Аргументы из литературы
- (54 слова) Сострадание в литературе проявляется не только между героями, но и в отношении автора к своему персонажу. Так, автор романа «Евгений Онегин» — Пушкин, сочувствует Татьяне Лариной, оказавшейся в трагическом положении. Она безнадежно влюблена в Онегина, но остается верной своему супругу. «С тобой я вместе слезы лью» — проявление сострадания автора к своей героине.
- (50 слов) В романе «Преступление и наказание» сострадание – одна из главных черт характера любимой героини Достоевского Сони Мармеладовой. Узнав, что Раскольников мучается от грехопадения, она не отвернулась от него в страхе, а напротив, помогала ему встать на истинный путь возрождения души. Именно Соня сочувствовала герою и не давала ему сойти с ума.
- (42 слова) Сострадание – готовность бескорыстно помочь людям, а не только сопереживать их бедам. Наташа Ростова из «Войны и мира» Толстого отчаянно помогала раненым солдатам выбраться из города, а момент прощания героини с Болконским не дает усомниться, что страдания Андрея ей были также невыносимо тяжки.
- (47 слов) В рассказе Куприна «Куст сирени» героиня искренне сострадает своему супругу, который не может сдать экзамен. Он посадил кляксу на чертеж и исправил ее на куст, а профессор не зачел работу. Вера заложила все свои драгоценности, чтобы купить куст сирени и посадить его на этом месте. Муж сдал экзамен, а она лишний раз доказала ему свою преданность.
- (60 слов) В пьесе Островского «Гроза» Тихон на протяжении пьесы сочувствует Катерине, потому что понимает, как ей тяжело налаживать отношения с Кабанихой, и даже не сердится на нее за измену. Ему жалко супругу, но он боится поставить мать на место. Лишь смерть Катерины и сострадание ее судьбе побудили Тихона высказать Кабанихе свою позицию, однако, к сожалению, его невыраженное сочувствие не исправило ситуацию.
- (54 слова) Сострадание – это так же самопожертвование и благородство. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд обещает исполнить желание главной героини. Однако Маргарита жертвует такой возможностью для себя, желая прекратить мучения Фриды, которую она встретила на балу. Избавляя Фриду от ежедневной пытки в виде платка, которым она удавила своего младенца, Маргарита проявляет милосердие и сострадание.
- (46 слов) Обращаясь к рассказу Шолохова «Судьба человека», мы понимаем, насколько сильно сострадание может помочь любому. Главный герой, Андрей Соколов, оставшись одиноким после войны, встречает маленького мальчика Ваню, который остался сиротой. Проявляя соболезнование и гуманность, герой называется отцом мальчика и тем самым дарит ему надежду на новую жизнь.
- (49 слов) Что, как не сострадание, можно испытывать к главной героине повести Карамзина «Бедная Лиза»? Девушка не выдержала испытание несчастной любовью, и, оказавшаяся одинокой без любимого Эраста, она бросилась в воду. Сострадая героине, многие читатели плакали над судьбой Лизы, ведь в такой ситуации сложно не проявить сердоболие и оставаться равнодушным.
- (52 слова) Сострадание – одно из важнейших качеств в человеке, помогающее смотреть на многие вещи иначе, и, возможно, быть счастливым… Что трудно сказать о главном герое романа Лермонтова «Герой нашего времени» Григории Александровиче Печорине. Часто он ставил свои цели превыше чувств других людей, не проявлял сострадание и сочувствие. Поэтому Печорин оставался одиноким и несчастным героем.
- (60 слов) Способность к состраданию ценится в любом проявлении: и в готовности выслушать, и в стремлении помочь. Особенно ценится милосердие героев с тяжелой судьбой, которые, несмотря ни на что, готовы подать руку помощи. Матрена из рассказа Солженицына «Матренин двор» схоронила шестерых детей, осталась бедной в старости, не получая пенсию. Однако героиня все равно проявляла сострадание к окружающим и бескорыстно помогала людям.
Формирование навыков сопереживания
Существует вполне практичная сторона формирования сопереживания, основывающаяся на применении различных вербальных посылов и невербальных действий. Наш мозг считывает информацию и может быть закрыт или открыт для новых переживаний не только в зависимости от их тематики, но также того, в какой обстановке происходит само действие.
Каждый раз необходимо подготавливать не только своё психологическое пространство, но и физическое. Лучше восприятие другого происходит, если отсутствуют видимые преграды, создающие барьер (сюда относятся столы, стоящие между разговаривающими, спинки кресел, ширмы). Этот приём можно использовать также для обратного – если вам необходимо быть крайне независимым от эмоционального влияния другого человека, то поставьте между вами хоть какую-то преграду, а чем она внушительнее, тем больше получаете защиты. Как на материальном уровне убираются преграды их необходимо убрать на невербальном уровне своего тела – не должно быть скрещенных конечностей, закрытых и отвёрнутых поз. Это всё тому, что собеседник более охотно и детально рассказывает, но и вы автоматически становитесь более открытыми для получения информации.
Чтобы внимание улавливало все нюансы изменения интонаций или мимики необходимо заранее минимизировать окружающие шумы, отвлекающие факторы, возможности резкого прекращения разговора (открытая дверь, зазвонивший телефон и пр.). То, что поможет сохранить внимание – попытки повторить позу и жесты говорящего. Наши физические проявления отражают психическое состояние, есть подтверждённые исследования, когда при помощи повторения позы человека другой мог назвать его эмоции
Если ещё и вслушаться в текст, то информация и детализация переживаний собеседника становится ещё более четкой. Подобные процессы происходят благодаря задействованию зеркальных нейронов и биологическому переформатированию эмоциональной сферы под её физическое выражение
Наши физические проявления отражают психическое состояние, есть подтверждённые исследования, когда при помощи повторения позы человека другой мог назвать его эмоции. Если ещё и вслушаться в текст, то информация и детализация переживаний собеседника становится ещё более четкой. Подобные процессы происходят благодаря задействованию зеркальных нейронов и биологическому переформатированию эмоциональной сферы под её физическое выражение.
Чтобы узнавать о людях больше, чем они преподносят только текстом, необходимо развивать в себе постоянное желание узнавать больше информации. Это своеобразный наркотик, восполнить который может только информационная или эмоциональная пища. Чем больше вы будете стремиться узнавать о людях ежедневно, тем выше будет сопереживание, причём необходимо интересоваться как биографиями известных личностей, так и вчерашним днём соседки пенсионного возраста. Спрашивайте людей об их переживаниях, когда смотрят на закат или когда пьют лавандовый чай – стремитесь узнавать ответы у совершенно различных людей, путешествуя если не по всему миру, то хотя бы по окрестным городам.
Чтобы разобраться в правильности диагностирования и чувствования чужих эмоций хорошо попросить потренироваться кого-то из близких. Просто человек должен честно вам говорить, правильно ли вы озвучиваете его чувства. Вы же можете говорить о своих переживаниях относительно эмоциональной сферы другого, тогда когда ощущаете что-то и тогда, когда логически можете предположить испытываемую эмоцию.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Маргарита
Не обошёл проблему милосердия и Михаил Афанасьевич Булгаков в своём легендарном романе «Мастер и Маргарита».
Здесь пример проявления истинного милосердия демонстрирует Маргарита. Она искренне сострадает всем обездоленным — Понтию Пилату, его собаке Банге и девушке Фриде. Став королевой бала Воланда, Маргарита получила возможность исполнить одно своё желание. Несмотря на то, что больше всего на свете она хотела вернуть своего возлюбленного Мастера, единственное желание она потратила на то, чтобы избавить от проклятья девушку Фриду. Рассказ Фриды о её судьбе так тронул Маргариту, что она, как истинно милосердная личность, не смогла не последовать зову сердца.
В конце романа Маргарита просит у Воланда за Понтия Пилата так же, как ранее просила за Фриду. Узнав, что Пилат две тысячи лун нёс своё наказание, а Банга оставалась с ним, разделяя его участь, Маргарита не смогла оставить всё так, как есть, и не попытаться изменить ситуацию.
Замечание 3
С этим эпизодом связана одна из самых глубоких и проникновенных цитат романа: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
Что такое милосердие?
Милосердие – это христианское понятие, под которым подразумевается заботливое и доброжелательное отношение к другому человеку. В Новом Завете оно является универсальным условием, которое должен соблюдать каждый христианин. Лишь любовь к ближнему способна приблизить к Богу. «Прежде примирись с братом своим», – говорится в Библии.
Примеры милосердия в художественной литературе встречаются в русском искусстве и произведениях зарубежных авторов. Без них, возможно, проза утратила бы свою ценность. Настоящая литература призвана передавать духовный опыт человечества. Совершить это невозможно без изображения основной христианской добродетели.
«Чучело»
Проблема милосердия поднимается и в повести Владимира Железнякова «Чучело». Здесь автор демонстрирует поведение, диаметрально противоположное милосердию.
Главная героиня, Лена Бессольцева, — изгой среди своих сверстников. Она подвергается травле, оскорблениям, обзывательствам. Она живёт в обществе жестоких детей, не знающих милосердия ни друг к другу, ни к старшим, ни к животным. Единственный в классе человек, способный на добрый поступок, в конце концов поддаётся давлению, трусит и предаёт доверившуюся ему Лену.
Замечание 2
Самой яркой сценой в повести, потрясающей своей жестокостью, становится эпизод, где одноклассники гоняют Лену по городу, словно волчья стая, крича «Сжечь Чучело!»
В конце повести Лена уезжает из города, конфликт разрешается, и автор пишет: «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».
Несмотря на всё пережитое, Лена осталась такой же доброй, какой была в начале произведения. Она оказалась выше мести и простила одноклассников, её сердце не ожесточилось.
Сочинение-рассуждение про Сочувствие
Человеку свойственны, испытывать различные чувства в той или иной ситуации. Чаще всего это первичные чувства такие как: злость, любовь, ненависть, сострадание, сочувствие и так далее. Все эти чувства объединяет одно – они это прямой способ коммуникации и выражения своих чувств.
Сочувствие является одной из фундаментальных эмоций, которая заставляет человека, проявляет сострадания по отношению к другим людям. Это является проявлением истинного альтруизма, когда человек сочувствует окружающим, и не ждёт ничего взамен на свои утешения. Эту эмоцию можно считать прекрасным примером того, что делает человека таким уникальным и отделяет его от зверей.
Сочувствуя человек, испытывает жалость к другому человеку на основе какой-то причины. Обычно этой причиной является либо материальный недостаток, физическая неполноценность, или моральные травмы. В процессе сочувствия человек старается заставить объект этого процесса почувствовать себя лучше, и забыть о своих проблемах.
Именно это и является целью сочувствия как такового – помощь людям. Именно помощь людям делает сочувствие одной из самых сильных и приятных эмоций. Пусть человек даже не пытается помочь как-то материально, но он всё равно может помочь либо добрым словом, либо ещё чем – то.
Человека же, который не испытывает сочувствия или сострадания можно попросту назвать пустышкой или человеком без сердца. Ведь именно сочувствие и сострадания к людям определяют человека как высокоэмоциональную личность и личность способную к эмоциональным коммуникациям.
Очевидно же, что человек старающийся помочь всем и вся, на порядок лучше, чем человек, который просто пройдет, мимо посмотрев на ваши проблемы. Обычно людей сочувствующих, и способных поддержать очень ценят.
Также можно рассмотреть этот вопрос и под другим углом. Человек безмерно сочувствующих может стать просто марионеткой в руках человека, который использует слабость первого в своих целях. Поэтому, всегда и везде необходимо быть внимательным.
Стараться обращать внимание на людей, которые пытаются вызвать к себе сочувствие и жалость. Обычно люди, нуждающиеся в помощи никогда об этой помощи не попросят. То есть не будут отчаянно добиваться от собеседника, каких-либо моральных благ
То есть не будут отчаянно добиваться от собеседника, каких-либо моральных благ.
Сочувствие – ощущать чувства других как свои собственные. Не иллюзорно, а на самом деле. Возможно, в этом проявляется человечность.
Не стоит бросаться в крайности
Впрочем, кроме распространенной черствости есть и обратная сторона чрезмерности в сострадании – это скорбь и уныние. Есть люди, которые вместо того, чтобы радоваться тому, что имеют, и делиться своим счастьем с другими, пребывают постоянно в печали. Чувство сострадания в них гипертрофировано. Такие личности видят только лишь горе вокруг, и это повергает их в состояние хронической депрессии. Такое чувство ничего полезного для развития души не несет, а только вредит. Человек здравомыслящий не позволит себе унывать, будучи просто здоровым. Следовательно, сострадание полезно лишь в «чистом» виде.
Для чего нужно милосердие
Чтобы разобраться, для чего необходимо милосердие, стоит разобраться, что входит в это понятие. Такое качество можно назвать высшим проявлением человечности. Вы же не задумываетесь, для чего нам нужна любовь, дружба. Все и так понятно. А вот о необходимости милосердия стоит задуматься очень серьезно. Но требуется оно для того, чтобы оставаться человеком.
Полезно вспомнить то, что все-таки присутствовало милосердие на войне, — это неоспоримый факт. Конечно, это не однозначное утверждение, бывали самые разные случаи. Но никто не станет отрицать, что солдаты не убивали женщин и детей, даже иногда освобождали их, не нападали со спины, давали шанс своему противнику на медицинскую помощь и отдых
Так почему же милосердие на войне было, а в современном обществе его почти нет? Стоит задуматься и обратить внимание, сколько неприятных событий творится в мире. Менять ситуацию нужно прямо сейчас, и начать лучше с себя
Соня Мармеладова
Ярчайший пример милосердия в литературе – образ Сони Мармеладовой. Изображая его, Достоевский создал антипод главному герою романа «Преступление и наказание». Рассматривая этих двух персонажей, можно выявить основное различие между ними.
Мармеладова способна на истинное сострадание. Она идет на жертву ради своей семьи. Затем ради Раскольникова. Сам же Родион Романович умеет сочувствовать. Он помогает обездоленным, униженным и оскорбленным. Но делает это словно по пути к своей цели, которой он, впрочем, так и не достигнет, поскольку не руководствуется в своих действиях важными христианскими законами. И в этом заключается главная идея произведения Достоевского.
Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?
На самом деле, сострадая кому-либо, мы активно ищем путь – облегчить его страдания. Если нельзя оказать действенную помощь, то иногда даже просто искреннее сочувствие, проявление душевного тепла, добрый совет, дружеская улыбка и добрые слова помогают облегчить страдание другого. А если удаётся помочь, то испытываешь облегчение и настоящую радость. В этот момент ощущаешь, что твоя жизнь не напрасна, она важна, ведь ты можешь принести пользу другим. Мы, люди – социальные существа, и не могли бы выжить без помощи других людей. Мы не можем быть уверены в абсолютной защите от какой-либо внезапной беды. Всегда были и будут моменты в жизни, когда нам требовалась и ещё потребуется чья-то помощь. Ведь мы все подвержены болезням, старости и смерти. Поэтому вместо того, чтобы укрыться в «зоне комфорта», мы должны помогать всем, кому в силах помочь. Только тогда мы сможем надеяться, что и мир не останется равнодушным к нам, только тогда мы будем иметь моральное право ожидать от кого-либо помощи. Есть люди, которые не хотят никому помочь, но требуют от других помощи для себя. Есть также люди, которые говорят так: «Всем помочь невозможно!» и поэтому никому не помогают. Конечно, невозможно помочь всем страдающим, но это не причина, чтобы не помогать никому. Если мы в силах помочь хотя бы кому-то одному, то необходимо это сделать. И тот, кто, сострадая другим, стремится оказать им наилучшую помощь, обретает большую силу, которую можно назвать внутренней духовной силой.
Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак «Книжный вор»)
В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель — девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.
Сострадание и великодушие
Если человек не прочувствовал положения другого, то он вряд ли ему поможет, потому что не увидит в этом смысла. Именно поэтому люди без сострадания не могут проявить великодушие: они просто не понимают, какая в нем надобность. Значит, оба понятия взаимосвязаны, без одного не бывает другого.
Они оба объединены одним обстоятельством: в их основе лежит необходимость понимания. Сострадать невозможно, не чувствуя чужой боли, а совершать великодушные поступки нельзя, если нет веры в их целесообразность, которая появляется вместе с ощущением человеческой трагедии. Чтобы аргументировать свою точку зрения, приведу примеры из книг.
Соня Мармеладова из «Преступления и наказания» Ф. Достоевского любит и понимает каждого члена своей семьи и не только. По отношению к ним она проявляет и сострадание, и великодушие. Отца Соня жалеет, пусть он и сам виноват в своих и её бедах, ведь он спился и постоянно пропивает деньги, которые зарабатывает дочь.
Заболевшей мачехе она помогает деньгами и не обижается на неё за истерики. Также Соня хорошо относится к детям мачехи: покупает для них еду, заботится о них. Но главным проявлением великодушия и сострадания становятся её отношения с Раскольниковым.
Она убеждает героя покаяться в преступлении, она уезжает вместе с ним на каторгу в Сибирь, в условия очень трудные, и всё только для того, чтобы быть с ним рядом и поддержать его.
Очевидно, что без понимания девушка не стала бы помогать всем этим людям, ведь ей от этих действий выгоды никакой. Если бы она не вошла в ситуацию отца, то не стала бы исправлять его ошибку — содержать его новую семью.
Просто она смогла прочувствовать его горе и стыд, поэтому не бросила в беде. Она понимала и отчаяние мачехи, ведь у женщины сердце кровью обливалось из-за участи ее детей. Да и Раскольников пришел к ней только потому, что девушка с желтым билетом в силах понять и не осудить убийцу. Значит, великодушие и сострадания имеют общую основу – умение и готовность
Другим примером является поступок простого шофёра, солдата советской армии Андрея Соколова из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Пережив многие невзгоды, попав в плен и похоронив всю свою семью – жену, двух дочек и сына, он почти что опустил руки и сдался. Но судьбоносная встреча меняет вроде бы очевидный конец жизни этого человека. Неожиданно Андрей знакомится с беспризорным ребёнком. Его мама погибла при авианалёте, а отец умер на фронте.
Наш герой решает сказать мальчику, что он — его отец, и приютить его. Очевидно, что мужчина проявил сострадание (пожалел Ваню) и великодушие (взял его к себе) по отношению к сироте. Почему? Война ведь ожесточила многих.
Причина одна – он понял и прочувствовал горе и смятение одинокого ребенка, потому что сам потерял семью. Значит, два качества, которые вдохновили героя на помощь Ване, основываются на понимании Соколовым трагедии мальчика. Без этого осознания Андрей прошел бы мимо.
Великодушие и сострадание имеют один корень – понимание. Без него люди бы делали не то, что положительно скажется на обществе или семье, а то, что хочется лично им, потому что они не видели бы разницы между добром и злом.
Если же человек понимает другого, чувствует его боль и нужду в помощи, то он обязательно сделает правильный выбор, потому что осознание и ощущение чужих проблем, эмоций и обстоятельств убивают равнодушие и мотивируют нас протянуть руку помощи тем, кто нуждается в этом.
Между великодушием и состраданием общее — это любовь, потому что только любящий человек может проявить сострадание и великодушие.
Примеры доброты в русской литературе
Преступление и наказание
Самоотверженная, необыкновенная доброта и милосердие к людям воплотились в одной из самых ярких героинь Достоевского — Соне Мармеладовой. Соня никогда не думает о себе, ради благополучия семьи идет на улицу торговать своим телом, что для такой чистой девушки подобно смерти. Соня настолько добра, что никого не винит в своей тяжелой судьбе. Встретив Раскольникова, она помогает ему встать на правильный путь, искупить преступление. Одним своим присутствием Соня Мармеладова делает окружающих лучше, её светлая доброта и нравственная чистота смягчает ожесточившиеся души.
Судьба человека
Страшные испытания выпали на долю героя рассказа Андрея Соколова. Он воевал, пережил фашистский плен, гитлеровцы уничтожили всех его родных. После войны Андрей встретил мальчика-сироту и проникшись горем и одиночеством ребенка внезапно придумал, что пропавший без вести отец Ванюшки — это он.
Доброта Андрея помогла возродиться к жизни не только Ване, но и ему самому, дала смысл и цель дальнейшего существования. Добро у Андрея проявляется в несгибаемой силе его духа.
Юшка
Слабый и больной чахоткой Ефим Дмитриевич, которого все окружающие называли просто Юшкой, работал помощником кузнеца. Его часто обижали и даже били, пытаясь вывести из себя, но Юшка никогда не реагировал. Из-за своей незлобивости он казался другим людям жалким и никчемным.
Только после смерти Юшки выяснилось, что этот по-настоящему добрый и очень скромный человек помогал сироте. Свои заработанные тяжелым трудом деньги он отдавал на ее образование и ни перед кем не кичился своим благородным поступком. Семена добра не пропали даром: девушка выучилась на врача, стала лечить людей.
Рассказ Андрея Платонова учит тому, что настоящая доброта не нуждается в аплодисментах, а внешнее впечатление часто бывает обманчивым. Автор показывает, что добро не умирает.
Уроки французского
Деревенский мальчик Володя в тяжелые послевоенные годы вынужден учиться вдали от дома — в райцентре. Школьник часто остается голодным, так как продукты, которые присылает ему мама, разворовывают родственники, у которых Володя остановился. Молодая учительница старается своего ученика как-то подкормить. Понимая, что он из гордости ничего не возьмет, Лидия Михайловна идет на хитрость: посылает на имя Володи посылку с едой, а потом, когда уловка не помогает, начинает играть с мальчиком на деньги и специально проигрывает.
Учительница знала, что за такие игры лишится работы, но пошла на это, чтобы помочь голодному парнишке выжить. Её доброта — проявление материнской заботы к чужому ребенку, пренебрежение собственным благополучием ради милосердия к другому, более слабому.
Примеры милосердия
Примеры милосердия в истории
- Анри Дюнаном была основана мировая организация, помогающая страждущим — этот далеко не бедный лауреат Нобелевской премии перевел все свои денежные сбережения на счета благотворительных организаций, а сам на закате жизни ушел в приют.
- Мать Тереза денно и нощно заботилась о больных и нищих людях, выхаживала брошенных детей. Она часто бывала на войнах и в местах природных и техногенных катаклизмов, где всячески поддерживала людей и возносила за них свою молитву. Она говорила, что огромным грехом есть не проявление злости, а равнодушное отношение к боли и несчастьям других.
- С середины XX столетия начал функционировать Орден Милосердия, и он является единственным религиозным орденом, который не может вместить всех желающих служить в нем.
- Хосписы также нужно зачислить в разряд милосердного отношения людям. Здесь, в отличие от обычных медицинских учреждений, не «врачуют» человеческие тела, а относятся к пациентам как к личностям.
Милосердие в хосписе
Хосписы – отнюдь не средоточие тишины и безысходности, как казалось бы
Их двери гостеприимно распахиваются для множества волонтеров, музыкантов, известных актеров, писателей и родственников, которые часто приходят поддержать больных.
Самое важное в хосписе – душевность и чуткость работающих в нем людей, а отнюдь не памперсы и капельницы.
Здесь учат родственников правильному уходу за больным, чтобы его достоинство не было унижено, а физическая боль отступала. Сестры милосердия здесь находятся рядом, и в случае нужды они всегда готовы оказать любую помощь и поддержку, не требуя за это никакой благодарности.. Милосердие — литературные примеры, пример милосердия из истории
Милосердие — литературные примеры, пример милосердия из истории
Что объединяет людей в годы войны? (Л. Толстой «Война и мир»)
Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.
«Капитанская дочка»
В повести «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин утверждает: милосердие лежит в основе совестливости. Он показывает читателям, что как зло порождает зло, так и милосердие порождает милосердие.
Пётр Гринёв, заблудившийся в метели и спасённый из неё неизвестным мужчиной, отдаёт проводнику тулуп. Это благодарность за помощь и вместе с тем проявление милосердия — Гринёв, видя, что на улице мороз, не мог оставить человека замерзать. Сотворённое добро сторицей вернулось к главному герою позже в романе, когда выяснилось, что встреченным в буране мужчиной был сам Пугачёв.
Пугачёв отвечает милосердием на милосердие: помиловал Гринёва, спас того от смертной казни. Пугачёв говорит: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу». Жизнь в обмен на стакан вина и заячий тулуп — так Пушкин показывает нам силу милосердия.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Нетерпение сердца
Классическая проза формирует и корректирует душевный мир человека. Важным фактором в развитии нравственности является милосердие в произведениях литературы. Примеры, которые составляют ничтожную часть великого наследия русских и зарубежных писателей, представлены в этой статье. Возвращаясь к теме о «нетерпении сердца», которым австрийский автор назвал мнимое сострадание, следует сказать о его персонаже, офицере Антоне Гоффмиллере.
Он добр и склонен к сочувствию. Его трогает судьба девушки-калеки. Но милосердие его – это сочетание слабости, жалости и сентиментальности. Осознав, что девушка влюблена в него, Гоффмиллер предает ее и тем самым убивает. Неизгладимая вина лежит у него на душе всю жизнь и становится решающей в его судьбе. Война для него – спасение от угрызений совести. Он становится героем и получает орден Марии-Терезии. Но только он один знает настоящую цену своему героизму.
С помощью образов романа «Нетерпение сердца» Цвейг выразил свое мнение о лживой чувствительности и жалости – чувствах, которые не имеют ничего общего с истинным милосердием.
Лидия Михайловна
Пример милосердия в литературе – отношения героев рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». В своих произведениях этот автор затрагивал извечные темы добра, долга и справедливости. Судьба отдельного человека – основное в его творчестве. Жить нужно не по строгим законам и четким правилам, а основываясь на понимании, любви и сострадании.
И именно этим принципом руководствуется Лидия Михайловна – учительница из рассказа Распутина. В голодное послевоенное время она стремится помочь своему ученику, нарушая все педагогические нормы. Она не только работает над его произношением. Учительница ведет со своим учеником интересные отвлеченные беседы, играет с ним в «чику» на деньги. Она пытается хотя бы в скрытой форме поддержать мальчика материально.
Лапти
Как не вспомнить небольшой рассказ И. А. Бунина «Лапти»! Автору удалось создать трогательный образ Нефеда. Этот человек не побоялся страшной непогоды и отправился в путь в поисках красных лаптей, о которых мечтал в бреду больной ребенок. Сострадание к ближнему толкает Нефеда на настоящий подвиг. Как становится ясным, он готов на самопожертвование. Дорога из Новоселок, где Нефед раздобыл лапти и фуксин, предназначающийся для их окраски, становится для него последней дорогой в его жизни. Знал ли этот человек, что его ждет опасность? Конечно, знал! Однако желание и здоровье больного оказались для него важнее всего. Буран поглотил жизнь замечательного человека. Когда его нашли сельские мужики, у него обнаружили за пазухой фуксин и лапти.
Для чего нужно милосердие?
Стремление жить в мире, наполненном радостью и приятными взаимоотношениями, заложено в человеке. Милосердие и доброта – фундамент гармоничных отношений во многих религиях и древних культурах, им посвящены работы философов. Строить отношения в социуме по принципу справедливости легко анализируя ошибки другого человека, но такая позиция лишает возможности получить снисхождение в трудную минуту.
Получать помощь не требуя взамен отплаты – развиваться духовно, вкладывать свою лепту для изменений в лучшую сторону, привносить в мир добро, дарить радость. Никто не знает, в какую трудную минуту возникнет его нужда в помощи, кто окажется рядом – сделает милосердный поступок, невзирая на социальный статус или прошлые ошибки. Отрывать от сердца частичку доброты и заботы всегда приятно.
Что такое сострадание на самом деле: 5 определений, после которых ваш мир никогда не будет прежним
Сострадание, говорят психологи, можно выразить в пяти определениях:
сострадание – это выражение истинной любви и понимания к ближнему;
сострадание – это умение почувствовать на себе и облегчать страдания человека;
сострадание – это уважение к переживаниям окружающих без уменьшения их важности;
сострадание – это действие на благо другого, иногда даже в ущерб себе;
сострадание – это качество человека, который способен на бескорыстную помощь.
Заглянули в себя и с облегчением вздохнули: «Ну, у меня с этим все в порядке!»? Не спешите радоваться, возможно, вы испытываете чувство жалости к людям, а не сострадания.
Что такое сострадание и чем оно отличается от жалости: это нужно знать!
Иногда люди путают сострадание с жалостью. Но если углубиться в значение этих слов, вы поймете, что они абсолютно противоположны.
Представьте себе тяжелобольного человека и скорбящих вокруг него родственников. Как вы думаете, что они испытывают в этом случае? Правильно, жалость! Своими стенаниями и причитаниями они только усугубляют состояние больного. Негатив, который они излучают, никаким образом не помогает, а наоборот – вводит всех вокруг в депрессию.
Другое дело — сострадание! Суть его в том, чтобы облегчить участь больного. Искренне сострадающий человек понимает, что его миссия в том, чтобы больного отвлечь, порадовать, помочь сосредоточиться на чем-то приятном. Интересно, что часто такой настрой способен творить чудеса и исцелять от недугов.
Проще говоря, жалость исходит от ума, а сострадание – от души. Жалость разрушает, а сострадание исцеляет. Жалость – это бездействие, сострадание – помощь. И только по-настоящему великодушный человек способен на искреннее проявление сострадания.