Анализ рассказа «тоска» (а. п. чехов)

Сборник идеальных эссе по обществознанию

РАЗМАЗНЯ На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться. — Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… Ну-с… Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц… — По сорока… — Нет, по тридцати… У меня записано… Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца… — Два месяца и пять дней… — Ровно два месяца… У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей… Вычесть девять воскресений… вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только… да три праздника… Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!.. — Три праздника… Долой, следовательно, двенадцать рублей… Четыре дня Коля был болен и не было занятий… Вы занимались с одной только Варей… Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда… Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть… останется… гм… сорок один рубль… Верно? Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!.. — Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля… Чашка стоит дороже, она фамильная, но… бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… Долой десять… Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять… Десятого января вы взяли у меня десять рублей… — Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна. — Но у меня записано! — Ну, пусть… хорошо. — Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать… Оба глаза наполнились слезами… На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка! — Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля… Больше не брала… — Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать… Вот вам ваши деньги, милейшая! Три… три, три… один и один… Получите-с! И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман. — Merci, — прошептала она. Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость. — За что же merci? — спросил я. — За деньги… — Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Водь я украл у вас! За что же merci? — В других местах мне и вовсе не давали… — Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней? Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!» Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла… Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

Размазня. Очень современный рассказ А. П. Чехова для тех, кому тяжело жить.

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

— Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… Ну-с… Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц…

— По сорока…

— Нет, по тридцати… У меня записано… Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца…

— Два месяца и пять дней…

— Ровно два месяца… У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей… Вычесть девять воскресений… вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только… да три праздника…

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!..

— Три праздника… Долой, следовательно, двенадцать рублей… Четыре дня Коля был болен и не было занятий… Вы занимались с одной только Варей… Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда… Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть… останется… гм… сорок один рубль… Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..

— Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля… Чашка стоит дороже, она фамильная, но… бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… Долой десять… Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять… Десятого января вы взяли у меня десять рублей…

— Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.

— Но у меня записано!

— Ну, пусть… хорошо.

— Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать…

Оба глаза наполнились слезами… На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

— Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля… Больше не брала…

— Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать… Вот вам ваши деньги, милейшая! Три… три, три… один и один… Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

— Merci, — прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

— За что же merci? — спросил я.

— За деньги…

— Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?

— В других местах мне и вовсе не давали…

— Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла… Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

Антон Чехов (1860 – 1904)

Корни невежества. Интересный случай из жизни Карла Сагана. Виктор Франкл: правильно относитесь к людям

«Размазня» Чехова — легко ли быть сильным?

Антон Павлович Чехов знаток человеческих душ. Рассказанные им простые и, казалось бы, незамысловатые истории из жизни обычных людей всегда заставляют задуматься о морально-этических проблемах общества.

Одну из таких историй можно прочитать в рассказе «Размазня». Этот короткий рассказ поднимает очень важный вопрос, который звучит следующим образом: «Легко ли быть сильным?»

Рассказ был написан в 1888 году. В этот период своего творчества Антон Павлович начал переходить от работы над легкими юмористическими рассказами к созданию произведений с более серьезными темами.

Короткий рассказ «Размазня» первый раз был вышел в свет в юмористическом журнале «Осколки». История эта совсем не смешная, несмотря на то, что в ее основе лежит шутка.

Правда, шутка не добрая, а злая.

Краткое содержание рассказа «Размазня»

В рассказе описывается обычная бытовая сцена – выплата жалованья гувернантке.

Повествование начинается с того, что строгий и уверенный в себе хозяин дома вызывает в свой кабинет гувернантку, чтобы выплатить ей жалованье за два месяца. Однако он не отдает деньги сразу, а начинает долгие подсчеты, причем, не в пользу гувернантки.

Сначала он снижает ее жалованье с сорока до тридцати рублей в месяц. Гувернантка пытается слабо протестовать, но быстро соглашается с его безапелляционным аргументом: «У меня так записано».

Потом хозяин под разными предлогами вычитает из жалованья все больше и больше. Он изобретательно находит всевозможные причины для уменьшения выплаты.

Стоимость случайно разбитой ею чашки тоже безжалостно вычитается из мизерного жалованья.

Гувернантка безропотно терпит издевательства – лишь выражение лица и нервный кашель выдают ее чувства.

Однако хозяину этого мало. Он удерживает деньги за праздники и выходные, потом приписывает гувернантке несуществующий долг и безжалостно вычитает и его. Гувернантка шепотом отказывается: «Я не брала». И на невозмутимое утверждение хозяина: «Но у меня записано!», сразу же соглашается: «Ну, пусть… хорошо».

Важно

В итоге, и без того маленькое жалованье, превращается в крохотное. И вместо восьмидесяти рублей хозяин выдает одиннадцать.

Растерянная гувернантка не возражает, берет деньги и даже вежливо благодарит за эти крохи.

Такое поведение очень злит хозяина. Он не выдерживает и начинает возмущаться тем, что его жертва так покорно принимает несправедливость. «Отчего вы не протестуете? … Разве можно быть такой размазней?» – восклицает он.

Не получив ответа на свой риторический вопрос, хозяин просит прощения за свою жестокую шутку и выплачивает жалованье полностью.

Гувернантка, не ожидая такой развязки, тихо благодарит и уходит. А хозяин, уверенный в том, что преподал своей подопечной важный жизненный урок, мысленно убеждает сам себя: «Легко на этом свете быть сильным!»

Герои рассказа «Размазня» – две противоположности

В рассказе «Размазня» всего два героя – хозяин и гувернантка. Эти два персонажа являются полными противоположностями. Как два полюса он далеки друг от друга – и по социальному статусу, и по мировоззрению, и по характеру.

Хозяин жизни

Хозяин – это настоящий хозяин жизни. Он состоятельный, жесткий и уверенный в себе человек. Он нанял на работу гувернантку для своих детей и теперь считает, что имеет право поучать ее. От имени хозяина и идет повествование в рассказе.

Анализ рассказа Чехова «Размазня»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Образ «маленького человека» нашел отражение в рассказе А.П. Чехова «Размазня».

В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный герой рассказа: хозяин дома, отец двоих детей, так как он вычитает деньги из зарплаты робкой женщины за каждый пустяк.

Совершение таких поступков является непозволительным для порядочных мужчин.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Хозяин дома акцентирует внимание на том, что гувернантка разбила фамильную чашку, что по ее недосмотру Коля порвал свой сюртучок, зацепившись за сук. Чувство вины — один из способов для управления поведением людей

Если задеть эту струнку души,— считай, что человек находится в твоей власти, можешь требовать от него что хочешь.

https://youtube.com/watch?v=p8H_ommpJ5g

Гувернантка Юлия Васильевна поначалу пытается отстаивать свои права и интересы, уточняя размер жалованья и количество прожитых дней. Но глава дома постоянно прерывает ее на полуслове: «У меня записано».

На этом все ее попытки защитить свое достоинство прекращаются. Если человек молчит — это еще не означает, что у него нет собственного мнения.

И даже тело бедной женщины всячески пытается сигнализировать о внутреннем несогласии: дрожащий подбородок, покрасневший наполненный влагой глаз, нервный кашель.

В этом рассказе автор затрагивает две основные проблемы: социальное и психологическое неравенство людей. Принадлежность к различным социальным классам и размер дохода становятся препятствиями на пути к выражению своего мнения гувернантки. Она осознает, что перечить вышестоящему на общественной лестнице человеку бессмысленно.

Психологический аспект выражается во взаимоотношениях героев: хозяин демонстрирует чувство собственного превосходства, а Юлия Васильевна выступает в качестве жертвы. Возможно, бездействие и покорность героини — это отголоски с детства усвоенных от родителей норм: «Ты должна молчать. Твое мнение никого не интересует.

Вот вырастешь, тогда и поговорим!»

В конце рассказа главный герой сознается, что его целью было преподать жизненный урок, пускай и в жесткой форме, научить ее «быть зубастой».

Чехов с горькими нотками сочувствия замечает: «Легко на этом свете быть сильным»! Скорее всего, поучения хозяина не окажутся полезными для Юлии Васильевны, и в следующий раз она также безвольно и покорно будет воспринимать удары судьбы.

Совет

Трудно разучиться быть беспомощной и слабовольной, прожив так большую часть своей жизни.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Размазня» и система образов отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Рассказчик (хозяин) обеспеченный человек, семьянин. Есть два ребенка. Он далеко не слабый человек, но при этом с добродушием относится к людям. Видит, что его гувернантка — рохля: отработала два месяца, а зарплату не просит. Он понимает, что она не из тех людей, кто не может потребовать свои деньги, поэтому решает преподать ей урок. Думая, что с помощью провокации она обретет в себе силы и начнет требовать свое. Но эксперимент провалился с треском. Изобразив сначала бессердечного и наглого человека, он все равно в конце извиняется перед ней и отдает заработанные 80 рублей. Но при этом отчитывает ее, что нельзя быть такой мягкотелой.
Юлия Васильевна гувернантка, два месяца назад устроилась работать в дом к рассказчику. По своей натуре она покорная, неуверенная в себе девушка. Когда хозяин попросту обкрадывает Юлию на ее же глазах, она шмыгает носом и теребит оборку юбки. За полученные 11 рублей вместо 80 Юлия благодарит своего хозяина, так как на прошлой работе ей вообще не давали денег. А все потому, что она не может постоять за себя и потребовать свое. Юлия не понимает, что она достойна такой заработной платы. Героиня зависима от чужого мнения, которое ей навязывают. В ней нет внутреннего стержня, чтобы начать протестовать за свое жалование. Она считает, что хозяину виднее, как она работала, и не станет ему перечить. Юлия — добрая, честная девушка, но она так и останется жертвой.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 265.

Он продолжил «маленькую трилогию». Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался. В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой.

«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века . Небольшой объем произведения — вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность. Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.

Сюжет рассказа

строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту — купить имение с кустами крыжовника. Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк. Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами?

Главному герою

рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей.

Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым.

Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма

в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей.

Чехову присущ минимализм

в стиле. Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев.

Композиция

произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев.

Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро». Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела — помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

Рассказ «Крыжовник» Чехова был создан в июле 1898 года в Мелихове и опубликован в этом же году в печатном издательстве «Русская мысль». Это произведение входит в трилогию, состоящую из небольших рассказов: «Человек в футляре», «О любви» и «Крыжовник». В сочинении на тему «»Крыжовник» (Чехов): краткое содержание» речь пойдет о человеке, который всего себя подчинил материальной составляющей жизни. Он мечтал обладать усадьбой, в которой он будет выращивать любимый крыжовник.

Идея и проблематика произведения

Главной мыслью чеховского рассказа является то, что нужно всегда отстаивать свою точку зрения и не давать никому обижать себя. Покорность и смирение перед обидчиком внесут еще больше несправедливости в общественные и судебные законы, которые опираются на безнаказанность сильных мира сего.

Смысл произведения «Размазня» в том, что писатель со всей любовью к униженным и оскорбленным мира сего осуждает явление жертвенности, которое стало распространяться в русской литературе. Рассказ «Размазня» поднимает перед читателем целый ряд проблем, среди которых:

  • Рабство личности — одна из самых важных проблем, стоящих перед обществом.
  • Социальная несправедливость. Женщина из низов в России XIX века имела возможность получить работу, но в случае несправедливого отношения или проблем с оплатой не могла защитить себя.
  • Бессилие и смирение. Унижение женщины появилось в результате сложившихся условий. Это явление стало для нее постоянным, она устала бороться и примирилась, что привело ее к духовному рабству.
  • Сила и слабость. Хозяин в чеховском рассказе считает себя сильным, так как с помощью денег решает все проблемы. На самом деле на истинную силу может претендовать гувернантка Юлия Васильевна, которой для этого не хватает характера.

Рассказ Чехова показывает, что по-настоящему сильный человек — это не тот, кто имеет большие деньги, а тот, кто преодолевает все препятствия на своем пути и идет до конца.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Размазня» и система образов отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Рассказчик (хозяин) обеспеченный человек, семьянин. Есть два ребенка. Он далеко не слабый человек, но при этом с добродушием относится к людям. Видит, что его гувернантка — рохля: отработала два месяца, а зарплату не просит. Он понимает, что она не из тех людей, кто не может потребовать свои деньги, поэтому решает преподать ей урок. Думая, что с помощью провокации она обретет в себе силы и начнет требовать свое. Но эксперимент провалился с треском. Изобразив сначала бессердечного и наглого человека, он все равно в конце извиняется перед ней и отдает заработанные 80 рублей. Но при этом отчитывает ее, что нельзя быть такой мягкотелой.
Юлия Васильевна гувернантка, два месяца назад устроилась работать в дом к рассказчику. По своей натуре она покорная, неуверенная в себе девушка. Когда хозяин попросту обкрадывает Юлию на ее же глазах, она шмыгает носом и теребит оборку юбки. За полученные 11 рублей вместо 80 Юлия благодарит своего хозяина, так как на прошлой работе ей вообще не давали денег. А все потому, что она не может постоять за себя и потребовать свое. Юлия не понимает, что она достойна такой заработной платы. Героиня зависима от чужого мнения, которое ей навязывают. В ней нет внутреннего стержня, чтобы начать протестовать за свое жалование. Она считает, что хозяину виднее, как она работала, и не станет ему перечить. Юлия — добрая, честная девушка, но она так и останется жертвой.

Современность ситуации

Почему А. П. Чехов никогда не устареет и будет одним из самых читаемых писателей в России? Потому что хотя и прожил русский классик недолго (всего 44 года), у него внутри стоял изумительной силы прибор, который чутко улавливал архетипические проблемы русской жизни, а свойственный ему талант позволял эти неясные или очень ясные чувства превращать в лаконичную прозу. Последняя же является не только замечательным бальзамом для души любящего литературу человека, но и некоторой энциклопедией и сводом правил русской жизни. Если можно так сказать, произведения классика – это краткое содержание психологии русской души. Если вам нужно все самое главное и точное, читайте Чехова.

Можно ли себе представить подобную историю в наши дни? Легко. Причем теперь пытаются обмануть не только «доверчивых гувернанток», но и вообще всех, кто «обманываться рад» или слишком верит людям. Эту идею не передаст краткое содержание. Чехов («Размазня») всегда изображал проблемы, актуальные по сей день.

Надеемся, что не разочаровал читателя классик А. П. Чехов. «Размазня» (краткое содержание и анализ произведения), возможно, мотивирует на прочтение целого произведения.

Послушать рассказ

Анализ рассказа Чехова «Размазня»

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Образ «маленького человека» нашел отражение в рассказе А.П. Чехова «Размазня».

В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный герой рассказа: хозяин дома, отец двоих детей, так как он вычитает деньги из зарплаты робкой женщины за каждый пустяк.

Совершение таких поступков является непозволительным для порядочных мужчин.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Хозяин дома акцентирует внимание на том, что гувернантка разбила фамильную чашку, что по ее недосмотру Коля порвал свой сюртучок, зацепившись за сук. Чувство вины — один из способов для управления поведением людей

Если задеть эту струнку души,— считай, что человек находится в твоей власти, можешь требовать от него что хочешь.

Гувернантка Юлия Васильевна поначалу пытается отстаивать свои права и интересы, уточняя размер жалованья и количество прожитых дней. Но глава дома постоянно прерывает ее на полуслове: «У меня записано».

На этом все ее попытки защитить свое достоинство прекращаются. Если человек молчит — это еще не означает, что у него нет собственного мнения.

И даже тело бедной женщины всячески пытается сигнализировать о внутреннем несогласии: дрожащий подбородок, покрасневший наполненный влагой глаз, нервный кашель.

В этом рассказе автор затрагивает две основные проблемы: социальное и психологическое неравенство людей. Принадлежность к различным социальным классам и размер дохода становятся препятствиями на пути к выражению своего мнения гувернантки. Она осознает, что перечить вышестоящему на общественной лестнице человеку бессмысленно.

10 стр., 4849 слов

Образ «дворянского гнезда» в рассказе «Дом с мезонином»

… на особенность изображения топоса дворянского гнезда. Характеризуя этот образ в произведениях … рассказ «Дом с … Чехова, Бунина. В XX … дома. В своей усадьбе хозяин … только лишь местом … дворянская усадьба взаимовыгодно влияли друг на друга. Деревня предоставляла национальный колорит, русские обычаи и традиции. Усадьба, в свою очередь, была примером культуры и образованности. Каждый дворянский дом …

Психологический аспект выражается во взаимоотношениях героев: хозяин демонстрирует чувство собственного превосходства, а Юлия Васильевна выступает в качестве жертвы. Возможно, бездействие и покорность героини — это отголоски с детства усвоенных от родителей норм: «Ты должна молчать. Твое мнение никого не интересует.

Вот вырастешь, тогда и поговорим!»

В конце рассказа главный герой сознается, что его целью было преподать жизненный урок, пускай и в жесткой форме, научить ее «быть зубастой».

Анализ рассказа Чехова «Хорошие люди»

… более точно отражает идею рассказа. При этом в названии содержится скрытая двусмысленность. Так ли хороши эти хорошие люди? 4. От чьего лица … верит в его самодостаточность. Но поиски истины ему не по плечу, потому что он о ней всерьёз не задумывается. …

Чехов Антон Павлович » Антоша Чехонте» — Размазня

… Чехонте» — Размазня Антон Павлович Чехов Размазня На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было … Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным! Сочинение по произведению Размазня Легко на …

Читать онлайн Размазня. Чехов Антон Павлович

… Полина Цимкина Сочинение ЕГЭ по произведению Антона Чехова «Размазня» Антон Чехов в своем произведении «Размазня» поднимает … После признания гувернантке была возвращена полнаязарплата. Сочинение получилось довольно неординарное, потому что два …

“Размазня” Чехова – легко ли быть сильным?

Антон Павлович Чехов знаток человеческих душ. Рассказанные им простые и, казалось бы, незамысловатые истории из жизни обычных людей всегда заставляют задуматься о морально-этических проблемах общества.

Одну из таких историй можно прочитать в рассказе «Размазня». Этот короткий рассказ поднимает очень важный вопрос, который звучит следующим образом: «Легко ли быть сильным?»

Рассказ был написан в 1888 году. В этот период своего творчества Антон Павлович начал переходить от работы над легкими юмористическими рассказами к созданию произведений с более серьезными темами.

Короткий рассказ «Размазня» первый раз был вышел в свет в юмористическом журнале «Осколки». История эта совсем не смешная, несмотря на то, что в ее основе лежит шутка.

Правда, шутка не добрая, а злая.

Краткое содержание рассказа «Размазня»

В рассказе описывается обычная бытовая сцена – выплата жалованья гувернантке.

Повествование начинается с того, что строгий и уверенный в себе хозяин дома вызывает в свой кабинет гувернантку, чтобы выплатить ей жалованье за два месяца. Однако он не отдает деньги сразу, а начинает долгие подсчеты, причем, не в пользу гувернантки.

Сначала он снижает ее жалованье с сорока до тридцати рублей в месяц. Гувернантка пытается слабо протестовать, но быстро соглашается с его безапелляционным аргументом: «У меня так записано».

Потом хозяин под разными предлогами вычитает из жалованья все больше и больше. Он изобретательно находит всевозможные причины для уменьшения выплаты.

Стоимость случайно разбитой ею чашки тоже безжалостно вычитается из мизерного жалованья.

Гувернантка безропотно терпит издевательства – лишь выражение лица и нервный кашель выдают ее чувства.

Однако хозяину этого мало. Он удерживает деньги за праздники и выходные, потом приписывает гувернантке несуществующий долг и безжалостно вычитает и его. Гувернантка шепотом отказывается: «Я не брала». И на невозмутимое утверждение хозяина: «Но у меня записано!», сразу же соглашается: «Ну, пусть… хорошо».

Важно

В итоге, и без того маленькое жалованье, превращается в крохотное. И вместо восьмидесяти рублей хозяин выдает одиннадцать.

Растерянная гувернантка не возражает, берет деньги и даже вежливо благодарит за эти крохи.

Такое поведение очень злит хозяина. Он не выдерживает и начинает возмущаться тем, что его жертва так покорно принимает несправедливость. «Отчего вы не протестуете? … Разве можно быть такой размазней?» – восклицает он.

Не получив ответа на свой риторический вопрос, хозяин просит прощения за свою жестокую шутку и выплачивает жалованье полностью.

Гувернантка, не ожидая такой развязки, тихо благодарит и уходит. А хозяин, уверенный в том, что преподал своей подопечной важный жизненный урок, мысленно убеждает сам себя: «Легко на этом свете быть сильным!»

Герои рассказа «Размазня» – две противоположности

В рассказе «Размазня» всего два героя – хозяин и гувернантка. Эти два персонажа являются полными противоположностями. Как два полюса он далеки друг от друга – и по социальному статусу, и по мировоззрению, и по характеру.

Хозяин жизни

Хозяин – это настоящий хозяин жизни. Он состоятельный, жесткий и уверенный в себе человек. Он нанял на работу гувернантку для своих детей и теперь считает, что имеет право поучать ее. От имени хозяина и идет повествование в рассказе.

Проблемы

Проблемы, который Антон Павлович поднимает в пьесе «Чайка», так же очен важны и актуальны.

Первая проблема – это непонимание в семье. Мы видим непонимание, которое возникает между Аркадиной и Треплевым. Сын все время осуждает свою мать, в то время как она относится к нему с пренебрежением. Подобное поведение негативно сказывается на их душевном состоянии.  

Подобное непонимание царит и в семье Нины. Её родители так же не могут понять девушку, поэтому она не видит от них никакой поддержки. Девушка от родителей слышит лишь запреты и наказания, из-за которых она не в состоянии реализовать свой потенциал.

Так же Антон Павлович поднимает проблему семейного деспотизма. Взять хотя бы ту же Аркадину, которая относится очень жестко к своему окружению, стараясь руководить ими. Она неприемлет никакую свободу мысли и старается задушить её на корню. Более того, женщина считает, что лишь ее взгляды правильные относительно искусства. Она постоянно насмехается над своим сыном и постоянно упрекает его невесту.

Отец Нины так же очень жестоко поступает со своей дочерью, когда отказывается от неё в тот момент, когда ей было очень тяжело.

Еще одна проблема произведения – это разрушение идеалов. Это хорошо видно на примере Заречной и Треплева, которые очень долгие годы живут в вымышленном мире. Но, когда им пришлось столкнуться с реальным миром, все их надежды рухнули в тот же миг. Они получили лишь разочарование, причем как в своих мечтах, мире, так и в самих себе. Данная проблема и становится главной в пьесе «Чайка».

Столкновение мечты с реальностью – еще одна важная проблема, которую рассматривает Антон Павлович. Он показал то, что не показывали другие авторы. Мечта не только может предавать силы и окрылять, но делать человека слепым. Все те же Заречная и Треплев всю свою сознательную жизнь жили мечтой, что в итоге привело их к полному разочарованию.

Ещё одной проблемой произведения можно выделить тщеславие. Все мы привыкли судить о таланте человека лишь по его славе. Люди любят и ценят творческую личность лишь в то время, когда эта личность известна и популярна. Даже Нина влюбляется не в самого Тригорина, а в его известность и популярность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: