «жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца».

И в нравственной жизни

Штольц также «искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа ». Он умел владеть своим сердцем, «и среди увлечения чувствовал землю под ногой и довольно силы в себе, чтоб в случае крайности рвануться и быть свободным ». Онуправлял своими печалями и радостями , стремился воспринимать жизнь простым, то есть прямым, настоящим взглядом. Штольц понимает трудности именно такого восприятия жизни и поэтому «был внутренне горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг».Штольц никогда не жил в мире воображения и мечты , в его душе не было места загадочному, таинственному, он все стремился подвергнуть анализу опыта и практической истины. Во всем, даже у порога тайны, он «ожидал появления закона, а с ним и ключа к ней».

Штольц выделяется в светском обществе, не поклоняясь никому и ничему

. Онсохранил в себе такие редкие и дорогие качества, как силу души, крепость тела, гордость («он был целомудренно-горд»),свежесть и силу . Штольц «знал цену этим редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным».

Он сформировал свой идеал бытия и стремлений человека и упрямо отстаивал его.

Штольц не устает повторять, что «нормальное назначение человека — прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них». Именно так осознав назначение человека, он стремится сам исполнить его, хотя и не надеется достичь полного успеха, «потому что это очень трудно».

И все же он «шел да шел упрямо по избранной дороге

», «шел к своей цели, отважно шагая через все преграды ». Однако, будучи уравновешенным и расчетливым человеком, Штольц «отказывался от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходимая бездна»

Измерив их и не найдя средств преодоления, он отходил, «что бы там про него ни говорили».

Выше всего в людях Штольц ценил настойчивость в достижении целей, которая в его глазах была признаком характера.

Сам обладая настойчивостью в высшей степени и уважая настойчивых людей, «как бы ни были неважны их цели», он любит и ценит Обломова, не умеющего добиваться исполнения задуманного.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.

Полное имя — Андрей Иванович Штольц.

Возраст — чуть больше 30 лет.

Род занятий — надворный советник, коммерсант.

Семья — отец Иван Штольц и мать, жена Ольга Ильинская.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из смешанного семейства, так как отец был немецким бюргером, а мать — обедневшей русской дворянкой.

Воспитание — отцовское воспитание — строгое, трудовое, материнское воспитание — благородное, утончённое.

Образование — прекрасное университетское образование.

Внешность — худощавый, стройный, мускулистый мужчина с выразительными зелёными глазами и смуглым цветом кожи.

Характер — настойчивый, решительный, трудолюбивый, педантичный, сдержанный, прагматичный, целеустремлённый.

Положительные черты — добрый, заботливый, трудолюбивый, целеустремлённый, отличный друг.

Отрицательные черты — скупой на эмоции, педантичный, расчётливый.

Произведение — «Обломов».

Сочинение Обломов и Штольц

Одной из тем, затронутой Александром Гончаровым в романе «Обломов», является дружба между абсолютно разными людьми и то, как она способна менять человека в ту или иную сторону.

Илья Ильич Обломов сын потомственных дворян. Рос жизнерадостным, веселым, активным мальчиком, но родители своей чрезмерной опекой сделали из него ленивого, пассивного, не целеустремленного, не имеющего возможности себя проявлять человека. Он был избалован. К знаниям не стремился ни в пансионе, ни в университете. Всегда имел лишний вес, часто жаловался на здоровье.

Окончив учебу, он поступает на службу, где получает чин коллежский секретарь. Но его карьера не складывается по простой глупости, Илья отправляет документы не по тому адресу.

В свои тридцать два года Обломов только лежит на диване, не стремясь найти себе занятие. Он мечтательный домосед. Имение родителей приносит только убытки, поскольку Илья не желает им заниматься, да и в финансовых вопросах не силен.

В общении с женщинами всегда тактичен. Был влюблен в Ольгу Ильинскую, которой причинял много страданий. В итоге, связал себя узами брака с вдовой Пшеницыной, она от него ничего не требовала и это его полностью устраивало.

Андрей Иванович Штольц, наоборот, воспитался в строгости, всегда был любознательным, смышлёным мальчиком. Стремился к знаниям. Он достаточно трудолюбивый и ни капли не избалованный. Вырос сильным, отважным, уверенным в себе человеком. Андрей худощав, щек нет совсем, кожа смуглая. Много путешествует, читает книги, любит жизнь такой, какая она есть. От него исходит мужественность и здоровье.

Благодаря целеустремленности и трудолюбию, Штольц становится обеспеченным человеком. В обществе его уважают.

В отношениях с Ольгой Ильинской ведет себя как настоящий мужчина и добивается поставленной цели – женится на любимой женщине.

Андрей всегда был реалистом, поэтому мечтания для него бессмысленны. В его голове всегда есть четко поставленные цели, и он точно знает, как их достичь.

Обломов и Штольц с детства лучшие друзья. По возможности, они всегда приходили на помощь друг другу. Андрей помогал Илье в жизненных, бытовых проблемах, а Илья Андрею просто душевными разговорами, которые помогали вернуть душевное равновесие.

Жизнь подростка очень сложна. Это трудный возраст, в котором стоит ожидать много проблем. С ними очень тяжело справиться одному. Большинство взрослых людей говорят, что жизнь подростка легка, потому что они живут в доме родителей

Характеристика героев произведения Три товарища Ремарка

Ремарк в своем произведении «Три товарища» описал жизнь и судьбу простых солдат и ветеранов и жертв политических репрессии. Через образы героев автор хотел показать

Природа завораживает своими фантастическими пейзажами, радует человеческий взор, приносит уйму положительных эмоций. Красота природы уникальна в любую пору года.

Осень всем известна как очень дождливая пора. Не всем приятно после не длительной прогулки приходить домой в промокшей насквозь одежде

↑ Образование Штольца. Жизнь в Петербурге

«Утешься, добрая мать, – восклицает автор, – твой сын вырос на русской почве — не в будничной толпе, с бюргеровскими коровьими рогами, с руками, ворочающими жернова». Так в душе Штольца соединились с немецкими элементами Обломовка и княжеский замок

— «с широким раздольем барской жизни». И из него не вышло «ни доброго бурша, ни филистера». Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка,Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни .

Иван Богданович отправил сына в университет, считая: если сам учился в университете, то и «сын его должен быть также там — нужды нет, что это будет не немецкий университет, нужды нет, что университет русский должен будет произвести переворот в жизни его сына и далеко отвести от той колеи, которую мысленно проложил отец в жизни сына».

После университета Штольц месяца три прожил дома, и отец отправил его в Петербург. Иван Богданович сказал, что Андрею в Верхлеве делать «больше нечего, что вон уж даже Обломова отправили в Петербург, что, следовательно, и ему пора». Он помнил, что когда «сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя». Поэтому отослал от себя и «сына — таков обычай в Германии». Штольц-старший точно так же, как и его отец, дал своему сыну в день отъезда сто рублей ассигнациями, пожаловал лошадь, чтобы за нее выручить деньги, и наказал не рассчитывать на капитал отца прежде смерти. Иван Богданович считал, что выполнил свой долг, дав сыну образование.

«Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять, пожалуй, — не знаю, что ты изберешь, к чему чувствуешь больше охоты ». Сын отвечает отцу: «Да я посмотрю, нельзя ли вдруг по всем».

В сцене прощания отца с сыном Штольц представлен выходящим на широкую дорогу, «какая не снилась ни деду его, ни отцу, ни ему самому». Он не соглашается использовать протекцию, которую ему предлагает отец. «Не надо, не говори, – возразил Андрей, – я пойду к нему, когда у меня будет четырехэтажный дом, а теперь обойдусь без него».

При прощании отец не проронил ни слезинки, и, казалось, сын тоже спокоен и тверд

. Еще чуть-чуть, и он умчится, навсегда покидая родительский дом. Какая-то женщина громко заплакала: «Батюшка ты, светик! Сиротка бедный! Нет у тебя родимой матушки, некому благословить-то тебя… Дай хоть я перекрещу тебя, красавец мой!» И, плача, Штольц принимает благословение незнакомой женщины, в ее горячих словах ему слышится голос матери, на минуту возникает ее нежный образ.

Он уезжает из родительского дома с двумя сумками у седла. В одной лежат «вещи, купленные и взятые по настоянию отца»: клеенчатый плащ, толстые, подбитые гвоздями сапоги, рубашки из верхлевского полотна; в другой — «заказанные в Москве, в память наставлений матери» «изящный фрак тонкого сукна, мохнатое пальто, дюжина тонких рубашек и ботинки».

Уехав из родительского дома, Штольц добивается всего, о чем мечтал.

Он побывал за границей, «смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, в Иене, в Эрлангене », узнал Европу, «как свое имение », «видел Россию вдоль и поперек ». Он сделал карьеру, «служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги ».Штольц не занят созидательной деятельностью , как его дед и отец. Он «участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Штольц «беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его».Штольц успевает везде : и справляться с множеством дел, и ездить в свет, и читать — «когда он успевает — Бог весть».

Обломов и Штольц друзья

Иван Гончаров, создавший подобный роман с двумя главными героями, пытался сделать прообраз самой жизни и её главного смысла. И этим бы всё ограничилось на самом деле, если не ещё один явный подтекст данного произведения. Автор непросто дал разграничительные роли каждому из героев, чтобы можно было их сравнить и поставить на этом точку. Он придал значения тому факту, что Обломов и Штольц, на самом деле, лучшие друзья, и, более того, когда-то они были очень похожи друг на друга, но затем их дорожки, как говорят в народе, разошлись. Так что же их связывало на самом деле? Это были детские и школьные годы, когда и тот и другой, проводили время вместе, а не порознь.

Они изучали различные науки, отдавали предпочтение книгам. Сам Обломов, хотя в это и трудно поверить, был характером сходный со Штольцем, и возможно бы он таким и остался, но в определённый период жизни, Илья Ильич напустил на себя «обломовщину» (за ним всю жизнь ухаживали, холили и лелеяли), что в дальнейшем и сыграло с ним злую шутку. А Штольц тем временем всё отдалялся и отдалялся от своего друга, так их пути и разошлись.

Позже, когда Штольц приедет в гости к Обломову, он ненадолго «растормошит» своего друга. Тот вроде и окажется активным и жизнедеятельным, но лишь отчасти. Ему уже ни за что не выкарабкаться из могучих лап «обломовщины», которую сам же он и породил в своём сознании. Штольц к этому времени уже смирился, что потерял своего друга и больше никогда не пытался притворствовать подобного рода вещей. В конце романа, Илья Ильич Обломов, тихо и спокойно умирает, а Андрей Иванович Штольц, продолжает жить повседневными заботами. А пресловутое слово «обломовщина» по-прежнему фигурирует из уст многих персонажей романа «Обломов», и никуда от этого не деться.

Обломов и Штольц сравнение героев
Сейчас читают:

  • Сочинение Что такое сила духа 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение

    Что же все-таки сила духа? На этот вопрос, всегда можно найти ответ в глубине души. Скорее всего, каждый человек знает, что это такое, но многие даже и не задумываются об этом. По-моему мнению, сила духа это, то что заставляет человека бороться,

  • Главные герои повести Капитанская дочка (роман Пушкина) сочинение

    Главным героем произведения является Петр Андреевич Гринев. Знакомясь, как бы с его мемуарами, мы узнаем о событиях, которые давно прошли

  • Сочинение Любовь в произведениях Бунина и Куприна

    Писатель Иван Алексеевич Бунин — это один из числа самых известных писателей в России двадцатого века. Он писал романы, небольшие рассказы, стихи, прозу. У него есть рассказы, в которых тема любви проходит красной нитью. В таких его произведениях

  • Мёртвые живые души по поэме Мертвые души сочинение

    Николай Васильевич Гоголь в своем произведении показал присущие обществу его времени проблемы. Делает он это, описывая характеры и образы жизни героев поэмы – помещиков и, конечно же, Чичикова.

  • Сочинение Махачкала — мой город

    Я живу в солнечной столице Дагестана. Здесь проживают самые радушные и добрые люди. Каждого путешественника здесь всегда рады видеть. Люди здесь всегда готовы помочь.

  • Сочинение по картине Бродского Опавшие листья

    Исаак Израилевич Бродский — это художник, который за свою жизнь написал огромное количество прекрасных работ. Он жил в советское время. В основном изображал пейзажи. Автор безумно любил осень,

Сходства и различия образа жизни героев

Если различия в образах жизни Ильи Обломова и Андрея Штольца заметны и очевидны почти сразу, соотносясь соответственно как пассивный, ведущий к деградации образ жизни и активный, нацеленный на всестороннее развитие, то их сходство просматривается только после подробного анализа персонажей. Оба героя являются «лишними» людьми для своей эпохи, они оба живут не в настоящем времени, а потому находятся в постоянном поиске себя и своего истинного счастья. Интровертный, медлительный Обломов всеми силами держится за свое прошлое, за «райскую», идеализированную Обломовку – место, где ему всегда будет хорошо и спокойно.

Штольц же стремится исключительно в будущее. Он воспринимает свое прошлое как ценный опыт и не пытается за него цепляться. Даже их дружба с Обломовым полна неосуществимых планов на будущее – о том, как можно преобразить жизнь Ильи Ильича, сделать ее более яркой и реальной. Штольц всегда на шаг впереди, поэтому ему трудно быть для Ольги идеальным мужем (впрочем, «лишняя» природа Обломова в романе также становится препятствием к развитию отношений с Ольгой).

Подобная оторванность от окружающих и внутреннее одиночество, которое Обломов заполняет иллюзиями, а Штольц мыслями о работе и самосовершенствовании, и становятся основой их дружбы. Персонажи неосознанно друг в друге видят идеал собственного существования, при этом полностью отрицая образ жизни своего друга, считая его то слишком активным и насыщенным (Обломова расстраивало даже то, что приходится долго ходить в сапогах, а не в привычных ему мягких тапках), то чрезмерно ленивым и бездеятельным (в конце романа Штольц говорит, что именно «обломовщина» сгубила Илью Ильича).

Почему брак и любовь Ольги и Штольца трагичны?

В результате недопонимания между супругами после нескольких лет брака Штольц осознает, что ему тяжело постоянно тянуться и соответствовать мужскому идеалу Ольги, тогда как девушка начинает страдать от чрезмерной рациональности и чувственной скупости мужа, вспоминая мечтательного и нежного Обломова. Между Ольгой и Штольцем нет той любви, которая была между Ольгой и Ильей Ильичем. Их отношения строятся на дружбе, взаимоуважении и долге, заменивших истинную любовь между мужчиной и женщиной, а потому и являются неполноценными и разрушающими для обоих персонажей.

Некоторые исследователи, анализируя взаимоотношения Ольги и Штольца, указывают, что, если бы Гончаров описал судьбу их брака, то он, несомненно, закончился бы разводом. И не только потому, что Андрей Иванович слишком рационален и не может дать жене всей той любви и чувственности, которые она ценила в Обломове, а по причине их внутренней несовместимости и, как уже было указано ранее, разному видению семейной жизни. Штольц всю свою жизнь осуждал «обломовщину» с ее спокойствием и сытостью, но неосознанно стремился к ней как к средоточию того душевного тепла и взаимопонимания, которое он ценил в своем друге. И женившись, Андрей Иванович словно воссоздает «ненавистную» Обломовку в своем поместье, где живет с женой и детьми, надеясь найти здесь покой и тихое счастье.

Штольц просто подменил понятия, считая «обломовщину» просто новым этапом своей жизни, но Ольга, чья природа всячески противится любым проявлениям «обломовщины», ощущает себя несчастной в клетке семьи и брака, оставаясь замужем за Андреем Ивановичем скорее из долга, чем по причине сильных чувств. Но и ее терпение не бесконечно – как только муж перестанет быть для нее вдохновителем и авторитетом, она уйдет от него, также как ушла от Обломова.

и Штольца

Оба товарища, хоть и дружили с детских лет, по характеру и отношению к жизни они были совершенно разными. Штольц любил «вращаться» в обществе, наводить контакты, он был деловым человеком. Обломов был домоседом, любил побыть в одиночестве и заняться «самокопанием».

Портрет Штольца и портрет Обломова настолько отличались друг от друга, что автор не мог обойти тему главных героев. Однажды Илья Ильич «восстал» против навязанной Штольцем роли, это послужило началом психологического противоборства приятелей. О чем же думал Андрей Штольц во время известного разговора с Обломовым, каков его внутренний монолог? Соглашался ли он внутренне со своим другом, когда тот произносил эмоциональную тираду о пустоте и суетности общественной жизни?

Скорее, да. Он не перебивает Обломова и возражает ему довольно вяло, что немного нарушает привычный образ Штольца в романе: «Это все старо — об этом тысячу раз говорили». Он даже просит Илью продолжить развивать свою мысль и награждает его званием философа. Предложив Обломову нарисовать идеальный образ жизни, Штольц подталкивает его к исповеди, приводя примеры замечательных поступков его юности. Тем самым он хочет добиться, чтобы Илья пришел к мысли о необходимости изменить свою жизнь.

Образ Андрея Штольца характеризуется его невероятной решительностью. Тронутый исповедью Обломова, он еще более убежден в необходимости своей помощи и восклицает: «Я не оставлю тебя». И лишь когда Илья Ильич стал рисовать новые препятствия на пути действия, Штольц понимает, что нужно действовать решительно и твердо. «Теперь или никогда», — вот его ультиматум.

Основная мысль Гончарова в романе «Обломов»

В своем романе Иван Александрович осуждает дворянскую бездеятельность. Характеристика Обломова в романе «Обломов» это доказывает, и скоро вы в этом убедитесь. Автор приветствует деловитость класса предпринимателей, зарождавшегося в то время. Для Гончарова в характере Обломова существенной является его барская избалованность, а также бездеятельность, следующая из нее, бессилие воли и ума. Изображение этого героя под рукой столь именитого мастера вылилось в широкую картину, на которой читателю представлена предреформенная жизнь поместного дворянства страны

Более 100 лет назад было написано произведение, но оно привлекает к себе внимание до сих пор. Этот роман, безусловно, является классическим произведением, созданным прекрасным русским языком

↑ Образование Штольца. Жизнь в Петербурге

«Утешься, добрая мать, – восклицает автор, – твой сын вырос на русской почве — не в будничной толпе, с бюргеровскими коровьими рогами, с руками, ворочающими жернова». Так в душе Штольца соединились с немецкими элементами Обломовка и княжеский замок — «с широким раздольем барской жизни». И из него не вышло «ни доброго бурша, ни филистера». Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни

Иван Богданович отправил сына в университет, считая: если сам учился в университете, то и «сын его должен быть также там — нужды нет, что это будет не немецкий университет, нужды нет, что университет русский должен будет произвести переворот в жизни его сына и далеко отвести от той колеи, которую мысленно проложил отец в жизни сына». 

После университета Штольц месяца три прожил дома, и отец отправил его в Петербург. Иван Богданович сказал, что Андрею в Верхлеве делать «больше нечего, что вон уж даже Обломова отправили в Петербург, что, следовательно, и ему пора». Он помнил, что когда «сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя». Поэтому отослал от себя и «сына — таков обычай в Германии». Штольц-старший точно так же, как и его отец, дал своему сыну в день отъезда сто рублей ассигнациями, пожаловал лошадь, чтобы за нее выручить деньги, и наказал не рассчитывать на капитал отца прежде смерти. Иван Богданович считал, что выполнил свой долг, дав сыну образование. «Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять, пожалуй, — не знаю, что ты изберешь, к чему чувствуешь больше охоты». Сын отвечает отцу: «Да я посмотрю, нельзя ли вдруг по всем». 

В сцене прощания отца с сыном Штольц представлен выходящим на широкую дорогу, «какая не снилась ни деду его, ни отцу, ни ему самому». Он не соглашается использовать протекцию, которую ему предлагает отец. «Не надо, не говори, – возразил Андрей, – я пойду к нему, когда у меня будет четырехэтажный дом, а теперь обойдусь без него». 

При прощании отец не проронил ни слезинки, и, казалось, сын тоже спокоен и тверд. Еще чуть-чуть, и он умчится, навсегда покидая родительский дом. Какая-то женщина громко заплакала: «Батюшка ты, светик! Сиротка бедный! Нет у тебя родимой матушки, некому благословить-то тебя… Дай хоть я перекрещу тебя, красавец мой!» И, плача, Штольц принимает благословение незнакомой женщины, в ее горячих словах ему слышится голос матери, на минуту возникает ее нежный образ. 

Он уезжает из родительского дома с двумя сумками у седла. В одной лежат «вещи, купленные и взятые по настоянию отца»: клеенчатый плащ, толстые, подбитые гвоздями сапоги, рубашки из верхлевского полотна; в другой — «заказанные в Москве, в память наставлений матери» «изящный фрак тонкого сукна, мохнатое пальто, дюжина тонких рубашек и ботинки». 

Уехав из родительского дома, Штольц добивается всего, о чем мечтал. Он побывал за границей, «смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, в Иене, в Эрлангене», узнал Европу, «как свое имение», «видел Россию вдоль и поперек». Он сделал карьеру, «служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги». Штольц не занят созидательной деятельностью, как его дед и отец. Он «участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Штольц «беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его». Штольц успевает везде: и справляться с множеством дел, и ездить в свет, и читать — «когда он успевает — Бог весть». 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: