Ершалаимские главы в романе м.а. булгакова «мастер и маргарита» — анализ, суть и описание образов

Популярные сегодня темы

Главный герой романа Гессе «Демиан» — Эмиль Синклер. В начале повествования мальчику десять лет. Мир делится для него на «светлую» и «темную» сторону. Светлая сторона — это его родители, семейные праздники,

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» раскрыта проблема отношений между поколениями. Разные взгляды на жизнь, разные принципы и жизненная позиция. У них у всех разные интересы и между главными героями завязывается спор

Гоголь написал огромное количество разных произведений, но самым известным из них является «Тарас Бульба». В нем рассказывается об отважных сражениях казаков Запорожской сечи с их врагами.

Роман «Преступление и наказание» написан русским писателем Федором Михайловичем Достоевским в девятнадцатом веке. Главным героем романа является студент, проживающий в городе Петербург, по имени Родион Романович Раскольников

А.П.Чехов повествует нам о встречи двух давних друзей, уже позабывших друг о друге, у одного из них появилась семья. Они с восторгом вспомнили себя в детстве, рассказывали друг о друге

Вариант 2

В произведении Булгакова М.А. основной герой пишет свою книгу, то есть получается, как бы книга в книге. Главы, события которых происходят в Ершалаиме в книге «Мастер и Маргарита» сопоставляются с бытием в городе Москва.

Мыслитель Иешуа становится героем произведения Мастера, как и представитель иудейской власти Понтий Пилат. Те события, которые описаны в романе с чем-то схожи с теми, которые описываются в святой Евангелие.

Иешуа выступает в книге в роли Иисуса, но он более приземленный и очеловеченный. Перед смертью мужчина борется за высшую правду. Мыслитель уверяет, что в мире нет безнадежных и злых людей и отстаивает христианские заповеди.

В книге Мастера представителем власти Иудеи является Понтий Пилат. Он просто обязан допросить Иешуа. В ходе беседы, его изначальное пренебрежительное отношение претерпевает изменение, так как прокуратор видит правду в словах героя. Понтий Пилат стоит на распутье: ему требуется сделать выбор в пользу своей совести или карьеры. Побеждает в итоге желание власти и прокуратор выносит приговор о смерти героя. За свою ошибку ему приходится испытывать мучения совестью и не знать покоя нескончаемые века.

Жизнь в Москве в романе Михаила Афанасьевича Булгакова и Ершалаиимские главы объединяет одна перво идея – это нахождение истины. Эта часть книги наполнена глубоким смыслом. Мыслитель ратует за борьбу против какой-либо власти, он не страшится высказывать собственные мысли и идеи, личности, которая наделена большой властью. В разговоре между мужчинами идет поиск правды. Прокуратор, страшась, потерять свое земное могущество отправляет на казнь безвинного человека, за что и оказывается наказан вечными муками. Всегда истина будет выступать в защиту совести.

Мир Мастера разнится с Москвой автора того времени. В действительности важна финансовая авторитетность и властвует суета, в то время как в мире Мастера жизнь течет медленно и спокойно, принимаются решения о жизни и смерти не спеша в диалоге. Но и в столице каждый день совершаются решение о чей-то жизни и дальнейшей судьбе. Миры такие разные и одновременно очень похожие. Дилемма человека между обязанностью и совестью, нахождением правды бесконечен. Каждый самостоятельно делает свой выбор и берет за него ответ.

Ершалаимские главы несут не типичное решение в композиции романа и являются его важной частью, что существенно оказывает влияние на книгу в целом

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: история отношений

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главы, описывающие Ершалаим, являются частью романа Мастера. Ершалаимский и московский миры тесно переплетаются друг с другом. В первом пласте автор поднимает проблемы выбора, свободы и несвободы, а также раскаяния.

Иешуа — милосердный человек с собственным мировоззрением. Многие исследователи творчества Булгакова говорят, что прототипом стал Иисус Христос. Однако Иешуа не описан как божественное явление. Это обычный человек.

Понтий Пилат – прокуратор Иудеи. И Иешуа предстает перед ним в качестве преступника. Его судили за заговор. Будто бы Иешуа подговаривал всех к восстанию.

При разговоре героев у прокуратора сильно болит голова. Поэтому он не был заинтересован говорить с преступником. Но чем дальше, тем больше Понтий Пилат проникается к Иешуа, чувствуя к нему огромный интерес. Прокуратом смятен, когда Иешуа избавляет его от головной боли.

Иешуа Га-Ноцри не понимает насилия, но всегда готов к всепрощению. Несмотря на все пройденные трудности и испытания, он искренне улыбается и рад жизни. Он никого не винит в своей смерти.

Иешуа считает всех людей добрыми, он верит в духовную силу человека. Даже Марк Крысобой для него хороший человек. Пилат же утверждает, что все люди по природе своей злы и лживы.

Понтий Пилат – вершитель судеб – по-настоящему одинок. Единственный его друг – верный пес. Поэтому для героя встреча с Иешуа является переворотной. Он задумывается о тех мыслях, которые проповедовал Иешуа. Он хочет спасти героя, он ищет различные варианты для этого. Однако боязнь ответственности мешает Понтию что-то сделать для философа.

Иешуа мог бы сказать неправду, чтобы защитить свою жизнь. Но он не привык лгать и не делает этого согласно своим принципам.

Понтий Пилат проявляет трусость, когда отправляет Иешуа на казнь, и позже ему приходится раскаяться за это. Перед казнью Га-Ноцри утверждает, что главный человеческий порок – трусость. Пилат осознает, что поступил неправильно. Совесть мучает его. Он хочет оправдаться перед философом и главное перед собой и приказывает убить Иуду, предавшего Иешуа. Однако это не приносит утешения. Прокуратор искренне желает оказать помощь ученику Га-Ноцри, Левию Матвею. И тот действительно видит, как меняются поступки Понтия Пилата. То есть Иешуа Га-Ноцри смог изменить, сделать добрее хотя бы одного человека. Пилат поверил арестанту, понял его мировоззрение.

Образы Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри совершенно не похожи друг на друга. Суровый и могущественный прокуратор и нищий философ. Не смотря на это, они находят друг в друге хороших собеседников.

Жить с угрызениями совести придётся прокуратору всегда, он никогда не избавиться от раскаяния.

Все люди совершают ошибки. Но необходимо извлекать из них уроки и стремиться к высокому – вот, что хотел сказать Булгаков.

Иешуа прощает Понтия Пилата. Только после освобождения пойдут они вместе по дороге вечности, чтобы продолжить свой разговор. И в этом другом мире они обретают покой и вечность для рассуждений.

Тема свободы и власти. Образ Понтия Пилата

В «Мастере и Маргарите» Понтий Пилат сам называет себя свирепым чудовищем. Он властный и хладнокровный, но одинокий и замкнутый человек, оттого, что все боятся его. Пилат утратил веру в людей настолько, что любит и доверяет только своему псу.

В диалоге Иешуа и Понтия Пилата противопоставлено ощущение свободы героев. Бродячий философ, несмотря на беззащитность и положение узника, свободен в своих высказываниях и суждениях. Облеченный властью и высоким положением прокуратор труслив, ему страшно потерять то, что у него есть. Его руки не связаны, но он зависим и несвободен. Статус римского наместника поработил его, заставляя жить в ненавистной стране, выполнять тягостные обязанности. Даже наедине, удалив стражу и секретаря, он боится высказать свои мысли, ему по должности позволено лишь выкрикивать хвалы прекрасной власти императора Тиберия .

Допрос Понтия Пилата вырастает в философский диалог с Иешуа об истине и вере, о добре и зле, свободе и власти. Сначала прокуратор думает, что перед ним просто сумасшедший, мечтает поскорее закончить дело и повесить этого странного человека. Но банальные и простодушные ответы оборванца заставляют задуматься. Пилат изумляется, что арестант не боится отвечать ему прямо и правдиво, и понимает, что его собеседник – философ.

На вопрос, что такое истина, он получает не какое-то философское умозаключение, а простой ответ. Истина – в том, что у Пилата болит голова, поэтому арестант является невольным его палачом, ибо то, что прокуратор пытается скрыть от окружающих, изображая из себя всемогущего правителя, мучает его, и он не в силах от этого избавиться. Болезнь Пилата — гемикрания, при которой болит половина головы, — символ душевного раскола, дисгармонии. Пилат думает одно, а вынужден говорить другое. Не имея возможности высказаться открыто, Понтий Пилат пытается спасти Иешуа подсказками, произнося растянуто слово «не», мимикой и взглядом намекая, как следовало бы отвечать, чтобы сохранить свою жизнь. Арестованному ясны эти намеки, но он предпочитает правду, которую «говорить легко и приятно».

Для достижения наилучшего результата важно структурировать знания. В этом вам помогут онлайн-курсы по литературе

Образ Иешуа Га-Ноцри. Сопоставление с Евангельской основой

Булгаков, выросший в семье преподавателя Духовной академии, обладал серьезными познаниями Священного писания и истории религии. Несоответствия в сравнении образа Иешуа и евангельского Иисуса не случайны. У бродячего философа нет упоминания о матери, отец был сирийцем. Не было и учеников, кроме Левия Матвея. Значит, Иуда в «Мастере и Маргарите» был скорее провокатором, а не предателем. Иешуа моложе, ему 27 лет, он одинок и не понят людьми. На допросе малодушно просит отпустить его, в нем нет убежденности в принесении жертвы для искупления грехов.

Автор умышленно деканонизировал героя. Иешуа Га-Ноцри — добрый человек, но не Богочеловек, а литературный персонаж, олицетворяющий добро. Его сознание не отягощено условностями или предрассудками, он свободен и чист духовно. В каждом человеке он видит прежде всего доброе и светлое начало, для него нет злых людей, обстоятельства и горе делают людей таковыми. Потому Иешуа способен простить любого. Милосердием врачует Пилата, дарует прощение за его трусость.

Иешуа увидел в прокураторе не чудовище, а одинокого и страдающего человека, и Понтий Пилат тоже увидел человека в безликой презренной черни, хотя не раз таких отправлял на казнь. Иешуа искренне верит в то, к чему прокуратор относится скептически, тем не менее, наивная мудрость философа оказалась убедительней трезвого и практического ума Пилата.

В Новом завете прокуратор Иудеи Понтий Пилат, прославившийся как отважный воин и жестокий правитель, трижды отказывался предать смерти Иисуса, на которой упорно настаивали соперник Понтия Пилата первосвященник Каифа и Синедрион. Однако под давлением толпы Пилат вынужден был уступить. После смещения с должности, о его судьбе почти ничего неизвестно. Существуют легенды, что умер Понтий Пилат, покончив жизнь самоубийством. Так в истории Иисус и Понтий Пилат навечно связаны.

Так же неразлучны персонажи романа «Мастер и Маргарита». Двенадцать тысяч лун одинокий прокуратор страдает, ненавидит свою участь и славу, охотно бы поменялся судьбой с оборванцем Левием Матвеем. Пилат получает прощение, раскаявшись в самом страшном для себя грехе. Мастер заканчивает свой роман фразой: «Свободен! Он ждет тебя!». Иешуа и Пилат встречаются, чтобы вечно беседовать друг с другом, уходя по лунной дорожке. Дарованная прокуратору свобода в конце романа означает, что он может теперь не прятать мысли и быть самим собой.

Ершалаимские главы являются философской основой и идейным стержнем для понимания содержания всего романа «Мастер и Маргарита».

Словарь

1. Ершалаим – иудейское название Иерусалима.

2. Нисан – у древних иудеев обозначение первого месяца библейского года, приблизительно март — апрель.

3. Прокуратор – государственная должность управителя провинции Римской империи.

4. Пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат – правитель и наместник римского императора Тиберия в Иудее с 26 по 36 г н.э. Всадник – аристократическое сословие в Римской империи.

5. Гемикрания – заболевание, симптомом которого являются приступы головной боли.

6. Синедрион – высший религиозный и судебный орган в Иудее.

7. Хитон – длинная рубаха без рукавов.

8. Кентурион – командир римского отряда.

9. Марк Крысобой – командующий кентурией, приближенный Понтия Пилата.

10. Бич – длинная плеть, свитая из кожаных ремней, орудие наказания.

11. Игемон – обращение к предводителю, вождю.

12. Иешуа – древнееврейское имя, означает «спасение Бога», Га-Ноцри – «из Назарета».

13. Сборщик податей – человек, собирающий налоги в государственную казну.

14. Иуда – человек, написавший донос на Иешуа.

15. Кесарь – титул римских правителей.

16. Каифа – иудейский первосвященник, возглавлявший Синедрион.

17. Ала – римская конница, эскадрон.

18. Когорта – пехотное подразделение римской армии.

19. Кентурия – отряд из ста человек.

20. Император Тиберий – правитель Римской империи 42 г. до н.э. – 37г.н.э.

21. Деканонизировать – лишить святости.

22. Презренная чернь – презираемые простолюдины, толпа.

Презентация на тему: » Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита» Студентка группы 394ИС-1 Ермакова Н.А. Преподаватель Котова Е.В.» — Транскрипт:

1

Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита» Студентка группы 394ИС-1 Ермакова Н.А. Преподаватель Котова Е.В.

2

Главы, описывающие события в Москве, наполнены допущениями, ироничной двузначностью, туманными намеками, которые часто отвлекают внимание от «реальности» происходящего. В отличие от картин фантастического мира, в которых разворачивается феерия больших и малых чудес, которая блистает порою несколько театрализованными эффектами, описание событий в Ершалаимских главах предельно близко и подобно жизни

4

Главный герой ершалаимских глав Главным героем ершалаимских глав «Мастера и Маргариты», безусловно, является пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат. Не случайно Мастер пишет роман о Понтии Пилате, а отнюдь не об Иешуа Га- Ноцри. Именно с Пилатом связано все развитие действия в древней части романа.

6

Булгаковский Иешуа, тем не менее, сохраняет черты, характерные для Мессии. Он, в частности, разгадывает и останавливает приступы головной боли у Понтия Пилата. Однако, проповедническая миссия, дар ясновидения и целительства, уступают место в его образе, человеческим идеям и гуманизму.

8

Иешуа Га — Ноцри Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»- это человек, который находит нравственную, психологическую в себе самом и в своей истине, которой он остался верен до конца

10

Главным антагонистом Иешуа в Ершалаимском романе является Понтий Пилат. Они противопоставлены друг другу, как носитель абсолютного добра и вечных истин – утратившему веру в моральные ценности охраннику государственного порядка, как представитель царства «не от мира сего» — представителю земной власти. Между ними разворачивается напряженная полемика касательно ряда основных морально-философских проблем, которые можно обобщить как хрестоматийно известный вопрос: «Что есть истина?».

12

Доминантным свидетельством духовного величия Иешуа является та самая бескомпромиссность, с которой он отстаивает высшую истину перед лицом земной гибели. Взамен Понтий Пилат, который принадлежит к кругу «сильных мира сего», терпит поражение. Именно с его личностью в Ершалаимских главах связано лаконичное, словно приговор, утверждение, что самым страшным человеческим пороком является трусость.

14

Судьба Пилата, после казни Иешуа, является образцом катастрофических последствий морального конформизма.

16

Вывод Ершалаимские сцены «Мастера и Маргариты» это идейный центр романа, тот эталон высокой трагедии, по которому проверяется современная Булгакову московская жизнь. И выясняется, что праведник точно так же обречен на гибель в Москве, как и в Ершалаиме. Но в древних главах нам не хочется смеяться ни над одним из персонажей, а вот в московской части романа смех, по замыслу автора, призван замаскировать трагизм происходящего, подготовить нас к оптимистическому финалу, когда Мастер и его возлюбленная получают заслуженную награду покой.

Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова Мастер и Маргарита сочинение

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» является поистине философским. За затягивающим течением размеренного повествования о человеческих судьбах скрывается множество поистине «вечных» вопросов о том, что такое хорошо и что такое плохо, в чём истинное предназначение каждого человека, зачем и для чего мы живём. А герои ершалаимских глав произведения, Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат, являются одними из наиболее впечатляющих и удивительных героев романа.

Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, за свою жизнь привык командовать и управлять, выносить приговоры и принимать самые разнообразные решения, пусть даже и жестокие, и бесчеловечные. Он постоянно чувствует себя одиноким, ведь у него есть лишь один верный друг — его пёс. Однако встреча с Иешуа перевернула жизнь прокуратора, заставив усомниться практически во всём.

Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого является Иисус Христос, предстал перед Понтием Пилатом в качестве преступника. Говорили, что он подговаривал людей к восстанию, однако на самом деле Иешуа просто разговаривал с ними. После нескольких минут общения с Га-Ноцри прокуратор осознал, что перед ним стоит необыкновенный человек. Необычайно умный, тонкий и глубокий, Иешуа замечал то, чего не замечали другие, чего не замечал и сам Понтий Пилат. Возникало ощущение, что в душе Иешуа царила гармония, о которой Пилату можно было только мечтать в перерывах между мучительной головной болью, терзающей его уже много лет. Однако прокуратор Иудеи испугался. Испугался необычного человека, испугался осуждения со стороны своего народа, банально испугался поступить не так, как ожидают другие люди — и приговорил невиновного Иешуа к казни.

После данного решения, которое с течением времени оказалось поистине судьбоносным, изменилось всё. Умирая, Иешуа сказал, что трусость — это самый страшный порок, и Понтий Пилат полностью осознал и прочувствовал это. На протяжении очень долгого промежутка времени он страдал и терзался тяжёлыми мыслями, но осознав свой грех и раскаявшись, Пилат обрёл покой и вновь встретился с Иешуа, на этот раз — в другом мире и без дальнейшего расставания.

На мой взгляд, в романе «Мастер и Маргарита» Булгаков стремиться открыть глаза читателям на то, каким бы был мир, если бы в нём не существовало ни зла, ни добра. Без зла в лице плохого поступка Понтия Пилата он бы никогда не узнал, что есть истинное добро, которое открыл ему Иешуа, а также никогда бы не познал, к какой жизни нужно стремиться и как нужно поступать, чтобы в душе была гармония. Безусловно, человек склонен совершать ошибки, это абсолютно естественно, однако не извлекать из них уроки — настоящее преступление. За искренним раскаянием должно следовать такое же искреннее прощение, и я полагаю, что именно эту жизненную философию Михаил Афанасьевич Булгаков стремился открыть своим читателям на примере двух столь непохожих героев произведения — Иешуа Га-Ноцри, странника, и Понтия Пилата, прокуратора Иудеи.

Проповедник Га-Ноцри

Евангельским прообразом персонажа традиционно считается Иисус Христос. Так же как и сын Божий бродяга ходит по миру и философствует на определенную тему. Зачем Булгакову понадобилось ввести в книгу подобную фигуру понятно: ведь раз есть дьявол, то должна присутствовать и противоположная сила. Тем не менее образ Иешуа не так однозначен и не настолько близок к библейскому, как может показаться на первый взгляд. Литературоведами названы четыре версии того, с кем писатель мог отождествлять одно из ключевых действующих лиц религиозной части произведения:

  • Христос;
  • Мастер;
  • Воланд;
  • он сам.

Несмотря на то что даже школьник увидит сходство между Господом и проповедником из романа Мастера, Михаил Афанасьевич наделяет арестованного рядом существенных отличий от содержания Священного Писания. Так, у Иешуа неизвестна мать, в то время как Иисуса доподлинно родила Мария. Книжный герой младше библейского — ему не тридцать три года, а около двадцати семи. Отличает прототип от воплощения и такой немаловажный момент, как форма казни — Христа распяли на кресте, а ершалаимского бунтаря повесили на столбе, проткнув сердце копьем. И в отличие от Библии, человек просит его отпустить.

Если первые два толкования сущности Га-Ноцри кажутся вполне объективными и объяснимыми, то уж образ Князя тьмы и самого Булгакова не сразу связывается в уме с книжным арестантом, подвергшимся казни на Лысой горе. Как и Мастера, великого русского писателя-мистика роднит с молодым философом отсутствие понимания со стороны толпы и сильных мира сего. Аналогией между противостоянием Иешуа власти в лице Пилата является борьба Мастера с литературной средой Москвы 30-х годов, а самого автора бессмертного романа — с системой, царившей примерно в то же время.

Смысл романа

Существует много трактовок смыслов этого произведения. Безусловно, нельзя говорить однозначно. В центре романа – извечная борьба добра со злом. В понимании автора эти две составляющие находится на равных правах и в природе, и в сердцах человеческих. Этим объясняется и появление Воланда, как сосредоточение зла по определению, и Иешуа, уверовавшего в природную людскую доброту. Свет и тьма тесно переплетены, постоянно взаимодействуют друг с другом, и уже невозможно провести четких границ. Воланд карает людей по законам справедливости, а Иешуа прощает их вопреки. Таково равновесие.

Борьба происходит не только непосредственно за души людские. Необходимость человека тянуться к свету проходит красной нитью через все повествование. Настоящую свободу можно получить только благодаря этому

Очень важно понять, что героев, скованных житейскими мелочными страстями, автор всегда наказывает, либо как Пилата — вечными муками совести, либо как московских обывателей — посредством проделок дьявола. Других же превозносит; Маргарите и Мастеру дарит покой; Иешуа заслуживает Свет за свою преданность и верность убеждениям и словам

Также этот роман о любви. Маргарита предстает идеальной женщиной, которая способна любить до самого конца, невзирая на все преграды и трудности. Мастер и его возлюбленная – собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной чувствам женщине.

Тема творчества

Мастер живет в столице 30- х годов. В этот период строится социализм, устанавливаются новые порядки, резко перезагружаются моральные и нравственные нормы. Здесь рождается и новая литература, с которой на страницах романа мы знакомимся посредством Берлиоза, Ивана Бездомного, членов Массолита. Путь главного героя сложен и тернист, как и у самого Булгакова, однако он сохраняет чистое сердце, доброту, честность, способность любить и пишет роман о Понтии Пилате, содержащий все те важные проблемы, которые должен решать для себя каждый человек поколения нынешнего или же будущего. В основе его лежит нравственный закон, скрывающийся внутри каждой личности; и только он, а не страх божьего возмездия, способен определять поступки людей. Духовный мир Мастера тонок и прекрасен, ведь он истинный художник.

Однако истинное творчество гонимо и зачастую становится признанным только после смерти автора. Репрессии, касающиеся независимого художника в СССР, поражают своей жестокостью: от идеологической травли до фактического признания человека сумасшедшим. Так затыкали рты многим друзьям Булгакова, ему и самому пришлось нелегко. Свобода слова оборачивалась тюремным заключением, а то и вовсе смертельной казнью, как в Иудее. Эта параллель с Древним миром подчеркивает отсталость и первобытную дикость «нового» общества. Хорошо забытое старое стало основой политики в отношении искусства.

Библейский прокуратор и герой романа

Многие детали образа прокуратора писатель заимствовал из поэмы о Понтии Пилате, написанной Г. Петровским в 1893 г. Он брал также детали образа из исторических хроник, описывающих сражение при Идиставизо. Упоминание об этой битве, произошедшей под руководством Германика в 16 году, говорит о храбрости Пилата, его достоинстве. Этот древний бой не выдуман. Битва действительно существовала. Но был ли Пилат в действительности участником сражений — неизвестно.

Конец Пилата, который в романе живет в горах и смотрит на луну, — это уже выдумка писателя. Она исходит из германского мифа о человеке, который живет на горном хребте и каждую пятницу спускается к реке отмыть руки, которые, как он чувствует, все еще в крови. Всадник Золотое копье и евангельский Пилат в действительности во многом разнятся. Это образы скопированные, но не идентичные.

История создания романа «Мастер и Маргарита»

Началом работы над «Мастером и Маргаритой» принято считать 1929 год, но замысел романа появился еще в 1928. При написании романа автор использует труды о масонстве (поклонение дьяволу). В том числе статью отца. Также, мне кажется, что Булгаков опирался на произведения Гете, в частности, таким произведением является «Фауст». Недаром автор использовал отрывок из этой драмы, как эпиграф:

так кто ж ты, наконец?

– Я – часть той силы,

Что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Также при работе над романом Михаил Афанасьевич использовал некоторые факты из книги Ж. Э. Ренана «История происхождения христианства», который изображал Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником.

Известно, что задаток романа впервые был сдан в издательство «Недра» уже 8 мая 1929 года. Эта рукопись называлась «Фурибунда». Естественно, это была еще только разработка, причем с неприкрытой жесткостью. После первого чтения среди близких Булгаков понял, что его произведение вряд ли пропустят цензоры.

В первой редакции роман имел варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын Велиара», «Гастроль Воланда». Первую редакцию автор уничтожил 18 марта 1930 года, после запрещения «Кабалы святош».

Потом Булгаков вернулся к написанию романа в 1931году. Здесь уже фигурировала Маргарита и ее безымянный спутник – будущий Мастер. В 1932-33 годах Михаил Афанасьевич вновь начал выстраивать фабульно завершенный роман, но был уверен в бесполезности своей работы. Однако теперь уже на протяжении всей своей жизни он не отступался от своей затеи.

Вторая редакция романа была закончена в 1936 году и имела подзаголовок «Фантастический роман». Варианты названий этой редакции были такими: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг» и «Копыто консультанта».

Третья редакция была начата в 1936-37 году и первоначально называлась «Князь тьмы», но уже во второй половине 1937 года появилось хорошо известное теперь название «Мастер и Маргарита».

В мае-июне 1938 года фабульно завершенный текст впервые был перепечатан. Авторскую правку Михаил Афанасьевич начал 19 сентября 1938 года, и с перерывами она продолжалась уже почти до самой смерти автора.

Смысл событий в Москве и Ершалаиме

Автор романа «Мастер и Маргарита» ершалаимские главы обрисовывает детально и пафосно. Он описывает Великую эпоху, когда жили достойные люди, умеющие рисковать в битве, сражаться за свою правду. Здесь нет места смеху.

И также автор преднамеренно изображает беспорядки в Москве, происходящие с приездом Воланда и его свиты, в комическом плане. Ирония скрывает трагичность, которую не замечают жители города, Москвичи считают свои собственные души чем-то вторичным и не столь важным. Важным считается соблюдение государственного закона и доводы разума. Весь трагизм заключается в следующем:

  1. В самом начале председатель Массолита Берлиоз провозглашает — ему нужны доводы существования Иешуа. Тогда же Воланд ему возражает — никаких точек зрения не нужно, если кто-то существовал, то это ощущается сердцем, не разумом. И это трагично, потому как если в человеке нет души, тогда его можно признать угодным обществу или неугодным. И тех кто неугоден убрать любыми способами. Так произошло с Мастером, работа которого признана критиками неугодной. И нечто подобное происходит в Ершалаиме.
  2. Но если Иешуа свят и его гибель священна, он идет на казнь с улыбкой, зная, что гибнет за правду, то Мастер опускает руки. Он больше не борец и не жилец. Так как жизнь это и есть борьба. Мастера не пропускают к Свету. Как сообщается в разговоре между Воландом и учеником Левием Матвеем — «Мастер не заслужил Свет, а заслужил покой».
  3. В московском номере во время выступления людям раздают платья и деньги. Однако за всем этим наблюдает Воланд. Он видит тайные грехи и жадность москвичей. Ему не смешно от этого. Он понимает, что деньги раздать можно, а вот совесть так просто не получить.

Роли здесь распределены четко — свет не пропускает страдающего в свою обитель, а тьма не может принять к себе того, кто был готов жертвовать ради правды, пусть и не до конца. Поэтому удел Мастера на самом деле трагичен.

Это видно в фильме Владимира Бортко, его заключительная глава — это презентация трагичности удела писателя, решившегося описать евангелие, и его спутницы.

Образ Воланда

Во многом этот герой походит на Мефистофеля Гете. Само его имя взято из его поэмы, сцены Вальпургиевой ночи, где дьявол единожды был назван таким именем. Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» очень неоднозначен: он – воплощение зла, и в то же время защитник справедливости и проповедник подлинных моральных ценностей. На фоне жестокости, алчности и порочности обычных москвичей герой выглядит, скорее, положительным персонажем. Он же, видя этот исторический парадокс (ему есть, с чем сравнить), заключает, что люди как люди, самые обыкновенные, прежние, только квартирный вопрос  их испортил.

Кара дьявола настигает только тех, кто этого заслуживал. Таким образом, его возмездие очень избирательно и построено по принципу справедливости. Взяточники, неумелые писаки, заботящиеся только о своей материальном достатке, работники общепита, ворующие  и реализующие просроченные продукты, бесчувственные родственники, воюющие за наследство после смерти близкого человека,- вот те, кого наказывает Воланд. Не он подталкивает их к греху, лишь обличает пороки общества. Так автор, используя сатирические и фантасмагорические приемы, описывает порядки и нравы москвичей 30-х годов.

Мастер — по настоящему талантливый писатель, которому не дали возможности реализоваться, роман просто «задушили» массолитовские чиновники. Он не был похож на своих коллег, имеющих удостоверение писателя; жил своим творчеством, отдавая ему всего себя, и искренне переживая за судьбу своего произведения. Мастер сохранил чистое сердце и душу, за что и был награжден Воландом. Уничтоженная рукопись была восстановлена и вернулась к своему автору. За свою безграничную любовь была прощена за свои слабости дьяволом Маргарита, которой сатана даже предоставил право просить у него исполнения одного ее желания.

Свое отношение к Воланду Булгаков выразил в эпиграфе: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» ( «Фауст» Гете).  Действительно, обладая неограниченными  возможностями, герой карает человеческие пороки, но ведь это можно считать наставлением на путь истинный. Он – зеркало, в котором каждый может увидеть свои грехи и измениться. Самая дьявольская его черта – все разъедающая ирония, с которой он относится ко всему земному. На его примере мы убеждаемся, что сохранить свои убеждения наряду с самообладанием и не сойти с ума можно только с помощью юмора. Нельзя принимать жизнь слишком близко к сердцу, ведь то, что нам кажется незыблемой твердыней, так легко рассыпается при малейшей критике. Воланд ко всему равнодушен, это и отделяет его от людей.

Диалог героев

Смысл разговора между игемоном и бунтарем, как и весь роман Булгакова в целом сводится к вопросам добра и зла, свободы и ее отсутствия, власти и анархии. Глубоким посылом для читателя выступает то, как образ и слова Иешуа смогли повлиять на иудейского прокуратора, коснуться его души и возродить ее.

Символизм носит в себе даже недуг, который мучает Пилата — гемикрания, поражающая невыносимой болью ровно половину головы. Натура ершалаимского судьи двойственна, его душа еще не полностью закостенела на беспринципной службе, а значит и он сам находится в состоянии дисгармонии и замешательства.

Появление Га-Ноцри играет для прокуратора и его духовной кармы решающую роль. Пораженный тем, как тонко чувствует философ истину, заключавшуюся в желании Пилата погладить свою собаку Бангу, способную хоть ненамного облегчить его страдания, игемон меняется и сам. Прощение проповедника станет для него самым главным смыслом как на остаток жизни, так и после нее. Анализ эпизодов общения судьи и арестанта позволяет говорить о связи античного романа с Москвой тогдашнего периода и его сравнении с ней.

Толпа олицетворяет собой столичное общество, стадные инстинкты которого, как и бездумное потребительство обличаются Воландом и свитой на представлении в театре Варьете. Сам Иешуа и его истина — это будто бы Мастер и истинное литературное искусство, живущее в нем. В лице игемона воплощена вся сущность советской власти и литературной системы. Все четыре основные сюжетные линии произведения Булгакова тесно переплетены между собой в виртуозной задумке гениального русского писателя. Мистику удалось затронуть и раскрыть тему дьявольщины и евангелических текстов новаторски и гармонично.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: