Краткий анализ поэмы а.с. пушкина «руслан и людмила»

Краткое содержание для читательского дневника

1. Красавица Людмила пропала с собственной свадьбы, тогда ее отец Киевский князь пообещал руку дочери и половину царства любому, кто ее найдет.

2. На поиски отправились не только молодой супруг, но и влюбленный в Людмилу Рогдай, Ратмир и Фарлаф.

3. От старца Финна Руслан узнает, что его возлюбленную похитил злой чародей Черномор.

4. Прежде, чем Руслан обнаружит свою Людмилу, его ждет много испытаний: поединок с Рогдаем, сражение с Головой, бой с Черномором, предательство Фарлафа, победа над печенегами и собственная смерть.

5. Однако мудрый волшебник Финн окропил Руслана живой и мертвой водой, воскресил его и дал кольцо, способное снять заклятье с Людмилы.

6. Счастливые молодожёны Руслан и Людмила простили Фарлафа и даже взяли карлика к себе во дворец.

Заговор Наины и Черномора

Наина змеей пробралась к Черномору и предложила союз: «досель я Черномора знала одною громкою молвой; но тайный рок соединяет теперь нас общею враждой; тебе опасность угрожает, нависла туча над тобой; и голос оскорбленной чести меня к о. Я не утверждаю, но уж очень Наина чем то напоминает Америку: в недавнем прошлом все к ней стремились, но теперь ее положение явно пошатнулось. И она, как старая Наина, старается как можно больше козней преподнести России. Что же такое борода Черномора, которой он очень похваляется перед Наиной? Возможно это доллар – международный денежный эквивалент, возможно это объединившееся против России мировое зло.

Звукопись

Послушайте, как автору удаётся создать ощущение зловещей тишины:

«Избушка та на курьих ножках…»

Повторение шипящих звуков уже создаёт ощущение шепота. Перед вами особый приём, который называется звукопись. Это очень похоже на живопись, только эффект создаётся не при помощи красок, а при помощи особым образом подобранных звуков. Эти звуки как бы имитируют звуки окружающей действительности, они создают то или иное впечатление по ассоциации:

«Там лес и дол видений полны…»

Гласные звуки о как бы раздвигают пространство, и мы видим, какое оно широкое и безграничное. Звук л (плавный, один из самых красивых русских звуков) создаёт ощущение гармонии, и мы чувствуем, как по этому пространству бежит лёгкий ветер.

«…Там о заре прихлынут волны…»

Повторяются те же самые звуки.

«…На брег песчаный и пустой…»

Сначала читатель чувствует, что волна прибывает, чувствует её напор, а потом она уходит и оставляет за собой пустой песок.

Аллитерация

Звукопись – это особый инструмент, при помощи которого автор усиливает то или иное впечатление, он создаёт особую музыку текста.

Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

Ассонанс – повторение гласных звуков – в отличие от аллитерации.

Поищите аллитерации и ассонансы в стихах Пушкина. Старайтесь замечать не просто звуки с определённой, немножко неестественной частотой, но и попытайтесь почувствовать, какое при этом создаётся впечатление.

Последняя просьба

Говорящая голова жаждет мести. Жестокий карлик должен быть наказан. Поэтому она просит Руслана отомстить за то зло, которое причинил окружающим младший брат. Тогда Голова сможет обрести покой, покинув этот жестокий мир.

Отрывок про Голову

….Тогда, от ярости немея, Стесненной злобой пламенея, Надулась голова; как жар, Кровавы очи засверкали; Напенясь, губы задрожали, Из уст, ушей поднялся пар — И вдруг она, что было мочи, Навстречу князю стала дуть; Напрасно конь, зажмуря очи, Склонив главу, натужа грудь, Сквозь вихорь, дождь и сумрак ночи Неверный продолжает путь; Объятый страхом, ослепленный, Он мчится вновь, изнеможенный, Далече в поле отдохнуть. Вновь обратиться витязь хочет — Вновь отражен, надежды нет! А голова ему вослед, Как сумасшедшая, хохочет, Гремит: «Ай, витязь! ай, герой! Куда ты? тише, тише, стой! Эй, витязь, шею сломишь даром; Не трусь, наездник, и меня Порадуй хоть одним ударом, Пока не заморил коня»…

Второстепенные герои

Черномор был черным колдуном, он злой и мстительный старик. Маленького роста, зато с длинной бородой, главный враг главный враг Руслана Он постоянно похищает молодых и красивых девушек. Поэтому он и похитил Людмилу. Вся его сила заключена в его бороде, чем она длиннее, тем он сильнее. Он своим волшебством управляет небесными телами, а добиться расположения Людмилы не смог. Руслан победил волшебника, когда смог отрубить волшебную бороду. Черномор сразу стал обычным стариком, без какой – нибудь волшебной силы.

Финн — волшебник, помощник Руслана. Именно он помог Руслану найти Людмилу. Пробудил его от смертельного сна. Дал волшебное кольцо, при помощи которого он спасает Людмилу.

Наина — колдунья, её когда – то отверг Финн, чем её разозлил, и она перешла на сторону Черномора. Умеет перевоплощаться в разных животных. Пытается помешать Руслану, спасти любимую.

Фарлаф, как и Руслан любит Людмилу, но в отличие от него трус. Знаком с Наиной, которая помогает ему убить Руслана и украсть Людмилу. Но когда он с ней вернулся домой, сначала сказал, что он герой, а потом во всем сознался.

Ратмир. Еще один богатырь, влюбленный в Людмилу. Он был князем хазар. Когда он искал Людмилу, случайно в степи встретил молодую девушку, которая пасла своих животных. И у молодых людей вспыхнули взаимные чувства. Он остался с новой любимой девушкой жить.

Рогдай — смелый воин, соперник Руслана, ревнует Людмилу, и от ревности стал мрачным и злым. Мстительный, мечтает убить Руслана, но в итоге сам был убит Русланом.

Князь Руси Владимир, реально существующий человек, живший в IXвеке, отец Людмилы и одновременно правитель Киевской Руси. Вспыльчивый, но отходчивый и великодушный правитель. Обещает озолотить того, кто спасет его дочь, похищенную во время свадебного пира.

Голова. У Черномора есть старший брат, в отличие от него он был статным и сильным богатырем, но наивным и доверчивым. И брат этим воспользовался, превратил его в большую голову, которая не должна была спать, а должна стеречь меч. Но Руслан убедил голову отдать ему меч, таким образом, дав возможность голове поспать и отдохнуть. Благодаря этому мечу была одержана победа над колдуном.

Читательский дневник по поэме «Руслан и Людмила» Александра Пушкина

Название произведения: «Руслан и Людмила».

Число страниц: 136.

Жанр произведения: поэма.

Главные герои: князь Руслан, княжна Людмила, Черномор.

Второстепенные герои: Финн, Рогдай, Ратмир, Фарлаф, Наина, Голова.

Характеристика главных героев:

Руслан — честный и отважный богатырь.

Стойко проходит все испытания и спасает свою возлюбленную.

Людмила — добрая, верная и красивая.

Была похищена Черномором после свадьбы.

Скромная, но с твёрдым характером.

Черномор — коварный и страшный колдун.

Сильный из-за своей бороды.

Характеристика второстепенных героев:

Финн — волшебник, потерявший счёт времени.

Рогдай, Ратмир, Фарлаф — соперники Руслана, богатыри.

Наина — ведьма, старуха.

Голова — преданный брат Черномора.

Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила»

Сразу после свадьбы, Людмилу похищает неизвестная сила.

Руслан и три богатыря отправляются спасать княжну.

Они расходятся в разные стороны.

Руслан встречает старого финна, который рассказывает про Черномора.

Финн много лет пытался обрести любовь, но за это время Наина превратилась в старуху.

Рогдай догоняет Руслана и они бьются насмерть.

Молодой герой побеждает.

Ратмир встречает юную деву, влюбляется и отказывается от поисков.

Людмила находит в замке Черномора шапку-невидимку и успешно прячется.

Руслан бьётся с огромной головой и побеждает.

Голова отдаёт ему меч и рассказывает о предательстве Черномора.

Руслан находит замок волшебника и бьётся с ним.

Черномор носит его по воздуху, но витязь не сдаётся.

Он отрубает бороду колдуну, и Черномор лишается силы.

Витязь везёт погружённую в сон Людмилу в Киев.

Фарлаф убивает Руслана во сне.

Он привозит Людмилу в столицу, но никто не может пробудить девушку.

Финн оживляет Руслана, витязь спешит в Киев и громит печенегов.

Он касается лица Людмилы, и княжна просыпается.

Фарлаф признаётся в преступлении, но на радостях его прощают.

План произведения:

  1. Лукоморье.
  2. Похищение княжны.
  3. На поиски.
  4. В пещере финна.
  5. История любви Финна.
  6. Происки Наины.
  7. Людмила во дворце.
  8. Битва с Рогдаем.
  9. Битва с головой.
  10. Шапка-невидимка.
  11. Битва с Черномором.
  12. Предательство Фарлафа.
  13. Оживление.
  14. Битва с печенегами.
  15. Свадебный пир.

Основная мысль поэмы «Руслан и Людмила»

Главная мысль поэмы в том, что добро неминуемо победит зло.

Основная идея поэмы в том, что зло всегда само себя наказывает.

Чему учит произведение

Поэма учит нас быть верными, настойчивыми и целеустремлёнными.

Учит быть сильными, храбрыми, добрыми и верно идти к желаемой цели.

Учит не хитрить, не обманывать и не пытаться завладеть тем, что нам не принадлежит.

Учит любить и ценить своих близких, оберегать их и быть готовым на всё, ради их спасения.

Краткий отзыв о поэме «Руслан и Людмила» для читательского дневника

Прочитав эту сказочную поэму, я была поражена талантом великого русского писателя.

Пушкину удалось создать замечательно произведение, полное волшебства и героизма.

Витязь Руслан преодолевает все преграды, стоящие на его пути, и возвращает себе Людмилу.

Он сталкивается с предательством и колдовством, но выходит победителем.

Ведь он борется за свою любовь.

Это очень интересное, захватывающее произведение.

Автору удалось создать богатырскую сагу, в которой причудливо сплелись давно знакомые читателям образы героев русских народных сказок и былин.

Мне больше всего понравился Руслан.

Это мужественный, честный и добрый богатырь.

Он достойный преемник славы Ильи Муромца.

Никакие преграды не могут остановить его, заставить свернуть с выбранного пути.

Мне также очень нравится Людмила, красивая и умная девушка, справится с которой оказалось не под силу самому Черномору.

Я всем советую прочитать эту поэму и подумать о том, что для настоящей любви не бывает непреодолимых препятствий.

Она преодолевает все невзгоды.

Пословицы к произведению:

  • Жить в разлуке — жить в муке.
  • Реже видишь, больше любишь.
  • Слушайся добрых людей, на путь наведут.
  • Сердце делу не в помощь.
  • По добру — добро, а по худу — худо.

Неизвестные слова и их значение:

  • Гридница — помещение для приёма гостей.
  • Опочивальня — спальня.
  • Кручина — горе, грусть.
  • Чертог — палата.
  • Латы — доспехи воина.
  • Кольчуга — рубашка из металлических колец.

Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
  • «Сказка о попе и его работнике Балде»
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  • «Баллада «Песнь о Вещем Олеге»

Библиотека произведений автора пополняется.

История создания

Поэма написана в 1818—1820, после окончания Лицея; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы, едва ли текст. Ведя после выхода из Лицея в Петербурге жизнь «самую рассеянную», Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней.

Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто (критики называли этот жанр «романтическим», что не следует путать с романтизмом в современном понимании). Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская девственница», «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками (такими, как лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина или особенно «Альоша[sic

] Попович» Николая Радищева). Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех троих соперников Руслана (Рагдай, Ратмир и Фарлаф).

Поэма написана астрофическим четырехстопным ямбом, который, начиная с «Руслана», стал господствующей формой романтической поэмы.

Поэма содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин последовательно иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными эротическими элементами, гротескной фантастикой (эпизод с Головой), употребляет «простонародную» лексику («удавлю», «чихнула»). Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер; известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Впоследствии, в начале 1830-х годов, зрелый Пушкин, склонный критически переоценивать свои юношеские опыты, сокрушался, что пародировал «Двенадцать спящих дев» «в угоду черни».

«У лукоморья дуб зеленый…»
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
Помощь по воспроизведению

Людмила у Черномора

А с Людмилой происходило следующее. После того как Черномор унёс её с брачной постели к себе в замок, девушка пришла в себя только утром, в богато украшенной комнате. Служанки почтительно одели её в красивый сарафан, опоясанный жемчугом.

Но Людмилу не радовала окружающая роскошь. Она тосковала по Руслану и своему дому. У Черномора был прекрасный большой сад, благоухающий заморскими цветами, где она могла гулять, и там ей даже пришла мысль покончить собой, бросившись с мостика между скал.

Все в этом месте было волшебным – стоило девушке присесть на траву, как перед ней чудесным образом возник обед. А с наступлением темноты неизвестная сила перенесла Людмилу обратно во дворец, где служанки подготовили её опочивальню. Когда княжна уже собиралась спать, вдруг раскрылась дверь и в комнату вошла борода Черномора – длинный ряд рабов нес её впереди колдуна.

За бородой появился и сам чародей, отвратительный карлик. Людмила в ужасе завизжала, сбросила с его головы колпак и хотела нанести удар. От её крика арапы-рабы стушевались, а Черномор хотел убежать, но запутался в собственной бороде и рухнул наземь.

А Руслан в это время продолжал свой путь. Вдруг из-за спины раздался крик: «Стой!» Руслан увидел, что это приближается Рогдай. Долго сражались они, но в конце концов Руслан сумел сбросить соперника с коня и закинул его в Днепр. По слухам, Рогдай попал к русалке, и его привидение долгое время бродило ночами по берегу.

Употребление древних коротких слов

Обратите внимание, что дуб опоясан не золотой цепью, а златой. Это необычное слово

Волны прибывают не на берег, а на брег. Такие короткие древние слова, как правило, являются церковнославянскими по происхождению.

Церковнославянский язык – это язык древней письменности. Уже во времена Пушкина он воспринимается как нечто архаичное, то есть древнее, связанное с глубоким прошлым. Пушкин включает эти слова в свой текст, чтобы усилить ощущение старины, которое возникает у читателей.

«И там я был, и мёд я пил…»

Такими строчками обычно заканчиваются народные сказки. Но в данном случае автор приглашает читателей с собой. Он включает нас в круг тех, кому будет рассказано о древних тайнах, мы становимся сопричастными к сказочным событиям.

Краткий пересказ сюжета

Поэма начинается с описания свадьбы Руслана и Людмилы. На этом пиру не все рады счастью молодоженов.

После застолья Князь Владимир благословляет новобрачных, затем они уходят в свою комнату. Неожиданно княжну похищают.

Владимир злится на жениха дочери. Князь созывает трех витязей и обращается к ним с просьбой найти дочку. Руслан тоже едет на поиски.

Дальше события разворачиваются так:

  • Вскоре путники разделяются, и каждый идет своей дорогой. Руслан отправляется в пещеру, где знакомится со старцем Финном. Тот рассказывает ему, что Людмилу украл Черномор. Взволнованный витязь не может уснуть, он слушает рассказ старика о его любви к Наине и обретении ею колдовского дара. На следующий день главный герой отправляется в путь.
  • Другой из путешественников, Рогдай, намеревается убить жениха Людмилы, чтобы завладеть ею. Он встречает Наину и та указывает ему направление, где он встретит своего врага. Фарлаф тоже встречается с Наиной, и старуха дает ему совет вернуться домой, так как Людмила «никуда не уйдет».
  • Утром Людмила обнаруживает себя в чужом доме. Выглянув в окно, она видит заснеженные горы. Девушка вспоминает, что ночью к ней приходил горбун с длинной бородой и она его прогнала. Между Русланом и Рогдаем происходит бой, во время которого Рогдай погибает.
  • Наина, обратившись в змея, является к Черномору и сообщает ему об угрозе. Колдун остается спокоен: пока его борода в сохранности, он непобедим. Людмила надевает шапку колдуна и становится невидимой. Руслан выходит на поле битвы и облачается в доспехи, а ночью, пробираясь к замку Черномора, натыкается на громадную голову.
  • Волшебная голова дует на героя с такой силой, что коня уносит. Витязь вонзает копье в язык головы и опрокидывает ее. Та рассказывает ему свою историю. Когда-то она принадлежала великану, который был братом Черномора. Великан отыскал волшебный клинок, который мог отрубить ему голову, а Черномору — бороду, и рассказал об этом своему брату. Коварный Черномор снес голову великану и приказал охранять клинок.
  • Громадная голова попросила Руслана забрать меч и отомстить Черномору. Ратмир в поисках Людмилы выезжает к замку, расположенному на скалах, и видит там прекрасную девушку. Молодой Хан пленен ее красотой. Ратмир остается в замке, забыв про поиски.
  • Черномор превращается в Руслана, Людмила верит ему. Тут кто-то зовет колдуна, и он уходит. Руслан ловит Черномора за бороду и требует отвести к возлюбленной. Колдун выполняет его просьбу, после этого главный герой лишает карлика бороды. Витязь нигде не может найти Людмилу, но затем мечом случайно снимает шапку-невидимку — и любимая предстает перед ним спящей.

Наина дает подсказку Фарлафу, как убить Руслана. Заколов витязя во сне, Фарлаф забрал его возлюбленную. Финн воскрешает главного героя и дает ему волшебное кольцо, которое поможет разбудить Людмилу. Девушка пробуждается. На радостях Фарлафа прощают.

Анализ поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»

Наслаждениям молодой жизни Пушкин отдавался таким же упоением, как отдавался литературе, как отдавался высоким идеям и свободным мыслям. Интересно, что за весь 1818 г. он почти вовсе не пишет писем, да и стихов пишет не так много. Ему явно не до них. Он весь в кружении, в забавах и соблазнах большого города. 27 октября 1819 г. он пишет ГГ. Б. Мансурову о своем образе жизни и говорит о шампанском, актрисах, картах. Но тут же он говорит и о «Зеленой лампе»: «Зеленая лампа нагорела — кажется, гаснет — а жаль. ». И здесь же делает политические признания: «Поговори мне о себе — о военных поселеньях. Это все мне нужно — потому, что я люблю тебя — и ненавижу деспотизм. ».

Для Пушкина все это не разное, а части единого: все это жизнь. Он пьет жадно весь кубок жизни — весь, не избирательно; он все хочет вкусить и опробовать. И ему, поэту, это оказывается полезным: полнота его жизни ведет к полноте творчества.

Первые два года пребывания Пушкина в Петербурге, сравнительно с более поздними годами, не слишком заполнены творчеством. Белинский был отчасти прав, когда говорил о «самобытных мелких стихотворениях» Пушкина, которые «не восходят далее 1819 года»19. Жажда прямого познания жизни, интерес к самым различным ее проявлениям на время замедлили творческую деятельность Пушкина. Замедлили, но не остановили. Он и теперь создает немало истинно поэтического в лирическом роде.

От Державина в пушкинской оде «Вольность» особенный, умеренно-архаический стиль, ее возвышенны торжественно-высокий язык. Еще совсем недавно Пушки пародировал Державина. Теперь он обращается к нем; потому что именно в нем, в его стихах видит образе языка гражданской поэзии.

Стихотворение написано в том высоком стиле, в каком писалась ода «Вольность» и в каком будут написаны позднее его другие стихи на тему поэта. Несомненно — признаки стилистические являются тому доказательством,— что стихи гражданские и вольнолюбивые и стихи о поэте уже в ранний период его творчества осознавались Пушкиным кок близкие, едва ли не одного и того же рода.

Поэма-сказка Пушкина основана на свободной поэтике. В этом мире поэтической свободы Пушкин чувствует себя, как никто другой из его предшественников и современников, «власть имеющим». «„Руслан и Людмила»,— писал Кюхельбекер,— поэма, в которой, при всех ее недостатках, более творческого воображения, нежели всей остальной современной русской словесности».

Сюжет поэмы — типично сказочный. Похищение невесты, поиски ее, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения, счастливый конец — все это похоже на сказку. Повествование в поэме движется характерно сказочными приемами, но по ходу его, внутри сюжета, происходит постоянное столкновение сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, чародей Черномор — немощным стариком, волшебницы — более чем легкомысленными девицами, сказочная ужасная голова морщится, зевает и чихает. Авторская ирония, которая, как мы уже, но только разрушает строгие жанровые каноны.

  • Уж он приблизился: тогда
  • Княжа с постели соскочила,
  • Седого карлу за колпак
  • Рукою быстрой ухватила,
  • Дрожащий занесла кулак
  • И в страхе завизжала так,
  • Что всех арапов оглушила.

Поэтическая шалость и поэтическая шутка Пушнина — вовсе не безделка. Для него это всегда путь к этической свободе и к художественным открытиям. «Руслан и Людмила », заметил Б. В. Томашевский, «была поэмой, обращенной не к прошлому, а к будущему» 2в. Она намечала пути дальнейшего движения пушкинского гения. В ней вырабатывались те формы, которыми, усовершенствовав их и преобразив, Пушкин воспользуется В зрелых своих созданиях. В частности — в «Евгении Онегине».

Несомненно, что между первой пушкинской поэмой и его романом в стихах есть глубокая внутренняя преемственность, которую и сам Пушкин осознавал. Она заключается прежде всего в самих принципах художественного создания. Процесс одновременного разрушения и создания жанра, характерный для «Руслана и Людмилы», происходит и в «Евгении Онегине». В «Евгении Онегине» Пушкин разрушает традиционные формы романа.

История написания

Александр Сергеевич написал поэму в возрасте 20 лет. По словам поэта, первые наброски произведения были сделаны еще в годы учебы в Царскосельском лицее. Однако в студенческой суете ему удавалось работать над текстом только во время болезни. Произведение было окончено в 1820 г. в Санкт-Петербурге, а эпилог создан летом этого же года на Кавказе.

Во время написания стихотворения автор использовал русские поэмы о богатырях и европейские рыцарские романы. Имена соперников за сердце Людмилы поэт взял из выпущенной в 1818 г. книги Н. М. Карамзина «История государства Российского». В строках произведения есть элементы пародии на поэму В. А. Жуковского «Двенадцать спящих дев».

Двух поэтов связывали многолетние дружеские отношения, поэтому пушкинское пародирование не носило негативного подтекста. В противовес Жуковскому автор «Руслана и Людмилы» насытил сюжет гротескной фантастикой (эпизод с говорящей головой), включил простонародную лексику («чихнула», «удавлю»). Василий Андреевич по-доброму воспринял шутки поэта и подарил ему свой портрет с подписью «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Впервые поэма была напечатана летом 1920 г. В это время поэт находился в Южной ссылке и не смог принять участие в издании произведения. О получении рецензии и других важных нюансах хлопотали В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич и брат поэта — Лев Сергеевич.

Через 5 лет Пушкин написал вступление к волшебной поэме. Оно было основано на сказках, услышанных в детстве от няни, Арины Родионовны. Эпилог резко контрастирует с тоном поэмы. Его можно считать переходом поэта к творчеству в жанре романтизм. В 1828 г. поэму напечатали во второй раз, и Пушкин включил в ее текст эпилог.

По мотивам произведения поставлен одноименный балет на музыку Фридриха Шольца, написана опера Михаила Ивановича Глинки, снято несколько художественных фильмов.

Краткий анализ текста

На создание произведения Пушкина вдохновили русские былины, легенды и повести. Многие критики и литературоведы утверждают, что работа является пародией на романтические романы Жуковского.

Если читать краткое содержание «Руслана и Людмилы», то сразу станет ясен основной смысл, а также то, что это уникальное произведение. В нем автор по максимуму раскрывает свою фантазию и дает волю творческой свободе. Эта поэма остается актуальной уже много лет, свою популярность она приобрела за счет оригинальности и нестандартности.

Сюжетная линия поэмы содержит в себе сказочность и волшебство. В произведении повествуется о похищении девушки и о том, как ее ищут. Кроме этого, в тексте можно заметить соперничество. В любой сказке всегда присутствует счастливый конец, «Руслан и Людмила» не стала исключением.

Оригинальностью творения Пушкина является использование сказочного и обыденного быта. В каждом предложении прослеживается ирония автора. Многие критики дают поэме высокие оценки, отмечают, что она необычная, и именно это цепляет читателя.

Если говорить кратко, то поэма — это мнение автора о любви. Он хотел показать, что чувства неподвластны времени, и их не могут разрушить даже самые сильные чары. Самое главное, по мнению автора, никогда не сдаваться, и тогда счастье настигнет в самый неожиданный момент.

Это оригинальное произведение не похоже на другие работы автора. После прочтения сразу становится ясно, кто написал «Руслана и Людмилу».

Только Пушкин мог в разных главах объединить сразу несколько главных тем:

  • сказочные и исторические события;
  • любовь и ненависть;
  • борьбу и отчаяние.

Конспект урока 5 класса Тема: «Руслан и Людмила».

Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

Урок внеклассного чтения

Нам представляется целесообразным завершить разговор о произведениях Пушкина в 5 классе беседой о поэме «Руслан и Людмила», отрывок из которой школьники уже учили наизусть. Учитель составит план урока внеклассного чтения исходя из уровня подготовки класса и возможностей кабинета литературы. Мы предлагаем несколько возможных видов работы на уроке. I. Работа с иллюстрациями (по материалу учебника)

— Рассмотрите иллюстрации (с. 115—116). Прочитайте отрывки из сказок, назовите эти сказки. Какие из них вы читали сами, какие вам читали родители? «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о попе и о работнике его Балде». «Сказка о золотом петушке». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». — Иллюстрации каких художников вам нравятся? Почему? II.Восстановление деформированного текста Эта работа даст нам возможность на практике проверить, насколько усвоено понятие рифмы и насколько ученики чувствуют логику текста. Проведем с классом пробную работу, а затем разделим класс на группы, дадим возможность поработать самостоятельно (задания определим в зависимости от уровня подготовки учеников), после чего подведем итоги. Напишем (напечатаем) на отдельном листке строки из стихотворения (данном случае из поэмы «Руслан и Людмила»), разрежем лист на полоски и дадим задание собрать строки в нужном порядке.Тексты для работы 1. Слилися речи в шум невнятный; Жужжит гостей веселый круг; Но вдруг раздался глас приятный И звонких гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна: И славит сладостный певец Людмилу-прелесть и Руслана И Лелем свитый им венец. 2. Все четверо выходят вместе; Руслан уныньем как убит; Мысль о потерянной невесте Его терзает и мертвит. 3. И все мне дико, мрачно стало: Родная куща, тень дубров, Веселы игры пастухов — Ничто тоски не утешало. 4. В то время доблестный Фарлаф, Все утро сладко продремав, Укрывшись от лучей полдневных, У ручейка, наедине, Для подкрепленья сил душевных Обедал в мирной тишине. 5. Ты догадался, мой читатель, С кем бился доблестный Руслан: То был кровавых битв искатель, Рогдай, надежда киевлян, Людмилы мрачный обожатель. 6. Уж утро хладное сияло На темени полнощных гор; Но в дивном замке все молчало. В досаде скрытой Черномор, Без шапки, в утреннем халате, Зевал сердито на кровати. 7. Ложится в поле мрак ночной; От волн поднялся ветер хладный. Уж поздно! путник молодой! Укройся в терем наш отрадный.

III. На уроке можно рассмотреть и обсудить рисунки учеников, послушать рассказы о впечатлениях школьников от поэмы, послушать фрагменты оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», посмотреть фрагменты одноименного фильма-сказки по сценарию А. Птушко при участии С. Болотина (киностудия «Мосфильм», 1971—1972, композитор Т. Хренников). Проверочная работа

Действующие лица и план для пересказа

В сказке автор использовал несколько образов: князя, злодея, героя и красивой девушки. Весь сюжет построен на борьбе добра и зла.

Для того чтобы полностью передать свои мысли, Александр Сергеевич описал следующих персонажей:

  1. Руслан — храбрый и отважный князь, спаситель прекрасной девушки, своей будущей жены.
  2. Людмила — юная красавица, которая стала заложницей злодея.
  3. Черномор — карлик с волшебной бородой. Он похитил Людмилу, за что был наказан.
  4. Финн — добрый волшебник, помогавший главному герою спасти его любимую.
  5. Рогдай — смелый воин, соперник Руслана.
  6. Фарлаф — воевода, убивший Руслана ради того, чтобы заполучить сердце Людмилы.
  7. Ратмир — хан, который хотел стать мужем главной героини, но полюбил другую девушку.
  8. Наина — злая колдунья.
  9. Князь Владимир — отец прекрасной Людмилы.

Для того чтобы изучить произведение более подробно, необходимо разбить его на смысловые части.

Каждый из разделов скрывает в себе основные действия, на которых строится весь сюжет, например:

  1. Свадьба Руслана и Людмилы.
  2. Похищение невесты.
  3. Обещание князя.
  4. Отправление в путь соперников.
  5. Встреча главного героя со старцем.
  6. Нападение Фарлафа на Рогдая.
  7. Рогдай повстречал Наину.
  8. Явление Черномора к Людмиле.
  9. Рогдай обретает свое счастье.
  10. Фарлаф убивает Руслана.
  11. Война с печенегами.
  12. Оживление героя.
  13. Победа над врагом.
  14. Пробуждение Людмилы.

Романтизм любви и неизбежность рока

Конечно, именно любовь играет в романе главную роль. Вокруг этого замечательного чувства строится весь сюжет произведения. Но А. С. Пушкин смог показать саму суть и многогранность любви. Не секрет, что она пробуждает в человеке огромные силы, является опорой для многих великих свершений. Но всегда ли? И все ли люди правильно осознают этот мощный дар?

Поэт показывает, как любовь вскрывает все уголки человеческой души. У истинных героев она пробуждает дополнительные силы и устремления к борьбе со злом, а низменные натуры под её влиянием вынашивают коварные планы. Сразу появляется вопрос: «А любовь ли этому причиной?». Конечно, нет. Поэт говорит о Руслане:

Чего больше в мыслях у витязя: страсти или любви? Он, как и его неудачные соперники, которые на пиру не едят и не пьют, а только «в душе несчастные таят любви и ненависти яд».

Ещё одна «неразлучимая парочка», на которую А. С. Пушкин указывает внимательному читателю, — ненависть и любовь. Поэт как бы предлагает задуматься вместе с молчаливыми витязями над тем, есть ли в душе у человека любовь, когда его обуревает ненависть, или нет, могут ли эти противоположные чувства ужиться вместе.

Известно, что истинность любви проверяется именно поступками. Подтверждая это, поэт кратко и ярко обрисовывает действия и чувства героев в минуты постигшего горя:

  1. Царь Владимир: «На зятя гневом распалясь».
  2. Витязи-соперники: «Мы рады весь изъездить мир».
  3. Жених: «Руслан уныньем как убит».
  4. Черномор: «Он только немощный мучитель прелестной пленницы своей».
  5. Старик Финн: «Решился в грусти безотрадной Наину чарами привлечь».
  6. Людмила: «…в волнах решилась утонуть, однако в воды не прыгнула и дале продолжала путь».

Любовь — это уникальное чувство, не поддающееся никакой грубой силе, будь она материальная, духовная или колдовская. Это дар, получаемый не за вздохи или лживые дифирамбы. Истинную любовь не интересуют сверкающие каменья. Даже отважный витязь с кровью на мече может услышать: «Герой, я не люблю тебя!».

Делая разбор стихотворения, следует выделить ещё одну важную тему — неизбежность роковых свершений. Злобному колдуну Черномору открылась тайна:

Но все его действия, направленные на нейтрализацию угрозы, только стимулируют её осуществление. Колдун «умён как бес и зол ужасно», поэтому легко обводит вокруг пальца своего брата-великана и даже собственноручно исполняет первую часть жуткого предсказания. Но он такая же марионетка в руках рока: добыв заветный меч, он только приблизил ножницы богини Атропос к нити своей судьбы.

Почти так же печальна судьба Финна, который ещё в молодости услышал «Пастух, я не люблю тебя!» и не понял, что ключевое слово здесь не «пастух». Его молодые чувства не позволили заметить истинную душу красавицы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: