Введение изменений
Примерно со второй половины XVI века раздробленное государство стало единой территорией. Постепенно в нём формировались институты власти, которые были необходимы узкому кругу лиц. Расчет пошлин вели все члены княжеского двора, бояре, а также военная.
Процедура оформления была несложной. Служаке достаточно было подать лично князю или его дьяку челобитную о пожаловании кормления. Существовало несколько типов таких грамот. Они отличались правовым объёмом.
В отдельных документах могли быть дополнительные пожелания. Должностное лицо имело право самостоятельно вершить суды или держать собственную корчму, взимать дополнительные пошлины.
А также выдавались особые грамоты, где фиксировались размеры и сроки внесения подати. Если это было необходимо, наместник мог получить еще один документ, который временно отменял судебный иммунитет служителей церкви и местной светской власти. Уставы и грамоты могли регулировать отношения, в которые вступали кормилец и представитель князя. Но их выдавали только по требованиям местного населения.
Согласно документам, кормление оформлялось на срок от 1 до 5 лет. Только в исключительных случаях оно могло быть продлено: за дипломатические или военные заслуги. Согласно грамоте на кормление, территории должны были объединяться. То есть должностное лицо проживало в том городе или сельской местности, где собирали пошлины. Князь выстраивал целые очереди желающих получить такие документы. Если один из кандидатов в период ожидания умирал, то его место могли занять сыновья или братья. С конца XV века за учет должностных лиц, выдачу и фиксацию грамот отвечали специально созданные комиссии дьяков.
Когда кормленщик отправлялся на порученную ему территорию, его сопровождали помощники. При этом они имели право на сбор пошлины сразу по приезде, а также по большим праздникам:
Определение понятия
С XI по XVI век в Древней Руси князь назначал суверенов во все округи. Они занимали разные должности — наместник, ключник, тиун, волостель, и обязаны были представлять правителя. Пока они исполняли свои задачи, крестьяне собирали им натуральные поборы. Эти пошлины и повинности были необходимы для того, чтобы содержать должностных лиц.
В Средневековой Руси эта система появилась из-за неравенства между социальными классами. Самым главным в государстве считался князь. Ему подчиняются военные, бояре и все, кто проживал при дворе. Они принимали участие в судах, собраниях, правитель наделял их властью определённой силы. Некоторых он отправлял в качестве наместников в отдаленные территории своей страны.
Сущность налоговой реформы
Налоговая реформа проводилась с начала 1550-х годов. Основные ее мероприятия:
- создание законодательной базы;
- введение унифицированной единицы налогообложения;
- описи территорий;
- совершенствование системы сбора налогов.
Масштабные описания земель проводились во все время правления Ивана Грозного, вплоть до 1580-х годов. Целью переписей было охватить все окультуренные земли и обложить их налогами. В 1590-е годы описание земель продолжилось, но уже не имело такого повального характера.
Сошное письмо – описание территорий с целью взимания поземельных налогов в XVI-XVII веках. Крестьяне в Русском царстве делились на 4 категории:
- черносошные – работающие на государственных землях;
- помещичьи – частновладельческие крестьяне, находящиеся в поземельной и личной зависимости от землевладельцев;
- церковные – прикрепленные к церковным и монастырским владениям;
- дворцовые – приписанные к царскому двору и обслуживающие его нужды.
В Судебнике 1550 года подтверждалось право перехода частновладельческих крестьян от одного хозяина к другому за неделю до и после Юрьева дня, но увеличивался размер пожилого – платы за переход. К концу правления Ивана Грозного закрепощение крестьян еще более усилилось.
Основной формой налогообложения с середины XVI века становилась «большая соха». Она состояла из разного количества земель. Соха делилась на четверти, которые составляли половину десятины.
Четверть – земельный участок, засеянный четвертью ржи, то есть старинной мерой объема, примерно равной 209,7 литра.
Виды «большой сохи» и их отличительные особенности:
- Черносошная (или «черная») – равнялась 400 четвертям или 218 гектарам.
- Церковная – составляла 600 четвертей или 327 гектаров.
- Служилая – представляла собой 800 четвертей или 436 гектаров.
Наибольший размер посошной подати был у государственных крестьян. При равных размерах наделов посошный налог с черносошных земель был в полтора раза больше чем с церковных, и в два раза больше чем со служилых.
При этом положение частновладельческих крестьян не было легче, так как они облагались большим количеством дополнительных повинностей и были лишены свободы передвижения и владения имуществом.
Налоги со служилых земель были меньше, так как дворянское сословие облагалось воинскими повинностями. Они должны были и сами служить, и предоставлять определенное количество вооруженных воинов с принадлежащих им владений.
Подати с посадского населения, то есть торговцев и ремесленников, живущих за пределами городской стены, также взималась по сохам. Единицей налогообложения становилось определенное количество дворов в зависимости от степени их зажиточности.
Население посадов делилось на 4 категории:
- «Лучшие сохи» – включали 40 богатых дворов.
- «Средние» – состояли из 80 хозяйств среднего достатка.
- «Меньшие» – к ним приписывались 160 небогатых дворов.
- «Охудалые» – к ним относили 320 беднейших хозяйств.
С каждой из этих сох взимался одинаковый размер подати. Это означает, что богатые посадники платили гораздо больше налогов, чем бедные. В современном понимании – это дифференцированная шкала налогообложения. Кроме того, существовала «круговая порука». Если беднейшие дворы не могли выплатить подати, их налоговая нагрузка перераспределялась между богатыми и средними хозяйствами.
История развития
Сам термин «кормление» генетически связан с княжеским полюдьем. Последние годы XI столетия на Руси правители часто сами объезжали города. При этом они осуществляли свои функции — использовали все прерогативы своей власти. Затем во времена правления Ярослава Мудрого местное население собирало деньги и продукты, чтобы передать в казну.
Этот порядок князь смог ввести в первый свод законов — Русскую правду. В следующем столетии сформировалось административное деление территорий княжеств на волости и города. В первых управляющие должности занимали волостели, а во вторых — наместники. Наблюдалась также эволюция местных форм самоуправлений. Сначала проблемы крестьян решали в проездных судах. Позже в каждой территориальной единице проявились стационарные резиденции. Они были известны и в личных владениях князя и на разных видах путей:
Принятие христианства
Почему же именно христианство? В Повести временных лет Нестор пишет о нескольких легендах, связанных с крещением Владимира и всей Руси.
Первая – о выборе князем религии. Князь стал приглашать к себе послов, среди которых были иудеи, мусульмане, католики и православные. Согласно Повести временных лет, Владимир спросил иудеев, где находится их Родина. На это они ответили, что бог, наказав их народ, рассеял его по всему миру. Князь сказал, что не желает служить Богу, который лишает Отечества.
Беседовал Владимир и с католиками, но негативно отнёсся к тому, что западная вера требовала безоговорочного подчинения главе церкви.
Привлекательнее Владимиру казалась мусульманская религия, поскольку ислам допускал многожёнство и обещал рай людям. Однако когда Владимир узнал, что мусульманам запрещается пить вино, князь заявил: «Руси веселие есть пити».
Больше всего Владимира поразил византийский монах-филосов, показавший картину Страшного Суда, тем самым рассказав о судьбе грешников и праведников. Икона буквально поразила князя, который был приятно впечатлён.
Но Владимир не торопился принимать решение. Вместо этого князь отправил послов в разные страны, чтобы ещё раз подтвердить своё мнение относительно других религий. Летопись говорит о приятно ошеломлённых послах, наблюдавших богослужение в соборе Святой Софии в Константинополе.
Вторая легенда гласит о чудесном исцелении Владимира от слепоты во время похода в Византию, в Корсунь. Владимир захватил город и ослеп. Тогда христианин из его дружины предложил ему исцеление иконой Корсунской Богоматери.
В 988 году Владимир с дружиной крестился в Корсуни. После этого византийский император согласился выдать за него замуж сестру Анну. В Киев вместе с Анной приехало большое число священников, книжников, зодчих, мастеров фрески, мозаики, иконописи. Русь стала приобщаться к великой культуре православной Византии.
Киев с радостью принял известие о крещении. Причины:
- В Киеве уже давно было много христиан. Византийский патриарх Фотий писал, что в 865 году ученики Кирилла и Мефодия крестили славян в Поднепровье (Кирилл был учеником Фотия). В 855 году Кирилл создал славянскую письменность и вместе с учеником явился к славянам. Кирилл перевёл часть Библии на славянский язык. В IX веке Болгария приняла православие. Болгарские книжники перевели на славянский язык греческие книги, в том числе Жития святых.
- В 955 году и в 957 году Ольга приняла христианство и начала проводить деятельность по распространению христианства на Руси.
Новгород, напротив, был крещён «огнём и мечом». Северо-восточная Русь утвердилась в христианской вере только в XI-XII веках.
Значение принятия христианства
- Укрепилось международное положение Руси, которая находилась в окружении монотеистических стран. На Русь перестали смотреть как на языческую, варварскую. Это открывало возможности для установления дипломатических отношений со странами Европы (заключение династических браков)
- Киевские князья получили прекрасную идеологию для объединения пёстрых племён в древнерусскую народность – русичей, ведь в церкви перед Богом все едины: и князь, и раб, и смерд, и иудей, и вятич).
- Русичи обрели христианскую мораль, противоположную варварским обычаям (кровной мести и родовой вражды).
- Русь приобщилась к великой культуре православной Византии, начав украшаться соборами.
Смотрите также:
- Категории населения. «Русская Правда»
- Международные связи Древней Руси
- Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции
Недостатки и достоинства
Оценки местнической системы у историков обычно негативные, так как подбор служилых людей по знатности, а не по личным талантам и способностям, значительно ухудшал эффективность кадровых решений.
Вместе с тем, историк Володихин Дмитрий считает, что невзирая на очевидные изъяны, местничество как-то примиряло служилых аристократов, определяя, кому можно претендовать на какой должностной уровень. Знать Русского государства включала в себя старомосковскую аристократию, княжеские роды из беглых литовско-русских князей, присоединённых русских земель и татарских царевичей. По мнению исследователя, без контролирующей системы знатные люди то и дело устраивали бы перевороты и усобицы, споря за место возле кормила власти. Таким образом, местничество оберегало русское государство от внутренних тяжёлых войн.
Местничество — это право на занятие определённых должностей в государстве в зависимости от знатности, на которое влияет знатность и служебное положение предков, а также их заслуг перед Московским великим князем.
История развития
Сам термин «кормление» генетически связан с княжеским полюдьем. Последние годы XI столетия на Руси правители часто сами объезжали города. При этом они осуществляли свои функции — использовали все прерогативы своей власти. Затем во времена правления Ярослава Мудрого местное население собирало деньги и продукты, чтобы передать в казну.
Этот порядок князь смог ввести в первый свод законов — Русскую правду. В следующем столетии сформировалось административное деление территорий княжеств на волости и города. В первых управляющие должности занимали волостели, а во вторых — наместники. Наблюдалась также эволюция местных форм самоуправлений. Сначала проблемы крестьян решали в проездных судах. Позже в каждой территориальной единице проявились стационарные резиденции. Они были известны и в личных владениях князя и на разных видах путей:
- чашничий;
- конюшенный;
- стольничий;
- сокольничий.
История явления
Давайте подробнее рассмотрим вопрос о том, как собирали дань в Древней Руси.
Каждый год князь со своей дружиной объезжал подвластные территории. Точный период таких поездок – с ноября по апрель.
Первое упоминание полюдья зафиксировано в летописях, датированных X веком. Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы встречается в трактате «Об управлении Империей» за авторством византийского басилевса Константина Багрянородного. С учетом того, что трактат датирован тем же столетием, мы можем утверждать, что полюдье возникло на Руси не раньше X века.
Что нам известно о полюдье из летописей и трактата?
- С наступлением ноября, русский князь, возглавляя дружины, выезжал из Киева в объезд по деревням и поселениям покоренных племен.
- К покоренным племенам, с которых собиралось полюдье, относились древляне, кривичи, дреговичи и другие восточнославянские племена, которые не сразу вошли в состав Киевской Руси.
- Оставшись на зимовку в одном из племен, князь и его дружина оставались на полном обеспечении данников.
- В апреле князь с дружиной возвращались в Киев, а уже оттуда, погрузив собранную дань на корабли, отправлялись в Византию, торговать. Ведь полюдье собиралось, в основном, вовсе не деньгами, а мехами, медом, воском, зерном – словом, теми припасами, которые можно было выгодно продать.
- Дружина, сопровождавшая князя, была нужна не только для его охраны: если племя отказывалось выплачивать установленную дань, ее забирали силой.
Кстати, именно к введению полюдья принято возводить традицию кормления. Хозяин дома (в случае данников – все поселение), у которого останавливался гость, должен был кормить и поить его. Позднее такая форма древнейшего славянского гостеприимства трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.
Объекты кормления
Система постоянно развивалась, в ней сформировалась две стороны — крестьяне, которые выплачивали дань, и наместники, жившие за их счет. При этом выделяли три объекта кормления:
- города и волости;
- должности;
- право на взимание.
В XVI веке за счёт кормления жили примерно 110 городов. А 30 из них делились пополам, около 20 территориями управляли представители высшей знати или члены боярских родов. Сельские местности подчинялись наместникам, административно-судебная подведомственность зависела от их удаленности от центра. На этот показатель влияли также происхождение и статус наместников, характер совершаемых правонарушений. Большая часть городов была представлена отдельными кормлениями, а небольшие волости соединялись в одну.
Второй объект — это сами должности, которые назначали князья. Подати собирались для лиц, которые управляли в собственных владениях или были представителями государя. А еще князь мог назначать приказчиков в города с сельскими округами, они также существовали за счёт крестьян.
3.1 Исторический опыт взимания поземельных налогов
Поземельные налоги — группа реальных налогов, по которым объектом налогообложения являются участки земли или доходы от владения или использования земли. Поземельные налоги были известны в Древнем Египте, Персии, Греции, Риме. Наибольшее значение для формирования доходов государства поземельные налоги имели в средние века. Первоначально выступали в виде натуральных сборов и взимались в зависимости от размера участка или его урожайности. Позднее при обложении поземельными налогами стала учитываться доходность земли, определяемая на основе кадастровой стоимости земельного участка, устанавливаемой при составлении государственного земельного кадастра. Система поземельных налогов окончательно сформировалась в XVII — первой половине XIX в.
Поземельные налоги наряду с подомовым налогом и промысловым налогом преобладали в сфере прямого обложения. В современных условиях фискальное значение поземельных налогов, как правило, незначительно. В основном они поступают в доходы местных бюджетов. В большинстве стран поземельные налоги вошли в состав подоходных налогов или поимущественных налогов. В ряде стран поземельные налоги сохранились в качестве самостоятельного платежа. В ФРГ поземельными налогами облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Во Франции поземельные налоги представлены налогом на землю под застройкой, взимаемым с недвижимой собственности на базе ее арендной стоимости, и налогом на незастроенные земельные участки, которым облагаются все земельные участки независимо от их использования. В России государственный поземельный налог был введен в 1875 г. в форме раскладочного налога. Величина поземельного налога устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между отдельными владельцами земли. В СССР на основании Указа Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах» взимался земельный налог, заменивший ранее существовавший обязательный платеж — земельную ренту. В РФ по Закону об основах налоговой системы взимается налог на строения, помещения и сооружения. В соответствии с п. 1 ст. 15 НК предусмотрено взимание местного земельного налога. Налогоплательщиками поземельных налогов выступают собственники, а в ряде случаев арендаторы земельных участков (как резиденты, так и нерезиденты). При наличии соглашений об избежании двойного налогообложения суммы поземельных налогов, уплаченные в стране осуществления деятельности, вычитаются для целей определения налоговых обязательств по подоходным налогам в стране регистрации юридического лица (в стране постоянного пребывания физического лица).
Перспективы улучшения государственного контроля
Соответственно важным и актуальным является регулирование государственной службы и борьба с коррупцией и бюрократией. Такое управление является целенаправленным воздействием, и рассчитано на получение результатов. Для того чтобы иметь управлению контроль, важна такая ориентация. Данное назначение является гарантией целостностной мощи страны. Наше государство в настоящее время переживает момент, когда разрабатывается новое направление развития, но усилия и действия по его реализации крайне неэффективны. Набирающие силу сепаратизм и местничество с одной стороны, потом дурные традиции “командовать сверху” – с другой, всё это усугубляют эти тенденции. Следствие таких проявлений – неизбежное ослабевание государственности. Вот почему контроль, является мощным средством в преодолении указанных выше кризисных явлений и соответственно способствует укреплению государства
Важно отметить, что государственный контроль нельзя назвать атрибутом лишь одного политического режима. Контроль всегда присущ любому государству, которое стремится обеспечить реализацию политики, законодательства, защиту интересов государства
Контроль в нашей стране рассматривается как одна из основных функций государства.
Он призван:
во-первых, выступать как постоянно осуществляемая государственная деятельность не одного а всей системы органов государства;
во-вторых, появляется возможность создать достаточно стройную, динамичную, неутяжеленную систему государственного контроля, которая охватит все его виды;
в-третьих, важно придавать контролю демократический гласный характер, позволить участвовать в нём общественности;
в-четвертых, государственный контроль не должен быть самодовлеющим институтом, а является инструментом эффективного решения государственных, экономических, социальных задач;
в-пятых, добиватся высоких показателей качества контроля можно при помощи правового контроля, основанного на законодательстве, которое исключает произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение.
2.1 Исторические тенденции
История налогообложения в России — сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран. В значительной мере они сохранены и в современной России.
Первая тенденция — периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.
Вторая тенденция — постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к обратному результату — росту косвенного обложения.
Третья тенденция — постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). Еще одной, не столько тенденцией, сколько характерной чертой системы налогообложения на протяжении всего исторического развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.
Достаточно сложно определить точку отсчета налоговой истории на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году. В современном переводе эта часть документа звучит следующим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги…».
Функционирование системы
На самом деле функционирование системы сильно отличалось от информации, которая была зафиксирована в документах. Должностные лица назначали дополнительный корм на праздник Покрова Богородицы. Пошлины получал не только наместник князя, но и вся его семья. В некоторых случаях даже его услуги могли претендовать на какую-то часть дани.
Во время пиров кормленщик получал подать в натуральном виде — вино, мёд, пиво, а иногда ему платили деньгами. Отдельно крестьяне оплачивали и его поездки по территории местности. Население также строило, ремонтировало и обслуживало дом и двор должностного лица. А пошлины от судебных процессов были гораздо больше, чем сами доходы кормления.
Значение Юрьева дня для крестьян
До правления Ивана 3 помещики наделялись правом иметь землю, а крестьяне могли у землевладельца ее «арендовать». Под арендой понимались оброк с барщиной, которые крестьяне были обязаны платить помещику. При этом бедняки, выплатив денежный сбор, могли переходить от одного землевладельца к другому без ограничений. Такая система действовала с XI века.
Юрьев день был выбран не случайно. На Руси к этому времени заканчивались все полевые работы. Урожай был собран, уложен на хранение. Помещикам надлежало рассчитаться с крестьянами за их работу. И хотя большая часть землевладельцев хитрила и выплачивала меньше, чем полагалось, обязательства крестьян и помещиков друг перед другом считались после такого расчета выполненными. По этой причине первые могли спокойно уйти к другому хозяину и начать трудиться в будущем году на новом месте.
Такова была подоплека принятого Иваном 3 закона, названного впоследствии «крестьянским выходом». На деле принятие судебника стало началом закрепощения.
Причины отмены
В период правления великого князя Ивана Третьего началось ограничение дохода его наместников. Он лично выдавал грамоты на кормление и уставные. Но в 1556 году официально была объявлена отмена кормлений, а власть перешла к губным и земским старостам. Первых население выбирало из местных дворян. А второй был представителем черносошных крестьян.
Князю Ивану Четвертому пришлось отменить систему, так как ее участники слишком часто начали злоупотреблять своими правами. После 1556 года доходы кормленщиков превратились в единый государственный налог, который называли окупом.
В начале 16 века натуральные пошлины заменились денежными. А Иван Четвертый полностью отменил систему кормлений, заменил её Земской реформой. Хотя подобные налоги не исчезли сразу же. В некоторых городах и территориальных единицах наместники продолжали собирать пошлину с крестьян. Об этом говорится в исторических источниках, которые относятся ко второй половине XVI века.
Что касается современной России, то сегодня деньги на содержание чиновников выделяются из государственной казны. А пополняется она из налогов, которые платят граждане государства. То есть система значительно изменилась, но её основа осталась прежней. Подобное явление встречается практически во всех странах мира.
Местничество в древней Руси: суть, особенности, преимущества и недостатки
Приблизительно с конца пятнадцатого века весь государственный аппарат формировался именно руководствуясь принципами местничества. Как уже и говорилось, это значительно тормозило развитие державы в общем. Выбор людей на должности, не по способностям и талантам, а по семейному положению, родовитости и знатности, значительно снижал уровень эффективности этого аппарата, а главное, не давал пробиться к власти действительно талантливыми способным руководителям. Именно потому отмена местничества в один прекрасный момент стала попросту неизбежна.
Правда, польза от подобного ранжирования имелась, и на это также нельзя закрывать глаза. Во-первых, она хоть как-то, то есть худо-бедно, но примиряла дворянство. Местничество строго указывало на то, кому и какую должность в государственном аппарате власти можно занимать, а куда даже нечего пытаться не стоит проникнуть, так как по роду не положено. В высших эшелонах власти того времени и так царила смута, вечные ссоры и усобицы, заговоры и сплетни, которые хоть кое-как сдерживала система местничества. Фактически, именно местничество способно было удержать распоясавшихся аристократов от тяжелой внутренней войны, который они могли затеять в любую минуту.
Причины отмены
Ситуация была такой, что кормленщикам часто давали в кормление не те земли, в которых у них были вотчины, а совершенно другие. Назначали их на 1-2 года. Сами думаете, что дальше-то было? Правильно! Эти бояре и дети боярские смотрели на эту должность исключительно как на средство собственного обогащения. При этом они часто пренебрегали своими обязанностями, а бывало, что и «срастались» с криминальными элементами.
Ну, представьте себе, в каком-нибудь Устюжском уезде есть боярин — воевода. У него вся власть: и административная, и военная, и судебная. Вот есть судебная тяжба над каким-то местным купцом, что он кого-то убил. Купец заплатит взятку этому воеводе, и тот решит дело в его пользу. Какое уж тут справедливое правосудие? На местное население за такое вот еще и кормит в буквальном смысле такого «управленца».
Не удивительно, что в городах начались бунты. В результате при Иване Третьем стали выдаваться «кормленные грамоты» в сопровождение назначенному воеводой боярину. Грамоты эти предназначались для местного населения, чтобы оно подчинялось этому воеводе. Ну, как грамота от самого Великого князя!
Кроме того, вторым сопроводительным документом были «доходные списки» — перечень всех поборов, который кормленщик (боярин-воевода) мог принимать себе в карман.
Но, понятно, что эти все документы ситуацию не решили.