Отечественная наука и система образования, культура во второй половине хіх

Связь науки с практикой

Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни ученые разрабатывали идеи в какой-либо отрасли науки. Другие проверяли их в лабораториях при институтах и университетах. В ходе таких экспериментов выявлялись пути практического применения того или иного научного открытия. Так, например, произошло с изучением электричества.

Итальянский физик Алессандро Вольта — создатель первого химического источника света — вольтова столба, 1800.Демонстрация батареи перед Наполеоном Бонапартом

Электрические и магнитные явления были известны еще до XIX в., но они рассматривались изолированно друг от друга. В 1831 г. английский ученый Майкл Фарадей (1791—1867) провел важные опыты, демонстрируя законы электричества. Оказалось, что в медной проволоке, пересекающей магнитные силовые линии, возникает электрический ток. Это открытие известно как явление электромагнитной индукции. От своих современников Фарадей получил шутливый титул «повелитель молний». Его идеи подтвердил и развил шотландский ученый Джеймс Максвелл, доказавший в 1873 г. связь между электричеством и магнетизмом.

Майкл Фарадей

Люди XIX в. полагали, что уже изобрели все, когда появились первые паровозы и автомобили, двигавшиеся со скоростью двадцать километров в час. Но как сильно ошибались они! Сколько всего еще предстояло открыть! Наука об электричестве привела к созданию электротехнической промышленности, которая стала служить человеку. Сначала был изобретен электродвигатель, а в 1880 г. фирма «Сименс» произвела первый электропоезд. Заработали первые в мире электростанции, на фабриках и заводах все шире начали применяться электромоторы. Появилось электрическое освещение городских улиц, жилых домов, общественных и производственных помещений. В прошлое уходила конка. На улицах европейских городов загрохотали трамваи, оповестившие мир о начале эпохи электричества.

Электрическая лампочка, изобретенная Томасом Эдисоном в 1879 г. Более дешевая и практичная, она заменила газовый рожок. Эдисон — автор свыше 1000 изобретений. Он усовершенствовал телеграф и телефон, изобрел фонограф (1882), построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882)

Новый вид энергии открывал новые горизонты перед европейскими странами. Но и она, подобно многим другим изобретениям, вскоре была использована в военных целях.

«Культура России в XVIII — начале XIX вв.»

Факторы, оказавшие влияние на развитие русской культуры в первой половине XIX в.:

  • рост национального самосознания русского народа под влиянием событий Отечественной войны 1812 г.
  • усиление интереса к общественным наукам и отечественной истории;
  • развитие общественной мысли;
  • вовлечение в сферу культуры представителей различных социальных слоёв;
  • цензурная политика правительства, особенно в Николаевскую эпоху, не допускавшая распространения в печати оппозиционных и передовых идей.

ОБРАЗОВАНИЕ

В ходе реформы системы образования 1802—1804 гг. создана централизованная система государственной общеобразовательной школы, основанная на принципах всесословности, бесплатного обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ разных ступеней образования.

Университетский устав 1804 г. давал вузам широкую автономию в вопросах внутренней жизни (отменена при Николае I согласно уставу 1835 г.). Открыты новые университеты в Дерпте (1802 г.), Казани (1804 г.), Харькове (1804 г.) и Варшаве (1816 г., закрыт после польского восстания 1830 г.).

ЖУРНАЛИСТИКА

Увеличилось число периодических изданий, начала выходить первая провинциальная газета «Казанские ведомости» (1811 — 1821 гг.), с 1838 г. — «Губернские ведомости» во всех губерниях империи.

Появляются новые журналы:

  • «Вестник Европы», основан в 1802 г. Н. М. Карамзиным;
  • «Москвитянин», выходил под редакцией М. П. Погодина в 1841 — 1856 гг.;
  • «Московский телеграф» Н. А. Полевого (1825—1834 гг.);
  • «Современник», основан А. С. Пушкиным в 1836 г.;
  • «Отечественные записки» (1818—1884 гг.), издателями в разное время были А. А. Краевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н, А. Некрасов, Г. 3. Елисеев.

ЛИТЕРАТУРА

Литературный процесс XVIII — первой половины XIX в. отличается богатством стилей и художественных направлений.

Классицизм предполагал единство места, времени и действия, чёткое деление персонажей на положительных и отрицательных. Представители этого стиля в литературе — Г. Р. Державин, ранний Н. М. Карамзин и др. В 1820-х гг. данное направление переживает кризис.

Сентиментализм основывался на эмоциональной насыщенности литературных произведений, чрезмерной чувственности, обращении к душе человека, его отношениям с природой и другими людьми. Представители сентиментализма — поздний Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин и др.

Для романтизма характерно выступление против нивелирования личности, жажда совершенства, гражданской независимости. В балладах и думах В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, А. И. Одоевского, ранних произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова воспевались народные герои, борцы за свободу.

Для реализма характерно правдивое, объективное отражение действительности. Представители реализма — А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. В. Гоголь и др.

АРХИТЕКТУРА

В архитектуре господствующим стилем в первой половине XIX в. был классицизм, ориентировавшийся на образцы античной архитектуры. Выдающимися российскими архитекторами были К. И. Росси (Елагинский дворец, ансамбль Михайловского дворца, здания Главного штаба, Александрийского театра, Синода, Сената в Петербурге), А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства в Петербурге), Тома де Томон (здание Биржи), А. Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге), О. Р. де Монферран (Александрийский столп на Дворцовой площади и Исаакиевский собор в Петербурге), О. И. Бове (реконструкция Москвы после пожара 1812 г.), К. А, Тон (Храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец в Москве).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Представители классицизма создавали произведения прежде всего в историко-мифологическом жанре:

  • «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова;
  • «Явление Христа народу» А. А. Иванова;
  • памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому И. П. Мартоса;
  • памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором работы Б. И. Орловского.

В стиле романтизма были написаны прижизненные портреты А. С. Пушкина художников О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, воздвигнута скульптурная группа «Укротители коней» П. К. Клодта на Аничковом мосту.

В изобразительном искусстве появляется и набирает силу реализм: «Утро помещицы» А. Г. Венецианова, «Свежий кавалер», «Сватовство майора» и другие картины П. А. Федотова, памятник И. А. Крылову П. К. Клодта.

МУЗЫКА И ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В первой половине XIX в. сформировались русский национальный профессиональный театр и национальное классическое музыкальное искусство. Выдающимися актёрами того времени были А. Е. Мартынов, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов. Основоположником русской оперы стал М. И. Глинка (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»),

Конспект урока по Истории России «Культура России в XVIII — начале XIX вв.».

Следующая тема: «».

Богословие и философия

Александровская эпоха – период «борьбы
за богословие», николаевская — «философского пробуждения».

Дух Александровской эпохи пронизан
мистицизмом, активно воспринимается немецкий мистицизм, масонская мистика
(Эккартсгаузен, Сен-Мартен, Сведенборг, Фенелон). Масонские ложи и организации
(ложа «Умирающего Сфинкса», Лабзин (1766-1825)) собирают образованные
силы общества (Витберг, Херасков, Н.Тургенев), оказывают воздействие на тайные
общества (Арзамас, Союз благоденствия, Зеленая Лампа), заметно влияют на
направление культурной жизни.

Возобладала идея
«универсального», «внутреннего», надконфессионального
христианства, проводимая самим императором в русле манифеста Священного Союза
(1815). В 1817 г. учреждается Министерство духовных дел и народного
просвещения» (кн. А.Н.Голицын (1773-1844)). «Сугубое
министерство» хочет пробудить в массах религиозную потребность и вместе с
тем навязать новую государственную религиозную идею, призванную заместить
историческую Церковь («министерство затмения» – Карамзин). В этой
двусмысленной обстановке выдвигается идеал просвещенного духовенства,
призванного активно участвовать в народно-государственной жизни, которому место
на верхах общества, и начинают вырабатываться основания православного
богословия, правильно обустраивающего законный путь веры, дабы предупредить
уклонения на незаконные пути, прилагаются усилия к распространению богословских
познаний. Язык преподавания в духовных школах становится русским, издается.
Митрополит Московский Филарет (Дроздов), пишет русский катехизис для народа.
Издание Библии на русском языке (идея, поддерживаемая митр. Филаретом)
находится в руках надконфессионального Библейского общества (учр. 1804),
деятельность которого вызывает резкую оппозицию (адм. Шишков, архим. Фотий).
Общество упразднено в 1825 г.

К середине века русская богословская школа,
становится на один исторический уровень с западной, в содержании образования.
Складываются доминанты русской православной богословской школы: интуиция
Священной истории, религиозный интерес к прошлому, единство философского
умозрения и свидетельства Откровения (2, с. 232). В духовных школах вызревает
философская ученость, (Ф. Голубинский, В.Н.Карпов, переводчик Платона,
О.М.Новицкий, П.Д.Юркевич). Практическое аскетическое богословие являет себя в
деятельности святых подвижников преп. Серафима Саровского, преп. Игнатия
Брянчанинова, святых отцов Оптиной пустыни.

В Николаевскую эпоху потребность в
философии вырастает из созревшей необходимости сознательно увидеть себя в русле
исторической жизни народов. Философия развивается по двум направлениям – как
философия природы (Павлов, И. Давыдов, А.Герцен) и философия истории, в русле
которой оформляется основная идеологическая оппозиция 19 века —
«славянофилов» (А.С.Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские) и
«западников» (А.И.Герцен, Т. Грановский). Водораздел проходит по
линии понимания религиозной судьбы России и, шире, историософского значения
религиозной идеи. Переживая мощное влияние немецкой классической школы (Гегель,
Шеллинг), русская мысль осознает необходимость восхождения к ее началам. Это
вдумчивое ученичество, обращение к корням собственной культуры, народным и
церковным, переосмысление плодов цивилизации в «двойном свете»
западного и собственного исторического опыта.

2 вариант

1. Какое географическое открытие принадлежит экспедиции во главе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым?

1) открытие Австралии
2) открытие пролива между Азией и Америкой
3) открытие Антарктиды
4) открытие истоков Амура

2. Принятие какой меры в сфере образования относится к царствованию Николая I?

1) предоставление университетам автономии
2) открытие Царскосельского лицея
3) подтверждение запрета на обучение крепостных в университетах и гимназиях
4) создание Министерства народного просвещения

3. Установите соответствие между именами учёных и путешественников первой половины XIX в. и их открытиями, изобретениями, достижениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Имена

А) Г.И. Невельской
Б) Н.И. Пирогов
В) Н.И. Лобачевский

Открытия, изобретения, достижения

1) первое использование наркоза
2) доказательство того, что Сахалин — остров
3) открытие неевклидовой геометрии
4) составление первой геологической карты России

4. Что из перечисленного характеризует развитие системы образования в России во второй половине XIX в.?

1) усиление роли органов местного самоуправления в деле просвещения
2) установление всеобщего обязательного начального образования
3) сохранение запрета для женщин получать среднее образование
4) сосредоточение всего начального образования в Русской православной церкви

5. Расположите в хронологической последовательности жизни и деятельности фамилии российских историков XVIII-XIX вв. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии российских историков, в правильной последовательности.

1) В.О. Ключевский
2) В.Н. Татищев
3) Н.М. Карамзин
4) С.М. Соловьёв

6. Изобретателем радиотелеграфа был

1) П.Н. Яблочков
2) А.С. Попов
3) Ф.А. Блинов
4) А.Ф. Можайский

7. Развитие науки в России в начале ХХ в. связано с деятельностью

1) М.В. Ломоносова
2) Н.И. Лобачевского
3) Н.Е. Жуковского
4) Н.М. Карамзина

8. Кто из названных лиц был известным российским философом начала ХХ в.?

1) К.Д. Кавелин
2) С.Н. Булгаков
3) А.И. Герцен
4) М.А. Бакунин

9. Выдающимся русским путешественником второй половины XIX в. был

1) А.Ф. Можайский
2) Н.М. Пржевальский
3) И.К. Айвазовский
4) А.Н. Островский

10. В каком из перечисленных городов Российской империи во второй половине XIX в. открылся университет?

1) Туле
2) Минске
3) Курске
4) Одессе

11. Прочтите отрывок из очерка, посвящённого русскому учёному, и определите пропущенную фамилию.

«Чтобы вполне оценить найденную им связь хлорофилла с фотосинтезом, следует указать, что в то время значение зелёной окраски растений было совершенно неясно. Считалось, что окраска хлорофилла является чистой случайностью и никакого значения не имеет. __________ впервые доказал, что зелёная окраска хлорофилла специально приспособлена для поглощения солнечной энергии, необходимой для разложения углекислоты.
Доказав участие хлорофилла в фотосинтезе, __________ пошёл и дальше. Он если не объяснил, то указал путь к объяснению, каким образом поглощаемая хлорофиллом солнечная энергия участвует в разложении углекислоты».

1) Н.И. Лобачевский
2) В.О. Ключевский
3) А.А. Шахматов
4) К.А. Тимирязев

12. Создание Высших женских курсов относится к царствованию

1) Александра I
2) Николая I
3) Александра II
4) Александра III

13. Какое научное открытие относится ко второй половине XIX в.?

1) периодический закон химических элементов
2) наличие атмосферы на Венере
3) неевклидова геометрия
4) закон сохранения энергии

14. П.Н. Лебедев был выдающимся

1) биологом
2) физиком
3) филологом
4) геологом

15. Кто из русских учёных первым получил Нобелевскую премию?

1) И.И. Пирогов
2) Д.И. Менделеев
3) И.П. Павлов
4) К.А. Тимирязев

Ответы на контрольную работу по истории Наука и образование России в XIX — начале ХХ в. 9 класс1 вариант
1-2
2-2
3-2
4-423
5-1
6-1
7-3
8-3
9-3
10-4
11-4
12-2143
13-1
14-3
15-42 вариант
1-3
2-3
3-213
4-1
5-2341
6-2
7-3
8-2
9-2
10-4
11-4
12-3
13-1
14-2
15-3

«Образование в XVIII — начале ХХ вв.»

• • •  Образование в XVIII веке

Открыты:
— общеобразовательные школы — цифирные , гарнизонные (обучение солдатских детей), адмиралтейские, школы в провинциальных городах;
— специализированные учебные заведения — навигацкая (школа математических и навигацких наук), артиллерийские, инженерные, горные, художественные, иностранных языков школы и шляхетские корпуса , духовные семинарии;
— высшие учебные заведения — Академия наук не только проводит научные исследования, но и готовит специалистов; Московский университет: три факультета — философский, юридический, медицинский (1755 г.), Академия художеств: отделения живописи, скульптуры, архитектуры (1757 г.)» Духовные академии.

При Екатерине II идёт формирование системы общеобразовательных школ и ряда закрытых учебных заведений для воспитания людей «новой породы» — воспитательные дома в Москве (1764 г.) и Санкт-Петербурге (1770 г.), Смольный институт благородных девиц (1764 г.) в Санкт-Петербурге.

• • •  Образование в XIX веке

• 1803 г. — реформа образования. Принципы: бессословность, бесплатность обучения на низших ступенях, преемственность учебных программ, автономия университетов (устав 1804 г.)

• Создание единой системы учебных заведений — структура системы образования:

• Создание закрытых привилегированных учебных заведений для дворянских детей — лицеев: Царскосельский (Александровский) (19 октября 1811 г.), Нежинский, Демидовский в Ярославле, Ришельевский в Одессе.

• Открытие специализированных высших учебных заведений: Лесной институт, Петербургский технологический институт, Московское техническое училище, Инженерная и Артиллерийская академии и т. д.

• 1863-1864 гг. — реформа образования:
— рост сети начальных школ (церковно-приходских и земских школ);
— увеличение количества средних учебных заведений (классические гимназии и реальные училища);
— увеличение числа высших учебных заведений: открытие двух университетов — в Одессе и Томске (первый университет в Сибири), Петербургской (1862 г.) и Московской (1866 г.) консерваторий;
— развитие женского образования: с 1862 г. — женские гимназии; 1878 г. — открытие в Санкт-Петербурге Бестужевских курсов -4 положено начало высшему образованию для женщин

• • •  Образование в начале XX века

• Рост грамотности населения (с 21% в 1897 г. до 30% в 1917 г.).
• Создание сети высших начальных училищ (готовили к поступлению в среднюю школу).
• Увеличение числа средних учебных заведений (гимназий и реальных училищ).
• Открытие сельскохозяйственных, медицинских, учительских институтов.
• Создание народных «вузов» .
— Деятельность воскресных школ для взрослых.
— Восстановление автономии вузов (после 1905 г.)

М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев

М. В. Ломоносов (1711—1765 гг.) 19-летним юношей отправился из Холмогор в Москву, где в 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1736 г. был направлен в Петербургский академический университет и в том же году командирован в Германию. Вернулся на родину в 1741 г. А уже в 1745 г. М. В. Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук. Ученый занимался изысканиями в области математики, физики, химии, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознания, философии, истории. В 1755 г. основал Московский университет. План организации университета, составленный М. В. Ломоносовым, предусматривал преподавание на русском, а не на латинском языке, а также предоставлял возможность учиться представителям непривилегированных сословий.

Н.И. Лобачевский (1792—1856 гг.) — математик, преподаватель, ректор Казанского университета. В 1807 г. он поступил в университет Казани. В 1814 г. занял должность адъюнкта, а позже — профессора. Преподавал математику, астрономию, физику. В 1819 г. стал деканом физико-математического факультета, а в 1827—1846 гг. — ректором Казанского университета. Развивал математическую теорию и неевклидову геометрию. В алгебре Н. И. Лобачевским был разработан способ приближенного решения уравнений. Он же сформулировал несколько теорем в математическом анализе.

Во второй половине XIX в. совершил свои открытия великий химик Д. И. Менделеев (1834—1907 гг.). Величайшей заслугой Д. И. Менделеева было открытие периодического закона химических элементов. На его основании Д. И. Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Д. И. Менделеева «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки.

Конспект урока по Истории России «Образование в XVIII — начале ХХ вв.»

Следующая тема: «Литература и искусство в XVIII — начале ХХ вв.»

Реформы в образовании

В начале века существовала сословная система образования.

Повсеместно было распространено домашнее образование. Учителя приглашались в дворянские семьи. Учили они иностранным языкам, музыке, словесности, этикету и живописи.

Крепостным крестьянам обучение было недоступно. Правительство боялось широкого просвещения народа. Но развитие капиталистических отношений в экономике требовало грамотных и образованных людей.

После реформ Александра II образование сделало огромный шаг вперёд. Сложились три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. Открылись классические и реальные гимназии, были основаны новые университеты.

Для дворянских детей создали сеть закрытых учебных заведений: Пажеский корпус, «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре, Царскосельский лицей. Эти учебные заведения финансово поддерживало правительств.

Появились профессионально-художественные училища закрытого типа: Балетная школа при Московском воспитательном доме, Академия художеств.

В первой половине XIX века было улучшено военное образование. Выросло число кадетских корпусов. Туда стали принимать детей обедневших дворян на бесплатной основе.

Впервые была создана государственная система связанных между собой учебных заведений: приходские и уездные училища, губернские гимназии и университеты с общим сроком обучения 10 лет.

Были основаны женские гимназии и женские училища. В 1860-70-х годах основаны первые государственные и учительские семинарии, а в 1872 г. появляются реальные училища.

Особое место в развитии образования занимают земские трёхгодичные школы. Обучение в них было организовано лучше, чем в церковно-приходских школах. Кроме письма, чтения, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь изучались природоведение, география, история. Учили детей представители земской интеллигенции. Земский учитель становится подлинным подвижником просвещения.

Образование получали далеко не все. Екатерина II считала, что «черни не должно давать образование». Грамотный крестьянин не станет повиноваться в должной мере. Эта ситуация не менялась до начала XX века.

Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования. Если в начале XIX века в стране было только два университета, в Москве и Вильно, то в 60-х годах открылись 8 университетов, а также Практический технологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный и межевой институты в Петербурге, Институт гражданских инженеров, Высшее техническое училище и Петровская земледельческая и лесная академия в Москве.

Петербургское народное училище для подготовки учителей было преобразовано в Педагогический институт. Педагогические институты были созданы при всех университетах, так как учителей в России катастрофически не хватало.

Для дочерей дворян был создан Смольный институт благородных девиц — первое в России привилегированное женское воспитательное заведение, где давалось среднее образование. Туда принимались девицы потомственного дворянства и дочери высоких чиновников. Воспитание в нем продолжалось с 6 до 16 лет.

Царскосельский лицей учил небольшое число дворянских детей. Он был создан для того, чтобы выпускники участвовали в управлении Россией.

Мещанское училище было открыто для дочерей дьячков, солдат, конюхов, лакеев. Девочек учили стряпать, мыть, чистить, ткать, шить, вязать.

Начали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых: рабочие курсы и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, торговой лавкой и чайной.

Просвещение и наука

Для развития общества страны в XIX столетии требовалось серьезно изменить область просвещения. Большую роль в ее реформировании сыграл Александр I. Созданная во время его правления система образования включала:

  • начальные одноклассные приходские школы и двухклассные уездные училища;
  • четырехклассные гимназии;
  • университеты и технические учреждения образования.

Следует заметить, что последних учебных заведений в стране было сравнительно мало. Центральное место в этой системе занимали университеты. Одновременно с ними существовали учебные заведения для дворян — лицеи. Наиболее известным среди них был Царскосельский. Для желающих получить военное образование были открыты кадетские корпуса. Однако учиться в них могли лишь дети дворян.

Несмотря на это, система образования в России сделала шаг вперед. Еще в XVIII столетии учиться могли лишь представители высшего дворянства. В 19 веке образование стало доступным для мещанства, ремесленничества и купечества. Также положительную роль в росте уровня образованности населения страны сыграло и увеличение числа библиотек. Общество все больше интереса проявляло к прессе, что привело к росту количества газет и журналов.

Серьезных успехов в XIX столетии добилась и российская наука. В это время была выпущена «История государства Российского» Карамзина в 12 томах. Первая половина века примечательна активными действиями русских моряков, предпринявшим более 40 путешествий вокруг света. Благодаря экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена (1819−1821) была открыта Антарктида. В 1839 году усилия Струве привели к открытию Пулковской астрономической обсерватории.

В мировую историю вошли имена русских математиков Лобачевского, Буняковского и Остроградского. Не отставали от коллег и физики:

  1. 1802 год — открытие электрической дуги Петровым.
  2. 1828−1832 года — создание Шиллингом электромагнитного телеграфа. Несколько позже Якоби соединил столицу страны с Царским Селом подземным кабелем.
  3. Ленц активно изучает процесс превращения тепловой энергии в электрическую.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: