Сюжет и композиция
В «Герое нашего времени» отсутствует сквозная сюжетная линия с завязкой и развязкой. У каждой части этого романа свой сюжет и герои. И всё же это цельное произведение, части которого объединены главным героем, общей идеей и проблематикой. Все персонажи романа подчинены задаче раскрытия характера главного героя.
Раскрытию личности Печорина подчинена и другая особенность композиции: части романа расположены с нарушением хронологической последовательности событий.
Сначала в повести «Бэла» читатель узнаёт о Печорине от офицера Максима Максимыча, человека, совершенно отличного от него по воспитанию и духу. Максим Максимыч только отметил особенности поведения «странного человека», который остался для него (и для читателя) загадкой.
В рассказе «Максим Максимыч» повествователь (попутчик Максима Максимыча, более близкий Печорину по развитию и возрасту) пытается объяснить особенности главного героя романа.
Наконец, читатель знакомится с дневником Печорина, его своеобразной исповедью.
Такое построение романа помогает понять особенности характера главного героя. Если бы Лермонтов расположил части этого произведения, исходя из биографии Печорина, то они расположились бы следующим образом:
- «Тамань»;
- «Княжна Мери»;
- «Бэла»;
- «Фаталист»;
- «Максим Максимыч»;
- Предисловие к «Журналу Печорина».
Но тогда не получилась бы романа как единого произведения.
Автор избрал такую композицию романа, которая помогает читателю постепенно понять душевный мир героя. Лермонтов выстраивал не биографию Печорина, а историю развития его души. История такой сложной, противоречивой личности не поддаётся последовательному изложению. Поэтому и порядок глав романа не соответствует последовательности событий в жизни героя.
Таким образом, композиция романа играет важную роль в раскрытии образа Печорина, поскольку её общий принцип — это движение от загадки к разгадке.
Интересно, что в «Герое нашего времени» есть «композиционное кольцо»: действие романа завершается в той же крепости, в которой началось («Фаталист», «Бэла»). Именно в повести «Фаталист» ставится вопрос о том, предопределено ли назначение человека божественной волей или он сам своей волей определяет его.
Часть первая
В 1-й части 3 главы. Связующим является повествование о поездке автора и знакомство его с Максимом Максимычем. Наряду с Печориным – это ключевая фигура, помогающая понять образ главного героя романа.
Глава 1. Бэла.
В этой части Лермонтов начинает рассказ от своего имени, повествует о поездке по Военно-Грузинской дороге, о своем знакомстве со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Эта часть повествования – экспозиция. А потом передает слово этому старому служаке, и тот рассказывает о своем знакомстве с Печориным и историю его любви с Белой. С рассказа Максима Максимыча о Печорине начинается завязка этой главы и всего романа. Действие главы приобретает свое развитие с момента похищения Бэлы и появления ее в доме Печорина. Кульминация — похищение Бэлы Казбичем, ее ранение и гибель. Печорин переживал гибель девушки, вероятно, винил себя в случившемся.
Развязка главы – расставание автора с Максимом Максимычем.
Глава 2. Максим Максимыч
Экспозиция – автор прибывает во Владикавказ и узнает, что ему предстоит здесь пробыть 3 дня в ожидании оказии. Он решает записать рассказ о Бэле. Завязка – на другой день прибывает повозка с Максим Максимычем. Развитие действия – Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет его. Автор видит Печорина, описывает его противоречивую внешность. Кульминация – встреча Максима Максимыча с Печориным, обида. Развязка – автор получает тетради Печорина и в этот же день уезжает, расставшись с огорченным Максимом Максимычем.
Новаторский персонаж
Эпоха, в которую творил Михаил Юрьевич Лермонтов, породила образ такого литературного героя, как «лишний человек». В нем собраны и усилены все специфические качества молодых людей, живших в последекабристский период отечественной истории.
Григорий Печорин — классический представитель этого типа, отчужденный от дворянства, ненавидящий царскую власть и чиновничество, лишенный перспективы, вынужденный посвятить жизнь военной службе. Он часто вспоминает о «бесцветной» молодости, что может означать, что с ранних лет он страдал от неприятия его личности миром. Единственным утешением героя становятся опасные праздные развлечения.
Общими чертами для всех «лишних людей», встречающихся в произведениях М. Лермонтова, А. Пушкина, И. Тургенева, А. Писемского, И. Гончарова считаются:
Образ Печорина спорен и противоречив. Герой обладает чувственной и возвышенной натурой, но находится в плену эгоистичных помыслов. Страдает от собственного индивидуализма и превосходства, но не желает становиться проще и лучше. Общество считает его названым братом порока.
В последующих частях повествование ведется самим главным героем, рассказывающим о своих похождениях и переживаниях в дневнике. Благодаря этим записям автор добавляет новые черты к уже сложившемуся образу персонажа. Чем больше становится известно о Печорине, тем глубже проявляется трагедия растраты его потенциала и масштаб разрушительных последствий от его действий.
Повествование от лица нескольких рассказчиков позволяет дать объективную оценку центральному персонажу, ярче раскрыть его личность и пролить свет на его внутреннее отношение к происходящему. Разрозненный порядок глав только подчеркивает противоречивость Печорина и общую несвязность его жизни, лишенную смысла и какой-либо цели.
Жанр произведения определяют как социально-психологический роман, однако каждая из его частей обладает дополнительными признаками. К примеру, в «Бэле» содержатся черты путевого очерка и кавказской новеллы, а «Тамань» и «Княжна Мери» — дневниковая форма повествования.
Заглавие бессмертного романа М. Ю. Лермонтова давно стало фразеологизмом, используемым для описания людей, обладающих большим потенциалом, но не умеющих реализовать себя и принести пользу обществу. Несмотря на то что эта книга создавалась в ответ на события, происходившие два века назад, суть произведения по-прежнему не теряет актуальности.
Несколько интересных сочинений
Князь Николай Болконский – очень заметный персонаж романа Льва Толстого «Война и мир». Это один из тех героев, который на первый взгляд кажется угрюмым и «сухим» человеком, но который постепенно раскрывается
Наступило долгожданное лето – в городе стало душно, пыльно и очень жарко. Однако, в любом, даже самом маленьком городке, есть свои оазисы. Это парки и скверы. Забежишь бывает в такое место с палящего солнца и словно попадаешь в другой мир.
Благородство – одно из самых лучших качеств человека. Оно включает в себя честность, справедливость, доброту и самоотверженность. Благородные люди всегда были, есть и будут.
По размеру тиража экземпляров книг Горького удалось опередить лишь произведениям мэтров русской литературы Пушкина и Толстого. Пять раз Максим Горький был выдвинут на Нобелевскую премию. Был основателем трех издательств.
Наверное, трудно назвать хотя бы одного писателя, который бы в своем творчестве не обратился к теме любви. Это чувство божественно красиво, оно необходимо каждому человеку. Без него невозможно постичь счастье.
Источник
О чем книга Герой нашего времени
Роман состоит из пяти глав, которые расположены не в хронологическом порядке. Лермонтову хотелось, чтобы читатель вначале переживал, потом думал и делал выводы.
Роман начинается с самой печальной и трогательной главы под названием «Бэла». В этой главе читатель впервые знакомится с главным героем: молодым офицером Григорием Александровичем Печориным. Он служит военной крепости на Кавказе под началом коменданта Максима Максимовича, доброго и мудрого дядьки.
В крепости Печорин ведёт себя странно: «то бесстрашно скачет на лошади по скалам», то вдруг начинает жаловаться на насморк и озноб как изнеженная девица.
Чтобы развеять тоску молодого человека, Максим Максимович берёт его на черкесскую свадьбу. Печорину очень понравилась дочь хозяина — черкешенка Бэла. Он решил её выкрасть руками родного брата девушки Азамата, которому Печорин обманным путём помог заполучить лучшего коня разбойника Казбича.
Пленница вначале боится Печорина, но потом привыкает и влюбляется в него. Да только его чувства уже остыли. В этом весь Печорин: он быстро вспыхивает и быстро гаснет.
Мстительный Казбич в отсутствии мужчин ворует Бэлу, а потом тяжело её ранит, поняв, что ему с ней не уйти от погони. Бэла после тяжёлого ранения прожила недолго и скончалась. Печорин винит себя в смерти девушки.
Вторая глава раскрывает эгоизм Печорина. Называется она «Максим Максимович». В ней показана встреча Максима Максимовича и Печорина после долгой разлуки. Максим Максимович очень обрадовался старому другу (им много пришлось вместе пережить), хотел его обнять. Печорин холодно отстранился от Максима Максимовича; глаза его были полны равнодушия.
Глава «Тамань» рассказывает о том, как Печорин из-за своего эгоизма и излишнего любопытства вмешался в «мирную» жизнь контрабандистов и разрушил её. После того, как Печорин выбрался из воды (девушка-ундина пыталась его утопить), он понял, что причинил вред всем: и девушке, и Янко, и мальчишке со старухой.
Четвёртая глава романа «Княжна Мери» — самая большая. В ней много сюжетных линий, которые переплетаются друг с другом и приводят к печальному концу: Печорин на дуэли убивает Грушницкого, любимую Веру увозит в неизвестном направлении ревнивый муж, княжна Мери заболевает от несчастной любви и стыда. Всем плохо. Все несчастны. Несчастен и Печорин.
Последняя глава «Фаталист» наполнена мистикой и тревогой. Печорин здесь выступает в роли фаталиста. Он видит на челе офицера Вулича — раннюю смерть. Вулич смеётся над словами Печорина и стреляет себе в висок. Пистолет дал осечку. Но в этот вечер Вуличу всё равно было суждено умереть: его шашкой разрубил пьяный казак.
Краткая история создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова
В 1838-1840-ых годах Михаил Лермонтов работал над одной из самых важных своих работ. Будучи поэтом по натуре, он создавал свой самый известный роман «Герой нашего времени». Уже в 1840 году роман вышел в свет в Санкт-Петербурге с тиражом в 1000 экземпляров.
Как и в каждого известного писателя, который работает над своей главной работой, в Лермонтова тоже выделяют этапы создания и написания истории. В основном, литературные критики называют три таких этапа:
- Вдохновение и появление очертаний главного героя.
- Создания других персонажей и разработка (эскиз) сюжета.
- Написания истории с некоторыми изменениями или дополнениями.
Наверное, уже все знают, что кумиром для юного Лермонтова был Пушкин. Именно он «помогал» создавать поэту произведение в прозе.
Для Лермонтова любимым сочинением Пушкина был рассказ об Онегине. Поэт настолько влюбился в образ молодого дворянина, что решил создать подобного персонажа, со схожим характером. Так появился Печорин. Как известно, фамилия Онегин была взята с реки Онега, к которой очень похожа река Печора. Вот откуда появились имена популярных литературных героев.
Лермонтов почал разрабатывать образ Печорина, который был полным прототипом Онегина. Но персонаж Лермонтова почти не отличался от героя Пушкина, поэтому создать «свой» сюжет не получалось.
Неожиданно для всей империи в 1837 году Пушкин был убит на дуэли. Это событие очень огорчило молодого Лермонтова и он пишет свой известный стих «Смерть поэта», который не очень понравился властям. За этот стих Лермонтова решили отправить на Кавказ как офицера, служить Родине.
Там Лермонтов столкнулся со всеми реалиями Кавказкой войны, познакомился со многими местными жителями, выучил их колорит и традиции. Он также тесно общался со своими солдатами. Благодаря этой отсылке, которую называют вторым этапом написания истории, Лермонтов закончил образ Печорина. Теперь это был не дворянин, а офицер, который служит на Кавказе и пытается найти себя. Поэт также создал образы главных героинь — княжны Мери и Белы. Оба персонажа были взяты с произведений Пушкина, но, вместе с тем, со своими собственными историями. Соединив этих главных героев, Лермонтов создал любовную линию своего романа, а также продумал психологию персонажей. Для того, чтобы рассказ получился хорошим, писатель решил добавить самого рассказчика — простого, спокойного солдата или офицера, который был бы знаком с главными героями. Так появился образ Максима Максимыча, штабс-капитана, который служил с Печориным.
Потом начался сам процесс написания истории. Но Лермонтов неоднократно изменял сюжет, часто откидал некоторые части или вставлял новые. Таким образом части будущего романа выходили не по известному нам порядку. Сначала появился рассказ «Тамань», позже, возможно, «Фаталист», а тогда уже части про Максима Максимыча и Бэлу.
В 1839 году Лермонтов решил начать публиковать части романа отдельно. Сначала он выпустил рассказ о Беле, который, правда назывался «Из записок офицера на Кавказе». Читателям сразу полюбились персонажи, а критики назвали Лермонтова создателем абсолютно нового жанра прозы о войне на Кавказе. В этом году вышла часть «Фаталист». Сюжет для этого рассказа Лермонтов брал или с собственных сведений, либо с историй его дяди, который тоже был офицером.
В 1840 году, до того, как в полном собрании выйдут все части «Героя нашего времени», Лермонтов публикует «Тамань». Читатели были в восторге от произведения, и тогда Лермонтов решается на публикацию всего романа. Так, в типографии Ильи Глазунова и Кº, что находилась в Петербурге, выходит «Герой нашего времени», поделен на 4 рассказа. Потом рот рассказа о Максиме Максимыче отделился ещё одна часть о княжне Мери как отдельная любовная история Печорина.
Так был создан самый главный роман всей жизни Лермонтова — «Герой нашего времени». Он был похожим на «Евгения Онегина» Пушкина, но, в то же время, совершенно другим. И даже сегодня произведение пользуется большой популярностью среди читателей.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(576)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(616)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(588)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(534)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(648)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(475)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
-
Silentium Тютчев анализ стихотворения
(523)Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются…
-
«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)
(558)«Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал…
-
«БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
(404)Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом…
-
«ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
(437)Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у…
Психологизм
Лермонтов открывает читателям глаза на внутренние составляющие души человека, мастерски анализируя личность. Необычной композицией, сменой повествователя, героями-двойниками автор раскрывает таинства сокровенного внутреннего мира героя. Это и называется психологизмом: повествование направлено на то, чтобы изобразить личность, а не события или явление. Акцент смещается с действия на того, кто его выполняет и на то, зачем и почему он это делает.
Лермонтов считал бедой начала 19 века робкое молчание людей, напуганных последствиями декабристского восстания. Многие были недовольны, но снесли обиду и не одну. Кто-то терпеливо страдал, а кто-то даже не подозревал о своих несчастьях. В Григории Печорине писатель воплотил трагедию души: отсутствие реализации своих амбиций и нежелание за нее бороться. Новое поколение разочаровалось в государстве, в обществе, в себе, но даже не попробовало что-то изменить к лучшему.
Душевное состояние
Внешне Печорин никогда не показывал своих переживаний. Со стороны может показаться, что он решительно, грубо и беспощадно вмешивается в судьбы других людей по своей прихоти и не выносит никакой морали из трагедий, которые происходят из-за него. На самом деле Печорин переживает и где-то сожалеет о содеянном. Чтобы это заметить, нужно внимательно вчитываться в текст.
Отдельными выражениями, действиями автор дает понять: Печорин — не такой уж циник, у него есть совесть, старательно подавляемая долгими философскими рассуждениями. Например, Григорий засмеялся после похорон Бэлы: это такая защитная реакция, нежелание обнажить душевную боль перед другими людьми. Также он готов был просить прощения у ног Мэри за ее страдания, но опять же не хотел показывать свою слабость.
Спустя 5 лет после истории с Бэлой Печорин холодно обращается с Максимом Максимычем не потому, что он не ценил прошлой дружбы с ним. Он чувствовал свою вину в смерти Бэлы, знал, что свидетелем тех событий был его начальник, и испытывал стыд перед ним.
Чтобы показать всю сложность личности героя эпохи, М. Лермонтов нарушает порядок следования частей романа. Сначала читатель оценивает Печорина с точки зрения Максима Максимыча, постороннего лица, а затем погружается в дневниковые записи самого Григория, где раскрываются все истинные черты характера, мотивы его поведения.
Роман М. Лермонтова связан с произведением А. С. Пушкина «Евгений Онегин», так как оба писателя изображали некий обобщенный образ поколения на примере судеб своих героев. Сходство и различия Печорина и Онегина:
М. Лермонтов в своем произведении изобразил личность, заключающую в себе качества поколения определенной исторической эпохи. Это и была причина, почему так называется «Герой нашего времени». В романе на примере поступков Печорина автор дает понять: типажом эпохи 30—40-х годов был человек с огромным потенциалом и невероятно сильным характером, но не имеющий возможности реализовать себя в масштабном плане. Такая особенность того периода времени порождала эгоизм и циничность, сопряженные с мучительной внутренней борьбой.
Поступки героя
Оказавшись ненужным обществу в масштабном плане, он приносит горе конкретным людям, которые в принципе ничего плохого ему не сделали. Печорин играет чужими судьбами, чувствами, не задумываясь о моральной составляющей своих поступков.
Ему интересно завоевывать сердца женщин, наблюдать за их переживаниями, рисковать не только своей, но и жизнью другого человека. Печорин оказывается причиной смерти Бэлы и Грушницкого. Если в случае с кавказской девушкой он не сам забрал ее жизнь, но повлиял своими действиями на такой исход, то в истории с молодым человеком оказался убийцей, легко списавшим гибель юнкера на черкесов и ушедшим от ответственности.
Нереализованность, ненужность привела к тому, что Печорин пытался найти хоть какой-нибудь интерес в жизни и разнообразие. Скука и апатия ко всему сделали его человеком циничным, жестоким в какой-то мере. Это черты поколения, которые хотел изобразить писатель.
1830—1840-е годы — эпоха потерянных ориентиров, смещение морально-этических понятий в сторону эгоизма. Личность, не найдя себе применение, пыталась хоть что-то делать в этом мире.
https://youtube.com/watch?v=M1sum2XAZBA
Главный герой и его конфликт
Перенесёмся в 19-ый век, к нашему герою. Он жил во времена жёстких государственных репрессий Николая 1, никакой свободной мысли прохода не было. Инициатива декабристов, как нам всем известно, была жёстко подавлена, и таким образом самодержец держал дворянство и молодых амбициозных личностей в узде.
Главный герой как раз и относится к такой группе молодых людей. Он всеми своими действиями противопоставляет себя обществу, находится в поисках своего счастья. Вместо желаемой реализации своих возможностей и мечтаний он находит лишь полное разочарование. Эта напряжённая борьба сделала главного героя полным эгоистом и чёрствым человеком.
Как было уже отмечено ранее, Печорин является собирательным образом, в его личности и истории отображён тот конфликт человека и общества, который пронизывает историю России особенно в 18-19 веках.
Конфликт романтического и реалистического
Он способен переживать счастливые и умиротворенные мгновения, когда вспоминает высокое, звездное небо и когда ощущает величие окружающей его природы. Когда повествование идет от самого Печорина, читатель может ощутить, насколько плотно связаны романтическое и реалистическое начало в жизни самого героя – именно это и обуславливает его противоречия, и те противоречия, которое вызывает само произведение.
Печорин беспощаден по отношению к самому себе, он смотрит на себя и свои поступки с излишней трезвостью и прямолинейностью, он желает принимать только действительность и не желает обманывать самого себя. Печорин – невероятно активный и деятельный человек, он не чувствует надобности в спокойном и постоянном счастье. Но все равно он чувствует себя безмерно одиноким и лишним в этом мире. Внутри Печорина постоянно происходит борьба, одна часть его личности жаждет обновлений и приключений, а другая – жестко и уничтожающее критикует первую.