Первая перепись населения и введение паспортов
С целью учёта в стране количества населения, которое должно платить подушную подать, была впервые в истории России проведена перепись (ревизия) населения. Эти списки назывались ревизскими сказками. В 1724 г. вводились паспорта, что позволяло государству обеспечить систему контроля над подданными и ограничить возможности передвижения по стране.
Заводы Демидова. Во времена Петра I одним из самых крупных частных владельцев мануфактур был Никита Демидов. Он производил на уральских Невьяновских заводах железо, которое продавал государству для нужд армии. Часто на заводах Демидова использовались беглые люди. Они таким образом уходили от правосудия, а Демидов за них не платил налогов, потому что они нигде не были учтены. Жизнь таких работников была очень тяжёлой. Они жили в подвалах, которые легко можно было затопить, если вдруг нагрянет государственная проверка количества работающих.
Сословия в России в 19 веке
Как уже было сказано, русское общество не видело раньше сословного общества, поэтому Петр I полностью скопировал его с Запада, но с некоторыми особенностями и адаптацией под нашу местность.
Те или иные слои общества относились к нововведениям по-разному, а некоторые личности так и не приняли этих изменений, поэтому только формально и вынужденно участвовали в реформах.
В целом, появились как классы своего рода аристократии, так и податные сословия – наиболее униженные категории населения, которые были вынуждены служить в армии, платить дань за каждого человека в семье, повиноваться многим дополнительным законам.
В таких условиях неудивительно, что начало бунтов против царской системы и поздний приход марксизма нашел очень благодатную почву.
Холопы
Это самая бесправная группа населения, стоящая на нижней ступени социальной лестницы. Они несли обязанности только перед своим господином и полностью зависели от него, приближаясь по своему положению к рабам. Именно из института холопства впоследствии развилось крепостное право. Нужно отметить, что иногда это был временный статус. Если холопом становились ради ссуды, то человек мог вернуть себе свободу после выплаты долга.
Холопы могли быть прислугой, помогать по хозяйству, заниматься ремеслом, обрабатывать землю. Княжеские и боярские холопы, которых называли «большие», могли занимать довольно высокое положение при дворе господина. Многочисленными были две категории – страдники и кабальные.
Страдники
Они получали надел земли в свою собственность, обрабатывая за это господскую пашню. Это были холопы, посаженные на землю и получившие от феодала инвентарь, семена, рабочий скот.
Кабальные или служилые
Кабала – это форма личной зависимости, связанная с займом, возникшая с середины XV в. Займ брался под обязательство отработать проценты в хозяйстве кредитора, то есть человек становился холопом до выплаты долга. Кабала часто становилась пожизненной. К кабальным холопам также относились люди, взявшие ссуду с обязательством служить за это до смерти господина, то есть продавшие себя (или кого-то из членов семьи) в холопы на неопределенный срок.
Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян
Положение этих двух основных крестьянских групп было различным.
Крестьяне черные (черносошные):
- лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца;
- за ними сохранилась значительная степень личной свободы (среди прочего – право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования);
- сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей.
В зависимости они находились только от государства. По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность – платили подати и исполняли различные работы.
Миниатюра. 17 в.
Не удивительно, что с усилением крепостнического строя численность этой группы в общей массе крестьянского населения неуклонно сокращалась. Крупные и мелкие феодалы-землевладельцы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей. Используя все возможные механизмы, они пытались закрепостить, лишить экономической, а затем и личной свободы черносошных крестьян.
Все методы для этого были хороши. Можно было свободного крестьянина закабалить, опутав его долгами и невозможными для исполнения обязанностями. Можно было всех членов семьи обратить в крепостничество, если один из них был выходцем из крепостных. Уважая христианскую мораль, закон требовал семью не разрывать. Женясь на крепостной или же выходя за крепостного замуж, человек понимал, что он может последовать за любимым в крепостную неволю: крепостными навсегда останутся и его дети.
Интересно
А можно было вообще прибегнуть к услужливым и падким на взятки судейским властям и предъявить заведомо неправдивые свидетельства о том, например, что в далеком прошлом один из предков черносошного крестьянина был в собственности далеких предков алчного помещика. Изготовить нужную, и при этом – фальшивую, грамоту сложности особой не представляло. Суд же практически никогда не вставал на защиту униженных и оскорбленных.
Со временем, но уже к концу 17 в., усилилось и давление на лично свободных, тягловых, черносошных крестьян и со стороны государства. Они облагались все возрастающими подушными податями, все большим оброком, переводились в разряд государственных.
Чем отличался крепостной крестьянин от государственного, так это сохранением личной свободы, проживанием на казенных (государственных) землях, исполнением повинностей только по отношению к государству. Последнее, однако, характерно уже для последующих веков, 18 и 19.
В течение же века семнадцатого черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению. Меньший гнет наблюдался в отдаленных уголках России – на Севере (в Поморье), в Сибири. Туда и устремлялись спасающиеся от притеснений и угнетения, от опасности попасть в крепостную зависимость черносошные крестьяне.
Вторую, и при этом все увеличивающуюся группу составляли крепостные.
Крестьяне, приносящие оброк в монастырь
Посадские люди и казаки
Подавляющее большинство жителей городов составляли “черные люди” — ремесленники. Видное место среди городского населения занимали купцы.
В городах наблюдалось резкое имущественное расслоение. Высшие слои московского купечества составляли две корпорации: гостей—“сурожан”, ведших торговлю с Югом, и суконщиков, торговавших с Западом.
Сурожане торговали, главным образом, шелками, а суконщики—сукнами. И те, и другие объединялись в свои особые корпорации, или “сотни”. Сурожанами и суконщиками были крупнейшие купцы. Они нередко давали в долг деньги царю, боярам, сами покупали землю и даже роднились с боярством и становились боярами. Купцы пользовались рядом привилегий, могли торговать беспошлинно в пределах Московского государства.
В конце XVII в. в казачьей среде наблюдается уже далеко зашедшее имущественное и социальное расслоение.
XVII столетие внесло немало изменений в хозяйственную жизнь страны, ее сословно-классовое деление, подготовило новый и бурный подъем во всех областях жизни в эпоху петровских преобразований.
Права и обязанности владельческих крестьян
Права владельческих крестьян по Соборному Уложению 1649 г.:
- неотчуждаемый по воле помещика земельный надел;
- судебная защита от чрезмерных поборов со стороны помещика;
- судебная защита от посягательства на жизнь и здоровье крестьянина со стороны помещика;
- ограниченные личные права (в т.ч. запрет на торговлю крепостными).
Обязанности владельческих крестьян:
- запрет на переход к другому помещику;
- работа на земле, принадлежащей помещику, несение повинностей в пользу помещика;
- отсутствие иной деятельности, кроме непосредственной работы на помещика;
- запрет свободно перемещаться более чем на 30 верст от деревни.
Крестьяне при Петре 1
К концу 17 века большое количество владельческих крестьян стало зависимо от землевладельцев. Различия между холопами и крестьянами было практически неотличимо. Это было связано из-за того что крестьяне брали в долг у землевладельца еду, орудия труда, деньги, а выплатить этот долг не могли.
По законам того времени должник, который не может вернуть долг автоматически становится холопом того, у кого он занимал. В 1965 году Петр 1 издает указ, по которому холопы, обрабатывающие земли, должны были платить подать.
Если крепостного крестьянина в холопы гнала жизнь (невозвратные долги), то холопов приравнивало к крестьянам государство. В те времена была частой практика продажи крестьян без земли, тем самым стирались отличия между крепостными крестьянами и холопами.
Виды крестьян
- Посессионные — категория, введённая в 1721 году для обеспечения дешёвой рабочей силой промышленности. Являлись неотделимым инвентарем (т.е. вещью) фабрики или завода.
- Приписные — государственные крестьяне, вместо платы налогов отрабатывающие на промышленных предприятиях.
- Дворцовые — принадлежащие лично царю и членам царской фамиии
- Государственные — большая часть крестьян, лично свободные, но прикреплённые к земле (не имели право переселения).
- Однодворцы — сословие возникшее при расширении южных границ Русского государства и состоявшее из военизированных землевладельцев, живших на окраинах государства и нёсших охрану пограничья.
- Холопы — лично зависимые от помещиков крестьяне, по правовому положению сравнимые с рабами.
Вплоть до царствования Петра I купля-продажа крепостных крестьян была запрещена рядом указов и Уложением 1649 г., он был первый кто санкционировал эту практику. В течение XVII в. происходило постепенное ухудшение статуса крепостных крестьян и усиление произвола со стороны помещиков. Тем не менее, сохранялись существенные различия между статусом крепостных и холопов (рабов), число которых было в целом незначительно. Наконец, в XVII в. существовала большая категория фактически свободных крестьян, живших не на землях дворян, а на государственной земле или своей собственной и не имевших никакого отношения к помещикам. В частности, практически все крестьяне Урала, Сибири и Севера России относились к данной категории.
Крепостные крестьяне в 17 веке в России
В среде владельческих крестьян также имелись различия. В зависимости от положения, они подразделялись на:
- Боярские или вотчинные. Их доля с утверждением абсолютизма в России и усилением дворянства постоянно и неуклонно уменьшалась. К концу 17 в. они составляли только 10% от общей численности крепостных.
- Помещичьи. К концу 17 в. основным хозяином земли и крепостных крестьян стало все больше укрепляющееся дворянство. Ему к концу 17 в. принадлежало больше половины (около 60%) всех крестьянских дворов.
- Монастырские (церковные). Церковь, которая превратилась в крупного феодала, владела в пределах 15% от всех крепостных.
- Дворцовые (царские). Государство, царская семья владела в общей сложности 10% крепостных, и доля эта постепенно возрастала. Известны слова Екатериной II, назвавшей себя (правда, через сто лет после описываемого здесь 17 в., во время Пугачевского восстания) казанской помещицей.
В крепостную зависимость к разным землевладельцам постепенно, в течение 17 в., переводились и другие категории незащищенного населения – бобыли (не имевшие собственного подворья и обрабатываемого ими надела, или утратившие право на его получение, крестьяне) и холопы. Со времен «Русской правды» их положение часто определяется как полурабское. И это справедливо. Они были оторваны от земли, исполняя роль прислуги своих господ. К исходу века и те и другие практически полностью слились с основной массой крепостного крестьянства.
Усадьба помещика. Рисунок из альбома Майрберга 1661-1662 гг.
Крестьяне в царствование Петра I
Здесь и заключалось основание последовавшего за этим фактического уравнения крестьян с холопами. Но по закону крестьянин рабом не становился; владельческие крестьяне сохраняли гражданские права: за ними закон признавал гражданскую правоспособность и дееспособность, они могли даже вступать с казной в подряды и договоры.
В глазах законодателя и холопы уравнивались с крестьянами. Но на практике податная ответственность землевладельца за крестьян и право суда над крестьянами, оба эти явления, существовавшие помимо закона; по обычаю, давали помещикам такую власть над крестьянином, что в их глазах крестьянин становился равным холопу.
Уже при Петре I началась продажа крестьян без земли не только семьями, но и в розницу, и Петр напрасно прилагал старания прекратить этот обычай.
Таким образом, при Петре I, как и ранее, закон понимал крестьян как граждан и в то же время холопов стремился привести в одно положение с крестьянами под общим термином «подданных» шляхетства.
Но шляхетство, получая от правительства власть над «подданными», смотрело на крестьян, как на холопов, и на практике обращалось со всеми своими «подданными», как с холопами. Стало быть, новых начал в положение крестьян владельческих при Петре внесено не было. Новостью являлась при Петре лишь система подушной подати, заменявшая древнее прикрепление к земле началом личной (податной) зависимости крестьянина от землевладельца.
Но эта личная зависимость существовала и в XVII в. уже до Петра.
Не одни владельческие крестьяне составляли крестьянское сословие. Кроме них в качестве податного класса граждан при Петре существовали: 1) крестьяне черные или черносошные, жившие на государственных черных землях и оставшиеся при Петре в том же свободном состоянии, в каком были ранее; 2) крестьяне монастырские, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии); 3) крестьяне дворцовые, обязанные различными повинностями ведомству двора государева; 4) крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721 г., которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам, и недворянам) покупать деревни и людей к фабрикам; наконец, 5) однодворцы – класс измельчавших служилых землевладельцев, когда-то поселенных по южным, преимущественно, границам Московского государства для их защиты.
При Петре они были записаны в ревизские «сказки», платили подушные подати, но сохраняли право личного землевладения и владения крестьянами.
Дворцовые перевороты. Изменение положения дворян и крестьян
Период дворцовых переворотов характеризовался постоянным увеличением привилегий дворянства и ухудшением положения крестьян. Впервые Павел I сократил барщину до трёх дней. Все остальные указы императоров, касающиеся участи крестьян, преследовали цель- усилить их зависимость от помещиков. Крестьян стали продавать как обыкновенную вещь, часть имущества помещиков.
Правитель |
Изменение положения дворян |
Изменение положения крестьян |
Екатерина 1 1725-1727 |
Дворяне получили право торговать во всех городах и на пристанях ( раньше это было привилегией купечества) |
1726- Указ о запрете крестьянам свободно уходить на промыслы |
Пётр 2 1727-1730 |
— |
— |
Анна Иоанновна 1730-1740 |
1731- отменён Указ о единонаследии. 1736 – служба дворян ограничена 25-ью годами, вместо бессрочной. |
1736 – Указ о вечно отданных, он закреплял за мануфактурами и всех семей работников. |
Иван 6 1740-1741 |
— |
— |
Елизавета Петровна 1741-1761 |
1746 – Указ, по которому только дворяне могли покупать крестьян с землёй и без неё, владеть землёй и крестьянами имели право только дворяне. 1747 – разрешено дворянам продавать крестьян в рекруты. 1754- создан дворянский банк. 1755- винокурение стало монополией дворянства. |
1742 – запрещено крестьянам поступать на военную службу по своему желанию. 1760- помещики получали право ссылать крестьян, неугодных им, в Сибирь , причём делалось это без суда и следствия. |
Пётр 3 1761-1762 |
1762- Манифест о вольности дворянской , по которому дворяне были освобождены от обязательной службы. |
1762- запрет покупать крепостных крестьян к заводам. |
Екатерина 2 1762-1796 |
1765- открытие Вольного экономического общества. Цель: рационально организовать помещичьи хозяйства, приблизить их к рынку. 1785- Жалованная грамота дворянству. Привилегии: — к дворянам не применялись телесные наказания, — не взималась подушная подать, -служба не была обязательной -право собственности — неограниченное -право торгово-промышленной деятельности. Золотой век русского дворянства. Оно стало именоваться «благородным». Полномочия сословных учреждений дворянства были расширены( дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями получили самоуправление). |
1765- право помещиков ссылать неугодных крестьян в Сибирь на какое угодно время с правом возврата их в любое время. Подавление крестьянской войны под предводительством Пугачёва и других народных выступлений. 1771- запрет продажи крестьян с торгов. Однако в 1792 г это право восстановлено. С 1783- крепостное право установлено и на Украине. 1785- в Жалованной грамоте дворянам крестьяне не выделены из состава недвижимого имущества, то есть были вещью помещика. По судебной реформе суд крестьян назывался расправой. При Екатерине II крепостное право достигло наибольшего расцвета, было полное беззаконие по отношению к крестьянам, они превратились в собственность помещиков. |
Павел I 1796-1801 |
1797-отмена некоторых пунктов Жалованной грамоты дворянству восстановлены телесные наказания за уголовные преступления). Раздача помещикам казённых земель с крестьянами в качестве пожалований. |
1797- сокращение барщины тремя днями 1798-разрешено покупать крестьян к фабрикам и заводам. Запрет продажи дворовых и безземельных крестьян. |
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Владельческие крестьяне
Кроме черносошных, существовала вторая категория населения, обрабатывающего землю. Это были владельческие крестьяне. В истории России процесс закрепощения происходил в несколько этапов, а после отмены Юрьева дня статус таких крепостных окончательно определился. Правовое положение владельческих – это крестьяне, принадлежавшие помещику на правах собственности. В этом заключалось отличие в положении черносошных и владельческих крестьян: если первые считались лично свободными, то у вторых не было ничего: ни свободы, ни земли. Все принадлежало господину. Степень зависимости у владельческих была абсолютной: помещик мог продать их, с землей или без земли, обменять на лошадей или собак, подарить кому-либо.
Налоги и повинности
Тягло — это система налогов и повинностей в Средневековом Московском государстве. «Тянуть тягло» — означает попросту платить налоги. В период монгольского ига черносошные крестьяне платили дань. В послемонгольский период эта же дань уплачивалась не в Орду, а уже Великому московскому князю, за с 1547 года — московскому царю. Дань эта превратилась в оброк — фиксированный налог деньгами.
Тут нужно понимать, что в правитель Московии считался верховным собственником всей земли и всего населения в государстве. Сословно-представительная монархия стремительно (за 150 лет) превратилась в абсолютную
Как следствие все население, неважно какое, стало пониматься как холопы русского царя. Поэтому царь этот мог распоряжаться своими подданными как ему вздумается
Именно поэтому, кроме оброка, крестьянин должен был исполнять повинности в пользу казны.
Василий Перов. Тройка. 1866 год
Городовое дело — эта повинность заключалась в обустройстве городских укреплений и в приведении города в порядок. Понятное дело, что такие работы не оплачивались черносошному люду, а считалась повинностью.
Ямское дело, или ямская повинность — обустройство почтовой службы. Наверняка вы знаете, что начало ямскому делу положили монголо-татары. Полезное было начинание, и поддерживалось властью и после освобождения от ига Золотой Орды.
Княжеские повинности, среди которых была постойная, например. Крестьяне обязаны были «ставить» двор князю, кормить его лошадей, снабжать его хозяйство всем необходимым. Более того, черносошные крестьяне были обязаны содержать продуктами местного волостеля. Система кормлений до своей отмены полностью ложилась на рассматриваемую категорию населения.
Как видите, понятие «лично свободные крестьяне» весьма размытое понятие. Сделал дело, гуляй смело. Однако гуляй пока вновь на тебя не возложат какую-нибудь повинность. И чем дальше в историю, тем больше их было. «Делу время — потехе час» — еще одна пословица. Как будто час — это много =)
Кроме черносошных крестьян надо знать про экономических, монастырских, удельных, и прочие категории. В моем видеокурсе есть часовой урок «Сословия в Российской Империи», в котором я подробно разбираю каждое сословие, и какие были разряды в каждом. На наших курсах подготовки доступен не только видеоурок, но и задания первой и второй части теста по нему с моей проверкой и консультациями!
До встречи в следующих статьях!
Поделиться в соц. сетях
Хозяйственная деятельность
В хозяйственной деятельности положение черносошных и владельческих не слишком различалось: и те и другие обрабатывали землю. При этом черносошные несли повинности в пользу общины, владельческие – в пользу господина.
Нередко черносошные проживали на малоосвоенных территориях, на окраинах, а потому, кроме обработки земли (часто не слишком плодородной), занимались дополнительными промыслами: ловили рыбу, охотились, собирали грибы и ягоды. Особенно много таких крестьян появилось в Поморье и в Сибири с началом освоения этих суровых климатических зон.
В XVIII в. с личной свободой для крестьянского сословия было покончено: в 1775 году вышел указ, согласно которому все крестьяне объявлялись чьей-либо собственностью. Черносошные были «приписаны» к казенным палатам.
Если сравнивать положение черносошных и владельческих, то, несомненно, первые оказывались в менее тяжелом положении: они хотя бы могли перейти на новое место жительства, сменить свой участок на другой. Они обладали главным – личной свободой и свободным выбором, чего владельческие крестьяне были изначально лишены.
Результаты сословной политики Петра 1 для крестьян
Самым главным результатом сословной политики Петра 1 стало объединение землевладельческого класса. Теперь крепостные крестьяне разделялись на – принадлежавших своих помещиков и принадлежавших государству.
Обе группы крестьян записаны в ревизские списки и платят подушную подать. Если ранее до правления Петра 1 подать брали с территории обрабатываемой земли, то крестьяне старались уменьшить количество обрабатываемой земли, чтобы платить меньшую подать. Позже, ввелась подать с двора, и крестьяне стали объединяться на небольшой территории, чтобы опять же снизить размер подати. Введенная Петром 1 подушная подать позволила крестьянам возделывать большую территорию, что благоприятно сказывалось на земледельческой отрасли в России.
Но с другой стороны ухудшилось положение крестьян в сторону большей зависимости от помещиков. По указу Петра крепостными становились все те, кто находился во время переписи на территории помещика. Выхода из крепостных не было. При Петре 1 исчезли холопы, гулящие люди, задворные – все они по результатам ревизии становились крепостными того, на чьей земле они находились во время той самой ревизии.
Подушная перепись населения
Указом 1719 года в списки заносились только крестьяне и холопы, обрабатывавшие земли. Но уже в 1723 года в податные списки стали заноситься все дворовые люди, даже те, которые просто служили господину и не обрабатывали земли. Если же во время переписи находились люди, которые не знали кому они принадлежат или дети, то они автоматически отдавались тому помещику на чьей земле они находились в тот момент.
Позже в подушные списки попали отставные военные – солдаты, матросы, пушкари, стрельцы.
До 1722 года вольные и гулящие люди, а в этот разряд входили – вольноотпущенные холопы, кабальные холопы, обретшие свободу по случаю смерти хозяина, и все другие люди, чья судьба выкинула их из его разряда, не вносились в подушную перепись.
Но Петру 1 это не нравилось и он решил извлечь выгоду из этих людей. Теперь всему этому разряду людей должно было найти себе помещика или пойти на службу. Если на службу он не годился, а помещик его брать не хотел, то его ссылали на галеры.
Первая перепись населения при Петре 1 привела к введению подушной подати.
Кто такие владельческие крестьяне
Определения
Владельческие (крепостные) крестьяне — это крестьяне, находившиеся в личной зависимости от дворян-помещиков.
Крепостное право — набор юридических норм, определяющих сословное положение лично зависимого крестьянства в России XVI–XIX вв.
Основными характеристиками крепостного права являются:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- запрет уходить со своих земельных наделов без разрешения властей — прикрепление крестьян к земле («крепость» крестьян земле);
- принудительный возврат беглых крестьян;
- подчинение крестьян административной и судебной власти феодала;
- ограничение имущественных прав крестьян (отчуждение земельных наделов, продажа недвижимости).
Крестьяне в России XVII века
В России XVII века владельческими назывались такие крестьяне:
- лично зависимые от феодала;
- проживающие на надельной земле в системе феодальной вотчины;
- принадлежащие феодалам на правах собственности;
- не имеющие собственных средств производства;
- несшие повинности в пользу феодала.
Категории владельческих крестьян противопоставлялась категория лично свободных — черносошных крестьян, которые, в отличие от владельческих:
- владели землей на правах собственности (с некоторыми имущественными ограничениями);
- несли повинности не в пользу помещика, а в пользу Российского государства;
- обладали большим набором личных прав, в том числе определенной свободой перемещения.
Крепостные крестьяне: права и обязанности
Следует сказать, что лучшее положение было именно у крепостных, принадлежавших государевой семье. Управлялись они царскими приказчиками. В обязанности их входило снабжать царский двор необходимыми продуктами, дровами, исполнять различные повинности, в т. ч. – оброк (сначала – натуральный, позже – денежный).
Для всех же остальных крепостных жизнь складывалась иначе. Главная повинность, отбываемая крепостными и временнообязанными крестьянами (последняя категория появилась позже, после отмены крепостного права, и, следовательно, для 17 в. нехарактерна), – это барщина. Она-то и ложилась едва ли не самым тяжким бременем на плечи лично зависимого крестьянина. Потому и считается обычно, что среди многих других элементов социально-экономического и морально-нравственного характера, в первую очередь, крепостную зависимость крестьян характеризует понятие барщина.
Важно
По сути своей, барщина являлась принудительным трудом находящихся в крепостной зависимости от землевладельца крепостных. За пользование получаемым от собственника наделом, они обязаны отрабатывать (причем, собственным инвентарем и рабочим скотом) в его пользу определенное количество дней. Законодательно число их ограничено не было. Все зависело от доброй воли (или ее отсутствия) у помещика.
Обычно барщина оставляла от 3 до 5 дней. Но могло быть установлено прихотью помещика и все шесть дней в неделю. Вот только в воскресенье и в христианские праздники работать заставить было практически невозможно. На защиту крепостного всем своим возрастающим авторитетом мощно вставала Церковь. Не удивительно, поэтому, что в православной традиции такое почитание Святых! Они в условиях ужасающей деспотии кровопивцев-помещиков и действительно были защитниками угнетенных и обездоленных.
Наказание крепостного кнутом
Говорить о каких-то законодательно гарантированных правах крепостного крестьянства в Росси семнадцатого века сложно. Государство думало, в первую очередь, о том, как бы еще больше выжать из крестьянина, полностью вверяя его в руки господина.
Еще труднее определяется правовое положение крестьян вышедших из крепостной зависимости. По той простой причине, что для семнадцатого века это вообще было явлением из ряда вон выходящем. Даже если крестьянин и получал вдруг «вольную», то без земли, без имущества, без перехода в другую социальную группу его участью было искать покровительства у «сильных мира сего», у тех же феодалов, которые угнетали его до этого. Тем более что с течением времени крепостничество превратилось во всеобъемлющую административную и личную власть помещика над зависимым от него (а фактически – ему принадлежащим) крепостным. Право помещиков в отношении крепостных крестьян позволяло ему продавать принадлежавшего ему крестьянина, как ему вздумается – с землей, или без земли, на вывод; разлучать семьи, продавая детей, отрывая их от родителей; безнаказанно истязать их, сечь кнутом за малейшую провинность, или и вовсе из самодурства… Пытки крепостных крестьян были в обычае тех жестокосердечных времен.
Не удивительны, поэтому, частые побеги крепостных от слишком уж зарвавшихся помещиков. Частыми были крестьянские восстания и просто бунты.
Царская власть стремилась защитить феодалов о народного гнева. Издавались акты, утверждающие право собственности помещиков на крестьян и землю. Продлевались сроки розыска убежавших от крепостного рабства, вплоть до отмены всяческих сроков давности (урочных лет). Воспрещался и самовольный переход крепостного к другому помещику.
Торг. Сцена крепостного быта. Из недавнего прошлого. Николай Неверев
Жизнь крепостных крестьян в России 17 века
Социально-экономическим и правовым статусом крепостного определялась вся его жизнь. Как жили крепостные крестьяне в России семнадцатого века хорошо известно из различных источников.
Средоточием всей жизни крестьянина являлась сельская община. Именно в ней находил отраду, а зачастую помощь и даже защиту лишенный в глазах государства и феодала всяких прав подневольный человек. В условиях крайне неразвитого быта, повседневные нужды ограничивались удовлетворением самых минимальных потребностей.
Простой дом, а вернее – изба-пятистенка. Но стремление к чистоте, бывшее, что называется, «в крови» у народа, вызвало к жизни целое направление в строительство. Речь идет об устройстве бань, которыми так восхищались и которым даже удивлялись путешествующие иностранцы. Крестьянин даже в своем крепостном бесправии заботился о чистоте, превращая процесс ее достижение в настоящее искусство.
Простая и очень скудная еда. Но сдобренная многочисленными напитками. В том числе, и горячительного характера, конечно. Соления и копчения, заготовка грибов и ягод – все это тоже из крестьянского быта той мрачной (и это правда!) эпохи.
Зимой. В. Серов
Чем занимались крепостные крестьяне зимой, – отдельный вопрос. «Зима! – передает поэт радостное ощущение этого времени года. – Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь…». Зима для крепостного, кажется, действительно самая лучшая пора. Как жили крепостные крестьяне в долгие зимние месяцы, сказать вполне однозначно трудно. Очевидно, по-разному. Однако почти общим для всех становится то, что работ на помещика становится меньше, а времени свободного – больше. Это – время сельских ярмарок народных гуляний, гаданий и любимых праздников. Рождество, Масленица – главнейшие из них. В народных песнях, под балалайку – народный русский инструмент – вершится, продолжается народная крестьянская жизнь. Пусть это крестьянство было даже крепостным.
Что это за люди?
С момента появления и до конца 12 века существовало правило: князь принимал решение, кто из его окружения способен носить почетное звание «боярин». Такому счастливчику князь мог доверить управление своим войском. Также боярину предоставлялась возможность распоряжаться той землей, которая становилась собственностью, доставшейся в качестве, так сказать, военного трофея князя.
В зависимости от занимаемого положения и влияния бояре делились на две категории:
- очень богатые — старшие бояре;
- менее богатые — представители младшей дружины.
Первые обзаводились небольшим войском — дружиной, чем они часто злоупотребляли, соперничая между собой и даже с князем. Самые высокопоставленные бояре заседали в думе
Князь вынужден был прислушиваться к их весомому мнению, когда решались вопросы государственной важности или судебные тяжбы. Князем ценились бояре и дворяне, но они регулярно враждовали между собой
Младшие бояре и назначались князем на разные важные должности: сокольничий, конюх, казначей, стольник, дворецкий и т. п. За это получали жалованье — «в кормление».
Термин «дворянин», очевидно, связан со службой при княжеском дворе, которая заключалась в выполнении разного рода распоряжений по военной, финансовой или хозяйственной части. Этого права удосуживался представитель младшей дружины. В качестве вознаграждения за верную службу и проявленную доблесть во время боевых действий дворянин получал надел земли вместе с крестьянами. С 15 века дворянский титул становится унаследованным. При этом выделенная в пользование земля также переходила наследникам. Кто такие дворяне, изучают еще в средней школе.
Боярское сословие теряет господствующее положение в 17 веке. Началом этому процессу послужили реформы Петра I. Наоборот, дворяне получили больше привилегий благодаря манифесту Петра III и грамоте Екатерины, соответственно в 1762 и 1785 годах.