Сон петра гринева

Содержание сна Гринева

Чтобы понять, какое значение имеет сон Гринева, стоит его внимательно прочитать и проанализировать. Можно включить описание этого сновидения в читательский дневник. Как писал автор, увиденный сон герой так и не смог забыть.

В то время Петруша был в забытье, какое может навевать снежная буря. Снилось ему, что едет он по снежной пустыне. Неожиданно появились ворота, и вскоре кибитка въехала в родной двор барской усадьбы. Петруша испугался того, что отец может прогневаться, поскольку он ослушался и вернулся домой. Когда с этими мыслями герой поспешил оставить кибитку, то увидел, что встречает его не отец, а матушка.

Матушка сообщила Петруше, что папа его болен и находится при смерти. Отец пожелал проститься с сыном. Пётр отправился вслед за матушкой и со страхом вошёл в родительскую спальню. Комната была слабо освещена, а у постели отца стояли люди, у которых были печальные лица. Петруша подошёл тихо к кровати и стал на колени, устремив взгляд на больного отца и ожидая возможности поговорить с ним, объяснить свои поступки.

Вдруг герой видит, что вместо отца в родительской кровати лежит мужик с чёрной бородой. Это был человек, которого Петр встретил в дороге. Мужик весело глядел на Петрушу и подмигивал ему. Когда же Гринев обратился к матери с вопросами о том, кто это и зачем ему просить у него благословения, то она ответила, что это посаженый отец, который должен Петрушу благословить.

Но Гринев не соглашался. Тогда мужик с бородой вскочил с постели и стал махать топором, который выхватил из-за спины. Главный герой пытался бежать, но у него ничего не выходило, так как в комнате появилось много крови и мёртвых тел, о которые Гринев спотыкался. Страшный мужик звал его ласково, говоря, что он только благословит и всё. Петрушу охватил ужас.

Гринев проснулся. Лошади давно остановились, а Савельич будил его, так как они уже приехали.

Образ главного героя

Одним из главных героев книги является Петруша Гринев, который во второй главе видит пророческий сон. Автор пытается раскрыть образ персонажа через подробную его биографию, а также показать его роль через отношения с другими персонажами:

  • Машей Мировоной;
  • Алексеем Швабриным;
  • Савельичем;
  • Емельяном Пугачёвым.

Автор кратко рассказывает о детстве героя, его родителях. Отец Гринева был отставным офицером. Мальчик хоть и рос в строгости, он не столько занимался учением, сколько продолжал играть даже на уроках. В шестнадцать лет отец отправил его на службу в Белогорскую крепость, а к нему приставил слугу Савельича. В дороге Петр встречает Пугачёва.

Пётр Андреевич Гринев — положительный персонаж, который ставит честь и достоинство на первое место и этим вызывает уважение. Он верит в любовь и жертвует всем, чтобы защитить любимую девушку. Ради Маши Мироновой Пётр Гринев совершает много поступков:

  • проводит дуэль с Алексеем Швабриным;
  • покидает свою армию, чтобы спасти Машу;
  • просит защиты чести девушки у Емельяна Пугачёва;
  • против воли отца готов жениться на любимой.

Пётр Гринев совершает добрые поступки, получая в ответ такое же отношение к себе. В дороге, когда герой заблудился во время снежной пурги, он подарил провожатому заячий тулуп, который потом спас ему жизнь. Этим человеком оказался Емельян Пугачёв. При захвате крепости он вспомнил доброту Гринева и подарил ему жизнь.

«Капитанская дочка» (А. Пушкин)

Цитата: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».

История создания

С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.

При выборе сюжета автор колебался: его интересовали два реальных лица, о которых он узнал из архивов. Один — дворянин, перешедший на сторону Пугачёва. Другой — дворянин, бежавший из пугачёвского плена и присоединившийся к усмирителям восстания. Замысел сложно трансформировался, и в результате в «Капитанской дочке» — два героя-дворянина: благородный Гринёв и подлый Швабрин.

Образ Маши Мироновой полностью вымышленный.

Проблематика:

  • роль личности в истории (Пугачёв);
  • гуманность (Пугачёв — Гринёв; Екатерина II — Маша Миронова);
  • проблема чести и долга (отражена уже в эпиграфе — «Береги честь смолоду»);
  • проблема воспитания (Гринёв и Швабрин).

Смысл названия: главным героем «Капитанской дочки» является Пётр Гринёв, а название всё же отсылает нас к Маше Мироновой. Почему? Наверное, здесь стоит снова вспомнить эпиграф («Береги честь смолоду»).

Несмотря на то, что Машу в романе называют то «дурочкой», то «трусихой», она являет собой пример непоколебимой чести и незыблемого достоинства.

Идти за Гринёва без благословения родителей плохо — и Маша отказывается от привлекательного предложения.

Белгорскую крепость захватывают пугачёвцы — Маша, несмотря на свой страх, готова защищать крепость до конца.

Гибнут родители Маши, и Швабрин пытается принудить девушку выйти за него замуж. Маша ни секунды не колеблется: лучше смерть.

И, наконец, неслыханный поступок капитанской дочки — обращение к императрице с просьбой помиловать жениха. Это кажется немыслимой дерзостью, но Маша уверена: правда восторжествует.

Капитанская дочка Маша Миронова ничем не опорочила свою честь. Возможно, она иногда выглядит несколько наивной. И тем не менее именно Мария Миронова воплощает в этом произведении идеал автора. Отсюда и название — «Капитанская дочка».

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть (социально-исторический роман).

Жанровые особенности: в «Капитанской дочке» мы можем найти черты как повести, так и романа. Да и сам автор называл «Капитанскую дочку» то повестью, то историческим романом.

Пушкин выбрал для своего произведения форму семейных записок: главный герой Пётр Гринёв пишет воспоминания для внуков. При этом в «Капитанской дочке» описан не только семейный быт, но и значимые исторические события, поэтому можно сказать, что это социально-исторический роман.

Время и место действия: действие происходит в Симбирске и Оренбурге во время крестьянских войн (1773-1775).

Действующие лица

  • Пётр Андреевич Гринёв — главный герой; юный русский дворянин. Повествование ведётся от его лица. Добр, справедлив, неуверен в себе и довольно робок.
  • Емельян Пугачёв — донской казак, предводитель крестьянского восстания. По определению Петра Чайковского, «удивительно симпатичный злодей».
  • Алексей Иванович Швабрин — дворянин; сослан в Белогорскую крепость за дуэль. Сначала вступает в товарищеские отношения с Гринёвым, но потом становится его противником. В ответственный момент нарушает присягу и присоединяется к армии Емельяна Пугачёва. Стремится жениться на Марии Мироновой против её воли.
  • Мария Ивановна Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Удивительно честная и порядочная девушка.
  • Архип Савельич — в прошлом «дядька» Петра Гринёва, на момент повествования — его верный слуга. Преданный, но отнюдь не бесхребетный.
  • Иван Кузьмич Миронов — комендант Белогорской крепости. Во всём слушается свою мудрую супругу. Казнён армией Пугачёва.
  • Василиса Егоровна Миронова — жена коменданта Белогорской крепости. Казнена армией Пугачёва.

Краткое содержание

Рассказчик в «Капитанской дочке» — зрелый Пётр Андреевич Гринёв, который хочет поделиться с потомками историей о встречах с Емельяном Пугачёвым, предводителем крестьянского восстания.

Пётр родился в небогатой дворянской семье, образование получил домашнее, в юные годы развлекался и ожидал, когда его направят в Петербург, ведь ещё до рождения был записан сержантом в полк.

Краткий пересказ второй главы

следует обратиться ко второй главе пушкинского произведения, которая называется «Вожатый»

После того как Пётр Гринев и его слуга заблудились, они решили попробовать двигаться дальше. Но погода сильно испортилась, ничего не было видно было и дорогу замело. Однако путникам повезло — они встретили мужика, который согласился их провести до ближайшего жилья. Пока они двигались, Пётр Андреевич задремал, и ему приснился сон. Проснулся он в тот момент, когда они въезжали в постоялый двор.

14 стр., 6900 слов

Сочинение капитанская дочка от лица гринева

Пушкин Капитанская дочка история написания Пушкин одновременно делал две работы, писал роман и занимался составлением исторического очерка, который именовал «История Пугачева». … Капитанская дочка» − сочинение Вариант … от лица которых могло пойти повествование. Все три года Пушкин … Капитанской дочки» вышла без одной главы, автор исключил ее. Она была посвящена бунту в селе Гринева. Для чего Пушкин …

Значение сновидения , . В вещем сне принимают участие разные герои:

  • Пётр Гринев;
  • матушка;
  • мужик с бородой;
  • люди с печальными лицами.

Петруша говорит, что сон ему приснился пророческий, поэтому он не может его забыть. Ему пригрезился вожатый, который помог отыскать дорогу. С помощью этого интересного эпизода автор романа устанавливает связь между офицером Гриневым и предводителем войска казаков Емельяном Пугачёвым. Последний провозгласил себя ещё и царём.

Сон Петра показывает, какие исторические события будут развиваться в сюжете, подготавливает читателя к их восприятию. В сновидении можно увидеть предсказание о том, что во время защиты Белогорской крепости произойдёт казнь защитников. Кровь и мёртвые тела — это результат захвата военной крепости, их увидел во сне главный герой.

Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова

Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова — в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского

Как океан, объемист шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами…

Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время — время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон литературного героя — это часть истории его души.

Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне по таинственному лесу к странной избушке, где «полужуравль и полукот». И узнаем ее русскую душу, наполненную сказками и преданиями «простонародной старины». Вместе с Катериной Островского мы улетаем из «темного царства» Кабанихи и Дикого в светлый мир грез. Вместе с Обломовым мы попадаем в застойный рай спящей Обломовки. Вместе с Верой Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний великого утописта Н. Г. Чернышевского.

Какие же бездны открывают нам сны Гринева и Раскольникова? Почему в формулировке темы эти герои рядом? Попробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон Гринева — предсказание, каким будет этот тернистый путь; сны Раскольникова — раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в «нежные видения полусонья», Раскольников пребывает в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы, ясны, выразительны. Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное… Вместо отца — бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта — этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон — знак, то сон Гринева — знак судьбы.

Таким знаком предостережения мог бы стать для Родиона Раскольникова его первый сон. Страшась самого слова убийство», он все время спрашивал себя: «…да разве то будет?» Он сомневался, готов ли совершить худшее из насилий живым существом. И во сне маленький Родион, плачущий над замученной пьяной толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: «Не убий!» Проснувшись, Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове? Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевского, что убийство противно человеческой натуре.

Писатель не принимал того, что истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И потому зараженные трихинами люди не знали, что есть добро, что есть зло, и убивали друг друга в бессмысленной ярости во имя торжества истины. Этот сон Раскольникова открывает перед нами заветную мечту Ф. М. Достоевского о том, что спасет мир не блистательная идея, а нравственное перевоспитание человечества. Почему в романе Ф. М. Достоевского так много болезненных снов?

Сон Гринева у Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Достоевский снами своего героя не только усугубляет общий мрачный фон повествования, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что «Капитанская дочка» — это рассказ автора об исторической трагедии, которая была, а «Преступление и наказание» — предостережение об исторической трагедии, которая может быть.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/

Информация о работе «Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 4885 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Глава X – Осада города

После того как Пётр наконец-то прибыл в Оренбург, он рассказал на специальном военном собрании о том, как обстоят дела в армии Пугачёва и Белгородской крепости, и призвал немедленно направить войска для разгона бунтовщиков, но его мнение не поддержали. Решено было во благо безопасности жителей города выдержать осаду, отражая вылазки противника, однако город к ней совершенно не был подготовлен. Цены сразу поднялись до максимального уровня, продуктов на всех не хватало, в Оренбурге назревал голод.

Пётр Андреевич неоднократно совершал за это время вылазки к врагам, перестреливаясь с Пугачёвскими помощниками, однако преимущество практически всегда было на их стороне, так как ни лошади, ни люди не испытывали нехватки пищи. В одну из таких вылазок Пётр догнал отставшего казака и уже хотел зарубить его, как узнал в нём урядника, приведшего ему коня и тулуп, когда они с Савельичем уезжали из Белгородской крепости. Тот же в свою очередь передал ему письмо от Марьи Ивановны, в котором говорилось, что Швабрин принуждает её выйти замуж и, если она откажется, направит её прямиком к Пугачёву. Она попросила у него 3 дня на раздумья и умоляла Петра Андреевича приложить все силы для её спасения, так как кроме него у неё больше нет близких людей. Молодой человек немедленно отправился к губернатору Оренбурга, которому поведал о положении дел и попросил дать ему солдат, обещая освободить с ними Белгородскую крепость и Марию Ивановну, однако губернатор ему отказал.

Уроки жизни

К месту службы герой едет в сопровождении Савельича. В пути ему суждено было по молодости и мальчишечьей легкомысленности совершить ряд ошибок. Вначале, только что прибыв в Симбирск, они останавливаются здесь на сутки для закупки необходимых вещей. В трактире, в отсутствие Савельича, Гринев знакомится с Иваном Зуриным — ротмистром одного гусарского полка. Тот показал Петру, что такое бильярд. Далее, раз за разом, под всяческими предлогами Зурин учит Петра всевозможным неблаговидным вещам:

  • играть на деньги;
  • выпивать.

Герой поддается таким манипуляциям и лишается ста рублей. Он их проигрывает Зурину. На следующий день на просьбу Петра предоставить проигранную сумму новоиспеченному товарищу, Савельич наотрез ему отказывает. Тогда Гринев, используя грубую лексику, приказывает Савельичу отдать деньги, считая то — делом чести. Свои выигранные сто рублей Зурин в итоге получает. Позже Петр испытывает стыд за содеянное и просит прощения у Савельича. Наставнику захотелось как можно быстрее вывезти Петра из этого проклятого места. Он заказал лошадей, которые затем были поданы. Петр с наставником выехал из Симбирска.

Если первая часть главы посвящена жизни Петра в кругу семьи, когда он окружен вниманием и заботой родителей, то во второй он, уже оставив родительский очаг и почувствовав некоторую свободу, по легкомысленности своей поддается манипуляциям других и совершает ряд оплошностей. Свои такие ошибки он скоро назовет глупыми и ему будет за них неприятно и стыдно

С этого момента начинается постепенное превращение совсем еще юнца в зрелого мужчину. Еще многое ожидает его на жизненном пути, чему свидетельствует второй эпизод «Вожатый» в «Капитанской дочке».

Значение и смысл сна Гринева в романе “Капитанская дочка”

Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности “Капитанской дочки”. Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся ого отношения с Пугачевым. Подобное толкование противоречит самому принципу повествования

Но это “предсказывание” нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцепе сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже

Важно помнить при этом, что увиденный сон – вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: “Мне приснился

И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, “соображать” с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.

Не должен был его забывать и читатель.

Какой же сон видел Гринев?

Ему снилось, что он вернулся домой: “…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. “Тише,- говорит она мне,- отец болен при смерти и желает с тобою проститься”. – Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: “Андрей Петрович, Потругла приехал; оп воротился, узнав о твоей болезни; благослови его”. Я стал на колени и устремил глаза мои на больного.

Что ж. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: “Что это значит?

Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?” – “Все равно, Петрушка,- отвечала мне матушка,- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит”…”

Символическое будет проступать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа – тогда родится догадка, что мужик с черной бородой помин – на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа. Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна.

Гринев не хочет исполнить просьбу матери – подойти под благословение мужика.

“Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: Не бойсь, подойди под мое благословение…”

Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи – все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже – уже не во сне, а наяву.

Колоссальный образ чернобородого мужика с топором – это обобщенный поэтический образ могучего народного характера. Обобщенный – хотя он и дан в начало романа, до нашего знакомства с Пугачевым. Объясняется это особой природой символического образа – он лишен статики, Пушкин наделил его способностью “самостоятельно” жить во времени, развиваться, представать в своей многозначности.

Знаменательно, что роман завершался кровавой сценой, написанной уже самим Пушкиным – издателем мемуаров Гринева. Опираясь на “семейственные предания”, он писал, что Гринев “присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народно).

Реальная сцена казни Пугачева не может не вызвать в памяти образа чернобородого мужика с топором. И, странное дело, казнь не воспринимается как возмездие, наоборот, она наполняет особым волнующим смыслом образ из гриневского сна – этому помогает калмыцкая сказка! Пугачев знал, что ждет его, и шел безбоязненно но избранной дороге.

Соотнесенность с Пугачевым объясняет появление пронзительного по своей идейной неожиданности оксюморона – ласковый мужик с топором/ Читатель наполняет этот образ содержанием, приобретенным в процессе знакомства с Пугачевым. “Ласковость” Пугачева к Гриневу и Маше Мироновой создает ему особый ореол. Оттого “ласковость” мужика с топором не кажется читателю страшной и странной.

Любовь

Рана серьезная, Петр приходит в себя только на четвертые сутки. Швабрин просит прощения и получает его от соперника. Маша ухаживает за Гриневым. Петр, воспользовавшись моментом, объясняется ей в любви и узнает, что девушка также испытывает к нему нежные чувства. Гринев пишет письмо домой, в котором просит родительского благословения на брак. Но отец отказывает и грозится перевести сына в другое место, чтобы не дурил. В письме также говорится, что матушка Гринева слегла.

Петр в подавленном состоянии. Он ничего не писал отцу о дуэли. Откуда же матери стало о ней известно? Гринев решает, что это донес Савельич. Но старый слуга оскорблен таким подозрением. В доказательство Савельич приносит письмо отца Гринева, в котором он ругает старика за то, что не сообщил о ранении. Петр узнает, что Миронов тоже не писал его родителям и не докладывал генералу. Теперь юноша уверен, что это сделал Швабрин, чтобы расстроить их брак с Машей.

Узнав, что родительского благословения не будет, Маша отказывается от свадьбы.

Незваный гость

Гринев пытается узнать о судьбе Маши. Оказывается, что она лежит в беспамятстве у попадьи, которая выдает девушку за свою тяжелобольную племянницу.

Гринев возвращается в свою разграбленную квартиру. Савельич объясняет, почему Пугачев вдруг пощадил юношу. Это – тот самый провожатый, которому молодой офицер пожаловал заячий тулуп.

Пугачев посылает за Гриневым. Юноша приходит в комендантский дом, где обедает с мятежниками. За трапезой проходит и военный совет, на котором бунтовщики решают идти на Оренбург. После все расходятся, но Гринева Пугачев оставляет для разговора наедине. Он снова требует присягнуть на верность, но Петр отказывается. Гринев не может обещать, что не будет воевать против Пугачева. Он – офицер, поэтому обязан выполнять приказы своих командиров.

Честность молодого человека подкупает предводителя бунтовщиков. Пугачев отпускает Петра.

Несколько интересных сочинений

Жизнь без мечты… возможно ли такое? Думаю, что нет. Все мы живём мечтами, и не только. Согласитесь, в детстве каждый человек о чём-либо мечтал, не так ли? Весь минус детской мечты состоит в том, что она, вероятно, более похожа на смешную шутку

Иван Сергеевич Тургенев является известным писателем. его произведения легли в основу русской классической литературы. По праву одним из его известных и лучших творений является роман «Отцы и дети». Отзыв о данном произведении представлен в этой статье.

Жил на белом свете сын помещика Владимир Дубровский. Мать рано умерла, и отец отдал его в кадетское училище. Сам отец, бывший поручик гвардии, придерживался смелых взглядов, мог не побояться правду в глаза сказать

Мечта. Каждый из нас, наверняка, имеет какую-либо мечту, жаждет ее скорейшего исполнения и стремится всеми силами помочь ей осуществиться. Так что же такое мечта? Почему люди мечтаю?

Главным героем романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени является Григорий Печорин. Герой довольно противоречивые, поэтому он вызывает у читателей смешанные чувства.

Источник

История создания повести

2 стр., 642 слов

Екатерина II от дворцового переворота и свержения Петра III до …

… стала приспосабливаться к существующим условиям, опираясь на дворянство и усиливая крепостничество. После крестьянской войны Емельяна Пугачёва её методы правления ещё более сместятся от либерализма к …

Зимой 1833 года Александр Пушкин задумал создать новый роман. Когда поэт приступил к его написанию, он ещё работал над историческим очерком про Емельяна Пугачёва.

Изучив архивные материалы, Александр Сергеевич съездил на Урал, чтобы посетить те места, где произошло пугачёвское восстание. Описание исторических событий он вставил в повествование. Этот уникальный материал, собранный Пушкиным, лёг в основу книги.

Опасаясь, что цензура не пропустит роман, поэт постоянно перерабатывал его содержание. Первая редакция была создана летом 1833 года. К сожалению, она не дошла до нас. Работа над книгой продолжалась до октября 1836 года.

Сочинение: Сон в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

(362 слова) Авторы часто вводят в свои произведения мотив сна. В каждом из них сон играет особую роль в развитии сюжета. Так, в произведениях А.С.Пушкина герои нередко видят пророческие сновидения. Вспомним Татьяну Ларину (роман в стихах «Евгений Онегин»), которой явился Евгений в образе разъяренного медведя. Не менее важный сон был у Петра Гринёва в романе «Капитанская дочка».

В главе «Вожатый» Петру снится сон, который впоследствии окажется пророческим. Персонаж видит на месте своего отца – «мужика с чёрной бородой», у которого он должен был попросить благословение. После того, как Гринев отказался этого делать, мужик начал размахивать топором, и комната стала переполнена мёртвыми телами. Следует отметить, что «посаженный отец» ласково кликал героя, звал его к себе.

В этом мужике впоследствии можно будет узнать Пугачева – предводителя крестьянского восстания. Он действительно станет «посаженным отцом» главного героя. Пугачев дарует жизнь Гриневу – он освобождает его и Савельича от неминуемой казни (Гринёв отказался присягать самозванцу, сохранив верность императрице). Предводитель восстания вспоминает о том, что во время бурана Петр подарил ему заячий тулуп, поэтому благодарит героев. Более того, в следующих главах Пугачев дает свое благословение на женитьбу Петра и Маши Мироновой (дочки капитана Миронова). Самозванец спасает бедную сироту от рук бесчестного Швабрина, который насильно держал её в заточении, отпускает героев на свободу, несмотря на то, что Гринёв так и не признал его истинным царём.

Также этот сон раскрывает двойственное отношение автора к Пугачеву. Гора мертвых тел символизирует жестокость крестьянского восстания, которым руководил персонаж. Из-за Пугачева погибли многие невинные люди (например, добрый и честный человек капитан Миронов, его жена – Василиса Егоровна), его разбойниками были разорены деревни, крепости. Емельян Пугачев понимал, что сеет вокруг страдания, но осознавал, что уже слишком далеко зашёл. В то же время во сне показана другая сторона жестокого самозванца: он «ласково» звал Гринёва, хотел ему даровать своё благословение. В романе Пугачев показан как человек, поступающий по чести. Он всегда помнит о том, что сделали для него другие люди, и никогда не останется в долгу перед ними.

Таким образом, сон в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» является пророческим. Герой видит события, которые произойдут вскоре с ним наяву. Более того, этот эпизод позволяет увидеть разные стороны характера Емельяна Пугачева. По мнению автора, это не только жестокий убийца, но и честный человек с веселым взглядом.

Подводим итоги

Многие согласятся, что одно из лучших произведений, которое написал Пушкин, – «Капитанская дочка». Краткий пересказ предыдущих глав в полной мере показывает всю безвыходность положения главного героя. Сумев избежать большинства опасностей и доставив любимую в безопасное место, под защиту своих родителей, Пётр Гринёв попадает в очень сложную ситуацию, в результате которой его могут признать изменником Родины и даже казнить.

Если бы не самоотверженность юной девушки, которая не побоялась предстать перед царицей с просьбой о помиловании, сложившаяся ситуация для Петра Гринёва закончилась бы не лучшим образом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector